Научная статья на тему 'Ретроинновационные волны в современной российской образовательной политике'

Ретроинновационные волны в современной российской образовательной политике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕТРОИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL POLICY / RETROINNOVATIONS / EDUCATIONAL DEVELOPMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский М.В.

В статье дана характеристика ретроинновационных волн в российской образовательной политике 1990-х -2018 гг. Представлено обоснование потенциала этих волн для развития российского образования и риски ретроинновационной экспансии в современное российское образование и на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROINNOVATIONAL WAVES IN MODERN RUSSIAN EDUCATIONAL POLICY

In the article, in a holistic form, the retroinnovational waves in the Russian educational policy of the 1990s 2018 were characterized. The potential of these waves is substantiated for the development of Russian education and the risks of retroinnovational expansion into modern Russian education and the future are presented.

Текст научной работы на тему «Ретроинновационные волны в современной российской образовательной политике»

УДК 378

БОГУСЛАВСКИЙ М.В.

доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО E-mail: hist2001@mail.ru

UDC 378

BOGUSLAVSKY M.V.

Doctor of pedagogical Sciences, professor, head of the Center of History of Pedagogy and Education Federal State Budget Scientific Institution «Institute for Strategy of Education, corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chairman of the Scientific Council on the Problems of the History of Education and Pedagogical Science at the Department of the Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education E-mail: hist2001@mail.ru

РЕТРОИННОВАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ* RETROINNOVATIONAL WAVES IN MODERN RUSSIAN EDUCATIONAL POLICY

В статье дана характеристика ретроинновационных волн в российской образовательной политике 1990-х -2018 гг. Представлено обоснование потенциала этих волн для развития российского образования и риски ретроинно-вационной экспансии в современное российское образование и на перспективу.

Ключевые слова: образовательная политика, ретроинновации, стратегии развития образования

In the article, in a holistic form, the retroinnovational waves in the Russian educational policy of the 1990s - 2018 were characterized. The potential of these waves is substantiated for the development of Russian education and the risks of retroinnovational expansion into modern Russian education and the future are presented.

Keywords: educational policy, retroinnovations, educational development strategies.

В современном образовании реализуются различные виды инноваций. Наряду с проективными инновациями, на протяжении последних уже почти 30 лет в российском образовании, всё более проявлялись, так называемые, ретроинновации. При этом подчеркнём, что само понятие «ре-троинновация» не несёт негативного оттенка, а только научно фиксирует такой тип инноваций, когда в современное образование «возвращаются», после определённого исторического перерыва, уже ранее присутствовавшие в нём феномены.

Природа и сущность ретроинноваций охарактеризована нами в цикле публикаций [3-5]. В них обращалось внимание на природу ретроинноваций: прошлое возвращается «всем пакетом». Если в современное образование начинают проникать из прошлого какие то феномены, значит, постепенно, вернутся все фантомы, входящие в ретроин-новационную обойму.

В данной связи отметим, что, наряду с инновационными волнами, за рассматриваемый период 1991-2018 гг. через российскую систему образования уже прошли две ретроинновационное волны и мы находимся сейчас в начале третьей ретроинновационной волны.

1. Первая ретроинновационная волна произошла в 1990-е годы и заключалась в возвращении в отечественное образование утраченных после 1917 г. образовательных феноменов дореволюционной России. Так в видовое разнообразие учреждений российского общего образования после более чем 70 летнего перерыва вернулись лицеи,

гимназии, в том числе и классические, прогимназии, воскресные и церковно-приходские школы, кадетские корпуса, институты благородных девиц и пансионы.

Но дело заключалось не только в реинкарнации видовой вариативности. Намного более значимыми выступали сущностные, системные и структурные ретроизменения: российская система образования вновь становилась многоукладной. Вернулось частное негосударственное образование. Поощрялись благотворительность и меценатство. Был отстроен кластер религиозного образования: от воскресных школ и православных детских садов до православных университетов, а, позднее и защиты диссертаций по теологии.

Вместе с тем и либерально-вестернизаторская инновационная волна 1990-х гг, и первая ретроинновационная волна, построенная на традиционно-консервативной основе нанесли существенный удар по предшествующей им советской системе образования. Были разрушены такие её скрепы как единое образовательное пространство, государственное патриотическое воспитание, трудовое обучение. Прекратились допризывная подготовка и деятельность физкультурных обществ. Всего по подсчётам к середине 1990-х гг. из отечественного образования «смыто» 26 советских образовательных и социально-образовательных феноменов, существовавших до 1991 г

2. Вторая ретроинновационная волна разворачивалась в течение 2013-2018 гг. и происходила уже не на дореволюционной целеценностной базе, а на советской,

* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.

© Богуславский М.В. © Boguslavsky M.V.

точнее, позднесоветской образовательной традиции. «Золотой век» продуцируемой в это время неоконсервативной парадигмы относится к историческому времени советского общества второй половины 70-х - первой половины 80-х гг. ХХ века.

В соответствии с этой парадигмой на протяжении 2013-2018 гг. происходил ретроинновационный процесс последовательного возвращения в современное российское образование большинства продуктивных форм и способов педагогической деятельности советской системы образования, которые существовали в ней до 1991 г., а затем в начале 90-х гг. были из неё исключены.

В проекции на современное развитие российского образования, существовавшая на протяжении второй половины 2013-2018 гг. возвратная модернизация, воплощалась в следующих направлениях реализации государственной политики в сфере образования:

• значительное усиление законодательной, нормативной и регулятивной роли государства;

• регламентация профессиональной деятельности и поведения участников образовательного процесса;

• сужение пространства вариативности;

• усложнение квалификационных процедур;

• усиление акцента на то, что поведение всех субъектов образовательной деятельности должно соответствовать социальным нормам [4].

В этом ретроинновационном процессе можно выделить пять этапов.

1. 2013 - июль 2016 гг. - стратегический этап.

На его протяжении происходило:

• обоснование необходимости систематичной и целенаправленной внеурочной воспитательной деятельности гражданско-патриотической и военно-патриотической направленности (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. принята Правительством РФ 30 декабря 2015 г.);

• возрождение ритуала обязательного исполнения государственного гимна и подъёма флага РФ в День знаний 1 сентября;

• воссоздание общества ДОСААФ, развернувшего деятельность по допризывной подготовки молодёжи;

• возрождение физкультурной деятельности, предусматривающей сдачу норм комплекса «Готов к труду и обороне» с вручением Золотого Знака;

• восстановление системы спортивного школ, школ Олимпийского резерва;

• восстановление добровольных физкультурно-спортивных обществ, воссоздание спортивного общества «Трудовые резервы»;

• воссоздание юнармейского движения;

• создание единого комплекса учебников отечественной истории;

• формирование «Российского движения школьников»;

• введение единой региональной школьной формы;

• возвращение выпускного сочинения;

• учёт социально значимых показателей («золотой значок» ГТО, участие в волонтерской деятельности, туристско-краеведческая работа дает по 1 дополнительному баллу за показатель, учитываемый, наряду с результата-

ми ЕГЭ, при поступлении в вуз);

использование потенциала Дворцов пионеров, Станций юных техников для дополнительного образования;

воссоздание образовательных комплексов (детский сад - школа)[5].

Как видно такая ретроинновационная направленность образовательной политики, безусловно, подразумевала последовательное и полное восстановление всего позитивного, что было в советской системе образования второй половины 70-х-первой половины 80-х гг. ХХ века, но оказалось исключенным из системы российского образования в 1990-е годы. Главное в этих мерах их явно выраженный ретроинновационный залог. Все мероприятия семантически начинаются со слов «возвращение», «воссоздание», «восстановление».

Обратим внимание и на то, что речь идёт о дословном возвращении феноменов прошлого. Экстраполируются из прошлого в настоящее не только ценности и смыслы, формы и сущности ретрофеноменов - переносятся дословно все определения: «Готов к труду и обороне», «Золотой значок» ГТО, юнармейское движение, добровольные физкультурно-спортивные общества, школы Олимпийского резерва.

Существенен и ещё один аспект. Дело даже не в том, что за рассматриваемый стратегический этап было реализовано порядка 15 ретроинновационных мероприятий, их могло быть несколько больше или меньше, главное в том, что этот период не предлагалось никаких изменений в сфере образования, кроме ретроинновационных, что убедительно свидетельствует о центрации руководства страны в этот период именно на возвратной модернизации образования на традиционно - консервативной основе.

Вместе с тем это красноречиво подтверждает идеологический вакуум в данное время, когда в политической и образовательной ситуации отсутствовали актуальные и перспективные позитивные ценности и можно было опереться только на наше «славное прошлое».

2. Второй этап продолжался с 19 августа 2016 г. -до середины октября 2016 г. Этот этап можно назвать организационно-тактическим.

Начало этапа связано с датой, когда новым министром образования и науки РФ назначена Ольга Юрьевна Васильева. В плане образовательной политики, несомненно, была провозглашена смена стратегических приоритетов. Прежний курс Министерства образования и науки РФ при Д.В.Ливанове ориентировался на системно - институциональные доминанты.

Провозглашённый О. Ю. Васильевой новый курс принципиально предусматривал иные доминанты: произошёл сдвиг с системно - институциональных на субъектные приоритеты личности учителя и ученика и с сугубо образовательных целей на воспитательные.

На протяжении августа - октября 2016 г О. Ю. Васильевой заявлены следующие ретроинновацион-ные меры:

• трактовка деятельности учителя не как образовательной услуги, а как служения;

• усиление духовно-нравственного воспитания;

• запрет педагогам во внеурочное время «натаски на ЕГЭ», приоритет в это время воспитательной деятельности;

• пересмотр идеологии ФГОС, введение предметных

стандартов по отдельным дисциплинам;

• установление по каждому предмету только трёх учебников на основном, базовом и профильном уровнях;

• возвращение в учебный план астрономии;

• восстановление общественно - полезной деятельности школьников;

• воссоздание трудовых бригад в сельских школах;

• введение в учебный план уроков труда;

• восстановление профориентационной деятельности среди школьников;

• реинкарнация деятельности «зелёных патрулей» школьников, занимавшихся в советское время природоохранной экологической деятельностью.

3. Третий этап - конфронтационный - начинается с середины октября 2016 г. и продолжался до апреля

2017 г.. Среди наиболее значимых отличий второго и третьего этапов можно выделить следующие.

Если образовательная политика на втором этапе реа-лизовывалась параллельно прежнему курсу, достраивая и восполняя имеющиеся лакуны, то на третьем она стала переходить в состояние «не вместе, но вместо» прежнего курса, исправляя сделанные ранее ошибки.

Произошла динамика целеценностных основ образовательной политики: на втором этапе в выступлениях министра в основном доминировала сакральная риторика, в известной степени, религиозной семантики и дореволюционных образовательных ценностей, то на третьем этапе уже доминирует советский контекст, что в целом отвечает современной аксиологии - симбзиозу православных и советских ценностей.

Поскольку простое возвращение советских образовательных феноменов, кроме черчения, по сути, было завершено, то началось уже возвращение «фантомов советского образования», тех феноменов, которые были заявлены в конце 1980-х гг, но воплотиться не успели, например, преподавания шахмат как обязательного предмета, введения обязательного курса семьеведения.

4. Четвёртый этап - интегрированные системные реинновации - продолжался с апреля 2017 г. - по май

2018 г. На этом этапе в ретроинновационной деятельности Министерства образования и науки РФ произошло качественное изменение: переход от возвращения отдельных феноменов советского образовательного прошлого - к системным ретроинновациям. Было заявлено о возрождении (восстановлении) единого образовательного пространства РФ, то есть того пространства, которое существовало в СССР.

Определены основные пути к достижению этой цели:

• унификация видового разнообразия образовательных организаций;

• минимизация вариативности в преподавании;

• изменение развивающей идеологии ФГОС и возвращение к знаниецентрической парадигме стандартов в духе советских примерных образовательных программ;

• введение в рамках знаниецентрической парадигмы в Федеральный перечень единого учебника по предмету в параллели, как правило изданного в корпорации «Просвещение».

В результате административного и общественного противостояния новые стандарты основной школы в марте - апреле 2018 г. так и не были приняты и, соответственно,

не выступили критерием для формирования нового, значительно сокращенного Федерального перечня учебников.

Всё это во многом обусловило дальнейшие значительные изменения в образовательной политике.

Обратим внимание, что на заключительной стадии этого этапа с начала 2018 г стала проявляться третья ре-троинновационная волна, которая вначале аккумулировалась в ситуации вокруг «Школы имени Тубельского». Её целеценностная ретроспективная основа это корпус перестроечных идей в отечественном образовании 1985 - 1991 гг. Если проанализировать выдвигавшиеся в рамках ситуации вокруг «Школы имени Тубельского» требования, то они ретроинновационно воспроизводили начало перестроечных процессов демократизации: требования выборов директоров школ, свободы обучения учащихся вне зависимости от микрорайона, а в целом признание прав авторских школ со своей философией образования на легитимное существование в унифицированном образовательном пространстве.

5. Пятый этап - дифференциация стратегий - обозначился в мае - октябре 2018 г. в связи с разделением Министерства образования и науки РФ на два ведомства Министерства науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ. Понятно, что этот этап не носит сколько-нибудь определённого и, тем более, законченного характера, его осуществление только началось.

В данной связи подчеркнем, что учитывая исторический опыт, насущной задачей выступает гармонизация объективно прогрессивных вестернизаторско-либеральной и традиционно-консервативной стратегий развития российского общего образования по следующим основным направлениям:

1. При подчёркивании приоритета национальных ценностей российского образования оно не должно изолироваться от глобальных процессов развития образования, иначе это неизбежно приведёт к его стагнации.

2. При доминанте государственных социоориен-тированных ценностей в эпицентре внимания должна оставаться личностно-центрированная направленность российского образования, его детоцентрический характер

3. При центрировании на воспроизводстве образовательных феноменов позднесоветского прошлого перспективнее создание некоего синтеза новых консервативных ценностей российского образования, включающих самое ценное и близкое из всего отечественного историко - педагогического опыта.

4. При нарастающей тенденции к установлению единых учебников по основным предметам общего образования, деятельности по созданию единого государственного издательства, занимающегося подготовкой и изданием учебников необходимо сохранение и развитие вариативности и многообразия учебно-методического комплекса.

5. При доминирующей установке на кардинальный пересмотр стандартов общего образования, введение в стандарты базового предметного содержания образования, что сделает действительно возможным проведение на единой содержательной основе ЕГЭ, стратегически важно не допустить регресса образования в сугубо знаниевую парадигму, необходимо сохранение развивающей, личностно-центрированнной идеологии ФГОС [12].

Библиографический список

1. Александрова В.Г. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм /В.Г.Александрова, М.В. Богуславский. М.: МГПУ 2007. 311 с.

2. Богуславский М.В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности // Педагогика. 2009. № 6. С.84-96.

3. Богуславский М.В. Консервативная стратегия модернизации российского образования (история и перспективы) // Известия Российской Академии образования. 2014. № 1(29). С.39-45.

4. Богуславский М.В. Концептуальные основы консервативно - традиционной стратегии развития российского образования // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1(25). С.17-21.

5. Богуславский М.В. Современная модернизация российского образования: историко-педагогический контекст // Наука и школа. -2014. - № 6. С.15-26.

6. Куликова С.В. Совершенствование историко - педагогического образования: проблемы и перспективы/ М.В. Богуславский, С.В. Куликова, А.А.Романов // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 1(25). С.50-60.

7. Милованов К.Ю. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети ХХ века / Богуславский М.В., Кудряшёв А.В., Милованов К.Ю. М.: ИСРО РАО, 2017. - 170 с.

8. НеборскийЕ.В. Концепция развития системы Высшего образования в России / М.В. Богуславский, Е.В. Неборский // Мир науки. 2016. Т. 4. № 5.http://mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf

9. Неборский Е.В. Перспективы развития системы Высшего образования в России/ М.В. Богуславский, Е.В. Неборский // Интернет - журнал Науковедение . 2015. Т. 7. № 3(28).

10. Богуславский М.В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы. Монография.- М.: ИСРО РАО, 2015. 118 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность. Коллективная монография в 2-х томах/научный редактор В.Г.Рындак. Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2010. Том 2.

12. Прогноз перспектив российских исследований в области истории педагогики и образования / Безрогов В.Г., Беленчук Л.Н., Богуславский М.В. и др. // Я.А. Коменский и современность: сборник научных трудов. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. С. 9-25.

References

1. Alexandrov V.G. New boundaries of pedagogical reality: axiology, spirituality, humanity / V.G. Aleksandrova, M.V. Boguslavsky. M.: MGPU, 2007. 311 ps.

2. Boguslavsky M.V. History of domestic pedagogics of the XX century: unity of continuity and discretization//Pedagogics. 2009. N. 6. Pp. 84-96.

3. Boguslavsky M.V. Conservative strategy of modernization of Russian education (history and prospects)//News of the Russian Academy of Education. 2014. N. 1(29). Pp. 39-45.

4. Boguslavsky M.V. Conceptual bases conservatively - the traditional strategy of development for Russian education//the Humanities and education. 2016. N. 1(25). Pp. 17-21.

5. Boguslavsky M.V. Modern modernization of Russian education: historical and pedagogical context//Science and school. 2014. N. 6. Pp.15-26.

6. Kulikova S.V. Improvement of the historian - pedagogical education: problems and prospects / M.V. Boguslavsky, S.V. Kulikova, A.A. Romanov//Psychology and pedagogical search. 2013. N. 1(25). Pp. 50-60.

7. Milovanov K.Yu. The strategy of reforming and modernization of Russian education in the first third XX century / Boguslavsky M.V., Kudryashyov A.V., Milovanov K.Yu. M.: ISRO of Russian joint stock company, 2017. 170 p.

8. NeborskyE.V. The concept of development of system of the Higher education in Russia / M.V. Boguslavsky, E.V. Neborsky//the World of science. 2016. T. 4. N. 5.http://mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf

9. Neborsky E.V. The prospects of development of system of the Higher education in Russia / M.V. Boguslavsky, E.V. Neborsky//the Online magazine Science of science. 2015. T. 7. - N. 3(28).

10. Boguslavsky M.V. Historical and pedagogical examination of innovations in education: scientific bases. Monograph. M.: ISRO of Russian joint stock company, 2015. 118 p.

11. Education, society, teacher: interaction and responsibility. The collective monograph in 2 volumes / the scientific editor V.G. Ryndak. Orenburg state pedagogical university. Orenburg, 2010. V.2.

12. The forecast of prospects of the Russian researches in the field of history of pedagogics and Education / Bezrogov V.G., Belenchuk L.N., Boguslavsky M.V., etc.//Ya.A. Komensky and the present: collection of scientific works. - M.: FGBNU "Institute of the strategy of development of formation of Russian joint stock company", 2018. Pp. 9-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.