ТЕМА НОМЕРА
УДК 371.2
Историко-педагогическая экспертиза стратегий развития российского образования
В статье охарактеризованы основные современные стратегии развития российского образования: вестерни-заторско-либеральная и традиционно-консервативная. Представлены подходы к осуществлению историко-педагогической экспертизы целеценностных оснований рассматриваемых стратегий.
Ключевые слова: стратегия, реформа образования, модернизация образования, либерализм, консерватизм, история педагогики и образования, экспертиза в сфере образования.
М.В. Богуславский
По своему статусу стратегия модернизации образования — это высший уровень анализа процессов реформирования образования, генеральная программа его развития, определяющая целеценностные приоритеты, методы привлечения и распределения ресурсов и последовательность шагов по достижению целей и в наибольшей степени соответствующая сложившемуся состоянию внутренней и внешней среды.
Стратегия модернизации системы образования Российской Федерации — официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в сфере образования, констатирующая состояние системы российского образования и определяющая основные направления развития системы образования на средне- и долгосрочную перспективу.
Цель современной стратегии развития российского образования — сформировать максимально возможное устойчивое конкурентное преимущество российского образования в современном мире не путем тактического маневрирования, а посредством принятия общей долгосрочной перспективы. При этом стратегические решения должны быть направлены на оказание значительного и долгосрочного влияния на развитие образования. Принятые стратегические решения не подлежат изменению в течение определенного исторического периода.
© Богуславский М.В., 2015
39
Историко-педагогическая экспертиза стратегий развития российского образования
Такая ответственная миссия и сложная структура стратегических документов предполагает их обязательную историко-педагогическую экспертизу. Задачами такой экспертизы выступает совокупность следующих положений:
1. Только с позиций историзма возможно установление степени новизны (инновационности) предлагаемых стратегических решений и подходов, оригинальности и самобытности продуцируемых идей и предложений.
2. С позиций исторической ретроспективы необходимо определение научно-теоретической и научно-практической значимости предлагаемых стратегических решений, их соответствие традиционным приоритетам развития отечественной педагогической науки и национальной системы образования.
3. На основе многомерного анализа исторического опыта возможно составить представление о последствиях реализации тех или иных вариантов решений, принимаемых на разных уровнях управления системой российского образования.
4. Только построенная на прочных научных основах историко-педагогическая экспертиза способна представить заключение о правомерности перспектив переноса в будущее тех или иных отечественных традиций воспитания и обучения.
При этом необходимо учитывать, что в современной образовательной практике реализуются различные виды инноваций. Наряду с проективными инновациями в настоящее время все более проявляются так называемые ретроинновации. Такая возможность определяется известной повторяемостью на качественно ином витке развития предшествующих явлений. В данной связи, наряду с предсказуемостью основой прогнозирования выступает и ретросказуемость. Рефлексируя «возвращающиеся» исторические феномены (а они возвращаются «всем пакетом») и связывая их с той эпохой, откуда они возвращаются, можно предвидеть, заранее научно осмыслить и представить последовательное включение в современный образовательный контекст новых ретроинноваций.
Особо подчеркнем, что само понятие «ретроинновация» не несет в себе негативного оттенка, а только научно фиксирует такой тип инноваций, когда в современное образование «возвращаются», после определенного исторического перерыва, уже ранее присутствовавшие в нем феномены.
При осуществлении основанной на этих подходах историко-педагогической экспертизы необходимо учитывать, что особенность и сложность современной образовательной ситуации в РФ заключается в одновременном существовании и реализации двух позитивных образовательных стратегий, причем построенных на разных идеологических и педагогических основаниях.
1. Стратегия, базирующаяся на вестернизаторских, либеральных, личнос-тноцентрированных и инновационных ценностях, сейчас внешне определяет процессы, происходящие в российском общем образовании (ЕГЭ, ФГОС)
40
Историко-педагогическая экспертиза стратегий развития российского образования
и особенно в высшем образовании (реализация положений Болонского процесса).
На данной целеценностной основе подготовлены основные стратегические документы Правительства РФ в сфере образования и Министерства образования и науки РФ: «Стратегия-2020 — Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, а также «Программа развития образования до 2020 года» (2012), Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 2620-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (2012), Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013— 2020 годы (2012), План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013—2018 годы (2012), Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы (2014).
В аспекте осуществления историко-педагогической экспертизы целеценностной основы данной вестернизаторско-либеральной стратегии отметим, что те, кого можно условно отнести к либералам, всегда видели свою цель в прогрессивном ускоренном развитии отечественного образования как мощного фактора модернизации всего российского социума. В данной связи они отстаивали идеалы внесословного образования, построенного на общечеловеческих ценностях, то есть во многом перенимали модель западноевропейского образования. В содержании образования акцент делался на «реальное» знание, которое рассматривалось как современное — точные и естественные науки, русский и иностранные языки. В воспитательном идеале важное место занимали такие идеалы, как народный патриотизм и, конечно, свобода личности.
Однако представляется, что в современной ситуации стратегия, базирующаяся на вестернизаторских, либеральных, личностно-центрированных и инновационных ценностях, идеологически уже исчерпана, и не она будет определять перспективы образовательной политики.
В определении перспектив развития российского образования вес-тернизаторским процессам в целом придается все более взвешенно критическая оценка. Это обусловлено тем, что осуществлявшиеся реформы российского образования конца ХХ — начала XXI века, основанные на вестернизаторско-либеральной стратегии, носили явно выраженный характер «догоняющей» модернизации, происходившей в сфере образования под сильным влиянием опередивших Россию в своем развитии западных стран. Это обусловливало заимствование педагогических технологий, адаптацию отечественного образования к образцам, возникшим в иных условиях, что, конечно, обеспечивало определенный прогресс в образовании, но в итоге порождало существенные негативные последствия. Как показал исторический анализ, «догоняющие модернизации» вообще неэффективны
41
Историко-педагогическая экспертиза стратегий развития российского образования
в интеллектуальных сферах (в том числе и в образовании). Организуемые извне они в основном пассивно усваивали чужие образцы, а не вырабатывали свои собственные приоритеты, не изменяли условия, не формировали новые национальные цели.
Эти выводы подтверждаются тем, что на протяжении 2014—2015 годов в русле вестернизаторско-либеральной стратегии не проявляется развивающих трендов, происходит только корректировка отдельных положений и даже определенный демонтаж некоторых из них. Особенно это ощущается в ситуации, сложившейся вокруг Федеральных образовательных стандартов общего образования.
2. Такое положение обусловлено тем, что у высшего руководства страны после избрания Президентом РФ В.В. Путина, начиная с Указов Президента от 7 мая 2012 г. и на протяжении последующего времени, в явном виде и по нарастающей, формируется установка на выработку и реализацию стратегии развития образования, построенной на российской национальнопатриотической и традиционно-консервативной основе, государственных социоориентированных ценностях и ретроинновационном дискурсе.
Как видно, базовые ценности, лежащие в основе одновременно реализуемых сейчас стратегий развития российского образования, противоположны. В данной связи принципиальное значение в успехе модернизации, осуществляемой, преимущественно, на традиционной российской основе, где предлагается свое видение перспектив развития отечественного образования в противовес реформам, осуществлявшимся сугубо по западному образцу, имеют традиционные для российского общества социальные отношения и культурные связи, религиозные установки.
Поскольку современное российское образование вступает в длительный традиционно-консервативный цикл, что уже неоднократно происходило на протяжении XIX—XX веков, особый интерес представляют специальные и целостные историко-педагогические исследования стратегических установок выразителей российского педагогического консерватизма, продуцируемых в предшествующие подобные исторические циклы, прежде всего, философско-педагогическое наследие выдающегося мыслителя русского зарубежья И.А. Ильина.
На данной аксиологической основе в дальнейшем и возможно формирование новой стратегии развития российского образования, построенной на приоритете традиционных ценностей отечественной цивилизации.
В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в восстановлении утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого. При этом сам факт существования традиционных институтов и ценностей следует рассматривать как фактор, содействующий модернизации образования.
В проекции на современное развитие российского образования, осуществляемая на протяжении второй половины 2012—2015 годов возвратная
42
Историко-педагогическая экспертиза стратегий развития российского образования
модернизация воплощается в следующих направлениях реализации государственной политики в сфере образования:
— значительное усиление законодательной, нормативной и регулятивной роли государства;
— регламентация профессиональной деятельности и поведения участников образовательного процесса;
— сужение пространства вариативности;
— усложнение квалификационных процедур;
— усиление акцента на то, что поведение всех субъектов образовательной деятельности должно соответствовать социальным нормам.
Как известно, для консерваторов характерно видеть золотой век отстаиваемых ими идей в историческом прошлом. Так, например, для российских педагогических консерваторов конца XIX века (Д.А. Толстого, К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова, П.Н. Леонтьева, И.Д. Делянова) золотой век отстаиваемой ими системы классического образования относился к 30-м годам XIX века.
В современной реальности одни сегодняшние педагогические консерваторы аппелируют к дореволюционной традиции, другие — к советской. Но перспективнее создание некоего синтеза новых консервативных ценностей российского образования, включающих в себя самое ценное и из всего историко-педагогического опыта.
Несомненно, золотой век продуцируемой в настоящее время неоконсервативной парадигмы в основном относится к историческому времени советской системы образования второй половины 70-х — первой половины 80-х годов XX века. На протяжении 2013—2015 годов ретроинновации выражаются в последовательном возвращении (или движении к возвращению) в российское образование большинства продуктивных форм и способов педагогической деятельности советской системы образования именно этого периода.
Происходит:
— осуществление систематичной и целенаправленной внеурочной воспитательной деятельности гражданско-патриотической направленности;
— возрождение физкультурно-допризывной деятельности, предусматривающей сдачу норм ГТО;
— установление экзамена по истории как обязательного в рамках ЕГЭ;
— создание единого комплекса учебников отечественной истории, а в перспективе — по математике, русскому языку и литературе;
— формирование российского движения школьников;
— введение единой региональной школьной формы;
— исполнение государственного гимна на праздновании начала учебного года;
— возвращение выпускного сочинения;
43
Историко-педагогическая экспертиза стратегий развития российского образования
— учет социально значимых показателей (золотой значок ГТО, участие в волонтерской деятельности, туристско-краеведческая работа и т.п.) — по одному дополнительному баллу за показатель, наряду с результатами ЕГЭ, при поступлении в вуз;
— использование потенциала («всего самого лучшего», по выражению В.В. Путина) Дворцов пионеров, Станций юных техников при осуществлении дополнительного образования;
— создание образовательных комплексов (детский сад — школа) и т.п.
Как видно, такая направленность образовательной политики, безусловно, подразумевает последовательное и полное восстановление всего позитивного, что было в советской системе образования второй половины 70-х — первой половины 80-х годов ХХ века, но оказалась последовательно исключенной из системы российского образования в 1990-е годы.
Поскольку в силу определенных причин представленная совокупность стратегических положений пока не оформлена ни Правительством РФ, ни Министерством образования и науки РФ в виде целостного документа, насущная задача Российской академии образования, а особенно Института стратегии развития образования РАО — осуществить предварительное научное обоснование такой стратегии, построенной на национально-патриотической и традиционно-консервативной основе.
Для этого сущностно важна историко-педагогическая экспертиза опыта формирования и практического воплощения такой стратегии модернизации российского образования в XIX — начале XXI века. Это может способствовать повышению эффективности совместных усилий по выработке и реализации новой стратегии модернизации российского образования, основанной на приоритете национально-патриотических и консервативно-традиционных ценностей в отечественной педагогике.
В данной связи необходимо как полноценное признание прогрессивной, так и осуществление научно-педагогического обоснования консервативной доминанты в выработке стратегии развития российского образования.
Итак, в настоящее время и на перспективу в государстве и обществе приоритетной становится консервативно-традиционная основа развития российской цивилизации. На этой основе разворачивается сложный процесс культурно-идеологической трансформации социума, формирования новой стратегии развития российского общества, предусматривающей сочетание его традиционных преимуществ и вместе с тем обеспечение импортозамещения, создания конкурентоспособной в современном мире продукции.
В данной связи стратегические документы в сфере образования должны содержать установленную на достаточно длительный период совокупность норм (ориентиров, направлений, сфер, способов и правил) деятельности по достижению заданных показателей, обеспечивающих государству и обществу развитие конкурентоспособного образования на основе клю-
44
Историко-педагогическая экспертиза стратегий развития российского образования
чевых традиционных преимуществ национальной педагогики. При сохранении приоритета универсальных критериев и целей будущего развития главный упор должен делаться на автохтонную форму их реализации.
Исходя из этого, главное в определении стратегии модернизации российского образования заключается не в структурно-функциональных мероприятиях, разработке пакетов организационно-финансовых и программно-методических материалов, а в определении тех базовых идентификационных ценностей образования, вокруг которых смогли бы сплотиться основные субъекты педагогического процесса. При этом темп модернизаций должен соответствовать реальным возможностям российского педагогического сообщества, не раскалывать, а интегрировать его различные слои.
Однако осуществленная историко-педагогическая экспертиза взаимососуществования представленных стратегий в российском образовании на протяжении XIX — начала XXI веков убедительно показывает историческую обреченность неоднократно осуществляемых действий по слому альтернативной стратегии, предпринимаемых поочередно и вестернизатора-ми-либералами, и почвенниками-консерваторами.
В этой связи «Стратегией стратегий» выступает гармонизация педагогических оснований объективно прогрессивных вестернизаторско-либе-ральной и традиционно-консервативной стратегий развития российского образования по следующим основным направлениям.
1. При подчеркивании приоритета национальных ценностей российского образования оно не должно изолироваться от глобальных процессов развития образования, иначе это неизбежно приведет к его стагнации.
2. При доминанте государственных социоориентированных ценностей в эпицентре внимания должны оставаться личностно-центрированная направленность российского образования, его детоцентрический характер.
3. При нарастающей тенденции к установлению единых учебников по основным предметам общего образования, к деятельности по созданию единого государственного издательства, занимающегося подготовкой и изданием учебников необходимо сохранение и развитие вариативности и многообразия учебно-методического комплекса.
4. При доминирующей установке на кардинальный пересмотр стандартов общего образования, введение в стандарты базового содержания образования, что сделает действительно возможным проведение на единой содержательной основе ЕГЭ, стратегически важно не допустить регресса образования в сугубо знаниевую парадигму, необходимо сохранение развивающей, личностно-центрированнной идеологии ФГОС.
5. При рефлексии общей усталости педагогического сообщества от инноваций, стремлении к введению моратория на любые преобразования, переходу системы образования в режим освоения инноваций и функционирования необходимо стимулирование инновационной деятельности содержательного, а не сугубо организационного характера.
45
Историко-педагогическая экспертиза стратегий развития российского образования
В том, что все это возможно осуществить на практике, убеждает то, что высшая государственная власть явно стремится на всех уровнях при признании приоритета традиционно-консервативных ценностей не допустить устранения с политической и социально-экономической арены и выразителей вестернизаторско-либеральной парадигмы, и отстаиваемой ими системы ценностей. В проекции на образование это проявляется в сохранении вестернизаторско-либеральной направленности системы высшего образования и, в значительной степени, научной деятельности.
Подчеркнем, что осуществление гармонизации педагогических оснований вестернизаторско-либеральной и традиционно-консервативной стратегий развития российского образования требует вдумчивого научно-педагогического подхода, который способна реализовать только Российская академия образования при условии придания ей национально-государственного центра стратегической деятельности в сфере образования. В данной связи необходимо возвращение ей статуса научного учреждения. Для этого в условиях существующего принципиального отсутствия предварительного научного обоснования решений, принимаемых в сфере образования, необходимо укрепление самостоятельной, «автономной» роли педагогической науки, ее возвращение в сферу разработки стратегических решений в сфере образования, базирования принимаемых решений на основе результатов историко-педагогической экспертизы.
Литература
1. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. Тверь: Научная книга, 2007. 112 с.
2. Богуславский М.В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века). М.: ИТИП РАО, 2008. 130 с.
3. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии. М.: ИТИП РАО; Издательский центр ИЭТ, 2012. 436 с.