Научная статья на тему 'Феномен гуманистической педагогической традиции'

Феномен гуманистической педагогической традиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
61
Поделиться
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ТРАДИЦИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / HUMANISM / TRADITION / HUMANISTIC TRADITION / HUMANISTIC PEDAGOGICAL TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романюк Лариса Валерьевна

В данной статье представлен анализ гуманистической педагогической традиции, раскрывающий сущностные характеристики данного феномена в контексте его становления, развития и функционирования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романюк Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Phenomenon of Humanistic Pedagogical Tradition

The article represents research on humanistic pedagogical traditions, which reveals the subject-matter of this phenomenon in the context of its formation, development and functioning.

Текст научной работы на тему «Феномен гуманистической педагогической традиции»

144 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ______________2009 - №1

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Феномен гуманистической педагогической традиции

Л. В. Романюк (Московский гуманитарный университет)*

В данной статье представлен анализ гуманистической педагогической традиции, раскрывающий сущностные характеристики данного феномена в контексте его становления, развития и функционирования.

Ключевые слова: гуманизм, традиция, гуманистическая традиция, гуманистическая педагогическая традиция.

Phenomenon of Humanistic Pedagogical Tradition

L. V. Romaniuk

(Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article represents research on humanistic pedagogical traditions, which reveals the subject-matter of this phenomenon in the context of its formation, development and functioning. Keywords: humanism, tradition, humanistic tradition, humanistic pedagogical tradition.

Современные исследователи подтверждают тот факт, что в кризисные, переломные периоды развития человеческой цивилизации пробуждается «историческая память народа» и возникает настоятельная потребность в сохранении и вариативной адаптации уже сложившихся общекультурных и национальных ценностей во всех сферах духовной жизни общества, особенно в системе образования. В работах отечественных педагогов М. В. Богуславского, И. А. Зимней, А. Т. Кинкулькина, Г. Б. Корнетова, О. Е. Кошелевой, З. И. Равкина особо подчеркива-

ется, что на рубеже веков, в период пересмотра и переоценки перспектив развития общества, значительно возрастает интерес человека не только к своему будущему, но и к прошлому.

Теоретико-методологический анализ современных исследований, посвященных проблеме функционирования традиции в социокультурном континууме, подтверждает тот факт, что данный феномен не только является элементом наследия прошлого, передающимся от поколения к поколению, но и представляет собой специфический механизм воспро-

* Романюк Лариса Валерьевна — доктор педагогических наук, профессор, начальник Управления аспирантуры и докторантуры, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-61-40.

изводства норм и ценностей, который аккумулирует в себе ценностно значимый опыт предшествующих поколений, выступающий предпосылкой формирования целевых установок для современного развития социума.

Обобщающим определением в содержательном толковании традиции является трактовка польского ученого Ежи Шацкого, который пишет: «Первое понятие традиции, которое мы встречаем в литературе, можно назвать функциональным: в центре интереса часто оказывается функция передачи из поколения в поколение тех или иных (в основном духовных) ценностей данной общности. Второе понятие назовем объективным, поскольку оно связано с перемещением внимания исследователя с того, как эти ценности передаются, на то, каковы эти ценности, что именно подлежит передаче. Третье понятие можно назвать субъективным, так как на первом плане здесь находится не функция передачи, не передаваемый объект, а отношение данного поколения к прошлому, его согласие на наследование или же протест против этого» (Шацкий, 1990: 284).

Придерживаясь проведенного анализа трактовки понятия «традиции», используя для оценки и интерпретации исторические факты и источники, феномен педагогической традиции мы можем рассматривать как форму избирательной фиксации педагогических стереотипов, основанных на прогрессивных педагогических идеях и выражающихся в педагогическом опыте определенного исторического этапа, аккумулирующихся и воспроизводящихся в педагогической практике современности, имеющей направленность на альтернативное использование.

Признавая важность диалога будущего с прошлым в культуре, Ю. М. Лотман отмечал, что в подлинной культуре ничего не умирает, а будущее — это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей. Значение педагогической традиции заключается в том, что она, во-первых, отражает ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития, прошедшие практическую апробацию, что

гарантирует отделение утопических образовательных проектов от реальных; во-вторых, формирует духовную сферу, в которой происходит функционирование социально-педагогических процессов; в-третьих, определяя программу деятельности субъектов конкретной исторической эпохи, формирует общую направленность педагогических стереотипов.

В данном контексте педагогическая традиция выполняет роль социально-регулятивного феномена, функционирование которого основано на принципах сохранения, интеграции и осознанного использования педагогического опыта прошлого. В условиях необходимости культурного обновления общества, укрепления гуманистических идеалов и принципов этот процесс невозможен вне основной гуманистически ориентированной тенденции развития культуры — обращения к общечеловеческим культурным традициям и новациям, законы существования которых свидетельствуют о том, что веками хранившиеся ценности нужно не расчленять и дробить, а сохранять во имя интересов всего человечества.

Хронологически самой древней формой закрепления педагогических традиций и новаций в антропосоциогенезе являлась воспитательно-образовательная практика как система социального наследования и «над-биологическая форма связи между людьми» (Спиркин, 1978: 8), которая возникла еще в период существования первобытного общества и вобрала в себя опыт человеческой жизнедеятельности в качестве обязательного условия процесса усвоения и присвоения индивидами достижений общественно-исторического развития. При этом механизм трансляции опыта зависел в первую очередь от способов усложнения социального (в том числе и производственного) развития через приобщение к традиционно сложившимся и закрепленным несколькими поколениями трудовым действиям, религиозным ритуалам и обрядам. Переход от первобытно-общинного строя к цивилизованному обществу ознаменовался сохранением традиционных форм воспитания

и обучения (семейно-домашних) и возникновением институализированных форм (общественных и государственных школ).

В противовес Востоку большей приверженностью к новациям и направленностью на актуализацию идей воспитания и обучения подрастающего поколения в соответствии с общественно закрепленным идеалом отличалась культура Запада (великая Западная цивилизация). Европейская культура была нацелена на развитие человека на основе присущих ему индивидуальных особенностей, формирование автономной личности, этому и отвечали специфические формы и методы воспитания и обучения, закрепляющиеся в качестве традиционных на различных исторических этапах. В интегративном единстве с западной находится локальная цивилизация России, которая представляет собой своеобразный социально-органический мир, сочетающий черты культуры западных и восточных народов, а также имеющий свои неповторимые особенности.

Россия как цивилизация, ориентированная на данные культуры, находится в сложном положении, что и порождает рост социальных, экономических, нравственных и педагогических проблем. Именно своеобразная «пограничность» отечественной культуры, развивающаяся с периода ее насильственной «вестернизации» Петром I в начале ХVШ в., ведет к необходимости формирования глобальной, не знающей социальных и национальных различий личности, обладающей «планетарным» сознанием, индивидуализмом, прагматизмом и социальной автономией (западная модель) и признанием национальной идентичности человека, выстроенной на основе превалирования коллективного, «соборного» начала, подчинения «патриархальным устоям» и возврата к традиционности в социальном мироустройстве (восточная модель). Поэтому становление и развитие образовательных традиций и новаций западной и отечественной цивилизаций следует рассматривать с компаративистских позиций в их хронологическом единстве и последовательности.

Следует отметить, что современное развитие гуманистической педагогики недостаточно опирается на опыт предыдущих поколений педагогов-гуманистов, культурное наследие гуманистической педагогики. Понять и осознать ценность гуманистической мысли прошлого возможно через культурологический целостный подход, через анализ эволюции русского самосознания и поиск причин и оснований становления и развития гуманистической традиции в педагогике. Таким образом, чрезвычайно важным представляется постижение гуманистического педагогического наследия, имеющего огромную ценность и способного существенно повлиять на инновационные процессы в современном образовании посредством осознания, закрепления и развития собственно феномена гуманистической традиции. В данном контексте в нашем исследовании гуманистическая педагогическая традиция рассматривается как избирательная форма фиксации, кумуляции, дифференциации и интеграции педагогических стереотипов, обеспечивающих устойчивую преемственность гуманистически ориентированных мировоззренческих идеалов, регламентирующих рефлексию межличностного субъект-субъектного взаимодействия посредством их отражения в теоретических изысканиях и реализации в образовательной практике.

Гуманистическая педагогическая традиция выступает актуальным достоянием прошлого, ценностно-избирательной ретроспективой педагогического опыта, содержательно «профильтрованного» поколениями, аккумулирует социально значимые регулятивы педагогического творчества через субъекта — носителя данной традиции. Включение культурологического компонента в развитие педагогической традиции — особенность традиции, так как не усилия педагогов, а социально-культурные условия диктуют появление традиций в образовании.

Современные философские, историкокультурологические исследования подтверждают тот факт, что временные процессы культурно-исторического пространства дви-

жутся не только вперед, но и от настоящего к прошлому, т. е. происходит их «обратный ход», или «обратная связь». Это обусловлено прежде всего постоянным накоплением культурно-исторической информации о прошлом. Подобный «возврат» оправдан еще и тем, что история педагогики располагает наряду с преходящими, временными ценностями такими, которые носят надвременной, непреходящий характер. Так, ценность доктрин гуманизма заключается в их способности преодолевать давление времени, сохраняя общечеловеческие регулятивы. «Перемена возможна в несовершенных вещах», — писал Боэций. Поэтому на протяжении многих поколений удерживаются и «работают» только такие педагогические стереотипы, которые обладают совершенством исконных мыслей и отвечают условиям современного социума.

В результате «революционных» преобразований педагогического процесса, которые являются основной предпосылкой для выхода на новый уровень общественно-педагогической сферы, а значит, инноваций в образовании, наступает постепенно новое традиционное состояние общества и системы образования. Как показывает история, существенные противоречия активно проявляются в традиционных и появляющихся новых тенденциях. Поэтому следующей особенностью педагогической традиции выступает ее стабилизирующая направленность, обеспечивающая наличие устойчивых компонентов развития педагогической практики за счет внедрения или отказа от использования новационных теоретических идей. Традицию можно рассматривать как «определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта... когда «старое» переходит в «новое» и продуктивно работает в нем» (Плахов, 1982: 38).

Современные инновации базируются на идее гуманизации образования, главной особенностью которой является мысль о создании условий для становления культуры личности, т. е. культуры жизненного (личностного и профессионального) самоопределения уча-

щихся, гарантирующего их дееспособность и адаптацию к существующим социальноэкономическим условиям посредством сохранения и воспроизводства культуры. Мно-гоаспектность проблемы требует выявления связей между педагогическими традициями и новациями в социокультурной сфере посредством определения механизма их оппозиции и интеграции. При этом одной из существенных закономерностей в подходе к разрешению проблемы традиций на современном этапе является отказ от привычной оппозиции «традиция — новация», где традиция обеспечивает необходимую устойчивость всякого явления культуры, а новация — прогресс изменчивости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, новаторская деятельность в контексте гуманистической педагогической традиции может быть рассмотрена как процесс, обеспечивающий выработку эффективных средств, регулирующих гуманистические педагогические стереотипы со свойственной им динамической устойчивостью. Однако не все новационное может носить развивающий позитивный характер, в чем и проявляется оппозиционность традиционных и новационных характеристик. Органичной частью педагогической деятельности могут считаться только те новшества, которые работают на ее стабилизацию и эволюцию, тем более на современном этапе развития общества, когда темпы социального прогресса высоки, и процессы формирования традиции ускорились, при этом многие из них не успевают даже «пройти проверку на полезность» как для общества в целом, так и для педагогики в частности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Шацкий, Е. (1990) Утопия и традиция : пер. с польск. М.

Спиркин, А. Г. (1978) Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры. М.

Плахов, В. Д. (1982) Традиции и общество. Опыт филос.-социол. исследования. М.