Научная статья на тему 'Ценностные установки как ведущий компонент традиционного знания'

Ценностные установки как ведущий компонент традиционного знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
416
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / TRADITION / CULTURAL TRADITION / VALUABLE INSTALLATIONS / TRADITIONAL VALUES / ETHNIC KNOWLEDGE / ETHNIC TRADITION / ETHNIC VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калиева Алтынай Туритаевна

Приводятся результаты исследования понятий «традиция», «этническая традиция». Ведущим компонентом традиционного знания выделены ценностные установки, так как традиция аккумулирует в себе определенную систему норм, обычаев и мировоззренческих установок. Преимущественное значение при определении ценностных установок традиционного знания, по мнению автора, имеет этническое познание, обладающее большим гносеологическим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE INSTALLATIONS AS THE LEADING COMPONENT OF TRADITIONAL KNOWLEDGE

In article results of research of concepts «tradition», «ethnic tradition» are resulted. A leading component of traditional knowledge the author defines valuable installations as the tradition accumulates in itself certain system of norms, customs and world outlook installations. Primary value at definition of valuable installations of traditional knowledge, according to the author, has the ethnic knowledge possessing in the big gnoseological potential.

Текст научной работы на тему «Ценностные установки как ведущий компонент традиционного знания»

Философия. Культурология

102 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2010, № 1 (17), с. 102-107

УДК 371.01

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ ТРАДИЦИОННОГО ЗНАНИЯ

© 2010 г. А.Т. Калиева

Оренбургский государственный педагогический университет [email protected]

Поступилк в редккцию 08.09.2009

Приводятся результаты исследования понятий «традиция», «этническая традиция». Ведущим компонентом традиционного знания выделены ценностные установки, так как традиция аккумулирует в себе определенную систему норм, обычаев и мировоззренческих установок. Преимущественное значение при определении ценностных установок традиционного знания, по мнению автора, имеет этническое познание, обладающее большим гносеологическим потенциалом.

Ключевые словк: традиция, культурная традиция, ценностные установки, традиционные ценности, этническое познание, этническая традиция, этнические ценности.

Основной характеристикой культуры общества на любой стадии его развития является традиция. Традиции как необходимый компонент социального бытия и духовной культуры людей возникли вместе со становлением человеческого общества. В истории человечества организация общественной жизни поддерживалась силой привычки, обычая, коллективного мнения, традиции, нравственным авторитетом старейшин рода или своего племени, которые представляли общие интересы всех их членов. Исследование традиции вызывает громадный интерес как у культурологов, так и у философов. Традиция рассматривается как многоаспектный, сложный феномен. Рассмотрение природы традиций, их места в общественной жизни имеет существенное значение для организации человеческих отношений и социального управления, поведения каждого человека, отдельных групп людей, этнической общности. Традиции как социальное учреждение функционирования общества занимали значимое место в организации образа жизни этнической общности и реа-лизовывали свои функции только лишь при активной их поддержке общественностью. Говоря о традициях, мы имеем в виду самый распространенный смысл - способ бытия и воспроизводства компонентов социального и культурного наследия, закрепляющий стабильность и преемственность опыта поколений, времен и эпох (передача, передавание, предание).

Рассмотрению традиции как механизма связи прошлого с настоящим особое внимание уделяли культурологические школы Запада. Они считали, что в центре культуры находится традиция. Например, по мнению американского

социолога Эдварда Шилза культурная традиция - это та связь, соединяющая общество с его прошлым, которая «не может исчезнуть полностью: она наследуется благодаря самой природе общества» [1, с. 73]. Люди осознанно выбирают и сохраняют фрагменты прошлого, тем самым складывая традиции.

Идею Э. Шилза о том, что в основе традиции лежит связь настоящего с прошлым, поддержал П. Штомпка, выделяя проявление связи в сохранении объектов, артефактов, вещей, созданных предыдущими поколениями: домов, мостов, дорог, церквей, памятников и т.д. [2, с. 87]. Традиции формируются не сами по себе, фрагменты прошлого создаются, отвергаются или трансформируются людьми, благодаря людской памяти и способности к коммуникации. К фрагментам прошлого относятся верования, символы, знания, нормы, ценности, правила, которые сохраняются и интерпретируются человеком.

Акцентируя внимание на том, что традиция - это не фрагмент прошлого в настоящем, а механизм связи с прошлым и творение настоящего, П. Штомпка выделяет две ипостаси существования прошлого в настоящем. Можно сказать, что прошлое существует объективно, когда объекты прошлого сохраняются материально, и субъективно, когда в сознании членов общества присутствуют идеи прошлого, которые становятся частью современной культуры. И в том, и в другом случае прошлое влияет на настоящее, служит важным соопределяющим элементом состояния общества. Однако есть и третий путь, когда на настоящее влияет не реальное прошлое, а то, как человек представляет

его себе, или, попросту говоря, фантазирует [2, с. 88-89]. Под традицией понимается совокупность объектов и идей, особую значимость которых люди связывают с их происхождением в прошлом. При этом они людьми видоизменяются, выдвигаются на первый план или игнорируются. Традиции существуют в течение некоторого времени, а потом исчезают, забываются и снова возрождаются.

В отечественной науке было разработано несколько фундаментальных концепций традиции Э.С. Маркаряном, К.В. Чистовым, Э.А. Балле-ром и др., довольно полно раскрывающих содержание этой социально-философской проблемы. В работах ученых раскрывается социальная природа традиций, обычаев и ритуалов, рассматривается процесс их становления и функционирования, разнообразие форм.

С точки зрения Э.С. Маркаряна, культурная традиция - это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах [3, с. 80]. То есть вся общественная деятельность стимулируется, согласовывается и отображается в результате накопления исторического социального опыта, который передается из поколения в поколение. Традиция включает обычаи, ритуалы и целый ряд других стереотипизиро-ванных форм человеческой деятельности.

Культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансформации позволяет достигать необходимой для существования социальных механизмов стабильности [3, с. 87].

Как замечает О.А. Осипова, первоначально традицию начинают воспринимать как явление, охватывающее все способы фиксации, трансляции и воспроизводства культуры. Расширяются и углубляются взгляды по вопросам о пределах устойчивости традиции, сфере действия, функциях и т.д. [4, с. 22-23].

«Культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Этим термином обозначается непосредственная трансляция специфичных культурных форм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования таким формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в

стандартных ситуациях. Это происходит благодаря тому, что под действием традиции в процессе социализации индивид осваивает стандартный этнично-специфический опыт» [5, с. 151].

В 70-80-е гг. XX в. были сделаны важные шаги по созданию российской общей теории культурной традиции. Сравнивая термины «традиция» и «культура» К.В. Чистов отмечал: «...в определенном теоретическом контексте они синонимичны или, может быть, точнее, -почти синонимичны. Термин «культура» обозначает сам феномен, а «традиция» - механизм его функционирования. .Традиция - это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся» [6, с. 106].

Как же обстоят дела в соотношении традиционного общества и общества современного? Если говорить о различиях между традиционной и техногенной цивилизациями, то они носят решительный характер в сфере ценностей культуры. В культуре традиционных обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам. Инновационная деятельность не воспринимается здесь как высшая ценность. Инновация имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками проверенных традиций. У техногенной цивилизации - свои, специфические, ценности культуры. Следовательно, самое главное и действительно эпохальное всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Под ценностью понимается сама инновация, оригинальность, что-то новое, вера в общественный прогресс на основе развития науки, техники и технологии. А преобразующая деятельность рассматривается как основное назначение человека. В результате техногенная цивилизация оказалась очень динамичной, подвижной и агрессивной, поглощая традиционные общества и их культуры [7, с. 6-7]. Новации, игнорирующие вековые функционирующие традиции, привносят культурный беспорядок, что приводит к нестабильности и конфликтным ситуациям. Традиция, олицетворяя социальное прошлое, не является принципиальным препятствием на пути нового вообще и социального прогресса в частности.

Философско-антропологический подход — это аксиологическое мировосприятие. Например, Кант, Гегель и Л. Фейербах ставили и решали вопрос, каким способом человек может

104

А.Т. Калиева

выявлять ценностные характеристики сущего. В сфере культуры ценностные установки улавливаются через понятие «традиция». Обычно понятия «традиция» и «обычай» отождествляют, а слово «обычай» означает «быт, бытие». То есть, традиция - это не становление и исчезновение, а именно бытие. Итак, под понятием «традиция» мы понимаем не только «передачу» и «наследие», но и преемственность. Само понятие обозначает объективную нужную связь между новым и старым в процессе развития. Преемственность предполагает не ликвидацию старого, а сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании.

Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему [8, с. 87].

По мнению А.Г. Спиркина, «традиция в общефилософском смысле представляет собой определенный тип отношения между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в новое и продуктивно «работает» в нем» [9, с. 8]. То есть он выделяет продуктивные традиции, которые способны преобразоваться в контексте социально нового, и традиции, которые мешают развитию общества. Следовательно, по А.Г. Спиркину, под традицией понимается наследование, а именно сохранение позитивного в наследии.

Громадный вклад в разработку проблемы традиции внесла работа В.Д. Плахова «Традиция и общество». В ней рассматриваются конкретные аспекты функционирования традиции в жизни общества.

По своей субстанции традиция представляет определенную систему общественных отношений, отличающихся не только некоторым системным порядком (традиция - это не просто отношение, а отношение отношения), но и особым характером [10, с. 32]. Традиция проявляется как устойчивое общественное отношение. Без устойчивости не может быть развития и вообще трансформирования, следовательно, без традиции не может быть развития и изменения общественных отношений.

Во-первых, по своей сущности традиция есть отношение, общественное отношение, отличаю-

щееся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью. Во-вторых, традиция диалектична. Она вызвана проявлением в общественных отношениях законов диалектики. И как следствие внутренней противоречивости общественных отношений, «борьбы» устойчивости и изменчивости означает необходимость. Причем то, что традиция выступает в качестве одного из «борющихся» отношений, вовсе не лишает ее относительной самостоятельности [10, с. 35]. В.Д. Плахов обсуждает следующие вопросы: традиция как закон системы общественных отношений, место традиции в системе социальных норм, виды традиций в материальном производстве, в системе распределения, в системе обычного права, в нравственных отношениях, в искусстве, в семье.

Указывая на многообразие форм проявления традиций, необходимо еще раз подчеркнуть, что сущность их сохраняется: это исторически сложившиеся, относительно устойчивые, повторяющиеся общественные отношения, передающиеся от одного поколения к другому [10, с. 36].

Традиция относится к системе понятий, выражающих прежде всего наличие предмета, его присутствие, тем самым продолжая смысловой ряд - субстанция, качество, абсолют, универсалии. Следовательно, кроме «передачи» под традицией понимается и то, что передается, то есть сам факт передачи бытия. В предельно широком плане традицией можно назвать область сохранения меняющихся характеристик любого предмета, когда он рассматривается как социокультурный феномен. Традиция - это проявление универсалий бытия, иммунная система общества, фундамент и субстанция культуры. Проблема традиции является социокультурной формой проблемы сохранения сущности чего угодно [11, с. 182]. Традиция обеспечивает включенность человека в бытие - как истина (смысл), опора, надежда, выполняя защитную и устойчивую организацию бытия. Раскрываются, пересматриваются и изменяются традиции в соответствии с переменой обстоятельств.

В традиции сконцентрирована мудрость поколений. На протяжении тысячелетий традиции являлись основным специфическим средством трансляции нравственных отношений. Традиции - совокупность идеальных и материальных ресурсов, используемых людьми для строительства будущего на фундаменте прошлого. Традиционные ценности являются основой духовной культуры. Характерной чертой моральных традиций является долговечность, прочность и исключительная устойчивость.

Традиционные ценности имеют рациональную форму кодексов, правил, т.е. традиция является источником законности. Народ постоянно ссылается на авторитеты и уже известные концепции, теории и доктрины. Например, «так сказано в Библии» или «это утверждал Платон».

В традициях этническое - самая консервативная, устойчивая и неизменная их часть. Ни одна культура не может существовать без традиций, так как жизнь изменчива. Объектом и субъектом определенной нравственной культуры, носителем социокультурных традиций выступают этнические общности. Следовательно, как характер традиций, так и ее внутренняя структура зависят в первую очередь от их носителей - этносов. Традиции разнообразны, но особый интерес представляют этнические традиции, совмещающие в себе как общечеловеческие, так и специфические, свойственные только данному этносу. В традициях отображаются нормы и принципы общественного поведения не только отдельных личностей, но и народов, наций, этнических общностей. Традиции создаются коллективами, целыми народами и нациями как отражение в их сознании хозяйственных, бытовых, культурных навыков, воззрений, способов жизни, сформированных в историческом процессе развития данной этнической общности. Итак, под традицией мы подразумеваем общественные явления, которые многократно повторяются, стали устойчивыми, общепринятыми, вошли в повседневную жизнь людей, принадлежащих той или иной этнической общности.

В разработку проблемы этнических традиций большой вклад внесла работа Н.С. Сарсен-баева «Обычаи, традиции в развитии». Рассматривая объективные факторы возникновения этнических традиций и обычаев, Н.С. Сарсенбаев делает вывод, что «потребности и интересы людей выражаются в формах эмоций и чувств, которые приводят в движение волю, поведение и определяют знания и убеждения людей. Последние, повторяясь многократно, способствуют формированию привычек. Привычки и другие устойчивые правила, выраженные в виде общественных потребностей и интересов, становятся обычаями и традициями» [12, с. 13]. Этническая традиция связана со всеми сферами жизнедеятельности человека и составляет важный элемент духовно-нравственных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Знание этнических традиций способствует росту нравственной культуры членов этноса, адекватному самосознанию их, внедрению принципа

толерантности в отношениях между разными этническими субъектами.

В основании этнической традиции находится этническая картина мира, присущая каждому традиционному социуму. Этническая картина мира представляет собой свод основополагающих допущений и предположений, как правило, не осознаваемых и не обсуждаемых, которые ориентируют и структурируют поведение представителей данной общности. Считается, что нормативное поведение общности есть функция особой этнической картины мира. В последнее время этническая картина мира обозначается и исследуется через понятие ценности и ценностной ориентации. Под ценностью в данном случае понимается серия предположений о мире, которая стимулирует и регулирует предпочтительный тип поведения.

На традиционные ценности опираются многочисленные образцы социальных ролей, знаний и норм. Усваивая традиции, усиливается чувство общих корней, принадлежности к определенной социальной общности. Традиционные ценности являются основой социокультурной идентификации, исторической памятью народа, т.е. представление об общности происхождения и общности исторических судеб. Историческое прошлое является устойчивым компонентом национального самосознания. Мы знаем, что национальное самосознание - это совокупность взглядов, оценок и отношений, выражающих содержание и особенности членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Формируется самосознание в процессе взаимодействия народов друг с другом, возникает из понимания ими общих и различительных черт, различий культуры, особенностей духовной жизни и специфики характера и психологии, обрядов и, конечно же, традиций. Этническое сознание как часть духовной культуры не может существовать за пределами традиций. Национальные обычаи и традиции играют особую роль в нравственном воспитании, формируя национальное самосознание и сознание. Традиционные ценности формируют базу социального взаимопонимания и взаимодействия людей разных культур, сплачивают общество. Ценности являются компонентом традиции и определяют социальное бытие на основе достижений прошлого и его влияние в настоящем и будущем. Традиционные ценности образуют неизменный клад смыслов, на которые люди опираются как на надежное достояние.

106

А.Т. Кклиевк

Этническая культура складывалась на ранних этапах развития человечества. Особенность этнической культуры в значительной мере обусловлена природной средой, зависимость от которой на начальных стадиях существования человечества была очень высокой. То есть это народный опыт жизни, разумное ведение хозяйства в данных природных условиях, порядок организации социального взаимодействия и т.п. Стержнем этнической культуры, как и любой культуры, являются этнические ценности. Под этническими ценностями мы имеем в виду совокупность культурных традиций этноса, которые выделяются самим этносом в качестве наиболее характерных, маркирующих историческое и культурное своеобразие его черт.

Фундаментом для основания системы этнических ценностей является исторический общественный опыт коллективной жизнедеятельности членов этноса. Чаще всего к этническим ценностям относят традиционные формы хозяйственной жизнедеятельности, т.е. ведения дел, характер освоения окружающего пространства, предания, верования, особенности народной художественной культуры, специфика семьи и т.д. При этом наиболее действующие и социально приемлемые формы удовлетворения интересов и потребностей людей, оказывающие содействие подъему уровня их общественной интегрированности, аккумулируются в систему ценностных ориентаций данного сообщества в качестве традиций.

На наш взгляд, традиции как форма ценностей могут осуществлять ценностное единство семьи, нации, сохранять специфику этноса. Традиционным культурным чертам принадлежит чрезвычайно важная роль: они фиксируют программу человеческих отношений и деятельности, выражают исторический опыт тех или иных этнических общностей. Подобно генетическим программам популяций они закрепляют, в частности, важные для выживания этих общностей устойчивые, стабильные особенности как природной, так и этносоциальной среды. Важную роль традиции отводил Б. Малиновский: «...в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого» [13, с. 69]. Каждый элемент культуры, как часть целого, выполняет свою определенную функцию. Сама же «традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к её среде. Уничтожьте

традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречёте его на медленный, неизбежный процесс умирания» [13, с. 69].

В некоторых случаях традиции могут играть не только интегрирующую роль внутри определенного этноса, но и способствовать сближению этносов, вырабатывать общую ценностную основу, нейтрализовать отрицательные последствия ксенофобии. На наш взгляд, эту роль можно отвести культурно-религиозным традициям. Православие, ислам, буддизм расходятся в понимании природы духовного, ряда аксиологических норм жизненных установок, но общественно-нравственный идеал у них един (человеколюбие, добро, милосердие, справедливость и др.).

Можно сказать, что традиции формируют основное направление духовных ценностей и являются неотъемлемой частью личностных ориентаций. Традиционные ценности, являясь мировоззренческими универсалиями, отражают некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, этнической и культурной принадлежности. В ценностных установках традиции отражается своеобразие духовной этнонациональной культуры - они являются исторически устойчивыми установками, базисными характеристиками того или иного этноса.

Бесспорно, в этнической культуре огромная роль принадлежит традиции. Быть человеком и народом своей традиции — стало быть, сохранять и защищать свою культурную и идеологически-национальную суверенность. Именно культурная традиция является основным устройством поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры и передачи ранее накопленных ценностей и навыков, пристрастий и предпочтений будущим поколениям, от чего будет зависеть отношение человека к самому себе, природе и обществу.

Список литературы

1. Мнацаканян М.О. Культуры. Этносы. Нации: Монография. М.: МГИМО - Университет, 2005. 352 с.

2. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.

3. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // В журн.: Советская этнография. 1981. № 2. С. 78-96.

4. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: Наука , 1985. 129 с.

5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК , 1994. 214 с.

6. Чистов К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования // В журн.: Советская этнография. 1981. № 2. С. 106-110.

7. Степин В.С. Стратегии цивилизационного развития и проблемы ценностей // Россия и современный мир. 2003. № 1 (38). С. 5-18.

8. Толстых В.И. Традиция // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. М., 2001. 605 ^

9. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М.: Дагучпедгиз, 1978. 307 с.

10. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт фи-лософско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. 220 с.

11. Кутырев В.А. Традиция и ничто // Философия и общество. 1998. № 6. С. 170-190.

12. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции в развитии. Алма-Ата, 1965. 328 с.

13. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур: Учебное пособие / Ин-т «Открытое о-во», Рос. гос. гуманит. ун-т. М.: Изд-во РГГУ, 1998. 239 с.

VALUABLE INSTALLATIONS AS THE LEADING COMPONENT OF TRADITIONAL KNOWLEDGE

A. T. Kalieva

In article results of research of concepts «tradition», «ethnic tradition» are resulted. A leading component of traditional knowledge the author defines valuable installations as the tradition accumulates in itself certain system of norms, customs and world outlook installations. Primary value at definition of valuable installations of traditional knowledge, according to the author, has the ethnic knowledge possessing in the big gnoseological potential.

Keywords: tradition, cultural tradition, valuable installations, traditional values, ethnic knowledge, ethnic tradition, ethnic values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.