Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦЫГАН: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦЫГАН: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЫГАНСКИЕ СООБЩЕСТВА / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЕ НАВЫКИ / ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / РОДНОЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайруллина Нурсафа Гафуровна, Гуденкова Олеся Ивановна, Ребышева Лидия Васильевна

Статья основана на данных анкетного опроса, проведенного в 2022 году среди представителей цыганской национальности, объем выборки - 332 человека. В статье представлены результаты, позволившие провести анализ культуры цыганского этноса, который сумел сохранить самобытность, целостность до сегодняшнего дня. Результаты опроса показали, что две трети представителей цыганского населения остаются сторонниками традиционного образа жизни и хотят жить как предки, соблюдая все традиции и обычаи своего этноса. В ходе исследования выявлена тенденция неуклонного снижения навыков владения традиционными видами хозяйственной деятельности, но одновременно с этим основные виды традиционных хозяйственных занятий сохраняют свою значимость у представителей трех поколений. Основной триадой традиционных навыков остаются кузнечество, коневодство и гадание.Три четверти опрошенных унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие традиции, например, женщины должны носить платки и длинные юбки, на застольях женщины и мужчины сидят отдельно. Отметим, что выявлены и факторы этнической мобилизации. Большинство цыган информированы о существовании общественных организаций, отвечающих за развитие культуры цыган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хайруллина Нурсафа Гафуровна, Гуденкова Олеся Ивановна, Ребышева Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE CULTURE OF MODERN ROMANI PEOPLE: A REGIONAL APPROACH

This article is devoted to the data from a questionnaire survey, which has been conducted in 2022, 332 representatives of the Romani have been interviewed. The article presents the results that made it possible to analyze the culture of Romani people, who preserve own originality and integrity to this day. The results of the survey showed that two-thirds of the representatives of the Romani remain supporters of the traditional way of life and want to live like their ancestors, observing all the traditions and customs of their ethnic group. Our study revealed a trend of a steady decline in the skills of holding traditional types of economic activity, but at the same time, the main types of traditional economic activities retain their importance among representatives of three generations. Blacksmithing, horse breeding and divination are traditional skills.Three-quarters of the respondents inherited many traditions from their parents and grandparents; for example, women should wear headscarves and long skirts, women and men sit separately at feasts. It should be noted that factors of ethnic mobilization have also been identified. Most Romani people know of the existence of public organizations, which are responsible for the development of the Romani culture.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦЫГАН: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

УДК 323.15

DOI: 10.31660/1993-1824-2023-1-108-120

Традиции и новации в культуре современных цыган: региональный подход

Нурсафа Гафуровна Хайруллина, Олеся Ивановна Гуденкова, Лидия Васильевна Ребышева

Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

Аннотация. Статья основана на данных анкетного опроса, проведенного в 2022 году среди представителей цыганской национальности, объем выборки — 332 человека. В статье представлены результаты, позволившие провести анализ культуры цыганского этноса, который сумел сохранить самобытность, целостность до сегодняшнего дня. Результаты опроса показали, что две трети представителей цыганского населения остаются сторонниками традиционного образа жизни и хотят жить как предки, соблюдая все традиции и обычаи своего этноса. В ходе исследования выявлена тенденция неуклонного снижения навыков владения традиционными видами хозяйственной деятельности, но одновременно с этим основные виды традиционных хозяйственных занятий сохраняют свою значимость у представителей трех поколений. Основной триадой традиционных навыков остаются кузнечество, коневодство и гадание.

Три четверти опрошенных унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие традиции, например, женщины должны носить платки и длинные юбки, на застольях женщины и мужчины сидят отдельно. Отметим, что выявлены и факторы этнической мобилизации. Большинство цыган информированы о существовании общественных организаций, отвечающих за развитие культуры цыган.

Ключевые слова: цыганские сообщества, традиции, культура, традиционные навыки, обычаи, обряды, родной язык

Для цитирования: Хайруллина, Н. Г. Традиции и новации в культуре современных цыган: региональный подход / Н. Г. Хайруллина, О. И. Гуденкова, Л. В. Ребышева. - DOI 10.31660/1993-1824-2023-1-108-120 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2023. - № 1. - С. 108-120.

Traditions and innovations in the culture of modern Romani people:

a regional approach

Nursafa G. Khairullina, Olesya I. Gudenkova, Lidia V. Rebysheva

Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia

Abstract. This article is devoted to the data from a questionnaire survey, which has been conducted in 2022, 332 representatives of the Romani have been interviewed. The article presents the results that made it possible to analyze the culture of Romani people, who preserve own originality and integrity to this day. The results of the survey showed that two-thirds of the representatives of the Romani remain supporters of the traditional way of life and want to live like their ancestors, observing all the traditions and customs of their ethnic group. Our study revealed a trend of a steady decline in the skills of holding traditional types of economic activity, but at the same time, the main types of traditional economic activities retain their importance among representatives of three generations. Blacksmithing, horse breeding and divination are traditional skills.

Three-quarters of the respondents inherited many traditions from their parents and grandparents; for example, women should wear headscarves and long skirts, women and men sit separately at feasts. It should be

noted that factors of ethnic mobilization have also been identified. Most Romani people know of the existence of public organizations, which are responsible for the development of the Romani culture.

Keywords: Roma communities, traditions, culture, traditional skills, customs, rituals, native language

For citation: Khairullina, N. G., Gudenkova, O. I., & Rebysheva, L. V. (2023). Traditions and innovations in the culture of modern Romani people: a regional approach. Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (1), pp. 108-120. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2023-1-108-120

Введение

В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых к исследованию традиций и традиционных ценностей, которые позволяют сохранить социокультурное наследие прошлых поколений и составляют основу для дальнейшего развития цивилизации. Традиция является сложным социокультурным явлением, исследование сущностных характеристик которого позволяет выявить взаимосвязи современного социума и прошлого, определить элементы социального и культурного наследия, передаваемого из поколения в поколение и сохраняющегося длительное время.

Следование традициям способствует достижению и поддержанию гармоничных отношений между представителями различных этносов, оно необходимо, как и знание особенностей различных культур, их сходств и различий. Современные исследователи предлагают стремиться к культурной включенности и равноправию культурных статусов всех народов и личностей, что предполагает отказ от культурной изоляции, культурной исключительности и включенность всех граждан в политику, направленную на развитие культурных потребностей через творческое участие в различных мероприятиях... Как справедливо отмечает И. И. Горлова, сложившееся культурное многообразие и свобода не будут нарушать стабильности общества, а, напротив, будут способствовать его сплоченности [1].

В рамках данной статьи авторы считают необходимым обозначить главные проблемы цыганского этноса, выявить истоки, позволившие культуре цыганского народа сохранить самобытность, целостность в условиях иного, зачастую враждебного отношения большинства людей в нашей стране и мире, роль традиций в сохранении этнической самобытности.

Литературный обзор

И. Х. Дворецкий в латинско-русском словаре трактует определение «традиция» с различных сторон: как передачу и выдачу знаний, процесс преподавания или обучения, предания или повествования или как установившееся на протяжении длительного времени мнение или привычку [2]. Не случайно, что в настоящее время существует большое количество трактовок понятия «традиция». Так, Л. Л. Кофанов определяет ее как совокупность исторических памятников, преданий, передаваемых как в устной, так и в письменной форме от поколения к поколению [3]. В словаре иностранных слов говорится, что традиции позволяют устанавливать обычаи, порядки, правила поведения в

быту [4]. В рамках нашей темы исследования важным является позиция К. В. Чистова, согласно которой традиция связывает настоящее с прошлым. Посредством отбора накопленного опыта происходит его передача и воспроизведение следующими поколениями [5]. Здесь следует добавить заключение С. Б. Лупиноса о том, что традиции способствуют синтезу имеющегося и накопленного опыта [6]. Интерес представляет и культурологический подход к трактовке термина «традиция», среди сторонников которого назовем Э. С. Маркаряна с его концепцией «традициологии», В. Д. Плахова, В. Ю. Быстрова и М. К. Петрова (модель тезаурусной динамики).

Проведенный нами анализ различных трактовок дефиниции «традиция» показал, что некоторые ученые в своих исследованиях используют сочетание нескольких подходов, например коммуникативно-символический, системно-функциональный, структурно-нормативный и другие, что доказывает необходимость использования междисциплинарного подхода в исследованиях данного социокультурного феномена.

По мнению Т. В. Лобановой, традиции у представителей определенного этноса вырабатывают присущие только им модели поведения и отношения к окружающему миру [7]. Не случайно З. В. Сикевич, А. Кохен, Э. С. Маркарян и др. включают традицию в число консолидирующих признаков этноса, то есть признака, который сближает представителя одного этноса с другим. Аналогично нужно отметить, что традиции одного этноса различают его с представителем другого этноса, и в этом случае традиция является дифференцирующим (разделяющим) признаком. Т. В. Лобанова также назвала отличительные особенности традиции, среди них избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, императивность и другие [7].

Как видим, традиция предстает как сложное социокультурное явление, поскольку связана с культурой конкретного этноса, а в мире проживают представители большого числа этносов. Так, в Тюменской области проживают представители 143 этнических общностей. Среди них есть многочисленные этносы, традиции которых подробно изучены и широко известны в научном сообществе. Есть малочисленные этносы, о традициях и культуре которых также знают в современном обществе, например коренные малочисленные народы Севера Тюменской области: ханты, манси, ненцы и др. В целях нашего исследования мы хотели бы рассмотреть традиции малочисленного этноса, к традициям и культуре которого не часто обращаются российские и региональные социологи, — цыган.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что комплексных этнологических или социокультурных исследований о цыганах почти нет, как и нет научных работ, посвященных анализу современного социально-экономического, этнокультурного или правового положения цыганского населения в постсоветской России, изучению проблем, возникающих у них в ходе реформирования российского обществ. Все это подтолкнуло авторов к проведению анкетных опросов среди представителей цыганского этноса и среди жителей юга области с целью изучения социокультурных традиций и новаций в цыганских сообществах Тюменской области.

Материалы и методы

В Российской Федерации (РФ) в 2010 г. проживало около 143 млн человек, цыгане среди них составили почти 205 тыс., это 0,14 % в процентном выражении. По сравнению с 2002 годом их численность в составе страны увеличилась на 22 192 чел., а в составе Тюменской области, напротив, снизилась с 2 054 в 2002 г. до 1 584 человек в 2010 г. На юге области проживает 1 364 представителей цыганского населения, в г. Тюмени (1 004 чел.), г. Ялуторовске (15 чел.), а также некоторых районах юга области. В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) — Югре цыгане в основном проживают в Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске [8].

Отношение к цыганам, к цыганской культуре оценивается чаще в негативном аспекте, поскольку в повседневной практике они ассоциируются как необразованные, не желающие работать, женщины практикуют гадание, распространены кражи и торговля наркотиками. При этом известны и позитивные практики: яркие фильмы о цыганах, зажигательные песни, не оставляющие равнодушными никого на концертах, вечеринках, в ресторанах. Согласно данным, полученным В. П. Клюевой в 2012 г. в ходе анкетного опроса, три четверти респондентов не воспринимают цыган как возможных коллег по работе, учебе, родственников или друзей. При этом каждый второй не хотел бы с ними сталкиваться в повседневной жизни.

Сравним представленные данные с данными, полученными в 2006 г. в ходе опроса в татарских поселениях юга Тюменской области. На вопрос, какая национальность вызывает неприязнь, 40 % респондентов назвали русских, каждый пятый назвал евреев и чеченцев, 15 % — цыган и 5 % — азербайджанцев. Хотя с большой долей уверенности можно предположить, что данные ответы являются сконструированными, так как вряд ли у сельских жителей был большой опыт общения с цыганами или евреями. На аналогичный вопрос каждый пятый представитель коренных малочисленных народов ХМАО — Югры в 2005 г. назвал азербайджанцев и чеченцев, 14,9 % — цыган, а каждый десятый — грузин и татар [9]. Анкетный опрос проводился под руководством одного из авторов статьи.

В рамках данной статьи будут анализироваться результаты анкетного опроса, проведенного среди представителей цыганского населения. Анкета содержит 23 вопроса, направленных на выявление отношения представителей цыганского сообщества к традициям и новациям; степени владения традиционными навыками; отношения к смешанным бракам; осведомленности о цыганском суде; отношения к образованию цыганских детей; осведомленности о проводимых мероприятиях по сохранению и развитию цыганской культуры.

Анкета для жителей, проживающих на юге Тюменской области, содержит 23 вопроса, которые позволят выявить личное отношение к представителям цыганского этноса; чувства, которые испытывают тюменцы в ходе общения с цыганами; степень осведомленности о традиционной культуре цыган; отношение к процессу интеграции цыган в современное общество; отношение к образованию цыганских детей.

Данные, полученные в ходе второго опроса, будут интерпретированы в ближайшее время и представлены научной общественности в следующих номерах журнала.

Анкетный опрос проводился в конце 2022 г. В ходе исследования были опрошены 332 представителя цыганского населения. Из числа опрошенных 58 % составили женщины, 42 % — мужчины. Возрастное распределение представителей цыганского этноса: до 20 лет — 15 %, 21-30 лет — 15 %; 31-40 лет — 23 %; 41-50 лет — 25 %; 51-60 лет — 16 %; 61 и старше лет — 6 %. Сферу занятости и уровень образования классифицировать не удалось.

Результаты и обсуждение

В целях нашего исследования важно было выяснить отношение носителей цыганской культуры к традициям и новациям. Каждый второй респондент считает, что традиции обеспечивают устойчивость и воспроизводство культуры, а новации являются результатом адаптации к изменяющимся условиям среды. Треть опрошенных полагают, что для развития культуры важно оптимальное соотношение традиций и новаций. Каждый десятый выбрал вариант ответа, что избыток традиций может усилить неспособность адаптироваться к изменениям окружающей среды и повысить вероятность распада культуры (1,5 % опрошенных). Одновременно 5,5 % участников опроса затруднились ответить на поставленный вопрос.

На вопрос, согласны ли респонденты — представители цыганского этноса — с утверждением, что традиция является важной характеристикой культуры общества, большинство (91,4 %) ответило утвердительно. Противоположную точку зрения высказали 2,6 % участников опроса, а 6 % затруднились ответить на поставленный вопрос.

Известно, что для развития любого этноса необходимо воспроизводить и соблюдать традиционный образ жизни, который включает такие элементы культурной среды, как родной язык, традиционные обычаи, обряды, хозяйственные виды деятельности, одежда, утварь, пища и др. Ответы на вопрос, как должны жить современные цыгане, позволили выявить численный состав сторонников традиционного, европейского (современного) и интегрированного вариантов развития.

Согласно полученным ответам, сторонниками традиционного образа жизни сегодня выступают чуть более половины участников опроса (52,9 %). По их мнению, цыгане должны жить как предки, соблюдая все традиции и обычаи своего этноса. Каждый шестой (15,7 %) респондент считает, что цыгане должны жить как все, но при этом соблюдать свои традиции и обычаи. При этом каждый четвертый является сторонником европейского образа жизни, согласно которому современные цыгане должны жить как люди других национальностей, проживающие в стране. Одновременно 1,5 % респондентов заявили, что им это не интересно, а 4,5 % затруднились ответить на данный вопрос.

Как видим, каждый второй по-прежнему выбирает традиционный вариант развития цыганского этноса, но при этом почти такое же число выбирает европейский и интегрированный варианты развития. О процессе ассимиляции говорят и исследования ученых. Так, Н. Г. Деметер подтверждает наличие ассимиляционных процессов в среде цыган. Согласно полученным автором данным, язык, обычаи, традиции и весь жизненный уклад цыган подвержены постоянным изменениям со стороны окружающего насе-

ления конкретной территории. Заимствования наблюдаются в культуре, языке, одежде, обычаях и обрядах [10].

Анализ научной литературы, проведенный авторами, позволил предположить, что представители цыганского этноса продолжают воспроизводить, сохранять и передавать из поколения в поколение основные традиционные навыки, а часть из них утрачивает свое значение. В ходе нашего опроса выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась (табл. 1).

Таблица 1

Традиционные навыки, которыми владеют представители цыганского этноса в зависимости от принадлежности к определенному поколению, в % к общему числу ответивших

Навыки Поколение

дедов и бабушек отцов и матерей респондентов

Кузнечество 65,3 54,4 52,0

Коневодство 83,7 77,3 72,8

Гадание 73,1 71,3 65,3

Торговля 47,1 38,4 34,4

Гончарство 17,2 8,8 10,6

Песни и танцы 32,3 23,6 22,7

Лечение травами 17,8 6,0 4,8

Ювелирное дело 10,6 1,2 2,1

Резьба по дереву 10,6 1,2 1,2

Ремонт обуви 6,3 1,5 0,3

Дрессировка животных 5,1 1,2 0

Циркачество 6,0 0,9 1,5

Гипноз 4,5 1,2 1,8

Другие 1,5 1,8 0,6

Из данных, представленных в таблице 1, отчетливо прослеживается тенденция неуклонного снижения от поколения к поколению навыков владения традиционными видами хозяйственной деятельности. Но одновременно с этим мы видим, что основные виды традиционных хозяйственных занятий сохраняют свою значимость у представителей трех поколений. Основной триадой традиционных навыков остаются и сегодня кузнечество, коневодство и гадание. Пятерку основных традиционных видов деятельности замыкают торговля и цыганские песни и танцы.

Данный вывод свидетельствует о силе и устойчивости культурной традиции у представителей цыганского этноса и подтверждает поставленные задачи исследования. В данном контексте приведем оценку А. А. Гуцалова, исследования которого подтверждают сохранение у современных цыган самобытных, неповторимых культурных традиций вопреки отсутствию надлежащих жизненных условий, гонениям и безграмотности [11].

Одновременно мы можем говорить об утрате цыганами традиционных навыков, например ювелирного дела, резьбы по дереву, гончарного производства. Виды деятельности представителей цыганского этноса постоянно меняются, более того, как пра-

вильно заметил Н. Г. Деметер, все большее число цыган понимает, что невозможно существовать в отрыве от современного социума и его экономики. Как следствие, теряет актуальность приверженность цыган работать исключительно на себя и желание быть независимыми в своей жизнедеятельности [10].

Уникальность цыганской культуры прослеживается и через ответы на следующий вопрос анкеты. От родителей, бабушек и дедушек три четверти респондентов (79,8 %) унаследовали, что женщины должны носить платки и длинные юбки, которые скрывают бедра и колени, а после достижения совершеннолетия женщинам запрещается носить брюки. О последней традиции информированы 71,0 % участников опроса. Такое же число цыган знают, что на цыганских застольях женщины и мужчины сидят отдельно.

Две трети опрошенных заявили, что представители старшего поколения пользуются непререкаемым авторитетом, а девушка не должна вступать до брака в близкие отношения с мужчинами (63,7 и 62,5 % соответственно). Чуть более половины участников опроса знают, что на торжествах нельзя танцевать с мужчинами, если они не являются родственниками (57,1 %), как и не положено регистрировать браки (53,5 %).

Для более полной картины, которая позволит открыть для большинства читателей данной статьи не известные ранее, но присущие цыганской культуре традиции, перечислим оставшиеся из них в порядке убывания их значимости.

• На сватовство семья жениха должна принести ветку, украшенную денежными купюрами или золотом (если он и она являются цыганами) — 45,6 %.

• Во время благословления молодых близкие должны дарить золотые украшения или деньги, а остальные гости — цветы (39,9 %).

• Приглашение на свадьбу сопровождается весельем, песнями и танцами, угощениями (38,1 %).

• На Рождество и Пасху детей угощают сладостями и в ответ на поздравление дарят им деньги (32,3 %).

• В родительском доме остается жить младший сын со своей семьей (31,1 %).

• Усопшим покупают новую одежду и обувь, оставляют на них любимые украшения (28,1 %).

• Жена не ложится спать раньше семьи мужа (26,0 %).

• Женщинам нельзя перешагивать через мужскую обувь (23,0 %).

• Родственники усопшего цыгана не стригутся 40 дней и не посещают увеселительные мероприятия (21,5 %).

Основным институтом, который контролирует нормы поведения представителей цыганских сообществ является этнический цыганский суд. Е. А. Марушиакова, В. З. Попов считают, что цыганский суд является способом институционального разрешения внутробщинных конфликтов, он подвержен трансформациям в связи с происходящими в современном обществе изменениями [12]. Результаты наших исследований подтверждают, что цыганский суд продолжает функционировать у цыганских групп, проживающих на юге Тюменской области. На вопрос, знают ли респонденты о суще-

ствовании своего суда, большинство цыган (90,9 %) ответили утвердительно. Остальные заявили, что никогда не слышали о нем.

Положительно ответившим на этот вопрос респондентам было предложено назвать, какую роль цыганский суд выполняет сегодня. Каждый третий считает, что цыганский суд помогает определить меру наказания виновникам, каждый пятый полагает, что они содействуют укреплению законности. Такое же число назвали гласность разбирательства дел среди цыган и независимость судей. Каждый шестой при этом утверждает, что суды помогают разрешить спорные вопросы. При этом затруднения с ответом испытал каждый десятый участник опроса.

Представим далее наиболее актуальные вопросы, выносимые на цыганский суд. По мнению 71,3 % респондентов, это обман, две трети опрошенных назвали долги и кражи, каждый третий — убийство. Каждый десятый назвал такие вопросы, как жестокое обращение с детьми, недостойное отношение к родителям, раздел имущества и исключение виновного из цыганского общества.

Среди проблем цыганского этноса наиболее серьезной остается низкий уровень образования среди цыган. И это логично, поскольку в традиционном цыганском обществе образование не являлось важной ценностью. Цыгане долгие годы не устраивали детей в школы, опасаясь их ассимиляции, несмотря на возможность предоставленную государством. Так, в феврале 2013 г. была принята программа Правительства РФ по оказанию особой помощи цыганскому народу в вопросах сохранения и развития культуры, образования, в том числе и на родном языке. В данной программе утвержден комплексный план по включению цыган в культурные, образовательные и другие проекты.

По результатам нашего исследования большинство цыган (87,6 %) считают, что образование представителей цыганского народа может оказать позитивное влияние на будущее развитие их культуры. Противоположное мнение высказали лишь 1,5 % респондентов, каждый десятый затруднился ответить на данный вопрос.

Положительно ответившим на данный вопрос участникам было предложено раскрыть, в чем это влияние проявится. Две трети опрошенных считают, что образованное молодое поколение сможет перенимать культуру других народов во время обучения, работы в общественных пространствах. Каждый второй отметил, что они станут перенимать современные традиции (одежду, имидж и пр.). При этом чуть более трети опрошенных высказались, что цыгане чаще будут говорить на русском языке, у них повысится уровень образованности (36,0 %). При этом 30,8 % респондентов полагают, что цыгане будут вовлечены в производственную и инновационную деятельность, а десятая часть опрошенных надеются через получение образования расширить границы познания окружающего мира.

Наряду с позитивными тенденциями мы выявили, что повышение уровня образования может оказать негативное влияние в целом на жизнедеятельность этноса. Так, треть опрошенных высказали опасение, что утратит свое значение цыганский суд (36,9 %), что больше станет смешанных браков (34,1 %). Каждый десятый считает, что это приведет к утрате традиций, обычаев, языка (13,6 %).

Этнической мобилизации способствуют государственные и общественные структуры. В период перестройки в России стали создаваться цыганские организации. Например, в Москве было создано первое цыганское культурно-просветительное общество «Романо кхэр» («Цыганский дом»), позже стали создаваться цыганские организации в российских регионах.

Нам важно было узнать, информированы ли респонденты о существовании общественных организаций, отвечающих за развитие культуры цыган. Выяснилось, что 82,5 % знают о существовании общественных организаций, отвечающих за развитие культуры цыган, остальные затруднились ответить на данный вопрос.

Для сохранения и развития цыганской культуры проводятся следующие мероприятия (в порядке убывания значимости):

• этнографические программы (музей кочевой культуры) — 27,8 %;

• цыганские фестивали («За цыганской звездой», «Цыгане под небом России», другие) — 27,5 %;

• Международный день цыган — 16,9 %;

• благотворительные концерты — 10,4;

• спектакли в театре «Ромэн» — 12,4 %;

• другие — 5,0 %.

Отметим, что 80,1 % респондентов знают, что в Комитете Государственной Думы по делам национальностей проводятся заседания по вопросам социального и этнокультурного развития цыган в Российской Федерации. Каждый пятый затруднился ответить на данный вопрос, полагаем, что данная категория респондентов постеснялась признаться, что не знает об этом. Каждый второй респондент считает, что принятые решения содействуют общественным организациям цыган в доступе к существующей этнокультурной инфраструктуре (Домам дружбы, национальностей, национально-культурным центрам), каждый третий считает, что они способствуют сохранению, изучению и развитию цыганского языка и культуры, а каждый пятый предполагает, что обеспечивают мониторинг положения цыганского населения в стране.

Как было отмечено выше, повышение образовательного уровня цыган будет способствовать заключению смешанных браков. На вопрос, одобряют ли цыгане браки с представителями других вероисповеданий, выяснилось, что три четверти из них не против заключения браков с представителями других вероисповеданий, каждый десятый против их заключения, остальные затруднились с ответом. В таблице 2 представлены ответы мужчин и женщин — сторонников заключения браков с представителями других вероисповеданий с оценкой последствий, к которым они приведут.

Как видно из данных таблицы 2, каждый второй респондент считает, что в ходе браков с представителями других вероисповеданий цыгане смогут приобщиться к ценностям современной культуры. Чуть менее половины опрошенных полагают, что цыгане будут работать и овладеют новыми профессиями. Треть опрошенных уверены, что повысится образовательный уровень цыган, четверть опрошенных надеется на дальнейшее развитие цыганской культуры. Такое же число рассчитывают на позитивное восприятие цыган социумом и исчезновение неприязненного отношения к ним.

Таблица 2

Ответы мужчин и женщин — сторонников браков с представителями других вероисповеданий о последствиях их заключения, в % к общему числу ответивших

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты Пол

мужской женский

Приобщение цыган к ценностям современной культуры 47,6 52,6

Работа и овладение новыми профессиями 42,6 39,6

Повышение образовательного уровня 33,7 40,8

Развитие цыганской культуры 26,3 19,8

Заключение межнациональных браков 29,8 37,5

Выбор веры молодежью 26,6 32,9

Позитивное восприятие цыган социумом 19,3 26,3

Исчезновение неприязненного отношения к цыганам 25,1 24,9

Изучение культуры и традиций народов, расширение собственного кругозора 24,2 22,8

Изучение языка 8,9 9,1

Повышение терпимости к религии, традициям супруга(и) 6,9 6,7

Другие 18,1 17,7

Одновременно была предоставлена возможность высказаться, почему респонденты против заключения браков с представителями других вероисповеданий. Отметим, что каждый третий участник опроса затруднился ответить на поставленный вопрос, и такое же число респондентов признались, что никогда об этом не задумывались. Несмотря на это, каждый десятый респондент уверен, что браки с людьми других вероисповеданий негативно повлияют на развитие цыганской культуры, разрушат базовые нормы, а разница во многих религиозных обрядах приведет к разводу. В два раза реже участники опроса выбирали такие варианты ответа, как дети не смогут выбрать вероисповедание (6,6 %), возникнут конфликты при обсуждении конфессиональных вопросов (5,7 %), несоответствие культур, традиций, обычаев приведет к разногласиям при воспитании детей (5,4 %), а также к непониманию и осуждению со стороны окружающих (4,8 %).

Нам важно было узнать, как изменился образ жизни цыган за последние 20 лет. Респондентам предлагалось обосновать свой ответ и привести примеры. Анализ ответов показал, что многие цыгане перешли на оседлый образ жизни, получили образование, молодежь поступает в высшие учебные заведения, общается с представителями других национальностей, адаптируется к современному обществу, официально устраивается на работу и др. Завершить ответы на данный вопрос хотим цитатой из одного ответа, который, по нашему мнению, в сжатой форме характеризует изменения, произошедшие в жизнедеятельности цыганских сообществ: «Цыгане стали более современными и все больше стали походить на других людей. Работают, учатся и развиваются в современном обществе» (О. И., женщина, 49 лет).

Выводы

Таким образом, традиции, выступая сложным социокультурным явлением, позволили нам в первом приближении проанализировать культуру цыганского этноса, выявив истоки, позволившие цыганам сохранить самобытность, целостность в современных условиях. Результаты опроса показали, что две трети представителей цыганского населения остаются сторонниками традиционного образа жизни и хотят жить как предки, соблюдая все традиции и обычаи своего этноса. В ходе исследования выявлена тенденция неуклонного снижения навыков владения традиционными видами хозяйственной деятельности, но одновременно с этим основные виды традиционных хозяйственных занятий сохраняют свою значимость у представителей трех поколений. Основной триадой традиционных навыков остаются кузнечество, коневодство и гадание.

Три четверти опрошенных унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие традиции, например женщины должны носить платки и длинные юбки, на застольях женщины и мужчины сидят отдельно. Отметим, что выявлены и факторы этнической мобилизации. Большинство цыган информированы о существовании общественных организаций, отвечающих за развитие культуры цыган.

В данной статье были представлены результаты анкетного опроса, проведенного среди представителей цыганских сообществ. Далее авторы планируют обработать и представить результаты анализа анкетного опроса, проведенного среди жителей юга Тюменской области с целью выявления их отношения к цыганской культуре.

Список источников

[1] Горлова, И. И. Юг России : культурное многообразие и межкультурные взаимодействия / И. И. Горлова. - Текст : непосредственный // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России : технологии укрепления единства : сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции с между-нар. участ. / Отв. ред. Т. В. Коваленко. - Краснодар : ООО «Экоинвест», 2015. - С. 16-24.

[2] Дворецкий, И. Х. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий. - Москва : Прогресс, 2019. - 778 с. - Текст : непосредственный.

[3] Кофанов, Л. Л. Традиция о древнейших источниках по праву архаического Рима : легенда или реальность? / Л. Л. Кофанов. - Текст : непосредственный // Проблемы исторического познания : материалы международной конференции Института всеобщей истории Российской академии наук. - Москва, 1996.

[4] Словарь иностранных слов. - Москва : Слово, 2019. - 684 с. - Текст : непосредственный.

[5] Чистов, К. В. Традиция и вариативность / К. В. Чистов. - Текст : непосредственный // Советская этнография. - 1983. - № 2. - С. 14-22.

[6] Лупинос, С. Б. О единораздельности понятий картина мира/модель мира в контексте традиционных для Дальнего Востока воззрений на мир / С. Б. Лупинос. - Текст : непосредственный // Культура Дальнего Востока России и стран АТР : Восток-Запад : материалы научной конференции. - Владивосток : ТГЭУ, 2018. - № 12. - С. 24-29.

[7] Лобанова, Т. В. Основные подходы к изучению проблем традиции / Т. В. Лобанова. - Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2008. - № 1(9). - С. 70-76.

[8] Клюева, В. П. Цыгане Тюменской области в 2010-е гг. / В. П. Клюева. - Текст : электронный. - URL: https://doi.org/10.24412/cl-36990-2022-1-92-97 (дата обращения: 12.12.2022).

[9] Хайруллина, Н. Г. Коренные народы Тюменской области : взгляд социолога / Н. Г. Хайруллина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный нефтегазовый университет. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2012. - 475 с.

[10] Деметер, Н. Г. Цыгане на постсоветском пространстве и в Европе : исторические, социальные и культурные перспективы / Н. Г. Деметер. - Текст : непосредственный // Этнографическое обозрение. - 2011. - № 3. - С. 120-130.

[11] Гуцалов, А. А. Цыгане : традиционная культура и современный мир / А. А. Гуца-лов. - Текст : электронный // Наследие веков : электронный научный журнал Южного филиала Института наследия. - 2015. - № 4 (4). - С. 44-55. - URL: http://heritage-magazine.eom/index.php/HC/issue/view/8/10.

[12] Марушиакова, Е. А. Цыганский суд в Восточной Европе: концепция, виды и современные трансформации / Е. А. Марушиакова, В. З. Попов. - DOI 10.7256/22221956.2013.01.3. - Текст : непосредственный // Культура и искусство. - 2013. -№ 1. - С. 41-46.

References

[1] Gorlova, I. I. (2015). The south of Russia: the cultural diversity and the intercultural communications. Mezhnatsional'nye, mezhkul'turnye i mezhreligioznye otnosheniya narodov Yuga Rossii: tekhnologii ukrepleniya edinstva: sbornik nauchnykh statey po ma-terialam Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Inter-Ethnic, Inter-Cultural and Inter-Religious Relations of the Peoples of the South of Russia: Technologies of Strengthening the Unity: Proceedings of the National Scientific Conference with International Participation). Krasnodar, Ecoinvest Publ., pp. 16-24. (In Russian).

[2] Dvoreckiy, I. H. (2019). Latinsko-russkiy slovar'. Moscow, Progress Publ., 778 p. (In Russian).

[3] Kofanov, L. L. (1996). Traditsiya o drevneyshikh istochnikakh po pravu arkhaicheskogo Rima: legenda ili real'nost'? Problemy istoricheskogo poznaniya: materialy mezhdu-narodnoy konferentsii IVI RAN. Moscow. (In Russian).

[4] Slovar' inostrannykh slov (2019). Moscow, Slovo Publ., 684 p. (In Russian).

[5] Chistov, K. V. (1983). Traditsiya i variativnost'. Sovetskaya etnografiya, (2), pp. 14-22. (In Russian).

[6] Lupinos, S. B. (2018). O edinorazdel'nosti ponyatiy kartina mira/model' mira v kontekste traditsionnykh dlya Dal'nego Vostoka vozzreniy na mir. Kul'tura Dal'nego Vostoka Ros-

sii i stran ATR: Vostok-Zapad: materialy nauchnoy konferentsii. Vladivostok, TGEU Publ., (12), pp. 24-29. (In Russian).

[7] Lobanova, T. V. (2008). Fundamental theoretical approaches to the traditions' research. Vestnik of Lobachevsky state university of Nizhni Novgorod. Social sciences, (1(9)), pp. 70-76. (In Russian).

[8] Klyuyeva, V. P. (2018). The gypsies of Tyumen oblast in the 2010s. (In Russian). Available at: https://doi.org/10.24412/cl-36990-2022-1-92-97

[9] Khayrullina, N. G. (2012). Korennye narody Tyumenskoy oblasti: vzglyad sotsiologa. Tyumen, TGNGU Publ., 475 p. (In Russian).

[10] Demeter, N. G. (2011). Gypsies in the post-soviet space and in Europe: historical, social, and cultural prospects. Ethnographic review, (3), pp. 120-130. (In Russian).

[11] Gutsalov, A. A. (2015). Roma: the Traditional Culture and the Contemporary World. Heritage of Centuries, (4(4)), pp. 44-55. (In Russian). Available at: http://heritage-magazine.com/index .php/HC/i s sue/vi ew/ 8/10

[12] Marushiakova, E. A., & Popov, V. Z. (2013). Tsyganskiy sud v Vostochnoy Evrope: kontseptsiya, vidy i sovremennye transformatsii. Kul'tura i iskusstvo, (1), pp. 41-46. (In Russian). DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.3

Статья поступила в редакцию 07.02.2023; одобрена после рецензирования 15.02.2023; принята к публикации 24.02.2023.

The article was submitted 07.02.2023; approved after reviewing 15.02.2023; accepted for publication 24.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.