Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЦЫГАНСКИХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: опыт комплексного исследования 2016–2017 гг.'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЦЫГАНСКИХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: опыт комплексного исследования 2016–2017 гг. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цыгане / руска рома / кэлдэрары / интеграция / идентичность / межнациональные отношения / Ленинградская область / Roma / Russian Roma / Kalderari / integration / identity / interethnic relations / Leningrad region

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якимов Андрей Николаевич

На протяжении более чем 280 лет цыгане являются коренным населением на территории Ленинградской области и имеют тесные семейные, дружеские, соседские, деловые отношения с представителями всех национальностей, населяющих северо-запад России. Поддержка процессов интеграции цыган в российское общество, содействие их социально-экономическому и этнокультурному развитию как специфическое направление отечественной национальной политики – актуальная задача, поставленная федеральными властями перед органами государственной власти и местного самоуправления, перед местным населением и цыганским сообществом – требует соответствующего научно-методического сопровождения для разработки конкретных мер на региональном уровне. Необходимым элементом такой работы является этнографическая исследовательская деятельность. Комплексное исследование социальноэкономического, этнокультурного и правового аспектов интеграции цыган с местным сообществом в контексте гармонизации межнациональных отношений проводилось в Ленинградской области в 2016– 2017 гг. с целью дать представление о численности и расселении цыганского населения региона, охарактеризовать соотношение гражданской (российской), локальной и этнической идентичности в этнопсихологических установках цыганского населения, оценить состояние межэтнических отношений и степень интеграции цыганского населения в местное сообщество. Ввиду особенностей расселения и этнической принадлежности цыганского населения региона – преобладание групп «руска рома» и «кэлдэрары», значительно отличающихся друг от друга в социально-экономическом и этнокультурном отношении – отличительной особенностью исследования стал сравнительный анализ аспектов интеграции данных групп цыганского населения. На основе полученных данных было разработано методическое сопровождение мер по содействию социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE INTEGRATION OF ROMA ETHNIC GROUPS IN THE LENINGRAD REGION: the experience of a comprehensive study in 2016–2017

For more than 280 years, the Roma have been the indigenous population of the Leningrad region and have close family, friendly, neighborly, business relations with representatives of all nationalities inhabiting the North-West of Russia. The integration of Roma into Russian society, promotion of their socio-economic and ethno-cultural development as a specific area of Russian national policy is an urgent task set by the federal authorities for state authorities and local self-government, for the local population and the Roma community. It requires appropriate scientific and methodological base to develop specific measures at the regional level. The necessary basis for such work is ethnographic research activity. The comprehensive research of the socio-economic, ethno-cultural and legal aspects of the integration of the Roma with the local community in the context of the harmonization of interethnic relations was carried out in the Leningrad Region in 2016–2017 in order to evaluate the size and settlement of the Roma population in the region, to characterize the ratio of the civil (Russian), local and ethnic identity in the ethno-psychological attitudes of the Roma population, to assess the state of interethnic relations and the degree of integration of the Roma population into the local community. In view of the peculiarities of the settlement and ethnicity of the Roma population of the region – the predominance of the «Russian Roma» and «Kelderari» groups, which differ significantly from each other in socio-economic and ethno-cultural terms – a distinctive feature of the study was a comparative analysis of the aspects of integration of these groups of the Roma population. Methodological support for promotion of the socio-economic and ethno-cultural development of the Roma in the region was developed and based on results of the research.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЦЫГАНСКИХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: опыт комплексного исследования 2016–2017 гг.»

DOI 10.24412/с1-36990-2022-1-208-236

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЦЫГАНСКИХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: опыт комплексного исследования 2016-2017 гг.

ЯКИМОВ Андрей Николаевич,

аспирант факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, эксперт по работе с этническими меньшинствами и трудовыми мигрантами, координатор проектов Благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов БФ «ПСП-фонд» (г. Санкт-Петербург) yakimov2304@gmail.com

Аннотация. На протяжении более чем 280 лет цыгане являются коренным населением на территории Ленинградской области и имеют тесные семейные, дружеские, соседские, деловые отношения с представителями всех национальностей, населяющих северо-запад России. Поддержка процессов интеграции цыган в российское общество, содействие их социально-экономическому и этнокультурному развитию как специфическое направление отечественной национальной политики - актуальная задача, поставленная федеральными властями перед органами государственной власти и местного самоуправления, перед местным населением и цыганским сообществом -требует соответствующего научно-методического сопровождения для разработки конкретных мер на региональном уровне. Необходимым элементом такой работы является этнографическая исследовательская деятельность. Комплексное исследование социально-экономического, этнокультурного и правового аспектов интеграции цыган с местным сообществом в контексте гармонизации межнациональных отношений проводилось в Ленинградской области в 20162017 гг. с целью дать представление о численности и расселении цыганского населения региона, охарактеризовать соотношение гражданской (российской), локальной и этнической идентичности в этнопсихологических установках цыганского населения, оценить состояние межэтнических отношений и степень интеграции цыганского населения в местное сообщество. Ввиду особенностей расселения и этнической принадлежности цыганского населения региона - преобладание групп «руска рома» и «кэлдэрары», значительно отличающихся друг от друга в социально-экономическом и этнокультурном отношении - отличительной особенностью исследования стал сравнительный анализ аспектов интеграции данных групп цыганского населения. На основе полученных данных было разработано методическое сопровождение мер по содействию социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в регионе.

Ключевые слова: цыгане, руска рома, кэлдэрары, интеграция, идентичность, межнациональные отношения, Ленинградская область.

SOME ASPECTSOF THE INTEGRATION OF ROMA ETHNIC GROUPS IN THE LENINGRAD REGI ON: the experience of a comprehensive study

in 2016-2017

Andrey N. YAKIMOV,

post-graduate student of the Faculty of Political Science of St. Petersburg State University, expert on work with ethnic minorities and labor migrants, project coordinator of the Charitable Foundation for Support and Development of Educational and Social Projects "PSP-Foundation" (St. Petersburg) yakimov2304@gmail.com

Abstract. For more than 280 years, the Roma have been the indigenous population of the Leningrad region and have close family, friendly, neighborly, business relations with representatives of all nationalities inhabiting the North-West of Russia. The integration of Roma into Russian society, promotion of their socio-economic and ethno-cultural development as a specific area of Russian national policy is an urgent task set by the federal authorities for state authorities and local self-government, for the local population and the Roma community. It requires appropriate scientific and methodological base to develop specific measures at the regional level. The necessary basis for such work is ethnographic research activity. The comprehensive research of the socio-economic, ethno-cultural and legal aspects of the integration of the Roma with the local community in the context of the harmonization of interethnic relations was carried out in the Leningrad Region in 2016-2017 in order to evaluate the size and settlement of the Roma population in the region, to characterize the ratio of the civil (Russian), local and ethnic identity in the ethno-psychological attitudes of the Roma population, to assess the state of interethnic relations and the degree of integration of the Roma population into the local community. In view of the peculiarities of the settlement and ethnicity of the Roma population of the region - the predominance of the «Russian Roma» and «Kelderari» groups, which differ significantly from each other in socioeconomic and ethno-cultural terms - a distinctive feature of the study was a comparative analysis of the aspects of integration of these groups of the Roma population. Methodological support for promotion of the socio-economic and ethno-cultural development of the Roma in the region was developed and based on results of the research.

Keywords: Roma, Russian Roma, Kalderari, integration, identity, interethnic relations, Leningrad region.

ЦЫГАНЕ всегда считались загадочными, таинственными людьми. Сотни лет кочевой образ жизни, специфика традиционных занятий, замкнутость цыганских общин-таборов разительно отличались от жизненного уклада оседлых земледельческих народов, с недоверием относившихся к «чужакам», и способствовали их стереотипическому восприятию. На протяжении более чем 280 лет цыгане являются коренным населением на территории Ленинградской области и имеют тесные семейные, дружеские, соседские, деловые отношения с представителями всех национальностей, населяющих северо-запад России, в особенности - с русскими. Цыганское население, судя по источникам, известно в регионе как минимум с 1733 г., когда вышел указ императрицы Анны Иоанновны, облагающий цыган налогом в пользу Сумского, Ахтырского и Изюмского полков -«солдатским цыганам» было «дозволено жить и торговать лошадьми» на территории Ингерманландской губернии Российской империи [Бессонов 2000]. В то же время ввиду характерной экзотизации цыган местным нецыганским населением, специфического номадизма и этнопрофессионализа-ции отдельных цыганских этнических групп, а также распространенности негативных этностереотипов вместе с рядом социально-экономических и культурных факторов возникает необходимость проведения специализированных мер, направленных на содействие социально-культурной, правовой и экономической интеграции цыган. Поддержка процессов интеграции цыган в российское общество, содействие их социально-экономическому и этнокультурному развитию как специфическое направление отечественной национальной политики - актуальная задача, поставленная федеральными властями перед органами государственной власти и местного самоуправления, перед местным населением и цыганским сообществом - требует соответствующего научно-методического сопровождения для разработки конкретных мер на региональном уровне. Частью такой научно-методической работы является этнографическая исследовательская деятельность, призванная собрать разрозненные данные и дать полную картину того, что представляет собой цыганское население региона, как оно взаимодействует с местным населением, каково его современное социально-экономическое и этнокультурное положение.

Ответить на эти вопросы должно было комплексное исследование социально-экономического, этнокультурного и правового аспектов интеграции цыган с местным сообществом в контексте гармонизации межнациональных отношений, проводившееся в Ленинградской области Благотворительным фондом поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд» по заказу Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.

Исследование носило научно-практический характер и преследовало следующие цели:

- дать представление о численности и расселении цыганского населения региона, его актуальной этнической идентичности и социальной организации;

- дать представление о ценностных установках цыганского населения и аспектах его этнокультурного развития;

- охарактеризовать состояние института брака и семьи у цыган различных этнических групп;

- охарактеризовать соотношение гражданской (российской), локальной и этнической идентичности в этнопсихологических установках цыганского населения;

- оценить состояние межэтнических отношений и степень интеграции цыганского населения в местное сообщество;

- на основе полученных данных разработать методическое сопровождение мер по содействию социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в регионе.

Полевая часть исследования цыганского населения была спроектирована по методике серии кейс-стади - интегрированной исследовательской стратегии, в рамках которой последовательно используются несколько качественных методов для изучения одного объекта [Полухина 2014: 6]. Работа велась с использованием как качественных, так и количественных методов в формате этнографических экспедиций и проходила в несколько этапов:

1) с 4 по 30 октября 2016 г. - на территории Лесколовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области;

2) с 28 октября по 18 ноября 2016 г. - на территории Волховского (г. Волхов, г. Новая Ладога), Всеволожского (г. Всеволожск, микрорайоны Бернгардовка, Мельничный Ручей), Гатчинского (г. Гатчина, пгт. Выри-ца, пгт. Тайцы, пос. Пудость, с/п Верево, пос. Сусанино), Ломоносовского (пгт. Горбунки, пос. Аннино, пос. Низино, пос. Черемыкино, пос. Русско-Вы-соцкое, пос. Новополье), Лужского (г. Луга, пгт. Оредеж, пос. Торковичи), Тосненского (г. Тосно, пос. Ульяновка, пос. Любань, д. Сельцо, пос. Рябово) районов Ленинградской области;

3) с 20 октября по 10 декабря 2017 г. - на территории Бокситогор-ского (г. Пикалево, пгт. Ефимовский), Волосовского (г. Волосово, д. Большая Вруда, д. Кикерино), Гатчинского (пгт. Сиверский, д. Куровицы, пгт. Дружная Горка, д. Остров, д. Лампово, д. Батово, д. Рождествено, д. Грязно, д. Дивенская, Елизаветинское с/п, Пудомягское с/п, Кобринское с/п, д. Карташевская), Киришского (г. Кириши, Глажевское с/п, пгт. Будогощь), Кировского (г. Кировск, пгт. Назия, д. Жихарево, д. Мучихино, Шумское с/п, д. Войпала, г. Отрадное), Подпорожского (г. Подпорожье), Тосненского

(пгт. Форносово, пгт. Красный Бор, пос. Никольское, пос. Ульяновка, пос. Любань, д. Трубников Бор) районов Ленинградской области.

В качестве объекта исследования выступало взрослое местное население как цыганское, так и нецыганское. Исследованием были охвачены следующие целевые группы:

- взрослое цыганское местное население (старше 16 лет);

- взрослое нецыганское местное население;

- неформальные лидеры цыганского местного населения;

- сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие взаимодействие с цыганским населением.

В ходе исследования осуществлялся опрос информантов - представителей целевых групп. Всего было опрошено 824 человека, из которых:

- 71 эксперт из среды нецыганского населения, в том числе сотрудники государственных и муниципальных органов и учреждений - в формате глубинных интервью;

- 71 представитель цыганского населения, включая лидеров мнения -в формате глубинных интервью;

- 143 представителя взрослого местного нецыганского населения -в формате фокус-групп (группового интервью);

- 165 представителей взрослого цыганского населения - в формате фокус-групп;

- 176 представителей взрослого местного цыганского населения (97 женщин и 79 мужчин) - в формате формализованного интервью по утвержденной анкете исследования;

- 198 представителей непосредственно соседствующего с цыганами взрослого местного нецыганского населения (42 женщины и 56 мужчин) -в формате формализованного интервью по утвержденной анкете исследования.

В процессе проведения исследований было опрошено 412 респондентов цыганской национальности, что составляет не менее 10,5% населения Ленинградской области в соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 г. Ввиду особенностей расселения и этнической принадлежности цыганского населения региона - преобладание групп «руска рома» и «кэлдэрары», значительно отличающихся друг от друга в социально-экономическом и этнокультурном отношении - отличительной особенностью исследования стал сравнительный анализ данных групп по охваченным методикой параметрам.

Опросы проводились по месту жительства либо работы информантов с применением средств аудио фиксации. Всего в ходе полевых исследований в 2016-2017 гг. было обследовано 11 муниципальных районов, в которых сосредоточено 94% всего цыганского населения субъекта (не менее 3651 человека в соответствии с данными Всероссийской переписи населе-

ния 2010 г.). По экспертным оценкам [Якимов 2017: 8], действительная численность цыганского населения Ленинградской области несколько превышает переписную, составляет около 5000 человек и на 83% сосредоточена во Всеволожском, Гатчинском, Тосненском, Волховском и Лужском муниципальных районах.

Данные переписей населения позволяют судить о сокращении численности цыганского населения Ленинградской области в период с 2002 по 2010 г. на 15% - с 4573 до 3885 человек, в то время как население Ленинградской области увеличилось на 3,4% за тот же период. Такая тенденция может быть вызвана следующими факторами:

- перемена места жительства: центром притяжения и концентрации цыганского населения являются Красносельский и Петродворцовый районы Санкт-Петербурга (районы Горелово, Красное Село, Володарский) -респонденты из числа цыган отмечают стремление цыганской молодежи к переезду на территорию Санкт-Петербурга, прежде всего, по социально-экономическим причинам;

- распространение двойной русско-цыганской идентичности: этнокультурная и конфессиональная близость цыган к русскому населению подчеркивалась многими информантами. Некоторые респонденты прямо утверждали, что цыгане «полностью обрусели, совсем стали, как русские». На прямой вопрос представители цыганского населения (как правило, выросшие в смешанных семьях) отвечали, что записываются русскими в переписи, отмечая этническую принадлежность по национальности одного из родителей;

- перемена образа жизни - одним из основных признаков образа жизни цыганское население обследованных районов называет ведение личного подсобного хозяйства, при этом все чаще цыганское население переезжает «на квартиры» - в многоквартирные дома - в связи с расселением ветхого жилья либо в силу смешанных браков. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства воспринимается в таких случаях как шаг к отказу от цыганской этнической идентичности;

- процессы этнической ассимиляции с русским населением Ленинградской области: респонденты отмечали повсеместное распространение смешанных браков цыган с представителями русского этнического большинства, сопровождающихся сменой этнической идентичности в пользу окружающего русского населения;

- нежелание демонстрировать этническую идентичность: некоторые респонденты говорили о «негласной дискриминации» цыганского населения, в силу которой афишировать цыганское происхождение для них нежелательно.

По итогам исследования можно выделить два типа территорий расселения цыган:

- входящие в Санкт-Петербургскую агломерацию районы (Гатчинский, Тосненский, Всеволожский) имеют более высокую численность декларирующего этническую идентичность цыганского населения, чем это было отмечено в переписи 2010 г.;

- удаленные от Санкт-Петербургской агломерации районы (Кириш-ский, Бокситогорский, Подпорожский, Лужский, Волосовский, отчасти Волховский) испытывают постепенное сокращение численности цыганского населения при более выраженных процессах его ассимиляции.

Проживающие в охваченном исследованиями регионе цыгане представляют собой коренное местное население, принадлежат к этническим группам «русские цыгане»/«руска рома» (более 3500 человек, более 71% цыганских респондентов) и «кэлдэрары/котляры» (около 1100 человек, более 27% цыганских респондентов). Помимо представителей этнической группы «руска рома», отдельные информанты отнесли себя к другим этническим группам цыган: «польские цыгане», «литовские цыгане», «латвийские цыгане», «финские цыгане (чухны)», «украинские цыгане (сэрвы)». Такие информанты отмечали, что проживают среди русских цыган, зачастую состоят в браке с представителями русских цыган и мало отличаются от них в лингвистическом и культурном отношении. В качестве особой группы цыганского населения Гатчинского, Тосненского, Подпорожского районов Ленинградской области информанты выделили так называемых «беженцев» - семьи представителей групп эстонских, польских, латвийских (лотвы, лотфитка рома) и литовских цыган, переселившихся из Прибалтики и Белоруссии в Ленинградскую область в 1950-х гг. Часть «беженцев», видимо, переселилась в Ленинградскую область либо в военные, либо сразу в послевоенные годы.

РУСКА РОМА

Сообщество русских цыган не образует компактных поселений на охваченной исследованием территории, однако в отдельных поселениях (Красный Бор, Дивенское, Вырица, Всеволожск, Волхов, Любань и др.) представляет собой заметную часть населения. Русские цыгане в целом не поддерживают постоянных отношений с представителями других цыганских сообществ в Ленинградской области, поскольку отличаются от них в лингвистическом и этнокультурном отношении. Традиционными занятиями русских цыган являются животноводство и коневодство, торговля, сфера искусства. В настоящее время представления об обязательных занятиях - «цыганском деле» - для русских цыган изученной местности в целом не актуальны, хотя большое их число продолжает заниматься подсобным сельским хозяйством и животноводством. Сообщество русских цыган не имеет строгой социальной структуры и состоит

из множества отдельных семей или родов. Русские цыгане сохраняют элементы традиционной социальной организации - так, спорные вопросы и конфликты между ними может разрешать цыганский суд, в сообществе выделяются лидеры мнения - «уважаемые люди» или «авторитетные цыгане», имеющие ограниченное влияние на других членов сообщества - прежде всего, членов своего «рода». Лидеры мнения не представляют интересов всего цыганского населения во взаимодействии с нецыганами, ОМСУ и государственными учреждениями и за редкими исключениями не имеют подобных амбиций.

Информанты - руска рома, как правило, отмечали отличия своей этнической группы от других цыганских народностей, населяющих Ленинградскую область - прежде всего от «котляр» (кэлдэрарей, молдавских цыган). По мнению респондентов, русских цыган от котляров отличает:

- язык («мы их даже не понимаем, мы по-русски только разговариваем с ними»);

- традиции и степень ассимиляции («они дикие, у них еще и бароны есть», «они более настоящие цыгане»);

- отношение к русскому населению («мы уже обрусевшие»);

- род занятий («они трудоголики, такие только металлом занимаются»).

В отдельных районах (Киришский) информанты отмечали, что русских

цыган с котлярами сближает общая сфера занятости: «Они тоже занимаются подсобными работами, на дачах, всяким ремонтом, как и наши ребята».

Большое значение для цыганских информантов имеет локальная идентичность: «...мы местные цыгане, коренные цыгане» (тосненские, гатчинские, киришские, ефимовские, пикалевские цыгане). В меньшей степени локальная идентичность выражена у цыган в Волосовском и Кировском районах, тяготеющих к Гатчине, Тосно и Санкт-Петербургу. Местное цыганское сообщество для респондентов - это не соседская община, а сообщество цыганских семей, проживающих на одной территории. Даже в тех населенных пунктах, где цыгане составляют заметную часть населения, они проживают дисперсно, не образуя обособленного, специфически цыганского, квартала или района. Многие респонденты проживают в многоквартирных домах. Большинство цыган - участники анкетирования - являются уроженцами своего населенного пункта (61%) и не планируют переезд (75%). В то же время русские цыгане за пределами Гатчинского и Тосненского районов демонстрируют более высокую готовность к смене места жительства - переезд в Санкт-Петербург либо в иной населенный пункт планирует 19% респондентов; еще 16% недавно переехали в нынешнее место жительства.

Информанты из среды русских цыган отмечают, что проживают на территории Ленинградской области постоянно и на протяжении многих поколений: «... и деды наши здесь жили». Таким образом, можно отметить, что русские цыгане являются коренным населением на территории Ленинградской

области. При этом некоторые информанты сохранили память о переселении своих семей в Ленинградскую область во второй половине ХХ в. -из Белоруссии, Литвы, Новгородской, Псковской, Тверской, Вологодской областей, из Карелии и Эстонии. Опрошенные представители цыганского населения отмечают, что поддерживают постоянные отношения с цыганами из этих регионов - друзьями и родственниками.

Цыганское население в изученных районах подразделяется по родовому признаку. Только данные опроса позволяют выделить как минимум 47 таких «родов» - групп семей, ведущих происхождение от одного предка, как правило, по отцовской линии. Называют «роды» по прозвищу (цыганскому имени предка) (устимята, филенки, васюки) либо по его фамилии (шашковы, шаховские, баурычи). Цыганские имена - прозвища по-прежнему актуальны у русских цыган: «Будешь в Пикалево - спроси Хромого, ну Артура, его там в Обрино все знают». В отдельных случаях наименование «рода» отражает регион происхождения конкретной группы родственных семей (донские, вытегоры, сибиряки, чухны). Распространенной тенденцией является представление о «беженцах» как об особом «роде» цыган. Следует отметить, что деление на роды сегодня менее актуально: «Это в старину за породами все смотрели, сейчас уже этого меньше». Родственные/родовые (патронимические) связи русских цыган экстерриториальны и имеют приоритет над локальными связями: информанты поддерживают отношения с родственниками из других регионов России и сопредельных государств в большей степени, чем с цыганским населением в соседних поселениях либо районах.

Большинство опрошенных представителей русских цыган оценивает свое материальное положение как «среднее» (60%). Преобладает мнение, что материальное положение цыган хуже либо примерно такое же, как и материальное положение нецыган - жителей тех же населенных пунктов. Обеспечением семьи заняты как мужчины, так и женщины. Среди сфер занятости респонденты отметили занятия розничной торговлей, работу в сфере услуг (кассиры, продавщицы), строительство, ведение личного подсобного хозяйства, работу по найму, государственную либо муниципальную службу. По мнению цыганских информантов, доходов достаточно только для обеспечения семей питанием и одеждой (36% опрошенных), при этом для еще 34% респондентов покупка одежды затруднительна и средств хватает только на продукты питания. Более значительные расходы (например, покупку бытовой техники, автомобиля) может позволить себе 22% цыганских информантов.

Среди занятых русских цыган большая часть - наемные работники (41%), четверть из которых трудоустроены не по трудовому договору. Временно не работает только 10% респондентов-цыган, еще 15% занимается ведением личного подсобного хозяйства. Респонденты отмечают сложности

с постоянным трудоустройством - нежелание работодателей принимать цыган на работу по причине этнической принадлежности (38%), а также в связи с отсутствием необходимого образования (25%) и рабочих мест (19%). Опрошенные методом анкетирования представители старшего поколения цыганского населения имеют сравнительно низкий уровень образования - так, об отсутствии образования заявили 10% респондентов, еще 12% имеют полное либо неполное начальное образование. Тем не менее 33% участников анкетирования получили общее среднее образование, 14% получили полное среднее образование. Среднее и высшее профессиональное образование получили 15% и 3% респондентов соответственно.

Респонденты - как цыгане, так и нецыгане - отмечают, что уровень образования русских цыган постоянно растет, цыганское сообщество все в большей степени осознает ценность среднего и профессионального высшего образования. К получению высшего образования в большей степени стремится цыганская молодежь, представители старшего поколения все чаще считают, что «не иметь высшего образования сегодня неприлично» и сожалеют о собственном низком образовательном уровне.

В образовательных учреждениях Ленинградской области обучается около 560 детей цыганской национальности, более 400 из них - дети русских цыган. Цыганские ученики во всех охваченных исследованием районах обучаются в смешанных классах вместе и наравне с детьми иных национальностей, и не составляют отдельной значительной группы учеников. Опрошенные эксперты из числа сотрудников ОМСУ отмечают, что цыганские дети часто приходят в школу неподготовленными, так как не посещают дошкольных образовательных учреждений, но в дальнейшем осваиваются со школьной жизнью, поскольку их характеризует «высокая степень общительности». Учитывая, что необходимость получения высшего и среднего профессионального образования признается большинством опрошенных цыган (56% и 42% опрошенных, соответственно), связывающих успешность в жизни именно с образованием, представляется, что уровень образования русских цыган будет расти и далее.

Данные опроса свидетельствуют о приемлемом уровне грамотности русских цыган: свободно и скорее хорошо на русском языке читают 85% респондентов, пишут 79%. Тем не менее число плохо, очень плохо и совсем не владеющих русской письменной и устной речью отметили по 15% респондентов.

Опрошенные русские цыгане полностью поддерживают вовлечение цыганских детей в систему образования на общих и равных началах (обучение в смешанных классах). Схожую позицию занимают представители нецыганского населения. Большинство опрошенных местных жителей - нецыган, проживающих по соседству с цыганами, - категорически либо скорее согласны (75%) с совместным обучением цыганских и нецыганских детей.

Опрошенные сотрудники ОМСУ и государственных учреждений, представители местного цыганского и нецыганского населения, неформальные лидеры цыганского населения в целом сходятся во мнении относительно основных проблем, с которыми сталкиваются руска рома охваченных исследованием районов Ленинградской области:

- Скрытая безработица и проблемы с трудоустройством.

Проблемы с трудоустройством отмечают 71,5% респондентов-цыган. По мнению опрошенных, сложности с доступом к постоянной и хорошо оплачиваемой работе для цыган связаны в первую очередь с предвзятым отношением со стороны работодателей. В процессе проведения глубинных индивидуальных и групповых интервью респонденты рассказывали истории, связанные с поиском работы, и отмечали, что иногда приходится скрывать собственную этническую принадлежность. По мнению отдельных респондентов, противодействие дискриминации при трудоустройстве могло бы стать отдельным направлением общественной деятельности, направленной на поддержку и развитие цыганского населения Ленинградской области.

Среди других причин, вызывающих ухудшение экономического положения цыган, респонденты отмечали нехватку рабочих мест в местах проживания цыганских семей и более низкий, по сравнению с местным нецыганским населением, уровень образования цыганских соискателей. Ухудшение экономической ситуации в городских и сельских поселениях Ленинградской области вызывает отток трудоспособного населения в Санкт-Петербург - такой же тенденции подвержено и цыганское население, особенно молодежь, стремящаяся найти работу в соседнем регионе и даже переехать в мегаполис на постоянное место жительства.

Более половины, точнее, 55% цыганских респондентов, согласны с утверждением, что у большинства из них нет возможностей хорошо зарабатывать. Многие из опрошенных отмечали сезонную и неформальную занятость цыганского населения: часто основной доход семьям приносят случайные заработки (как правило, подсобные работы на дачах), мелкая розничная торговля (продажа одежды, веников и т. д.), сезонные работы (например, сбор и продажа ягод, грибов), а также личное подсобное хозяйство. Такой режим занятости подтверждает существование феномена скрытой безработицы среди цыганского населения Ленинградской области.

- Распространенность антицыганских стереотипов.

Эту проблему отметили 24% опрошенных посредством анкетирования цыганских респондентов. Представления о цыганах как о народе, не склонном к честному труду, проявляются в настороженном, предвзятом отношении нецыганского населения к цыганам. По словам респондентов, «из-за отдельных преступников ко всему народу относятся теперь плохо». Стерео-

типы в отношении цыган особенно беспокоят респондентов в ситуациях поиска работы, взаимодействии с полицией: отдельные респонденты отмечали случаи превышения должностных полномочий сотрудниками полиции в отношении задержанных лиц цыганской национальности. Ассоциация цыган с отдельными криминальными элементами очень сильно вредит репутации и образу цыганского народа в целом - респонденты из числа опрошенных методом глубинного интервью лидеров мнения активно обсуждали различные варианты и методики преодоления антицыганских стереотипов в Ленинградской области.

- Правовые проблемы представителей цыганского сообщества.

Большинство, 95,5% опрошенных представителей русских цыган, документированы паспортами граждан РФ, 93% - имеют регистрацию по месту проживания на территории поселений, а также документированы полисами ОМС (92%), имеют СНИЛС (91%) и ИНН (89%). В отдельных случаях представители цыганского населения жалуются на невозможность найти хорошую и постоянную работу (60%), невозможность оформить в собственность жилые строения и земельные участки (17%), просят юридической консультации по социальным вопросам (21%), содействия в решении проблем с обеспечением коммунальными услугами (20%). В отдельных случаях интервьюирование респондентов сопровождалось консультированием по социальным вопросам. У большей части опрошенных (56%) нет возможности донести свои проблемы до местных властей, 58% респондентов считает, что ОМСУ не предпринимают мер по улучшению положения цыган. Большая часть охваченных анкетированием цыганских респондентов (52%) отмечает, что положение цыганских жителей районов Ленинградской области за последние годы ухудшилось, улучшения отмечают только 16% опрошенных.

- Сложности с ведением сельского хозяйства и личного подсобного хозяйства.

Цыганские респонденты, занимающиеся животноводством, коневодством, ведущие личное подсобное хозяйство, отмечают растущие сложности поддержания подобного, традиционного для русских цыган образа жизни в Ленинградской области. Среди факторов, препятствующих развитию цыганского фермерства и подсобных хозяйств, называются высокие налоги на жилые дома, высокие цены на корма для животных, запрет на разведение отдельных категорий животных (например, свиней), сложности сбыта продукции, отсутствие свободных пастбищ и кормовых угодий. Респонденты заверяют, что при некоторой поддержке государства цыганское животноводство было бы вполне рентабельной, успешной и привлекательной для цыганского населения отраслью экономики Ленинградской области. Впрочем, перечисленные выше сложности отдельные лидеры мнения цыганского населения преодолевают вполне успешно, занимаясь развитием своих

коневодческих хозяйств. Животноводство же большинства цыганских семей в целом не выходит за рамки самообеспечения.

Респонденты из числа русских цыган декларируют приоритет нематериальных ценностей: дети, семья и здоровье. В вопросах соблюдения большинства цыганских обычаев мнение представителей цыганского сообщества неоднозначно: незыблемыми традициями декларируются почитание старших (98% опрошенных) и их высшее положение в социальной иерархии (91%), главенство мужчин в семейной и общинной жизни (70%). В то же время русские цыгане отрицают этническую эндогамию - 89% респондентов уверены, что традиция заключать браки только внутри цыганского сообщества более не соблюдается. В вопросе о необходимости для цыганских женщин следовать традиционным нормам поведения (сложный комплекс правил, запретов и предписаний, касающихся общения с мужчинами, одежды, занятий, представлений о месте женщины в цыганском сообществе) 58% респондентов уверены, что эти обычаи уже не актуальны и не соблюдаются. Соблюдение традиционных взглядов на институт брака и семьи в среде русских цыган еще имеет место - почти половина опрошенных (48%) уверены в актуальности браков молодых людей по соглашению родителей (браки по сватовству).

Приверженность строго определенным занятиям уже не является одной из особенностей, определяющих принадлежность к цыганскому народу. Представления о «цыганском деле» уже не характерны как в отношении мужчин (78%), так и в отношении женщин: 66% респондентов уверены, что ремеслом гадалки, традиционным для цыганских женщин, владеть сегодня уже не нужно.

Респонденты часто подчеркивали традиционную религиозность цыган: 98% опрошенных определили себя как православные христиане. В интервью отдельные представители цыганского населения рассказывали об активном участии своих семей в приходской жизни родных поселений, подчеркивали необходимость соблюдать православные праздники. В то же время среди цыган отдаленных районов ведется активная миссионерская деятельность со стороны евангелистов (пятидесятники).

Общим местом в интервью стали утверждения, что русские цыгане уже слишком подвержены процессам ассимиляции и постепенно сливаются с русским населением Ленинградской области.

Однако 39% респондентов-цыган уверены, что все исконные традиции будут соблюдаться и в будущем. Значительное число опрошенных (36%) считает, что традиции будут соблюдаться частично, и какие-то уйдут в прошлое. В том, что указанные традиции постепенно совсем утратят свое значение, уверены 19% цыганских респондентов. С точки зрения опрошенных цыган, между русским и цыганским населением больше сходства, чем различий - в этом уверены 49% респондентов; еще 38%

уверены в том, что между русскими и цыганами все-таки больше различий, чем сходства.

Среди опрошенных русских цыган большинство составили семейные люди, состоящие в браке - в зарегистрированном (30% респондентов) либо незарегистрированном (27%); 36% респондентов не состоят в брачных отношениях. Предпочтительный возраст брачующихся - 19-24 года. Браки, как правило, заключаются между молодыми людьми старше 18 лет по собственному желанию при последующем одобрении родителей. При этом в отдельных случаях происходит «кража невесты», когда молодая девушка сбегает из отчего дома и начинает совместную жизнь с любимым; в таких случаях невесте может быть 15-16 лет. Впоследствии такой «брак» признается родителями с обеих сторон и обходится гораздо дешевле, чем традиционная цыганская свадьба - шумная, дорогая и с большим количеством гостей.

Браки не регистрируются в тех случаях, когда невеста не достигла совершеннолетия, часто - в связи с намерением молодой матери оформить статус матери-одиночки и получать повышенное социальное пособие по уходу за ребенком. Обязанности супругов в семье не дифференцированы по гендерному признаку: мужчины и женщины в равной степени отвечают за экономическое благополучие семьи и зарабатывают деньги, оформляют документы, оплачивают счета и принимают основные решения. На женщинах в значительно большей мере лежат обязанности по воспитанию детей, выполнению домашней работы и поддержанию порядка в домохозяйстве, несколько большая роль принадлежит мужчинам в вопросах экономического обеспечения семьи и принятия решений о выборе места жительства. Для цыганских жителей обследованных районов Ленинградской области характерны нуклеарные семьи с одним-тремя детьми. 50% опрошенных отмечают, что под одной крышей проживают от двух до четырех человек, включая несовершеннолетних детей. С родителями под одной крышей проживают около 32% опрошенных.

Данные анкетного опроса показывают, что для русских цыган охваченных исследованиями районов Ленинградской области в большей степени актуальна гражданская российская идентичность. Количество респондентов, назвавших себя в первую очередь «цыганом/цыганкой», в два раза меньше, чем тех, кто отметил гражданскую идентичность в качестве первоочередной. Этническая идентичность важна для респондентов, но во вторую очередь. При этом 78% опрошенных отметили, что гордятся принадлежностью к цыганскому народу и не скрывают ее.

Участники опроса - как русские цыгане, так и соседствующие с ними нецыгане - характеризуют свои взаимоотношения как дружелюбное соседство. Мирный и неконфликтный характер сосуществования с нецыганским населением отмечают лидеры мнения цыганской общины. Тем не менее

отношение к соседнему сообществу респонденты описывают в различных терминах.

В то время как представители цыганской общины в целом декларируют уважение к своим соседям (42%), местные нецыганские жители относятся к цыганам с безразличием (24%) либо с недоверием, опасением (18%). С любопытством относятся к цыганам 12% нецыганских респондентов, к нецыганам - 7% цыганских респондентов. Цыганские респонденты в три раза чаще (24%) декларируют симпатию в отношении к русскому нецыганскому населению, чем нецыгане - к цыганам (8%). Раздражение к соседям иной этнической принадлежности испытывают только 8% нецыган. Нецыгане в своих ответах практически не использовали характеристики «презрение» (2%) и «сочувствие, жалость» (2%) по отношению к цыганскому населению, в то время как цыгане воздержались от использования характеристик «презрение» и «раздражение» по отношению к соседям - нецыганам.

На прямой вопрос об отношении к цыганам нецыгане отвечают более определенно. Плохо и очень плохо к цыганам относятся всего 15% опрошенных, хорошо и очень хорошо - 33%. Основным маркером отношения нецыганского населения к цыганам выступает безразличие, нейтралитет -52%.

Из данных, полученных в результате анкетного опроса, следует, что цыганское население изученных районов Ленинградской области не дистанцируется от нецыганского населения. Представители цыганского населения отмечают, что поддерживают с нецыганами дружеские отношения, категорически поддерживают смешанное обучение детей-цыган и нецыган, были бы рады работать вместе с нецыганами. При этом цыгане рассчитывают на помощь нецыган в трудной ситуации и одобряют смешанные браки с нецыганами.

В свою очередь, большинство представителей нецыганского населения не одобряют смешанные браки с цыганами, не хотели бы иметь цыганских родственников, не намерены вести бизнес совместно с цыганами и не готовы работать и более тесно общаться с ними. В то же время нецыгане поддерживают смешанное обучение цыганских и нецыганских детей в школе -с этим скорее или полностью согласилось бы 72% нецыганских респондентов. Нецыгане скорее одобряют совместное общение цыганских и нецыганских детей, готовы проживать с цыганами на территории одного поселения, скорее готовы иметь друзей среди цыган - и при этом не определились, готовы ли непосредственно проживать по соседству с цыганами, однако не готовы работать вместе с ними в одном коллективе.

Представители нецыганского населения не согласны с цыганскими информантами в оценке основных проблем цыган: наиболее популярный вариант ответа - у цыган «нет проблем», затем «воровство» и «наркоторговля», «безработица», «предубеждения в отношении цыган». В свою очередь,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

только 22% цыган отметили, что испытывали по отношению к себе неприязнь из-за своей этнической принадлежности, в то время как 67% опрошенных, как правило, испытывают по отношению к себе доброжелательное отношение.

Таким образом, цыганское и нецыганское (русское) население охваченных исследованием районов Ленинградской области представляют собой части одного сообщества, хотя и несколько отличающиеся в этническом и культурном смысле и на уровне ценностей и установок. Цыгане и нецыгане проявляют одинаковую готовность к социализации в рамках образовательных институтов (совместное обучение и общение детей в школе), однако в рамках экономических стратегий (готовность работать вместе с нецыганами) местное нецыганское население испытывает опасения в отношении цыган и недостаточно готово участвовать в их интеграции. Нецыгане в целом отвергают стратегии смешения и аккультурации цыган посредством заключения смешанных браков, в то время как со стороны цыганского населения этническая дистанция в части института семьи совершенно отсутствует. Создается впечатление, что нецыганское население, в отличие от цыган, еще не вполне определилось в своем отношении к иноэтничным соседям, хотя в ответах выраженно преобладают нейтральные и позитивные установки.

КЭЛДЭРАРЫ

Второй по численности этнической группой цыган в Ленинградской области являются цыгане-кэлдэрары (котляры, молдавы), по оценкам, составляющие не менее 22% цыганского населения региона и не менее 27% опрошенных цыганских респондентов. Кэлдэрары компактно проживают на территории деревни Верхние Осельки Лесколовского сельского поселения Всеволожского района и образуют соседскую общину - табор. Цы-гане-кэлдэрары составляют не менее 12% постоянного населения Леско-ловского с/п Всеволожского района Ленинградской области, а в деревне Верхние Осельки составляют этническое большинство постоянного населения (58%) - около 1100 человек. Жители табора сохраняют традиционную для котляров социальную организацию: вопросы общего значения решаются на цыганских сходах, спорные вопросы и конфликты внутри табора разрешает цыганский суд. Главенствующее положение в таборе занимают старейшие главы цыганских семейств, из которых выделяются «заместители барона» и сам «барон» - самый старший и наиболее авторитетный житель табора. Жители табора д. Верхние Осельки - или «перин-ского табора» - находятся в родственных отношениях и поддерживают тесные связи с родственниками и друзьями из других таборов цыган-кот-ляров, прежде всего, в Новгородской, Тверской, Пензенской, Волгоградской и других областях. Цыгане Верхних Осельков не поддерживают

постоянных отношений с представителями других цыганских сообществ в Ленинградской области, поскольку отличаются от них в лингвистическом и этнокультурном отношении. Традиционными занятиями цыган-котляров являются кузнечное дело, лужение и работа по металлу (у мужчин) и гадание (у женщин). В настоящее время традиция женского гадания постепенно сходит на нет, а мужчины все в большей степени занимаются сезонными работами и строительством, плотницким делом.

Лидеры местной цыганской общины в интервью определяют свою этническую принадлежность по происхождению («молдавские цыгане, бессарабские цыгане») и месту среди других цыганских этнических групп («настоящие цыгане»). По их мнению, самыми важными чертами, характеризующими «настоящих цыган», являются:

1) соблюдение «цыганских законов» - комплекса обычаев, касающихся отношения к старшим, института брака и семьи, представлений о правильном поведении цыганских женщин;

2) следование традиционным для цыган способам заработка («работа с металлом»);

3) сохранение цыганской общины - табора.

По данным анкетного опроса, представители цыганского населения д. Верхние Осельки определили свою этническую принадлежность и место в цыганском мире следующим образом: «котлярами/кэлдэрарами», «молдавскими цыганами», «настоящими цыганами» себя назвали 59% опрошенных; «просто цыганами», «рома» (самоназвание цыган на родном языке) -41% опрошенных.

Респонденты, как правило, отмечали отличия своей этнической группы от других цыганских народностей, населяющих Ленинградскую область -прежде всего от «русских цыган» (руска рома). Опрошенные указывали, что от «русских цыган» их отличает:

- язык («мы их язык не понимаем, мы с ними по-русски общаемся»);

- традиции и степень ассимиляции («они обрусели, у них другой обычай»);

- род занятий («они могут плохими вещами заниматься, а мы только металлом, мы рабочий народ»).

Представители цыганского населения подчеркивали, что «не общаются» с другими цыганскими группами, но поддерживают связи с котлярами в других регионах страны: «Мы, котляры, одна семья, у нас везде в таборах родственники». Родственные связи цыгане д. Верхние Осельки поддерживают с котлярами - жителями таборов в пос. Чудово Новгородской области, г. Пенза, пос. Плеханово и пос. Косая Гора Тульской области, пос. Сав-ватьево Тверской области и в других регионах.

Большое значение для цыганских информантов имеет принадлежность к местной цыганской общине: «Нас все знают, мы ленинградские,

перинские цыгане, у нас самый лучший табор». Цыганскую общину (табор) информанты воспринимают как своеобразный социальный организм, целостное сообщество цыганских семей, объединенных тесными родственными связями, традициями, историей и образом жизни. Подавляющая часть цыган - участников анкетного опроса - родились и всю жизнь прожили в таборе (72%) и не собираются никуда переезжать (89%).

Цыганская община д. Верхние Осельки хорошо организована. Признанным главой общины является барон табора: он представляет интересы табора во взаимодействии с нецыганским населением, ОМСУ и государственными учреждениями, «следит за порядком» внутри табора, участвует в разрешении конфликтов и споров между жителями табора и в других кот-лярских общинах. У барона нет абсолютной власти внутри табора, однако его мнение, как правило, имеет решающее значение на сходе - собрании взрослых мужчин табора по вопросам общего значения. Барон участвует в цыганском суде (крис) - собрании авторитетных цыган из разных таборов, посвященном разрешению спора или конфликта между цыганами или между цыганами и местными жителями, ОМСУ или ОГВ. Самым серьезным наказанием, которое может вынести цыганский суд, является изгнание провинившегося цыгана из табора с семьей и всеми вещами, которые он сможет вывезти в течение 24 часов. Выделяются также «заместители барона» - авторитетные цыгане, как правило, младшие родственники барона - его братья либо племянники, а также лидеры патронимических групп. Зоны ответственности «замбаронов» очень ситуативны и постоянно могут меняться в зависимости от пожеланий барона и самих заместителей. Мнение «замбаронов» имеет большое значение на общем собрании (сходе) и на суде.

Цыганское население табора д. Верхние Осельки подразделяется по родовому признаку на так называемые «нации» - патронимии, т. е. группы родственников, ведущих происхождение от одного предка. Как правило, принадлежность к «нации» определяют по отцовской линии, называют нации по прозвищу - цыганскому имени предка. Среди основных патронимических групп табора можно выделить следующие: миешти (мигаеш-ти), сапоррони, дынони, воржони и другие. По материалам анкетирования, самой большой родовой группой в таборе, принадлежность к которой актуальна для информантов, являются тимони - потомки и родственники основателя табора Тимы Виноградова. Принадлежность к той или иной нации актуальна для 86% участников формализованного анкетного опроса.

Большинство опрошенных представителей цыганского населения д. Верхние Осельки оценивает свое материальное положение как «среднее» (68%). Преобладает мнение, что материальное положение цыган-котляров несколько хуже либо примерно такое же, как и материальное положение

нецыган. Обеспечением семьи заняты практически исключительно мужчины, основной способ заработка - сбор, обработка и продажа металлолома, выполнение подсобных сезонных и строительных (чаще - плотницких) работ на дачных участках. По мнению цыганских информантов, доходов достаточно только для обеспечения семей питанием и одеждой (50% опрошенных), при этом более серьезные расходы (например, покупку бытовой техники, автомобиля) может позволить себе 26% цыганских информантов.

Среди работающих цыган преобладают неформальные отношения с работодателями - только 5 из 110 опрошенных заявили о наличии у них трудовых договоров. Желание самостоятельно зарабатывать изъявляют и цыганские женщины - так, до 2013 г. многие цыганки трудились на местной птицефабрике, вплоть до ее закрытия.

Представители как цыганского, так и нецыганского населения Леско-ловского с/п отмечают благоприятную криминогенную обстановку в таборе: местные цыгане никогда не занимались криминальным бизнесом и живут исключительно на трудовые доходы. Жалобы на цыганское население в основном касаются нарушений бытового характера (использование строительного мусора и пластика для отопления домов, мелкие кражи металлолома, шумные свадьбы, неблагоустроенность территории табора). По мнению представителей цыганского населения, сложности с постоянным трудоустройством связаны в основном с нежеланием работодателей принимать цыган на работу (34%), а также с отсутствием необходимого образования (27%).

Опрошенные представители цыганского населения имеют низкий уровень образования - так, об отсутствии образования заявили 17% респондентов, еще 24% имеют полное либо неполное начальное образование.

По данным анкетного опроса, большинство представителей цыганского населения выступает за обучение цыганских детей в смешанных классах вместе с детьми нецыган. Полностью противоположную позицию занимают представители нецыганского населения д. Верхние Осельки - большинство опрошенных местных жителей - нецыган, проживающих по соседству с цыганами, категорически либо скорее не согласны (65%) с совместным обучением цыганских и нецыганских детей в школе.

Менее четверти охваченных анкетным опросом цыган уверены в том, что для достижения успеха цыганам не нужно получать образование либо можно довольствоваться начальным образованием; более половины опрошенных цыган уверены, что цыганам необходимо получать полное среднее или среднее специальное образование (54%), еще 16% отмечает необходимость высшего образования.

Опрошенные сотрудники ОМСУ и государственных учреждений, представители местного цыганского и нецыганского населения, неформальные

лидеры цыганского населения сходятся в определении основных проблем, с которыми сталкивается цыганская община д. Верхние Осельки.

- Неурегулированный статус цыганских домохозяйств.

На участках, как выделенных цыганскому населению в 1972 г., так и самозахваченных, на сегодняшний день расположено более чем 100 жилых строений. Ввиду роста численности населения табора, количество возводимых цыганами на ограниченной территории (6-7 га) построек постоянно растет. Строения возводятся в непосредственной близости друг от друга, часто расстояние между домами не превышает 2-3 метров. Такой характер застройки противоречит нормам земельного законодательства, санитарным нормам и правилам, правилам противопожарной безопасности. По этим причинам цыганские дома невозможно узаконить и оформить в собственность. Практически все цыганское население зарегистрировано по месту жительства в восьми домах, построенных еще в 1970-е гг. Цыгане осознают постоянную угрозу сноса своих домов, однако осуществление этих мер будет означать ликвидацию цыганской общины на территории деревни Верхние Осельки и приведет к тому, что единственного жилья лишатся сотни многодетных семей граждан РФ, жителей и уроженцев Лесколовского с/п. В случае попытки сноса хотя бы части жилых строений цыганское население, безусловно, будет оказывать активное противодействие всеми возможными способами.

- Предоставление земельных участков многодетным семьям.

Предусмотренный областным законом № 105-оз от 01.12.2004 г. механизм предоставления земельных участков многодетным семьям распространяется на всех проживающих в Ленинградской области граждан РФ, включая лиц цыганской национальности. Активное применение данного закона могло бы содействовать решению проблемы незаконной жилой застройки в цыганском таборе, однако в процессе его реализации местная администрация столкнулась с инфраструктурными сложностями. В очереди на предоставление земельных участков в Лесколовском с/п сегодня стоят 146 семей, большая часть из которых - цыганские: этот факт заставляет сотрудников администрации Лесколовского с/п опасаться территориального и численного расширения цыганской общины в сельском поселении и, как следствие, возможного недовольства нецыганского населения. В 2013 г. участки получили 10 цыганских семей. Однако выделение земельных участков для постройки жилых домов не привело к отселению этих цыганских семей из табора. Респондент, имеющий такой «дачный участок» в 10 соток, говорит: «Я сам туда жить не поеду, может быть, сына туда отселю». По мнению представителей совета депутатов и администрации МО Леско-ловское с/п, решить проблему незаконной застройки в цыганском таборе могло бы строительство цыганской этнодеревни на новом месте с полным

переселением на ее территорию всего цыганского населения или большей его части, однако такая мера не предусмотрена законами РФ и Ленинградской области. Цыганское население выражает недовольство длительным ожиданием в очереди на предоставление многодетным семьям земельных участков.

- Благоустройство территории и коммунальные услуги.

Территория цыганского табора д. Верхние Осельки не благоустроена: отсутствуют асфальтовое покрытие подъездных путей, дренажная система, зеленые насаждения. В дома цыган не проведен газ, нет централизованной канализации. В то же время, по словам цыган, местная администрация активно способствует решению этих проблем: так, в течение последних пяти лет дома жителей табора были подключены к водо- и электроснабжению. При этом вода, по мнению представителей цыганской общины, «грязная», плохого качества; при отсутствии канализации использованная вода сливается под дом в сточные ямы. Электрическое снабжение установленной нормативами мощности очень затруднено большим количеством потребителей на один трансформатор, что приводит к перебоям с освещением и питанием электроприборов в домах и к скачкообразному снижению напряжения в сети до 100-120 вольт. При этом проведение коммунальных сетей во все цыганские строения невозможно, кроме как в нарушение действующих нормативов. Отдельной проблемой остается экологическая обстановка на территории табора - в частности, вывоз мусора из цыганских домов не производится либо происходит стихийно (мусор просто сваливается на прилегающей к деревне территории). Усилиями ОМСУ цыганское население периодически привлекается к проведению субботников на территории Лесколовского с/п.

- Правовые проблемы представителей цыганской общины.

Опрошенные представители цыганского населения документированы паспортами граждан РФ, 90% опрошенных имеет регистрацию по месту проживания на территории поселения, а также имеют полисы ОМС, СНИЛС и ИНН. В отдельных случаях представители цыганского населения жалуются на неоказание медицинской помощи (16%), невозможность оформить в собственность жилые строения и земельные участки (37%), отказы в приеме на работу (29%), просят юридической консультации по социальным вопросам, содействия в решении проблем с обеспечением коммунальными услугами (49%). В то же время цыганские респонденты отмечают, что ОМСУ пытается решить проблемы цыганского населения, содействует его социально-экономическому развитию, открыто к взаимодействию с цыганским населением. Большая часть охваченных анкетированием цыганских респондентов (59%) отмечает улучшение положения цыганских жителей поселения за последние годы.

Цыганское население д. Верхние Осельки демонстрирует практически полную приверженность ценностям доиндустриального традиционного общества. Респонденты декларируют абсолютный приоритет нематериальных ценностей: дети, семья и здоровье. В вопросах соблюдения большинства цыганских обычаев мнение представителей общины практически единодушно: почитание старших (99% опрошенных), высшее положение пожилых мужчин (старейшин) в социальной иерархии (96%), главенство мужчин в семейной и общинной жизни (86%), этническая эндогамия (94%). Для цы-ган-котляров крайне актуально исполнение традиционных предписаний цыганскими женщинами: они должны следовать традиционным нормам поведения, которые включают в себя сложный комплекс правил, запретов и предписаний, касающихся общения с мужчинами, одежды, занятий, представлений о месте женщины в цыганском сообществе - этих правил сознательно придерживается 99% опрошенных. Актуально для котляр и соблюдение традиционных взглядов на институт брака и семьи: браки молодых людей по соглашению родителей (браки по сватовству) заключают 90% жителей табора. Одной из определяющих особенностей является приверженность строго определенным занятиям. Представление о «цыганском деле» особенно характерно в отношении мужчин: настоящий цыган, по мнению жителей табора, должен заниматься работой, связанной с металлом (84% опрошенных). В то же время некоторые традиционные занятия уходят в прошлое - так, 60% респондентов уверены, что ремеслом гадалки, традиционным для цыганских женщин, владеть уже не нужно.

Более 73% респондентов-цыган уверены, что все указанные традиции будут соблюдаться и в дальнейшем. С точки зрения опрошенных цыган, между русским и цыганским населением куда больше культурных различий, чем сходства - в этом уверены 80% респондентов. Таким образом, цыга-не-котляры, населяющие д. Верхние Осельки, сохраняют обычаи, социальные институты и ценности, свойственные традиционному обществу. Для окружающего нецыганского населения, как и для русских цыган, эти обычаи и ценности кажутся крайне архаичными и свидетельствуют об «отсталости» цыган: «Они же в XIII веке живут».

Среди опрошенных кэлдэраров, включая лиц 16-17-летнего возраста, абсолютное большинство составили семейные люди, состоящие в браке: только один респондент затруднился указать свое семейное положение. Браки, как правило, заключаются между молодыми людьми 13-18 лет по предварительному соглашению их родителей. Мнение жениха и невесты может приниматься родителями к сведению, но не имеет решающего значения - будущие супруги могут быть незнакомы друг с другом до свадьбы. Брачные отношения возможны между родственниками в третьем поколении - в брак друг с другом могут вступать троюродные братья и сестры.

Браки, как правило, не регистрируются - в связи с несовершеннолетием брачующихся. После вступления в брак девушки прекращают получать образование, а молодые люди начинают работать вместе со старшими, чтобы содержать семью, и к 6-7-му классу, как правило, бросают школу. По мнению неформальных лидеров цыган, ранние браки помогают удерживать молодежь от «глупостей и нехороших занятий», фактически находящейся в подчинении у старших членов семьи. Многие информанты отмечали, что их самих женили вопреки их воле, и что, в противном случае, они могли бы уделить больше времени собственному образованию и саморазвитию.

Обязанности супругов в семье четко дифференцированы: мужчины отвечают за экономическое благополучие семьи и зарабатывают деньги, принимают основные решения, а на женщинах лежат обязанности по воспитанию детей.

Для цыганских жителей д. Верхние Осельки характерны многодетные семьи - около 72% опрошенных отмечают, что под одной крышей проживают от четырех до шести человек, включая двух-трех несовершеннолетних детей. С родителями мужа под одной крышей проживают около 45% опрошенных. Таким образом, для кэлдэраров (котляров) д. Верхние Осельки характерны как нуклеарная, так и многопоколенная патриархальная семья (расширенная трехпоколенная семья), над которой сохраняют контроль старшие родственники.

Данные анкетного опроса показывают, что для цыган-кэлдэраров д. Верхние Осельки в равной степени актуальны гражданская (российская) и этническая (цыганская) идентичности. Количество респондентов, назвавших себя в первую очередь «россиянином» и «цыганом» соответственно, практически одинаково. Гражданская и этническая идентичности для респондентов имеют равное значение. При этом 84% опрошенных отметили, что гордятся принадлежностью к цыганскому народу и не скрывают ее.

Участники опроса в Лесколовском сельском поселении - как цыгане, так и нецыгане - отмечают более чем 40-летнюю историю мирного совместного существования между сообществами д. Верхние Осельки. В то время как представители цыганской общины в целом декларируют «уважение» к своим соседям, местные нецыганские жители выказывают целый комплекс в основном негативных ощущений по отношению к цыганам: недоверие, раздражение и в то же время сочувствие. С любопытством относятся друг к другу не более 3% представителей обоих сообществ. Одинаковое количество респондентов испытывает друг к другу симпатию (по 7%). Раздражение по поводу соседей иной этнической принадлежности испытывают 18% цыган и 22% нецыган. Нецыгане в своих ответах отмечали презрение (7%) и сочувствие, жалость (17%) по отношению к цыганскому

населению, в то время как цыгане данные характеристики в отношении нецыган не использовали.

На прямой вопрос об отношении к цыганам нецыгане отвечают более определенно. Плохо и очень плохо к цыганам относятся 47% опрошенных, хорошо и очень хорошо - 24%.

Между группами населения д. Верхние Осельки существует четкая этническая дистанция. Представители цыганского населения отмечают, что поддерживают с нецыганами дружеские отношения, приветствуют смешанное обучение детей-цыган и нецыган и скорее были бы рады работать вместе с нецыганами. При этом цыгане не рассчитывают на помощь нецыган в трудной ситуации и категорически возражают против смешанных браков с нецыганами.

Представители нецыганского населения, в свою очередь, категорически не одобряют смешанные браки с цыганами, предпочли бы оградить от общения с цыганами своих детей и не согласились бы работать вместе с цыганами. Кроме того, нецыгане не поддерживают смешанное обучение цыганских и нецыганских детей в школе - с этим скорее или категорически не согласилось бы 72% нецыганских респондентов.

Представители нецыганского населения д. Верхние Осельки в анкетах откровенно высказываются о проблемах, связанных с цыганами («администрация закрывает глаза на цыганский произвол», «перенаселенность»), отмечают «вызывающее поведение» цыган, вспоминают инциденты («избил супруга», «сбили на машине старушку»). В свою очередь, 42% цыганских жителей деревни отметили, что испытывали по отношению к себе неприязнь из-за своей этнической принадлежности.

Таким образом, цыганское и нецыганское (русское) население Ле-сколовского с/п представляет собой два «параллельных общества», отличающихся в этническом и культурном смысле и на уровне ценностей и установок. При этом цыгане проявляют несколько большую готовность к социализации в рамках образовательных институтов (совместное обучение и общение детей в школе) и экономических стратегий (готовность работать вместе с нецыганами), чем местное нецыганское население, неготовое допускать цыган в эти сферы общественной жизни себе в ущерб. Оба сообщества категорически отвергают стратегии смешения и аккультурации посредством заключения смешанных браков. В оценках цыганского населения д. Верхние Осельки у нецыган преобладают негативные эмоции и определения.

Итак, анализ данных исследования позволяет сделать следующие отдельные выводы.

Русские цыгане, составляющие не менее 70% цыганского населения Ленинградской области и более 71% опрошенных цыганских информантов,

все в большей степени интегрируются в окружающее российское общество, сталкиваясь в процессе структурной интеграции с определенными проблемами. Дети русских цыган имеют доступ к услугам образования, уровень образования русских цыган постепенно растет, тем не менее число плохо владеющих русской письменной и устной речью остается значительным. Социально-экономическое положение цыганского населения сходно с уровнем жизни окружающего нецыганского населения. Однако процесс вовлечения в экономическую жизнь осложняется скрытой безработицей и дискриминацией при трудоустройстве русских цыган, среди которых широко распространена неформальная и сезонная занятость, чему способствуют антицыганские стереотипы и предубеждения нецыганского населения.

В отличие от русских цыган большое значение для цыган-кэлдэраров имеет сохранение традиционной цыганской общины (табора), традиций и обычаев, обобщенно называемых «цыганские законы». Понятие «цыганский закон» включает в себя: беспрекословное почитание старших и стариков, главенство мужчин в семейной и общественной жизни, подчинение младших членов семьи воле старших, приоритет интересов цыганской общины над интересами отдельных семей и индивидов. В «цыганский закон» также входит сложный комплекс представлений, регулирующий поведение женщин и их общественное положение. Он определяет круг традиционных для цыган-кэлдэраров занятий («цыганское дело»), придерживаться которых должны все члены общины. «Цыганский закон» оправдывает ранние браки детей, заключающиеся в интересах и по воле их родителей и прародителей. Сохранение «настоящего» цыганского образа жизни является для кэлдэраров безусловной ценностью. Цыгане-кэлдэ-рары д. Верхние Осельки являются оседлым населением и не ведут кочевого образа жизни. Существование крупной цыганской общины сопряжено с рядом социально-экономических и правовых проблем. Застарелый и системный характер имеет проблема, связанная с неурегулированным статусом цыганских домов и земельных участков, занимаемых цыганами. Скученность большой массы населения на небольшой территории представляет угрозу с точки зрения экологии и благоустройства территории, ведет к ухудшению жизненных условий цыганского населения. В последние годы местная администрация предпринимает меры по обеспечению жителей цыганского табора коммунальными услугами, доступом к водо-и электроснабжению.

Низкий уровень образования препятствует интеграции цыган-кэл-дэраров в российское общество. Дети цыган-кэлдэраров заканчивают только начальную школу и бросают обучение к 6-7-му классу ввиду раннего вступления в брак. Практика сохранения раздельного обучения

цыганских детей в начальных классах МОУ «Осельковская ООШ» представляет собой один из вариантов адаптации цыганских детей из табора к требованиям системы образования и на практике призвана сохранить уровень образования нецыганских детей. В настоящее время работники школы развивают интеграционную образовательную программу «Особый ребенок», вовлекают цыганских детей в работу подготовительного класса, формы внеурочной активности (мини-футбол, кружки и пр.). В Лесколовском ДК регулярно проходят мероприятия, посвященные Дню цыган, работает танцевальный цыганский ансамбль «Красная Роза». В своей работе сотрудники школы и ДК опираются на поддержку лидеров мнения цыганского населения, в особенности активных женщин, которых привлекают к работе с цыганским населением, в том числе на постоянной основе. Несмотря на то что кэлдэрарское общественное мнение в целом осознает необходимость получения детьми полного среднего образования, традиционная практика ранних браков лишает цыганских детей такой возможности.

В отличие от кэлдэраров русские цыгане переживают процесс ассимиляции, сопровождающийся нивелированием значения ценностей и социальных институтов, свойственных традиционному обществу. Институты брака и семьи у русских цыган в целом схожи с таковыми у окружающего населения. Цыганское сообщество в изученных районах Ленинградской области открыто для постоянного взаимодействия с окружающим нецыганским населением, имеет общую с нецыганами российскую гражданскую идентичность, подвержено все более полной ассимиляции, настроено на дальнейшую более тесную интеграцию. Дополнительные меры в части содействия постоянной занятости, повышения образовательного уровня, этнокультурного развития цыган, популяризации цыганской культуры и преодоления негативных стереотипов о цыганах помогут преодолеть опасения и настороженность, имеющиеся у нецыганского населения, и будут содействовать дальнейшей гармонизации межнациональных отношений. Процессы ассимиляции и распространение смешанных браков вкупе с социально-экономическими факторами в перспективе ведут к уменьшению численности цыганского населения в результате постепенного замещения этнической идентичности русских цыган в пользу окружающего русского населения. Входящие в Санкт-Петербургскую агломерацию муниципальные районы Ленинградской области (Гатчинский, Тосненский, Всеволожский) имеют более высокую численность декларирующего этническую идентичность цыганского населения, чем это было отмечено в переписи 2010 г. В то же время удаленные от Санкт-Петербургской агломерации районы (Киришский, Бокситогорский, Подпорожский, Волосовский, отчасти Волховский) испытывают постепенное сокращение

численности цыганского населения при более выраженных процессах его ассимиляции.

В рамках комплексного исследования был разработан пакет научно-методического обеспечения содействия социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганского населения в контексте гармонизации межнациональных отношений в Ленинградской области.

1) Разработаны методические рекомендации для сотрудников органов местного самоуправления и органов государственной власти по взаимодействию с цыганским населением, направленные на улучшение положения цыганского населения, содействие интеграции и гармонизации межнациональных отношений. Методические рекомендации были озвучены на образовательном семинаре, проведенном для сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления.

2) Изданы и распространены информационные справочники для сотрудников органов местного самоуправления «Цыгане Ленинградской области». Информационные справочники содержали актуальную информацию об этнокультурной специфике и истории цыганских этнических групп Ленинградской области, о негативных мифах и стереотипах о цыганах, о правовых и социально-экономических проблемах цыганского населения региона. В справочниках освещались рекомендации по организации взаимодействия с цыганским населением, предоставлению общедоступного и бесплатного образования, дополнительного образования, созданию условий для оказания медицинской помощи цыганскому населению, содействию занятости, социальной и правовой защите цыганского населения, организации культурной работы с цыганским населением и работы на местном уровне по преодолению негативных стереотипов в отношении цыган. В состав справочника вошли краткий русско-цыганский разговорник (русско-цыганский и кэлдэрарский диалекты) и перечень полезных ресурсов, материалов и цыгановедческой литературы.

3) Разработана карта «Цыганское население Ленинградской области» в аналоговом и электронном форматах. Данные о численности, расселении и этнокультурной специфике цыганского населения региона сведены в электронную базу данных.

4) Снят просветительский документальный фильм «Дорога в будущее: цыгане Ленинградской области», размещенный в открытом доступе.

5) Подготовлены и размещены на территории кэлдэрарского табора д. Верхние Осельки Лесколовского сельского поселения Ленинградской области информационные стенды, содержащие изложенную в доступной форме информацию об основных государственных услугах в сфере социальной поддержки, образования, здравоохранения, бесплатной государственной

юридической помощи, а также сведения о деятельности культурных учреждений поселения и района.

6) С целью реализации предложенных в рекомендациях мер в тех районах, где сосредоточено более 83% цыганского населения региона (в Волховском, Всеволожском, Гатчинском, Тосненском, Лужском районах и в Ле-сколовском сельском поселении Всеволожского района), были проведены рабочие совещания с представителями органов местного самоуправления и лидерами цыганского населения. С учетом материалов совещаний и местной специфики разработаны «дорожные карты» и планы по организации работы с цыганским населением на местном уровне.

Опыт проведения Комплексного исследования социально-экономического, этнокультурного и правового аспектов интеграции цыган с местным сообществом в контексте гармонизации межнациональных отношений в Ленинградской области в 2016-2017 гг. представляется в целом достаточно успешным, а разработанный формат научно-практической работы -эффективным и пригодным для тиражирования в других регионах Российской Федерации для содействия социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганского населения как отдельного направления реализации государственной национальной политики.

Список источников

Приказ ФАДН России от 09.08.2019 № 78 (ред. от 18.10.2019) «Об утверждении Методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по работе с цыганским населением».

Список литературы

Деметер 2000 - Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган. Новый взгляд. Воронеж, 2000. - 334 с. - URL: http://gypsy-life.net/history17.htm

Полухина 2014 - Полухина Е. В. Case-study как исследовательская стратегия // Case-study - образовательный и исследовательский опыт в междисциплинарном контексте [Текст] / Науч. ред. Н. Д. Стрекалова. СПб., 2014. С. 5-22.

Якимов 2017 - Якимов А. Н. Цыгане Ленинградской области. Информационный справочник по работе с цыганским населением для работников органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области. СПб., 2017. - 48 с.

В статье приводятся данные Комплексного исследования, посвященного социально-экономическим, этнокультурным и правовым аспектам интеграции цыган в Ленинградской области в контексте гармонизации межнациональных отношений, проводившегося БФ «ПСП-фонд» по заказу Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области в рамках реализации государственной программы Ленинградской области «Устойчивое общественное развитие Ленинградской области» в 2016 г. (Государственный контракт № К-189/16) и в 2017 г. (Государственный контракт № К-196/17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.