Научная статья на тему 'ЦЫГАНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010-е гг.'

ЦЫГАНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010-е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тюмень / цыгане / этничность / межэтническое взаимодействие / этнические процессы / Tyumen / Gypsies / ethnicity / interethnic relations / ethnic processes

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клюева Вера Павловна

В статье рассматриваются особенности современных этносоциальных процессов и межэтнической коммуникации в цыганских сообществах Тюменской области. Анализируются статистические источники, особенности расселения и численности, этнические группы, сферы трудовой занятости, уровень образования. Рассматривается отношение к цыганам со стороны окружающего населения, которое варьируется от положительного до резко отрицательного. Разбирается пример переселения «цыганского поселка» в г. Тюмень из одного микрорайона на окраину города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GYPSIES OF TYUMEN OBLAST IN THE 2010s

The article observes the specificity of contemporary ethno-social processes and interethnic communication in Gypsy communities of Tyumen Oblast. It analyses statistical sources, the specificity of settlement and number, ethnic groups, the spheres of employment and the level of education. The population’s attitude to Gypsies varying from positive to sharply negative is described. The example of a “Gypsy village” relocation from one microdistrict of Tyumen to the outskirts of the city is discussed.

Текст научной работы на тему «ЦЫГАНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010-е гг.»

DOI ТО.24412/с1-36990-2022-"1-92-97

ЦЫГАНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ в2010-е гг.

КЛЮЕВА Вера Павловна,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора этнологии и социальной антропологии Института проблем освоения Севера Тюменского научного центра СО РАН (г. Тюмень) vormpk@gmail.ODm

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современных этносоциальных процессов и межэтнической коммуникации в цыганских сообществах Тюменской области. Анализируются статистические источники, особенности расселения и численности, этнические группы, сферы трудовой занятости, уровень образования. Рассматривается отношение к цыганам со стороны окружающего населения, которое варьируется от положительного до резко отрицательного. Разбирается пример переселения «цыганского поселка» в г. Тюмень из одного микрорайона на окраину города.

Ключевые слова: Тюмень, цыгане, этничность, межэтническое взаимодействие, этнические процессы.

THE GYPSIES OF TYUMEN OBLAST in the 2010s

Vera P. KLYUYEVA,

Ph. D, History, Leading researcher, Department of ethnology and social anthropology, Institute of the problems of Northern development, Tyumen Scientific Centre SB RAS vormpk@gmail.com

Abstract. The article observes the specificity of contemporary ethno-social processes and interethnic communication in Gypsy communities of Tyumen Oblast. It analyses statistical sources, the specificity of settlement and number, ethnic groups, the spheres of employment and the level of education. The population's attitude to Gypsies varying from positive to sharply negative is described. The example of a "Gypsy village" relocation from one microdistrict of Tyumen to the outskirts of the city is discussed.

Keywords: Tyumen, Gypsies, ethnicity, interethnic relations, ethnic processes.

В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ цыгане представлены двумя крупными этническими группами: русские цыгане и цыгане-кэлдэрары, также в 2010-е гг. в регионе появились крымские цыгане.

Первое упоминание о цыганах в Тобольской губернии (будущей Тюменской области) относится к 1721 г. О таборе, состоящем из 50 человек, упоминает шотландский путешественник Д. Бэлл. О расселении цыган и формировании старожильческой группы «сибирские цыгане» исследователи говорят уже применительно к рубежу ХУП-ХУШ вв.1 Цыгане были сосланы в Сибирь из внутренних губерний Российской империи. В начале XX в. в Сибирь стали перебираться цыгане-кэлдэрары (котляры). В 1990-е гг. в регион приезжали среднеазиатские цыгане. На юг Тюменской области цыгане (русские) переселились еще до начала интенсивного освоения нефтегазовых месторождений в 1950-60-е гг. из Курганской и Свердловской областей. По словам тюменского краеведа А. Петрушина, в областном центре цыгане появились уже в 1950-е гг. Они «устанавливали таборы» на улицах, находящихся недалеко от реки. В середине прошлого века улицы Харьковская, Коммуны, Рабфаковская и Котельщиков тюменцы называли Таборными.

Согласно переписям, численность цыган (без уточнения их субэтнической принадлежности) в 1879 г. составляла 2026 чел., в 1897 г. - 1526 чел. В 1926 г. по всей Уральской области насчитывалось 140 цыган. На территории Тюменской области в 1959 г. проживало 516, в 1970 г. - 903, в 1979 г. - 951, в 1989 г. - 1293 цыгана. По данным переписей 2002 и 2010 гг., численность цыганского населения снизилась с 2054 до 1584 человек. На юге области проживает 1364 цыгана. Местами их компактного проживания являются города Тюмень (1004 чел.) и Ялуторовск (15 чел.), а также районы - Тюменский (40 чел.), Абатский (11 чел.), Завод оуковский (14 чел.), Ишимский (22 чел.), Нижнетавдинский (11 чел.), Сорокинский (16 чел.) и другие (231 чел.). Местами локализации цыганского населения являются крупные города на юге (Тюмень) и в ХМАО-Югре (Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск).

По оценке самих цыган (по словам цыганского лидера Г. Виноградова), в областном центре проживает около 1000 человек. Можно говорить о двух сложившихся цыганских общинах в городе. Одну из них возглавляет Гена Саулович Виноградов, они сами себя называют «русские цыгане», переехали в Тюмень в 1973-1974 гг. из Поволжья. Другую общину возглавляет Юрий Михай. Время их переселения неизвестно. Журналистам Ю. Михай называет дату «около 40 лет назад», т. е. также 1970-е гг.

В Тюмени существует три точки компактного расселения, т. н. «цыганские поселки», два из них на окраине города (пос. ММС и пос. Нефтяник), и один до 2012-2013 гг. находился хоть и не в центре (Заречном микрорайоне, т. н. Зарека), но достаточно близко от центральных улиц города. Из

1 См. подробнее разделы о цыганах в Сибири и на Урале в: Цыгане / отв. ред. Н. П Деметер и А. В. Черных. М.: Наука, 2018.

этого поселка цыгане выехали после активной деятельности крупной строительной компании.

Сфера трудовой занятости тюменских цыган остается неисследованной. В интервью Г. Виноградов сформулировал проблему так: «Основная проблема - трудоустройство. Среди цыган не так много тех, кто знает грамоту, умеет обращаться с компьютером. Тем не менее люди хотят трудиться, знают свое дело. Хотелось бы, чтобы работодатели поменяли отношение к цыганам. Народ у нас работящий, семейный. А чем современные цыгане зарабатывают на жизнь? Мы по жизни связаны с металлом: кузнецы, жестянщики, кровельщики, сварщики. Раньше цыгане трудились в колхозах. Наши люди и сейчас хотят и умеют работать»2. Чем в действительности занимаются цыгане - неизвестно.

Уровень образования у цыган невысокий. По словам Г. Виноградова, первая попытка открыть школы относится еще к 1996 г. С 2006 г. в Тюмени действовала т. н. «цыганская школа» (зарегистрирована как негосударственное образовательное учреждение «Школа Виноградова»). До получения лицензии она, состоящая из двух классов, формально относилась к школе № 39. Школа находилась в частном доме Г. Виноградова. Возраст учащихся -от 7 до 16 лет, численность учащихся - около 50 человек. Обучение велось по программе начальной школы. Отличие этой школы от подобных ей в других городах в том, что педагоги - по национальности русские. До 2014 г. обучение велось в две смены - для детей и взрослых. Школа воспринимается как своеобразная адаптационная площадка для детей, после ее окончания они по возможности продолжают обучение в городских общеобразовательных школах. В 2014 г. школа была закрыта и дети стали посещать школу № 45. В 2017 г. здесь учились 60 цыган, для них были открыты отдельные моно-этничные классы.

Происходит институализация цыганского сообщества. В 2011 г. в Тюмени была зарегистрированная НОООЦ «Штар». В числе соучредителей представители обеих цыганских общин - Виноградовы и Михаи. Председатель - Г. С. Виноградов. Он же входит в Координационный совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области (объединяет на добровольной основе руководителей 36 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий).

Следует подчеркнуть, что Г. Виноградов позиционирует себя как своеобразный медиатор между цыганами и остальным населением, принимая на себя посреднические функции. Хотя в разрешении конфликта при расселении цыган он замечен не был, более того, по слухам, он выступал против.

В отношении цыган тюменцы выказывают традиционные стереотипы, обвиняя их в кражах, нечистоплотности, торговле наркотиками. Такой «на-

2 http://www.dialog-urfo.ru/presscenter/interview?id=13.

бор» стереотипов озвучил один из тюменских футбольных фанатов: «Я цыган к чуркам не отношу, это немножко другое. Это большая зараза. Цыгане, да. Тем более, что я это наблюдал достаточно регулярно, когда на дачу [ездил, она] у меня в п. Нефтяник. Я просто вижу, кто [в цыганский поселок] туда ездит по контингенту, к ним за покупками. Цыгане работать не привыкли. У них попрошайничество. В свое время они продавали водку, когда сухой закон был. Всегда золотом торговали, потом наркота пошла. Я не то, что оскорбить этот народ, но история этого народа, ничего... Они либо петь, либо плясать, либо торговать, выпрашивать. Больше ничего не умеют» (Е., муж. (ПМА, 2011 г.). Заметим, что подобные же стереотипы воспроизводятся на официальном уровне. В сентябре 2016 г. тюменская полиция опубликовала пресс-релиз о правилах поведения с цыганами. Поводом послужили случаи мошенничества, совершенного цыганами. Среди правил были такие как: не вступать в разговор, ни в чем не соглашаться, не верить словам, быть грубыми и невоспитанными, опасаться гипноза. И самое курьезное: «...если цыгане понимают, что вы не поддаетесь их гипнозу, то могут начать осыпать Вас проклятиями. Не теряйтесь, начните осыпать цыганку проклятьями в ответ. Цыгане больше всего боятся навести проклятие на свой род»3. Позднее пресс-служба УМВД России по Тюменской области пояснила, что был опубликован неотредактирован-ный текст4. Несмотря на разъяснения и последующую редакцию текста, в этой публикации можно увидеть косвенное воспроизводство стереотипов и негативных «мифов» в отношении цыган.

Органы государственной власти (Комитет по делам национальностей Тюменской области) декларируют проведение работы по нормализации социально-экономических аспектов жизни цыганского населения, снятию или смягчению возникающих проблемных ситуаций, интеграции цыган в общественную жизнь. Предполагается, что этому будет способствовать вовлечение цыган в межкультурный диалог через участие самодеятельных цыганских коллективов в областном национальном фестивале «Мост дружбы», проведение Дней цыганской культуры в рамках целевого проекта «Дни национальных культур народов Тюменской области».

Отношение жителей Тюмени к цыганам варьируется от безусловно положительного до резко отрицательного и националистического. Весь спектр мнений представлен в интернете на различных городских форумах. В целом положительно высказывались горожане, проживающие по соседству с «виноградовскими» цыганами, указывая, что никаких проблем от такого соседства у них не возникает: по слухам, якобы цыганский «барон» Виноградов запретил приставать к прохожим на территории всего «цыганского»

3 Текст пресс-релиза был опубликован на сайте Нашгород: http://www.nashgorod.ru/news/ news92829.html Сейчас страница не активна.

4 Отредактированный текст можно увидеть на сайте Управления МВД России по Тюменской области. URL: https://72.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/8461371

поселка. Негативный взгляд на проблему представляли либо националисты, либо те, кому «грозило» цыганское подселение.

Как видим, отношение к цыганам не может быть оценено как однозначно негативное, но отрицательное мнение высказывает все-таки значительная часть респондентов. Согласно данным массового опроса (лето 2012 г.), большинство респондентов (от 56 до 73%) не готовы воспринимать цыган как потенциальных коллег, родственников или друзей, а 47% опрошенных не желают с ними сталкиваться в повседневной жизни. При этом доля тех, кому в целом безразлична национальность коллег, родственников и друзей, составляет от 16 до 19%.

Можно сравнить эти показатели с опросом, проведенным в национальных (татарских) селах юга Тюменской области. В 2006 г. общество «Наследие» провело анкетирование в Тобольском районе, и на вопрос «Какая национальность вызвала неприязнь?» распределение ответов было следующим: 40% - русские, 20% - евреи, 20% - чеченцы, 15% - цыгане и 5% -азербайджанцы. Хотя с большой долей уверенности можно предположить, что данные ответы являются сконструированными, т. к. вряд ли у сельских жителей был большой опыт общения с цыганами или евреями.

Нетерпимость к цыганам обостряется в том случае, когда происходят какие-то события, связанные с цыганами. В 2011-2013 гг. в Тюмени подобным событием стало переселение «цыганского поселка» из Заречного микрорайона на окраину. Ситуация складывалась таким образом: земля в районе Зареки (т. н. пос. Нахаловка), где проживало 55 цыганских семей (около 300 человек), была куплена строительной фирмой «Партнер-инвест» для строительства жилого микрорайона Европейский. Этот микрорайон муниципальными органами власти позиционируется как образцовый. К 2011 г. большая часть микрорайона была построена. Для продолжения строительства необходимо было выселение/переселение цыган. Причем цыгане на этой территории живут самозахватом, т. к. те горожане, кто здесь проживал раньше (до 1990-х гг.), были расселены. А на их место пришли цыгане (табор Михая).

В 2011 г. фирма-застройщик предпринимает попытки начать освоение выкупленной земли. Но для этого необходимо переселить цыган. Рассматривались три места: пос. ММС; пос. Березняки; микрорайон Тура. Все они были отклонены из-за протеста местных жителей. В первом случае (пос. ММС, недалеко от компактного расселения общины Г. Виноградова) против новых поселенцев выступили цыгане из более крупной общины и население коттеджного поселка. Причины возражения цыган неизвестны (по слухам, речь шла о личной неприязни двух лидеров). А горожане свой протест аргументировали тем, что формально земля, выделенная под цыганское переселение, относится к земле общего пользования, соответственно, использовать ее без согласия населения нельзя. А они согласие давать не собирались. Одна из местных жительниц рассказывала, что «руководитель строительной компании "Партнер" договорился, что они съедут, договорился с администрацией города о выделении им нескольких гектаров земли

возле нас. А наши мужики разломали забор, выдернули все палки, размечающие участки, вызвали депутатов, представителей администрации, журналистов и заявили свой протест <...> местный цыганский барон тоже не дал согласия на их заселение в "его районе"» (Н., жен., цитируемое интервью предоставлено М. Байдуж).

Во втором случае (пос. Березняки) против переселения выступили дачники. И, наконец, самой резонансной оказалась попытка переселения в микрорайон Тура (т. н. Лесобаза). Туда отказались переезжать сами цыгане, мотивируя это тем, что «это место не для жизни, а только для того, чтобы нас там похоронить. Ни один уважающий себя человек там жить не будет» (из обращения к губернатору Тюменской области от цыган). Население района также возмутилось, что без их согласия к ним переселяют цыган. Реакцией стала листовка, появившаяся на дверях магазинов и остановочных комплексах. Автор листовки был достаточно быстро обнаружен и в октябре 2012 г. осужден по ч. 1 ст. 282 УК РФ (действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды к группе лиц по признакам национальности, совершенные публично). Горожан поддерживали депутаты городской Думы. Например, депутат от Лесобазы, где находится микрорайон Тура, А. Селезнева выступала резко против переселения цыган и содействовала отмене подобного решения.

В результате переезд состоялся лишь в 2013 г. Цыган переселили в пос. Славянский недалеко от пос. Березняки. Местное население продолжало выражать недовольство: «Это была какая-то тайная операция по переселению цыган. Никто не знал, что это за дома. Информация о том, что сюда переселят цыган из Зареки, появилась абсолютно неожиданно»5. По мнению журналистов, для окончательного переселения была применена серая схема. Земельные участки куплены на подставное физическое лицо, переселением табора занималась другая компания. Формально застройщик не имеет никакого отношения к цыганскому поселку6.

К настоящему времени переселение закончено, прошла своеобразная «притирка» населения. Из положительных моментов отмечается, что теперь в дачный поселок круглогодично ходят автобусы, муниципальные власти обещают провести водопровод и обеспечить газификацию. Сами цыгане, с одной стороны, считают, что их обманули, т. к. переселили в дома плохого качества, в отдаленный район, где нет школы и социальной инфраструктуры (т. к. это территория дачных поселков), с другой стороны - выделенные дома и земельные участки будут приватизированы и оформлены на владельцев - цыган. Хотя каким образом это будет происходить, если земля находится в частной собственности у физического лица - неизвестно. Для детей выделен школьный автобус, они учатся в школе пос. Березняки.

5 http://72.ru/text/gorod/674012.html

6 https://ura.news/articles/1036260101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.