Научная статья на тему 'Традиции и новации в формировании духовно-нравственных ценностей личности в образовании'

Традиции и новации в формировании духовно-нравственных ценностей личности в образовании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ / PERSONALITY / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / SOCIALIZATION / VIRTUAL REALITY / SOCIAL SYSTEMS / EDUCATIONAL PARADIGMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бельский Виталий Юрьевич, Майкова Валентина Петровна, Молчан Эдуард Михайлович

Исследуются тенденции развития духовно-нравственных ценностей личности в социальных системах. Акцентируется внимание на том, что социальные системы, а прежде всего образовательная, оказались глубоко интегрированы в глобальное интернет-пространство. Обосновывается необходимость новой образовательной парадигмы, способной обеспечить духовную безопасность общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and novations in the formation of the spiritual and moral values of the personality in education

The tendencies of development of spiritual and moral values of the individual in social systems are studied. The attention is focused on the fact that social systems, and first of all, educationa, turned out to be deeply integrated into the global Internet space. The necessity of a new educational paradigm, capable of ensuring the spiritual security of society, is substantiated.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации в формировании духовно-нравственных ценностей личности в образовании»

В.Ю. БЕЛЬСКИЙ доктор философских наук, профессор, начальник кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя*

В.П. МАЙКОВА доктор философских наук, профессор кафедры педагогики, психологии, права, истории и

философии Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана

Э.М. МОЛЧАН кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Сергиево-Посадского института игрушки - филиала Высшей школы народных искусств

Традиции и новации в формировании духовно-нравственных ценностей личности в образовании

Исследуются тенденции развития духовно-нравственных ценностей личности в социальных системах. Акцентируется внимание на том, что социальные системы, а прежде всего образовательная, оказались глубоко интегрированы в глобальное интернет-пространство. Обосновывается необходимость новой образовательной парадигмы, способной обеспечить духовную безопасность общества.

Ключевые слова: личность, духовно-нравственные ценности, социализация, виртуальная реальность, социальные системы, образовательные парадигмы.

Belsky V.Y., Maikova V.P., Molchan E.M. Traditions and novations in the formation of the spiritual and moral values of the

* Бельский Виталий Юрьевич, e-mail: v.belskiy@bk.ru, Майкова Валентина Петровна, e-mail: valmaykova@mail.ru, Молчан Эдуард Михайлович, e-mail: ed.molchan2015@yandex. ru

personality in education. The tendencies of development of spiritual and moral values of the individual in social systems are studied. The attention is focused on the fact that social systems, and first of all, educationa, turned out to be deeply integrated into the global Internet space. The necessity of a new educational paradigm, capable of ensuring the spiritual security of society, is substantiated.

Keywords: personality, spiritual and moral values, socialization, virtual reality, social systems, educational paradigms.

В начале XXI в. человечество переживает уникальный период, связанный с переломным состоянием цивилизации, с радикальной переменой в жизнедеятельности человека. Философами осмысливаются новые мировоззренческие ориентиры, в области философии образования устанавливаются общезначимые ценности и принципы образователь-i

ной политики .

Анализ современной образовательной ситуации показывает кардинальные изменения приоритетов в социальных системах, которые выразились в педагогической сфере. Появилось множество образовательных парадигм: личностно-ориентированная, субъект-субъектная, субъектно-деятель-ностная, компетентностная, духовная и духовно-ориентированная, свободная, культуроведческая, рационалистическая, религиозная и светская, ноосферно-экологическая жиз-нетворческая, синергетическая, фундаментализационная и знаниеинтеграционная, коммуникативная, квантовая парадигма и образование виртуального типа и другие парадигмы образования.

Перед современной образовательной системой стоят задачи выработки интегральных путей выбора и соединения ценностного основания социальных систем с образовательной деятельностью. В современном обществе образовательная система выстраивается с учетом требований государственной образовательной политики и выбором субъектами взаимодействия образовательной деятельности.

В традиционной системе образования образовательный процесс рассматривался как воздействие субъекта (педа-

1 Бельский В.Ю. К вопросу о ключевых социально-философских, антропологических и педагогических аспектах учения К.Д. Ушинского // Философские исследования и современность. Вып. 4. М., 2015, с. 41-58; Бельский В.Ю., Боровинская Д.Н. Актуальные модели развития образования: подходы и принципы их реализации // Социально-гуманитарные знания, 2019, № 2, с. 27-39.

гога) через систему управления на объект (ученика). Субъект образовательного процесса (1) через систему управления (2) воздействует на объект (рис. 1). Отклик объекта на воздействие субъекта обозначен как результат сформированных знаний, умений и навыков (3). Образовательный процесс осуществляется по линейной связи как односторонний между субъектом и объектом.

Рис. 1. Схема связей субъект-объектных взаимодействий в образовательном процессе

Рассматривая образовательный процесс как субъект-субъектное взаимодействие, где нелинейные обратные связи обусловлены синергетическими эффектами взаимовлияния субъектов образовательной деятельности, мы наблюдаем трансформацию парадигм образования. С учетом связи (4) (рис. 2) выстраивается нелинейная функция воздействий в образовательном процессе. Система управления ученика может подчиняться известным алгоритмам поведения либо усвоенным в процессе обучения. На схеме (рис. 2) показан процесс нелинейной связи, который возможно наложить на любую образовательную систему. Использование 4 - это и есть основа обучения, когда изменяется система управления ученика. Следует отметить, что в этом случае реализуется односторонняя нелинейная связь между преподавателем и учеником.

Схема связей преподаватель - ученик представляет алгоритм субъект-субъектного взаимодействия через систему управления (2.1) и обратную связь (4.1), которая воздействует на ученика. Отклик ученика на воздействие преподавателя обозначен как 3, при этом образуется обратная связь 3.1, отвечающая за воздействие ученика на преподавателя (точнее, на систему управления преподавателя). Таким образом, существует взаимовлияние между преподавателем и учеником - изменение одного из них вызывает изменение другого, т.е. осуществляется двухсторонняя нелинейная связь между пре-

3

подавателем и учеником. Разработанная схема (рис. 2) в общем случае описывает различные целостные парадигмы образования с положительными обратными связями, которые являются основой формирования и усиления различных синергетических образовательных эффектов1.

Рис. 2. Схема связей преподаватель - ученик при целостном образовании

Напряженный поиск рациональных ориентиров развития образовательных систем современной России, который бы смог удовлетворить социальную действительность, связан с освоением интернет-технологий и виртуального пространства. По мнению Ж.Т. Тощенко, виртуализация диалогических процессов в образовательной системе Российской Федерации через виртуальное интернет-пространство в современной России приобретает все более значимую, а нередко и решающую роль в осуществлении многих общественных преобразований. Современная образовательная система испытывает воздействие виртуального интернет-пространства и отражает в своем развитии противоречивые и парадоксальные изменения общественной жизни2. Раскрывая особенности ценностного основания социальных систем, необходимо выделить закономерность: образовательная и социальные системы Российской Федерации

1 Майкова В.П. Социально-философские проблемы динамики общественного сознания в современной России: Дисс. ... д-ра филос. наук. М.: МГОУ, 2014, с. 193.

2 Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015, с. 568.

оказались глубоко интегрированы в глобальное интернет-пространство, и этот процесс виртуализации современного российского общества продолжает развиваться, охватывая все сферы жизнедеятельности. Виртуализация социальных систем происходит на диалогическом, социальном, культурном, экономическом и других уровнях.

Виртуальная информатизация социальных систем через интернет-пространство, связанная с коренными социальными и научно-техническими трансформациями, порождает перераспределение человеческого капитала. Интернет-деятельность, связанная с производством, хранением и переработкой информации, заменяет реальный труд человека в социуме на виртуальный. Материальный капитал сменяется виртуальным капиталом. Виртуализация материального капитала приводит к виртуализации денежных средств. Информационные ресурсы и продукты превалируют над материальными, происходит виртуализация человеческих ресурсов, материального капитала, денежных средств, что упрощает, с одной стороны, контроль над данной деятельностью со стороны государства, а с другой - превращает человека в виртуального интернет-раба. Информатизация современного общества, образовательной системы связана с перераспределением информационных ресурсов, определением роли информации в образовательной системе Российской Федерации и жизни людей. Происходит увеличение числа занятых в сферах, связанных с информационными технологиями, коммуникацией, интернет-пространством, традиционными и электронными СМИ. Наблюдается расширение процессов виртуализации общества, связанных с использованием виртуальной диалогизации через средства массовой коммуникации и виртуальное интернет-пространство.

Массовый доступ к виртуальным интернет-ресурсам поглотил социальные системы, превратив их в социальные сети со своей культурой и отношениями. Статус образовательной системы изменяется, виртуализируются образовательные процессы, развивается онлайн-образование. Влияние виртуального интернет-пространства на социальные системы оказывает разрушающее воздействие на ценностное основание социальной реальности, открывая доступ

деструктивным глобализационным процессам и деятельности неформальных групп .

Глобализационные процессы, происходящие в современном мире через виртуальное интернет-пространство, оказывают существенное влияние на развитие образовательной и социальных систем. Образовательная система Российской Федерации демонстрирует причудливое сочетание оценок-комбинаций: размытость, неопределенность, фрагментарность и переменчивость ценностных ориентаций, установок, социального настроения, общественных и личных интересов. Формирование духовно-нравственных ценностей личности в образовательных системах находится сегодня на перепутье2. Эти черты образовательной системы проявляются в виде существования широкого спектра противоречивых мировоззрений, многообразия идеологий, различных точек зрения и, соответственно, разных вариантов возможного поведения людей. Виртуализация и интернетизация социальных систем влияют на образовательные институты и подсистемы. Поэтому необходимо проследить взаимосвязь факторов социальной виртуализации современного общества через интернет и тенденции развития процессов формирования духовно-нравственных ценностей в образовательной системе3. Вместе с тем анализ проблемы формирования духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в образовательных системах не может быть полноценным без учета особенностей современного человека как элемента социальной реальности. Необходимо принимать во внимание социально-возрастные и социально-статусные особенности развития субъектов образовательной деятельности. Изучать взаимодействие субъектов образовательной деятельности в социальных системах нужно с позиции многих наук, но только социальная философия позволяет рассмотреть феномен формирования духовно-нравственных ценностей лич-

1 Власюк Н.Н., Майер Б.О. Образование в интересах устойчивого развития: глобальные и региональные аспекты // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, № 3(31), с. 50-59. DOI: 10.15293/2226-3365.1603.05. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 26367164. (дата обращения: 17.06.2019)

2 Колотуша В.В. Пограничная сфера общества в условиях становления многополярного мира // Социально-гуманитарные знания, 2017, № 5, с. 280-288.

3 Петрий П.В. Общественный идеал как фактор модернизации России в условиях глобализации // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки, 2017, № 2, с. 55-63.

ности во взаимосвязи с социальной реальностью и в комплексе1. В.Т. Лисовский исследование субъектов образовательной деятельности в социальных системах выстраивает с позиции трех философско-методологических уровней. Общеметодологический раскрывает особенности взаимодействия субъектов образовательной деятельности в социальных системах2. Специально-теоретический уровень рассматривает ценностно-содержательную структуру личности как субъекта социальной реальности, способного изменять ценностное основание социальных систем, выстраивая свою иерархию ценностей. Эмпирический анализирует социально-исторические исследования общностей, групп, личности, моделируя жизнедеятельность субъектов в социальных системах.

Ценностное основание социальных систем и процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности в образовательной системе меняются под воздействием глобализационных информационных воздействий со стороны виртуального интернет-пространства. Образовательная система, виртуализируясь, позволяет личности получать знания, информацию из виртуального интернет-пространства, происходит виртуализация процессов воспитания и самообразования. Наличие в виртуальном интернет-пространстве образовательных сайтов позволяет получить образование через виртуальную интернет-сеть. Однако онлайн-образование не позволяет в полной мере передать ценности и сформировать их у личности, так как виртуализация социальных систем связана и с негативными факторами влияния на формирование ценностного основания образовательной системы. Свободный доступ к сайтам, которые несут негативную информацию, онлайн-игры, видеофильмы со сценами насилия и убийств получают возможность воздействовать на сознание субъектов образовательной деятельности и навязывать свои установки и ценности современному обществу.

Виртуальное интернет-пространство оказывает воздействие на формирование жизненных ценностей личности и общества: виртуализируются ценности, механизмы реа-

1 Савченко Е.А., Молчан Э.М. Духовно-нравственные ценности: аксиологическая классификация // Педагогическое образование и наука, 2013, № 6, с. 20-27.

2 Лисовский В.Т., Лисовский А.В. Социализация молодёжи // Социология молодёжи / под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996, с. 66-72.

лизации ценностей в образовательной деятельности отсутствуют, диалогическое взаимодействие и поведение как средство формирования ценностей не эффективны. При этом в сферу влияния виртуального интернет-пространства попадают не только активные пользователи сети, но и все члены общества благодаря диалогическому взаимодействию, межличностному и групповому общению. В новых условиях особенную важность с научной и социально-управленческой точек зрения приобретает всесторонний анализ механизмов влияния виртуального интернет-пространства на развитие духовно-нравственных ценностей в социальных системах. Формирование социально значимых установок и ценностей личности на первоначальном этапе происходит под воздействием трансляции социально значимой информации, и именно в этом аспекте особенно важно изучение роли средств массовой информации и глобальной виртуальной интернет-сети в жизнедеятельности современного российского общества.

Исследования социально-философских идей, концепций и учений о роли современного образования и образовательных парадигм в формировании духовно-нравственных ценностей личности позволяют определить изменения в системе образования: демократизацию системы образования, рост продолжительности и непрерывности образования, гуманитаризации и интернационализации образования, виртуализации образования. Образовательные парадигмы сдвигаются в использование онлайн-моделей образования, циф-ровизации социальной жизни, смешанного обучения, к духовно-нравственным ценностям, научно-философскому и религиозно-мировоззренческому синтезу и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.