Пишина Светлана Георгиевна
кандидат юридических нспк, доцент, доцент кафедры гражданского права Приволжского филина Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород)
Pishina Svetlana Georgievna
candidate of ¡aw, associate professor, associate professor of the department of civil law• of the Volga branch of the Russian state university ofjustice (Nizhny Novgorod)
E-mail: s.g.pishina@mail. ru
Агеев Александр Николаевич
кандидат юридических наук, старший советник юстиции, доцент кафедры уголовно-процессуального права Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия» (г. Нижний Новгород)
Ageev Alexander Nikolaevich
candidate of legal sciences, senior adviser of justice, associate professor of the department of criminal procedure law of the Volga branch of the Russian state university of justice (Nizhny Novgorod)
E-mail: [email protected]
Традиции и инновации в юридическом образовании: проблемы поиска оптимального соотношения
Tradition and innovation in the legal education: search problem softhe optimalratio
Аннотация. Соотношение традиций и инноваций рассматривается как путь развития юридического образования. Попытки осовременить учебный процесс имеют под собой историческую основу. Авторы рассматривают достоинства и недостатки современных инноваций и приходят к выводу о необходимости разумного сочетания традиций и инноваций в юридическом образовании, при котором инновационные преобразования должны способствовать повышению качества образования в области поиска новых методов и технологий, улучшения взаимодействия преподавателей и студентов и здоровой конкуренции профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова, юридическое образование, традиции, инновации, компетенции,дистанционное образование, онлайн-обучение.
Annotation. The ratio of tradition and innovation considered as a way of developing legal education.Attempts to modernize the educational process have a historical basis.Authors are considering advantages and disadvantages of modern innovât ions. Authors are coming to the conclusion about the need for a reasonablecombination of traditions and innovations in legal edu cat ion, when innovative transformation should help improving the quality of educationin the area of search for new methods and technologies, improving the interaction of teachers and studentsand healthy competition among faculty.
Keywords, legal education, tradition, innovation,competence, distance education,online training.
Инновации в образовании в настоящее время являются предметом широкого обсуждения, в котором, зачастую в спешке, в стремлении актуализировать исследование, высказываются поверхностные
суждения, означающие безоговорочное одобрение в состоянии крайней необходимости их введения, без желания вникнуть в суть обозначаемого явления, которое всё-таки является проблемой.
Высказывания базируются на остром, внезапно возникшем осознании необходимости тотально обновить учебный процесс с целью достижения абсолютного соответствия чем1у-то очень престижному и соблазнительному, невзирая ни на что, кроме вожделенной цели.
Такое неуместное безоговорочное одобрение в области юридического образования представляется не просто неубедительным, но и крайне безответственным и опасным для подготовки поколений юристов в нашей стране.
Проблема начинается с главного: понятие инноваций вызывает вопросы1. Есть предложение обосновать его смысл законодательной дефиницией2.
Подход логичен, поэтому вполне заслуживает рассмотрения в качестве рабочего определения этого термина.
Согласно литературе по данному вопросу, к инновациям в образовании относятавторские курсы, мастер-классы, интернет-обучение, учебно-творческие лаборатории, экспедиции, практикумы, тесты, тренинги, «круглые столы», ролевые и деловые игры, кейсы3.
Такие подходы, как «кейс-технологии (анализ учебных конкретных ситуаций, имитационные упражнения, разбор документации, исполнение ролей, действия по инструкции, игровое проектирование, деловая игра, эксперимент)», по мнению их пропагандистов, способны гарантировать высочайшее качество юридического образования4.
Особый восторг в деле распространения обозначенных подходов вызывают новые технические возможности электронного обучения, гарантирующие неограниченные перспективы охватить ими любую аудиторию5.
Кроме того, как отработка заведомо устаревшего материала, подвергаются критике традиционные лекции6.
При попытке вникнуть в содержание рассматриваемых предложений обнаруживается, что семинарские занятия с решением практических задач юридическому образованию традиционно присущи. Они неизбежны с точки зрения любого здравомыслящего специалиста и являются хорошо знакомым способом освоения материала любой отраслевой дисциплины.
Следовательно, инновации коснулись не содержательного аспекта этого методологического инструмента, а лишь формы его подачи7.
Действительно, в условиях угроз санитарно-эпидемиологической обстановки современного мира электронная форма может обеспечить сам факт взаимодействия преподавателей и студентов, в отличие от принятых ранее форм проведения занятий8.
Однако на этом возможности удобной формы заканчиваются, она никогда не будет способна заменить собою содержание учебного процесса.
Характер содержания учебного процесса должен быть продиктован его целью. И это самый главный вопрос современного юридического образования. Введённый инновационный компетентностный подход® предельно концентрирует и, следовательно, сужает объём навыков выпускника, ориентированного на деятельность по конкретной компетенции. При ограниченном освоении какой-либо одной обла-
1 Сергеев, A.B. К вопросу о понятии инновации в российском законодательстве / AB. Сергеев.— Текст: непосредственный // Административное право и процесс.— 2017.— № 8.— С. 63—66;Якунов; Н.С. Правовая интерпретация категории «инновации»: понятие, вццы/Н.С. Яку нов.—Текст: непосредственный// Право и экономика.— 2016.— № 1.— С. 59—65.
2Согласно ст.2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О науке и государственной научно-технической политике», инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар; услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.— Текст: электронный.-URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&cacheid=386657EC56A04B726B2082D 15C4D3D43&SORTTYPE=0&BASENODE=1 &ts=918214713022200479525105 62&base=LAW&n=358871&rnd=F16DE6F69DC350D45372F21C3D58D6C8#1gy695n9ixj
3 Кротова, H.B. Инновационные образовательные технологии в вузах культуры и искусств/Н.В. Кротова.— Текст: непосредственный// Культура: управление, экономика, право.— 2007.— № 3.
4 Сокольская, Л.В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества / Л.В. Сокогъская.—Текст: непосредственный //Юридическое образование и наука.— 2013.— №3.— С. 15—17.
5 Кочерга, С.А. Электронные образовательные технологии: перспективы развития 1С.А. Кочерга.— Текст: непосредственный // Журнал российского права.— 2011.— № 8.— С. 33 — 39.
6 Ковтков, Д.И. Правовое регулирование дополнительного профессионального образования гражданских служа-щих/Д.И.Ковтков.— Текст: непосредственный II Журнал российского права.— 2018.— №11.— С. 112—120.
7 Плоцкая, O.A. Интерактивное изучение источников права на практических (семинарских) занятиях в условиях введения ФГОС /O.A.Плоцкая.— Текст: непосредственный II Юридическое образование и наука.— 2012.— № 4.— С. 35—37.
8 Рустикова; Г.С., Брюханов, H.H. Инновационные подходы в преподавании дисциплины «Информационное право» /Г.С. Руста-кова, H.H. Брюханов.— Текст: непосредственный // Информационное право.—2014.— № 2.— С. 17—20.
9 Миролюбова, С.Ю. Компетентностный подход в образовании юриста / С.Ю. Миролюбова.— Текст: непосредственный // Реформы и право.—2013.— № 4.— С. 38—43.
Пишина С.Г., Агеев А.Н. Традиции и инновации в юридическом образовании: проблемы поиска...
сти юридической деятельности вне системного восприятия юриспруденции возникает дезориентация, по сути, беспомощность, во всех остальных сферах деятельности юриста.
В стремительно изменяющихся экономических условиях невозможно гарантировать наличие рабочих мест для выпускников в области полученной компетенции. Таким образом, инновационный компе-тентностныйподход в юридическом образовании обнаруживает свою крайнюю неэффективность.
Следует отметить, что активные попытки осовременить учебный процесс имеют большую историю в нашей стране.
Весьма показательно введение в 1928 году Института Красной Профессуры, названного«одной из самых интересных образовательных инноваций 1920—1930-х гг.»1.Его создатели, в условиях слома прежней государственной машины, считали закономерным соответствующий коренной пересмотр модели высшего образования.
Поразительно, что за основу тогда был принят современный инновационный практический уклон с сокращением количества лекционных часов и увеличением семинаров2 и исследовательской самостоятельности студентов3. Студенты Института Красной Профессуры, иногда не обладая даже средним образованием, были вынуждены проводить исследования серьёзнейших гуманитарных вопросов в учебных бригадах под руководством студентов старших курсов, которые, в свою очередь, обязаны были иметь такую педагогическую практику4!
Всё это очень напоминает положение студентов отечественной магистратуры, вынужденныхфор-мировать профессиональные компетенции в педагогической деятельности6.
Но вскоре выяснилось, что такое обучение, особенно, в условиях низкой оплаты труда преподавателей, вынужденных работать в нескольких учебных заведениях6, и при отсутствии системы распределения выпускников, не даёт хорошего результата для всех участников образовательного процесса. В 1938 году отраслевые Институты Красной Профессуры перестали существовать7.
Думается, что в образовательных инновациях, как и любом другом интенсивно идущем социальном процессе, нет ничего традиционнее, чем очередные попытки инновации. Любые оригинальные предложения оказываются уже когда-то высказанными и пережитыми, и лишь невнимание к собственной истории создаёт ощущение искромётной новизны.
Отрадно, что, наряду с радикальными высказываниями о сломе традиционного высшего образования, всё ещё можно встретить взвешенные позиции исследователей о разумном сочетании традиционных и инновационных подходов0.
Основная идея юридического образования— воспитать способного к профессиональной деятельности выпускника— остаётся прежней и не может быть иной. В этом сила традиции, которую учитель, как эстафету, должен передать ученикам, чтобы знание не пресеклось. Формы передачи, неизбежно, будут соответствовать духу времени, в котором образование происходит, и, в этом смысле, будут инновационными.
1 Долгова, Е. А. Философия в Институте Красной Профессуры (1921—1938 гг.): институциональное оформление, методика преподавания, слушатели, профессура /Е. А.Долгова.— Текст: непосредственный // История философии 2018,—Т. 23,—№2,—С. 81.
2 Долгова, Е. А. Философия в Институте Красной Профессуры (1921—1938 гг.): институциональное оформление, методика преподавания, слушатели, профессура /Е. А.Долгова.— Текст: непосредственный // История философии 2018.— Т. 23.— № 2.— С.85; Никуленкова,Е. В. Историческое отделение Института красной профессуры в 1920-е гг. / Е. В.Никуленкова.— Текст: непосредственный II Новейшая история России / Modern hi story of Russia.— 2014.— № 1.— C.110-111.
3 Долгова, E. А. Философия в Институте Красной Профессуры (1921—1938 гг.): институциональное оформление, методика преподавания, слушатели, профессура /Е. А.Долгова.— Текст: непосредственный // История философии.— 2018,— Т. 23,— № 2,— С.85.
4 Долгова, Е. А. Философия в Институте Красной Профессуры (1921—1938 гг.): институциональное оформление, методика преподавания, слушатели, профессура /Е. А.Долгова.— Текст: непосредственный // История философии.— 2018,— Т. 23,— № 2,— С. 85-86.
5 Бондаренко, С.А. Эффективность подготовки магистров юриспруденции к педагогической деятельности в вузе через ролевые игры /С.А.Бондаренко.— Текст: непосредственный // Юридическое образование и наука.— 2012.— №2,—С. 5 — 9.
6 Долгова, Е. А. Философия в Институте Красной Профессуры (1921—1938 гг.): институциональное оформление, методика преподавания, слушатели, профессура /Е. А.Долгова.— Текст: непосредственный // История философии.— 2018,— Т. 23,— № 2,— С.115-116.
7 Долгова, Е. А. Философия в Институте Красной Профессуры (1921—1938 гг.): институциональное оформление, методика преподавания, слушатели, профессура /Е. А.Долгова.— Текст: непосредственный// История философии.— 2018,— Т. 23,— № 2,— С. 91-92.
3 Раджабова, П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете /П. А. Раджа б о ва.— Текст: непосредственный // Юридическое образование и наука.— 2014.— № 1.— С. 19 — 20; Безруков, Ю.И., Черепанов, М.М. Интерактивная методика обучения: сотрудничество преподавателя со студентом /Ю.И.Безруков,М.М.Черепанов.— Текст: непосредственный // Российский юридический журнал.— 2012.— № 5.— С. 61—65.
На протяжении десятков тысяч лет люди обучаются и изобретают новые способы преодолеть свои недостатки, в том числе, в обучении. Создаются своего рода протезы, которые помогают нам быть лучше и сильнее, очки и телескоп дают возможность видеть точнее. Но вершина в этой цепочке полезных инструментов обучения, исследования и познания окружающего мира — это персональный компьютер.
В ходе пандемии COVID-19 2020 года люди начали проводить масштабные эксперименты, на которые они бы не осмелились раньше.Университеты работают онлайн, работники различных организаций осуществляют трудовую деятельность, не покидая место жительства, — все эти эксперименты совокупно изменят мир.Специалисты различных сфер деятельности, в том числе, юридического образования, в такие периоды гораздо более открыты радикальным инновациям просто потому, что у них нет выбора. Неизвестно, какие из этих инноваций приживутся в юридическом образовании.
Выражается беспокойство относительно того, что из-за пандемии короновирусной инфекции люди будут обучаться (общаться) только через экраны цифровых устройств или очень привыкнут к такому обучению (общению). Полагаем, что в глобальном масштабе этого не произойдет.
Однако на уровнесистемы высшего юридического образования уже сейчас наблюдаютсядостаточно серьёзныеизменения. Так, весной 2020 года, в связи с введением ограниченийпо причине пандемии, буквально за несколько дней Приволжский филиал Российского Государственного Университета Правосудия в необходимом объёме по всем формам обучения переместился в онлайн-обучение через систему электронного обучения «Фемида» и электронную платформу онлайн-конференций ZOOM1.
Внезапно мы оказались в новом инновационном мире обучения и общения, что стало серьёзным вызовом, так как наступила полная переоценка подходов к системе образования, в том числе, высшего юридического. Оказалось, что полностью дистанционное (онлайн) юридическое и иное образование (обучение) отнимает в несколько раз больше времени, чем традиционное, по причине дополнительных технических и технологических затрат у его участников: сотрудников администраций учебных заведений, преподавателей, студентов и их родственников. Чтобы компенсировать отсутствие живого учебного процесса, преподаватели увеличивают объем домашних заданий, готовя, печатая, загружая и транслируя их через электронные платформы. Студенты, истосковавшись по непосредственному общению и студенческой жизни, получают огромные домашние задания, которые многие из них не в состоянии качественно переработать. Это ведёт к увеличению формального подхода со стороны студентов к подготовке заданий и снижает общий уровень высшего юридического образования, где особенно важны общая и правовая грамотность в общении и подготовке документов.
Кроме того, оказалось, что недостатком дистанционного образования является отсутствие необходимой эмоциональной окраски обучения, которая,при непосредственном общении участников образовательного процесса, стимулирует и интерес к усвоению знаний, и появление научных достижений.
Вместе с тем, как и в любом деле, эффективность инновационного онлайн-обучения юристов зависит от доброеовестностипреподавателей и студентов и их открытости к нетрадиционным формам развития полученных юридических знаний, умений и навыков.
Инновации онлайн-обучения дают возможности образовательной конкуренции на платформах высших учебных заведений, так как лекции по одной дисциплине могут читать разные преподаватели, известные и неизвестные в своих областях юриспруденции, а у студентовпоявляется возможность слушать, анализировать, выбирать лекции (курсы) понравившихся преподавателей. В этом заключается мощный вызов, который цифровой мир бросает высшим учебным заведениям. Возникает вопрос: что делать учебным заведениям и преподавателям, курсы которых студенты не выбрали.
В настоящее время происходит колоссальный сдвиг в образовательном процессе подготовки юристов, перестройка всей системы образования в условиях изменения абсолютно всех сфер общественных отношений. Идёт подготовка к массовому использованию в высшем юридическом образовании искусственного интеллекта для проведения дистанционного обучения, и,если будем безумно спешить, товскоре искусственному интеллекту мы станем не нужны.
Следует признать, что очень хорошее и очень дорогое образование — это не онлайн-обучение, а мастер-классы по юриспруденции от лучших преподавателей учебного заведения, юристов-учёных, юристов-практиковпри наличии возможности присутствовать рядом со специалистами.
Думается, что при осмыслении инноваций юридического образованияследует рассматриватьтакие преобразования, которые способствуют повышениюкачественныххарактеристик разных частей, а также отдельных компонентов всей системы образования. Инновационные процессы в образовании должны быть связаны с поиском и освоением новых методов, технологий, средств, программ, а также с осмыслением их важности и значимости.
Особое место следует отвести организации взаимодействия между преподавателями и студентами. Инновации в образовании должны привести к повышению здоровой конкуренции профессорско-преподавательского состава.
Такое соотношение традиций и инноваций в юридическом образовании представляется оптимальным.
1Ш1-: http://vrb.rgup.ги/?тос1=радеЕ&1с1=5036(дата обращения: 1.04.2020). — Текст: электронный.
Питии а С.Г., Агеев А.Н. Традиции и инновации в юридическом образовании: проблемы поиска...