Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Алеся Анатольевна

В статье рассматривается роль традиционной и инновационной методической деятельности для развития мотивации образовательной деятельности и достижения эффективного результата непрерывного профессионального самосовершенствования учителя иностранного языка в целях формирования поликультурной личности учащегося посредством приобщения к духовному богатству своей страны и других народов в условиях иноязычного межкультурного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздова Алеся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN DEVELOPING PROFESSIONAL SKILLS OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The article reveals the role of traditional and innovative methodological activity for the foreign languages teacher to develop education motivation and achieve effective results in continuous professional self-improvement in order to create a polyculture person through his or her accession to the cultural wealth of the country and other nations in the process of intercultural communication in foreign language.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Galina Sinyagina,

Deputy Director for educational work of the Secondary General Education School № 47 (Kaluga), sinyagina.70@mail.ru

The Potential of native (Russian) language and native (Russian) literature lessons to organize the educational process in a policultural class

The article discusses the possibilities of essons of the native (Russian) language and native (Russian) literature in the organization of social adaptation of children from migrant families. The need for such work is determined by the increase in the number of children whose native language is not Russian in public Russian schools and the implementation of educational programs in the new conditions.

Keywords: child whose native language is not Russian; language adaptation; social adaptation; educational process; lesson; upbringing process; tolerance; children from families with migration history.

Алеся Дроздова DOI 10.37492/ETN0.2023.70.1.015

Традиции и инновации в совершенствовании профессионального мастерства учителя иностранного языка

В статье рассматривается роль традиционной и инновационной методической деятельности для развития мотивации образовательной деятельности и достижения эффективного результата непрерывного профессионального самосовершенствования учителя иностранного языка в целях формирования поликультурной личности учащегося посредством приобщения к духовному богатству своей страны и других народов в условиях иноязычного межкультурного общения.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация; поликультурная личность; этнокультурные технологии; инновационная деятельность; профессиональные компетенции; информационно коммуникационные технологии; иностранные языки.

Каждый педагог - это профессионал, в той или иной степени творчески активная индивидуальность. В процессе преподавания педагог проходит профессиональный путь становления личности. Выбор определенных

э &

ср I-т о

=

55 >>

К

Дроздова

Алеся Анатольевна,

методист высшей категории управления учебно-методической работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (Минск, Республика Беларусь), drozdova@academy.edu.by

технологий, форм, методов, приемов преподавания определяется самостоятельно. Только всесторонне развитая и профессионально грамотная личность педагога может оказать влияние на подрастающее поколение. Огромную роль в личностном стиле педагога играет преподаваемый предмет. Предпосылками эффективного самообразования и профессионального личностного роста педагога по предмету «Иностранный язык» в современном образовательном процессе и обществе является совершенствование профессиональной компетентности специалистов образования данной сферы.

Под эффективным усвоением иноязычной речи понимается прежде всего реализация главной цели изучения иностранных языков, формирование и развитие поликультурной личности, готовой к межкультурной коммуникации. Эффективность усвоения можно рассматривать как успешность, которая достигается развитием мотиваци-онной сферы, формированием сферы интересов и творческой деятельности, развитием креативности специалистов образования, педагогов и обучающихся в рамках вопросов изучения иностранных языков.

Современное образование нацелено на интеллектуальное и нравственное развитие, формирование творческого мышления, умение работать

с информацией. В изучении иностранного языка важную роль играет диалог культур. Уважение к национальной культуре, к родным языкам других народов невозможно без знания этой культуры, без хотя бы самой общей осведомленности об этих языках. На первый план в системе образования выдвинулись задачи, связанные с развитием и внедрением новых педагогических технологий электронного обучения, расширения социокультурного обмена, осуществлением взаимодействия на основе партнерских отношений.

При изучении иностранного языка происходит развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов. Язык — это сложный социально-психологический феномен, выступающий одним из главных инструментов познания окружающего мира и адаптации к нему. В свою очередь, лингвистические способности, предполагающие эффективное усвоение и активное практическое использование иностранного языка, позволяют выстраивать прочные социальные связи на пути к освоению новых сфер профессиональной деятельности и расширению собственных познавательных горизонтов. Общий и вербальный интеллект, как и рабочая память, обуславливают всю когнитивную деятельность человека, включая процесс изучения иностранных языков [2, с. 84].

Анализируя предметно-тематическое содержание общения на иностранном языке, можно сделать вывод, что сфера общения и содержание обучения предмета «Иностранный язык», направленные на решение коммуникативных задач, требования к практическому владению видами речевой деятельности и языковой материал тесно взаимосвязаны почти со всеми программными предметами в области образования и сферами жизнедеятельности поликультурной личности.

X .а са сс

э 2.

ср (т О

=

55 >>

Для улучшения мотивации изучения иностранного языка использование межпредметных связей играет важную роль. Метапредметная компетенция, надпред-метная, межпредметная, то есть не относящиеся к конкретному учебному предмету или учебной дисциплине объем знаний и связанные с ним речевые шаги и речевые действия, образующие личный опыт, который формиру-| £ ется и применяется в ходе образовательного процесса ! | в рамках нескольких учебных предметов. Ценностно-& | смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, ™ | информационные и коммуникативные, социально-трудо-8 § вые, компетенции личностного самосовершенствования.

■§■ Затрагивая различные предметные сферы общения

| ■= при изучении иностранного языка, происходит установление межпредметных связей при обучении говорению на различные темы, при котором иностранный язык выступает как средство общения, передачи опыта и чувств для развития поликультурной личности, соответствующей общеевропейским стандартам, развития мотивации учебной деятельности и достижения наилучших результатов овладения иноязычной коммуникативной компетенцией в рамках современных тенденций образования.

Цель межкультурного образования: подготовка к контакту с другой культурой, к адекватному поведению в условиях чужой культуры, то есть формирование межкультурной компетенции личности - «комплекса знаний и умений, позволяющих индивиду в процессе межкультурной коммуникации адекватно оценивать коммуникативную ситуацию, эффективно использовать вербальные и невербальные средства, воплощать в практику коммуникативные намерения и проверять результаты коммуникации с помощью обратной связи», в результате чего достигается взаимопонимание в процессе межкультурного диалога [1, с. 59].

Большая роль при изучении иностранного языка в развитии поликультурной личности отводится этнокультурным образовательным технологиям. Этнокуль-туру мы рассматриваем как совокупность традиционных ценностей, особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации. К традиционным этнокультурным образовательным технологиям относятся технологии изучения религии народа изучаемого языка, изучения психологических особенностей населения страны изучаемого языка, педагогические взгляды на образование, проектно-исследовательскую деятельность и воспитание в данной стране, музыкальная и танцевальная культура народа, фольклорное и декоративно-прикладное творчество народа, национальная символика, кухня, костюмы, национальные праздники, традиции, обычаи, ритуалы народа страны изучаемого языка.

К наиболее популярным современным технологиям межкультурного взаимодействия в области образования относятся информационные технологии, интерактивные технологии, технологии критического мышления. В оптимизации межкультурного взаимодействия выделяют следующие основные направления: обучение языкам как формирование многополярной картины мира; обучение толерантности; активизация развития этнического сознания и идентичности. При обучении толерантности акцент сделан на развитии этнокультурной компетентности, этнического самосознания, усвоения прав человека [5, с. 166].

Именно учитель является просветителем для обучающегося, так как непосредственно своим отношением к предмету, детям, стране он формирует у ребенка инте-

X .а са сс

э 2.

ср (т О

X

55 >>

рес к изучаемому языку и гордость за свою страну. Грамотные ответы на вопросы и комментарии педагога развивают мотивационную сферу личности при изучении иностранного языка. Комплексное применение традиционных и современных технологий обучения стимулирует самообразование обучающихся, совершенствует развитие проектно-исследовательской дея-| £ тельности в сфере диалога культур.

! | Под влиянием нанотехнологий в последние годы

& | в системе образования формируется новое образова-з | тельное направление, в основе которой лежат техноло-8 § гические инновации, в том числе современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). | ■= Их применение сопровождается радикальными изменениями в методах и приемах педагогической деятельности, организации труда, теории и методологии современного преподавания иностранных языков. Значение инновационных технологий в организации образовательного процесса велико, ИКТ становятся неотъемлемой частью функционирования системы образования [3, с. 157-161]

Благодаря применению ИКТ при преподавании иностранного языка происходит постоянное совершенствование профессиональных компетенций учителей иностранных языков, так как цифровая трансформация процессов в системе образования способствует подготовке обучающихся к жизни в цифровом обществе, требует от педагога работы в условиях быстрых изменений по внедрению инновационных технологий, изменению образовательных парадигм, гибкому формированию требований и программ обучения, в том числе и по предмету «Иностранный язык», способствует оптимизации процессов, протекающих в системе образования, обеспечивает качество и мобильность предоставляемых образовательных услуг на всех

уровнях образования по предмету «Иностранный язык», способствует повышению узнаваемости национальной системы образования и увеличению экспорта образовательных услуг.

Использование мобильного обучения в образовательной среде выявляет уровень готовности преподавателей к внедрению мобильных технологий в практическую деятельность. Возникновение мобильного и дистанционного обучения влечет за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий, способствующих развитию профессионально значимых компетенций.

Стремительное развитие системы образования диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса, поэтому приоритетным условием совершенствования методической грамотности и профессиональных компетенций учителя иностранного языка является использование ИКТ в системе повышения квалификации. Инновационная педагогическая технология рассматривается как особенная организация деятельности и мышления или как процесс усвоения и распространения нового в образовании [6, с. 73-74].

Непрерывное профессиональное развитие участников инновационной деятельности происходит в связи с постоянно обновляющимся активным внедрением современных ИКТ в образовательный процесс, в частности, в сферу преподавания предмета «Иностранный язык».

Пересмотр целей образования в сторону гуманизации, усиление роли социально-гуманитарного знания, актуализация и углубление предметных знаний по иностранному языку, совершенствование методики преподавания учебных занятий с учетом воспитательного потенциала, включение в деятельность по освоению

X .а са сс

э 2.

ср (т О

=

55 >>

современных техник в преподавании иностранного языка, методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации, сопровождение одаренной и талантливой молодежи способствует развитию и совершенствованию креативности специалистов образования, о чем свидетельствует налаженная работа конкурсной активности. 1 Ц Конкурс профессионального мастерства педагогиче-

! | ских работников «Учитель года Республики Беларусь», & | республиканский фестиваль «Педагогический дебют», з | международный конкурс профессионального мастер-8 § ства педагогов «Познание в сотворчестве», международная дистанционная олимпиада «Созвездие талан-| ■= тов», республиканский рождественский фестиваль педагогического мастерства повышают мотивацион-ную сферу личности, способствуют эффективной методической работе в вопросах усвоения иноязычной речи и развитии поликультурной личности обучающегося, педагога, специалиста образования по изучению иностранного языка.

Данное направление способствует повышению престижа профессии, построению интеллектуальной и нравственной солидарности диалога культур, стимулирует интерес и мотивирует педагогов к саморазвитию и самообразованию, демонстрирует средства и методы профессиональной деятельности. Говоря о повышении уровня подготовки учителя как наставника, воспитателя, просветителя формируется имидж личности в сфере современных тенденций образования и просвещения, роль педагога в современном социуме, повышения квалификации педагогов в области интеллектуально-творческого развития личности, инновационного подхода к организации образовательного процесса, расширение активного профессионального сообщества, формируется стремление к духовно-

нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ознакомление с инновационным способом создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, структурой дистанционного мастер-класса, механизмами повышения познавательной активности и взаимодействия, а также новыми формами сетевого обучения педагогов.

Достаточно перспективным направлением является развитие образовательного туризма. Белоруссия присоединена к Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия и Национальный парк «Беловежская пуща», замковый комплекс «Мир», архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, пункты геодезической Дуги Струве, находящихся на территории нашей страны, включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирное нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО в Белоруссии: обряд «Колядные цари», обряд «Юрьевский хоровод», торжество в честь почитания Иконы Матери Божьей Будславской, культура бортничества Белоруссии и Польши привлекают внимание зарубежных гостей и иностранных туристов, являются гордостью белорусов.

Ассоциированные школы ЮНЕСКО Республики Беларусь - на сегодняшний день около двух десятков школ и гимназий по всей стране, реализующие программы в социокультурной сфере, со-изучение языков, искусства, образования, культур, традиций и обычаев других народов, осознание своей собственной культуры и ознакомление с ней представителей других языковых сообществ. Движение к миру через «укрепление интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», создание условий для открытого диалога различных культур и цивилизаций.

Происходящие в мировом сообществе процессы, существующие глобальные вызовы, мультикультурный по-

х .а

са с?

3 £

& I-ш О

=г 5

со Ёл

ликонфессиональный состав требуют решения задачи консолидации граждан, налаживания диалога, основанного на принципах толерантности и взаимного уважения. Этнокультурные образовательные технологии могут использоваться на различных этапах образования и в организациях самого разнообразного профиля. Важным условием их реализации является необходимость адаптации к возрастным и психологическим особенностям обучающихся, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Современные этнокультурные педагогические технологии представляют собой широкий спектр направлений - от углубленного изучения предметов гуманитарного цикла и до реализации на практике концепции диалога культур [4; с. 68].

Таким образом, говоря о подготовке педагогов будущего, мы прежде всего размышляем об учителе-наставнике и просветителе. Профессионально образованная личность в сфере своей деятельности, не только владеющая историей педагогики и психологии, историей и географией своей страны, знающая традиции и достопримечательности своей Родины, особенности становления языка своей страны и своего народа; а также методику преподавания иностранного языка, достопримечательности, историю и географию страны преподаваемого языка. Для того чтобы вырастить и воспитать поликультурную личность способную к диалогу культур в коммуникации подрастающего поколения, прежде всего необходимо быть ей самому педагогу.

Современный педагог иностранного языка - это профессионал, владеющий и грамотно применяющий инновационные образовательные технологии, такие как личностно ориентированное обучение, модульное обучение, проблемное, контекстное и развивающее обучение, обучение в сотрудничестве и партнерстве, меж-

культурные и этнокультурные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, информационные технологии и дистанционное обучение, технологии дистанционного образования, проектные технологии в обучении. Огромное влияние оказывает знание педагогом психолого-педагогических особенностей взаимодействия в процессе обучения, умение организовать самостоятельную работу, решение конфликтных ситуаций в образовательной сфере.

Специалист, формируя свой имидж в окружающей профессиональной среде, закрепляет представления об определенных ценностях и качествах, от которых зависит жизненный и профессиональный успех. Модной тенденцией стало создание и продвижение своего профессионального имиджа: самопрезентация и реклама, технологии связей с общественностью (РЯ), позиционирование и др. Следуя традиционной и применяя инновационную методическую деятельность, мы мотивируем образовательную активность и достижение эффективного результата непрерывного профессионального самосовершенствования и самообразования учителя иностранного языка в целях формирования поликультурной личности учащегося через приобщение к духовному богатству своей страны и других народов в условиях иноязычного межкультурного общения.

Профессиональное мастерство учителя иностранного языка в будущем напрямую взаимосвязано с предстоящими событиями в стране проживания и стране изучаемого языка, тенденциями общества, адаптации специалиста к инновациям в современном мире в целях обучения личности готовой к диалогу культур, развивая творческий потенциал, учитывая интересы языковых меньшинств, формируя гуманистические ценности и межкультурную компетентность.

Литература:

1. Бердичевский А.Л. Развитие межкультурной компетенции в процессе смешанного обучения // Иностранные языки в школе. 2022. № 6. С. 58-61.

2. Гаврилова Е.В. Лингвистические и когнитивные способности: общие эффекты и роль языкового опыта // Вопросы психологии. Т. 68. 2022. № 1. С. 84-99.

3. Игонина Е.В. К вопросу о том, возможен ли нетехнологический путь развития системы образования? / Е.В. Игонина, П.С. Портягина, И. А. Юрьева // MED^^^b^: м1'жнародны досвед, практыка, перспектывы. Дзяржауная установа адукацып «Акадэм1'я паслядыпломнай адукацыЬ. М1'нск: Выдавец Уладз1'м1'р й'учыкау, 2020. 380 с.

4. Кожанов И.В., Петрова Т.Н. Этнокультурные педагогические технологии в формировании гражданской идентичности личности // Педагогика. 2017. № 7. С. 68-75.

5. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / Под ред. А.П. Панфиловой. М.: Юрайт, 2015. 487 с.

6. Татаринцева Ю.А., ГафиятоваЭ.В. Совершенствование методической грамотности современного учителя английского языка в системе повышения квалификации // Иностранные языки в школе. 2022. № 5. С. 71-75.

Alesia Drazdova,

Methodist of the highest category of the Department of educational

and methodical work, the State educational institution "Academy of Postgraduate

Education " (Minsk, Republic of Belarus), drozdova@academy.edu.by

Traditions andinnovationsin developing professional skills of a foreign language teacher

The article reveals the role of traditional and innovative methodological activity for the foreign languages teacher to develop education motivation and achieve effective results in continuous professional self-improvement in order to create a polyculture person through his or her accession to the cultural wealth of the country and other nations in the process of intercultural communication in foreign language.

Keywords: intercultural communication; polyculture person; ethnocultural technologies; innovative activity; professional competencies; information and communication technologies; foreign languages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.