ИСТОРИЯ
УДК 392.4(470)
ТРАДИЦИИ ДОБРАЧНОГО ОБЩЕНИЯ У МОРДВЫ И ТАТАР-МИШАРЕЙ
Мордва и татары-мишари, принадлежащие к различным языковым семьям, антропологическим типам, религиям, а в прошлом - и к различным хозяйственным укладам, в результате длительного совместного проживания на одной территории сформировали немало общих традиций в культуре добрачного общения.
Традиционно у всех народов Поволжья добрачное общение молодежи происходило во время различного рода собраний юношей и девушек. Надо отметить, что у татар-мишарей Мордовского края в силу ряда религиозных запретов общение между полами было ограничено лишь специальными днями праздников и обрядами календарного цикла. Весь комплекс молодежных игрищ и развлечений как у мишарей, так и у мордвы можно разделить на два вида в зависимости от времени года: в весенне-летний период они проходили на свежем воздухе, а в осенне-зимний - в помещении.
В закрытом помещении наиболее распространенной формой общения молодежи были посиделки (аулак-ей - у татар-мишарей, аштеме - у мордвы), которые устраивались обычно в осенние и зимние вечера в свободное от работы время. У мишарей они, как правило, организовывались девушками, когда хозяин уезжал по делам или в гости и в доме не оставалось взрослых мужчин. На посиделки парни не допускались, а для охраны от их возможного проникновения приглашался кто-то из родственников-мужчин, обычно неженатый. После того как девушки заканчивали взятую с собой из дома работу, чаще всего вязание, они начинали петь песни, а также устраивали пляски под гармошку. В основном исполнялись песни семейно-бы-тового и любовного характера, где высмеивались плохие качества девушек и парней, восхвалялись трудолюбие, красота, честность. Встреча девушек с парнями во время этих посиделок происходила очень редко. Только некоторым юношам, дружившим с парнем, приглашенным для охраны, удавалось встретиться с девушкой в сенях на непродолжительное время. В начале XX в. подобные запреты стали постепенно менее жесткими, в некоторых деревнях на подобные вечеринки стали допускать и парней. В 1920 - 1940-е гг это табу практически исчезло. В этот же период для посиделок в татаро-мишарских селениях Мордовского края молодежь стала снимать специальные дома. Обычно их предоставляли одинокие люди, вдовы или бездетные пары. За это юноши и девушки помогали им по хозяйству. Подобным же образом поступали и мордва, у которых оплачивали помещение обычно парни. В основном они обеспечивали хозяев топливом на всю зиму. Иногда за помещение платили деньгами или летом работали на хозяев в поле.
Аль Матари Аббас Али Хасан,
аспирант кафедры новейшей истории народов России, Мордовский государственный университет
ВЕСТНИК 2007. № 16(2)
♦
♦
Особенно торжественными были посиделки, которые проводились в начале года и сопровождались молодежными игрищами и девичьими гаданиями. Среди мишарей и мордвы в это время проводился обряд, известный у татар под названием нардуган, у мордвы-мокши он звучал как нардван, мордвы-эрзи - нардава. Этот термин широко бытовал практически у всех народов Среднего Поволжья и Приуралья, марийцы называли его нардуган, чуваши - нартаван, нартукан, удмурты - нардуган1. Основным содержанием данного обряда было гадание на кольцах. У мишарей каждый из участников игры клал коль -цо на блюдо, которое накрывали полотенцем. Ведущий -один из участников - запевал песню, после каждого куплета которой доставал из-под полотенца кольцо. По содержанию соответствующего куплета предсказывалось будущее тому, кому принадлежало вынутое кольцо.
Среди этнографических групп татар Поволжья обряд «нардуган» известен также кряшенам. Но, если у мишарей это были сугубо девичьи гадания, а докучливым юношам, пытавшимся подглядеть эти гадания, девушки могли накликать беду («Пусть подслушивающего 7 лет лихорадит...»2), у кряшен в этих гаданиях активное участие принимали как девушки, так и юноши, причем последние нередко выступали их инициаторами.
Что касается мордвы, у нее парни и девушки опускали свои колечки в ведро с водой, затем водили около него хоровод и также пели обрядовое заклинание. После этого кто-то из молодых людей доставал их палкой. Если кольцо юноши и девушки вытаскивалось вместе, считалось, что они поженятся.
Большое место в рождественско- новогодних посиделках и игрищах девушек занимали и другие виды гаданий. Например, как у мишарей, так и у мордвы бытовало множество способов гаданий о суженом, предстоящем замужестве и т.п. Наиболее часто встречались следующие гадания. Ночью заходили в сарай (иногда чужой) и в темноте хватали за ноги овец. Если овца попадалась молодая, то и муж будет молодым, если старая - старым, а если попадался баран, то муж будет вдовцом и т.д. Гадали с помощью курицы, внесенной в дом. Если курица принималась пить воду, муж будет пьяницей, если начинала клевать зерно, его семья будет хлебосольной. Из скирды хлеба наугад доставали колос. Если в колосе было много зерен, это предвещало выход замуж в большую семью, если же зерен было мало, семья будет немногочисленной. Из поленицы брали полено: если оно было гладким, муж будет красивым.
У татар Мордовского края существовали разнообразные гадания по звуку - тын тынлау, тынга бару: подходили к окну какого-нибудь дома и слушали, о чем говорят; по звукам определяли, с какой стороны прибудут сваты. Девушки выходили на развилку дорог, одна из них - верхом на кочерге; этой кочергой очерчивали круг, в середину которого лили воду из кувшина. Тын тынлау проводили после гадания на кольцах. После того как все кольца были распределены, участницы гадания ложились в круг и слушали, кто что услышит. Кому-то слышался звук гармони - значит, выйдет замуж за горожанина; кому-то слышалось имя возлюбленного. Если слышался звук пилы - быть покойнику, скрип подводы - в той стороне на полях будет хороший урожай и т.д.
Своеобразной формой молодежных собраний у татар-мишарей и мордвы были помочи, устраиваемые для
быстрого проведения особо трудоемких работ в крестьянском хозяйстве, таких как обмолот хлеба, заготовка древесины, постановка дома и т.д. Наиболее ожидаемыми и значимыми у мишарей были помочи по обработке заколотых гусей - каз вмэсе (гусиная помочь), также называемая каз йолку (общипывание гусей). Как известно, гусей татары разводили больше, чем другие народы края. Более зажиточные хозяева имели их по несколько десятков, менее зажиточные - одну-две семьи. Проводили эти помочи поздней осенью с наступлением устойчивых холодов. Приглашали на них девушек. Устраивали каз вмэсе почти в каждом доме. Если же в семье были дочери, то даже в тех случаях, когда это не вызывалось хозяйственной необходимостью. Уже сам процесс труда был праздником, так как давал возможность для демонстрации проворства, умения более опытных в этой работе девушек, получавших соответствующую оценку хозяек, пожилых женщин. Каз вмэсе становились местом активного общения, поэтому участие в них считалось престижным, почетным, было желанным. Иногда девушки заранее договаривались с хозяйкой о том, чтобы она не обошла их приглашением. За это ей оказывали посильную помощь по хозяйству, вплоть до участия в жатве и т.д.
Девушки, как правило, собирались с утра. Ощипывание заколотых гусей проводили в доме. В некоторых местах девушка, пришедшая первой на помочь, становилась ее главой. На каз вмэсе старались приглашать тех девушек, у которых были живы оба родителя (чтобы гуси не переводились). Нельзя было при ощипывании ронять гуся (иначе они не будут плодиться) и др. Работа спорилась под разговоры, шутки, смех, любимые песни. Затем обработанных гусей мыли во дворе. Там же жгли солому и опаливали тушки птиц - каз втилэр. После завершения работы хозяйка готовила девушкам оладьи на гусином жиру и устраивала чаепитие - каз чэе, после чего им предоставляли возможность для веселья. К этому времени подходили парни с гармонистом, которые также принимали участие в увеселении. Каз вмэсе была распространена в татарских селах Мордовии вплоть до 1960-х гг.
Подобный вид помочей широко бытовал и среди мишарей Ставропольского, Чистопольского, Спасского, а также Белебеевского, Бирского, Уфимского уездов, татар Глазовского, Слободского, Елабужского, Малмыж-ского, Сарапульского уездов Вятской губернии. Они были аналогичны тем, которые бытовали среди мишарей Мордовского края. Например, в д. Кутлушкино Чистопольского у. приглашенные на помощь девушки собирались с вечера и устраивали игрища, на которые заходили и парни. Работу начинали с рассветом. Хозяйки готовили для работниц оладьи на гусином жиру. Помимо каз вмэсе, среди мишарей широко распространенными в XIX в. были помочи по изготовлению войлока - тула вмэсе, обработке холстов - киндер тукмак-лау. По сведениям эти помочи также являлись поводом для общения молодежи и сопровождались исполнением песен.
У мордвы наиболее распространенной формой коллективных работ были супрядки. На большинстве таких собраний помогали в прядении конопли и шерсти, но иногда выполняли и другие работы. Их основными участниками были девушки 15 - 18 лет. Это было связано не только с тем, что они были более свободны от домаш-
♦
♦
них дел: супрядки обычно заканчивались весельем, на которое приходили парни. Таким образом, расширялся круг знакомств молодежи, а девушки, кроме того, демонстрировали свои трудовые качества.
В весенне-летний период общение молодежи, как правило, осуществлялось на деревенской улице или за околицей. Особенно активным оно было во время различных праздников. Хотя у мишарей многие из них были сугубо мусульманскими, как, например, Ураза гаете (проводимый по случаю окончания поста), Корбан гаете (праздник жертвоприношения), или сопровождались молением по мусульманскому обряду - намазом, как обряды вызывания дождя, наблюдалась тенденция их превращения в народные праздники. Информаторы отмечали, что в эти дни устраивались совместные или девичьи игрища, организовывалось катание на лошадях, устраивались скачки. На площадь к мечети выходили торговцы со своим товаром - продавали семечки, пряники и пр.
У мордвы, помимо того что юноши и девушки актив -но общались в праздничный период, существовали ежевечерние летние собрания - хороводы, проходившие обычно на околице или в середине села. Хороводы начинались, как только таял снег и продолжались до холодов. Они были и центром организации некоторых праздничных обрядов. Например, именно в хороводе через неделю после Троицы наряжали березку и начинали шествие проводов весны.
1 См.: Надиров И.Н. Взаимосвязи песенного фольклора народов Среднего Поволжья и Приуралья // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 50.
2 См.: Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX - нач. XX вв.). // Историко-эт-нографический атлас татарского народа. Казань, 2001. С. 103.
УДК 94(470)
РУССКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX веков
Изучение этнических процессов, в частности переселений, - одна из актуальных проблем современной исторической науки. Переселенческое движение стало одним из каналов формирования и развития среди многонационального населения Центрального Предкавказья русской национальной группы, сыгравшей значительную роль в хозяйственно-экономической, социально -политической и культурной жизни края. Значение поставленной проблемы возрастает в связи с появлением в наши дни «русского вопроса» в областях с преимущественно нерусским населением. Изучение терского казачества, составляющего значительную часть восточнославянского населения региона, приобрело в настоящее время особое значение для понимания современных процессов, связанных с «возрождением» казачества.
Во второй половине XVIII в. в связи с активизацией политики Российской империи на Северном Кавказе усиливается русская колонизация региона. Колонизационный процесс протекал в двух формах - правительственной и народной. Правительственная колонизация определялась не только задачами обороны присоединенного края (что проявилось в создании Кавказской линии) и интересами хозяйственного освоения новых земель, но и стремлением ослабить остроту аграрного вопроса в центральных, малоземельных районах России.
Наряду с этим колонизация по типу может быть военно-казачьей и гражданской. Завоевательная политика царизма на Северном Кавказе в конце XVIII - первой половине XIX вв. определила военно-казачий тип колонизации. Гражданская колонизация проходила в это время как составная и подчиненная часть этой политики.
С 1770-х гг Россия начинает создавать Кавказскую линию, стремясь тем самым прочно закрепиться в регионе. С заселением Кавказской линии связаны образование Моздокского казачьего полка, перевод волжских, хоперских казаков, которые размещались в новых станицах. Благодаря переселению новых групп казаков на Ставрополье и Тереке значительно увеличивается их общее число: с 10 118 в 1793 г до 13 274 в 1796 г1.
В конце 1820-х - начале 1830-х гг, когда Кавказская война приняла особенно острый характер, рядом указов в казачье звание стали приниматься даже без представления увольнительных от обществ. Вследствие этого в состав казачества просачивалась значительная часть беглых крепостных. К 1825 г. на Кавказскую линию были переведены 13 246 чело-
Н.В. Варивода,
ассистент кафедры истории России, Кабардино-Балкарский государственный университет
ВЕСТНИК 2007. № 16(2)