Научная статья на тему 'Традиции добрачного общения у мордвы и татар-мишарей'

Традиции добрачного общения у мордвы и татар-мишарей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
300
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аль Матари Аббас Али Хасан

Несмотря на различие религиозных верований татар-мишарей и мордвы, можно говорить о большом сходстве в их традициях добрачного времяпрепровождения молодежи. Это было вызвано их длительным проживанием на одной территории и тесными культурно-бытовыми контактами, которые способствовали взаимному обогащению культур данных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF DIALOGUE BEFORE MARRIAGE AT MORDVA AND TATARS-MISHARS

Despite of distinction of religious beliefs of tatars-mishars and mordva, it is possible to speak about the big similarity in their traditions of pastime before marriage of youth. It has been caused by their long residing in one territory and close cultural and community contacts which promoted mutual enrichment of cultures of given people.

Текст научной работы на тему «Традиции добрачного общения у мордвы и татар-мишарей»

ИСТОРИЯ

УДК 392.4(470)

ТРАДИЦИИ ДОБРАЧНОГО ОБЩЕНИЯ У МОРДВЫ И ТАТАР-МИШАРЕЙ

Мордва и татары-мишари, принадлежащие к различным языковым семьям, антропологическим типам, религиям, а в прошлом - и к различным хозяйственным укладам, в результате длительного совместного проживания на одной территории сформировали немало общих традиций в культуре добрачного общения.

Традиционно у всех народов Поволжья добрачное общение молодежи происходило во время различного рода собраний юношей и девушек. Надо отметить, что у татар-мишарей Мордовского края в силу ряда религиозных запретов общение между полами было ограничено лишь специальными днями праздников и обрядами календарного цикла. Весь комплекс молодежных игрищ и развлечений как у мишарей, так и у мордвы можно разделить на два вида в зависимости от времени года: в весенне-летний период они проходили на свежем воздухе, а в осенне-зимний - в помещении.

В закрытом помещении наиболее распространенной формой общения молодежи были посиделки (аулак-ей - у татар-мишарей, аштеме - у мордвы), которые устраивались обычно в осенние и зимние вечера в свободное от работы время. У мишарей они, как правило, организовывались девушками, когда хозяин уезжал по делам или в гости и в доме не оставалось взрослых мужчин. На посиделки парни не допускались, а для охраны от их возможного проникновения приглашался кто-то из родственников-мужчин, обычно неженатый. После того как девушки заканчивали взятую с собой из дома работу, чаще всего вязание, они начинали петь песни, а также устраивали пляски под гармошку. В основном исполнялись песни семейно-бы-тового и любовного характера, где высмеивались плохие качества девушек и парней, восхвалялись трудолюбие, красота, честность. Встреча девушек с парнями во время этих посиделок происходила очень редко. Только некоторым юношам, дружившим с парнем, приглашенным для охраны, удавалось встретиться с девушкой в сенях на непродолжительное время. В начале XX в. подобные запреты стали постепенно менее жесткими, в некоторых деревнях на подобные вечеринки стали допускать и парней. В 1920 - 1940-е гг это табу практически исчезло. В этот же период для посиделок в татаро-мишарских селениях Мордовского края молодежь стала снимать специальные дома. Обычно их предоставляли одинокие люди, вдовы или бездетные пары. За это юноши и девушки помогали им по хозяйству. Подобным же образом поступали и мордва, у которых оплачивали помещение обычно парни. В основном они обеспечивали хозяев топливом на всю зиму. Иногда за помещение платили деньгами или летом работали на хозяев в поле.

Аль Матари Аббас Али Хасан,

аспирант кафедры новейшей истории народов России, Мордовский государственный университет

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

Особенно торжественными были посиделки, которые проводились в начале года и сопровождались молодежными игрищами и девичьими гаданиями. Среди мишарей и мордвы в это время проводился обряд, известный у татар под названием нардуган, у мордвы-мокши он звучал как нардван, мордвы-эрзи - нардава. Этот термин широко бытовал практически у всех народов Среднего Поволжья и Приуралья, марийцы называли его нардуган, чуваши - нартаван, нартукан, удмурты - нардуган1. Основным содержанием данного обряда было гадание на кольцах. У мишарей каждый из участников игры клал коль -цо на блюдо, которое накрывали полотенцем. Ведущий -один из участников - запевал песню, после каждого куплета которой доставал из-под полотенца кольцо. По содержанию соответствующего куплета предсказывалось будущее тому, кому принадлежало вынутое кольцо.

Среди этнографических групп татар Поволжья обряд «нардуган» известен также кряшенам. Но, если у мишарей это были сугубо девичьи гадания, а докучливым юношам, пытавшимся подглядеть эти гадания, девушки могли накликать беду («Пусть подслушивающего 7 лет лихорадит...»2), у кряшен в этих гаданиях активное участие принимали как девушки, так и юноши, причем последние нередко выступали их инициаторами.

Что касается мордвы, у нее парни и девушки опускали свои колечки в ведро с водой, затем водили около него хоровод и также пели обрядовое заклинание. После этого кто-то из молодых людей доставал их палкой. Если кольцо юноши и девушки вытаскивалось вместе, считалось, что они поженятся.

Большое место в рождественско- новогодних посиделках и игрищах девушек занимали и другие виды гаданий. Например, как у мишарей, так и у мордвы бытовало множество способов гаданий о суженом, предстоящем замужестве и т.п. Наиболее часто встречались следующие гадания. Ночью заходили в сарай (иногда чужой) и в темноте хватали за ноги овец. Если овца попадалась молодая, то и муж будет молодым, если старая - старым, а если попадался баран, то муж будет вдовцом и т.д. Гадали с помощью курицы, внесенной в дом. Если курица принималась пить воду, муж будет пьяницей, если начинала клевать зерно, его семья будет хлебосольной. Из скирды хлеба наугад доставали колос. Если в колосе было много зерен, это предвещало выход замуж в большую семью, если же зерен было мало, семья будет немногочисленной. Из поленицы брали полено: если оно было гладким, муж будет красивым.

У татар Мордовского края существовали разнообразные гадания по звуку - тын тынлау, тынга бару: подходили к окну какого-нибудь дома и слушали, о чем говорят; по звукам определяли, с какой стороны прибудут сваты. Девушки выходили на развилку дорог, одна из них - верхом на кочерге; этой кочергой очерчивали круг, в середину которого лили воду из кувшина. Тын тынлау проводили после гадания на кольцах. После того как все кольца были распределены, участницы гадания ложились в круг и слушали, кто что услышит. Кому-то слышался звук гармони - значит, выйдет замуж за горожанина; кому-то слышалось имя возлюбленного. Если слышался звук пилы - быть покойнику, скрип подводы - в той стороне на полях будет хороший урожай и т.д.

Своеобразной формой молодежных собраний у татар-мишарей и мордвы были помочи, устраиваемые для

быстрого проведения особо трудоемких работ в крестьянском хозяйстве, таких как обмолот хлеба, заготовка древесины, постановка дома и т.д. Наиболее ожидаемыми и значимыми у мишарей были помочи по обработке заколотых гусей - каз вмэсе (гусиная помочь), также называемая каз йолку (общипывание гусей). Как известно, гусей татары разводили больше, чем другие народы края. Более зажиточные хозяева имели их по несколько десятков, менее зажиточные - одну-две семьи. Проводили эти помочи поздней осенью с наступлением устойчивых холодов. Приглашали на них девушек. Устраивали каз вмэсе почти в каждом доме. Если же в семье были дочери, то даже в тех случаях, когда это не вызывалось хозяйственной необходимостью. Уже сам процесс труда был праздником, так как давал возможность для демонстрации проворства, умения более опытных в этой работе девушек, получавших соответствующую оценку хозяек, пожилых женщин. Каз вмэсе становились местом активного общения, поэтому участие в них считалось престижным, почетным, было желанным. Иногда девушки заранее договаривались с хозяйкой о том, чтобы она не обошла их приглашением. За это ей оказывали посильную помощь по хозяйству, вплоть до участия в жатве и т.д.

Девушки, как правило, собирались с утра. Ощипывание заколотых гусей проводили в доме. В некоторых местах девушка, пришедшая первой на помочь, становилась ее главой. На каз вмэсе старались приглашать тех девушек, у которых были живы оба родителя (чтобы гуси не переводились). Нельзя было при ощипывании ронять гуся (иначе они не будут плодиться) и др. Работа спорилась под разговоры, шутки, смех, любимые песни. Затем обработанных гусей мыли во дворе. Там же жгли солому и опаливали тушки птиц - каз втилэр. После завершения работы хозяйка готовила девушкам оладьи на гусином жиру и устраивала чаепитие - каз чэе, после чего им предоставляли возможность для веселья. К этому времени подходили парни с гармонистом, которые также принимали участие в увеселении. Каз вмэсе была распространена в татарских селах Мордовии вплоть до 1960-х гг.

Подобный вид помочей широко бытовал и среди мишарей Ставропольского, Чистопольского, Спасского, а также Белебеевского, Бирского, Уфимского уездов, татар Глазовского, Слободского, Елабужского, Малмыж-ского, Сарапульского уездов Вятской губернии. Они были аналогичны тем, которые бытовали среди мишарей Мордовского края. Например, в д. Кутлушкино Чистопольского у. приглашенные на помощь девушки собирались с вечера и устраивали игрища, на которые заходили и парни. Работу начинали с рассветом. Хозяйки готовили для работниц оладьи на гусином жиру. Помимо каз вмэсе, среди мишарей широко распространенными в XIX в. были помочи по изготовлению войлока - тула вмэсе, обработке холстов - киндер тукмак-лау. По сведениям эти помочи также являлись поводом для общения молодежи и сопровождались исполнением песен.

У мордвы наиболее распространенной формой коллективных работ были супрядки. На большинстве таких собраний помогали в прядении конопли и шерсти, но иногда выполняли и другие работы. Их основными участниками были девушки 15 - 18 лет. Это было связано не только с тем, что они были более свободны от домаш-

них дел: супрядки обычно заканчивались весельем, на которое приходили парни. Таким образом, расширялся круг знакомств молодежи, а девушки, кроме того, демонстрировали свои трудовые качества.

В весенне-летний период общение молодежи, как правило, осуществлялось на деревенской улице или за околицей. Особенно активным оно было во время различных праздников. Хотя у мишарей многие из них были сугубо мусульманскими, как, например, Ураза гаете (проводимый по случаю окончания поста), Корбан гаете (праздник жертвоприношения), или сопровождались молением по мусульманскому обряду - намазом, как обряды вызывания дождя, наблюдалась тенденция их превращения в народные праздники. Информаторы отмечали, что в эти дни устраивались совместные или девичьи игрища, организовывалось катание на лошадях, устраивались скачки. На площадь к мечети выходили торговцы со своим товаром - продавали семечки, пряники и пр.

У мордвы, помимо того что юноши и девушки актив -но общались в праздничный период, существовали ежевечерние летние собрания - хороводы, проходившие обычно на околице или в середине села. Хороводы начинались, как только таял снег и продолжались до холодов. Они были и центром организации некоторых праздничных обрядов. Например, именно в хороводе через неделю после Троицы наряжали березку и начинали шествие проводов весны.

1 См.: Надиров И.Н. Взаимосвязи песенного фольклора народов Среднего Поволжья и Приуралья // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 50.

2 См.: Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX - нач. XX вв.). // Историко-эт-нографический атлас татарского народа. Казань, 2001. С. 103.

УДК 94(470)

РУССКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX веков

Изучение этнических процессов, в частности переселений, - одна из актуальных проблем современной исторической науки. Переселенческое движение стало одним из каналов формирования и развития среди многонационального населения Центрального Предкавказья русской национальной группы, сыгравшей значительную роль в хозяйственно-экономической, социально -политической и культурной жизни края. Значение поставленной проблемы возрастает в связи с появлением в наши дни «русского вопроса» в областях с преимущественно нерусским населением. Изучение терского казачества, составляющего значительную часть восточнославянского населения региона, приобрело в настоящее время особое значение для понимания современных процессов, связанных с «возрождением» казачества.

Во второй половине XVIII в. в связи с активизацией политики Российской империи на Северном Кавказе усиливается русская колонизация региона. Колонизационный процесс протекал в двух формах - правительственной и народной. Правительственная колонизация определялась не только задачами обороны присоединенного края (что проявилось в создании Кавказской линии) и интересами хозяйственного освоения новых земель, но и стремлением ослабить остроту аграрного вопроса в центральных, малоземельных районах России.

Наряду с этим колонизация по типу может быть военно-казачьей и гражданской. Завоевательная политика царизма на Северном Кавказе в конце XVIII - первой половине XIX вв. определила военно-казачий тип колонизации. Гражданская колонизация проходила в это время как составная и подчиненная часть этой политики.

С 1770-х гг Россия начинает создавать Кавказскую линию, стремясь тем самым прочно закрепиться в регионе. С заселением Кавказской линии связаны образование Моздокского казачьего полка, перевод волжских, хоперских казаков, которые размещались в новых станицах. Благодаря переселению новых групп казаков на Ставрополье и Тереке значительно увеличивается их общее число: с 10 118 в 1793 г до 13 274 в 1796 г1.

В конце 1820-х - начале 1830-х гг, когда Кавказская война приняла особенно острый характер, рядом указов в казачье звание стали приниматься даже без представления увольнительных от обществ. Вследствие этого в состав казачества просачивалась значительная часть беглых крепостных. К 1825 г. на Кавказскую линию были переведены 13 246 чело-

Н.В. Варивода,

ассистент кафедры истории России, Кабардино-Балкарский государственный университет

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.