РЕЦЕНЗИИ
Рецензия
ТОЙИН ФАЛОЛА: АВТОЭТНОГРАФИЯ КАК СПОСОБ ДЕКОЛОНИЗАЦИИ АФРИКАНСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ
О 2024 Т.М. Гавристова, Н.Е. Хохолькова
ГАВРИСТОВА Татьяна Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, Ярославский государственный университет (ЯрГУ) им. П.Д. Демидова, Ярославль, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-3390-6960. E-mail: tagavristova@ gmail.com
ХОХОЛЬКОВА Надежда Евгеньевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт Африки РАН, Москва, Российская Федерация; доцент, кафедра всеобщей истории, Ярославский государственный университет (ЯрГУ) имени П.Д. Демидова, Ярославль, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-5165-1925. E-mail: [email protected]
Рецензия на монографию: Falola Т. Decolonizing African Knowledge. Autoethnography and African Epistemologies. Cambridge: Cambridge University Press, 2022. 524 p.
Ключевые слова: Африка, африканистика, колониализм, деколонизация, традиции, культура, наследие, память, идентичность, автоэтнография, нарратив
DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-169-171
Благодарность: Работа выполнена при поддержке ЯрГУ VIP - 018.
Для цитирования: Гавристова Т.М., Хохолькова Н.Е. Тойин Фалола: Автоэтнография как способ деколонизации африканской эпистемологии (рецензия). Ученые записки Института Африки, 2024. № 3. С. 169-171. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-169-171
Тойин Фалола (родился 1 января 1953 г. в Ибадане, Нигерия), автор книги «Decolonizing African Knowledge. Autoethnography and African Epistemologies», - один из самых авторитетных ученых, специализирующихся на изучении Африки. Ему принадлежит немалое количество монографий по истории и культуре континента и его родного народа йоруба. Их отличительной особенностью является исключительная фундаментальность, насыщенность и плотность содержания, виртуозное соединение жанров академической науки и нон-фикшн, что, безусловно, заметно расширяет читательскую аудиторию, проявляющую неизменный интерес к творчеству Т. Фалолы.
В работе «Decolonizing African Knowledge. Autoethnography and African Epistemologies» ученый вновь обращается к таким сюжетам, как рабство, колониализм и неоколониализм, акцентируя внимание на их значении для африканской истории,
производит инвентаризацию гуманитарных знаний и институтов, сформировавшихся под непосредственным европейским влиянием и в процессе деколонизации, приметая элементы современной методологии и инструментарий авто-фикшн, прежде всего тогда, когда апеллирует к этнографическому материалу (например, к идентичности йоруба). Таким образом он интегрирует читателей в систему африканских знаний (африканской эпистемологии), отдавая предпочтение не столько привычным для историков нарративным источникам и официальным документам, сколько персональному архиву и альтернативным хранилищам памяти - устным историям, визуальным материалам и сатирической традиции.
Новаторский подход автора проявляется в том, что сквозь призму африканской эпистемологии он рассматривает проблемы экономики, политики, культуры. Обращаясь к опыту своего народа, самоназвание которого - ОтоЫаЫ (в буквальном переводе с языка йоруба: «хитрость», хотя трактуется как «ребенок, благословенный Богом за хорошее поведение») - Т. Фалола использует характерные элементы карнавальной культуры (инверсию, высмеивание, иронию, юмор) для обличения социальных проблем. В ходе их анализа он извлекает весьма действенные уроки, нередко представляя их в форме «морали» (с. 152), что делает осмысление реальности доступной для широкого круга читателей.
Следуя тенденциям кросс-жанровости и трансдисциплинарности Т. Фалола избирает формат автоэтнографии. В нем элементы «овнешненной» исповеди сочетаются с практикой культурно-антропологического исследования и отчасти антиантропологического исследования, несущего в себе черты персуазивности1. Для ученого это инструмент деколонизации эпистемологии, попытка противостояния «метастазирующей опухоли западного присутствия, разъедающей многовековые традиции и знания» (с. ху) народов Африки.
Книга состоит из четырех частей: введения; двух разделов, посвященных вербальным нарративам и визуальным свидетельствам, одновременно являющимся носителями культурного кода и «предметами личной коллекции»; и заключения. Ключевой тезис Т. Фалолы гласит, что опыт, лежащий в основе автобиографии, может быть использован для критического осмысления сформировавшей его культуры, ее многочисленных контекстов и паратекстов. Квинтэссенция опыта исследователя -персональный архив, в котором представлены как внушительный корпус сочинений, так и собрание скульптур, текстиля, картин, фотографий. При этом признанный мировым сообществом ученый не провозглашает себя олицетворением культуры йоруба, а скорее рассуждает о собственном «я» как об одной из версий «культуры в миниатюре» (с. 9), существующей в неизбежном взаимодействии с другими ее проявлениями - внутри глобального контекста.
Т. Фалола предстает перед читательской аудиторией в роли наблюдателя и аналитика, коллекционера и исследователя, убедительно доказывая возможность органичного сосуществования разных ипостасей как на уровне одного текста, так и в границах идентичности. Особый интерес представляет вторая часть книги, посвященная академическим, мемуарным и поэтическим сочинениям, где автор подвергает критическому анализу ранее написанные им же самим работы (в их числе воспоминания «Уста слаще соли» и «Пересчитывая зубы тигра»), помещая их в социокультурное измерение и пространство коллективной памяти, оценивая их функции и эффект.
1 Персуазивность - целенаправленное воздействие автора текста/речи/сообщения на аудиторию с целью убеждения в чем-либо и/или побуждения к определенным действиям.
Третья часть книги продолжает тему и переносит ее в область изобразительного искусства йоруба. Текстиль позиционируется как текст, скульптура и живопись - как «визуальная риторика» (с. 353), парикмахерское мастерство - как высказывание, часть «визуального диалога».
И хотя, на первый взгляд, работа Т. Фалолы может показаться «прогулкой по хрупким фрагментам памяти» (с. 12), при более детальном рассмотрении становятся очевидными ее сложность и многослойность. Возможно, для автора это еще и своего рода манифест. На страницах книги присутствуют неоднократные упоминания о намерении создать «зону конвергенции» между частным и общим, личным и общественным, эмпирическим и публичным. Ученому удалось реализовать свои установки: из топосов культуры йоруба и локусов собственной памяти он выстроил «когнитивный маршрут», не претендующий на универсальность, но являющий собой прецедент в сложном процессе деколонизации знания.
TOYIN FALOLA: AUTOETHNOGRAPHY AS A METHOD TO DECOLONIZE AFRICAN EPISTEMOLOGY
© 2024 T.M. Gavristova, N.E. Khokholkova
GAVRISTOVA Tatiana Mikhaylovna, Dr.Sc. (History), Professor, Department of General History, P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation. ORCID: 00000003-3390-6960. E-mail: [email protected]
KHOKHOLKOVA Nadezhda Evgenyevna, PhD (History), Senior Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation; Associate Professor, Department of General History, P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-5165-1925. E-mail: [email protected] "
Review of the book: Falola T. (2022). Decolonizing African Knowledge. Autoethnography and African Epistemologies. Cambridge: Cambridge University Press. 524 p.
Keywords: Africa, African Studies, Colonialism, Decolonization, traditions, culture, heritage, memory, identity, autoethnography, narrative
DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-169-171
Acknowledgment: This paper was prepared with the support of Yaroslavl State University VIP -018 project.
For citation: Gavristova T.M., Khokholkova N.E. (2024). Toyin Falola: Autoethnography as a Method to Decolonize African Epistemology (Review). Journal of the Institute for African Studies, 2024. № 3. Pp. 169-171. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-169-171'