Научная статья на тему 'Африканские исследования: хронотоп «перекрестка»'

Африканские исследования: хронотоп «перекрестка» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / африканские исследования / история / нарратив / хронотоп / колониализм / деколонизация / постколониализм / Africa / African studies / history / narrative / chronotope / colonialism / decolonization / postcolonialism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гавристова Татьяна Михайловна

Объектом исследовательского интереса автора статьи являются труды известных интеллектуалов, которые внесли особый вклад в деколонизацию системы образования и научных знаний. Большинство из них родились накануне и в первое десятилетие независимости. Становление суверенитета происходило на их глазах, что во многом определило вектор профессионального интереса. Особый акцент в статье сделан на использование африканцами оригинальных подходов к изучению прошлого и настоящего Африки. Специфика их работ состоит в учете собственного академического и личного опыта, полученного в колониальный и постколониальный периоды, – на перекрестке эпох. В качестве теоретико-методологической основы в статье используются идеи М.М. Бахтина, основоположника хронотопического метода исследования в гуманитарных науках, касающиеся «хронотопа пути/дороги». Ценность инструментария М.М. Бахтина еще более возрастает при изучении историко-культурных («цивилизационных») перекрестков. Автор данной статьи анализирует современную – переходную – ситуацию в развитии африканских исследований с позиций хронотопа. В статье подчеркивается, что большинство ученых приняло универсальную академическую модель развития научных знаний. Однако очевидным стало изменение самой матрицы африканских исследований, а вместе с ней их тематики и стиля. И если когда-то Африка изучалась исключительно в контексте европейской истории – преимущественно «снаружи», в настоящее время гораздо больше внимания предлагается уделять проблемам ее исследования «изнутри». Как следствие, центральное место в трудах африканских авторов занимают проблемы расы, этноса, идентичности, формирования государств и наций, а дискуссионными становятся вопросы периодизации истории континента, ее инвентаризации, реконструкции и репрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

African Studies: The Chronotope of the Crossroads

The author of the article focuses her research on the works of the renowned intellectuals who made a special contribution to the decolonization of education and of humanitarian knowledge. Most of these authors were born shortly before the independence or during the first decade thereafter. The formation of sovereignty took place before their eyes, which, in many ways, determined the vector of their professional interest. The article places a special emphasis on the innovative approaches of the Africans to the study of Africa’s past and present. What makes their works unique is their use of their own experience, both academic and personal, obtained during the colonial and postcolonial eras—at the crossroads of the epochs. As a theoretical and methodological basis, the article uses the ideas of Mikhail Bakhtin, the founder of the chronotopic method of research in the humanities, particularly those concerning the “chronotope of the path/road.” The value of Bakhtin’s tools increases even more when applied to the research of historical and cultural (“civilizational”) crossroads. The author of this article analyzes the current, transitional situation in the development of African studies from the standpoint of chronotope. The article emphasizes that most scholars have adopted a universal academic model for the pursuit of scientific knowledge. However, a change has become obvious, both in the very matrix of African studies and in their subjects and style. And if Africa was once studied exclusively in the context of European history, mainly from the outside, at present, much more attention is proposed to be paid to the problems of its study from the inside. As a result, the central place in the works of African authors is occupied by the problems of race, ethnicity, identity, the formation of states and nations; and issues of periodization of the history of the continent, its stocktaking, reconstruction, and representation are becoming a matter of discussion.

Текст научной работы на тему «Африканские исследования: хронотоп «перекрестка»»

Научная статья

АФРИКАНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ХРОНОТОП «ПЕРЕКРЕСТКА»

© 2024 Т.М. Гавристова

ГАВРИСТОВА Татьяна Михайловна, доктор исторических наук, профессор, кафедра всеобщей истории, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Российская Федерация. ORCID 0000-0003-3390-6960. E-mail: tagavristova@gmail.com

Аннотация. Объектом исследовательского интереса автора статьи являются труды известных интеллектуалов, которые внесли особый вклад в деколонизацию системы образования и научных знаний. Большинство из них родились накануне и в первое десятилетие независимости. Становление суверенитета происходило на их глазах, что во многом определило вектор профессионального интереса. Особый акцент в статье сделан на использование африканцами оригинальных подходов к изучению прошлого и настоящего Африки. Специфика их работ состоит в учете собственного академического и личного опыта, полученного в колониальный и постколониальный периоды, - на перекрестке эпох.

В качестве теоретико-методологической основы в статье используются идеи М.М. Бахтина, основоположника хронотопического метода исследования в гуманитарных науках, касающиеся «хронотопа пути/дороги». Ценность инструментария М.М. Бахтина еще более возрастает при изучении историко-культурных («цивилизационных») перекрестков.

Автор данной статьи анализирует современную - переходную - ситуацию в развитии африканских исследований с позиций хронотопа. В статье подчеркивается, что большинство ученых приняло универсальную академическую модель развития научных знаний. Однако очевидным стало изменение самой матрицы африканских исследований, а вместе с ней их тематики и стиля. И если когда-то Африка изучалась исключительно в контексте европейской истории - преимущественно «снаружи», в настоящее время гораздо больше внимания предлагается уделять проблемам ее исследования «изнутри». Как следствие, центральное место в трудах африканских авторов занимают проблемы расы, этноса, идентичности, формирования государств и наций, а дискуссионными становятся вопросы периодизации истории континента, ее инвентаризации, реконструкции и репрезентации.

Ключевые слова: Африка, африканские исследования, история, нарратив, хронотоп, колониализм, деколонизация, постколониализм

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-97-106

Благодарность: Финансирование ЯрГУ, проект VIP-018.

Для цитирования: Гавристова Т.М. Африканские исследования: хронотоп «перекрестка» Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 97-106. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-97-106

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Активизация и актуализация африканских исследований в XXI в. стала очевидной. Рост числа публикаций можно считать следствием того, что сами африканцы - ученые, писатели - включились в процесс реконструкции и осмысления истории континента.

На смену вековой деисторизации и дискриминации Африки пришло частичное разрушение стереотипов, что повлекло за собой пересмотр клише об ее «дикости», «варварстве», «периферийности» и неспособности африканцев самостоятельно решать свою судьбу.

Объектом исследовательского интереса автора данной статьи являются труды, в которых африканские ученые обращаются к изучению колониального наследия и прежде всего его историко-культурного контекста. Обозначение нового вектора в исследованиях связано с формированием обновленного взгляда на Африку как на континент, обладающий огромным потенциалом, человеческим, а, значит, и интеллектуальным. Особую роль играет процесс самопознания. Изучение прошлого, настоящего и - в определенном смысле - будущего Африки ведется с учетом собственного академического и личного опыта, полученного в колониальный и постколониальный периоды - на перекрестке эпох.

Большинство авторов, чье творчество стало предметом исследования, родились накануне или в первое десятилетие после обретения независимости, условной границей которого служит год Африки - 1960 г. Становление суверенитета происходило на их глазах и со временем определило направления профессионального поиска. Отход от евроцентристких установок был предрешен. Несмотря на то, что многие африканцы обучались в Европе и Америке, они акцентировали внимание на аутентичности и плюроверсальности истории и культуры Африки и ее регионов и таким образом следовали установкам пионеров постколониального дискурса.

В качестве методологической основы и инструментария в рамках данной статьи используются идеи М.М. Бахтина (1895-1975 гг.), основоположника хронотопического метода исследования в гуманитарных науках, касающиеся «хронотопа пути/дороги». Их ценность еще более возрастает при изучении историко-культурных («цивилизационных») перекрестков, в том числе современной ситуации в развитии африканских исследований.

«ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»: НАРРАТИВ ИЛИ КОНТР-НАРРАТИВ?

На исходе XX в. философ Вумби Йока (Валентин Ив) Мудимбе (родился в 1941 г., Бельгийское Конго), старейшина африканистического «цеха», подверг критике «колониальную библиотеку», в процессе формирования которой была «изобретена» и сформулирована евроцентричная «идея Африки». В своих книгах «Изобретение Африки» [МисНтЬе 1988] и «Идея Африки» [МисНтЬе 1994] он произвел инвентаризацию подходов к ее изучению, сделав акцент на необходимости пересмотра многих оценок в отношении прошлого, настоящего и будущего и по сути предвосхитил создание «постколониальной библиотеки», обозначив поворотный момент в развитии африканских исследований.

В настоящее время немало ученых разделяют тезис о том, что существующий в научной, художественной, мемуарной литературе и особенно в масс-медиа образ континента далек от реалий и содержит ряд ошибочных установок, распространившихся в результате господства устаревших подходов к его изучению. Не только в среде обывателей, но и в просвещенных кругах и во властных структурах можно встретить точку зрения, близкую той, что высказал Николя Саркози, 23-й президент Французской Республики (2007-2012 гг.). В 2007 г. в речи, произнесенной в университете Дакара (Сенегал), он заявил, что «трагедия Африки состоит в том, что африканцы никогда не были полностью интегрированы в историю <...>; они никогда по-настоящему не

видели себя в будущем» [Ribeiro da Silva et al. 2023]. Реакция на его слова оказалась незамедлительной [Kounkou 2010]. Правда, основной удар критики, как обычно, пришелся по Г.В.Ф. Гегелю (1770-1831 гг.), игнорировавшему Африку как «неисторическую часть света», где нет ни «движения», ни «развития» [Гегель 2014: 59].

В последние десятилетия критике - не всегда заслуженно - подвергались и те, кто продолжал использовать присущие европейской науке методологии, усвоенные в процессе обучения в бывших метрополиях и США. Как следствие, возник интерес к деколонизации знаний и сомнение в отношении того, уместно ли вообще заниматься африканскими исследованиями, что нашло отражение в статье автора нигерийско-британского происхождения Амины Мамы (родилась в 1958 г., Нигерия), где она пыталась найти ответ на вопрос, «насколько этично писать историю Африки с точки зрения «Глобального Севера» [Маша 2007].

Патерналистский и колониальный взгляды на африканский континент все еще живы в Европе и Северной Америке. Наиболее жестко против них выступали и продолжают выступать представители африканской интеллектуальной элиты -философы и историки. Одним из тех, кто придерживался радикальной позиции по поводу обновления методологии изучения Африки, был сенегальский ученый Шейх Анта Диоп (1923-1986), сторонник многофакторного метода в изучении истории, высказывавший мысль о необходимости использования афроцентризма как основополагающей стратегии реконструкции прошлого. Ему же принадлежит и крамольная идея о том, что изучать и тиражировать историю Африки на уровне научного знания должны исключительно африканцы, нашедшая временный отклик в среде представителей американского афроцентризма в лице американского профессора Молефи Кете Асанте (родился в 1942 г., США) [Хохолькова 2019].

В настоящее время среди приверженцев двух наиболее востребованных в интеллектуальной и академической среде методологических подходов - евро- и афроцентричного - нет прямого деления на африканцев и не африканцев. Бразильцы, индийцы, жители Карибского бассейна, выходцы из европейских стран и США - именно благодаря им сформировался, в значительной мере бесценный, корпус «постколониальной библиотеки» [Гавристова 2020; Гавристова, Хохолькова 2021]. Ее можно рассматривать как совокупность контр-дискурсов (или контр-нарративов), как своеобразный ответ на «вызовы» «колониальной библиотеки». Однако вслед за американским литературоведом палестинского происхождения Эдвардом Саидом (19352003 гг.) [Сайд 2006; Сайд 2012], вест-индским социальным философом Францем Фаноном (1925-1961 гг.) [Фанон2022], В.И. Мудимбе, прозванным «африканским "Саидом"», и блестящим мыслителем, воспевшим «этику идентичности», Кваме Энтони Аппиа (родился в 1954 г., Великобритания) [Аппиа 2024] - теми, кого можно считать пионерами постколониального дискурса, - большинство авторов восприняло универсальную академическую традицию, определив основные векторы развития африканских исследований, их формат и контент. Их ангажированности способствовало также и использование английского языка, служившего своего рода «пропуском» в международное научное сообщество.

Реализация установки на критику существующих в отношении Африки клише позволила выявить и заметно расширить круг изучаемых тем, ключевых и дискуссионных. И это не только темы работорговли, рабства, колониализма, ранее изучаемые преимущественно в контексте европейской истории (с Юга на Север), но и вопросы расы, тендера, этноса, идентичности, формирования наций. Во главу угла было поставлено изучение миграций, внутренних и внешних, а также языка в контексте реконструкции истории континента.

На страницах журналов нередко развертывались настоящие баталии. Вопросов для обсуждения немало. Правомерно ли, например, рассматривать историю Африки во взаимосвязи с историей африканской и особенно афроамериканской диаспор? Существуют ли возможности обнаружения и использования источников африканского происхождения для изучения доколониальной и колониальной истории? И, наконец, не пора ли обратиться к исследованию региональных (локальных) процессов и проблем, ибо, как известно, Африка - это не страна.

АФРИКА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ХРОНОТОП

Хронотоп стал инструментом изучения Африки сравнительно недавно. Инструментарий хронотопа (неразрывной связи времени и пространства) нередко используется африканскими философами, историками, писателями в процессе построения образа континента с присущей ему статикой и динамикой. Внутри такой конструкции есть место для цивилизационного и культурного транзита. В настоящее время его проявления динамично изучаются. Как следствие, обозначился интерес ученых по крайней мере к двум наиболее актуальным направлениям реконструкции истории континента: к системе временных и пространственных отношений. Каждое из направлений может быть диверсифицировано на множество отдельных сюжетов, касающихся глобальных и региональных аспектов развития континента - в динамике и статике, с точки зрения хроноса и топоса (времени и места).

Первое: «Африка - это не страна» ( А/г¡са1мн)ШсошПгу) - ироничный хэштег, известный в социальных сетях, породил еще один, парадоксальный: «Африка - это страна» ( А/псшнасоиШгу)^ что, в конце концов, послужило триггером для появления одноименной книги Дипо Фалойина [Та1оут 2023]. В ней автор, родившийся в Чикаго, значительную часть жизни проведший в Нигерии и, наконец, обосновавшийся в Лондоне, акцентировал внимание читателей на том, что Африка - это континент, где располагается 54 государства, а в США, Великобритании и других странах существуют многочисленные африканские «анклавы».

Констатация того факта, что в лоне академической науки целый континент не может использоваться в качестве основной единицы анализа его истории и культуры, определила один из тезисов эссе философа и историка нигерийского происхождения Олуфеми Тайво (родился в 1956 г., Нигерия) под названием «Ее никогда не существовало». Подзаголовок обозначил главную для автора тему: «идея "доколониальной" Африки теоретически бессмысленна». Она может рассматриваться как проявление расизма и невежества по отношению к реальной истории континента [ТШ\уо 2023].

В подтверждение ученый приводит немало свидетельств наличия историко-культурных традиций и динамики политико-экономического развития у многих народов и регионов континента и фиксации событий, происходивших в период средневековья и нового времени на примере империй Мали (ХШ-ХУ вв.) и Ойо (ХУ-Х1Х вв.), небольших королевств типа Иль-Ифе (ХП-Х1Х вв.), а также Египта и Эфиопии (в отдельные периоды они проявили себя не только как объекты, но и как субъекты колониальной политики). К изучению данных сюжетов африканцы обращались неоднократно в XX в.

В XXI в. свидетельством растущего интереса к региональной истории стали труды известного ученого Тойина Фалолы (родился в 1953 г., Нигерия). Он заметно расширил эмпирическую базу исследований, использовал обновленный методологический инструментарий для ее анализа, интегрировал в историко-культурный контекст

элементы устной истории, подлежащие фиксации. По этнической принадлежности -йоруба, он с молоком матери впитал в себя атмосферу интеллектуальной напряженности, которая царила в Ибаданском университете, первом в Тропической Африке, где сформировалась целая плеяда ученых и литераторов и где он сам, выпускник университета Ифе, в 2021 г. в ознаменование своих заслуг получил самую высшую - почетную докторскую D. Litt. (Doctor of Letters) - степень. В академической англо-саксонской системе она считается выше других университетских степеней, включая Ph.D.

Книга Т. Фалолы «Ибадан: основание, рост, перемены. 1830-1960» [Falola2012] (более тысячи страниц текста) и его воспоминания «Уста слаще соли» [Falóla 2004] -сплав личной истории, истории города и народа йоруба (с его песнями, пословицами, традициями и таинствами) и политической истории Нигерии - стали продолжением более ранних литературных работ - мемуаров первого нигерийского лауреата Нобелевской премии Воле Шойинки (родился в 1934 г., Нигерия) [Soyinka 2000]. В совокупности обе книги Т. Фалолы можно рассматривать как лучшие образцы «документальной прозы» и одновременно персональной истории. Они вместили в себя личный опыт и память поколений, анализ истории и культуры йоруба, описание африканских религий, философии, медицины, литературы и искусства.

Т. Фалола значительную часть жизни жил и работал в США, однако в среде нигерийцев получил прозвище Ориша. В мифологии йоруба так назывались духи, посланные верховным богом Олодумаре (в буквальном переводе с йоруба его имя обозначает «творец») к людям, чтобы научить их преуспевать. Автобиография ученого исполнена драматизма в духе приключений Ориша: одаренный мальчик из бедной семьи был вынужден торговать, чтобы прокормиться, чуть не бросил школу, но стал ученым, из-за противоречий с властями покинул родину и преуспел за рубежом.

Т. Фалола немало сделал для деколонизации образования и разрушения стереотипов в отношении африканской науки. Свидетельство тому - его труды, в том числе монография: «Деколонизация африканских исследований» [Falóla 2022], где автор делится еще и опытом самореализации.

Второе: африканские ученые начали активно высказываться против неоправданного деления истории континента на три разных по продолжительности эпохи: доколониальную, колониальную и постколониальную. Колониальная эпоха определила линию демаркации. Однако в настоящее время вслед за основоположником ибаданской исторической школы известным нигерийским историком Аде Аджайи (1929-2014 гг.), она все чаще рассматривается как «эпизод» [Taiwo 2023].

Доколониальная эпоха, самая протяженная во времени, в настоящее время вызывает самое большое число споров. Материалы круглого стола на тему «Изучая доколониальную историю Африки в постколониальные времена», опубликованные в португальском журнале Ler Historia, продемонстрировали не только живой интерес к теме, но и намерение понять, можно ли трактовать доколониальное прошлое по-новому - иначе, чем предшественники. В дискуссии приняли участие три эксперта: Рокинальдо Феррейра (родился в 1967 г.), бразильский специалист по лузофонной Африке и истории трансатлантической работорговли, британский исследователь Тоби Грин (родился в 1974 г., Великобритания), профессор Королевского колледжа (Лондон), автор ряда работ по доколониальной Африке, и Ваниклея Силва-Сантос (родилась в 1977 г., Бразилия), сфера интересов которой напрямую связана с изучением материальной культуры континента и истории африканской диаспоры. Разный опыт, разные подходы к исследованиям и то, что они живут и работают за пределами Африки (соответственно в Бразилии, Великобритании и США), не помешали им ответить на

вопросы Уго Рибейры да Силвы (родился в 1966 г., Португалия), профессора университета Порту (Португалия).

Ракурсы обсуждения не вполне совпадали с тем, что, собственно, занимает исследователей из Африки: участники дебатов сожалели об отсутствии африканцев. Обсуждались преимущественно проблемы историографии, истории колониальных империй, трансатлантической торговли, поиск новых исторических источников, продолжающиеся попытки игнорировать африканцев как агентов истории и то, что ситуация меняется [Ribeiro da Silva, Ferreira, Green, Silva-Santos 2023].

О. Тайво, например, настаивал бы на том, что «пришло время попрощаться с идеей "доколониального" прошлого в интеллектуальных дискурсах, касающихся Африки» [Taiwo 2023]. Исходя из того, что колониализм явление столь же африканское, сколь европейское, в своем эссе он призывал коллег «обогатить концептуальный и методологический репертуар» и ощутить «пользу» от расширения эпистемологической базы исследования за счет привлечения африканских ресурсов [Taiwo 2023], проявляя готовность реконструировать прошлое и настоящее Африки во временном и пространственном измерении - в границах хронотопа, через понятия топоса и локуса (закрытого и открытого пространства), через транзит смыслов, связанных с метающейся во времени картиной мира.

В эссе «Ее никогда не существовало» О. Тайво вспомнил о забытых разработках Ладипо Соланке (1886-1958 гг.), нигерийского юриста, по этническому происхождению йоруба, известного своими антиколониальными взглядами, многолетнего лидера Союза западноафриканских студентов в Лондоне [Гавристова, Крылова 2023]. Будучи сторонником создания самоуправляющейся федерации Западной Африки в составе Британской империи, Л. Соланке в брошюре «Объединенная Западная Африка (или Африка) на суде Семьи Наций» [Solanke 1969] высказал с точки зрения О. Тайво немало актуальных идей по вопросу о национальном строительстве и периодизации африканской истории [Taiwo 2023]. Некоторые тезисы, касающиеся развития регионов Африки, нашли отражение в современных исследованиях, в частности в трудах Т. Фалолы.

«КОЛОНИАЛИЗМ КАК НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОЕКТ»

О. Тайво - философ, профессор Корнельского университета (США), входящего в привилегированную Лигу плюща1, учился в Канаде и значительную часть жизни провел в Нигерии. Ему принадлежит ряд весьма смелых, по отзывам критики, книг по проблемам Африки, написанных, как принято в традициях народа йоруба, с учетом его собственной персональной истории и личных архивов: «Как колониализм предвосхитил современность в Африке» [Taiwo 2010]; «Африка должна быть современной» [Taiwo 2014]; «Против деколонизации» [Taiwo 2022]. Все они так или иначе связаны с попыткой выявить пути интеграции африканских стран в современное мировое сообщество. Книги состоят из эссе, тематически связанных друг с другом и, по сути, отвечающих на вопрос, почему Африка не смогла ответить на вызовы современности. Каждое эссе можно рассматривать и как самостоятельное исследование.

Африканцы, по мнению ученого, сами по себе стремились к либеральной демократии и верховенству закона, но колониальные власти нарушили естественный

1 Лига плюща (англ. The Ivy League) - ассоциация восьми престижных частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США. Это название происходит от побегов плюща, обвивающих старые здания в этих университетах. Университеты, входящие в лигу, отличаются высоким качеством образования.

ход истории, установив свое правление. Анализируя роль миссионеров и колониальной администрации, в частности Фредерика Д.Д. Лугарда (1858-1945 гг.), первого генерал-губернатора Нигерии, в разных регионах Африки, а также правовую (на деле - не правовую) основу режима, О. Тайво опроверг распространенное мнение о том, что колониализм привнес в Африку цивилизацию и соответственно «современность». Для него «колониализм - это незавершенный проект», изначально несостоятельный [Taiwo 2023] и несостоявшийся, а Африка - бесспорная часть современности.

В книге «Африка должна быть современной» (жанр работы определен в подзаголовке как манифест) ученый в весьма жесткой форме высказался о препятствиях на пути интеграции континента в глобальный мир и международную экономику, исходящих от самих африканцев, об их неприятии и даже «враждебности» к инновациям. В манифесте автор по сути обнародовал призыв смело вступить в XXI в. Он подчеркивал необходимость демократических преобразования и разработки неиспользованных интеллектуальных ресурсов, размышляя о будущем Африки, о том, какую пользу в ее развитии могут сыграть традиции индивидуализма и коллективизма, какие преимущества дают знания, почему доверие политическому лидеру, священнику или вождю может не обеспечить ожидаемых перемен, а также о необходимости формирования мотивации и «культуры надежды» [Taiwo 2014].

Тезисы манифеста перекликаются с положениями ставшего хрестоматийным сборника эссе «О постколонии» [Mbembe2001] камерунского философа и историка А. Мбембе (родился в 1957 г., Камерун), профессора Витватерсрандского университета (ЮАР), хотя манифест более оптимистичен. И там, где О. Тайво декларирует, А. Мбембе анализирует парадоксы деколонизации в условиях пост- и неоколониализма - на фоне незавершенной реализации задач, актуальных еще в эпоху колониализма. Оба исследователя, будучи сторонниками креолизации (смешения культур и традиций), акцентируют внимание на опасности прямой имитации европейских моделей. А. Мбембе весьма иронично описал ситуацию в «постколониях» [Мбембе 2020], но спустя два десятилетия на страницах книги «Из ночной тьмы: очерки о деколонизации» высказался в пользу необходимости создания новых -креативных - практик, «рожденных в результате союза африканской борьбы с колониальным и постколониальным опытом» [Mbembe 2021: 12].

Деколонизация - процесс, который можно рассматривать в разных контекстах: с позиции метрополий, столкнувшихся с проявлениями освободительного движения во второй половине прошлого века, и борцов за независимость, среди которых Кваме Нкрума (1909-1972 гг.), Леопольд Сенгор (1906-2001 гг.), Франц Фанон, Амилкар Кабрал (1924-1973 гг.) и другие теоретики антиколониализма; с точки зрения теоретиков постколониализма во взаимосвязи с идеями постмодернизма и деконструкции Жака Деррида (1930-2004 гг.) - и, по крайней мере, в двух измерениях: европейском и африканском.

Хронотоп, в границах которого реализуется установка на деколонизацию, существует на стыке колониализма, антиколониализма, неоколониализма, постколониализма. О. Тайво в книге «Против деколонизации» представил по крайней мере два варианта трактовки термина, что вызвало немало дискуссий2. Он определил деколонизацию как идею, необходимость реализации которой возникает на закате колониализма, и которая на настоящий момент уже реализована, так как большинство колоний обрели независимость [Taiwo 2022: 3]. Кроме того, по его мнению, под

2 Meagher Th. For Modernity: A Review of Olüfemi Täiwö's Against Decolonisation. Blog of the APA. 11.04.2023. https://blog.apaonline.Org/2023/04/l l/for-modernity-a-review-of-olufemi-taiwos-against-decoloni-sation/ (accessed: 27.04. 2024)

деколонизацией понимают «принуждение бывшей колонии под страхом консервации зависимости отказаться от любых культурных, политических, интеллектуальных, социальных и языковых артефактов, идей, процессов, институтов и практик, которые сохраняют даже малейший намек на колониальное прошлое» [Taiwo 2022: 3].

Признание первой трактовки деколонизации, по сути, отвергает вторую, а признание второй связано с неспособностью исследователей принять многообразие африканских реалий и многогранность исторического и культурного наследия [Taiwo 2022: 184], что равносильно намерению игнорировать африканское прошлое, настоящее и будущее. И «поскольку современность ассоциируется с западничеством и "белизной" и все три вместе с колониализмом, деколонизация (второго типа. - Т.Г.'.) становится всеобъемлющей идеей, позволяющей решать любые проблемы, имеющие хоть какую-то, пусть незначительную, связь с "Западом"» [Taiwo 2022: xvi].

Амбивалентность ситуации деколониальности определила алгоритмы исследования О. Тайво. Критика ученым деколонизации исходит из детального анализа теоретических конструкций, выдвинутых ранее предшественниками - кенийским писателем Нгуги Ва Тхионго (родился в 1938 г., Кения) (идея «деколонизации разума») [Ngügiwa Thiong'o 1986] и известным философом ганаянского происхождения Квази Виреду (1931-2022 гг.) («концептуальная деколонизация») [Wiredu 2002], изучение которых ведется через повторяющиеся мотивы - топосы.

Очевидно, что результатом деколонизации является появление взамен колоний суверенных государств. Реконструкция образа постколонии, предпринятая А. Мбембе четверть века назад, продолжает оставаться актуальной. На примере родного Камеруна и других стран он пишет о проблемах насилия (экономического, социального, культурного), о «неистовой тяге к преступлениям, доходящей до бесстыдства», о ритуалах и церемониях, кощунстве и святотатстве, коррупции и местничестве, пьянстве и садизме, педофилии и принуждении, о том, как постколония воспроизводит самое себя, искажая и трансформируя существующие идентичности и сознание мужчин, женщин и детей.

А. Мбембе видит в постколонии новую «мифологию власти», причем отнюдь не противоположную колониальной, а отчасти ее «воспроизводящую» [Mbembe 2001]. Постколония в его представлении символизирует хронотопическую «встречу» прошлого, настоящего и будущего, в границах которой, по мнению О. Тайво, и должен осуществляться поиск пути, ведущего в «современность» [Taiwo 2014].

АФРИКАНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВРЕМЯ ПРОРЫВА (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

Колониализм, деколонизация, постколониализм - триада, изучение которой представляется вполне уместным на перекрестке исследований, в условиях, когда африканские ученые и интеллектуалы буквально фонтанируют идеями и смыслами в надежде уйти от стереотипов, обновить методологию, расширить круг источников и просто удивить научное сообщество парадоксальными взглядами и установками.

В момент хронотопической «встречи» в ходе «деколонизация мышления» [Ngügiwa Thiong'o 1986] были сформулированы многие новые исследовательские стратегии и подходы, включая такие, как афроцентризм и афрополитизм, ставшие соответственно альтернативой и одновременно продолжением европоцентризма и космополитизма. В научный оборот были введены не только новые источники, но и термины, включая упомянутый неологизм «постколония», ставший вполне привычным, и еще немало других.

Семантический анализ языка африканских исследований демонстрирует их неразрывную связь с хронотопом «встречи», но еще большую - с хронотопом «дороги». В представлении М.М. Бахтина, оба отличаются особой «эмоционально-ценностной интенсивностью», когда время сливается с пространством и словно течет по нему [Бахтин 1975]. М.М. Бахтин считал «дорогу» местом весьма неожиданных событий и «многоразличнейших людей - представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов, <...> кто разъединен социальной иерархией и пространственной далью», где «могут возникнуть любые контрасты», где «своеобразно сочетаются пространственные и временные ряды человеческих судеб и жизней, осложняясь и конкретизуясь социальными дистанциями, которые здесь преодолеваются» [Бахтин 1975].

Таковы, собственно, и параметры становления «постколониальной библиотеки», которая пополняется все новыми именами ученых. Они в свою очередь абсорбируют и апробируют новые идеи и новый научный инструментарий, осваивают, а нередко и изобретают, новую терминологию и методологию исследования. Их приглашают на работу во многие университеты. Их труды выходят в свет не только на английском и французском языках, но и на арабском, китайском, русском и других языках [Аппиа 2024; Мбембе 2020; Фанон 2022]. Ангажированность африканских исследований растет, что рано или поздно, безусловно, обеспечит их интеграцию во всемирный контент.

БИБЛИОГРАФИЯ

Аппиа К.Э. Этика идентичности. М.: Новое литературное обозрение, 2024.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. М.:

Художественная литература, 1975. Гавристова Т.М. Африка: «постколониальная библиотека». ,1зия и Африка сегодня. 2020. № 3. С. 80-85.

https://doi.org/10.31857/S032150750008720-4 Гавристова Т.М., Крылова H.J1. Африканцы в Лондоне: хроника Союза западноафриканских студентов. Ученые записки Института Африки РАН. 2023. № 4. С. 93-106. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2023-65-4-93-106

Гавристова Т.М., Хохолькова Н.Е. «Постколониальная библиотека»: афроцентризм, афрополитизм, афропейство. Диалог со временем. 2021. № 75. С. 270-285. https://doi.org/10.21267/AQUILO.2021. 75.75.013

Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Москва: Public Domain, 2014.

Мбембе А. Эстетика вульгарности. Новое литературное обозрение. 2020. № 6. С. 22-57. Сайд Э. Культура и империализм. СПб.: Владимир Даль, 2012. Сайд Э. Ориентализм. СПб.: Русский мир, 2006.

Фанон Ф. Черная кожа, белые маски. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022.

Хохолькова Н.Е. Афроцентризм в США: теория и практика социокультурных трансформаций.

М.: Институт Африки РАН, 2019. Falola Т. Decolonizing African Studies: Knowledge Production, Agency and Voice. New York: University of

Rochester Press, 2022. Falola T. Ibadan: Foundation, Growth and Change. 1830-1960. Ibadan: Bookcraft, 2012. Falola T. A Mouth Sweeter than Salt: An African Memoir. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2004. Faloyin D. Africa is Not a Country. Breaking Stereotypes of Modern Africa. Dublin: Vintage, 2023. Kounkou C. L'ontologie négative de l'Afrique. Remarques sur le discours de Nicolas Sarkozy à Dakar. Cahiers

d'Études Africaines. Vol. 50. № 198-200. Pp. 755-770. https://doi.org/10.4000/etudesairicaines.16349 Mama A. Is it Ethical to Study Africa? Preliminary thoughts on scholarship and freedom. African Studies

Review. 2007. Vol. 50. № l". Pp.1-26. https://doi.org/10.1353/arw.2005.0122 Mbembe A. On the Postcolonv. Berkeley: University of California Press, 2001.

Mbembe A. Out of the Dark Night. Essays on Decolonization. New York: Columbia University Press, 2021. Mudimbe V.Y. The Idea of Africa. Bloomington: Indiana University Press, 1994. Mudimbe V.Y. The Invention of Africa. London: James Currey, 1988.

Ngùgï wa Thiong'o. Decolonising the Mind: The Politics of Language in African Literature. London: Heinemann Educational, 1986.

Ribeiro da Silva H.,Ferreira R., Green T., Silva-Santos V. Doing Precolonial African History in Postcolonial

Times: A Roundtable. Ler Historia. 2023. Vol. 82. Pp. 27-45. https://doi.org/10.4000/lerliistoria.12000 Solanke L. United West Africa at the Bar of the Family of Nations. London: African Publication Society, 1969. Soyinka W. Ibadan: The Penkelemes Years. A Memoir. 1945-1967. London: Methuen Publishing Ltd, 2000. Taiwo O. Africa Must Be Modern: A Manifesto. Blooinington: Indiana University Press, 2014. Taiwo O. Against Decolonisation. Taking African Agency Seriously. London: Hurst, 2022. Taiwo O. How Colonialism Preempted Modernity in Africa. Blooinington: Indiana University Press, 2010. Taiwo O. It Never Existed. The idea of a "precolonial" Africa is theoretically vacuous, racist and plain wrong about the continent's actual history. Aeon. 13.01.2023. https://aeon.co/essays/the-idea-of-precolonial-africa-is-vacuous-and-wrong (accessed: 02.05.2024) Wiredu K. Conceptual Decolonization as an Imperative in Contemporary African philosophy: some personal reflections. Rue Descartes. 2002. № 36. Pp. 53-64. https://doi.org/10.3917/rdes.036.0053

AFRICAN STUDIES: THE CHRONOTOPE OF THE CROSSROADS

© 2024 T.M. Gavristova

GAVRISTOVA Tatiana Mikhaylovna, Professor, Dr.Sc. (History), Department of General History, P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation. ORCID 0000-00033390-6960. E-mail: tagavristova@gmail.com

Abstract. The author of the article focuses her research on the works of the renowned intellectuals who made a special contribution to the decolonization of education and of humanitarian knowledge. Most of these authors were born shortly before the independence or during the first decade thereafter. The formation of sovereignty took place before their eyes, which, in many ways, determined the vector of their professional interest. The article places a special emphasis on the innovative approaches of the Africans to the study of Africa's past and present. What makes their works unique is their use of their own experience, both academic and personal, obtained during the colonial and postcolonial eras—at the crossroads of the epochs.

As a theoretical and methodological basis, the article uses the ideas of Mikhail Bakhtin, the founder of the chronotopic method of research in the humanities, particularly those concerning the "chronotopc of the path/road." The value of Bakhtin's tools increases even more when applied to the research of historical and cultural ("civilizational") crossroads.

The author of this article analyzes the current, transitional situation in the development of African studies from the standpoint of chronotope. The article emphasizes that most scholars have adopted a universal academic model for the pursuit of scientific knowledge. However, a change has become obvious, both in the very matrix of African studies and in their subjects and style. And if Africa was once studied exclusively in the context of European history, mainly from the outside, at present, much more attention is proposed to be paid to the problems of its study from the inside. As a result, the central place in the works of African authors is occupied by the problems of race, ethnicity, identity, the formation of states and nations; and issues of periodization of the history of the continent, its stocktaking, reconstruction, and representation are becoming a matter of discussion.

Keywords: Africa, African studies, history, narrative, chronotope, colonialism, decolonization, postcolonialism

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-97-106

Acknowledgments: Funded by P.G. Demidov Yaroslavl State University, project VIP-018.

For citation: Gavristova T.M. (2024). African Studies: The Chronotope of the Crossroads. Journal of the Institute for African Studies. №3. Pp. 97-106. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-97-106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.