Научная статья на тему 'К вопросу об африканской «протестной идентичности»'

К вопросу об африканской «протестной идентичности» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / постколониальность / неоколониализм / межкультурное взаимодействие / афроцентризм / «негритюд» / стигматизация / протестная идентичность / Africa / postcolonialism / neocolonialism / intercultural interaction / Afrocentrism / “Negritude” / stigmatization / protest identity

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харитонова Елена Владимировна

В статье представлен аналитический обзор подходов к возникновению африканской протестной идентичности. В ней рассматриваются причины и формы протестной идентичности в Африке как в историческом ракурсе, так и в современности. Африканская протестная идентичность связана с колониальным культурным давлением и представляет собой реакцию на дискредитацию африканской культуры и личности африканца. В исследовании выделены два противоположных подхода к колонизации. Европоцентристский подход рассматривает колонизацию как благотворный цивилизационный проект, тогда как сами африканцы видят в ней трагедию, приведшую к кризису идентичности и конструированию новых форм идентичности (Э. Блайден, негритюд Л.С. Сенгора). Африканская протестная идентичность сформировалась в противостоянии культуре белого человека и белой расе в целом. Механизм ее формирования включает создание новых бинарных оппозиций, смену оценочных полюсов, акцентирование внимания на уникальности и превосходстве африканской культуры и африканского человека. Исторический анализ и метод сравнительного анализа используются в исследовании для выявления различий и табуированных областей в межкультурном взаимодействии. Делается вывод, что африканская протестная идентичность в большинстве своих проявлений носит антиколониальный, антиглобалистский, расовый и цивилизационный характер. Процессы формирования «антинеоколониальной» африканской протестной идентичности могут активизироваться и принять форму стремления к суверенитету, субъектности, к поиску своего пути. Это требует отдельного исследования, которое автор уже начал. Данную статью можно считать продолжением ранее опубликованного материала автора «Ценностно-смысловые блоки в образах африканской поэзии (в контексте исторических и социальных изменений)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of African “Protest Identity”

The article presents an analytical review of approaches to the emergence of African protest identity. It examines the causes and forms of protest identity in Africa, both historically and in the present. The African protest identity is associated with colonial cultural pressure and constitutes a reaction to the discrediting of African culture and the personality of an African. Two opposing approaches to colonization are highlighted in the research. The Eurocentric approach considers colonization to be a beneficial, civilizing project, whereas Africans themselves see it as a tragedy that led to an identity crisis and the construction of new forms of identity (E. Blyden, “The Negritude” by L.S. Senghor). The African protest identity was formed in opposition to the white man’s culture and the white race as a whole. The mechanism of its formation includes the creation of new binary oppositions, the change of evaluation poles, and placing an emphasis on the uniqueness and superiority of African culture and the African man. Historical analysis and the method of comparative analysis are used in the research to identify differences and taboo areas in intercultural interaction. It is concluded that African protest identity, in most of its manifestations, is anti-colonial, anti-globalist, racial, and civilizational in nature. The processes of formation of “anti-neocolonial” African protest identity can intensify and take the form of aspirations for sovereignty, subjectivity, for the search for one’s own way. This requires a separate study, which the author has already begun. This article can be considered a continuation of the author’s previously published material, “Value-semantic blocks in the images of African poetry (in the context of historical and social changes).”

Текст научной работы на тему «К вопросу об африканской «протестной идентичности»»

Научная статья

К ВОПРОСУ ОБ АФРИКАНСКОЙ «ПРОТЕСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

О 2024 Е.В. Харитонова

ХАРИТОНОВА Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт Африки РАН, Центр цивилизационных и региональных исследований, Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-3446-8886. E-mail: evhl956@mail.ru

Аннотация. В статье представлен аналитический обзор подходов к возникновению африканской протестной идентичности. В ней рассматриваются причины и формы протестной идентичности в Африке как в историческом ракурсе, так и в современности. Африканская протестная идентичность связана с колониальным культурным давлением и представляет собой реакцию на дискредитацию африканской культуры и личности африканца.

В исследовании выделены два противоположных подхода к колонизации. Европоцентристский подход рассматривает колонизацию как благотворный цивилизационный проект, тогда как сами африканцы видят в ней трагедию, приведшую к кризису идентичности и конструированию новых форм идентичности (Э. Блайден, негритюд J1.C. Сенгора). Африканская протестная идентичность сформировалась в противостоянии культуре белого человека и белой расе в целом. Механизм ее формирования включает создание новых бинарных оппозиций, смену оценочных полюсов, акцентирование внимания на уникальности и превосходстве африканской культуры и африканского человека. Исторический анализ и метод сравнительного анализа используются в исследовании для выявления различий и табуированных областей в межкультурном взаимодействии. Делается вывод, что африканская протестная идентичность в большинстве своих проявлений носит антиколониальный, антиглобалистский, расовый и цивилизационный характер. Процессы формирования «антинеоколониальной» африканской протестной идентичности могут активизироваться и принять форму стремления к суверенитету, субъектности, к поиску своего пути. Это требует отдельного исследования, которое автор уже начал.

Данную статью можно считать продолжением ранее опубликованного материала автора «Ценностно-смысловые блоки в образах африканской поэзии (в контексте исторических и социальных изменений)».

Ключевые слова: Африка, постколониальность, неоколониализм, межкультурное взаимодействие, афроцентризм, «негритюд», стигматизация, протестная идентичность

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-64-79

Для цитирования: Харитонова Е.В. К вопросу об африканской «протестной идентичности». Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 64-79. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-64-79

Вытри, Африка, слезы! Возвращаются дети твои. В их ладонях дары, в сердце - любовь. Возвращаются, чтоб тебя облачить В одеянья мечты и надежд...

Бернар Дадъе27

ВВЕДЕНИЕ

Термин «протестная идентичность» не является общепризнанным в системе академической науки. Он применяется в политологических исследованиях, где протест определяют как «определенный способ идентификации в условиях кризиса идентичности, "снятие" которого осуществляется путем самоорганизации сообществ и ассоциаций, строящихся на идентичности сопротивления, и именно для них характерны протестные настроения.... По сути, протест выполняет функцию создания коллективных идентичностей, которые должны демонстрировать себя в публичном пространстве» [Жаде, Уджуху 2011: 237-243]. Таким образом, предметом анализа в данной работе является взаимосвязь и взаимозависимость африканского протеста в его разнообразных формах и проявлениях и связанной с ним идентификации африканцев.

Данное состояние (состояние поиска, самоопределения, самоосознания) принято связывать с «протестным потенциалом» и с «протестным поведением». И если в социально-гуманитарном знании идентичность определяют как осознание человеком самого себя через набор устойчивых характеристик, как ответ на вопрос «кто я?», то в качестве рабочего определения протестной идентичности можно принять поиски индивидом или социальной группой (той или иной степени расширения, вплоть до расы и цивилизации) ответа на вопросы «кто и какой мой (наш) оппонент - антипод», «каким я (мы) не хотим быть», и в связи с этим определение своей идентичности через противопоставление и протест. Кроме того, поскольку африканская протестная идентичность связана с трагическим явлением работорговли, колониального угнетения и унижения, обесценивания собственного жизненного уклада и культуры, то она имеет мощную компоненту, связанную с самоутверждением и «реваншем».

Представитель американской социальной психологии Эрик Эриксон, определявший идентичность как совокупность самоинтерпретаций, связанных с индивидуальной самооценкой и имеющих свои корни в социальных процессах и культурных традициях, использовал понятие «негативная», или кризисная идентичность [Erikson 1968: 172176]. Негативная идентичность - это форма личной и коллективной идентичности «от противного», обозначающая, кем «я» или «своя» группа себя не считают, кого считают

28 и

своим оппонентом, какие ценности отвергают . В основе негативной идентичности лежит не сходство с той или иной группой (это может быть и раса, и такое понятие, как «колонизаторы», и «цивилизация», например, «цивилизация белых», «западная цивилизация»), а различие (осознанное желание быть непохожим, быть лучше, ощутить превосходство). С психологической точки зрения, в основе этого процесса может лежать как нежелание быть похожим на объект противопоставления, так и невозможность быть похожим. Негативная идентификация - это, как правило, следствие подавления, унижения и обесценивания. Таким образом психологической целью негативной идентификации является преодоление своей униженности,

" Дадье Б. Вытри слезы! Ваксмахер М. (ред.) Поэзия Африки. М.: Художественная литература, 1973. С. 87-88.

28 Зыгмонт А.И. Негативная идентичность. БРЭ. https://bigenc.rU/c/negativnaia-identiclrnost-979ab8 (дата обращения: 03.05.2024)

незащищенности, неуверенности посредством выстраивания или конструирования альтернативной психологической реальности. Негативная идентификация - это преодоление фрагментарного представления о себе, это способ ответить на вопрос -кто я такой? С кем я? К какой среде или сообществу я принадлежу? Зачем я (в чем моя миссия)? Это способ достижения внутренней целостности через противопоставление (методом «от противного» - я не такой, я не похож на них) и конструирование идентичности, обладающей иными по сравнению с референтной группой качествами.

Таким образом, по Эриксону, негативная идентичность свойственна индивидам и сообществам, которые в условиях противопоставления себя иной группе пытаются обрести себя, убедиться в собственной значимости и продемонстрировать эту значимость миру. Протест против унижения и обесценивания может побуждать (мотивировать) личность и/или сообщество к созидательной деятельности и принимать форму позитивного конструирования новой реальности.

Формы африканского протеста, порожденные колониализмом и непосредственно связанные с ним, весьма разнообразны. Можно обнаружить множество прецедентов, кейсов, конкретных фактов, свидетельствующих о «постколониальных» протестных настроениях. Следует отметить, что саму постколониальность (если рассматривать ее не как исторический период, а как социально-психологическое состояние) можно оценивать как комплекс особых чувств, мыслей, поступков и настроений.

К числу протестных можно отнести настроения «реванша», которые проявляются на разных уровнях когнитивной сложности и в разных ценностно-смысловых сферах. Примеры реванша - представления африканцев о собственном превосходстве, в частности, в области сохранения системы христианских ценностей и этики, в противовес европейской «новой этике» («мы другие, мы лучше»). Примером философского - концептуального воплощения «реванша» можно считать теорию негритюда Л.С. Сенгора [Бег^Ьог 1962; Бег^Ьог 1964], особенно в его первоначальном варианте «черного расизма» (от которого Сенгор впоследствии отказался). «Пусть мы ответим: «Здесь!» - когда нас призовет Возрождение мира......Ибо кто внесет

и и 29

оживляющий ритм в этот мертвенный мир машин и орудий», - писал Л.С. Сенгор .

Общие для всех народов Африки идеи единения, солидарности, определяют идентичность африканца, представления о панафриканизме как единстве судьбы, а также представления о единстве черной расы вообще. Проявлением коллективной протестной идентичности, а именно расовой протестной идентичности («мы -чернокожие», «черная раса едина»), можно считать солидарность народов, ставших жертвой колониальных режимов или дискриминации по расовому признаку. И, наконец, протестными по своей сути являются разноплановые футурологические проекты, которые объединяет «африканская мечта». Это протест против многовекового угнетения, дискриминации, бедности, унижения и разрушения основ базовой африканской («эссенциалистской») идентичности [Федотова 2013: 53-56].

Одним из примеров является проект строительства в Сенегале в 100 км от Дакара «города будущего» - Эйкон-сити30, основная идея и миссия которого - открыть новые возможности для всех афроамериканцев, которые сталкиваются с расовой дискриминацией, а африканцам показать воплощение их мечты о процветании континента. В данном случае мы опять видим расовую «протестную идентичность», которая выступает под лозунгом «Мы можем!» Другой пример - принятый в 2015 г. в

29 Поэзия Африки. М.: Художественная литература, 1973. С. 480.

311 Зуйкова А. Футурология. Эйкон-сити: американский рэпер строит свой город будущего в Сенегале. РБК тренды.' 24.09.2020. https://trends.rbc.ru/trends/iuturology/5f6859dc9a7947261312541d (дата обращения: 29.04.2024)

Аддис-Абебе программный стратегический документ Африканского союза «Повестка-2063» (Agenda-2063), в котором воплощены мечты африканцев о субъектности, суверенности, процветании и справедливости. В документе говорится, что «Африка, о которой мы мечтаем» - это «интегрированная, процветающая и мирная Африка, которой управляют ее собственные граждане и которая представляет собой динамичную силу на глобальной арене»31.

Таким образом, если принять во внимание наличие двух подходов к рассмотрению идентичности, а именно - натуралистически-эссенциалистского и конструктивистского, то названные формы современной африканской «протестной» идентичности можно отнести к активно конструируемым африканским обществом, африканскими организациями и африканскими интеллектуалами формам идентичности [Федотова 2013: 53].

ПРОТЕСТ ПРОТИВ КОЛОНИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ДАВЛЕНИЯ (О ПРИЧИНАХ АФРИКАНСКОГО ПРОТЕСТА)

В условиях межкультурного взаимодействия наблюдаются два типа процессов: с одной стороны, это кооперация и взаимообогащение, с другой - конкуренция и давление со стороны «доминантной» культуры, что, как правило, происходит в случае навязанного инокультурного воздействия. Исторически Африка представляет собой зону межкультурного взаимодействия и территорию мощного и агрессивного инокультурного влияния, со специфической формой аккультурации, в ходе которой каждому человеку в отдельности и социальным сообществам приходится решать две задачи: защита и сохранение своей культурной идентичности и вынужденное приспособление к чужой культуре. В Африке эти процессы всегда принимали болезненную и даже трагическую форму [Харитонова 2019].

В современной культурологии различают культуру-донора («отдающую») и культуру-реципиента («принимающую»). С позиций европоцентризма форма культурного воздействия на Африку определялась как «аккультурация» [Харитонова 2019], а Африка, начиная с колониальной эпохи и по настоящее время, определялась как «реципиент», несмотря на присутствие мощных «обратных» культурных влияний со стороны Африки на США и страны Европы: на музыку (джаз, блюз, спиричуэле), на живопись (обаяние живых, ярких, естественных, экспрессивных художественных школ Пото-Пото из Конго-Браззавиль и Тинга-Тинга из Танзании).

Еще в 30-40-е гг. XX в. основатель функционалистского направления в культурной антропологии Бронислав Малиновский трактовал колониальное культурное взаимодействие как контакт более развитой активной культуры с менее развитой, пассивной [Малиновский 1997]. Европейцы трактовали колонизацию как цивилизационный проект, несущий народам Африки культуру, образование, религию, технологии и бытовые блага европейской цивилизации. Колонизаторы были уверены, что для Африки безусловным благом является модернизация по западному образцу и отказ от традиционных «варварских», «примитивных» форм бытия. По мнению Э. Сайда, в рамках «комплекса ориентализма» [Said 1978: 12] у белых колонизаторов возникали настроения, названные ими «долгом» в отношении к туземцам и желанием их «облагодетельствовать», а также утвердить престиж родной страны [Said 1994: 66]. Этот факт ярко и образно зафиксирован в известном стихотворении «Бремя белого человека» Редьярда Киплинга:

31 African Union. Agenda 2063: The Africa We Want. African Union, https://au.int/agenda2063/overview (дата обращения: 29.04.2024)

Неси это гордое Бремя -Родных сыновей пошли На службу подвластным народам, Пускай хоть на край земли -Хоть на каторгу ради угрюмых Мятущихся дикарей, Наполовину бесов, Наполовину людей32.

Но, вопреки европейским представлениям, для африканского человека это была ситуация культурного шока, кризиса, трагического потрясения. Этот факт признавали и европейские представители культурной антропологии. Так, в работах О. Маннони сказано, что «было бы очевидным упрощением думать о двух культурах как о двух сосудах, наполненных в неравной мере, и полагать, что если они будут сообщаться, то их содержимое придет к одному уровню... какие-то элементы нашей цивилизации туземное население колоний воспринимало более-менее легко, а другие решительно отвергало. Обобщая, можно сказать, что население колоний приняло определенные детали нашей цивилизации, но отвергли ее как целое» [Mannoni 1964: 22-23]. Следуя этой логике, можно говорить как о протесте против определенных деталей навязываемой колонизаторами культуры и цивилизации, так и о протесте против цивилизации белых колонизаторов в целом, а протестную идентичность (то есть самоопределение) африканцев квалифицировать как носящую в целом цивилизационный и расовый характер.

В соответствии с представлениями Р. Редфилда, Р. Линтона, М. Херсковица [Redfield, Linton, Herskovits 1936] о возможных вариантах реакции группы-реципиента на факт культурного контакта в Африке колониального и постколониального периода можно обнаружить сочетание процессов адаптации и элементов протестных реакций, обострившихся в период антиколониальной борьбы за независимость. Колонизация привела к чудовищной деформации традиционного мира стран Африканского континента и возникновению кризиса идентичности, который связан с девальвацией ценностей, разрушением норм и стереотипов поведения, подрывом доверия к себе и к собственной культуре. Это была культурно-психологическая травма, по терминологии психологов носящая характер «посттравматического стрессового расстройства» (ПТСР), которая нашла отражение в африканской поэзии и в африканских социально-политических и философских концепциях [Харитонова 2019]. Как пишет поэтесса из Нигерии Мэйбл Имукхеде-Сегун, «Они растоптали все, не соответствующее их понятиям... Где б ни прошагал их торжествующий башмак - Оставался багровый след»33.

В годы колонизации Африканского континента встреча стадиально и типологически разных культур усугублялась презрительным отношением европейцев к африканской культуре, формированием оскорбительного образа африканца и всего «африканского» с употреблением определений с префиксом «недо»: «недокультура», «недоцивилизация», вплоть до выражения «недочеловек». Колонизаторы внедряли европейские нормы в области быта, хозяйствования, религии, что привело к разрушению сложившихся социокультурных связей и ориентаций традиционного африканского мира. Нормы и ценности африканского человека были дискредитированы и обесценены: «Это мы,

32 Киплинг Р. Бремя белого человека (перевод Перевод А.Сергеева). Аскбука литературы. https://ask-booka.ra/stilii/redyard-kipling/bremya-belogo-cheloveka.html (дата обращения: 29.04.2024)

33 Поэты Нигерии. М.: Прогресс, 1966. С. 51.

сбитые с толку, здесь, между двух цивилизаций, Мы - оробевшие дети, заблудившиеся в грозу...», - пишет об африканцах нигерийская поэтесса Мэйбл Имукхеде-Сегун34.

По мнению европейцев, они несли в страны Африки просвещение и цивилизацию. В африканистике, в том числе в российской, существуют взгляды на колонизацию как благо для Африки, и описания изменений, которые относят к позитивным. Например, что колониализм дал народам Африканского континента новый индустриальный путь развития, новые навыки, новые мечты и перспективы, привел к формированию нового общественного сознания, к развитию новых форм организации и ведения дел. Эта точка зрения подчеркивает, что колониализм вызвал к жизни дух энергичной конкуренции во всех сферах жизни и это неотъемлемая часть его наследия [Давидсон, Мазов 2007: 185-190].

Однако эти тезисы находят опровержение в работах африканских интеллектуалов, а также в материалах российских исследователей, основанных на анализе позиций африканских авторов. Можно утверждать, что традиционные ценности так или иначе пронизывают жизнь современных африканцев. В работах российского африканиста А.Н. Мосейко отмечается, что общинные родовые связи, этика и гуманистическая философия Убунту35 («я есть, потому что мы есть») являются базовыми традиционными ценностями африканцев [Мосейко 2023].

По типологии нидерландского социолога Герта Хофстеде [Hofstede 2011], культуру Субсахарской Африки относят к коллективистскому типу. Африканская исследовательница Одуйои пишет: «Мы можем по-настоящему идентифицировать себя, только если мы останемся верны нашей общине, ее прошлому и настоящему. Понятие индивидуального успеха или неудачи является вторичным» [Oduyoye 1979: 110].

В период колониализма, а затем в постколониальную эпоху традиционные африканские ценности и этика (общинность, солидарность, коллективизм и единение, составляющие суть понятия Убунту) входили в противоречие с ценностями и этикой Запада, такими как индивидуализм, приоритет личных (а не коллективных) интересов, индивидуальный успех [Харитонова 2023]. Убунту как укорененная в традиционной африканской культуре ценностно-этическая система является препятствием к принятию африканцами протестантской трудовой этики [Вебер 1990], так как она по своей сути противоположна Убунту: поощряет индивидуальный успех и конкуренцию, ориентируется на получение прибыли, культивирует прагматизм.

Внедряемые и навязанные ценности в сочетании с девальвацией собственных традиционных ценностей африканцев не могли не вызывать протест и побуждали к поискам собственного пути. Как отмечал Джулиус Камбарадже Ньерере, вступив в контакт с цивилизацией, которая переоценила свободу личности, мы фактически столкнулись с одной из самых больших проблем Африки в современном мире - как получить преимущества европейского общества, преимущества, которые были получены организацией, основанной на личности, и при этом сохранить собственную структуру африканского общества, в которой человек является членом своего родового братства36.

34 Поэты Нигерии. М.: Прогресс, 1966. С. 52.

35 Убунту переводится как «общность», «человечность» (зулу Ubuntu, языковая группа банту). Представляет собой южноафриканское направление этики и гуманистической философии, особое внимание уделяющее понятиям верности и лояльности в отношениях между людьми.

36 Berry P. Julius Kambarage Nyerere. Quotes. 19.07.2021. https://ru2.socmedarch.org/julius-kambarage-nyerere-quotes-43594-8318 (accessed: 29.04.2024)

АФРИКАНСКАЯ «ПРОТЕСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»: НЕМНОГО ИСТОРИИ37

Термин «идентичность» получил распространение в период борьбы африканских народов за независимость и после ее обретения в бывших колониях. Также он стал актуальным в США в связи с борьбой афроамериканцев против расизма. По определению Э. Эриксона, идентичность есть «субъективное... ощущение тождества и целостности» [Епкзоп 1968: 19]. Осознание собственной идентичности происходит при соотнесении (сравнении) себя с другими людьми, коллективом, обществом. Африканская протестная идентичность формировалась в оппозиции к белому человеку, к его миру, к его культуре. Таким образом, если понимать идентичность как самоопределение индивида по отношению к «референтной» (образцовой) личности или группе, с которыми он себя отождествляет, то в ситуации протестной идентификации индивид наделяет себя иными, противоположными по отношению к ним качествами.

Протестная идентификация в Африке представляет собой ответ на дискредитацию собственной культуры африканцев и формируется в соответствии с классической оппозицией «мы - они», через смену оценочных полюсов. В ответ на негативный и пренебрежительный образ Африки и африканцев, сформированный белыми колонизаторами, в среде африканской интеллигенции формировались представления об уникальности, самобытности и превосходстве культуры и личности африканцев, о миссии африканцев на Земле. Именно так формировался протест против мнения о превосходстве белой расы, белого человека, западной культуры и западной этики. Приведем стихотворение журналиста, политического деятеля, одного из основателей и генерального секретаря Национальной ассоциации поэтов и писателей Камеруна Рене Филомбе «Цивилизация»38:

Они отыскали меня в моей первозданной и сумрачной бамбуковой хижине...

Меня, говорившего не на их языке и хохотавшего, как струя водопада,

И полюбившего черных богов, тамтамы и амулеты...

- Первобытный! Бедняга! - сказали они и принялись за работу.

И вот мне на голову хлынул холодный душ болтовни и книжных сентенций.

А потом меня втиснули в узкий костюм с чужого плеча...

А потом мне впрыснули в кровь, в мою чистую, светлую кровь,

Коварство, и алчность, и алкоголь, и блудливость, и готовность продаться

за грош и братьев продать...

Ур-р-ра! Смотрите, какой я красивый - цивилизованный человек!

Как отмечает американский и израильский социолог Ш. Айзенштадт, одним из главных аспектов протестных движений является «растущее внимание к политике национальной идентичности, к созданию новых религиозных, этнических и местных организаций, пропагандирующих узкие, специфические вопросы часто в терминах исключительности культурной идентичности, нередко формулируемых в агрессивной манере» [Айзенштадт 2012: 490]. Примеры африканской протестной идентичности подтверждают этот тезис.

На основе африканской протестной идентичности формировалась концепция афроцентризма, развивались идеи негритюда [Бег^Ьог 1964]. Представления Л.С. Сенгора

37 При подготовке этого раздела статьи использованы материалы доклада автора на Международных Лихачевских научных чтениях [Харитонова 2019].

38 Поэзия Африки. М.: Художественная литература, 1973. С. 258.

об уникальных качествах африканцев сыграли положительную роль и дали начало развитию идей афроцентризма [Хохолькова 2019: 39]. После пережитого унижения идеи афроцентризма возрождали у африканцев веру в собственные возможности и создавали основу для формирования африканской цивилизационной идентичности.

Представления об африканской уникальности и превосходстве воплотились в близкой к афроцентризму концепции негритюда, развитой в трудах первого президента независимого Сенегала, философа и поэта Л.С. Сенгора [Бег^Ьог 1964].

Философское содержание негритюда строится на логике бинарных оппозиций: европейская цивилизация - цивилизация негро-африканская; белый человек - негро-африканский человек; дискурсивный разум - эмоциональность, партиципация; познание рациональное - интуитивное. Бомбой замедленного действия стал взгляд на негритюд как на «антирасистский расизм», который может способствовать уничтожению всякого расизма. Получалось, что этой формулой могут быть оправданы различные формы проявления так называемого «черного расизма». Среди наиболее острых современных проявлений «черного расизма» - убийства белых фермеров в Зимбабве и в ЮАР в последние десятилетия. Особую остроту приобретают дискриминационные действия против белого населения (африканеров) в современной ЮАР - и это тоже формы протеста и реванша вследствие пережитой травмы апартеида. Понимая это, Сенгор, уже будучи президентом Сенегала, писал, что негритюд - это не расизм, это комплекс ценностей цивилизации черного мира [Мосейко 2018: 15-29].

В Африке протестные настроения принимали форму идей о духовном единстве и даже превосходстве черной расы, что составляло идеологическую основу панафриканизма и ярко проявлялось в деятельности Панафриканских конгрессов после Второй мировой войны. К этим идеям и сегодня обращаются те, кто пытается противостоять глобализации «с позиций защиты своей расовой (этнической, культурно-исторической, религиозной, языковой или любой иной - на выбор) идентичности. Вместе с тем, необходимо помнить, что круг участников панафриканских конгрессов всегда формировался на основе принадлежности к негроидной расе» [Щербаков 2009: 49].

Афроамериканец Маркус Гарви также высказывал афроцентристские идеи. Его движение «Африка для африканцев» основывалось на декларации «всемирного братства людей черной расы», «восстановлении величия падшей расы и распространения расовой гордости и любви». Гарви убеждал черных американцев вернуться на «землю предков» в Африку, где он предполагал построить идеальное государство, гражданами которого станут все чернокожие, где бы они ни проживали. Идеи и деятельность М. Гарви до сих пор продолжают влиять на протестную идентификацию африканцев, афроамериканцев, а также представителей африканских диаспор в Европе.

В 2020 г., после убийства в Миннеаполисе афроамериканца Джорджа Флойда и активизации протестного движения ВШ39 власти Ганы предложили всем афроамериканцам переехать в Африку из-за дискриминации в США. Министр туризма, искусства и культуры Ганы Барбара Отенг-Гьяси выразила надежду, что смерть чернокожего Джорджа Флойда положит конец расизму не только в США, но и во всем мире. Она подчеркнула, что «расизм в Америке продолжает оставаться смертельной пандемией уже более четырехсот лет»40.

39 BLM (англ. Black Lives Matter) - «Черные жизни имеют значение»

411 Волков К. Власти Ганы предложили афроамериканцам переселяться к ним. Российская газета. 08.06.2020. https://rg.ru/2020/06/08/vlasti-gany-predlozliili-afroamerikancam-pereseliatsia-k-mm.html (дата обращения: 29.04.2024)

Колонизаторы обесценивали африканскую культуру и ментальность и внушали африканцам чувство неполноценности. Афроцентристские концепции преувеличивали исключительность и превосходство африканской культуры и ментальности. Так, в условиях раскачивания «маятника» от унижения к превосходству, формировалась африканская протестная идентичность.

АФРИКАНСКАЯ «ПРОТЕСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

Ш. Айзенштадт, говоря о современности, связывал усиление протестных движений и идеологий, а вместе с ними и проявлений коллективной идентичности (в том числе протестной идентичности, по алгоритму «мы-они») с постепенной кристаллизацией новой цивилизационной модели, одним из проявлений которой он считал «тесное переплетение многочисленных антиглобалистских и новых протестных направлений, возникших еще в конце 60-х гг. XX в.» [Айзенштадт 2012: 488]. По мнению ученого, именно деятельность межцивилизационных антиглобалистских и антигегемонистических движений в глобальном масштабе способствует постепенному восстановлению коллективных идентичностей и столкновению между ними [Айзенштадт 2012: 489].

Современная Африка охвачена протестными настроениями, которые могут приобретать религиозную и политическую окраску. Серия государственных переворотов в Западной Африке (Нигер, Мали, Буркина-Фасо, Габон и др.)41, рассматриваемая в контексте борьбы с неоколониализмом и гегемонией бывших метрополий, может служить иллюстрацией предлагаемого Айзенштадтом подхода. Протестной по своему характеру является нигерийская террористическая группировка радикальных исламистов «Боко Харам»42, что в переводе с языка хауса означает «западное образование - грех». Группировка протестует против западного образования, культуры и науки, продолжая традицию антизападного протеста. Одна из самых резонансных акций - похищение в апреле 2014 г. 276 школьниц в возрасте от 12 до 17 лет на северо-востоке Нигерии, учениц школы «западного образца»43.

В то же время, можно отметить возникновение еще одной парадоксальной и трагической для Африки формы протеста - против нестабильности, бедности и отсутствия жизненных перспектив на Родине, с которыми сталкивается образованный молодой африканец, что как следствие может (наряду с уже описанным нами стремлением к возрождению и устойчивому развитию континента) привести к протесту против «африканства» и ценностей африканской культуры, к неожиданному изменению образа Запада, который из негативного становится привлекательным.

Молодежь, ее наиболее образованная часть, может стремиться эмигрировать в Европу или в США. Эта форма протеста связана с обманутыми ожиданиями быстрого успеха независимого развития постколониальной Африки. Такой выбор делают и африканцы, включенные в деятельность транснациональных компаний, в западную деловую культуру, получившие, как правило, западное образование. Они стремятся уехать из Африки, идентифицируют себя с европейским образом жизни, с западными

41 Харитонова Е. Опасная развязка. О том, кому выгодна эскалация вокруг Нигера и теряет ли Европа свои позиции на континенте. Известия. 7.08.2023. https://iz.ru/1555487/elena-kharitonova/opasnaia-гататка (дата обращения: 29.04.2024)

42 Запрещена в России.

43 В Нигерии нашли одну из 276 похищенных боевиками «Боко Харам» школьниц. Интерфакс. 18.05.2016. https://www.interfax.ru/world/508935 (дата обращения: 29.04.2024)

ценностями индивидуального успеха, карьеры, богатства. Они также отличаются протестной идентичностью и попадают в ловушку двух систем ценностей различных культур. К подобным явлениям в современной африканистике начали применять новые термины, такие как «мигритюд» (по созвучию с концепцией негритюда), «афрополитизм» (по созвучию с космополитизмом, подчеркивая, что определенная часть африканцев, как правило, получившая западное образование, хочет приобрести статус и идентификацию «людей мира» [Гавристова 2022].

Своеобразной формой протеста против колониализма можно считать и деятельность ливийского лидера Муаммара Каддафи, трагическая гибель которого 20 октября 2011 г., по сути, является очередным сломом, или деконструкцией новой ливийской идентичности, выстроенной им за годы правления. Каддафи пытался реализовать альтернативную не только колониальной Африке, но и западному миру модель жизнеустройства, причем не только в Ливии, но и в целом на Африканском континенте. Об этом свидетельствуют разработанные Каддафи и зафиксированные в его «Зеленой книге» [Каддафи 2020] особенности жизнеустройства общества и целеполагание на ближайшее будущее. Прежде всего это выход из долларовой финансовой системы, закрепленной Бреттон-Вудскими соглашениями, и осуществление торговли с внешнеэкономическими партнерами в национальных валютах.

В планы Каддафи входила эмиссия золотого динара и подчинение национального банка Ливии правительству страны, выдача беспроцентных кредитов, национализация природных ресурсов и справедливое распределение доходов от природной ренты между гражданами, бесплатное образование (в том числе высшее), здравоохранение, жилье. Основные принципы нового, справедливого жизнеустройства Каддафи изложил в своей «Зеленой книге», написанной в 1975 г., где он подчеркивал, что Джамахирия (на русском языке «народовластие») - общество, которое воплощает мечту о коммунизме, безвластии, Городе Солнца. «Люди создали Зеленую книгу своими мечтами, надеждами, своим дыханием, страданиями, радостями, идеалами, своей мудростью, чувствами, делами, своей жертвенностью», - писал Каддафи44. То есть в идеях Каддафи также была мечта, но в Ливии при Каддафи очень многое из перечисленного переводилось в реальную плоскость.

Один из самых грандиозных проектов Каддафи - Великая рукотворная река (The Great Man-Made River, GMR), признанная самым большим ирригационным проектом в мире. Это огромная система труб, акведуков и более 1300 колодцев глубиной более 500 метров, которая снабжает водой из Нубийского водоносного слоя пустынные районы и побережье Ливии, города Триполи, Бенгази, Сирт и другие. Сам Каддафи назвал эту реку «Восьмым чудом света»45. Существует мнение, что именно этот проект являлся одной из основных причин устранения Каддафи46. Проект успешно реализовывался, и в перспективе Африка должна была превратиться из континента, большая часть территорий которого - пустыня, непригодная для сельского хозяйства, в цветущий край, способный прокормить себя сам и обеспеченный питьевой водой на 34 тысячи лет.

44 Аль-Каддафи М. К советским читателям. Зеленая Книга. http://lib.ru/POLITOLOG/KADDAFI/green-book.txt (дата обращения: 29.04.2024)

45 Помыткин П. Грандиозный водный проект Каддафи. Военное обозрение. 18.10.2011. https://topwar.ru/ 7735-grandioznyy-vodnyy-proekt-kaddafi.html (дата обращения: 29.04.2024)

46 Рыжов Б. Великая рукотворная река: как НАТО не дал Каддафи озеленить Сахару. Рен ТВ. 01.06.2023. https://rcn.tv/longrcad/11()8826-\с11ка1а-гико1\огпа1а-гска-как-па1о-пс-ёа1-каёёаП-о/с1с1п1-5ак11аги (дата обращения: 29.04.2024)

Во время НАТОвских бомбардировок Ливии одной из мишений были рукава «рукотворной реки Каддафи». Великий гуманитарно-экономический проект во имя процветания Африки был заблокирован. Золотой динар не был введен в обращение. Африка по-прежнему континент бедности, безработицы, низкого уровня образования и медицины, это голод, это лихорадка Эбола, это дефицит питьевой воды. И, как следствие, - полная зависимость от иностранных инвестиций и гуманитарной помощи, что позволяет ведущим экономикам мира, прежде всего, странам Запада, получать сверхприбыль и пользоваться ресурсами Африки. Антиглобалистский протест Каддафи был одной из причин его гибели, блокирования его стратегии развития Африканского континента, разрушения его мечты о новой африканской цивилизационной идентичности.

ПРОТЕСТ, ПЕРЕНЕСЕННЫЙ В ИНУЮ СРЕДУ: АФРИКАНСКАЯ «ПРОТЕСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

После так называемой «арабской весны», разрушения Ливии, убийства Каддафи потоки беженцев из Северной и Субсахарской Африки хлынули в Европу. Известна цитата из последней речи Муаммара Каддафи: «А теперь слушайте вы, люди из НАТО! Вы бомбите стену, не пропускавшую поток африканской миграции в Европу, стену, останавливавшую террористов «Аль-Каиды». Этой стеной была Ливия. Вы разрушаете

47

ее» .

Протесты и связанная с ними протестная идентичность беженцев и эмигрантов в страны Европы является еще одним аспектом рассматриваемой нами проблематики. Трагическими эти процессы являются для обеих сторон, но мы рассматриваем протестную идентичность африканцев. Для африканцев вновь возникла зона инокультурного влияния и необходимость в адаптации к иной культуре, причем нередко связанная с враждебностью со стороны коренного населения принимающей страны. Установки и поведение представителей «принимающего сообщества», социального окружения могут выступать в качестве одного из потенциальных триггеров формирования протестной идентичности (по принципу «мы другие в чужой среде»), в том числе ее радикальных форм.

Африканцы, ставшие мигрантами или беженцами, вырваны из своей естественной социокультурной среды, где они являлись органичной частью своего мира и составляли единство с собственным сообществом. Как правило, основой идентификации сообщества мигрантов остается их традиционное социокультурное «мы», основанное на расовой, этнической, конфессиональной принадлежности. Теперь они вынужденно перемещены в иную социокультурную среду, где им не остается ничего другого, как стать «они» для жителей принимающей страны. Это одна сторона возникающей социально-психологической ситуации.

Вторая сторона - восприятие мигрантов жителями принимающей страны, и здесь возникает комплекс проблем, связанных с социальной перцепцией и межгрупповым взаимодействием, в частности, с такими проблемами, как «ингрупповой фаворитизм» и базовая «аутгрупповая враждебность» [Агеев 1990].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дефицит реальной информации, формирование стереотипов и предубеждений приводят к обеднению и искажению образа африканцев, а настоящие столкновения и

47 Козлов В. Последнее слово Каддафи: Вы бомбите стену, не пропускавшую поток африканской миграции в Европу. 05.09.2015. https://newsland.com/post/3674039-poslednee-slovo-kaddafi-vy-

ЬотЫ1е-51епи-пе-ргори5кау5Ьиш-ро1ок^пкап5коьп^га15п-у-еугори (дата обращения: 02.05.2024)

криминальная хроника создают почву для повышения уровня враждебности по отношению к мигрантам и беженцам.

Стереотипизация в межличностном и межгрупповом восприятии и оценке имеет два аспекта. С одной стороны, это упрощение образа «другого», облегчающее категоризацию, при этом в восприятии человека или группы не происходит сдвига к негативной оценке. Этот случай стереотипизации можно считать защитной реакцией на информационный натиск.

Второй аспект стереотипизации ведет к возникновению предубеждений и предрассудков. Особенно остро это проявляется в ситуации межэтнических, межконфессиональных, межрасовых отношений [Белинская, Стефаненко 2000]. Проблематика стигматизации непосредственно связана с формированием негативных стереотипов, предубеждений и предрассудков. В экспериментах Роберта Клека и Ирвинга Гоффмана было отмечено, что «нормальные» индивиды склонны избегать стигматизированных людей и демонстрировать в общении с ними дистанцирование и напряженность. В экспериментах в качестве «стигматизированных» людей выступали люди с физическими и психическими отклонениями, однако авторы сделали вывод, что, кроме таких «дискредитирующих» характеристик, как физические или психические недостатки, в белом обществе (отметим, что в данных экспериментах речь шла о западном обществе) черный цвет кожи также играет роль стигмы [Пайнс, Маслач 2001].

Стигматизацию принято определять как формирование негативного отношения к человеку или группе людей на основании его психологических, физических, интеллектуальных, национальных, расовых и других особенностей. Стигматизация приводит к неодобрению, осуждению и, как следствие, к дискриминации и является одним из факторов, побуждающих человека или социальную группу к демонстрации определенного типа поведения, в том числе девиантного. По мнению И. Гоффмана, стигматизация лишает стигматизированного человека полного социального признания перед аудиторией так называемых «нормальных» людей [ОоГйпап 1986].

В отношениях мигрантов из Африки и «принимающей стороны», так же как и в случае взаимодействия колонизаторов и африканского населения на территории африканских стран, мы видим разделение на «мы» и «они» [Поршнев 1979], стигматизацию, пренебрежительное или враждебное отношение к африканцам (в условиях несостоявшегося мультикультурализма). Так, австрийский социолог Альфред Шютц, изучая положение камерунских беженцев-мужчин и несопровождаемых несовершеннолетних в регионе Бранденбург (Германия), писал о сложностях их перехода из дома в принимающее общество и подчеркивал большой риск социальной изоляции [2а1е\У81а 2022].

Эти факторы снова порождают протест африканцев против унижения и маргинализации, их стремление к реабилитации и реваншу, и приводят к формированию (если рассматривать естественную - стихийную сторону процесса) или к конструированию (если этот процесс носит управляемый характер) протестной идентичности.

Айзенштадт в одной из своих ранних работ «Поглощение иммигрантов: сравнительное исследование, основанное главным образом на еврейской общине в Палестине и Государстве Израиль» (еще до исследований в области множественности модерностей) писал о проблеме миграции. Помимо классических представлений об ассимиляции и маргинализации мигрантов в принимающей стране, он обратил внимание на общие социальные предпосылки и последствия миграции как в стране происхождения, так и в принимающей стране Ршег^асЬ 1954]. Мигранты, приехавшие

в Европу, помнят как о европейской колонизации стран Африканского континента, так и о недавних причинах, вынудивших их уехать из своих стран. Они стали вынужденными мигрантами по причине крайней бедности, из-за отсутствия жизненных перспектив (особенно это касается молодежи), из-за отсутствия безопасности. Все эти факторы усугубились после событий так называемой «арабской весны», в которых участие стран Европы сыграло не последнюю роль.

Наряду с процессами ассимиляции мигрантов в принимающих обществах, в среде мигрантов нарастают протестные настроения и формируется протестная идентичность: расовая, конфессиональная, цивилизационная. Эти процессы во многом схожи с уже описанными нами выше, но могут усугубляться в связи с активным неприятием европейской «новой этики», в ответ на стигматизацию и отторжение, а также на оскорбление религиозных чувств. Можно сказать, что принимающее общество (или принимающая культура) также несет ответственность за радикализацию и протестные действия, и можно рассматривать стигматизацию как двухсторонний процесс.

С одной стороны, стигматизация вызывает дискриминирующее отношение к стигматизированной персоне или группе. В свою очередь, стигматизированные индивидуумы и/или социальные группы (образованные по расовому, этническому, конфессиональному признаку, а также по признаку релоцированности - имеются в виду все категории беженцев, легальных и нелегальных мигрантов) могут быть спровоцированы на ответную агрессию, самоутверждение, защитное поведение и реванш. Если при этом идет активный протест против «принимающей» культуры и этики, если противоречие идентичностей носит конфессиональный и цивилизационный характер, повышается вероятность весьма агрессивных форм протеста. В первую очередь это касается мигрантов из так называемой афразийской зоны нестабильности, куда входят страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Приведем пример, который можно квалифицировать как радикальное проявление протестной конфессиональной идентичности, - «прецедент Charlie Hebdo» 48. Ситуации с карикатурами на пророка Мухаммеда одной стороной конфликта воспринималась как развлечение, шутка и проявление демократических свобод как величайшего достижения западной цивилизации («Свобода, Равенство, Братство»), а другой стороной - как абсолютно неприемлемый поступок: оскорбление Пророка, оскорбление чувств верующих, поступок, заслуживающий самого серьезного наказания, причем это «наказание» в любой его форме, вплоть до террористического акта, квалифицировалось второй стороной как защита ислама в целом. Французы после расстрела редакции Charlie Hebdo были потрясены, искренне удивлялись и не собирались отказываться от своего права на свободу «творческого самовыражения». Разумеется, сказанное никоим образом не оправдывает насилие и терроризм, но дает «межкультурное» объяснение ситуации и призывает к уважению иной культурной и иной конфессиональной идентичности.

Применение метода сравнительного анализа может быть полезным в данном случае. Научная компаративистика может дать ответы на вопросы о различиях культур, о табуированных темах в различных конфессиях, о различиях и специфике в системе эмоционального реагирования на различные ситуации [Smelser 2003]. Компаративный анализ в контексте рассматриваемой проблематики направлен на то, чтобы выяснить,

48 Charlie Hebdo - французский литературно-художественный еженедельный журнал политической сатиры. Публикует карикатуры, репортажи, дискуссии и анекдоты нонконформистского характера. Занимая левые и светские позиции, высмеивает политиков, ультраправых, ислам и христианство. 7 января 2015 года в ходе вооруженного нападения на офис редакции в Париже были убиты 10 сотрудников редакции и два полицейских.

каков статус того или иного действия, поступка, высказывания в системе нравственных, психологических координат различных, в том числе противостоящих сторон, существуют ли табуированные темы и каковы они. Без этого понимания грубые ошибки в межкультурных, межконфессиональных коммуникациях современности неизбежны и будут повторяться, потенциал конфликтности может катастрофически нарастать.

В заключение можно сказать, что, как указывал Ш. Айзенштадт, начиная с XIX в. и по сей день, протестные движения и протестные настроения «незападных» обществ пропагандируют откровенно агрессивное отношение к Западу и стремятся приспособить современность и глобальную систему под свои незападные, а часто антизападные представления. Такое крайне агрессивное отношение к Западу, ко всему, что считается западным, тесно связано с попытками полностью отделить современность от вестернизации или забрать у Запада монополию на современность, а также приспособить современное общество, современность под свои представления, основанные на собственных традициях [Айзенштадт 2012: 491]. Вероятно, это можно считать не единственной, но одной из актуальных современных тенденций.

Автор понимает, что исследование во многом имеет дискуссионный характер, многие вопросы в нем поставлены, но, вероятно, не все решены. В статье представлена достаточно разноплановая панорама (и в пространственном, и во временном отношении) вариантов африканского протеста и связанных с этим протестом способов самоутверждения, самоидентификации, обозначенных нами как «протестная идентичность».

* * *

В условиях формирования многополярного мира, усиления роли «глобального Юга» в целом и Африки в частности процессы формирования «антинеоколониального» протеста в Африке могут усиливаться и приобретать разнообразные формы, в частности, формы стремления к суверенности, субъектности и следования собственному пути. Эти современные формы африканского самоопределения и самоутверждения, по мнению автора, также могут быть рассмотрены в контексте проблематики «протестной идентичности»; они требуют отдельного исследования и дополнительного уточнения понятий.

БИБЛИОГРАФИЯ

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. Айзенштадт Ш.Н. Современная глобализация и новые цивилизационные модели. Гринин JT.E., Ильин ИВ., Коротаев A.B. (ред.). Универсальная и глобальная история. Эволюция Вселенной, Земли, жизни и общества. Волгоград: Учитель, 2012. С. 486-492. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма М.: Прогресс, 1990.

Гавристова Т.М. Мигритюд как презентация идентичности. Крылова H.JL, Ксенофонтова H.A. (ред.).

Тендерный аспект африканской культуры: между архаикой и современностью. М.: Институт Африки РАН, 2022. С. 194-202. Давидсон А.Б., Мазов C.B. (ред.). История Африки в документах, 1870-2000. Том 2. 1919-1960. M.: Наука, 2007.

Жаде З.А., Уджуху С.М. Феномен протестной идентичности в современном российском обществе.

Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 4. С. 237-243. Каддафи М. Зеленая книга. М.: Концептуал, 2000.

Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения. Мостова J1.A. (ред.). Антология исследований культуры. Т. 1. СПб: Университетская книга, 1997. С. 373-384.

Мосейко А.Н. Леопольд Седар Сенгор - философ и теоретик африканского искусства. Элез А.Й. (отв.

ред.). Сенегал вчера и сегодня. Сборник статей. М.: Институт Африки РАН, 2018. С. 15-29. Мосейко А.Н. Ценностно-этическая система в Африке южнее Сахары. От прошлого - к будущему. Ученые записки Института Африки РАН. 2023. № 3 (64). С. 110-124. https://doi.org: 10.31132/24125717-2023-64-3-110-124 Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.

Федотова Н.Н. Концепции идентичности в условиях нелинейной социокультурной динамики. Знание,

понимание, умение. 2013. № 2. С. 52-62. Харитонова Е.В. «Человек протестующий» в эпоху глобальных перемен (на примере стран Африканского континента и миграционного кризиса в Европе). Материалы XIX Международных Лихачевских научных чтений, 2019. https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2019/dokladi/Haritonova EV_sec2_rus_040519.pdf (дата обращения: 29.04.2024) Харитонова Е.В. Традиционные африканские ценности и этика в зеркале деловых коммуникаций, или почему в Африке не приживается западная модель капитализма. Материалы XXI Международных Лихачевских научных чтений, 2023. https://www.lihachev.ru/chten/2023/sec2/Kliaritonova_EV_Tradi-tsionnie_Afrikanskie_tsennosti_i_etika_2606.pdf (дата обращения: 29.04.2024) Хохолькова Н.Е. Афроцентризм в США: теория и практика социокультурных трансформаций.

М.: Институт Африки РАН, 2019. Щербаков Н.Г. Панафриканские конгрессы после второй мировой войны. Расизм: pro et contra в послевоенном панафриканизме. Давидсон А.Б. (отв.ред.). Pax africana: континент и диаспора в поисках себя. С. 41-70. М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2009. Eisenstadt S. N. The Absorption of Immigrants: A Comparative Study Based Mainly on the Jewish Community in

Palestine and the State of Israel. London: Routledge and Paul, 1954. EriksonE. Identity: Youth and Crisis. New York: W.W. Norton 1968.

GoffinanE. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. New York: Touchstone, 1986.

Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and

Culture. 2011. Vol. 2. № 1. Pp. 1-26. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014 Mannoni O. Prospero and Caliban. The Psychology of Colonisation. New York: Preger, 1964. Oduyoye M.A. The Value of African Religious Beliefs and Practices for Christian Theology. In: Appiah-Kubi K„ Torres S. (Eds.). African Theology en Route. Maryknoll, New-York: Orbis Books, 1979. Pp. 109116.

Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. Memorandum for the Study of Acculturation. American Anthropologist.

1936. Vol. 38. № 1. Pp. 149-152. https://doi.org/10.1525/aa.1936.38.L02a00330 SaidE.W. Orientalism. New York: Pantheon Books, 1978.

SaidE.W. Culture and Imperialism. New York: A Division of Random House Inc., 1994. Senghor L.S. De la negritude. Psychologie du Negro-africain. Diogene. 1962. № 37. Pp. 3-16 SenghorL.S. Liberie. Negritude et humanisme. Paris: Editions du Seuil, 1964.

Smelser N.J. On Comparative Analysis, Interdisciplinarity and Internationalization in Sociology. International

Sociology. Vol. 18. № 04, 200з". Pp. 643-657. https://doi.org/10.1177/0268580903184001 Zalewski I. Alfred Schtitz Revisited: Social Exclusion of Refugees in Brandenburg. Qualitative Sociology Review. 2022. Vol. 18. № 2. Pp. 72-88. https://doi.org/10.18778/1733-8077.18.2.04

ON THE QUESTION OF AFRICAN "PROTEST IDENTITY" © 2024 E.V. Kharitonova

KHARITONOVA Elena Vladimirovna, PhD (Psychology), Associate Professor, Senior Research Fellow, Centre for Civilization and Regional Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-3446-8886. E-mail: evhl956@mail.ru

Abstract. The article presents an analytical review of approaches to the emergence of African protest identity. It examines the causes and forms of protest identity in Africa, both historically and in the present. The African protest identity is associated with colonial cultural pressure and constitutes a

reaction to the discrediting of African culture and the personality of an African. Two opposing approaches to colonization are highlighted in the research. The Eurocentric approach considers colonization to be a beneficial, civilizing project, whereas Africans themselves see it as a tragedy that led to an identity crisis and the construction of new forms of identity (E. Blyden, "The Ncgritudc" by L.S. Senghor). The African protest identity was formed in opposition to the white man's culture and the white race as a whole. The mechanism of its formation includes the creation of new binary oppositions, the change of evaluation poles, and placing an emphasis on the uniqueness and superiority of African culture and the African man. Historical analysis and the method of comparative analysis are used in the research to identify differences and taboo areas in intercultural interaction. It is concluded that African protest identity, in most of its manifestations, is anti-colonial, anti-globalist, racial, and civilizational in nature. The processes of formation of ""anti-ncocolonial" African protest identity can intensify and take the form of aspirations for sovereignty, subjectivity, for the search for one's own way. This requires a separate study, which the author has already begun. This article can be considered a continuation of the author's previously published material, "Value-semantic blocks in the images of African poetry (in the context of historical and social changes)."

Keywords: Africa, postcolonialism, neocolonialism, intercultural interaction, Afrocentrism, ""Ncgritudc". stigmatization, protest identity

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-64-79

For citation: Kharitonova E.V. On the Question of African "Protest Identity". Journal of the Institute for African Studies. 2024. №3. Pp. 64-79. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-64-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.