Научная статья на тему 'Тоталитарный дискурс как тип политического дискурса'

Тоталитарный дискурс как тип политического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1368
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВНУШЕНИЕ / DISCOURSE / TOTALITARIAN REGIME / MANIPULATION / POLITICAL COMMUNICATION / LINGUISTIC MANIPULATION / PERSUASION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лесняк Марина Валерьевна

В фокусе исследования статьи находится тоталитарный дискурс как особый тип политического дискурса, анализируются его содержательные характеристики и подходы к его изучению. Выделяются лингвистически значимые черты тоталитаризма и условия, при которых политический дискурс становится тоталитарным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Totalitarian Discourse as a Type of Political Discourse

The article focuses on totalitarian discourse as a special type of political discourse. It is analyzed from the viewpoint of its substantial characteristics and approaches to its study. Linguistically significant features of totalitarianism are singled out alongside with the conditions under which political discourse turns into the totalitarian one.

Текст научной работы на тему «Тоталитарный дискурс как тип политического дискурса»

Дж. Хандан пишет, что "в самом сильном писателе-реалисте есть широкая творческая фантазия и романтизм. Нельзя ставить реализм против романтизма. В настоящем произведении искусства они образуют единое целое и в одинаковой степени важны". Говоря об отношении Горького к романтизму в социальном реализме, исследователь отмечает, что, по мнению Горького, "это должен быть революционный романтизм, самый активный, пафосный, основывающийся на богатом опыте русских революционеров. Такой романтизм нам нужен не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни" [2, с. 184].

Хандан говорит о том, что, по мнению Горького, в литературе существует два основных направления: реализм и романтизм. Реализм правдиво описывает человека и условия его жизни. А романтизму хоть и было дано множество определений, но точного, исчерпывающего определения этого направления еще нет" [2, с. 200].

Горький не видел серьезного различия между этими двумя направлениями, в его творчестве оба эти направления были тесно связаны. По мнению Горького, единство романтизма и реализма ясно видно в дальнейшем развитии литературы, в особенности советской [2, с. 201].

Дж. Хандан исследует художественное, литературно-критическое творчество Горького, заложившего фундамент одной из крупнейших литературных школ.

Теоретический анализ и исследование Ханданом творчества одного из виднейших представителей русской литературы XIX-XX в. имеет особую ценность. Горький, воплотивший революционные мечты рабочего класса, создавший их художественные образы, с большой силой и мастерством отобразивший романтические образы самоотверженных героев, возвышающихся в борьбе, исследуется как писатель, повлиявший на литературу других народов, больше всех изучаемый во всем советском литературоведении и литературной критике, служащий примером многим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хандан Дж. Библиография. Баку: Изд-во БГУ, 2010. 32 с. С. 4-8.

2. Хандан Дж. Избр. произведения: В 2 т. Т. 1. Баку: Чашыоглы, 2010. 352 с.

3. Гусейн М. Произведения: В 9 т. Т. 9. Баку: Элм, 1979. 634 с.

4. Джафаров М. В пути творчество. Баку: Элм, 1975. 368 с. С. 30.

22 мая 2012 г.

УДК 811.11+321.64

ТОТАЛИТАРНЫЙ ДИСКУРС КАК ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

М.В. Лесняк

Ы;лью представленной статьи является определение тоталитарного дискурса, выявление льных характеристик и систематизация подходов к его изучению. Обращение к данной теме продиктовано новой волной интереса к приемам речевого воздействия в сфере политической коммуникации. Актуальность исследования обусловливается на-

Лесняк Марина Валерьевна - аспирант, преподаватель кафедры романо-германской филологии Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, e-mail: marinka83@bk.ru, т.: 8(863)2370374

учным интересом к тоталитарному дискурсу как к наиболее подходящему для реализации речевых манипулятивных техник.

Исследование тоталитарного дискурса целесообразно начать с определения политического дискурса, поскольку язык тоталитарного общества представляет собой частный случай политической коммуникации. На сегодняшний день существует большое многообразие

Marina Lesnyak - post-graduate student, a lecturer of the department of German and Romance languages at the Southern Federal University, 93, Universitetskiy Lane, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: marinka83@bk.ru, ph. +7(863)2370374.

как подходов к изучению, так и определений политического дискурса. Это свидетельствует о многоаспектной и многоплановой природе данного явления.

В целом в современной лингвистике понятие политического дискурса рассматривают в узком и широком смысле [1, с. 44]. В узком смысле политический дискурс определяется как разновидность дискурса, целью которого является завоевание, осуществление и сохранение политической власти. Такое понимание предопределяет и следующие дефиниции, например: политический дискурс представляет собой текст, обусловленный ситуацией политического общения, в центре которого находится борьба за власть [2, с. 11], или -совокупность текстов различных жанров, объединенных политической тематикой [3, с. 54]. А в широком смысле он охватывает не только формы общения, относящиеся к политике, но и процессы порождения и восприятия текстов, а также экстралингвистические факторы, влияющие на их порождение и восприятие. Сюда можно отнести концепции Е.И. Шейгал [4], Ю.А. Сорокина [5], А.Н. Баранова [6], В.Н. Ба-зылева [7] и др. Согласно Е.И. Шейгал, политический дискурс представляет собой знаковую систему, где модифицируются функции разных языковых единиц и стандартных речевых действий [4, с. 3]. Он включает не только текущую речевую деятельность в сфере политической коммуникации, но и некое семиотическое пространство, имеющее набор речевых действий и жанров, специфических для этой сферы общения. По Ю.А. Сорокину, политический дискурс являет собой вид идеологического дискурса, он эксплицитно прагматичен [5, с. 265]. А.Н. Баранов, Е.Г. Казакевич определяют его как все речевые акты, используемые в политических дискуссиях, а также правила публичной политики [6, с. 6].

Обобщая вышеприведенные определения политического дискурса, мы, вслед за С.Э. Ке-геян, будем понимать его как вид идеологического дискурса, в основе которого находится корпус прагматически направленных текстов, относящихся к определенному социально-историческому периоду и отражающих идио-дискурс их продуцентов [8, с. 24]. Выступая в качестве идеологического, политический дискурс предполагает тесное взаимодействие

идеологии и языка. То есть идеология определенного общества детерминирует языковое функционирование [9, с. 69]. Таким образом, при тоталитарном режиме политический дискурс автоматически становится тоталитарным дискурсом, основной задачей которого является порождение единомыслия [10, с. 76].

Необходимо подчеркнуть, что тоталитарное общественное устройство отражается в используемых языковых средствах. Так, М.К. Мамардашвили выделил лингвистически значимые черты тоталитаризма. К ним относятся: централизация пропагандистской деятельности, претензии на абсолютную истину, идеологизация всех сторон жизни, лозунговость и пристрастие к заклинаниям, ритуальность политической коммуникации, превалирование монолога "вождей" над диалогичными формами коммуникации, пропагандистский триумфализм, резкая дифференциация "своего" и "чужого", пропаганда простых ив то же время крайне эффективных путей решения проблем [11, 12].

В современной лингвистической науке предлагается следующая классификация языковедческих подходов к исследованию тоталитарного дискурса. С.Э. Кегеян выделяет семь концепций, к которым относятся: фундаментальные, дескриптивные, нормативные, критические, когнитивные, коммуникативные и риторические [8, с. 52-53]. А также выдвигает собственный лингво-риторический подход.

В рамках фундаментального подхода исследуется специфика формирования и функционирования языка тоталитарного общества, имеющего особую системную организацию и определенный набор функций [13, с. 161]. Дескриптивный подход представлен работами, посвященными развитию русского языка в послеоктябрьский период [14]. Нормативный подход затрагивает вопросы языковой нормы [15]. С точки зрения когнитивного подхода тоталитарный дискурс рассматривается как явление тоталитарного общества. В основе такого дискурса лежит механизм речевого воздействия, базирующийся на ма-нипулятивных приемах, а не на принципах убеждения [16]. Критический подход подразумевает интерпретацию тоталитарного дискурса эпохи Советского Союза с позиции теории

ритуализации, выдвинутой М.А. Кронгаузом [17]. Согласно этой теории функционирование языка тоталитарного общества определяется некоторыми принципами речевого ритуала. К таковым исследователь относит десеманти-зацию текста и предпочтительность речевого прецедента перед какими-либо системными соображениями. Ритуализация общественной речи присуща не только тоталитарному обществу, но проявляется здесь особенно ярко.

Коммуникативный подход предполагает анализ особенностей персуазивной коммуникации, в том числе тоталитарного дискурса. Последний описывается в рамках немецкой школы дискурсивного анализа и определяется как особый тип дискурса власти, сложившийся под влиянием идеологии национал-социализма и Третьего Рейха. Власть тоталитарного дискурса проявлялась в навязывании отношений, оценок и типов поведения, выгодных только отправителю сообщения [18, с. 71]. Риторический подход интерпретирует тоталитарный дискурс как тип политического дискурса, обладающего рядом особенностей. Так, по В.З. Демьянкову, "тоталитаристский" дискурс отличает декламаторский стиль воззвания; пропагандистский триумфализм; идеологизация всего, о чем говорится; расширительное употребление понятий, в ущерб логике; преувеличенная абстракция и наукообразие; повышенная критичность и "пламенность"; лозунговость; пристрастие к заклинаниям; агитаторский задор; превалирование "Сверх-Я"; формализм партийности; претензия на абсолютную истину [19, с. 36].

Следует отметить, что предложенная классификация учитывает ведущие направления исследования лингвистических механизмов разных тоталитарных режимов только отечественных языковедов и оставляет за рамками зарубежную традицию изучения тоталитарного дискурса как особого типа политического дискурса.

Лингво-риторический подход носит интегративный характер. Здесь тоталитарный дискурс трактуется как совокупность дискурсивных практик, характерных для политического языка тоталитарного общества, анализировать которые возможно на основе сущностной социальной характеристики соответствующего политического устройства

[8, с. 42]. Под дискурсивной практикой понимается устойчивый набор языковых средств вариативной интерпретации действительности, или свойственный данному политическому субъекту, или характерный для обсуждения данной темы политической коммуникации [20, с. 73]. Этот подход к изучению тоталитарного дискурса представляется нам наиболее полным и комплексным.

Тоталитарный тип политического дискурса находится на своеобразной оси между религиозной и научной коммуникацией, причем тяготеет к первому полюсу. Поэтому выделяют ряд характеристик, отличающих его от других видов политического дискурса и объединяющих с религиозным дискурсом. К ним причисляют авторитарность, монологичность, внушение, фидеистичность/слепая вера, эмоциональность, ритуальность [4, с. 69]. Тоталитарный дискурс базируется на двух принципах - авторитарности и лояльности, соответственно авторитарности отправителя сообщения и лояльности получателя [4, с. 62]. Создание и сохранение подобного рода отношений обеспечивает такая содержательная черта тоталитарного дискурса, как монологичность. Для монологичного общения естественно не только не соблюдение максим кооперации Грайса, но и полное исключение соперничества. Однако поскольку для эффективной реализации манипуляций необходимо создавать иллюзорный выбор, то в тоталитарный дискурс вводится диалогичность, имеющая исключительно внешний характер.

Внушение в тоталитарном дискурсе играет определяющую роль в виде навязывания определенных отношений, оценок и типов поведения во всех сферах коммуникации [9, с. 81]. Так, в Германии Третьего Рейха одни слова заменяли другими для обозначения реалий и фактов в навязываемой обществу установке. Получателю сообщения отводится пассивная роль в процессе коммуникации и ожидается полное и однозначное принятие точки зрения отправителя сообщения, т.е. требуется слепая вера в услышанное. Внушение осуществляется посредством эмоцио-нализации высказываний. Другими словами, отправитель сообщения вызывает у аудитории эмоциональное сопереживание, посредством которого он внедряет собственные мнения

и идеи в массовое сознание. Так как основной целью и предназначением политического, в частности, тоталитарного, дискурса является побуждение к действию [19, с. 37], то эмоциональность оказывается неотъемлемой характеристикой тоталитарного дискурса. Ритуальность тоталитарного дискурса проявляется в строгом соблюдении правил речевого общения, установленных отправителем сообщения.

Таким образом, мы видим, что тоталитарный дискурс выступает в качестве идеологического дискурса, с одной стороны, и институционального - с другой. Наиболее комплексный анализ тоталитарного дискурса как особого типа политического дискурса предлагается с позиции лингво-риториче-ского подхода. Выявленные характеристики тоталитарного дискурса позволяют заключить, что речевые манипулятивные техники реализуются наиболее эффективно именно в тоталитарном дискурсе. Речевая манипуляция в данном виде политического дискурса не только является установкой говорящих на воздействующее речевое общение, но и предполагает заведомо пассивную роль аудитории, ожидающей готовых идей. Поэтому, оказывая речевое воздействие, политики всего лишь удовлетворяют ожидания реципиентов. В этой связи открываются широкие перспективы для изучения как языковой личности, так и речевого портрета политических лидеров тоталитарного режима, а также их имиджеобразующих усилий, т. е. создание реал-имиджа и фальш-имиджа. Еще более интересным представляется исследование мнений аудитории о созданном с помощью лингвистических средств образе политика тоталитарного режима.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслова В.А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? // Политическая лингвистика. Вып. 1(24). Екатеринбург, 2008. С. 43-48.

2. Бабаева Е.В. Лингвокультурологический анализ текстов партийных программ //Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Т. 11. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2003. Т. 11. С. 10-20.

3. Зятькова Л.Я. Субъективная модальность политического дискурса на лексико-семантическом уровне // Современная политическая лингвистика: Мат-лы междунар. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2003. С. 54-58.

4. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.: ИТДГК "Гнозис", 2004. 326 с.

5. Сорокин Ю.А. Психополитология: лица и факты // Русские и "русскость": Лингво-культурологиче-ские этюды. М.: Гнозис, 2006. С. 265-331.

6. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации. М.: Знание, 1991. 64 с.

7. Базылев В.Н. Политический дискурс в России // Известия УрГПУ Лингвистика. Вып. 15. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. С. 5-32.

8. Кегеян С.Э. Лингвориторические параметры политического дискурса (на материале текстов идеологов большевизма): Дис. ... канд. филол. наук. Сочи, 2009. 236 с.

9. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. М.: Флинта: Наука, 2006. 136 с.

10. Степаненко О.А. Политическая тональность немецкого литературно-художественного дискурса: на материале прозы ГДР // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 17. Вып. 32. С. 75-80.

11. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 70-78.

12. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М.: Флинта: Наука, 2006. 256 с. С. 12-13.

13. Купина Н.А. Тоталитарный язык // Научная библиотека Института естественных и гуманитарных наук (КрасГУ). [Электронный ресурс]. URL: http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0114393.pdf.

14. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1993. 248 с.

15. Левашев Е.А., Петушков В.П. Ленин и словари. Л.: Наука, 1975. 109 c.

16. Игнатова Е.М. Особенности реляционных концептов в тоталитарном дискурсе (на примере VATERLAND и HEIMAT эпохи национал-социализма) // Язык и метакультурная коммуникация: Сб. стат. 1-й Междунар. конф. 23 января 2007 г. Астрахань: Астраханский ун-т, 2007. С. 178-179.

17. Кронгауз М.А. Бессилие языка в эпоху зрелого социализма // Фольклор и постфольколор: структура, типология, семиотика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/krongauz1.htm.

18. Чернявская В.Е. От анализа текста к анализу дискурса: немецкая школа дискурсивного анализа // Филологические науки. 2003. № 3. С. 68-76.

19. Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. 2002. № 3. С. 32-43.

20. Зайцев И.В. Дискурсивные практики обыденного политического сознания // Вестник интегра-тивной психологии. Журнал для психологов. 2006. Вып. 4. С. 72-74.

16 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.