YAK 81'42 ББК 81.1
O.O. НИКИФОРОВА
O.O. NIKIFOROVA
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС, ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАПИЯ И СМИ
POLITICAL DISCOURSE, POLITICAL COMMUNICATION AND THE MEDIA
В данной статье рассматриваются понятия «политическая коммуникация», «политический дискурс», «средства массовой информации», «общественное мнение» «язык политики», «политический язык». Прослеживается история исследования политической коммуникации, а также рассматриваются основные направления исследования данного явления в настоящее время. Даётся определение понятиям «политическая коммуникация» и «политический дискурс», выявляется их общность и связь со средствами массовой информации.
This article considers such concepts as «political communication», «political discourse», «the media», «public opinion», «language of politics», «political language». We trace the history of political communication studies and consider lines of these investigations at present time. We define the concepts of «political communication» and «political discourse» and reveal their commonality and connection with the media.
Ключевые слова: политическая коммуникация, политический дискурс, СМИ, общественное мнение, политика.
Key words: political communication, political discourse, the media, public opinion, politics.
Термин «политическая коммуникация» имеет долгую историю. Эффективностью политического общения, использованием различных стратегий для достижения своих целей интересовались ещё древнегреческий философ Аристотель и древнеримский политик и философ Цицерон.
Изучение политической коммуникации - междисциплинарное и является предметом исследования социологии, психологии, истории, журнализма, риторики, исследований общественного мнения, политического маркетинга и рекламы и т. д. Но, прежде всего, данное понятие относится к сфере политики.
Слово «политика» происходит из древнегреческого языка и означает «город», «гражданин», «гражданский» [15, с. 4].
В.В. Зеленский разграничивает два уровня в определении политики: «Политика определяется как набор некоторых действий, направленных на распределение власти и экономических ресурсов в какой-либо стране или в мире между странами. Этот официальный уровень политики включает в себя средства массовой информации, систему образования и все те социальные институты, которые контролируют явления социальной жизни. Второй уровень политики - личностный; он представляет собой сам способ, которым первый уровень актуализируется в индивидуальном сознании, как он проявляется в личности, в семье, во взаимоотношениях людей, в профессиональной деятельности, а также в восприятии человеком произведений литературы и искусства» [Цит. по Шейгал 2000, с. 33-34].
Важную роль в политике играет политическая коммуникация, используемые политиками риторические приёмы и манипулятивные стратегии, способы взаимодействия с аудиторией. Это означает, что важную роль играет язык, который использует политик. Е.И. Шейгал проводит различие между языком политики и политическим языком. Язык политики - терминология и риторика политической деятельности, где политики выступают в своей профессиональной роли. Политический язык - ресурс, открытый для всех
членов языкового сообщества, он связан со специфическим использованием общенародного языка как средства убеждения и контроля, язык, применяемый в манипулятивных целях [14, с. 31-32].
Аристотель расценивал политическую коммуникацию как благо, он так писал о политическом общении: «Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет ввиду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причём больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим» [1, с. 22].
С чем же связано возрождение интереса к исследованию политической коммуникации в настоящее время и что такое политическая коммуникация? В.Е. Чернявская утверждает, что у истоков современных учений об условиях и формах эффективной коммуникации стояла риторика - наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. В античной риторике центральное место занимал поиск ответа на три основных вопроса: «Что сказать? Где сказать? Как сказать?». Выделялись пять основных разделов античной риторики в соответствии с этапами организации высказывания: Inventio - нахождение языкового материала, практический ответ на вопрос «Что сказать?», при этом основным инструментом языкового оформления мыслей служили риторические фигуры, тропы. Dispositio - развёртывание, членение темы и найденного языкового материала («Где сказать?»). Elocutio - лексическое и синтаксическое выражение нужного мыслительного содержания. Именно в области elocutio устанавливались в качестве необходимых составляющих процесса формулирования мыслей целесообразность и красноречие высказываний. Action и pronuntiatio - позы, жесты и произношение («Как сказать?»). Memoria - посвящался специально разработанной мнемотехнике [13, с. 23-24].
С приходом феодальных монархий, традиция изучения принципов ораторского мастерства была прервана и возобновилась с появлением демократических тенденций в Западной Европе и Северной Америке, открывших новые возможности для диалога, полемики, и, прежде всего, благодаря осознанию значения риторики в ходе политической борьбы [4, с. 10].
В настоящее время начало изучения коммуникации, массовой коммуникации, политической коммуникации связано с развитием средств массовой информации [17, с. 4]. Развитие телевидения привело к возрастанию роли СМИ в политике, так как информация может распространяться на большие расстояния и достигать широкой публики. В 60-х годах ХХ века телевидение стало главным ресурсом политических новостей. Радио и телевидение связывают нас с кандидатами, политиками, позволяя смотреть и слышать их речи в реальном времени. В настоящее время почти каждый политический деятель имеет свой сайт в интернете, что говорит о важности интернета как современного средства массовой информации.
Изучение коммуникации связано с именем американского писателя и журналиста Уолтерса Липпмана и его работой «Общественное мнение» (1922). У. Липпман вводит понятие социального стереотипа. Многие стереотипы формируются средствами массовой информации и влияют на общественное мнение. «Общественное мнение - взгляды людей, взятые вместе, по какому-либо вопросу» [19, с. 1384]. Общественное мнение играет большую роль в демократических обществах. П.С. Гуревич, исследуя стереотипы в политике, приводит пример воздействия на общественное мнение во время Первой мировой войны: публиковались фотографии с подписями, которые воспроизводили картины военных действий. На снимках отображались мучения солдат, попавших в плен, сцены грабежа и пыток. Эти материалы произвели огромное впечатление на общественное мнение, вызвали
гнев различных слоёв населения. Читатели полагали, что имеют дело с правдивой информацией. Однако выяснилось, что снимки воспроизводили картины подлинных событий, но подписи к ним были рассчитаны на формирование общественного мнения. Текст зачастую состоял из лживых обвинений, провокаций. Разоблачение фальшивок потрясло людей. Оказалось, что средства информации могут вводить в заблуждение огромные массы людей. С этого момента начались исследования механизма внушения, чтобы понять, почему воздействие на людей оказалось столь эффективным [2]. Соответственно, после 1-й Мировой войны возрос интерес ученых к понятию «политическая коммуникация».
Йанг Лин выделяет следующие направления изучения политической коммуникации: 1) риторический анализ публичного политического дискурса. Здесь изучаются источники политического сообщения (например, мотивы и стиль говорящего) и само сообщение; 2) изучение политической пропаганды после 1-й и 2-й Мировой войны. Изучалось, как правительство использует сообщения для влияния на общественное мнение; 3) изучение поведения во время голосования в США; 4) изучение воздействия средств массовой информации. Началом были исследования П. Лазарсфельд, который ввёл понятия «неформальный лидер» и «двухступенчатый поток коммуникации»; 5) институциональное изучение прессы и правительства в их отношении к общественному мнению. Первым научным трудом в этой области было «Общественное мнение» У. Липпмана, где изучалось, как средства массовой информации задают повестку дня [17, с. 70].
Большинство исследований политической коммуникации фокусируется на политической передаче сообщений, политических институтах и институтах СМИ, которые формируют сообщения о политических актёрах. Исследуются стратегии и практики тех, кто правит и тех, кто занимает должности в государственных учреждениях, так же как и политические решения граждан: формирование мнения и поведение во время голосования [19, с. 1235].
Что вмещает в себя понятие «политической коммуникации? Согласно определению А.Е. Семёнова, политическая коммуникация представляет собой любую передачу сообщений, оказывающей влияние на распределение и использование власти в обществе, особенно если эти сообщения исходят из официальных правительственных институтов [10, с. 123].
Е.Н. Лучинская и В.В. Зеленская используют понятие публичной коммуникации, которое, на наш взгляд, тесно переплетается с понятием политической коммуникации. Под публичной коммуникацией они понимают «вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передаётся значительному числу слушателей» [3, с. 9]. Они рассматривают отношения между дискурсом и коммуникацией, которые проявляются в разноплановой взаимной опоре при их характеристике и дефинировании. Дискурс может определяться через коммуникацию, и наоборот. С появлением трансляции устной речи на устную публичную коммуникацию стала оказывать влияние массовая коммуникация [3, с. 9-10].
Е.И. Шейгал отмечает, что содержание политической коммуникации сводится к публичному обсуждению трёх фундаментальных вопросов: а) распределение общественных ресурсов; б) контроль за принятием решений/ право принимать решения (судебные, законодательные и исполнительные); в) применение санкций (право наказывать и награждать) [14, с. 34].
Итак, политическая коммуникация - это общение, которое организуется государством для влияния на общественное мнение, для этого могут использоваться приёмы манипуляции, различные стратегии и тактики воздействия на аудиторию. Большая роль при этом отводится средствам массовой информации, развитие которых дало толчок для широкого исследования явления политической коммуникации.
З.И. Комарова сравнивает признаки политической коммуникации и политического дискурса и выявляет близость этих двух понятий. При этом
политический дискурс выполняет три основные функции: осуществление власти, убеждение и манипуляция [5, с. 28]. В.А. Маслова включает в политический дискурс также процесс и результат порождения и восприятия политических текстов, экстралингвистические факторы, которые влияют на их порождение и восприятие [Цит. по Комарова 2012, с. 28].
Главной установкой политического дискурса является эффективное воздействие на адресата. Этому сопутствует ряд дополнительных интенций: сделать референт интересным для слушателей, интерпретировать референт определённым образом, удержать в сознании слушателя предлагаемую концепцию, добиться иррационального восприятия информации и изменить поведенческий стереотип адресата [12, с. 102]. В основном, это реализуется за счёт употребления языковых средств, воздействующих на эмоциональное восприятие сообщения. Для демократического политического дискурса характерны информативность, рациональность, логика аргументации, ясность, диалогичность [7, с. 31].
Мы не разграничиваем понятия политического дискурса и политической коммуникации, так как, на наш взгляд, политическое общение не может рассматриваться вне социальных, культурных и исторических условий, в которых оно происходит, без учёта речевой ситуации и индивидуальных особенностей политиков.
Следовательно, политический дискурс - это институциональное общение политических деятелей между собой либо с третьими лицами, организуемое по актуальным вопросам государственного управления с учётом экстралингвистических факторов и имеющее целью воздействие на мнение адресата.
Центральной фигурой в политическом дискурсе выступает политик как коммуникативная личность. Создание образа политика во многом зависит от средств массовой информации, без которых сложно представить современное государство.
Средства массовой информации являются залогом демократии. Согласно определению словаря Дудена «только средства массовой информации делают возможной массовую демократию» [16, с. 103].
Роль средств массовой информации в политике варьируется в зависимости от типов политических сообщений. Средства информации играют разную роль в политике, когда они представляют независимые политические комментарии и когда они являются платформой для различных политических актёров, когда напрямую обращаются к публике посредством политической рекламы или освобождают время передачи для политических речей и событий.
Средства информации могут также сообщать общественные взгляды на политических лидеров. Они переносят информацию от правительства к общественности и от общественности к правительству. Многое из того, что политики знают об общественном мнении, они узнают через средства массовой информации. Власть средств информации заключается в том, что они отбирают и формируют политический дискурс [19, с. 1015-1017].
Как отмечает Е.И. Шейгал, политика - единственная профессиональная сфера, общение в которой ориентировано на массового адресата. Политическая коммуникация не просто опосредована средствами массовой информации, но СМИ фактически являются основной средой её существования. Политики все реже общаются с населением напрямую, выступая в залах и на площадях, и все чаще делают это через средства массовой информации [14, с. 30, 36]. Дискурс масс-медиа является в современную эпоху основным каналом осуществления политической коммуникации, в связи с чем, Е.И. Шейгал говорит о тенденции сращивания политического общения с дискурсом масс-медиа [14, с. 45].
СМИ в угоду той или иной политической конъюнктуре распространяют и закрепляют в общественном сознании выгодные тем или иным силам мнения, суждения и оценки, которые в результате оказывают влияние на формирование политического выбора [6, с. 121-122].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что СМИ и политическая жизнь, в том числе, политический дискурс и политическая коммуникация, тесно взаимосвязаны. Данная связь представлена на схеме 1. Политик общается с адресатом посредством средств массовой информации. СМИ, в свою очередь, распространяют ту информацию, которая нужна государству на данный момент для влияния на общественное мнение, а также сообщают общественные взгляды на политических лидеров и переносят, таким образом, информацию от правительства к общественности и от общественности к правительству. Политический дискурс и политическая коммуникация, в свою очередь, рассматриваются как взаимозаменяемые понятия, так как дискурс включает такие экстралингвистические факторы как контекст (ситуационный, исторический, культурный) и индивидуальные особенности личности, без которых не может рассматриваться политическое общение.
Литература
1. Аристотель. Политика [Текст] / Аристотель ; пер. с древнегреч. С.А. Жебе-лева, М.Л. Гаспарова. - М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - 393 с.
2. Гуревич, П.С. Стереотипы в политике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/stereotype14.htm (дата обращения: 26.04.2013).
3. Дискурсивное пространство современных форм коммуникации [Текст] : монография / под ред. Е.Н. Лучинской, В.В. Зеленской. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2011. - 162 с.
4. Кегеян, С.Э. Лингвориторические параметры политического дискурса (на материале текстов идеологов большевизма) [Текст] : монография / С.Э. Ке-геян, А.А. Ворожбитова. - Сочи : РИЦ СГУТиКД, 2011. - 156 с.
5. Комарова, З.И. Лингвополитология как частная парадигма современной лингвистики: методологический аспект [Текст] / З.И. Комарова // Политическая лингвистика / гл. ред. А.П. Чудинов, ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2012. - Вып. 4 (42). - С. 23-33.
6. Лавринова, Н.И. Персуазивные стратегии и тактики в политическом интервью конфронтационного типа [Текст] / Н.И. Лавринова // Лингвистика текста и дискурсивный анализ: традиции и перспективы : сб. науч. ст. / отв. ред. д-р филол. наук В.Е. Чернявская. - СПб. : Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. -223 с.
7. Левенкова, Е.Р. Британский и американский политический дискурс: кон-трастивный анализ [Текст] : монография / Е.Р. Левенкова. - Самара : ПГСГА, 2011. - 308 с.
8. Митрофанова, Т.А. Лингвопрагматический аспект феномена «обращение» в мире немецкоязычных дискурсов [Текст] / Т.А. Митрофанова // Язык в мире дискурсов. Человек и концептосферы. Вербализация в дискурсе. Вестник Моск. гос. лингв. ун-та. Вып. 560. Языкознание. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2009. - С. 157-168.
9. Ротанова, Н.М. Речевые средства манипуляции в агитационных текстах (на материале предвыборной кампании в Курганской области) [Текст] / Н.М. Ротанова // Лингвистика и межкультурная коммуникация : сб. материалов межрег. науч.-практ. конф. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. - 218 с.
10. Семёнов, А.Е. О политическом дискурсе в современном русском языке [Текст] / А.Е. Семёнов // Актуальные проблемы современной лингвистики: антропоцентризм, семантика, прагматика : сб. ст. науч.-метод. конф. ка-
Адресант (Политик)
сообщение , L £ И Н О ■а ё Си 3 й S
Средства массовой информации
а я га ь ё Р. о н и Н 1 I к Ö с й й S
Адресат (Народ)
Схема 1. Пространство политического дискурса
федры русского языка и МПРЯ (Челябинск, 3-4 февраля 2011 г.) / отв. ред. Т.Е. Помыкалова ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск : Изд-во «Дитрих», 2011. - 164 с.
11. Троицкая, Т.Б. Роль оценочности в реализации полемической стратегии в немецкоязычном публицистическом дискурсе [Текст] / Т.Б. Троицкая // Язык в мире дискурсов. Человек и концептосферы. Вербализация в дискурсе. Вестник Моск. гос. лингвистического ун-та. Вып. 560. Языкознание. -М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2009. - С. 221-231.
12. Чалмова, О.А. Прагматическая мотивированность производного слова в политическом дискурсе [Текст] / О.А. Чалмова // III Международные Бодуэнов-ские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.) : труды и материалы : в 2 т. / Казан. гос. ун-т ; под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2006. - Т. 2. - С. 101-103.
13. Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия [Текст] : учеб. пособие / В.Е. Чернявская. - М. : Флинта: Наука, 2006. - 136 с.
14. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса [Текст] : дис. ... д-ра фи-лол. наук / Е.И. Шейгал. - Волгоград, 2000. - 433 с.
15. Beard, A. The language of politics [Тех^ / A. Beard. - London : Routledge, 2000. -134 p.
16. Duden. Basiswissen Schule. Politik. 2., aktualisierte Auflage [Text] / herausgegeben von Ralf Rytlewski und Carola Wuttke. Mannheim: Bibliographisches Institut & F.A. Brockhaus AG. - Berlin : DUDEN PAETEC GmbH, 2008. - 464 s.
17. Handbook of political communication research [Text] / edited by Lynda Lee Kaid. Mahwah, New Jersey : Lawrence Erlbaum Associates, Inc, 2004. - 561 p. -(LEA's communication series).
18. Lippman, Walter. Public Opinion [Text]. - N. Y. : Harcourt, Brace and Company, 1922. - 449 p.
19. The Encyclopedia of Political Science [Text] / George Thomas Kurian, editor-inchief. - Washington : CQ Press, a division of SAGE, 2011. - 1942 p.