УДК 821.161.1.09"1917/1991"
ДЖАФАР ХАНДАН О РУССКОМ КЛАССИКЕ МАКСИМЕ ГОРЬКОМ
Г.В. Шукюрова
Максим Горький хорошо известен кавказскому, и в том числе азербайджанскому читателю. В 1905 г. по заказу газеты "Баку" он написал свое знаменитое произведение "О кавказских событиях", где раскритиковал национальную политику царизма. Это произведение было впервые опубликовано в этой газете.
Творчество Максима Горького подвергалось глубокому научному и теоретическому осмыслению литературоведов Азербайджана и других стран бывшего Советского Союза. Мамед Ариф, Мехди Гусейн, Мирзе Ибрагимов, М. Рафили, М.Дж. Джафаров, Р. Рустам-заде и др. исследовали литературное наследие Горького.
Р. Роллан, А. Франц, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Син и другие прогрессивно мыслящие, всемирно известные писатели высоко ценили творчество Горького, его произведения были переведены на многие языки мира.
Дж. Хандан исследует творчество Горь -кого, его деятельность как критика и публициста. Также исследователь уделяет внимание революционной деятельности Горького.
Джафар Хандан (Джафар Зейнал оглу Гаджиев), 1910-1961 гг. - азербайджанский литературовед, ректор Азербайджанского государственного университета (1950-1954), заведующий кафедрой истории азербайджанской литературы АГУ. Автор первой монографии о творчестве основоположника азербайджанской сатиры М.А. Сабире ("Сабир", 1940), первого в Азербайджане учебника "Теория литературы" (1940), первого исследования по литературе иранского Азербайджана (1949).
Написанный Джафар Ханданом совместно с Мамед Арифом учебник для средней школы "Советская литература" (1939) выдержал 17 изданий [1].
Дж. Хандан пишет о том, что Горький еще в молодости приезжал в Баку работать,
Шукюрова Гюльхани Вагиф гызы - кандидат филологических наук, ученый Отдела мифологии в Фольклорном институте Национальной Академии наук, АЗ-1000, г. Баку, ул. Хагани, 25, e-mail: info@gulxani.net.
побывал на нефтяных рудниках Черного города. Великий русский писатель три раза посетил Азербайджан в 1892, 1897 и 1928 г. и написал свой знаменитый очерк "Два Азербайджана". В 1928 г. Горький приехал в Баку, встретился с представителями азербайджанской интеллигенции, выступал на всесоюзной конференции, посвященной новому алфавиту и проходящей под председательством С. Ага-малиоглу, и на пленуме Бакинского Совета. В свое произведение "В Советском Союзе" он добавил старые и новые очерки о Баку.
В статье "Максим Горький" Джафар Хандан пишет о том, что великий русский писатель с раннего возраста проявлял интерес к народному творчеству, поддерживал связь со старшим поколением, хранившим в памяти образцы устной народной литературы. Горький получал огромное удовольствие от тех сказок, легенд и преданий, которые они ему рассказывали.
Хандан пишет о том, что Горький также был известен как основатель фольклороведе-ния, он говорил о воспитательной функции загадок, поговорок, народных сказок, легенд и преданий, почерпнутых из фольклорных источников. "Горький высоко ценил народное творчество, называл фольклор самой богатой сокровищницей. Творчество Горького - самая ценная воспитательная школа для молодежи" [2, с. 164].
Дж. Хандан делит творчество Горького на два этапа: до октябрьской революции и после октябрьской революции. На первом этапе он исследует жизнь Горького, его детство, молодость, формирование писателя в условиях разгара революции. В своих произведениях Горький воплощал идеи и мечты революционно настроенных рабочих.
На первом этапе в формировании Горького как писателя важную роль сыграла окружающая среда. Хандан отмечает,
Gulkhani Shukurova - Ph.D. of Philology, scientist of the Mythology Department at the Folklore Institute of Azerbaijan National Academy of Sciences, 25, Khagani Street, Baku, AZ-1000, e-mail: info@gulxani.net.
что служение такого писателя, как Горький, о литературе в период разгара революционного движения было очень важно. Он говорит о том, что Горький дал толчок целенаправленной борьбе, которую вел трудящийся народ против эксплуатации буржуазией. Дж. Хандан говорит о роли, которую сыграли произведения Горького в формировании активной, воинственной, революционной молодежи.
Произведения Горького " Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Варвары", "Враги", "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие", "Фома Гордеев", "Жизнь Клима Самгина", "Мать", "Детство", "Макар Чу-дра", "Челкаш" и др. по своему содержанию и идее повествуют о человеческих судьбах. В них Горький создал образы борцов, вышедших из "дна" и борющихся во имя счастливого, свободного и благополучного будущего.
В своем романе "Мать" Горький мастерски объединил людей, способных жить и творить в условиях строя, о котором они мечтали.
Его герои - взятые из реальной жизни несокрушимые борцы, выступающие против несправедливости существующего строя. Еще в 1901 г., когда революционная волна начала охватывать страну, в своем произведении "Буревестник" Горький писал о неминуемом приходе революции.
Дж. Хандан характеризует Горького как "новый тип пролетарского писателя", вдохновленного борьбой революционного пролетариата, видящего их счастливое будущее и воспевающего это будущее в "Буревестнике".
Написанное за четыре года до русской революции, это произведение предвещало ее наступление [2, с. 162].
Хандан характеризует Горького как гениального русского писателя, своими бессмертными произведениями обогатившего сокровищницу мировой литературы, прошедшего трудный путь, который могут пройти не многие, личность, которая благодаря введенным ею в русскую литературу "новшествам" привлекла к себе внимание всего мира.
Джафар Хандан пишет: "Современная молодежь и представить не может, в каких тяжелых условиях жил и творил великий писатель. Вынужденный из-за бедности оставить школу, Горький благодаря лишь собственному упорству и трудолюбию приобрел научные знания, высказывал ценные передовые мысли о литературе и искусстве" [2, с. 162].
Исследователь отмечает, что Горький оказал огромное влияние на формирование взглядов революционеров, поддерживал с ними отношения и попал за это в "черный список" у царского правительства. Несмотря на трудности, с которыми ему приходилось сталкиваться, несмотря на то что его произведения не были оценены некоторыми деятелями литературы, в том числе и Короленко, после того, как его повесть "Макар Чудра" была опубликована в тбилисской газете "Кавказ", Горький смог привлечь к себе внимание широких народных масс, а также видных деятелей того времени.
В одной из своих статей о произведении Горького "Макар Чудра" Мехди Гусейн пишет: «12 сентября 1892 года в газете "Кавказ" была опубликована маленькая, но очень интересная повесть под названием "Макар Чудра". Это произведение было резким протестом против ряда русских писателей, ударившихся в пессимизм. Это произведение воспитывает отважных героев, готовых пожертвовать собственной жизнью во имя свободы» [3, с. 107].
Джафар Хандан исследует творчество Горького после Октябрьской революции и отмечает, что, проходя лечение за границей, Горький написал роман "Дело Артамоновых". В 1927 г. Горький написал эпопею "Жизнь Клима Самгина", также он написал "Егор Булычев и другие", в котором отобразил радость трудящегося народа, вдохновленного удачами революционеров, пьесу "Достигаев и другие", статьи "Если враг не сдается, его уничтожают" - направленную против капитализма и фашизма, и "Деятели искусства, кто вы?".
Исследователь отмечает, что Горький открыл новую страницу в истории советской литературы и большевистской прессы.
Джафар Хандан исследует деятельность Горького как председателя Союза писателей СССР: "Горький, являющийся основателем социального реализма в литературе, способствовал развитию советской литературы во время своего руководства ею. Он показал, что социалистический режим создал невиданные до сих пор в истории хорошие условия для деятельности и развития писателя" [2, с. 163].
Советский период - это период продолжительностью в 70 лет. В этот период как в других сферах, так и в литературе появились великие писатели, поэты и литературоведы. В различных, сменяющих друг друга общественных формациях, были великие мастера.
Все это мы видим и в произведениях других писателей: Низами, Насими, Хагани, Вагифа, Закира, Шакира, а также сформировавшихся в условиях капитализма М.Ф. Ахундова, М.А. Сабира, Дж. Мамедгулузаде, А. Хагвердиева, Наджаф бея Везирова и других известных литераторов. То, что Дж. Хан-дан, Самед Вургун, Сулейман Рустам, Максим Горький, Микаил Мушвиг, Ахмед Джавад жили и творили в социалистическую эпоху не случайно. Их сформировали общественно-политические условия. По их мнению, среди всех общественных формаций самым удачным, самым демократичным режимом был социализм, даже несмотря на то что в результате неправильной политики пришедших к власти сил, успех не был достигнут. Силы, которые хотели жить и творить свободно, независимо, равноправно, не смогли достичь желаемого. Коренные ошибки, которые были допущены, разрушили этот режим. Политика гегемонии в национальных вопросах нанесла свой тяжелый удар по социализму.
Социалистический режим может и не был идеальным, может, у него и были свои недостатки, но именно этот период сформировал такого великого мастера, как Горький. Советская литература - великая литература. Может быть, за всю свою историю литература и культура народов, вошедших в Советский Союз, не развивалась столь глубоко и всесторонне, как в советский период [2, с. 163].
Если обратиться к истории, то в каждую эпоху были свои ученые, языковеды, поэты и прозаики. За 70 лет советского режима сокровищница нашей литературы настолько обогатилась, что время от времени она становится объектом пристального внимания ученых и литературоведов. Что касается цензуры, то она была во все времена. Всегда люди, писавшие против государства, критикующие существующий строй, подвергались преследованиям. Насими, Хагани, Вагиф - список можно продолжать до бесконечности.
Но даже несмотря на господство цензуры, в советский период развивалось искусство, появились великие мастера, имена которых навсегда вошли в историю.
Они вдохновлялись богатыми традициями народных литератур, имеющих древнюю историю. Мамедджафар был прав, когда говорил, что "народы пришли к социализму не с пустыми руками, они принесли с собой свою передовую культуру, материально-нрав-
ственные ценности, прогрессивные традиции, героические обычаи, передовую литературу и искусство. Народы, принявшие новый строй, изменялись и развивались наряду с развитием созданного ими общества, также и их литература изменилась и приобрела новые высокие качества" [4].
Горького как писателя сформировали особые условия страны, в которой он жил. В XX в. Россия была самым слабым звеном империалистической системы и узловой точкой всех противоречий империализма. И в то же время в России были созданы важные условия для победы социализма. Рабочий класс России обладал большим опытом классовой борьбы, своим высоким революционным духом и организованностью он выделялся во всем мире.
Мехди Гусейн писал, что "великое искусство во все времена выражало великие идеи своей эпохи. Великое искусство всегда создавало своих героев, образцовые типы" [3, с. 127].
Хандан исследует литературно-критическую деятельность Горького. В своей статье "Типизация в художественной литературе" он говорит о том, что для своих произведений Горький выбирал самые характерно-типические стороны жизни, Хандан подчеркивает умение Горького "обобщать", выбирать характерные образы, события и факты. Созданные им в романе "Мать" герои - Павел и его мать Ниловна являются самыми характерными представителями рабочего класса того времени. Без умения обобщать и типизировать невозможно создать хорошее произведение искусства [2, с. 175].
По мнению Горького, художественная литература не может основываться на "случайных фактах", она должна стоять выше обычных людей и событий, литературное событие выступает обобщенной и типизированной формой обычных событий жизни. И только в этом случае "жизненный факт" может превратиться в "литературный факт" [2, с. 175].
Горький говорил, что "настоящее искусство обладает способностью гиперболизации. Все эти Геркулесы, Прометеи, Дон Кихоты, Фаусты не просто продут фантазии, а поэтическая гиперболизация реальных фактов. Гиперболизированные образы широко распространяются среди читателей и становятся символами представленных ими типических событий, характеров и особенностей" [2, с. 184].
Дж. Хандан пишет, что "в самом сильном писателе-реалисте есть широкая творческая фантазия и романтизм. Нельзя ставить реализм против романтизма. В настоящем произведении искусства они образуют единое целое и в одинаковой степени важны". Говоря об отношении Горького к романтизму в социальном реализме, исследователь отмечает, что, по мнению Горького, "это должен быть революционный романтизм, самый активный, пафосный, основывающийся на богатом опыте русских революционеров. Такой романтизм нам нужен не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни" [2, с. 184].
Хандан говорит о том, что, по мнению Горького, в литературе существует два основных направления: реализм и романтизм. Реализм правдиво описывает человека и условия его жизни. А романтизму хоть и было дано множество определений, но точного, исчерпывающего определения этого направления еще нет" [2, с. 200].
Горький не видел серьезного различия между этими двумя направлениями, в его творчестве оба эти направления были тесно связаны. По мнению Горького, единство романтизма и реализма ясно видно в дальнейшем развитии литературы, в особенности советской [2, с. 201].
Дж. Хандан исследует художественное, литературно-критическое творчество Горького, заложившего фундамент одной из крупнейших литературных школ.
Теоретический анализ и исследование Ханданом творчества одного из виднейших представителей русской литературы XIX-XX в. имеет особую ценность. Горький, воплотивший революционные мечты рабочего класса, создавший их художественные образы, с большой силой и мастерством отобразивший романтические образы самоотверженных героев, возвышающихся в борьбе, исследуется как писатель, повлиявший на литературу других народов, больше всех изучаемый во всем советском литературоведении и литературной критике, служащий примером многим.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хандан Дж. Библиография. Баку: Изд-во БГУ, 2010. 32 с. С. 4-8.
2. Хандан Дж. Избр. произведения: В 2 т. Т. 1. Баку: Чашыоглы, 2010. 352 с.
3. Гусейн М. Произведения: В 9 т. Т. 9. Баку: Элм, 1979. 634 с.
4. Джафаров М. В пути творчество. Баку: Элм, 1975. 368 с. С. 30.
22 мая 2012 г.
УДК 811.11+321.64
ТОТАЛИТАРНЫЙ ДИСКУРС КАК ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
М.В. Лесняк
Ы;лью представленной статьи является определение тоталитарного дискурса, выявление льных характеристик и систематизация подходов к его изучению. Обращение к данной теме продиктовано новой волной интереса к приемам речевого воздействия в сфере политической коммуникации. Актуальность исследования обусловливается на-
Лесняк Марина Валерьевна - аспирант, преподаватель кафедры романо-германской филологии Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, e-mail: marinka83@bk.ru, т.: 8(863)2370374
учным интересом к тоталитарному дискурсу как к наиболее подходящему для реализации речевых манипулятивных техник.
Исследование тоталитарного дискурса целесообразно начать с определения политического дискурса, поскольку язык тоталитарного общества представляет собой частный случай политической коммуникации. На сегодняшний день существует большое многообразие
Marina Lesnyak - post-graduate student, a lecturer of the department of German and Romance languages at the Southern Federal University, 93, Universitetskiy Lane, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: marinka83@bk.ru, ph. +7(863)2370374.