Научная статья на тему 'Джафар хандан о русском классике Максиме Горьком'

Джафар хандан о русском классике Максиме Горьком Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
138
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАФАР ХАНДАН / ГОРЬКИЙ / РОМАН "МАТЬ" / МАКАР ЧУДРА / JAFAR KHANDAN / GORKI / "MOTHER" ROMANCE / MAKAR CHUDRA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шукюрова Гюльхани Вагиф Гызы

Рассматриваются литературно-критические заключения Хандана о творчестве Горького, о роли Горького как революционно-демократического писателя в развитии советской литературы и его влиянии на мировой литературный процесс. Отмечается роль научно-теоретических мыслей Хандана как литературоведа о романе Горького “Мать”, о его рассказах, драматических произведениях и литературно-публицистических взглядах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

J. Khandan about Maxim Gorki, Russian Classic

Literary-critical considerations of J. Khandan on creature of Gorki, role of Gorki as revolutionary-democrat writer in development of literature of soviet population and exact purposes of influence to the literary process of world population are considered. Importance of thoughts of Jafar Khandan as literary critic on “Mother” romance, histories, and dramatic works, literarypublicist ideas of the writer are mentioned.

Текст научной работы на тему «Джафар хандан о русском классике Максиме Горьком»

УДК 821.161.1.09"1917/1991"

ДЖАФАР ХАНДАН О РУССКОМ КЛАССИКЕ МАКСИМЕ ГОРЬКОМ

Г.В. Шукюрова

Максим Горький хорошо известен кавказскому, и в том числе азербайджанскому читателю. В 1905 г. по заказу газеты "Баку" он написал свое знаменитое произведение "О кавказских событиях", где раскритиковал национальную политику царизма. Это произведение было впервые опубликовано в этой газете.

Творчество Максима Горького подвергалось глубокому научному и теоретическому осмыслению литературоведов Азербайджана и других стран бывшего Советского Союза. Мамед Ариф, Мехди Гусейн, Мирзе Ибрагимов, М. Рафили, М.Дж. Джафаров, Р. Рустам-заде и др. исследовали литературное наследие Горького.

Р. Роллан, А. Франц, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Син и другие прогрессивно мыслящие, всемирно известные писатели высоко ценили творчество Горького, его произведения были переведены на многие языки мира.

Дж. Хандан исследует творчество Горь -кого, его деятельность как критика и публициста. Также исследователь уделяет внимание революционной деятельности Горького.

Джафар Хандан (Джафар Зейнал оглу Гаджиев), 1910-1961 гг. - азербайджанский литературовед, ректор Азербайджанского государственного университета (1950-1954), заведующий кафедрой истории азербайджанской литературы АГУ. Автор первой монографии о творчестве основоположника азербайджанской сатиры М.А. Сабире ("Сабир", 1940), первого в Азербайджане учебника "Теория литературы" (1940), первого исследования по литературе иранского Азербайджана (1949).

Написанный Джафар Ханданом совместно с Мамед Арифом учебник для средней школы "Советская литература" (1939) выдержал 17 изданий [1].

Дж. Хандан пишет о том, что Горький еще в молодости приезжал в Баку работать,

Шукюрова Гюльхани Вагиф гызы - кандидат филологических наук, ученый Отдела мифологии в Фольклорном институте Национальной Академии наук, АЗ-1000, г. Баку, ул. Хагани, 25, e-mail: info@gulxani.net.

побывал на нефтяных рудниках Черного города. Великий русский писатель три раза посетил Азербайджан в 1892, 1897 и 1928 г. и написал свой знаменитый очерк "Два Азербайджана". В 1928 г. Горький приехал в Баку, встретился с представителями азербайджанской интеллигенции, выступал на всесоюзной конференции, посвященной новому алфавиту и проходящей под председательством С. Ага-малиоглу, и на пленуме Бакинского Совета. В свое произведение "В Советском Союзе" он добавил старые и новые очерки о Баку.

В статье "Максим Горький" Джафар Хандан пишет о том, что великий русский писатель с раннего возраста проявлял интерес к народному творчеству, поддерживал связь со старшим поколением, хранившим в памяти образцы устной народной литературы. Горький получал огромное удовольствие от тех сказок, легенд и преданий, которые они ему рассказывали.

Хандан пишет о том, что Горький также был известен как основатель фольклороведе-ния, он говорил о воспитательной функции загадок, поговорок, народных сказок, легенд и преданий, почерпнутых из фольклорных источников. "Горький высоко ценил народное творчество, называл фольклор самой богатой сокровищницей. Творчество Горького - самая ценная воспитательная школа для молодежи" [2, с. 164].

Дж. Хандан делит творчество Горького на два этапа: до октябрьской революции и после октябрьской революции. На первом этапе он исследует жизнь Горького, его детство, молодость, формирование писателя в условиях разгара революции. В своих произведениях Горький воплощал идеи и мечты революционно настроенных рабочих.

На первом этапе в формировании Горького как писателя важную роль сыграла окружающая среда. Хандан отмечает,

Gulkhani Shukurova - Ph.D. of Philology, scientist of the Mythology Department at the Folklore Institute of Azerbaijan National Academy of Sciences, 25, Khagani Street, Baku, AZ-1000, e-mail: info@gulxani.net.

что служение такого писателя, как Горький, о литературе в период разгара революционного движения было очень важно. Он говорит о том, что Горький дал толчок целенаправленной борьбе, которую вел трудящийся народ против эксплуатации буржуазией. Дж. Хандан говорит о роли, которую сыграли произведения Горького в формировании активной, воинственной, революционной молодежи.

Произведения Горького " Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Варвары", "Враги", "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие", "Фома Гордеев", "Жизнь Клима Самгина", "Мать", "Детство", "Макар Чу-дра", "Челкаш" и др. по своему содержанию и идее повествуют о человеческих судьбах. В них Горький создал образы борцов, вышедших из "дна" и борющихся во имя счастливого, свободного и благополучного будущего.

В своем романе "Мать" Горький мастерски объединил людей, способных жить и творить в условиях строя, о котором они мечтали.

Его герои - взятые из реальной жизни несокрушимые борцы, выступающие против несправедливости существующего строя. Еще в 1901 г., когда революционная волна начала охватывать страну, в своем произведении "Буревестник" Горький писал о неминуемом приходе революции.

Дж. Хандан характеризует Горького как "новый тип пролетарского писателя", вдохновленного борьбой революционного пролетариата, видящего их счастливое будущее и воспевающего это будущее в "Буревестнике".

Написанное за четыре года до русской революции, это произведение предвещало ее наступление [2, с. 162].

Хандан характеризует Горького как гениального русского писателя, своими бессмертными произведениями обогатившего сокровищницу мировой литературы, прошедшего трудный путь, который могут пройти не многие, личность, которая благодаря введенным ею в русскую литературу "новшествам" привлекла к себе внимание всего мира.

Джафар Хандан пишет: "Современная молодежь и представить не может, в каких тяжелых условиях жил и творил великий писатель. Вынужденный из-за бедности оставить школу, Горький благодаря лишь собственному упорству и трудолюбию приобрел научные знания, высказывал ценные передовые мысли о литературе и искусстве" [2, с. 162].

Исследователь отмечает, что Горький оказал огромное влияние на формирование взглядов революционеров, поддерживал с ними отношения и попал за это в "черный список" у царского правительства. Несмотря на трудности, с которыми ему приходилось сталкиваться, несмотря на то что его произведения не были оценены некоторыми деятелями литературы, в том числе и Короленко, после того, как его повесть "Макар Чудра" была опубликована в тбилисской газете "Кавказ", Горький смог привлечь к себе внимание широких народных масс, а также видных деятелей того времени.

В одной из своих статей о произведении Горького "Макар Чудра" Мехди Гусейн пишет: «12 сентября 1892 года в газете "Кавказ" была опубликована маленькая, но очень интересная повесть под названием "Макар Чудра". Это произведение было резким протестом против ряда русских писателей, ударившихся в пессимизм. Это произведение воспитывает отважных героев, готовых пожертвовать собственной жизнью во имя свободы» [3, с. 107].

Джафар Хандан исследует творчество Горького после Октябрьской революции и отмечает, что, проходя лечение за границей, Горький написал роман "Дело Артамоновых". В 1927 г. Горький написал эпопею "Жизнь Клима Самгина", также он написал "Егор Булычев и другие", в котором отобразил радость трудящегося народа, вдохновленного удачами революционеров, пьесу "Достигаев и другие", статьи "Если враг не сдается, его уничтожают" - направленную против капитализма и фашизма, и "Деятели искусства, кто вы?".

Исследователь отмечает, что Горький открыл новую страницу в истории советской литературы и большевистской прессы.

Джафар Хандан исследует деятельность Горького как председателя Союза писателей СССР: "Горький, являющийся основателем социального реализма в литературе, способствовал развитию советской литературы во время своего руководства ею. Он показал, что социалистический режим создал невиданные до сих пор в истории хорошие условия для деятельности и развития писателя" [2, с. 163].

Советский период - это период продолжительностью в 70 лет. В этот период как в других сферах, так и в литературе появились великие писатели, поэты и литературоведы. В различных, сменяющих друг друга общественных формациях, были великие мастера.

Все это мы видим и в произведениях других писателей: Низами, Насими, Хагани, Вагифа, Закира, Шакира, а также сформировавшихся в условиях капитализма М.Ф. Ахундова, М.А. Сабира, Дж. Мамедгулузаде, А. Хагвердиева, Наджаф бея Везирова и других известных литераторов. То, что Дж. Хан-дан, Самед Вургун, Сулейман Рустам, Максим Горький, Микаил Мушвиг, Ахмед Джавад жили и творили в социалистическую эпоху не случайно. Их сформировали общественно-политические условия. По их мнению, среди всех общественных формаций самым удачным, самым демократичным режимом был социализм, даже несмотря на то что в результате неправильной политики пришедших к власти сил, успех не был достигнут. Силы, которые хотели жить и творить свободно, независимо, равноправно, не смогли достичь желаемого. Коренные ошибки, которые были допущены, разрушили этот режим. Политика гегемонии в национальных вопросах нанесла свой тяжелый удар по социализму.

Социалистический режим может и не был идеальным, может, у него и были свои недостатки, но именно этот период сформировал такого великого мастера, как Горький. Советская литература - великая литература. Может быть, за всю свою историю литература и культура народов, вошедших в Советский Союз, не развивалась столь глубоко и всесторонне, как в советский период [2, с. 163].

Если обратиться к истории, то в каждую эпоху были свои ученые, языковеды, поэты и прозаики. За 70 лет советского режима сокровищница нашей литературы настолько обогатилась, что время от времени она становится объектом пристального внимания ученых и литературоведов. Что касается цензуры, то она была во все времена. Всегда люди, писавшие против государства, критикующие существующий строй, подвергались преследованиям. Насими, Хагани, Вагиф - список можно продолжать до бесконечности.

Но даже несмотря на господство цензуры, в советский период развивалось искусство, появились великие мастера, имена которых навсегда вошли в историю.

Они вдохновлялись богатыми традициями народных литератур, имеющих древнюю историю. Мамедджафар был прав, когда говорил, что "народы пришли к социализму не с пустыми руками, они принесли с собой свою передовую культуру, материально-нрав-

ственные ценности, прогрессивные традиции, героические обычаи, передовую литературу и искусство. Народы, принявшие новый строй, изменялись и развивались наряду с развитием созданного ими общества, также и их литература изменилась и приобрела новые высокие качества" [4].

Горького как писателя сформировали особые условия страны, в которой он жил. В XX в. Россия была самым слабым звеном империалистической системы и узловой точкой всех противоречий империализма. И в то же время в России были созданы важные условия для победы социализма. Рабочий класс России обладал большим опытом классовой борьбы, своим высоким революционным духом и организованностью он выделялся во всем мире.

Мехди Гусейн писал, что "великое искусство во все времена выражало великие идеи своей эпохи. Великое искусство всегда создавало своих героев, образцовые типы" [3, с. 127].

Хандан исследует литературно-критическую деятельность Горького. В своей статье "Типизация в художественной литературе" он говорит о том, что для своих произведений Горький выбирал самые характерно-типические стороны жизни, Хандан подчеркивает умение Горького "обобщать", выбирать характерные образы, события и факты. Созданные им в романе "Мать" герои - Павел и его мать Ниловна являются самыми характерными представителями рабочего класса того времени. Без умения обобщать и типизировать невозможно создать хорошее произведение искусства [2, с. 175].

По мнению Горького, художественная литература не может основываться на "случайных фактах", она должна стоять выше обычных людей и событий, литературное событие выступает обобщенной и типизированной формой обычных событий жизни. И только в этом случае "жизненный факт" может превратиться в "литературный факт" [2, с. 175].

Горький говорил, что "настоящее искусство обладает способностью гиперболизации. Все эти Геркулесы, Прометеи, Дон Кихоты, Фаусты не просто продут фантазии, а поэтическая гиперболизация реальных фактов. Гиперболизированные образы широко распространяются среди читателей и становятся символами представленных ими типических событий, характеров и особенностей" [2, с. 184].

Дж. Хандан пишет, что "в самом сильном писателе-реалисте есть широкая творческая фантазия и романтизм. Нельзя ставить реализм против романтизма. В настоящем произведении искусства они образуют единое целое и в одинаковой степени важны". Говоря об отношении Горького к романтизму в социальном реализме, исследователь отмечает, что, по мнению Горького, "это должен быть революционный романтизм, самый активный, пафосный, основывающийся на богатом опыте русских революционеров. Такой романтизм нам нужен не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни" [2, с. 184].

Хандан говорит о том, что, по мнению Горького, в литературе существует два основных направления: реализм и романтизм. Реализм правдиво описывает человека и условия его жизни. А романтизму хоть и было дано множество определений, но точного, исчерпывающего определения этого направления еще нет" [2, с. 200].

Горький не видел серьезного различия между этими двумя направлениями, в его творчестве оба эти направления были тесно связаны. По мнению Горького, единство романтизма и реализма ясно видно в дальнейшем развитии литературы, в особенности советской [2, с. 201].

Дж. Хандан исследует художественное, литературно-критическое творчество Горького, заложившего фундамент одной из крупнейших литературных школ.

Теоретический анализ и исследование Ханданом творчества одного из виднейших представителей русской литературы XIX-XX в. имеет особую ценность. Горький, воплотивший революционные мечты рабочего класса, создавший их художественные образы, с большой силой и мастерством отобразивший романтические образы самоотверженных героев, возвышающихся в борьбе, исследуется как писатель, повлиявший на литературу других народов, больше всех изучаемый во всем советском литературоведении и литературной критике, служащий примером многим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хандан Дж. Библиография. Баку: Изд-во БГУ, 2010. 32 с. С. 4-8.

2. Хандан Дж. Избр. произведения: В 2 т. Т. 1. Баку: Чашыоглы, 2010. 352 с.

3. Гусейн М. Произведения: В 9 т. Т. 9. Баку: Элм, 1979. 634 с.

4. Джафаров М. В пути творчество. Баку: Элм, 1975. 368 с. С. 30.

22 мая 2012 г.

УДК 811.11+321.64

ТОТАЛИТАРНЫЙ ДИСКУРС КАК ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

М.В. Лесняк

Ы;лью представленной статьи является определение тоталитарного дискурса, выявление льных характеристик и систематизация подходов к его изучению. Обращение к данной теме продиктовано новой волной интереса к приемам речевого воздействия в сфере политической коммуникации. Актуальность исследования обусловливается на-

Лесняк Марина Валерьевна - аспирант, преподаватель кафедры романо-германской филологии Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, e-mail: marinka83@bk.ru, т.: 8(863)2370374

учным интересом к тоталитарному дискурсу как к наиболее подходящему для реализации речевых манипулятивных техник.

Исследование тоталитарного дискурса целесообразно начать с определения политического дискурса, поскольку язык тоталитарного общества представляет собой частный случай политической коммуникации. На сегодняшний день существует большое многообразие

Marina Lesnyak - post-graduate student, a lecturer of the department of German and Romance languages at the Southern Federal University, 93, Universitetskiy Lane, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: marinka83@bk.ru, ph. +7(863)2370374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.