Научная статья на тему 'ТОС - «Начальная школа» местного самоуправления (из истории развития территориального общественного самоуправления в г. Барнауле)'

ТОС - «Начальная школа» местного самоуправления (из истории развития территориального общественного самоуправления в г. Барнауле) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОС - «Начальная школа» местного самоуправления (из истории развития территориального общественного самоуправления в г. Барнауле)»

» алтайский вестник

, - государственной и муниципальной службы i

Валентина Григорьевна Лякшиева - руководители аппарата Барнаульской городской Аумы

TOC - «начальная школа» местного самоуправления (из истории развития территориального общественного самоуправления в г. Барнауле)

История развития территориального общественного самоуправления (TOC) в г. Барнауле ведет свой отсчет с июля 1990 г., когда Президиумом Барнаульского городского Совета народных депутатов было утверждено Положение об общественном самоуправлении микрорайонов города Барнаула.

Положительным результатом совпадения интересов органов власти и населения стало создание осенью 1990 г. в Железнодорожном районе г. Барнаула первых Советов ТОС-Петровского, Червонного, Матросовского микрорайонов. Наличие определенной правовой базы, удачное стечение обстоятельств, инициатива главы района Ю.М. Петрова, депутатских групп, членов Советов общественности при опорных пунктах правопорядка и наиболее активной части населения позволили создать необходимую базу для развития TOC в городе. Реализацию намеченных планов поддержали активисты - A.B. Лисичен-ко, А.Н. Сарычев, М.Л. Винокуров, Л.В. Ионова, Ю.С. Колпаков, а затем Н.С. Тарская, В.И. Бжицких, Г.Я. Медведева и многие, многие другие.

В типовом Положении о территориальном общественном самоуправлении, утвержденном решением от 12.11.1992 № 233 Барнаульского городского Совета народных депутатов под председательством В.П. Дешевых, была отмечена необходимость включения в систему управления городом органов TOC.

Практический опыт развития TOC как одной из наиболее доступных для населения форм участия в местном самоуправлении подкреплялся новой законодательной базой. Так, Федеральными законами («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995, а далее и 2003 г.г. (соответственно №№ 154-ФЗ, 131-ФЭ) TOC рассматривается как форма непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения на территории микрорайона, села, поселка, дома и т.д. В декабре 1996 г. Алтайским краевым Советом народных депутатов принимается закон о территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае. В 1997

г. при активном участии руководителей Советов и Комитетов TOC, депутатов Барнаульской городской Думы Л.М. Сувориновой, В.Д. Позднякова, а затем М.Н. Звягинцева, В.Г. Юдина и др. готовятся положения о TOC в г. Барнауле (решение БГД от 29.04.1998, позднее - от 23.12.2005 №254). Деятельность уличных и домовых комитетов также регламентируется соответствующими положениями. Система местного самоуправления прописана в Уставе муниципального образования (в н. в. это Устав городского округа - города Барнаула А\тайского края, принятый решением городской Думы от 20.06.2008 № 789). Как мы видим, в г. Барнауле сформирована нормативная правовая база, определяющая работу всех «ступенек» местного самоуправления.

Идея развития TOC находила постоянную поддержку у главы городского самоуправления В.Н. Баварина, им 19.01.1998 г. было подписано постановление № 51 «О создании органов территориального общественного самоуправления в населенных пунктах на территории города», что способствовало созданию таких структур в селах и поселках городского округа.

Значительное внимание развитию данных форм непосредственной демократии уделяет глава города В.Н. Колга-нов, председатель городской Думы C.B. Краснов, другие руководители муниципальных и государственных органов.

В городе действуют Координационный Совет по TOC, возглавляемый заместителем главы администрации города, руководителем аппарата П.Д. Фризеным (ранее С.И.Штань). В 2000 г. была создана городская Ассоциация органов TOC (председатель Н.С. Тарская), которая, к сожалению, по ряду причин сейчас практически бездействует.

В настоящее время в городе создано 49 Советов и Комитетов TOC. Все они разные, со своими историческими и местными традициями или пока без них, с различной экономической базой, проблемами и путями их решения.

Так, в Железнодорожном районе в 90-е годы самым «богатым» был Мат-росовский Совет - ему администрацией

района были делегированы полномочия по взиманию арендной платы за землю под коммерческими киосками, которых было великое множество у магазина «Чайка». Червонный Совет проводил огромную работу по инвентаризации временных сооружений - погребов и гаражей, поставленных кем угодно и где угодно, строил первую в районе площадку для выгула собак. Петровский Совет взялся, в первую очередь, наводить порядок на рынке, где были упорядочены торговые места, построен платный туалет, что решило «проблему» не только торговцев, но и ближайших подъездов. В пос. Ягодном председателем TOC З.А. Швед была реализована идея очистки водоема, который не только стали использовать как противопожарный, но и запустили в него рыбу, а зимой он становился катком.

Примеры положительной деятельности подобных общественных структур можно приводить бесконечно - это и благоустройство территорий, праздники дворов и улиц, встречи Нового года, день защиты детей и День Победы, различные благотворительные мероприятия и возрождение добровольных народных дружин. Стал традиционным городской конкурс среди TOC на лучшую организацию работы с населением по благоустройству территории.

Мы постоянно говорим о том, что ни одна самая совершенная нормативная база не будет работать без конкретных неравнодушных людей. Положительными моментами взаимодействия власти и населения могут стать не только организационные вопросы, но и проводимые совместные мероприятия. Часто население недовольно властью (к сожалению, поводы для этого всегда есть), и слова «чиновник», «депутат» в последнее время часто становятся именем нарицательным. Но если эти люди выходят в свой двор на его благоустройство, на субботники, сажают деревья и цветы вместе с жильцами, участвуют в этих мероприятиях не в парадных костюмах, а в рабочей форме, то это дает право сказать, что здесь все равны и все, в первую очередь, - представители населения. И нередко так и бывает: выйдет «началь-

опыт: проблемы, перспективы

ник» во двор, за ним потянутся и другие жильцы...

Вспоминается случай, как в одном из наших дворов Г.А. Мисько, бывший крупный руководитель, стал автором почина: «каждой квартирой должна быть оформлена клумба», и пусть не все его поддержали, этот пример стал светлой памятью конкретному человеку.

Город прирастает новыми общественными структурами, в Желез-

нодорожном районе совсем недавно создан TOC «Привокзальный», на его территории живет много руководителей - бывших и настоящих. Но их усилия без поддержки населения вряд ли сыграют заметную роль в преображении отдельного микрорайона и всего города.

Пропаганда передовых общественных идей, обмен опытом на различных мероприятиях, в том числе и органи-

зация научно-практических конференций, должны сыграть важную роль в развитии местного самоуправления как власти народа, стать его «начальной школой». Ведь только совместными усилиями можно добиться результатов в наведении порядка в подъезде, во дворе, в микрорайоне, во всем городском округе, который мы любим и считаем своим Домом!

Людмила Леонидовна Тимченко - заместитель главы администрации, руководитель аппарата администрации Железнодорожного района

Выборы местного уровня и проблемы отчуждения

Местные или муниципальные выборы являются такой формой народовластия, посредством которой население реализует свое право на местное самоуправление. Принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения. Это участие обеспечивается, прежде всего, такими формами прямой демократии как муниципальные выборы, местный референдум, собрания, сходы, конференции граждан, обращения граждан, народная правотворческая инициатива, общественные слушания, территориальное общественное самоуправление и др.

На практике полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляются собраниями и сходами граждан лишь в некоторых, небольших по численности населения муниципальных образованиях. Местные референдумы используются по большей части в случае изменения границ, территории муниципального образования, что происходит крайне редко. Отзыв депутата, выборного должностного лица также не получил широкого распространения на местном уровне. Практикой не подтверждается тезис о существенном влиянии на систему местного самоуправления народных правотворческих инициатив и обращений граждан в органы местного самоуправления. Что касается территориального общественного самоуправления, то опыт показывает, что граждане не всегда проявляют широкую инициативу в отношении указанной, как и иных форм самоорганизации в целях решения вопросов местного значения. Из этого следует, что в большинстве муниципальных образований единственной формой непосредственной

демократии, реально используемой и ориентированной на всех дееспособных жителей соответствующей территории, являются муниципальные выборы. Сегодня муниципальные выборы зачастую являются единственным каналом влияния населения на муниципальную власть. Не случайно, проблемы местного самоуправления, избирательного права, определения роли выборов в формировании основ народовластия в Российской Федерации не раз затрагивались в научных исследованиях.

Их изучение позволило сформулировать следующие основные выводы: 1. Местное самоуправление исторически возникает как объективный результат поиска человечеством наилучших форм государственного управления, сочетающего принципы централизма и самоуправления. Имеющиеся различия в существующих моделях местного самоуправления объясняются историческими, географическими, национальными, религиозными и другими особенностями развития различных государств и народов, но в их основе лежат общие черты, предопределяющие осознанное стремление граждан самостоятельно решать местные вопросы, ограничение роли государства и децентрализация государственной власти, примат права над государством, обеспечение прав и свобод.

2. Анализ становления и развития института выборов на местном уровне в России показывает, что переход к реальной демократии и проведение в связи с этим реформирования политической и правовой систем Российской Федерации меняет роль муниципальных выборов в системе народовластия, придавая им все большую значимость. Муниципальные выборы являются самой распространенной, а в большинстве муниципальных

образований единственной реально используемой формой непосредственной демократии.

3. Традиции российского самоуправления свидетельствуют об уникальности института местного самоуправления в нашей стране, тем не менее, конституционное закрепление общепризнанных принципов и норм международного права и признание международных договоров составной частью Российской правовой системы предполагает необходимость использования международных стандартов при совершенствовании избирательного законодательства Российской Федерации, в том числе и на уровне местного самоуправления.

В муниципальном образовании прямое, непосредственное представительство местного сообщества выражается через выборные органы местного самоуправления и через выборных должностных лиц местного самоуправления. К ним относятся, прежде всего, депутаты представительных органов местного самоуправления, сами представительные органы, а так же главы муниципальных образований. Представительный орган местного общества - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения, принимать его от имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Роль территориального общественного самоуправления здесь трудно переоценить. Ведь в крупном муниципальном образовании, например, в Барнауле с 600 - тысячным населением власть по объективным причинам отдалена от населения. На каждом избирательном округе примерно 15 тысяч избирателей. Только система работы депутата с TOC позволит ему информировать население О намерениях и действиях Думы, полу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.