Научная статья на тему 'Территориальное общественное самоуправление Железнодорожного района как один из факторов социально-экономического развития'

Территориальное общественное самоуправление Железнодорожного района как один из факторов социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальное общественное самоуправление Железнодорожного района как один из факторов социально-экономического развития»

TOC - ШКОЛА ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ

30 сентября 2008 года состоялась научно-практическая конференция, посвященная проблемам самоорганизации граждан. В конференции приняли участие руководители органов местного самоуправления города Барнаула, ученые, председатели уличных, домовых комитетов, члены советов территориального общественного самоуправления Железнодорожного района г. Барнаула. Процессы становления и развития местного самоуправления, которые сами по себе -интереснейшее и перспективное поле научного исследования, позволяют сделать выводы о большом разнообразии форм самоорганизации граждан. Участники конференции обсудили теоретические вопросы развития территориального общественного самоуправления, поделились опытом работы в этом направлении.

Анатолий Филиппович Воронков - глава администрации Железнодорожного района г. Барнаула

Территориальное общественное самоуправление Железнодорожного района как один из факторов социально-экономического развития

Территориальное общественное самоуправление в Железнодорожном районе имеет почти 30-летнюю историю и прошло долгий и непростой путь развития.

В 1971 году по решению партийных органов были определены микрорайоны в городе для организации работы с населением, закреплены за ними трудовые коллективы, а к концу 80-х годов в районе уже существовали многочисленные общественные формирования жителей и трудящихся, такие как: координационные советы, советы директоров, советы общественности опорных пунктов охраны порядка и другие.

Зачастую эти общественные формирования состояли из людей, не проживающих в микрорайонах, слабо знающих проблемы жилых микрорайонов, не заинтересованных в результатах своего общественного труда. Они в большинстве своем были организованы волей руководящих инстанций, а не инициативой населения и, что особенно важно, они не имели экономической основы.

В июле 1989 года на сессии исполкома Железнодорожного района был поставлен вопрос о новых подходах к решению насущных проблем жителей. А проблем было немало. Было решено, что важнейшим звеном, которое позволит гармонично сбалансировать интересы жителей, жилищных и коммунальных служб, может стать самоуправление в лице советов микрорайонов, избираемых на собрании жителей.

Это было вызвано тем, что депутаты районного, городского и краевого Советов Червонного микрорайона, объеди-

нившись в депутатскую группу под руководством Лякишевой В.Г., выступили с инициативой создания совета самоуправления и получили поддержку исполнительного комитета.

Так, практически одновременно в Червонном и Петровском микрорайонах было положено начало формированию территориального общественного самоуправления.

Система территориального общественного самоуправления в районе является сложной и многоступенчатой. Она включает 51 уличный комитет, 309 председателей домовых комитетов, 1145 старших по подъездам, шесть советов и один комитет TOC.

Цели и задачи территориального общественного самоуправления направлены на отстаивание интересов населения и через повышение их активности в общественной жизни, вместе с муниципалитетом на создавание комфортных условий проживания по месту жительства.

Органы TOC накопили большой опыт в решении вопросов социально-экономического развития микрорайонов: это благоустройство территории, помощь пожилым людям, организация досуга населения и занятости детей и подростков, проведение праздников и спортивных соревнований, содействие в охране правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов жителей и многое другое.

Советы самоуправления ежегодно на отчетных конференциях отчитываются перед населением микрорайонов о проведенной работе. На основе критических замечаний и предложений,

высказанных на конференциях, разрабатываются планы их дальнейшей работы. Администрация района оказывает советам самоуправления юридическую, организационную и методическую помощь.

В целях поддержки инициативы и расширения возможностей самостоятельного решения вопросов социально-экономического развития территории микрорайонов, администрация Железнодорожного района и советы территориального общественного самоуправления, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, решениями соответствующих органов местного самоуправления г. Барнаула, заключили договоры о взаимодействии, по которым органам TOC переданы часть полномочий органов местного самоуправления. Администрация Железнодорожного района передает советам TOC микрорайонов с соответствующим финансовым обеспечением следующие полномочия: разрабатывать долгосрочные и краткосрочные Программы развития самоуправляемых территорий с последующим согласованием с главой администрации района; выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, развитию объектов социальной инфраструктуры, в том числе за счет средств, передаваемых администрацией района; проводить разъяснительную работу с собственниками многоквартирных домов о необходимости выбора способа управления домами; вносить предложения по развитию мелкорозничной сети с целью удовлетворения

ОПЫТ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

потребностей в товарах и услугах; содействовать созданию в микрорайонах предприятий различных форм собственности; оказывать финансовую и материальную помощь малообеспеченным гражданам, проживающим на территории микрорайона; организовывать общественные работы для создания новых рабочих мест и ряд других полномочий.

Органам TOC выделены помещения для осуществления их деятельности. Ежегодно по решению Барнаульской городской Думы и администрации города они освобождаются от арендной платы за пользование этими помещениями.

С 1992 года Советам было предоставлено право самим зарабатывать средства и самостоятельно ими распоряжаться. В настоящее время органы TOC зарабатывают средства, распределяют и расходуют их в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития микрорайонов. Они активно привлекают средства предпринимателей и жителей для работ по благоустройству, озеленению, ремонту жилого фонда, проведения праздников и социальных акций. Б свою очередь, советы оказывают спонсорскую помощь школам и детским садам.

Для поддержки и реализации творческого потенциала некоммерческих организаций, к которым относятся и органы территориального общественного самоуправления, администрация города проводит конкурсы проектов общегородского значения. Советы TOC Железнодорожного района на протяжении нескольких лет принимают участие в конкурсах и получают средства для осуществления социально значимой работы в микрорайонах.

Например, в нынешнем году Совет TOC Петровского микрорайона стал одним из победителей в городском конкурсе с проектом «Лето спорта - трудным подросткам». Средства направлены на реконструкцию спортивной площадки гимназии №80, на стадионе которой обычно проходят спортивные соревнования среди молодежно-подростковых клубов. Совет TOC Красноармейского микрорайона получил средства на реставрацию хоккейной площадки по просп. Строителей, 29. Совет TOC Локомотивного микрорайона с проектом «Цветная радуга» получил средства на благоустройство проспекта Коммунаров. Комитету TOC Стахановского микрорайона выделены средства городской

администрацией на реализацию проекта «Бее лучшее детям» на строительство детской площадки в частном секторе.

Начиная с 2005 года Совет TOC Матросовского микрорайона участвует и получает средства на реализацию проектов, связанных с благоустройством и организацией досуга населения.

Органы территориального общественного самоуправления вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие своих территорий. Особенно важно их участие в газификации жилых домов района. В микрорайонах созданы и работают инициативные группы, работу которых координируют советы TOC. За 1 полугодие 2008 года освоено 7,2 млн. рублей: на поселке Осипенко 200 домов переведены на природный газ; в Стахановском микрорайоне подключены 80 домов; в границах улиц Телефонной и Матросова газифицированы 292 дома.

Советы TOC активные участники всех мероприятий, проводимых администрациями города и района. Большая работа проводится ими во время месячника санитарной очистки, в котором в 2008 году приняло участие около 6 тыс. жителей микрорайонов, в конкурсе приняли участие все советы TOC. В результате проделан большой объем работы. Благоустроено 5 придомовых территорий.

Оборудовано и отремонтировано 206 площадок различного назначения, в том числе 128 детских площадок, 46 спортивных площадок, 22 места для

отдыха, разбито 148 клумб и 1233 цветника. Завезено 1338 т. черного грунта для создания клумб, устройства газонов. При совместном участии жителей, советов TOC, управляющих компаний отремонтировано 85 подъездов, установлено 170 дверей с домофонами, 84 металлические двери.

В результате по итогам городского смотра-конкурса все советы TOC нашего района заняли призовые места.

Советы самоуправления ведут с населением физкультурно-оздоровительную работу. На районные спартакиады и турниры выставляют для участия спортивные команды. В микрорайонах проходят соревнования среди дворовых команд. Три года (с 2006) в районе в летний период работают молодежно-подростковые клубы по мест)'' жительства.

Первичным звеном городского самоуправления, составной частью территориального общественного самоуправления являются уличные и домовые комитеты. Председатели уличных и домовых комитетов активно участвуют не только в проведении районных мероприятий, но и организуют мероприятия по санитарной очистке и озеленению улиц и дворов, взаимодействуют с участковыми инспекторами милиции по вопросам общественного порядка и инспекторами пожарной части. Благодаря работе уличных и домовых комитетов администрация района своевременно узнает о возникающих проблемах для дальнейшего их разрешения.

82

%

i

Мы, в свою очередь, стараемся информировать общественников о состоянии дел в районе, приглашаем на совещания, Дни открытых дверей, проводим Дни администрации непосредственно в микрорайонах.

В районе сложилась система поощрения общественников-активистов. Они регулярно награждаются почетными грамотами и благодарственными письмами. В 2007 году награждались 105 человек, в текущем году- 90 человек. Ежегодно размещаются на Доске Почета

района фотографии лучших общественников.

Вместе с тем, имеются и проблемы в дальнейшем развитии и совершенствовании территориального общественного самоуправления в Железнодорожном районе. Основная часть населения ещё недостаточно понимает суть территориального общественного самоуправления. В связи с этим продолжается практика дальнейшего развития общественного самоуправления сверху, а не по инициативе самих жителей. Наталья Григорьевна Ломова - доцент Алтайского филиала ФГОУБПО Сибирская академия государственной службы» в г. Барнауле, кандидат психологических наук

По-прежнему многие жители считают, что муниципальные власти или советы TOC должны осуществлять работы по благоустройству придомовых территорий, ремонту и содержанию жилья.

Характерной особенностью советов TOC Железнодорожного района является охват больших территорий и населения. Это конечно затрудняет работу советов TOC, которые должны работать с каждым домом, с каждым жителем. Поэтому необходимо искать новые подходы к формированию структуры развития территориального общественного самоуправления. К. примеру, создавать квартальные комитеты или иные формы самоуправления.

Многолетней проблемой остается поиск кандидатур на посты председателей домовых и уличных комитетов. Основной причиной такой ситуации является общественный характер данной работы. Если пока ещё удается сохранять льготы для председателей уличных комитетов по земельному налогообложению, то для председателей домовых комитетов в связи с новыми условиями развития жилищно-коммунального хозяйства отменены льготы по оплате коммунальных услуг.

Органам территориально-общественного самоуправления необходимо активнее создавать новые хозяйствующие субъекты для расширения финансово-экономической базы, для того, чтобы заработанные средства направлять на решение вопросов местного значения.

О некоторых проблемах развития территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление является частью системы городского самоуправления и призвано обеспечить поддержку инициативы населения в решении вопросов социально-экономического развития соответствующей территории города.

В сфере TOC много дискуссионных вопросов, однако законодатели не оставили пространства для дискуссий относительно определения территориального общественного самоуправления, под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и ответственного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения непосредс-

твенно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Самоорганизация граждан - это не просто требование законодательства. Это объективная потребность людей, которые вынуждены искать способы решения в первую очередь своих бытовых проблем на той территории, где они проживают.

Масштаб, формы участия граждан в местной жизни могут быть самыми разнообразными. Чаще всего самоорганизация граждан происходит на конкретной территории и вокруг локальных проблем.

В то же время можно с сожалением констатировать, что пассивность насе-

ления, его нежелание и неумение участвовать в решении проблем своего места проживания является сегодня одной из серьезнейших проблем. Главные факторы пассивности, по мнению экспертов: недостаток у граждан правовых знаний; недоверие жителей к органам местного самоуправления, неверие в возможность оказывать влияние на принимаемые решения; недостаток в муниципалитетах необходимых материально-финансовых ресурсов. И это лишает возможности муниципалитеты поддерживать в полной мере и развивать общественно полезные инициативы.

Территория, на которой осуществляется самоорганизация граждан, может варьироваться от столь малой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.