Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы территориального общественного самоуправления города Барнаула'

Организационно-правовые основы территориального общественного самоуправления города Барнаула Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Фризен Петр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы территориального общественного самоуправления города Барнаула»



ОПЫТ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

повышения нормативных отчислении в местные бюджеты федеральных налогов; организовать системное и массовое обучение должностных лиц МСУ в том числе направленное на обучение формам взаимодействия с муниципальной общественностью.

Есть определенные резервы и органов государственной власти субъектов РФ: необходимо разрабатывать соответствующие региональные программы, направленные на поддержку инициатив граждан; организовать методическую и методологическую поддержку органам

МСУ по вовлечению населения в решение вопросов местного значения; проводить регулярный мониторинг развития гражданского общества в муниципальных образованиях; способствовать распространению положительного опыта работы органов МСУ по развитию TOC.

Петр Дмитриевич Фризен - заместитель главы администрации г. Барнаула, руководитель аппарата председатель Координационного совета по TOC в г. Барнауле, кандидат юридических наук

Организационно-правовые основы территориального общественного самоуправления города Барнаула

Успех реализации планов экономического и социального развития города Барнаула во многом зависит от того, насколько ясными и понятными станут их цели населению, и насколько само население будет вовлечено в их реализацию.

Практика подтверждает, что органы власти наиболее успешно решают вопросы жизнеобеспечения территорий, работая не просто с населением, а с организованным населением. Самоорганизация граждан - это единственная возможность реализовать энергию, сознание и силы народа. Она во многом зависит от наличия нескольких факторов: инициативы отдельных жителей; поддержки местных властей; оценки значимости и роли деятельности активистов самими жителями. Задача местных властей — взять на себя инициативу поиска лидеров, создать нормотворческую базу и проводить информационно-разъяснительную работу. Что нами и было сделано.

На территории города Барнаула сложилась устойчивая система территориального общественного самоуправления и идет целенаправленная и комплексная работа по совершенствованию и развитию органов TOC.

Барнаульская городская Дума, администрации города и районов способствуют развитию TOC, держат этот вопрос на контроле, ход его развития регулярно рассматривается на заседаниях Думы, комитета по законности и местному самоуправлению, заседаниях коллегии администраций города и районов.

Насколько важное значение администрация города придает вопросам общественного развития, говорит факт создания в 2004 году специального подразделения - отдела по связям с общественностью. А год тому назад он был

выделен из комитета информационной политики в самостоятельный - комитет по работе с обращениями граждан и общественными объединениями, который непосредственно взаимодействует с огромным количеством общественных формирований города, в частности, с органами TOC, и функционально координирует эту деятельность среди других подразделений и структур власти, как на городском, так и на местных уровнях. Кроме того, сегодня решается вопрос о создании в администрациях районов подразделений с подобными функциями. Администрация города обеспечивает необходимые организационно - правовые условия для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления.

Особенностью Барнаульского территориального общественного самоуправления является то, что органы TOC входят в систему самоуправления города. Взаимоотношения органов TOC и администрации города строятся, в первую очередь, на Конституции РФ, Федеральных законах «Об общих принципах местного самоуправления», «О некоммерческих организациях», а также на основе Устава муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края (статья 29), «Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле», Типового Устава органов TOC, в которых определены правовой статус, полномочия и сфера их деятельности.

В городе Барнауле по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления созданы и работают 49 органов TOC (2007-45), которые охватывают более 400 тысяч человек (423500), что составляет 62,6% (2007-60,7) всего населения Барнаула.

В целях координации деятельности органов TOC, постановлением главы города от 27.01.2006 № 114 создан и эффективно работает Координационный совет по территориальному общественному самоуправлению в г. Барнауле. В его работе, наряду с председателями советов TOC, принимают активное участие заместители глав администраций, руководители аппаратов всех пяти районов города, депутаты Барнаульской городской Думы, руководители структурных подразделений администрации города.

На заседаниях совета, проходящих ежеквартально, рассматриваются актуальные вопросы, которые затрагивают интересы большинства жителей городских микрорайонов, обобщается передовой опыт работы органов TOC,. Так, в текущем году, обобщен опыт Железнодорожного района - по работе с председателями домовых и уличных комитетов по благоустройству территории и Индустриального района - по взаимодействию управляющих компаний с органами TOC по эксплуатации жилого фонда.

Без внимания администрации города не остается и вопрос финансовой обеспеченности бюджетов территориальных сообществ.

Проведение конкурсов является одной из продуктивных форм работы с населением, активизирующих его участие в совместных программах, реализуемых органами власти и территориального самоуправления.

Разработанные Положения о проведении конкурсов среди органов TOC «На лучшую организацию работы органов TOC по созданию, благоустройству и эффективному использованию детских и спортивных площадок» и «О проведении городского смотра-кон-

» алтайский вестник

, - государственной и муниципальной службы i

курса органов территориального общественного самоуправления на лучшую организацию работы с населением по благоустройству территории» позволили администрации города взять на себя часть расходов победителей конкурсов, предназначенных на содержание и эксплуатацию жилищного фонда, благоустройство и озеленение территорий.

Ещё одним ярким проявлением понимания администрации города необходимости демократизации общества, упрочения и развития институтов гражданского общества явилось принятие в 2007 году Концепции развития взаимодействия органов местного самоуправления города Барнаула с общественными и иными некоммерческими организациями до 2010 года» и «Положения о проведении конкурсов проектов общегородского значения среди некоммерческих организаций».

Принятие этих документов способствовало не только повышению социальной и общественной значимости органов TOC, не только увеличению объема бюджетных средств (хотя и разово), выделяемых администрацией города на поддержку общественно-значимых проектов и программ, реализуемых органами TOC, но, и в некоторой степени был ликвидирован правовой пробел по урегулированию оказания им финансовой поддержки.

Постановление главы города от 26.12.2007 ЗГ 4161 «О передаче нежилых помещений муниципальной собственности по договорам безвозмездного пользования органам территориального общественного самоуправления» был

решен вопрос о безвозмездном пользовании 14 советами TOC выделенными и закрепленными за ними помещениями. Только за 9 месяцев 2008 года содержание этих помещений городу обошлось почти в один миллион рублей.

Кроме этого, 29 органов TOC располагаются в нежилых помещениях, предоставленных им в клубах, школах, библиотеках и администрациях, 6 - располагаются в собственных помещениях.

Администрация города, заинтересованная в том, чтобы председатели TOC не искали средств к существованию, не зависели от коммерческой деятельности, а нормально и стабильно выполняли поставленные задачи по работе с населением, приняла несколько решений, определяющих их материальное положение. В соответствии с постановлением главы города (январь 1998 год) «О дополнении к штатному расписанию сельских и поселковых администраций» девять председателей органов TOC, осуществляющих свою деятельность в селах и поселках, введены в штатные расписания администраций специалистами 2-ой категории.

Кроме того, на материальное стимулирование работы выборных лиц TOC направлено и принятое в 2008 году постановление главы города «О лучшем председателе органа территориального общественного самоуправления г.Барнаула». Ежеквартально, около ЗО председателям оказывается финансовая поддержка.

В целях реализации основных нормативных правовых документов по территориальному общественному само-

управлению в г. Барнауле, на основании обращений граждан по разъяснению направления деятельности TOC, осуществления взаимодействия с различными организациями и структурными подразделениями администрации города разработаны следующие методические рекомендации в помощь активистам территориального общественного самоуправления: по проведению конференций (собраний) территориального самоуправления; по заключению договора о взаимном сотрудничестве с жи-лжцно-эксплутационной организацией; типовой устав уличного комитета. Созданы условия для организации систематического обучения, повышения информированности и правовой грамотности представителей органов TOC. Так, на базе Центральной городской библиотеки им. Ядринцева ежеквартально проводятся заседания правового лектория. Более 300 представителей общественного актива в течение этого года получили разъяснения по самым острым вопросам жизнеобеспечения территорий. Благодаря сотрудничеству с ООО «Гарант -Алтай», в двух советах TOC бесплатно установлена правовая система «Гарант» и электронная почта.

Опыт показывает, что работа с населением через органы TOC позволила значительно повысить активность жителей в общественной жизни, приблизила органы власти к нуждам и проблемам каждого отдельного барнаульца. И сама власть, понимая важность такого взаимного сотрудничества, настроена на дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления.

Анна Михайловна Лепота - студентка Алтайского филиала ФГОУВПО «Сибирская академия государственной аужбы» в г. Барнауле

Исторические аспекты развития территориального общественного самоуправления

Термин «самоорганизация граждан» впервые появляется в законе Российской Федерации № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На практике эта форма реализации права граждан на местное самоуправление означает активное участие граждан в местной жизни. Но, это не значит что до 2003г. в РФ не существовало самоуправление. Местное самоуправление имеет давнюю и богатую историю.

В 9-12 вв. образовалось государство Киевская Русь. Во главе государства стоял Великий князь, опиравшийся на дружину и совет старейшин - форму, которая традиционно присуща славянской социальной самоорганизации. Великий князь назначал наместников в города и сельскую местность. В восточнославянских русских городах действовали веча. Вече ставилось выше княжеской власти. Оно выполняло исполнительные законодательные и судебные функции. Спецификой вечевой формы управления можно считать отсутствие юридических

норм определения состава веча. Вече издавало законы, выбирало и судило городских сановников, решало вопросы войны и мира и другие жизненно важные вопросы. Власть князей являлась ограниченной вечами волостных городов. Вече в республиках утверждало новые и отменяло старые законы, принимало решения о постройке городов, крепостей, церквей, устанавливало меры веса, длинны, решало вопросы налогообложения, обороны, организации военных походов. Но при этом оно не было постоянно действующим органом. В начале

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.