Научная статья на тему 'Торговые представительства субъектов Российской Федерации'

Торговые представительства субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2666
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КООРДИНАЦИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / FOREIGN TRADE / SUBJECTS OF FEDERATION / COOPERATION / COORDINATION / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тигиев З. Э.

В статье исследуются правовые аспекты организации и деятельности торговых представительств субъектов Российской Федерации в различных регионах и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE MISSIONS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article legal aspects of the organization and activity of the trade missions of subjects of the Russian Federation in various regions and abroad are investigated.

Текст научной работы на тему «Торговые представительства субъектов Российской Федерации»

разработки инвестиционного меморандума и контроля инвестиций до реализации.

В рамках управления производственно-технологическими рисками целесообразно проведение предупредительных инженерных мероприятий, обновление оборудования, формирование системы страхования, отвечающей следующим базовым требованиям:

1. Единство принципов осуществления страхования на базе разработанных стандартов сопоставления при учете рисков, соответствующих существующей лучшей практике.

2. Надежность страхового покрытия (система отбора страховых компаний, постоянный мониторинг финансового состояния страховых компаний, анализ страховых выплат, осуществленных страховыми компаниями).

3. Экономическая эффективность страховой защиты: тарифная политика.

4. Максимальный объем страхового покрытия (анализ рисков, существующих на предприятии, проработка положений договоров страхования и распространение лучших редакций договоров).

5. Обеспечение обязательных видов страхования.

6. Повышение гарантий возмещения вреда, причиненного третьим лицам и окружающей природной среде в результате осуществления предприятием основной деятельности.

7. Защита имущественных интересов компании.

8. Предоставление единых социальных гарантий работникам предприятий, в т. ч. по добровольным видам личного страхования.

С целью поддержания финансовой стабильности предприятиям добывающей отрасли необходимо осуществлять непрерывный процесс мониторинга рисков с целью выявления новых рисков или изменений характеристики уже существующих рисков, в результате чего принимается решение об изменении метода воздействия на риск.

Литература:

1. Тасмуханова А.Е. Системно-методический подход к оценке рисков при планировании деятельности нефтегазодобывающих предприятий (на примере Республики Казахстан) // Нефтегазовое дело, 2006. С. 3-21.

2. Государственная программа разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов, проект, М., 2011.

3. Воропай Н.И., Сендеров С.М. Энергетическая безопасность в мире и России: предпосылки, возможности, проблемы / Энергетическая политика, 2010/ URL: http://www.sei.irk.ru/symp2010/papers/ ЯШ/Р1 -03r.pdf

4. Крук М. Риск - дело прогнозируемое // Ресурсы шельфа, 2011. URL: http://www.oilru.com/files/shelf_2011.pdf

ТОРГОВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тигиев З.Э., аспирант кафедры финансового права ИЭУП Российского государственного гуманитарного университета

В статье исследуются правовые аспекты организации и деятельности торговых представительств субъектов Российской Федерации в различных регионах и за рубежом.

Ключевые слова: внешняя торговля, субъекты федерации, сотрудничество, координация, внешнеэкономические связи.

TRADE MISSIONS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Tigiyev Z., the post-graduate student, financial law of IEML chair, Russian State University for the Humanities

In article legal aspects of the organization and activity of the trade missions of subjects of the Russian Federation in various regions and abroad are investigated.

Keywords: foreign trade, subjects of federation, cooperation, coordination, foreign economic relations.

Интеграция в мировую экономику ставит перед региональными правительствами новые проблемы. Это вопросы поддержки собственного производителя в рамках национального и международного права; повышения качества и стандартизации продукции для соответствия требованиям новых, более конкурентных рынков; возникновения зависимости от зарубежных инвесторов или партнеров по кооперации. Особое значение приобретает проблема координации внешних связей регионов с национальными органами власти. Развитие международного сотрудничества регионов предъявляет дополнительные требования и к правоохранительным орга-нам1.

Правовые и институциональные проблемы международного сотрудничества регионов имеют общие тенденции, проявляющиеся с широким разнообразием в зависимости как от различий в государственном устройстве и политических традиций отдельных стран, так и от географических, природных, социально-экономических, этнических и других индивидуальных особенностей регионов.

Международная деятельность регионов пока не опирается на единую нормативную международную базу и не имеет унифицированных институтов и механизмов сотрудничества. Кроме того, регионы различных стран имеют существенно различающиеся полномочия в области внешних связей. В этом главное организационно-правовое отличие сферы международного сотрудничества регионов от сложившейся системы межгосударственных отношений, основанной на международном праве, международных договорах, создании и деятельности международных организаций, внешнеполитических государственных ведомств, дипломатических, консульских и торговых представительств, функции и полномочия которых зафиксированы в международных конвенциях.

Современное международное право не содержит прямых запретов на участие регионов в международных отношениях, однако оно и не включает положения, непосредственно регулирующие этот процесс. Можно сделать предположение, что в результате широко-

го распространения практики международной деятельности субъектов федераций формируется (или сформировалась) обычная (неписаная) норма международного права, удостоверяющая законность этой деятельности2.

Применительно к Российской Федерации следует отметить, что в соответствии с со ст. 1 Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»3 субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Полномочиями в области внешнеторговой деятельности наделены органы субъектов Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности относятся:

• проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;

• содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

• открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности;

• информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ;

• создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации пользуются правом открывать свои представительства за пределами Российской Федерации.

При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации вправе давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно - территориальных образований иностранных государств.

Открытие представительств субъектов Российской Федерации на территориях иностранных государств, а равно открытие иностранных представительств на территории субъекта Российской Федерации производится на основе соглашения между соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации и правомочным органом субъекта иностранного федеративного государства или правомочным органом административно -территориального образования иностранного государства.

Представительства субъектов Российской Федерации на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта Российской Федерации не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Необходимо отметить, что данные функции субъектов Российской Федерации реализуются за счет образования торговых представительств, основным направлением работы которых является всемерная поддержка предпринимателей соответствующего региона, желающих наладить хозяйственные связи с коллегами из других регионов России и зарубежными партнерами.

В числе задач торгово-экономического представительства - продвижение на внешние рынки товаров и услуг, производимых в конкретном субъекте Федерации, содействие привлечению инвестиций в экономику республики, помощь в реализации на территории субъекта Федерации значимых инвестиционных и инновационных проектов.

Полномочия органов субъектов Федерации в области внешнеторговой деятельности детализируются в их законодательстве. Так, в ряде субъектов установлены полномочия правительства в этой сфере. Например, по Закону от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы»4 правительство в пределах своих полномочий:

• в соответствии с федеральным законодательством осуществляет международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными организациями, другими зарубежными партнерами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъектов РФ;

• в соответствии с федеральным законодательством проводит переговоры и заключает соглашения о сотрудничестве в сфере социальных, экономических, политических и культурных отношений с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъектов РФ, а также с зарубежными партнерами;

• участвует в работе международных межправительственных и неправительственных организаций; принимает участие в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников;

• организует и проводит мероприятия по реализации межрегиональных и двусторонних программ и соглашений, взаимодействует с межрегиональными ассоциациями, союзами и объединениями;

• проводит внешнеэкономическую политику города Москвы, решает вопросы обеспечения экономической безопасности в области внешнеэкономической деятельности;

• формирует исходя из практики международного и государственного протокола систему единого протокола при осуществлении своих международных связей;

• реализует совместные проекты, определяет объекты, сооружение которых в городе Москве осуществляется за счет иностранных инвестиций или кредитов, а также объекты, сооружение которых осуществляется за рубежом за счет средств города Москвы;

• организует развитие туризма и гостиничного хозяйства города Москвы;

• осуществляет в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными законами города Москвы, а также указами мэра Москвы.

В принятых в ряде субъектов РФ законах о соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей устанавливаются полномочия органов субъектов РФ в вопросах заключения таких соглашений (например, Закон Брянской области от 10 октября 2006 г. № 83-3 «О соглашениях об осуществлении Брянской областью международных и внешнеэкономических связей», Закон Пензенской области от 10 апреля 2006 г. № 1003-ЗПО «Об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Пензенской области»; Закон Республики Карелия от 30 июня 2006 г. № 1000-ЗРК «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей»).

Так, в соответствии со ст. 3 Закона Пензенской области от 10 апреля 2006 г. № 1003-ЗПО, органы государственной власти Пензенской области в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Пензенской области и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пензенской области о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на:

• проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, а также, с согласия Правительства РФ, с органами государственной власти иностранных государств;

• участие в деятельности международных организаций в рамках органов, специально созданных для этой цели;

• содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации на территориях иностранных государств за счет средств бюджета Пензенской области;

• открытие представительств Пензенской области на территориях иностранных государств и иностранных представительств на территории Пензенской области в целях реализации соглашений

об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• создание страховых и залоговых фондов при осуществлении

1 См: Насыров И.Р. Правовые аспекты международного сотрудничества регионов // Журнал российского права, 2006, № 2

2 См.: Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм. - Казань: Изд-во КГУ, 2003

3 Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ, № 2, 11.01.1999, ст. 231

4 Закону от 20 декабря 2006 г. № 65 «О правительстве Москвы»

внешнеторговой деятельности Пензенской области.

В субъектах РФ правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность наделяются органы исполнительной власти - министерства, департаменты, комитеты или их структурные подразделения (управления, отделы). Так, в Башкортостане образовано Министерство внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства, Республике Калмыкия - Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей, в Кабардино-Балкарской Республике - Министерство экономического развития и торговли, в Республике Марий Эл - Министерство экономического развития, промышленности и торговли. В Архангельской области действует Департамент экономического развития, во Владимирской области - Департамент внешних экономических связей; в Нижегородской области - Комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей5.

Полномочиями по проведению контроля за их деятельностью наделяются правительства субъектов РФ и законодательные органы власти.

Следует отметить, что в процессе регулирования внешнеторговой деятельности федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют с иными государственными органами и негосударственными организациями.

Проект соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемого органами государственной власти субъекта РФ, не позднее чем за месяц до подписания представляется для согласования в Министерство иностранных дел РФ, а при необходимости и в другие федеральные органы исполнительной власти.

Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта РФ, регистрируются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Федеральные органы государственной власти оказывают органам государственной власти субъектов РФ необходимую правовую и экспертно-консультативную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей, в организации и ведении переговоров, в выработке текстов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, причем данные соглашения проходят обязательное одобрение Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что представительство субъекта Российской Федерации за рубежом является юридическим лицом и имеет все необходимые для этого атрибуты (печать, бланки, счет в кредитной организации и т.д.). Как правило, оно создается в форме учреждения, собственником которого выступает субъект РФ в лице уполномоченного органа государственной власти6.

Для открытия представительств за рубежом субъекты РФ обязаны получить согласие МИДа России. Поскольку процедура получения такого согласия не регламентирована, порядок и сроки согласования определяются МИДом России в каждом случае самостоятельно.

Поэтому руководители представительств субъектов РФ обязаны согласовывать свою деятельность с посольствами или консульскими учреждениями РФ в стране пребывания, а также оказывать им содействие в рамках реализации стоящих перед ними задач.

Лишь небольшое число субъектов РФ воспользовались правом на открытие представительств за рубежом. В качестве примера можно привести Республику Татарстан, которая имеет около 20 представительств, в том числе во Франции, в Финляндии, Швейцарии, Ираке, Белоруссии, на Кубе и иных странах.

В основном субъекты РФ пользуются предоставленным им правом и открывают за рубежом торговые представительства. На них возлагается обязанность представлять интересы этих субъектов по вопросам торгово-экономического и иного сотрудничества.

Порядок деятельности торговых представительств, их полномочия определяются субъектами РФ самостоятельно на основании принимаемых нормативных правовых актов, поскольку какие-либо унифицированные нормативные правовые акты в сфере организации и деятельности торговых представительств субъектов Федера-

ции отсутствуют.

В этой связи предлагаем разработать и принять соответствующее постановление Правительства Российской Федерации о правовом статусе торговых представительств субъектов Российской Федерации с указанием понятия такого представительства, полномочий, порядка образования и деятельности, соотношения торговых представительств Российской Федерации и субъектов Федерации.

Одновременно с Постановлением Правительства Российской Федерации было бы целесообразно разработать и принять соответствующий нормативный правовой акт на уровне Министерства регионального развития РФ или Министерства промышленности и торговли РФ для закрепления более четких параметров создания торговых представительств субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что нередко иностранные государства самостоятельно инициируют развитие торгово-экономического сотрудничества с регионами России. В частности, торговое представительство Российской Федерации в Финляндии указывает, что одним из приоритетных направлений деятельности Торгпредства является поддержка развития торгово-экономического сотрудничества субъектов Российской Федерации с финскими партнерами. Торгпредством на постоянной основе осуществляется взаимодействие и оказывается практическая помощь администрациям и предприятиям регионов России в развитии деловых связей с предприятиями и ведомствами Финляндии. В отчетном году Торгпредство работало по данному направлению более чем с 30 субъектами Российской Федерации7.

Работа с регионами строится на основании согласованного с Министерством занятости и экономики Финляндии Плана совместной деятельности региональных рабочих групп Российско-Финляндской МПК, с учетом мероприятий по линии российско-финляндской межправительственной Группы развития сотрудничества сопредельных регионов, действующей в рамках межправительственного Соглашения от 20.01.1992 года, а также на основании имеющихся Соглашений о сотрудничестве между Торгпредством и администрациями ряда регионов России. Кроме того, Торгпредство постоянно оказывает содействие на уровне предприятий и руководства российских регионов, инициативно обращающихся в Торгпредство, как в развитии и укреплении имеющихся деловых связей, так и в установлении новых партнерских отношений.

Примечателен также пример открытия торговых представительств субъектов России в ближнем зарубежье - в Украине. Согласно украинскому законодательству, субъекты иностранных государств, имеющих федеративное устройство, имеют право открывать в Украине свои представительства, т.ч. торговые. Необходимые для регистрации такого представительства документы должны направляться посольством России в МИД Украины с нотой, которая рассматривается как согласие федеральных органов власти России на регистрацию конкретного представительства субъекта Федерации. В настоящее время, в Украине функционируют несколько представительств администраций российских субъектов, а так же торговые представительства Татарстана, Ямало-Ненецкого автономного округа, Дагестана, Бурятии и Республики Саха (Якутия), г. Москва и другие8.

В Украине регулярно проходят выставки-презентации российских регионов: Нижегородской, Свердловской, Волгоградской, Московской областей, Татарстана и др.

Административно-территориальными единицами России и Украины, было заключено около 1000 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве. Результативность межрегионального сотрудничества разных регионов различна и зависит от их активности в этой сфере. В отдельных случаях, например с Татарстаном, товарооборот достигает многих десятков и сотни миллионов долларов. Широко распространенным недостатком для украинских регионов является то, что большинство из них ориентируется на поставки в Россию главным образом по бартеру агропродукции и сырья, и мало внимания уделяют продвижению на российский рынок промышленной продукции. Вполне очевидна необходимость осуществления радикальных мер по развитию микроинтеграцион-

5 См.: Глушко Е.К. Организационно-правовые основы управления в сфере внешней торговли // Реформы и право, 2008, № 4

6 См: Варламов В.Ю., Гасников К.Д. Комментарий к Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.

7 Информация получена на сайте http://www.rusfintrade.ru/site/coop/

8 Информация получена на сайте http://rossiane.narod.ru/analiz_ru-ua_region.htm

ных процессов на базе формирования многосторонних форм экономического сотрудничества регионов Украины и России. Работа в этом направлении должна начинаться с оценки экспортно - импортных потенциалов регионов и выявления спектра взаимных интересов субъектов хозяйствования. При этом целесообразно обращение к европейскому опыту систематизации взаимных интересов субъектов хозяйствования путем создания проблемных каталогов регионов и созданию представительств регионов РФ в Украине.

Взаимодействие регионов России и Украины может быть основано на рекомендациях Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины, по таким направлениям, как: организация финансово-промышленных групп, совместных предприятий, привлечение взаимных инвестиций, налаживание взаимовыгодных кооперационных связей между субъектами хозяйствования; создание торговых представительств, бизнес центров с современными средствами связи и информатизации, торговых домов, торгово-коммерческих центров; реализация программ и проектов энергосбережения, строительства и реконструкции объектов инженерно-энергетического комплекса; создание украинско-российской корпорации по совместной разработке и выпуску машин агропромышленного комплекса; проведение совместных выставок, конференций и семинаров по проблемам АПК.

Из урало - сибирских регионов РФ, наиболее активны в Украине были Республика Бурятия, Свердловская и Тюменская область, Кузбасс.

Бурятия имеет двусторонние Соглашения о сотрудниче-стве..(1999 г.) с Украиной, свое официальное торговое представительство в Киеве и несколько Соглашений о сотрудничестве с украинскими регионами, частности с АР Крым. База экономических отношений - совместное самолетостроение с авиазаводов в Улан -

Уде, Харькове, Киеве. В июне 2004 года посещение делегацией Бурятии Украины и Крыма.

Переговоры показали, что крымчане, заинтересованы в поставках в сибирские регионы фруктов, консервированной продукции, вин элитных сортов, а так же проявили они интерес к оздоровительно-курортной отрасли, туризму и лесопродукции. Украинские туроператоры готовы рекламировать сибирские здравницы, курорты, туристические маршруты.

Бизнесмены Крыма готовы приехать в Бурятию для более тесного сотрудничества в области туризма. По их мнению, в перспективе возможно создание холдинга между побережьем Крыма и Байкальской территорией. Связано это с сезонностью курортного отдыха в Крыму. Хурал Бурятии продвигал проект поставки вертолетов в Украину.

Наиболее активным участником межрегиональных связей, наряду с приграничными областями, Москвой и Московской областью, является Свердловская область и город Екатеринбург. Редкий год в Украине обходится без встречного приезда делегации области. Подписано 5 Соглашений. Ни одна отраслевая выставка в Киеве, не обходится без участия предприятий Урала. Ежегодный рост товарооборота около 50%.

Необходимо отметить, что торговые представительства зачастую создаются Постоянными представительствами субъектов при Президенте РФ в рамках расширения торгово-экономического сотрудничества и экономики региона в целом.

Можно привести пример создания торгового представительства республики Северная Осетия, которое действует в Москве, а также в рамках постоянных представительств - в Дальневосточном федеральном округе, Приволжском федеральном округе, Уральском федеральном округе и др.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИЙ И СОЮЗОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Арсенян А.З., д.ю.н., профессор

В статье рассмотрены основные источники формирования имущества таких некоммерческих организаций как ассоциации и союзы. Автором также показаны основные тенденции развития законодательства в указанной сфере, в частности, применительно к закону о целевом капитале некоммерческих организаций.

Ключевые слова: некоммерческая организация, ассоциация, союз, имущество, целевой капитал, доход, пожертвования.

LEGAL BASES OF PROPERTY ENSURING ACTIVITY OF ASSOCIATIONS AND UNIONS

Arsenyan A., Doctor of jurisprudence, Professor

In article the main sources of ^formation of _property of such non-profit organizations as associations and the unions are considered. The author also showed the main tendencies of development of the legislation in the specified sphere, in particular, with reference to the law on the target capital of non-profit organizations.

Keywords: non-profit organization, association, union, property, target capital, income, donations.

Одной из форм некоммерческих организаций, предусмотренных как в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), так и в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» традиционно являются ассоциации и союзы (объединения юридических лиц). Как следует из ст. 121 ГК РФ, как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица могут объединяться в ассоциации или союзы, которые рассматриваются в качестве особой разновидности некоммерческих организаций.

Для осуществления деятельности некоммерческой организации учредители передают ей определенное имущество, правовой режим которого определен в нормативных правовых актах. Кроме того, такое имущество может быть приобретено или получено некоммерческой организацией в процессе осуществления ее профессиональной деятельности.

Согласно ст. 25 Федерального закона «О некоммерческих организациях» такая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Таким образом, в

законодательстве перечисляется примерный перечень имущества, которое некоммерческая организация может приобрести и использовать.

Согласно ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Таким образом, по общему правилу в собственности некоммерческой организации может находиться не изъятое из оборота иму-щество1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.