Научная статья на тему 'Торговые пассажи как форма пространства культуры повседневности сибирского купечества'

Торговые пассажи как форма пространства культуры повседневности сибирского купечества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / CULTURAL STUDIES OF EVERYDAY LIFE / БИЗНЕС-ПРОСТРАНСТВО / BUSINESS SPACE / СИБИРСКОЕ КУПЕЧЕСТВО / SIBERIAN MERCHANTS / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ENVIRONMENTAL (CONTEXTUAL) APPROACH / ГОРОДСКОЙ ИНТЕРЬЕР / URBAN INTERIOR / ТОРГОВЫЕ ПАССАЖИ / TRADE PASSAGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Судакова Ольга Николаевна

Пространственные формы культуры повседневности сибирского купечества основная тема работы. Показ возможности применения исследовательского инструментария средового подхода в культурологическом исследовании стал целью. Материалом для работы послужили статьи и диссертационные исследования российских урбанистов, историков архитектуры и дизайна, искусствоведов и культурологов, а также фотоматериалы, на которых сохранились изображения сибирских торговых пассажей. Торговые пассажи Сибири автор анализирует в категориях городского интерьера. Пассажи вертикально выделялись из окружающей их застройки торговых учреждений. Доминировали они и объёмами торговых площадей, и особыми архитектурными деталями. Формированию зрительного образа торгового пассажа как особого пространства способствовали и архитектура здания, и угловая акцентировка главного входа, и предметное наполнение градостроительного партера. При создании эффекта обжитого человеком пространства использовался интерьерный приём. Оконные проёмы во всю высоту этажа дополняли семантическим смыслом образ торгового пассажа. Знаковые системы в виде надписей-вывесок и эмблем формировали восприятие конкретной предметно-пространственной целостности торгового учреждения. Таким образом, торговые пассажи сибирского купечества в контексте культурологии повседневности получают трактовку не просто профессионального пространства, а открытого для покупателя поля повседневного взаимодействия в структуре повседневности сибирского купечества, где наряду с ним присутствуют поле купеческого города, пространство купеческого дома и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE PASSAGES AS A SPATIAL FORM OF EVERYDAY CULTURE OF SIBERIAN MERCHANTS

The author considers spatial forms of everyday culture of Siberian merchants. The aim of the article is to show the possibility of applying research tools of environmental approach in cultural studies. The article is based on the materials of investigations of the Russian urbanists, historians of architecture and design, art and cultural studies, as well as photographs, which preserved the image of Siberian trade arcades. The author analyzes the shopping passages in Siberia from the point of view of urban interior categories. Passages vertically stood out from the surrounding buildings of commercial organizations. They dominated other buildings in size and architectural design. The formation of the visual image of the passage as a special space contributed to the architecture of the building, and the angular accents of the main entrance, and substantive design of urban parterre. The interior method was used to create the atmosphere of homelike place. The size of the windows corresponded to the size of the flight of the building, that created the image of arcades. Different signs in the form of labels, names and emblems of small shops shaped the perception of a definite business establishment in its integrity. Thus, shopping arcades of Siberian merchants in the context of cultural studies are treated not just as a professional space, but also as an open space for buyers, their everyday interactions in the structure of everyday routine of the Siberian merchants, where there was space for a merchant city, merchant’s house etc.

Текст научной работы на тему «Торговые пассажи как форма пространства культуры повседневности сибирского купечества»

УДК 008.001.5

ТОРГОВЫЕ ПАССАЖИ КАК ФОРМА ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СИБИРСКОГО КУПЕЧЕСТВА

О.Н. Судакова

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,

Санкт-Петербург, Россия

kdoscha@hotmail.ru

Пространственные формы культуры повседневности сибирского купечества — основная тема работы. Цель статьи — показ возможности применения исследовательского инструментария сре-дового подхода в культурологическом исследовании. Материалом для работы послужили статьи и диссертационные исследования российских урбанистов, историков архитектуры и дизайна, искусствоведов и культурологов, а также фотоматериалы, на которых сохранились изображения сибирских торговых пассажей. Торговые пассажи Сибири автор анализирует в категориях городского интерьера. Пассажи вертикально выделялись из окружающей их застройки торговых учреждений. Доминировали они и объемами торговых площадей, и особыми архитектурными деталями. Формированию зрительного образа торгового пассажа как особого пространства способствовали и архитектура здания, и угловая акцентировка главного входа, и предметное наполнение градостроительного партера. При создании эффекта обжитого человеком пространства использовался интерьерный прием. Оконные проемы во всю высоту этажа дополняли семантическим смыслом образ торгового пассажа. Знаковые системы в виде надписей-вывесок и эмблем формировали восприятие конкретной предметно-пространственной целостности торгового учреждения. Таким образом, торговые пассажи сибирского купечества в контексте культурологии повседневности получают трактовку не просто профессионального пространства, а открытого для покупателя поля повседневного взаимодействия в структуре повседневности сибирского купечества, где наряду с ним присутствуют поле купеческого города, пространство купеческого дома и пр.

Ключевые слова: культурология повседневности, бизнес-пространство, сибирское купечество, средовой подход, городской интерьер, торговые пассажи.

Б01: 10.17212/2075-0862-2017-1.2-123-132

Торговые зоны — улицы, кварталы, пассажи, украшавшие российские города в прошлые столетия, и сегодня притягивают своей образностью, эстетичностью, уникальностью и горожан-покупателей, и туристов, и исследователей-гуманитариев различных научных направлений [4, 7, 9]. Для сибирской урбанистики торговые зоны конца XIX — начала ХХ века являются сви-

детельствами как истории градостроительства и развития региональной архитектуры, так и истории сибирского купечества. Однако анализ работ, посвященных изучению торговых зон в сибирских городах, позволяет говорить о недостаточности исследований в контексте культурологии повседневности [1, 10, 11, 13—15, 17]. Это обстоятельство побудило в качестве предмета

настоящей работы избрать торговые пассажи конца XIX — начала ХХ века, принадлежащие представителям сибирского купечества.

Цель статьи — культурологическое конструирование пространственных форм культуры повседневности конкретной со-словно-стратификационной общности — сибирского купечества. Исследовательским инструментарием стал средовой подход. Материалом для работы послужили статьи и диссертационные исследования российских урбанистов, историков архитектуры и дизайна, искусствоведов и культурологов, а также фотоматериалы, на которых сохранились изображения сибирских торговых пассажей.

Средовой (экологический) или контекстуальный подход к изучению города в отечественной проектной культуре возник во второй половине ХХ века на фоне кризиса функционализма и отказа от технического рационализма. Концептуально решать экологические задачи города, по утверждению Е.В. Асса, возможно лишь при условии, что средовое знание объединит в себе как данные точных наук, так и теоретические воззрения философии, социологии, искусствоведения, семиологии, культурологии [2]. Консолидация идей представителей гуманитарных и технических научных направлений, интеграция средового и системного подходов привели к тому, что пространство города стало пониматься исследователями как «среда, оптимально благоприятная для обитания человека», как целостная художественная структура, как система эмоционального или художественного восприятия города [2, 5, 8, 16]. Главенствующее значение в системе «среда—субъект—объект» представители этого подхода отвели человеку. Благодаря этому произо-

шел перенос исследовательского акцента с шедевров архитектуры на пространство, организованное человеком в городе, с учетом особенностей культуры [2]. Вследствие этого возникла необходимость разработки исследовательского инструментария, которым стал городской интерьер.

Согласно «средовым интенциям», понятие «городской интерьер» находится в одном ряду с терминами «городская среда» и «открытые (городские) пространства», но состоит из сочетания элементов, поддающихся авторскому «конструированию изолирующей среды» (оборудование, декор, художественный стиль), и элементов, которые включаются в средовое произведение только зрительно (небосклон, перспективы улиц и панорам) [6, с. 91; 8, с. 161]. Согласно трактовке В.Т. Шимко, «городской интерьер» есть «целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства, в котором часть реальных заграждений (плафон, стены) заменяется условными (небосвод, панорама) [16, с. 17]. Таким образом, в определении зафиксированы важные для культурологического конструирования пространства повседневности моменты: фрагмент городского пространства (архитектурный объект) и двоякая деятельность человека (организация пространства города и целостное восприятие городского пространства). Дальнейшей анализ работ представителей средового подхода показал, что исследовательский инструментарий городского интерьера включает в себя следующие категории: ограждение, планшет и заполнение пространства (В.Т. Шимко); зону восприятия, зрительные остановки, приемы организации пространства, городской партер (В.Л. Глазычев); систему принципов организации комфорта городских про-

странств (пешеходных улиц) (М.И. Белов) [3, с. 12, 13; 5; 16, с. 37—39]. С их помощью городской интерьер выстраивается в иерархическую «систему картин», обладающих архитектурно организованной формой, системой знаковых зрительных остановок и образно-художественным предметным наполнением. Таким образом, междисциплинарная направленность подхода и объективное изменение или утрата торговых строений позволяют применить исследовательский инструментарий в культурологическом конструировании организованного делового пространства сибирского купечества.

Городская повседневная жизнь XIX века потребовала особого торгового пространства, благоприятного для продажи и представления товаров покупателям. Галерея или крытый остекленный переход между соседними улицами впервые появилась в Париже в конце XVIII века. В следующем столетии данный тип торгового сооружения был переименован в «пассаж». Пассажи построили во всех крупных города мира, в том числе и в Санкт-Петербурге (архитектор Р. А. Желязевич, 1846-1848 гг.). Пассажи в Милане (галерея Виктора-Эммануила II, 1865 г.) и в Неаполе (галерея Умбер-то I, 1890 г.) были возведены в форме перекрестка [5, с. 36, 50].

В городах Сибири идея «улицы-магазина» получила свое воплощение на рубеже XIX-ХХ веков. Историки архитектуры сходятся во мнении, что пассажами в Сибири называли либо торговые дома с элементами пассажного типа (дома А.В. Вто-рова в Бийске, Барнауле, Верхнеудинске (ныне — Улан-Удэ), Томске, Чите и др.; Г.М. Головина и Е.И. Кухтерина — в Томске; А.П. Фирсова — в Бийске и др.), либо новые постройки (Московские торговые

ряды в Омске; торговый корпус в Новони-колаевске (ныне Новосибирск) и др.), либо собственно галерейные строения (пассаж братьев Юцисов в Иркутске). Таким образом, в Сибири, где не последнюю роль сыграли суровые климатические условия, сформировался свой тип пассажа. [10, с. 19; 14, с. 29; 17, с. 42]. И если в иерархии организованных городских пространств торговый пассаж предстает как первичная «картина», которую зритель воспринимает за короткий отрезок времени, то в иерархии торговой инфраструктуры он занимал высокое место.

Слово «высокое» напрямую можно отнести к вертикальному выделению торговых пассажей в окружающей их застройке. Если даже первоначально строение имело один этаж, то со временем оно вырастало либо за счет увеличения этажности, либо за счет возведения над главным входом высоких куполов, как это произошло с пассажем А.Ф. Второва в Иркутске (см. фото 1). В Бийске, Томске и Чите пассажи Товарищества А.Ф. Второв и сыновья имели три этажа. Пассаж братьев Юцисов в Иркутске (фото 2) возвышался над другими зданиями не только благодаря стеклянному куполу над двумя улицами — Пестеревской и Котельниковской (ныне ул. Урицкого и ул. Фурье), но и своими торцевыми стеклянными витринами-плоскостями с ажурными переплетами [14, с. 30—32; 17, с. 42].

Слово «значительное» как синоним слову «высокое» в отношении к торговым пассажам употребляется исследователями для характеристики их объемов. Объемами торговых строений их владельцы не просто фиксировали места пересечения транспортных путей, что давало возможность доминировать в наиболее посещаемых и оживленных частях города. Купцы

Фото 2

стремились поразить горожан значительными размерами своих торговых пассажей или их отдельными элементами. Читинский пассаж Товарищества А.Ф. Второв и сыновья занимал целый квартал. Чтобы освободить место под строительство, совершили немыслимые для начала ХХ века деяния — снесли два каменных дома. В верх-неудинском пассаже того же товарищества традиционные небольшие окна были растесаны и превращены в широкие окна-витрины, что нарушало строительные правила и художественные нормы того времени. Процесс организации пространства под строительство пассажа в Иркутске братьями Юцисами можно представить как «покупка — продажа — покупка» усадебных домовладений с землей, где конечным результатом стало владение максимально протяженными и параллельными друг другу домовладениями с выходом на разные улицы [14, с. 32; 17, с. 43]. Таким образом, сибирские пассажи — это целостно воспринимаемое архитектурно организованное деловое пространство, в котором впервые торговая функция была поднята выше первого этажа.

Формированию зрительного образа торгового пассажа способствовали и архитектура здания, и угловая акцентировка главного входа, и предметное наполнение градостроительного партера. В частности, пассажи «Товарищество А.Ф. Вто-ров и сыновья», находясь в разных городах Сибири, имели как различия, так и сходные элементы. В Иркутске пассаж был построен из красного кирпича в стиле эклектики. Этот же стиль присутствует в барнаульском и сретенском торговых зданиях товарищества. Фасад бийского пассажа украшали детали стилей барокко и классицизма. Томский, верхнеудинский и читинский пассажи привлекали внимание горожан модным

архитектурным стилем модерн. Иркутский пассаж Юцисов выделялся строгим нео-ренессансным стилем, окрашенным местной спецификой. Общим для большинства пассажей А.Ф. Второва, согласно исследованиям историков архитектуры, является срезанный угол с двухсветным входом и архитектурным оформлением. Например, высокий четырехгранный купол над главным входом (Иркутск), или бело-зеленый «в шахматку» купол со шпилем и далеко выступающим большим кронштейном для фонаря (Бийск) или круглой башней на куполе (Чита), или вход в виде ризалита, увенчанный картушем с грифами [14, с. 29— 30; 17, с. 45].

Судить о наполняемости градостроительного партера торговых пассажей предметным оборудованием можно только по сохранившемуся фотоматериалу, ибо со временем многие здания были утрачены, перестроены или получили другое функциональное назначение. Однако на фотографиях начала ХХ века видно, что при входах в пассажи нет высоких ступеней, следовательно, присутствует интерьерный прием организации пространства. Этот же прием используется в иркутском пассаже Юцисов, где на второй этаж можно было подняться не изнутри торгового зала, а по лестнице, находящейся под стеклянным куполом. Затем по металлической галерее пройти вдоль витрин всего второго этажа, а потом по мостику перейти к витринам здания напротив [17, с. 45]. Согласимся с мнением К.Л. Зорина, что правильная организация торгового пространства приносила материальный успех купцу, а архитектурная пластика фасадов, красота объемов, четкая функциональная структура торговых помещений создавали особое обжитое человеком пространство [9].

К зрительным остановкам, дополнявшим образно-семантическую картину торговых пассажей, в первую очередь следует отнести оконные проемы во всю высоту этажа здания. Это «визитная карточка» подобных торговых пространств. Так, в пассаже на Московском проспекте в Барнауле (фото 3) в широкие окна первого этажа купец И.Ф. Смирнов намеренно поставил зеркальные стекла [1, с. 158]. Таким образом, полупрозрачная или зеркальная поверхность окон-витрин позволяла человеку, идущему вдоль них, «оказаться» в пространстве торгового зала, и наоборот, находясь в зале, видеть всё, что происходит на улице.

Если обратиться к фотоматериалам, зафиксировавшим пассажи А.Ф. Второва, то можно обнаружить следующее. Первоначально фасад иркутского пассажа на уровне первого этажа украшали информационные надписи-знаки на русском и английском языках, гласящие о принадлежности торгового пространства Вто-

рову, также имелась надпись с фамилией хозяина и над входом. После перестройки здания вывеска поднимается на второй этаж, причем английский вариант уходит, но купол над главным входом увенчивается еще одной вывеской «Пассаж Второва». На фасаде верхнеудинского пассажа имелась объемная надпись «Товарищество А.Ф. Второв с сыновьями». Она формировала облик всего здания, ибо занимала всё пространство фасада второго этажа (фото 4). К слову, екатеринбургский пассаж товарищества имел надпись-вывеску намного меньше [14, с. 30—31, 35]. При возведении трехэтажных торговых зданий, например, в Томске и Чите эмблема-символ второвского товарищества «взлетает» и располагается на основании башенок или в центре картуша. Ярким примером рекламы пассажа, как пишут исследователи томского купечества, являлись полутораметровый валенок и огромного размера шапка-ушанка, выставляемые в опре-

Фото 3

Фото 4

деленное время слева и справа от входа в больших окнах томского пассажа. Знаковые системы — надписи-вывески, эмблемы и реклама — направлены на формирование восприятия конкретной предметно-пространственной целостности, которой является торговый пассаж.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что торговый пассаж есть особое пространство в структуре повседневности сибирского купечества, где наряду с ним присутствуют поле купеческого города, пространство купеческого дома и пр. Однако выделение торговых пассажей в виде самостоятельного элемента организованного городского пространства обусловило обращение автора статьи к исследовательскому инструментарию междисциплинарного средового (контекстуального) подхода. Культурологическое конструирование пространственной формы повседневного бытия позволяет сказать, что торговый

пассаж — это видимое бизнес-пространство культуры повседневности сибирского купечества, воспринимаемое целостно, как городской интерьер, за счет архитектурно ограниченных объемов (угол, квартал, улица), информационной системы градостроительного партера (окна-витрины, надписи-вывески, реклама и пр.), профессиональных и личных символов (знаки торговли и богатства, фирменные знаки) и открытое для покупателя и предпринимателя в соответствии с культурой рубежа XIX— XX веков.

Литература

1. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII — начало XX века) / под ред. В.П. Бойко. — Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2011. — 480 с.

2. АссЕ.В. Городской дизайн [Электронный ресурс] // Дизайн и архитектура: сборник статей. — М.: Знание, 1984. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Строительство и архитектура»;

№ 6). — URL: http://townevolution.ru/books/ item/f00/s00/z0000031 /st003.shtml (дата обращения: 14.02.2017).

3. Белов М.И. Дизайн пешеходной улицы (принципы организации предметно-пространственной среды): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06. - М., 2012. - 23 с.

4. Глазычев ВЛ. Улица-магазин [Электронный ресурс] // Сайт В.Л. Глазычева. — Опубл. в журн. «Декоративное искусство СССР», 1967, № 5. — URL: http://www.glazychev.ru/ publications/articles /1967-05_uli_mag.htm (дата обращения: 14.02.2017).

5. Глазычев ВЛ. Урбанистика. — М.: Европа, 2008. — 220 с.

6. Городской интерьер // Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / под общ. ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. — М.: Архитектура-С, 2004. — С. 91.

7. Градостроительство Сибири / [В.Т. Горбачев, Н.Н. Крадин, Н.П. Крадин, В.И. Круш-линский, Т.М. Степанская, В.И. Царев; под общ. ред. В.И. Царева]; Рос. акад. архит. и строит. наук, Науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры и градостроительства НИИТИАГ РААСН. — СПб.: Коло, 2011. — 784 с.

8. Ефимов А.В., МинервинГ.Б., Шимко В.Т. Дизайн архитектурной среды. — М.: Архитектура-С, 2006. — 504 с.

9. Зорин КЛ. История развития торговых центров [Электронный ресурс] // АМ1Т: международный электронный научно-образовательный журнал. — 2012. — № 3 (20). — URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/3kvart12/ zorin/zorin.pdf (дата обращения: 14.02.2017).

10. Иноземцева ТА. Архитектура торговых зданий Западной Сибири XVIII — начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. - Новосибирск, 2001. - 32 с.

11. Ляликов И.В. Градостроительство малых городов юга Западной Сибири в XVIII — второй половине XIX века // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2013. — № 2. — С. 87—94.

12. Михайлов С.М., Белов М.И. Принципы организации предметно-пространственной среды пешеходных улиц (1960—1980-е гг.) // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 6 (25), ч. 2. — С. 80—83.

13. Петерс Е.В. Влияние купеческой застройки на формирование архитектурно-пространственной среды малого города XIX — начала XX в. (на примере Мариинска) // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2004. — № 6.2. — С. 82—84.

14. Ситникова Е.В. Второвские пассажи в застройке сибирских городов конца XIX — начале XX вв. // Вестник ТГАСУ. — 2012. — № 2. — С. 28—36.

15. Тарасова Ю.И. Архитектурно-декоративное убранство доходных домов в городах Западной Сибири // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 5 (42). — С. 351—352.

16. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. — М.: Архитектура-С, 2006. — 384 с.

17. Щербин В.Т. Пассаж на Пестеревской: памятник социальной и архитектурно-строительной истории Иркутска // Земля Иркутская. — 2000. — № 12. — С. 42—47.

TRADE PASSAGES AS A SPATIAL FORM OF EVERYDAY CULTURE OF SIBERIAN MERCHANTS

O.N. Sudakova

St. Petersburg State University of Industrial Technology and Design, St. Petersburg, Russian Federation

kdoscha@hotmail.ru

The author considers spatial forms of everyday culture of Siberian merchants. The aim of the article is to show the possibility of applying research tools of environmental approach in cultural studies. The article is based on the materials of investigations of the Russian urbanists, historians of architecture and design, art and cultural studies, as well as photographs, which preserved the image of Siberian trade arcades. The author analyzes the shopping passages in Siberia from the point of view of urban interior categories. Passages vertically stood out from the surrounding buildings of commercial organizations. They dominated other buildings in size and architectural design. The formation of the visual image of the passage as a special space contributed to the architecture of the building, and the angular accents of the main entrance, and substantive design of urban parterre. The interior method was used to create the atmosphere of homelike place. The size of the windows corresponded to the size of the flight of the building, that created the image of arcades. Different signs in the form of labels, names and emblems of small shops shaped the perception of a definite business establishment in its integrity. Thus, shopping arcades of Siberian merchants in the context of cultural studies are treated not just as a professional space, but also as an open space for buyers, their everyday interactions in the structure of everyday routine of the Siberian merchants, where there was space for a merchant city, merchant's house etc.

Keywords: cultural studies of everyday life, business space, Siberian merchants, environmental (contextual) approach, urban interior, trade passages.

DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.2-123-132

References

1. Boyko VP., ed. Arkhitektura gorodov Tom-skoi gubernii i sibirskoe kupechestvo (XVII — nachalo XX veka) [The architecture of the cities of Tomsk province and the merchants (XVII — beginning of XX century)]. Tomsk, Tomsk State University of Architecture and Building Publ., 2011. 480 p.

2. Ass E.V Gorodskoi dizain [Urban design]. Dizain i arkhitektura:: sbornik statei [Design and architecture: a collection of articles]. Moscow, Znanie Publ., 1984. Available at: http://townevolution.ru/ books/item/f00/s00/z0000031/st003.shtml (accessed 14.02.2017)

3. Belov M.I. Dizainpeshekhodnoi ulitsy (printsipy organizatsii predmetno-prostranstvennoi sredy). Avtoref. diss. kand. iskusstvovedeniya [The design of the pedestrian streets (principles of object-spatial environment). Author's abstract of PhD in History of Arts diss.]. Moscow, 2012. 23 p.

4. Glazychev V.L. Ulitsa-magazin [Street-shop]. Sait V.L Glazycheva [VL. Glazychev website]. Available at: http://www.glazychev.ru/publications/ar-ticles/1967-05_uli_mag.htm (accessed 14.02.2017)

5. Glazychev VL. Urbanistika [Urbanity]. Moscow, Evropa Publ., 2008. 220 p.

6. Gorodskoi inter'er [Urban interior]. Dizain: illyustrirovannyi slovar'-spravochnik [Design: illustrated dictionary catalog]. Ed. by G.B. Minervin, VT. Shimko. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2004, p. 91.

7. Gorbachev VT., Kradin N.N., Kradin N.P., Krushlinskii VI., Stepanskaya T.M., Tsarev VI. Gradostroitelstvo Sibiri [City building of Siberia]. St. Petersburg, Kolo Publ., 2011. 784 p.

8. Efimov A.V, Minervin G.B., Shimko VT. Dizain arkhitekturnoi sredy [Design of architectural environment]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2006. 504 p.

9. Zorin K.L. Istoriya razvitiya torgovykh tsen-trov [The history evolution of the trade centers]. Arkhitektura i sovremennye informatsionnye tekhnologii — Architecture and Modern Information Technologies, 2012, no. 3 (20). (In Russian) Available at: http://www. marhi.ru/AMIT/2012/3kvart12/zorin/zorin.pdf (accessed 14.02.2017)

10. Inozemtseva T.A. Arkhitektura torgovykh %da-nii Zapadnoi Sibiri XVIII — nachala XX vv. Avtoref. diss. kand. arkhitektury [The architecture of commercial buildings in Western Siberia XVIII — early XX centuries. Author's abstract of PhD in Architecture diss.]. Novosibirsk, 2001. 32 p.

11. Lyalikov I.V Gradostroitel'stvo malykh gorodov yuga Zapadnoi Sibiri v XVIII — vtoroi polovine XIX veka [Urban planning of small towns in the south of Western Siberia in XVIII — second half XIX century]. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoi Sibiri i na Dal'nem Vostoke — Humanities Research in the Russian Far East, 2013, no. 2, pp. 87—94. (In Russian)

12. Mikhailov S.M., Belov M.I. Printsipy or-ganizatsii predmetno-prostranstvennoi sredy peshekhodnykh ulits (1960—1980-e gg.) [Principles of subject-spatial medium pedestrian street (1960-1980-ies.)]. Mir nauki, kul'tury, obrazovani-ya — The World of Science, Culture and Education, 2010, no. 6 (25), pt. 2, pp. 80-83.

13. Peters E.V Vliyanie kupecheskoi zastroiki na formirovanie arkhitekturno-prostranstvennoi sredy malogo goroda XIX — nachala XX v. (na

primere Mariinska) [The influence of the merchant building on the formation of the architectural and spatial environment of a small city the XIX — early XX century. (Mariinsk)]. Vestnik Kuzbass kogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta — Vestnik of Kuzbass State Technical University, 2004, no. 6.2, pp. 82—84. (In Russian)

14. Sitnikova E.V Vtorovskie passazhi v zas-troike sibirskikh gorodov kontsa XIX — nachale XX vv. [Vtorov shopping arcades in Siberia at the end of the XIXth — at the beginning of the XXth centuries]. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo arkhitek-turno-stroitel'nogo universiteta — Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building, 2012, no. 2, pp. 28—36. (In Russian)

15. Tarasova Yu.I. Arkhitekturno-dekorativ-noe ubranstvo dokhodnykh domov v gorodakh Zapadnoi Sibiri [Architectural decoration of tenement houses in the cities of Western Siberia]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture and Education, 2013, no. 5 (42), pp. 351—352.

16. Shimko VT. Arkhitekturno-dizainerskoe proek-tirovanie gorodskoi sredy [Architectural design of the urban environment]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2006. 384 p.

17. Shcherbin VT. Passazh na Pesterevskoi: pamyatnik sotsial'noi i arkhitekturno-stroitel'noi istorii Irkutska [Passage on Pesterevskya str.: monument social and architectural history of the building]. Zemlya Irkutskaya, 2000, no. 12, pp. 42—47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.