УДК 726.03 DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-3-99-111
Т.Н. МАНОНИНА, А.А. САМСОНОВА,
Томский государственный архитектурно-строительный университет
КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА ИУДАИЗМА В СИБИРИ: СИНАГОГА Г. МАРИИНСКА
В статье рассматривается синагога г. Мариинска - памятник архитектуры регионального значения. Здание синагоги является ярким представителем архитектуры иудейских культовых сооружений в застройке городов Западной Сибири. Показана историческая ретроспектива развития Мариинска, даны статистические сведения о национальном составе населения в период с середины XIX до начала XX в. Освещено участие еврейского купечества в самоуправлении города, отмечены вклад в развитие промышленности и торговли, благотворительная деятельность диаспоры. Подробно прослежена история строительства здания иудейской синагоги. Приведены исторические факты, характеризующие процесс проектирования синагоги, перестройки и дальнейшей эксплуатации здания. Охарактеризован архитектурный проект мариинской синагоги, представлены графическая реконструкция и архитектуроведческий анализ этого сооружения. Отмечена особая историческая, архитектурная и градостроительная ценность здания иудейской синагоги среди сохранившихся культовых сооружений. В статье представлены правовые положения из Полного собрания законов Российской империи, регламентирующие строительство синагог и их расположение в застройке городских кварталов. Рассмотрены статистические сведения комитета статистики Министерства внутренних дел о числе зданий синагог в губерниях дореволюционной Европейской России и в некоторых городах, расположенных на территории Сибири. Использованы новые архивные материалы, выявленные в государственных архивах Томской и Кемеровской областей, иконографический материал из фондов Томского областного и Мариинского городского краеведческих музеев. Определён список научных работ исследователей по тематике синагогальной архитектуры. Материалы статьи могут быть полезны как для архитекторов, так и для историков, изучающих культовые постройки разных конфессий.
Ключевые слова: Мариинск; Западная Сибирь; архитектура; культовое зодчество; синагоги в сибирских городах; иудейская синагога; еврейский молитвенный дом; проект мариинской синагоги; академическая эклектика; графическая реконструкция; еврейское купечество; диаспора.
Для цитирования: Манонина Т.Н., Самсонова А.А. Культовая архитектура иудаизма в Сибири: синагога г. Мариинска // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 3. С. 99-111. DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-3-99-111
T.N. MANONINA, A.A. SAMSONOVA,
Tomsk State University of Architecture and Building
CULTURAL ARCHITECTURE OF JUDAISM IN SIBERIA:
SYNAGOGUE OF MARIINSK
The article describes the synagogue of Mariinsk, a monument of architecture of the regional significance. The synagogue is a prominent architectural object of Judaism in West Siberia. The historical retrospective of Mariinsk development is shown, statistical data are presented on the national composition of the population in the 19-20th centuries. Participation of Jewish merchants in self-government of the city is highlighted, the contribution to the development of
© Манонина Т.Н., Самсонова А.А., 2019
industry and commerce, and the diaspora's charitable activities are noted. The history of the synagogue construction in Mariinsk is traced in detail. The historical facts characterizing the process of synagogue construction and restructuring are given. The architectural project of the Mariinsk synagogue is characterized, a graphic reconstruction and architectural analysis of this structure are presented. The special historical, architectural and town-planning values of this synagogue among the surviving religious buildings of the Siberian region are noted. The article presents the legal provisions of the Complete Collection of Laws of the Russian Empire, regulating the construction of synagogues and their location in urban environment. Statistical information from the statistics committee of the Ministry of the Interior on the number of synagogue buildings in the provinces of pre-revolutionary European Russia and in some cities located in Siberia is considered. New archival materials of the Tomsk and Kemerovo regions, iconographic material from the funds of the Tomsk Regional and Mariinsk Local History Museums are used. A list of scientific works on synagogue architecture is presented. The materials of this paper can be used both by architects and historians for studying religious buildings of various denominations.
Keywords: Mariinsk; West Siberia; architecture; religious architecture; Jewish synagogue; Jewish prayer house; Mariinsky synagogue; academic eclecticism; graphic reconstruction; Jewish merchants; diaspora.
For citation: Manonina T.N., Samsonova A.A. Kul''tovaya arkhitektura iudaizma v Sibiri: sinagoga Mariinska [Cultural architecture of judaism in Siberia: synagogue of Mariinsk]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo uni-versiteta - Journal of Construction and Architecture. 2019. V. 21. No. 3. Pp. 99-111. DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-3-99-111
В настоящее время в историко-архитектурной науке усиливается интерес к изучению культовых сооружений дореволюционной России. Это не только православные храмы, но и здания других конфессий: католические костёлы [1], лютеранские кирхи [2], мусульманские мечети [3], буддистские дацаны [4], иудейские синагоги. Интересующие нас иудейские культовые сооружения представлены в статьях молодого исследователя Г.Е. Шапиро, в которых он раскрывает особенности синагог юго-восточной части Российской империи (области Войска Донского и Кавказа) [5, 6]. Определенный вклад в тему синагогальной архитектуры внесли также авторы настоящей статьи, опубликовавшие исследование, посвященное иудейским синагогам г. Томска [7]. Исследователь М.С. Бейзер, анализируя историю синагог Российской империи, основываясь на сведениях, опубликованных Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел, приводит следующие данные по зданиям синагог и молитвенных домов. В 1904 г. в Российском государстве (не считая тридцати двух городов центральных губерний, а также Царства Польского и Карсской области - ныне территория современной Турции) действовало 1962 синагоги и молитвенных дома. Через шесть лет, в 1910 г. зданий было уже 2769, из них 529 синагог и 2240 молитвенных домов. Автор справедливо отмечает, что основная концентрация иудейских культовых сооружений была в законодательно определённых для поселения евреев областях, в так называемой черте оседлости (небольшие населённые пункты -«местечки» в пятнадцати западных и юго-западных губерниях). В этих губерниях количество синагог и молитвенных домов доходило до двух сотен. Так, в наиболее «насыщенной» Киевской губернии таких зданий насчитывалось 216, а минимальное значение приходилось на Екатеринославскую губернию -
31 синагога и молитвенный дом (Екатеринослав в советское время назван Днепропетровском, Украина). М.С. Бейзер констатирует, что «...в большинстве городов внутренней России, за пределами "черты", включая такие "чисто русские" места, как Рыбинск, Тамбов и Великие Луки.», синагоги и молитвенные дома также строились, но в менее сопоставимых размерах. Автор отмечает и такие «отдаленные» от Европейской России сибирские города, как Красноярск, Томск, Иркутск [8].
По подсчетам, проведенным авторами на основании статистических данных, опубликованных в сборниках «Города России» за 1904 и 1910 гг., в Сибири в 1904 г. насчитывалось более двадцати синагог и молитвенных домов, а к 1910 г. их число возросло до тридцати шести1. К этому числу можно добавить еще три синагоги и один молитвенный дом, которые располагались в Акмолинской и Семипалатинской областях (части современной Омской области), территория которых на начало XX в. не входила в состав Сибири2.
По российскому законодательству число синагог в городах подвергалось точному расчету и зависело от количества еврейских домов на поселении. Закон предписывал строить по одной синагоге на каждые восемьдесят домов и по одной молитвенной школе на каждые тридцать еврейских жилых строений. Соседство с христианскими церквями допускалось не менее чем за 100 саженей (около 230 м) от синагоги3.
В середине XIX в. крупнейшие еврейские общины Западной Сибири были в городах Тобольске, Омске, Каинске, Томске, Мариинске, Тюмени, в большинстве из которых в это время были построены здания деревянных синагог. В городах Колывано-Воскресенского горного округа на землях Кабинета Его Императорского Величества в Барнауле, Бийске, Змеиногорске, Кузнецке проживание евреев запрещалось законодательно. Наше внимание привлекла синагога, построенная в г. Мариинске.
Мариинск расположен на левом берегу р. Кии, притока р. Чулым, впадающей в р. Обь. Город был основан в 1698 г. как село Кийское. В 1856 г. село получило статус города, а в 1857 г. Кийск был переименован в Мариинск, который стал окружным центром Томской губернии (рис. 1). Преобразованию села в город способствовало открытие месторождений рассыпного золота в таежных лесах, за которым последовало бурное развитие золотопромышленности в данном районе. Город находился на Московско-Сибирском тракте, в конце XIX в. через Мариинск прошла железная дорога.
В середине XIX в., в связи с золотодобычей и удачным притрактовым расположением, Мариинск быстро развивался. В 1858 г. здесь проживало всего чуть более трех тысяч человек, а к 1910 г. население возросло в шесть раз и составило более восемнадцати тысяч человек. В городе существовала боль-
1 Города России в 1904 году. СПб., 1906. С. 0394; Города России в 1910 году. СПб., 1914. С. 1050-1052.
2 С 1880-х гг. в состав Сибири входило восемь территориальных образований: Тобольская, Томская, Енисейская, Иркутская губернии; Забайкальская, Якутская, Амурская и Приморская области.
3 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. X. № 8054. 13 апреля 1835 г. «Положение о евреях». СПб., 1836. С. 318-319.
шая еврейская община. Так, в 1904 г., согласно переписи населения, в Мари-инске проживало чуть более 10 % евреев, а в 1910 г. число евреев к общему числу жителей города составляло 34 %4.
ЭШ®^ Шш
Р. --
гЯе <ь. ¿'л.
а
б
Рис. 1. Фрагмент плана г. Мариинска, 1863 г. (а). Из фондов Томского областного краеведческого музея; вид г. Мариинска. Фото конца XIX в. (б). Из фондов Мариин-ского краеведческого музея
4 Города России в 1904 году. СПб., 1906. С. 0414; Города России в 1910 году. СПб., 1914. С. 1020, 1030.
Основной группой населения г. Мариинска середины XIX - начала XX в. являлось купечество, которое определяло облик уездного города. Особенностью состава мариинского купечества было наличие большого количества купцов иудейского вероисповедания (рис. 2). В 1861 г. еврейские купцы составляли 15,4 % купечества города, в 1880 г. - 40,5 %, а в 1908 г. - уже 76,2 % [9, с. 81].
Рис. 2. Представители еврейского купечества г. Мариинска. Вверху справа - Х.И. Ма-нусович. Фото начала XX в. Внизу - закладка дома в Мариинске. Во втором ряду купцы Л.И. Манусович (четвёртый слева) и Х.И. Манусович (шестой слева). Фото начала XX в. Из фондов Мариинского краеведческого музея
Еврейские купцы участвовали в самоуправлении города: гласными думы были М.И. Вульфович, братья Ольховские, выборными членами городского сиротского суда И.А. Юдалевич, Д.М. Прейсман. Наиболее успешным был клан Юдалевичей, которые занимались торговлей мануфактурой, железными и скобяными, москательными товарами, галантереей, обувью, бумагой, оружием, парфюмерией, стеклом. Особой предпринимательской активностью выделялись купцы Гурьевичи, Манусовичи, братья Ольховские, братья Xей-фицы (рис. 2). Так, Xацкель Ольховский и Моисей Гурьевич владели кожевенным, мыловаренным и кирпичным заводами, пимокатным производством. Ведущие позиции в золотопромышленности занимали купеческие династии Буткевичей и Юдалевичей.
Накопленные капиталы купцы вкладывали в развитие промышленных предприятий и заводов, строительство доходных домов, торговых лавок, складских помещений. В конце XIX в. появились первые одно- и двухэтажные каменные дома еврейских купцов, которые сохранились до настоящего времени на центральной городской ул. Ленина (бывшая Большая Московская). В начале XX в. братья Манусовичи открыли первый театр-кинематограф. В 1907 г. купцом Прейсманом были устроены первая типография и переплетная мастерская.
Среди еврейского купечества также было распространено меценатство. Купец Гурьевич построил торговую баню и подарил ее городу. Купец И.А. Юдалевич и его супруга открыли на Береговой улице еврейское училище, которое и содержали на собственные средства.
Самые крупные пожертвования еврейские купцы вносили на строительство молитвенных зданий. В 1887 г. в Мариинске было основано еврейское погребальное братство, и вскоре был построен деревянный молитвенный дом [10, с. 415]. Однако к концу XIX в. деревянное здание сильно обветшало, и значительно увеличившаяся иудейская община приняла решение выстроить большое здание синагоги. В архивах Томской и Кемеровской областей были выявлены документы, датируемые концом XIX - началом XX в., в которых содержатся сведения о строительстве новой каменной синагоги, а также о членах еврейской общины, на чьи пожертвования было построено здание. Среди жертвователей указаны фамилии известных в городе купеческих династий - Юдалевичей, Гурьевичей, Мордуховичей и других, а также отставных военных из кантонистов и мещан. В них встречаются и казусные факты, связанные с проектированием и дальнейшей эксплуатацией здания синагоги, которые объяснялись отсутствием в городе технически грамотных специалистов, как архитекторов, так и строителей, а также стремлением сэкономить необходимые для строительства средства.
Первый факт касается разработки проекта на постройку синагоги. Весной 1894 г. избранный общиной «ученый еврей» мариинский второй гильдии купец Абрам Исаевич Аксельруд подал в строительное отделение управления Томской губернии прошение о постройке нового здания синагоги. В июне еврейская община получила разрешение с резолюцией - предоставить на утверждение план и фасад еврейского молитвенного дома и указать, из каких средств будет финансироваться строительство5. В октябре 1894 г. доверенный
5 ГАКО. Ф. Д-22. Оп. 1. Д. 218. Л. 55.
А.И. Аксельруд повторно обратился в губернское строительное отделение с просьбой «. вместо старого ветхого деревянного молитвенного дома» возвести на том же месте новую двухэтажную каменную синагогу и представил проект здания, утвержденный в сентябре этого же года Мариинской городской управой. Члены еврейского общества заверяли губернские власти, что строительство здания будет поручено «.лицу, имеющему аттестат в познаниях строительного искусства, под руководством которого, без малейшего отступления от утвержденных планов, будет произведена постройка», ему полагались вознаграждение за ведение надзора и финансовая компенсация поездок на объект6. Однако губернское строительное отделение, рассмотрев представленную проектную документацию, объявило доверенному мариин-ских прихожан, что прошение отклонено с резолюцией: «.проект молитвенного дома по неблаговидности фасада и, кроме того, потому, что внутри здания устроены деревянные столбы и потолок, на нём купол, форма которого чертежом не может даже быть определена. оставлен без одобрения»7. Второй казус будет описан позже, согласно хронологии изложения материала.
В феврале 1895 г. доработанный проект на постройку каменного двухэтажного еврейского молитвенного дома в Мариинске был представлен на повторное рассмотрение в Томское губернское строительное отделение. Ознакомившись с ним, специалисты сочли его составленным верно и дали согласие на постройку8.
В архивном документе сохранился проект мариинского еврейского молитвенного дома. Из него следует, что усадебное место синагоги было обширным, узкой северной стороной усадьба выходила на улицу, вдоль которой располагался боковой фасад синагоги. Здание было запроектировано по традиционному типу трехнефных культовых сооружений, характерному для храмовых построек в христианстве и в исламе.
Согласно проектным чертежам, синагога представляла собой каменное двухэтажное прямоугольное в плане здание (рис. 3, 4). С востока к основному объему примыкал пятигранный одноэтажный объем: в этой части здания располагался специальный шкаф - арон акодеш, где хранили свитки Торы9. На первом этаже синагоги размещался «молельный» зал, на втором - хоры. Молитвенный зал отапливался двумя печами, расположенными справа и слева от входа. В западной части здания, решенной в плане в виде выступающего ризалита, располагался вестибюль с лестницей на хоры, где находилось помещение для женщин (эзрат нашим). Главный вход осуществлялся через парадную лестницу с западного фасада, по обе стороны здания (с северного и южного фасадов) предполагались дополнительные входные лестницы. Здание венчал большой восьмигранный купол на барабане с круглыми окнами-люкарнами, которые подчеркивались на каждой грани треугольным фронтоном, увенчанным шпилем.
6 ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 271. Л. 1, 1 об.
7 ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 271. Л. 5 об.
8 ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 271. Л. 14.
9 В христианском храме подобный объем назывался апсида, в мусульманском - михраб.
м&лелюш.
#
□ □
□ □ о 3
UU Wü Utmg
13
" „т-s Р i>„o -з О Soä „'л ' ei
Оа""»®---—"
t сГ-Р'
а
б
г
в
Рис. 3. Графическая реконструкция «проекта на постройку двухэтажного еврейского молитвенного дома в городе Мариинске Томской губернии», 1895 г. Из фондов Государственного архива Томской области. Автор реконструкции - А.А. Самсонова, 2018 г.:
а - северный фасад; б - план первого этажа («молельни»); в - план второго этажа («хор»); г - генеральный план
'.. .-.-. г «г mmyututas м^мм^г*^
ал 1 ЛИ ^^ ш
ь, Тч~ь ■■>• губ Б.льшая
Рис. 4. Графическая реконструкция проекта, 1895 г. Автор реконструкции - А.А. Сам-сонова, 2018 г.:
а - западный фасад; б - г. Мариинск, ул. Большая (Московская). Справа - двухэтажное здание синагоги. Фото начала ХХ в. Из фондов Мариинского краеведческого музея
а
б
В начале ХХ в.10 на главной улице города Большой Московской было выстроено каменное здание синагоги (ныне - ул. Ленина, 45). Рядом с синагогой на выкупленном у крестьянина Николая Панина участке был построен каменный одноэтажный дом для раввина (ул. Ленина, 43).
Второй казус, о котором упоминалось выше, был связан с перестройкой нового синагогального здания. В конце декабря 1902 г. раввин мариинской синагоги А. Аксельруд, староста И. Ольховский и казначей А. Хотин представили в строительное отделение Томского губернского управления проект с пояснительной запиской на переделки в здании еврейского молитвенного дома. Для рассмотрения и дальнейшего заключения о правильности составленных чертежей эти документы были переданы исполняющему делами младшего архитектора гражданскому инженеру В.А. Енкену. К сожалению, архивное дело не содержит чертежей на переделки в здании синагоги. Из документа следует, что, по-видимому, по прошествии шести лет потребовалось конструктивное усиление внутренних колонн для «.поддержания существующего барабана молитвенного дома». Планировалась установка «колонн из рельсов», после которой по плану должна быть произведена разборка существующих каменных столбов в молельном зале, на которые опирался барабан. Однако В.А. Енкен сделал следующие замечания: отсутствуют «.детальные чертежи способа укрепления и поддержания существующего барабана. перед разборкой столбов, т. е. конструкция лесов, предшествующих постановке колонн из рельсов». Далее гражданский инженер отметил, что пояснительная записка к проекту была составлена неграмотно, поскольку не содержала «.никакого серьёзного расчёта устойчивости и прочности сооружений», а также «.не был исследован грунт, на котором предполагается возвести сооружение». Енкен дал заключение о невозможности одобрить представленный проект с запиской некоего Миневского и рекомендует уведомить Мари-инское еврейское духовное правление, что оно введено составителем проекта и записки в заблуждение. Губернское строительное отделение, согласно рекомендации В.А. Енкена, обязало томского полицмейстера предоставить сведения об авторе проектной документации: «.на каком основании Миневский подписывает составленные им проекты несуществующим званием "Гражданский техник" и имеет ли он свидетельство от Техническо-Строительного Комитета МВД на право производства строительных работ и если таковое имеется, то препроводить его в Строительное Отделение»11.
В январе 1903 г. раввин Аксельруд предоставил в строительное отделение Томского губернского управления исправленный проект на переделки в мариинском синагогальном здании с пояснительной запиской, составленной гражданским инженером С.В. Хомичем. Проект и записка были выполнены технически грамотно, «.с показанием конструкций переделок», и потому одобрены и рекомендованы к исполнению12.
Сохранившиеся исторические фотографии, а также и внешний вид фасадов здания синагоги свидетельствуют, что она была выстроена с минимальным
10 Некоторые исследователи указывают 1896 г.
11 ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 600. Л. 204-205 об.
12 ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 600. Л. 219, 219 об.
отступлением от проектного решения. Первый высокий этаж отделен от второго поясом в виде карниза из лекального кирпича, проходящего по всему периметру здания на уровне перекрытия первого этажа. В простенках первого этажа рустованы углы здания и междуоконные проемы. Оконные проёмы, расположенные попарно, имеют арочные перемычки с замковым камнем. Второй этаж в простенках украшен филенчатыми лопатками, доходящими до подкарнизных поясков. Пояски переходят в активный карниз, который представлен в виде двух рядов мелких и более крупных сухариков из лекального кирпича. В целом, фасады здания синагоги решены в стилистике академической эклектики, с мелкой проработкой деталей, выполненных в кирпичном исполнении.
Позже к южной части фасада был пристроен дополнительный объем, повторяющий художественный стиль и архитектуру синагоги: здание в плане получило Г-образную форму. Торцевой фасад пристройки глухой, но имеет контрфорсы по бокам, переходящие на втором этаже в филенчатые лопатки. Функция данной пристройки неизвестна.
С 1931 г. вплоть до 1941 г. в уже бывшей синагоге находился спортивный клуб «Динамо», а затем вплоть до конца 1990-х гг. здесь размещался городской почтамт. В этот период сооружение было дополнительно перекрыто, в результате чего образован второй этаж. С 1999 г. здание не используется.
В настоящее время здание синагоги заброшено и находится в неудовлетворительном состоянии. Снесены барабан с куполом, большинство оконных проемов не имеют остекления, повреждена крыша здания, интерьеры помещений утрачены. На треугольном аттике, расположенном на главном фасаде, можно рассмотреть следы иудейского символа - Маген Давид, т. е. гексаграмму в виде шестиугольной звезды. В 2009 г. были предприняты попытки реставрации здания. Проект реконструкции здания бывшей синагоги был выполнен в Научно-исследовательском институте строительных материалов Томского государственного архитектурно-строительного университета (авторы - Г.Г. Шмидт, М.А. Быстрицкая, Т.А. Ильиченко). Однако реставрационные работы по восстановлению исторического облика иудейской синагоги так и не были начаты.
Таким образом, еврейские купцы внесли весомый вклад в развитие уездного города Томской губернии - Мариинска. Благодаря их капиталам и деловой активности на центральных улицах было выстроено большое количество каменных и деревянных доходных домов и торговых лавок, которые придают своеобразие архитектурному облику города. Среди сохранившихся жилых и общественных строений особую историко-архитектурную и градостроительную ценность имеет здание иудейской синагоги - яркий представитель среди немногих сохранившихся до наших дней молитвенных зданий еврейской диаспоры Сибири.
Библиографический список
1. Ющук Л.А. Архитектура римско-католических церквей в городах Сибири и на Дальнем Востоке в XIX - начале XX в. // Сибирские колонии: прошлое, настоящее и будущее : материалы Международной научно-практической конференции. Томск, 1999. С. 98-100.
2. Гуменюк А.Н. Лютеранская церковь во имя Святой Екатерины в Омске. Стилистические особенности памятника // Лютеране в России: к 300-летию распространения лютеранства в Сибири : сб. докладов Международной научной конференции. Омск : Омский ГТУ. 2014. С. 29-31.
3. Монич Г.И., Манонина Т.Н. Архитектура мечетей Томской губернии конца XIX - начала ХХ века // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. № 4 (51). С. 49-61.
4. Жамсуева Д.С. Культовая система храмовых комплексов бурятских дацанов (история и современность) // Вестник Иркутского ГАСУ. 2015. № 1 (96). С. 233-237.
5. Шапиро Г.Е. Девятипольный тип синагог: Генезис, особенности объемно-планировочного и конструктивного решения // Вестник Белгородского ГТУ. 2017. № 6. С. 76-80.
6. Шапиро Г.Е. Стилевые направления в архитектуре синагог середины XIX - начала ХХ в. (на примере Области Войска Донского и Кавказского края) // Вестник Белгородского ГТУ. 2017. № 8. С. 115-119.
7. Манонина Т.Н., Маслянская А.И. Синагоги города Томска: историко-архитектурный аспект // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. № 6. С. 24-35.
8. БейзерМ.С. Наше наследство: Синагоги СНГ в прошлом и настоящем // Сайт Еврейского университета в Иерусалиме. Условия доступа: http://pluto.huji.ac.il/~beizer/files/ Legacy_Rus.pdf. (дата обращения: 21.01.2019).
9. Гончаров Ю.М. Состав купеческого сословия Сибири второй половины XIX - начала ХХ в. // Компьютер и экономическая история. Барнаул : Алтайский государственный университет, 1997. С. 58-83.
10. Ермолаев А.Н. Уездный Мариинск 1856-1917 гг. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. 743 с.
References
1. Yuschuk L.A. Arkhitektura rimsko-katolicheskikh tserkvey v gorodakh Sibiri i na Dal'nem Vostoke v XIX - nachale XX vv. [Architecture of Roman Catholic churches in Siberia and the Far East in the 19-20th centuries]. In: Sibirskie kolonii: proshloe nastoyashchee i budushchee: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Proc. Int. Sci. Conf. 'Siberian Colonies: Past Present and Future'). Tomsk, 1999. Pp. 98-100. (rus)
2. GumenyukA.N. Lyuteranskaya tserkov' vo imya Svyatoy Yekateriny v Omske. Stilisticheskiye osobennosti pamyatnika [St. Catherine Lutheran Church in Omsk. Stylistic features of the monument]. In: Lyuterane v Rossii: k 300-letiyu rasprostraneniya lyuteranstva v Sibiri (Proc. Int. Sci. Conf. 'Lutherans in Russia: 300th Anniversary of Lutheranism in Siberia'). Omsk State Technical University. 2014, Pp. 29-31. (rus)
3. Monich G.I., Manonina T.N. Arkhitektura mechetey Tomskoy gubernii kontsa XIX - nachala XX veka [Mosque architecture in Tomsk province late in 19th and early 20th centuries]. Vest-nik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2015. No. 4 (51). Pp. 49-61. (rus)
4. Zhamsueva D.S. Kul'tovaya sistema khramovykh kompleksov buryatskikh datsanov (istoriya i sovremennost') [The cult system of temple complexes of the Buryat datsans (history and modern times)]. VestnikIrkutskogo GASU. 2015. No. 1 (96). Pp. 233-237. (rus)
5. Shapiro G.E. Devyatipol'nyy tip sinagog: Genezis, osobennosti ob"yemno-planirovochnogo i konstruktivnogo resheniya [Nine-field synagogue type: Genesis, features of a space-planning and constructive solution]. VestnikBelgorodskogo GTU. 2017. No. 6. Pp. 76-80. (rus)
6. Shapiro G.E. Stilevyye napravleniya v arkhitekture sinagog serediny XIX - nachala XX vv. (na primere Oblasti Voyska Donskogo i Kavkazskogo kraya) [Style trends in synagogue architecture in the 19th and early 20th centuries (the Region of the Don and the Caucasus Territory)]. Vestnik Belgorodskogo GTU. 2017. No. 8. Pp. 115-119. (rus)
7. Manonina T.N., Maslyanskaya A.I. Sinagogi goroda Tomska: istoriko-arkhitekturnyy aspekt [Tomsk synagogues: historical and architectural aspects]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2015. No. 6. Pp. 24-35. (rus)
8. Beizer M.S. Nashe nasledstvo: Sinagogi SNG v proshlom i nastoyashchem [Our legacy: CIS synagogues in the past and present]. Available: http://pluto.huji.ac.il/~beizer/files/ Legacy_Rus.pdf (accessed January 21, 2019) (rus)
9. Goncharov Yu.M. Sostav kupecheskogo sosloviya Sibiri vtoroy poloviny XIX - nachala XX vv. [Composition of the merchant class of Siberia in the 19-20th centuries]. In: Komp'yuter i ekonomicheskaya istoriya [Computer and economic history]. Barnaul: Altai State University, 1997. Pp. 58-83. (rus) 10. Ermolaev A.N. Uyezdnyy Mariinsk 1856-1917 gg. [The county of Mariinsk in 1856-1917]. Kemerovo: Kuzbassvuzuzdat, 2008. 743 p. (rus)
Сведения об авторах
Манонина Татьяна Николаевна, канд. ист. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Самсонова Анна Алексеевна, магистрант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, Россия, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Authors Details
Tatiana N. Manonina, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., Tomsk, 634003, Russia, [email protected]
Anna A. Samsonova, Undergraduate Student, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., Tomsk, 634003, Russia, [email protected]