УДК 72.035/036
МАНОНИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, канд. ист. наук, доцент, manonina100@yandex. ru
МАСЛЯНСКАЯАННА ИГОРЕВНА, студентка, maslyanskaya_anna@mail. ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
СИНАГОГИ ГОРОДА ТОМСКА: ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ АСПЕКТ
Статья посвящена историко-архитектурному исследованию трех томских синагог, которые были построены в городе в конце XIX - начале XX в. Представлены новые архивные и графические материалы, дана информация о малоизвестных фактах истории создания синагог, проведен архитектуроведческий анализ каждого из молитвенных зданий. Атрибутировано здание деревянной Солдатской синагоги, к проектированию которой были привлечены томские архитекторы Т.Л. Фишель и А.И. Лангер, представлена ее графическая реконструкция. Дана характеристика томских синагог в соответствии с объемно-планировочными признаками. Отмечены роль и место культовых зданий иудаизма в архитектуре сибирского города и значение этого ценного архитектурного наследия в связи с растущим новым проектированием сооружений для религиозных конфессий.
Ключевые слова: синагогальная архитектура; Томск; архитекторы; проекты; постройки; графическая реконструкция.
TATIANA N. MANONINA, PhD, A/Professor, manonina100@yandex. ru ANNA I. MASLYANSKAYA, Student, maslyanskaya_anna@mail. ru
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solynaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
TOMSK SYNAGOGUES:
HISTORICAL AND ARCHITECTURAL ASPECTS
The article presents historical and architectural research of three Tomsk synagogues built in the late 19th and early 20th century. New archival materials and graphics, information on little-known historical facts, the analysis of each church house are given herein. The graphical representation is given for the wooden Soldier's synagogue designed by Fishel and Langer, Tomsk architects. Tomsk synagogues are described in accordance with the spatial planning. The place and role of Judaism church houses in Tomsk is stated as well as the value of this architectural heritage in design of new church houses.
Keywords: synagogue architecture; Tomsk; architects; projects; buildings; graphic reconstruction.
Архитектура культовых зданий иудаизма в России вообще и в Сибири в частности до последнего времени мало привлекала внимание как историков архитектуры, так и искусствоведов. Лишь в недавних публикациях ряд исследователей обратились к теме синагог Западной и Восточной Европы и Ближнего Востока [1]. История строительства синагог г. Томска частично освещалась в работах томских историков и краеведов [2, 5, 6, 14]. В настоящей статье авторы впервые обращаются к архитектуре сибирских синагог и делают попытку их
© Манонина Т.Н., Маслянская А.И., 2015
классификации. Тема действительно заслуживает профессионального внимания, поскольку сами молитвенные дома евреев - синагоги - не имеют ни типологического ряда, ни устоявшихся архитектурных и декоративных форм. С другой стороны, в соответствии с регламентами иудейского молитвенного ритуала, которые прописаны в Талмуде, в разных странах, в том числе и в России, сложились определенные функционально-планировочные и объемно-пространственные схемы синагог. Их изучение и сопоставление позволяет предложить некие варианты классификации синагогальных зданий, которой до сих пор еще нет. В этой связи весьма интересны и показательны примеры сибирских синагог, в данном случае - томских. В начале XX в. в Томске действовали три синагоги, а еврейская община здесь была одной из наиболее крупных в Западной Сибири.
Исследователи-историки считают, что первые евреи появились в Сибири в 1630-1660-х гг. в качестве пленных, захваченных русскими войсками в ходе войн с Речью Посполитой. Позже в сибирские города и селения евреи попадали в основном как ссыльные и отправленные по этапу каторжане, также селились здесь и бывшие солдаты. Кроме того, право выезда за пределы «черты оседлости» на постоянное проживание в Сибири получили «полезные для края» евреи - коммерсанты и обладатели дефицитных специальностей: врачи, юристы, винокуры и др. [3]. К концу XIX в. крупные еврейские общины сложились в городах Каинске, Мариинске, Томске [4]. Характерной особенностью еврейской диаспоры являлось то, что наряду с внешними ассимиляционными тенденциями, выражавшимися прежде всего в архитектуре жилища, хозяйственно-бытовом укладе и одежде, сохранялась высокая внутренняя консолидация еврейской общественной и религиозной жизни, доминировавшая на протяжении всех веков совместного проживания среди других народов. Каждая еврейская община считала своим долгом выстроить на свои средства специальное здание для своих религиозных и просветительских нужд - синагогу.
Поскольку синагога с точки зрения ритуально-сакральной значимости не является храмовым зданием, необходимо остановиться на некоторых особенностях её устройства и формирования архитектурного образа. Для архитектуры синагог характерна общая черта - отсутствие четких канонов в фор-мо- и стилеобразовании. В основе пространственного построения синагог -наличие необходимых регламентов для проведения молитвенных ритуалов и многофункциональность пространства: оно активно использовалось для других общественных целей. На синагогальное строительство оказали влияния все архитектурные направления как Западной и Восточной Европы, так и Ближнего Востока. Архитектурный облик зданий синагог отражал как местные христианские, так и мусульманские, в особенности арабские, архитектурные традиции. Чаще всего синагоги строились в мавританском стиле, напоминая своим обликом о восточном происхождении иудаизма.
В отличие от храма, где некоторые ритуалы молебна осуществляются священниками в специальном, отделенном от основного молельного зала с рядовыми прихожанами, помещении - алтаре, в синагоге предполагается участие в коллективной литургии в общем помещении всех верующих. При строительстве синагог должны быть учтены некоторые предписания, изложенные в галахе1.
1 Галаха (алаха) - ивр. «путь, установление». 1. Религиозное право, регламентирующее религиозную, семейную, гражданскую жизнь евреев. 2. Совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и более поздней раввинской литературе.
Здание синагоги должно быть ориентировано на Иерусалим, но, поскольку это не всегда возможно, принята ориентация синагоги на восток. Здание должно быть самым высоким в городе - для формального выполнения этого предписания синагогу старались выстроить на высоком месте; на крыше устанавливали башенку и шест, а иногда молитвенные залы располагали в подвале. Помещение синагоги должно иметь окна, которые позволяют видеть небо, что вызывает почтение у молящихся. Женщины должны сидеть в зале отдельно, в соответствии с этим в большинстве традиционных синагог имеется отделение для женщин (эзрат нашим) - чаще всего галерея или балкон, закрытые занавесью или частой решеткой. В помещении синагоги должен находиться специальный шкаф - синагогальный ковчег (арон акодеш) для хранения свитков Торы. Свитки необходимо читать с бимы - возвышающейся площадки, которая, как правило, расположена в конце зала перед шкафом для свитков Торы, но иногда могла находиться в центре зала. Предусматриваются в синагоге и места для отдыха молящихся во время длительной литургии (скамьи, лавки). Многие синагоги имели микву - помещение с бассейном для ритуального омовения.
Функции синагоги не ограничивались лишь чтением Торы и общей молитвой. Синагоги были центром религиозного образования для юношей и взрослых мужчин, при них открывались школы, которые обязательно посещали даже дети из беднейших семей. Здесь общиной отмечались различные религиозные праздники и важные для прихожан обряды, например совершеннолетие мальчика или свадьба. Синагога была важнейшим центром повседневной светской жизни, сюда обращались за помощью, за советом. Здесь заседал раввинский суд, который разбирал тяжбы, создавался благотворительный фонд для помощи нуждающимся, общественные фонды для содержания здания и т. д. При синагогах открывались богадельни, ночлежные дома и проч.
В конце XIX - начале XX в. почти все еврейские общины Сибири имели свои синагоги, а в некоторых крупных городах имелись также благотворительные общества, школы, сиротские приюты и богадельни. В сибирских городах насчитывалось примерно пятнадцать молитвенных зданий, самое большое их количество было в губернском Томске. По данным переписи населения, в городе в 1835 г. насчитывалось 124 еврея обоего пола, в 1866 г. было 858 евреев, в 1875 г. - 2160 человек, в 1897 г. - 3016 человек [5].
В 1837 г. в Томске была создана еврейская община, которая в 1850 г. приобрела небольшой одноэтажный дом для молитвенных собраний в районе Песков на улице Магистратской (совр. Р. Люксембург), рядом с Сенной полицейской частью [6]. Вскоре было выстроено новое здание. Благодаря сохранившемуся в фондах Томского областного краеведческого музея рисунку художника М. Колосова, мы видим, что здание синагоги было каменным, двухэтажным, без каких-либо акцентных объемов. Фасады были украшены каннелированными пилястрами и имели высокие полукруглые окна, увенчанные декоративными розетками (возможно, круглыми окнами) (рис. 1).
В связи с увеличением числа прихожан, в середине 1890-х гг. еврейской общиной было задумано расширение здания синагоги, объявлен сбор средств. Дата начала строительства не определена, однако в 1899 г. постройка активно ведется, о чем свидетельствует картина томского художника П.М. Кошарова «Вид улицы Магистратской во время грязи», хранящаяся в фондах Краеведческого музея.
Рис. 1. Синагога на ул. Магистратской в Томске. Литография художника М. Колосова, 1871 г. (из фондов ТОКМ); планы 1-го и 2-го этажей (чертежи выполнены в ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация», арх. Е.Ю. Хатажукова, 2008 г.); почтовая открытка «Еврейская синагога» (из коллекции А.Б. Казачкова)
На картине видны строительные леса на башенной пристройке здания. Интересные сведения встречаются в майском номере газеты «Сибирский вестник» за 1901 г.: «В настоящее время производится капитальная перестройка здания каменной синагоги, что на Магистратской улице» [7]. В сентябре 1901 г. в газете «Сибирская жизнь» было опубликовано объявление, в котором Еврейское духовное правление оповещало о сборе средств «.. .ввиду неотложного расхода по перестройке синагоги» [8]. Предположительно, выражение «капитальная перестройка» означает в данном случае процесс перестройки существовавшего здания старой синагоги путем включения её объема в качестве части внутреннего помещения (т. е. нефа, вероятнее всего, северного), с одновременным удлинением его с западной стороны, в объем нового здания.
К началу сентября 1902 г. была в основном завершена отделка помещений в здании, «окончена распланировка мест» для прихожан синагоги [9]. Позже в периодической печати Томска были опубликованы заметки о завершении строительства и освящении «еврейской каменной синагоги на Песках» [10]. Газета «Сибирский вестник» поместила подробное описание празднества в честь освящения синагоги. «Томское еврейское общество в воскресенье 15 сентября с большой торжественностью освятило вновь воздвигнутое колоссальное здание хоральной синагоги - на том самом месте, где ранее находилось ветхое здание синагоги первого прихода. Постройка нового здания была совершена в сравнительно короткое время и производилась главным образом на средства купца И.Л. Фуксмана... Огромный двор нового здания не мог вместить в себе всех присутствующих. В совершении освящения. принимал участие большой хор и оркестр М.И. Маломета» [11].
В газетной публикации также дано описание интерьера нового здания: «Помещение синагоги представляет собой обширное двухсветное здание, подразделенное колоннами на мужское и женское отделения, с прекрасным местом для совершения богослужения, специальным помещением для хора, изящной мебелью, электрическим освещением и искусной отделкой. По своему устройству синагога напоминает собой Петербургскую недавно построенную хоральную синагогу» [11]. Синагога имела калориферное отопление, в подвальном помещении находилась печь.
Усадьба была обнесена кованой оградой с воротами и калитками. Кроме синагоги, на её территории располагалось здание иешивы2, а в сентябре 1910 г. открылся «дом призрения престарелых и бедных евреев имени Лидии и Исаака Быховских», на средства которых и было построено это каменное здание богадельни - одной из лучших в Сибири [12].
Синагога была закрыта в 1929 г. [13]; в ней в разные годы находились кинотеатр, Белоцерковское военное училище, эвакуированное в Томск во время войны (1941-1944), Томский областной суд (1944-2002). На сегодняшний день после нескольких перестроек и реконструкции 2002-2010 гг. здание можно характеризовать следующим образом. Хоральная синагога построена в стиле эклектики, в одном из характерных для таких сооружений направлении - мавританском. Синагога представляет собой двух-трехэтажное (с небольшим подвалом в западной части) каменное прямоугольное в плане строе-
2 Иешива (ешибот) - еврейское религиозное учебное заведение для юношей.
ние, с небольшим выступающим на восточном фасаде цилиндрическим объемом апсиды. Этот объем является основной доминирующей частью синагоги, ее главным акцентом, поскольку увенчивается выступающей башней с куполом и шестиконечной звездой Давида. Фасады синагоги имеют окна стрельчатой формы, которые на каждом из этажей обрамлены широкими сандриками на полуколонках. При этом сандрики окон первого этажа увенчаны замковым камнем. Между оконными обрамлениями на каждом из этажей расположены пилястры (отсутствуют на первом этаже северного фасада), пилястры второго этажа имеют каннелюры. Фриз здания обработан модульонами, поддерживающими небольшие стрельчатые арки, на которые, в свою очередь, опирается профилированный глубокий выносной карниз.
На главном (восточном) фасаде особый композиционный акцент сделан на центральную башенную часть, где на уровне второго этажа на полуколонках расположена крупная стрельчатая арка, объединяющая парные окна, над ней располагается звезда Давида и буквенная надпись на иврите. Венчающая часть фасада, т. е. аттик, имеет ступенчатую прямоугольную форму, его парапетные столбики также увенчаны звездами Давида.
Внутренняя планировочная структура самой синагоги в настоящее время имеет строгое осевое построение и состоит из трех частей - входной, офисной и зальной с апсидой. В западной части устроена входная лестница, которая через тамбур ведет в холл парадной лестницы и через коридор - в зальную часть. На втором этаже помимо офисов расположены хоры и балконы. Двусветная зальная часть разделена колоннами на три нефа: центральный неф выше боковых и венчается цилиндрическим сводом, не имеющим верхнего света; боковые нефы имеют поэтажное разделение с помощью балконов. Такая объемно-планировочная организация обычно классифицируется как псевдобазилика - т. е. базилика, не имеющая окон во втором ярусе центрального нефа. В восточной части зала по оси центрального нефа расположена выступающая полукруглая апсида, наличие которой (как выступающего объема) также роднит хоральную синагогу с базиликой. В итоге хоральную синагогу можно классифицировать как трехнефную двусветную псевдобазилику с хорами, с увенчанной башней и куполом апсидой (рис. 1).
По причине удаленности синагоги на Песках, еврейское население, проживавшее на левой стороне разделяющей Томск на две части р. Ушайки, образовало отдельный приход. На территории своей усадьбы, расположенной на углу ул. Почтамтской (совр. пр. Ленина) и пер. Подгорного (совр. ул. А. Беленца), и на собственные средства канский купец II гильдии М.Г. Ка-минер выстроил молитвенный дом, который был открыт в 1859 г. [14]. В честь основателя жители города называли здание Каминерской синагогой. Предположительно, в 1870-х гг. владелец продал усадьбу купцу I гильдии Е.И. Королеву3, и приход лишился молитвенного сооружения. В 1881 г. на купленном еврейской общиной усадебном участке также по пер. Подгорному, между
3 В 1882 г. новый владелец пожертвовал городу эту усадьбу с каменным домом и деревянным флигелем для открытия ремесленного училища. Томские губернские ведомости, 1882. № 13, 27 марта.
улицами Дворянской (совр. ул. Гагарина) и Почтамтской, началось строительство новой синагоги [15].
В архивном деле о постройке «еврейского молитвенного дома» сохранился проект синагоги, датированный маем 1881 г. Она представляла собой деревянное двухэтажное прямоугольное в плане здание на каменном фундаменте, которое с запада было ограничено брандмауэрной стеной. Главный фасад имел оконные проемы прямоугольной формы, над которыми располагались круглые окна второго света. Фасад завершался треугольным фронтоном, располагавшимся по центру, и двумя ступенчатыми аттиками по углам. Объем синагоги выделялся из окружающей застройки четырехгранной башенкой (возможно, световой фонарь), увенчанной шатром и шаром на шпиле.
Западная часть синагоги представляла собой входную часть и имела два раздельных входа: левый вел на первый этаж, правый - на второй этаж на хоры, устроенные в виде балкона. Восточная часть синагоги представляла собой двухсветный зал квадратной в плане формы, не имевший каких-либо специальных примыкающих снаружи выступов. Это обстоятельство позволяет классифицировать объемно-планировочную организацию Каминерской синагоги как однонефную (зальную), двусветную, с хорами, увенчанную башней (рис. 2).
К сожалению, в фондах архива и краеведческого музея не обнаружены исторические фотографии синагоги второго прихода, поэтому невозможно сказать: построена ли она была точно по проекту или имела некоторые отклонения от проектного решения.
Каминерская синагога была действующей вплоть до начала 1947 г., затем здание было передано областному отделу по делам искусств под филармонию [16], а в 1970-х гг. снесено.
История постройки третьей синагоги связана с «николаевскими» кантонистами4, которые, закончив службу в одиннадцатом Сибирском линейном батальоне, осели в Томске. Благодаря этим отставным солдатам, организовавшим собственную, т. е. «военного сословия», молитвенную общину, в городе появилась единственная в Сибири «солдатская синагога». В 1865 г. был приобретен свиток Торы, и в арендованном доме по пер. Затеевскому открылась временная «молитвенная школа». В 1872 г. на купленном на средства кантонистов усадебном месте по ул. Нечаевской (ныне пр. Фрунзе, 15) было построено новое деревянное здание. В последующие годы на скромные пожертвования членов общины молитвенный дом достраивался и ремонтировался. Под здание был подведен каменный фундамент с устройством подвального помещения, где располагалась квартира трапезника; пристроено крыльцо и возведены дополнительные пристройки - помещение с печью для выпечки пасхальной мацы и комната для предполагаемого училища. Для размещения женщин, которым первоначально предусматривалось небольшое отделение, были устроены «боковые хоры» - балкон.
4 В 1827 г. Николай I подписал указ о введении для евреев военной службы. Была введена «система кантонистов»: в специально созданные кантонистские школы набирали детей в возрасте 12 лет, по достижении 18 лет они становились солдатами царской армии. После военной службы сроком 25 лет эти евреи, именовавшиеся «николаевскими солдатами», получили право селиться вне «черты оседлости».
Рис. 2. Каминерская синагога в Томске (1881-1883). Проект синагоги, подписанный и.о. губернского архитектора А.П. Бетхером (май 1881 г.): главный фасад с пер. Подгорного; ситуационный план, план участка; планы 1-го и 2-го этажей (из фондов Государственного архива Томской области)
В школе было проведено электрическое освещение; молитвенный зал украсили «висячая трехъярусная посеребренная люстра о 32 свечах» [17, с. 7-8] и выполненный по рисунку прихожанина-жертвователя «изящной отделки» арон-акодеш для хранения свитков Торы [18].
В сентябре 1906 г. солдатская молитвенная школа значительно пострадала от пожара, и община решила ее перестроить, увеличив здание до 6 арш. в ширину и на 2,5 арш. в высоту. Общественное руководство по строительству возглавил отставной капитан Г.Я. Цам, в состав комиссии входил архитектор Т.Л. Фишель. Проект на постройку школы «в мавританском стиле» выполнил «исполняющий дела» губернского архитектора А.И. Лангер. В мае 1907 г. началось строительство, а в конце августа здание было выстроено вчерне, без отделки; осенью в нем начались службы. Комиссия высоко оценила постройку: «здание... вышло очень красивое, обширное и замечательно теплое». В память об организаторах третьего прихода и строителях здание получило название «Солдатская синагога» [17, с. 9-12]. Окончательную дату постройки - 1910 г. архитектор Лангер указал в своем личном деле [19].
Здание синагоги представляет собой двухэтажный с цоколем прямоугольный в плане объем, выстроенный из древесины (в обло) и покоящийся на каменном фундаменте. Объем перекрыт четырехскатной стропильной крышей, над которой доминируют три купола на восьмигранных барабанах: два луковичных в западной части (по поперечной оси) и один шлемовидный по центру, над залом. В настоящее время башни утрачены. Весь объем здания обшит тесом, расположенным в горизонтальном направлении, лишь плоскости фасада под окнами имеют вертикальную обшивку.
Западная часть здания - входная, в ней имелись как уличные, так и дворовые входы. Уличный парадный (с северного фасада) двухдверный вход предполагал проход по первому этажу в южную часть здания и подъем по лестнице на второй этаж. Дворовые входы дублировали парадный и также служили хозяйственным целям. Восточная часть здания - зальная, на два света парных окон. Здесь располагались собственно зал, апсидная часть, выступающая небольшим объемом на восток, и помещения и пространства второго уровня: хоры и балконы. В южной части подвального помещения здания была оборудована «мастерская для выпечки опресноков (мацы)» [20, л. 3].
Что касается объемно-пространственной композиции синагоги, то во внешнем облике сооружения все наиболее значимые элементы были декорированы тонкой и тактичной прорисовкой деревянных и металлических деталей: входные навесы, двери, наличники, фриз, карниз, обшивка сруба, пилястры. Наряду с традиционным растительным орнаментом в прорисованном декоре ненавязчиво присутствовал повторяющийся элемент - звезда Давида. Определенный символизм и стилизация присутствовали в декоративном оформлении интерьеров (в современном состоянии, к сожалению, практически утраченных). В целом, планировочная организация здания и архитектурно-художественная обработка фасадов свидетельствуют о высоком профессионализме архитектора и исполнителей его замысла. Классифицируя объемно-планировочное построение солдатской синагоги, ее можно обозначить как трехнефную двусветную, с хорами, с апсидой, увенчанную тремя куполами (рис. 3).
Рис. 3. Солдатская синагога в Томске (1907-1910). Главный (северный) фасад; планы 1-го и 2-го этажей; фрагменты декоративного оформления наличников (графическая реконструкция студентки ТГАСУ Л.В. Мицкевич, 2014 г.); фотография Солдатской синагоги, начало XX в. (из фондов Томского областного краеведческого музея
Солдатская синагога закрылась в 1930 г. [Там же, л. 38]. Здание было приспособлено под общежитие научных работников Томского государственного университета и вплоть до настоящего времени использовалось как жилой дом.
Таким образом, здания томских синагог играют значимую роль в формировании архитектурного облика города, занимая важное место как в системе городских доминант, так и в рядовой застройке, выделяясь своим внешним видом.
Благодаря своим характерным чертам синагогальная архитектура имеет большую значимость в историко-культурном наследии Томска, в которое, несомненно, внесла свой вклад достаточно многочисленная еврейская диаспора. Авторы предполагают расширять тему исследования, увеличив территориальные и хронологические границы, и рассчитывают выйти на большие обобщения, предложить варианты классификации синагогальных зданий. Изучение сохранившегося архитектурного наследия еврейской диаспоры как части многоконфессиональной российской культуры имеет большое значение в связи с растущим новым проектированием сооружений для различных религиозных конфессий.
Библиографический список
1. Локотко, А.И. Архитектура европейских синагог / А.И. Локотко. - Минск, 2002. -156 с.; Тарханова, С.В. Синагоги поздней античности: новая классификация / С.В. Тарханова. - Условия доступа : http://www.lechaim.ru/3869 (дата обращения: 14.03.2015).
2. Мучник, Ю.М. Очерки из истории евреев в досоветской Сибири / Ю.М. Мучник. -Томск, 1997. - 59 с.
3. ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXVI. № 37684. 27 ноября 1861 г. // О преимуществах евреев, получивших образование... - СПб., 1863. - С. 509-510.
4. Гончаров, Ю.М. Еврейское купечество Западной Сибири во второй половине XIX -начале ХХ вв. / Ю.М. Гончаров // Диаспоры: независимый научный журнал. - 2000. -№ 3. - С. 157.
5. Галашова, Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в. / Н.Б. Галашова. - Красноярск, 2006. - С. 73-94.
6. Мучник, Ю.М. Религиозная жизнь сибирских евреев в XIX столетии (по материалам Томской губернии) / Ю.М. Мучник // Диаспоры: независимый научный журнал. -1999. - № 1. - С. 60.
7. Сибирский вестник: общественно-политическая газета. - Томск, 1901. - № 100, 9 мая.
8. Сибирская жизнь: общественно-политическая газета. - Томск, 1901. - 4 сент. - № 193.
9. Сибирский вестник: общественно-политическая газета. - Томск, 1902. - 1 сент. - № 188.
10. Сибирская жизнь: общественно-политическая газета. - Томск, 1902. - 17 сент. - № 202.
11. Сибирский вестник: общественно-политическая газета. - Томск, 1902. - 17 сент. - № 200.
12. ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 976. Л. 1-5; Адресно-справочная книжка «Весь Томск» на 1912-1913 гг. / под ред. Г.В. Чавыкина. - Томск, 1913. - С. 143-144.
13. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 13. Л. 132-133.
14. Кижнер, Д.М. История возникновения синагог в Томске / Д.М. Кижнер // Евреи в Сибири : сб. статей / под ред. Э.И. Черняка, Я.М. Кофмана. - Томск, 2000. - С. 3-9.
15. ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1788.
16. ГАТО. Ф. Р-1785. Оп. 1. Д. 15. Л. 3.
17. История возникновения в г. Томске военно-молитвенной солдатской школы, а в 1907 г. перестроенной и названной Солдатской синагогой / Сост. Г.Я. Цам. - Томск, 1909. - 21 с.
18. Сибирская газета: общественно-политическая газета. - Томск, 1888. - 24 апр. - № 31.
19. ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 1722. Л. 41.
20. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 90.
References
1. Lokotko А.I. Arkhitektura evropeiskikh sinagog [Architecture of European synagogues]. Minsk, 2002. 156 p.; Tarkhanova S.V. Sinagogy pozdnei antichnosty: novaya klassifikatsiay [Synagogues of late antiquity: new classification]. Available at : www.lechaim.ru/3869/ Last visited on April 2015. (rus)
2. Muchnik Yu.M. Ocherki iz istorii evreev v dosovetskoi Sibiri [Jews' historical essays in pre-Soviet Siberia]. Tomsk, 1997. 59 p. (rus)
3. Complete Collection of Laws of the Russian Empire. 2nd edition. O preimucshestvakh evreev, poluchivshikh obrazovanie [Advantages of educated Jews]. St-Petersburg, 1863. V. 36. Pp. 509-510. (rus)
4. Goncharov YuEvreiskoe kupechestvo Zapadnoi Sibiri vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv [Jewish merchants in West Siberia late in the 19th and early 20th centuries]. Diaspory, 2000. No 3. P. 157. (rus)
5. Galashova N.B. Evrei v Tomskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv [Jews in Tomsk province late in the 19th and early 20th centuries]. Krasnoyarsk, 2006. Pp. 73-94. (rus)
6. Muchnik Yu.M. Religioznaya zhizn sibirskikh evreev v XIX stoletii (po materialam Tomskoi gubernii) [Religious life of Siberian Jews in the 19th century (Tomsk province)]. Diaspory, 1999. No 1. P. 60. (rus)
7. Sibirskii vestnik: obchestvenno-politicheskaya gazeta [Siberian vestnik: sociopolitical newspaper]. Tomsk, 1901. No 100. (rus)
8. Sibirskaya zhizn: obchestvenno-politicheskaya gazeta [Siberian life: sociopolitical newspaper]. Tomsk, 1901. No. 193. (rus)
9. Sibirskii vestnik: obchestvenno-politicheskaya gazeta [Siberian vestnik: sociopolitical newspaper]. Tomsk, 1902. No. 188. (rus)
10. Sibirskaya zhizn: obchestvenno-politicheskaya gazeta [Siberian life: sociopolitical newspaper]. Tomsk, 1902. No. 202. (rus)
11. Sibirskii vestnik: obchestvenno-politicheskaya gazeta [Siberian vestnik: sociopolitical newspaper]. Tomsk, 1902. No. 200. (rus)
12. Tomsk State Archive. Form 3. List 41. Proc. 976. Pp. 1-5 Adresno-spravochnaya knizhka 'Ves Tomsk na 1912-1913 gg' [Reference book 'The whole Tomsk, 1912-1913']. Tomsk, 1913. Pp. 143-144. (rus)
13. Tomsk State Archive. Form P-430. List 1. Proc. 13. Pp. 132-133. (rus)
14. Kizhner D.M. Istoriya vozniknoveniya sinagog v Tomske [The history of Tomsk synagogues]. Jews in Siberia: Coll. Articles, eds. Y.I. Chernyakov, Y.M. Kofman. Tomsk, 2000. Pp. 3-9. (rus)
15. Tomsk State Archive. Form 6. List 1. Proc. 1788. (rus)
16. Tomsk State Archive. Form P-1785. List 1. Proc. 15. P. 3. (rus)
17. Tsam G.Ya. Istoriya vozniknoveniya v g. Tomske voenno-molitvennoi soldatskoi shkoly, a v 1907 godu perestroennoi i nazvannoi Soldatskoi sinagogoi [The history of the Tomsk-city in military soldier's school rebuilt in 1907 and named Soldier's synagogue]. Tomsk, 1909. (rus)
18. Sibirskaya zhizn: obchestvenno-politicheskaya gazeta [Siberian life: sociopolitical newspaper]. Tomsk, 1888. No. 31. (rus)
19. Tomsk State Archive. Form 3. List 41. Proc. 1722. P. 41. (rus)
20. Tomsk State Archive. Form P-430. List 1. Proc. 90. (rus)