Научная статья на тему 'Культовые сооружения горских евреев Восточного Кавказа как историко-архитектурные памятники'

Культовые сооружения горских евреев Восточного Кавказа как историко-архитектурные памятники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
438
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРСКИЕ ЕВРЕИ ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ XIXНАЧАЛА XX В. / ИНТЕРЬЕР СИНАГОГ / РИТУАЛЬНАЯ УТВАРЬ / БИМА / АРОН-КОДЕШ / КУЛЬМОС / РИМОНИМ / EASTERN CAUCASUS MOUNTAIN JEWS / MONUMENTS OF XIX - EARLY XX CENTURIES / INTERIOR OF SYNAGOGUES / RITUAL UTENSILS / BIMAH / ARON KODESH / KULMOS / RIMONIM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сосунов Геннадий Семенович

На основе анализа памятников культовых сооружений (синагог) и ритуальной утвари горских евреев Восточного Кавказа с привлечением научной литературы освещаются историко-этнографические особенности архитектурных памятников XIX начала XX в. и некоторые элементы религиозного быта этого этноса, создавшего оригинальную самобытную этнокультуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hieratic Buildings of Eastern Caucasus Mountain Jews as Historical and Architectural Monuments

This article based on an analysis of monuments of hieratic buildings (synagogues) and ritual utensils of Eastern Caucasus Mountain Jews, with involvement of the scientific literature describes the historical and ethnographic characteristics of architectural monuments of XIX early XX centuries and some elements of religious life of this ethnic group, created an original distinct ethnic culture, which combines the Israeli and Caucasian beginnings.

Текст научной работы на тему «Культовые сооружения горских евреев Восточного Кавказа как историко-архитектурные памятники»

УДК 97(47).07+97(479.24)

КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА КАК ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

© 2009 г. Г.С. Сосунов

Институт истории, археологии и этнографии Institute of History, Archeology and Ethnography

Дагестанского научного центра РАН, of Dagestan Scientific Center of Russian Academy of Sciences,

367000, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75 367000, Makhachkala, M. Yaragskiy St., 75

На основе анализа памятников культовых сооружений (синагог) и ритуальной утвари горских евреев Восточного Кавказа с привлечением научной литературы освещаются историко-этнографические особенности архитектурных памятников XIX - начала XX в. и некоторые элементы религиозного быта этого этноса, создавшего оригинальную самобытную этнокультуру.

Ключевые слова: горские евреи Восточного Кавказа, архитектурные памятники XIX- начала XX в., интерьер синагог, ритуальная утварь, бима, арон-кодеш, кульмос, римоним.

This article based on an analysis of monuments of hieratic buildings (synagogues) and ritual utensils of Eastern Caucasus Mountain Jews, with involvement of the scientific literature describes the historical and ethnographic characteristics of architectural monuments of XIX - early XX centuries and some elements of religious life of this ethnic group, created an original distinct ethnic culture, which combines the Israeli and Caucasian beginnings.

Keywords: Eastern Caucasus Mountain Jews, monuments ofXIX - early XX centuries, interior of synagogues, ritual utensils, bimah, aron kodesh, kulmos, rimonim.

Письменные источники ХУП-Х1Х вв. фиксируют наличие еврейских общин на значительной территории Восточного Кавказа - в пределах шамхальства Тарковского, уцмийства Кайтагского, майсумства Табасаранского, ка-дийства Табасаранского, а также Дербентского, Кюринского, Кубинского, Шекинского и Ширванского ханств. Однако фиксация культовых сооружений горских евреев до настоящего времени практически не предпринималась. К настоящему времени многие из зафиксированных памятников горских евреев Восточного Кавказа уже утрачены, другие - продолжают ветшать. Таким образом, публикация этих материалов весьма актуальна. Основной целью исследования является введение в научный оборот памятников архитектуры горских евреев, а одной из важнейших задач - изучение особенностей культовых сооружений у евреев Восточного Кавказа. Все представленные в статье материалы собраны и проанализированы автором впервые.

Самые ранние упоминания о синагогах горских евреев относятся к началу XVIII в., однако до настоящего времени сохранились лишь те из них, которые были построены или перестроены в XIX в. (рис. 1). Далеко не во всех гор-ско-еврейских общинах были специальные синагогальные здания: в маленьких сельских общинах прихожане арендовали для богослужения жилой дом. Тем не менее в 1886 г. на Кавказе насчитывалось 48 горско-еврейских синагог, из них 27 - в аулах и 21 - в городах.

Особенностью горских общин является хорошая сохранность у них всего материального комплекса культуры. Поскольку бытовая культура евреев Кавказа мало отличается от культуры окружающих народов, то наибольший интерес представляют культовые здания и предметы, обладающие значительным своеобразием. Конечно, огромное количество синагог было закрыто советской властью, например, в еврейском предместье

Кубы, Красной Слободе, из 11 синагог осталась только одна действующая. Но сами синагогальные здания зачастую хорошо сохранились.

Рис. 2. Закладная доска синагоги Кронои. Начало XX в. Красная Слобода

Основной текст состоит из 15 предложений, умещающихся на четырнадцати полосах. Первое предложение представляет собой благословение на открытие новой синагоги с названием Кронои, и затем раввин сообщает прихожанам о том, что именно на этом месте много лет назад жителями была построена синагога.

Рис. 1. Синагога Кронои.

Деталь переднего фасада. Красная Слобода

Синагоги и синагогальная утварь общин Восточного Кавказа принадлежат к типу, характерному для всех восточных еврейских общин. Все существующие горско-еврейские синагоги построены в конце XIX - начале XX в. из камня или кирпича. На фасаде синагоги, как правило, размещена закладная доска с надписью на древнееврейском, сообщающая о том, когда здание было построено и какой общине оно принадлежит. Многие синагоги возведены на месте более старых построек, о чем иногда сообщает закладная доска старого здания, вмонтированная в фасад новой постройки. Одна из них сохранилась на переднем фасаде синагоги Кронои (рис. 2). Она была вмонтирована в фасад новой синагоги в конце XIX - начале XX в. Текст доски хорошо сохранился за исключением отдельных предложений, выбитых по периметру.

а'зУаз «по юа 2 Благословение

Л'З Уплгто ОТ 1 День 4-й, день начала

"КЛр р"р "7В ЛОЗЗП синагоги Кронои

Ninw лает тэт dv День 4-й недели, который

•р': »Tin1? ют п'л» является 12-м месяца Нисан,

пзв ютпз 1"урл птоз Год 5576 (1815), как новая

"ХЛр р"р 1!03» была построена жителями Кронои,

£Ж1 тир тот п"?таа от мала до велика. Господь,

las опт amaw храни и благослови их. Аминь

IBS тпп тг pi Да будет воля божья. Аминь

КГШ 'ЭТ ТУХП И я, молодой раби Авраам,

in ттл maur ш?п Господь, храни и благослови его,

чю в"пау ШТР сына Ётама (Душа его в райском саду)

üf? 11331 'ИЗ ТОЮ "1ЭУ ms *?з пуз nin awra Я смертный как и все и не отделяюсь от людей

Согласно тексту закладной доски, на месте нынешней синагоги в 1815 г находилась синагога Кронои, построенная местными жителями.

В архитектурно-планировочном отношении синагоги горских евреев во многом следуют архитектуре мечетей того региона, в котором находится данная община. Горско-еврейская синагога - зальное бесстолпное строение. Иногда в потолке находится световой купол.

В плане синагоги имеют либо вытянутую форму, причем ось, соединяющая вход с гейхалом, - короткая (Варташен, Дербент), либо форму, близкую к квадрату (Красная Слобода).

В горско-еврейских синагогах женская галерея отсутствует. В тех редких случаях, когда женщины приходят в синагогу, они располагаются в прихожей. На западной стене находится утопленная в стене ниша (или ниши) для свитков Торы, которая называется гейхал, в центре молитвенного зала -кафедра для чтения Торы тэва. Дербентская синагога украшена пейзажными росписями, остальные имеют достаточно скромные интерьеры, если не считать ковров, устилающих полы. Когда -то прихожане сидели на полу, на коврах, теперь в синагогах стоят скамьи.

То, что интерьер горской синагоги не претерпел больших изменений по крайней мере с прошлого века, доказывает описание, сделанное И.Ш. Анисимовым: «Синагога или молитвенный дом бывает построен почти везде по одному типу и представляет собою большую комнату, освещенную большими окнами, проделанными в трех стенах, кроме западной. Пол устилается коврами, на которые садятся, поджав под себя ноги, горские евреи кругом около стен и несколькими рядами по средине. В западной стене находится шкаф с золотыми в иных городах галунами наверху и львами по бокам - кивот завета. В нем помещаются

свитки из пергамента, на которых написаны заповеди Моисея и серебряные короны с колокольчиками, которые надеваются на верхние рукоятки свитков во время поднесения их к молящимся для прикладывания. Сбоку кивота стоит кафедра, в рост человека, составляющая престол, где рабби совершает богослужение.

Над престолом и по бокам его находятся изображения некоторых святых мест в золоченых рамах. Посреди синагоги находится другая большая кафедра, на которой, обращаясь к западу, рабби читает три раза в неделю - по субботам, понедельникам и четвергам -заповеди и говорит проповеди» [1].

В Дербенте и Варташене синагоги ничем не выделяются из уличной застройки, зато в Красной Слободе здания синагог служат архитектурными доминантами поселка, и их силуэты, украшенные луковичными куполами, хорошо прочитываются с другого берега Кудиял-чая.

Возвращаясь к вопросу о Красной Слободе, еврейскому предместью Кубы, необходимо отметить, что в настоящее время в поселке сохранилось несколько синагог горских евреев, но действует только одна. Другая из известных нам синагог находится в полуразрушенном состоянии, третья приспособлена под швейную мастерскую, а четвертая - без признаков разрушения, находится на берегу реки Кудиял-чай. Это грандиозное архитектурное сооружение, выполненное в иранском стиле, представляет собой ценный памятник культуры горских евреев (рис. 3).

Своим внешним обликом, в особенности куполами, слободские синагоги напоминают мечети, построенные в Кубе в тот же период. Интересной особенностью синагог Красной Слободы является то, что мы знаем имя их архитектора. Он был уроженцем Слободы и его звали Ги-лель б. Хаим. В Слободе сохранились также построенные им жилые дома. На фасаде каждой синагоги огромными, выложенными из кирпича еврейскими буквами выведено имя и отчество строителя. Этот своеобразный автограф является чуть ли не единственным украшением достаточно скромных синагогальных фасадов.

В единственной действующей синагоге Слободы (синагога Гиляки, т.е. квартала Гиляки, основанного выходцами из иранской области Гилян) есть пристройка, в которой раньше молилась небольшая ашкеназская или, скорей всего, герская община (рис. 4). В настоящее время синагога Гиляки отреставрирована, рядом построено новое здание миквы.

Рис. 3. Синагога Кусары.

Вторая половина XIX - начало XX в.

Красная Слобода

Все синагоги Красной Слободы построены в конце XIX - начале XX в. из кирпича; наиболее крупные украшены луковичным куполом. Самая большая синагога, синагога Кусары, т.е. квартала Кусар, имеет даже шесть декоративных куполов и выложенный по фасаду кирпичный рельеф в виде тюльпанов в массивных вазах.

Рис. 4. Синагога Гиляки. Начало XX в.

Архитектор Гилель б. Хаим. Красная Слобода

В Варташене было две каменные синагоги, их здания существуют до сих пор. Большая синагога - огромное двухсветное здание своеобразной архитектуры, его ширина намного больше длины, по всему фасаду проходит галерея. Его открыли вновь на средства местной еврейской общины в 1994 г., отреставрировав по проекту варташенского еврея - главного архитектора поселка. В Дербенте сохранились здания четырех синагог, в настоящее время действует только одна.

Синагоги горских евреев имеют своеобразную ритуальную утварь. Горские евреи, также как ашкеназы, и в отличие от других персоязычных еврейских общин или, например, грузинских евреев, закрывают Тору матерчатым чехлом и читают ее, положив на стол, стоящий на тэве. Это единственная еврейская община, где на свиток Торы надевают два мягких чехла: нижний из белого холста, а сверху нарядный - из бархата. Правда, М. Бе-жанов, говоря об обрядах евреев Варташена, дважды

упоминает о том, что Тора находится в твердом деревянном футляре, например: «Вечером выносят Тору в вызолоченном деревянном цилиндре (ящике)» [2].

Остается неясным, то ли наличие деревянного футляра - особенность только варташенской общины, то ли традиция за прошедшие сто лет изменилась. Проверить это сложно, так как в Варташене синагоги были закрыты советской властью и их ритуальная утварь не сохранилась.

В ритуальную утварь горских евреев входят римоним и указки для чтения свитка Торы, которые принадлежат к персидскому типу, хотя и имеют целый ряд местных особенностей. Они, как правило, изготовлены из серебра низкого качества, без клейма пробирной палаты.

Указку, или кульмос, иногда называют местным термином «миль» (от глагола «указывать» по-еврейско-татски). Местная особенность использования кульмоса: при чтении Торы по тексту водят двумя указками, соединенными цепочкой, которые при этом образуют нечто вроде раскрытого циркуля-измерителя. Указки держат в одной руке, выхватывая из строки нужный отрезок.

Кульмос представляет собой плоское стилизованное изображение руки с вытянутым указующим перстом. Кульмосы декорированы сердоликами, кораллами, цветным стеклом. В декоре широко применяются кавказские орнаменты, популярная на Кавказе чернь. По уверению старожилов - это работа местных ремесленников-неевреев. Судя по технике изготовления, указки выполнены в кубинско-закатальском регионе (северная часть Азербайджана). Серебро низкопробное, без клейм; техники - зернь, штамповка, гравировка. Художественный уровень невысок, что, возможно, объясняется низким качеством серебра.

Особенности оформления данных предметов зависят от общины, в которой ими пользовались. Так, в единственной действующей синагоге Красной Слободы собрана большая коллекция (около 70 штук) куль-мосов из всех слободских синагог; по своей форме и декору они делятся на столько же типов, сколько в Слободе есть кварталов и сколько соответственно было в ней синагог.

Горские евреи не используют кетер-тору в качестве украшения свитка Торы. Его украшением служат римо-ним. Серебряные римоним обычно бывают украшены подвесками, орнаментом (чернь по серебру) и надписями на иврите. Местные римоним, как правило, персидского типа (сфера, украшенная навершием). В синагогах хранятся римоним различных типов, например, в горской синагоге Баку - пара типичных грузинских римо-ним, изготовленная в Тбилиси; в синагоге Красной Слободы - пара римоним кубачинской работы. Римоним используются не только для украшения свитков Торы, но и для украшения тэвы. Термин «римон» не очень употребителен у горских евреев. Сами римоним выполняют скорее функцию кетер-торы, на что, как правило, указывает и надпись на римоне: «Вот корона Торы». Характерно, что И.Ш. Анисимов, говоря в своей статье о ри-моним, называет их коронами.

Кабалистические надписи на римоним и кульмосах показывают, что в них видели также своего рода амулеты. Вся синагогальная утварь имеет характер вкладных вещей в поминовение умерших родственников, о чем всегда сообщает соответствующая надпись.

Проведенное исследование культовых сооружений горских евреев показало значимость и важность данного вида источника их традиционной культуры. Синагоги горских евреев Дагестана и Азербайджана XVII-XIX вв. предстают как источник по истории и культуре этой этнической группы. Выявленные памятники представляют собой важный материал для изучения культуры горских евреев. Вводимый в оборот материал по архитектуре еврейских культовых сооружений Дагестана и Азербайджанской республики является своего рода иллюстрацией данных других видов источников - архивных и литературных - относительно проживания горских евреев в тех или иных селениях, городах. Еврейские памятники в качестве источников по истории и культуре горских евреев во многих случаях являются более представительными, чем другие документальные источники.

Анализ литературных источников по истории горских евреев XVII-XIX вв. показывает, что синагоги горских евреев не были объектом внимания со стороны исследователей культуры такой самобытной этнической группы, как горские евреи. Отдельные фрагментарные данные об этих памятниках мы находим у Иуды Черного, который в своем сочинении «Путешествие по Кавказу и Закавказскому краю», увидевшего свет в 1884 г. в Санкт-Петербурге, дает описание ряда памятников на территории Дагестана и Азербайджана [3]. Собранные Иудой Черным данные не были востребованы научной общественностью и, к сожалению, остались недоступными для исследователей Кавказа. Можно также отметить, что в период проживания горских евреев в сельских населенных пунктах они, несомненно, испытывали значительное воздействие культуры окружающего мусульманского населения, но при этом архитектура горских евреев сохранила свою самобытность.

В заключение хотелось бы отметить, что в период с 1989 по 2007 г. нами был накоплен значительный иллюстративный материал по памятникам культуры горских евреев. В результате появилась возможность заняться вопросом изучения еврейских памятников с перспективой расширения в будущем географии полевых исследований.

Литература

1. Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1888. Вып. III. С. 171-322; отд. изд. М., 1888. 152 с.

2. Бежанов М. Евреи в с. Варташен (Елисаветполь- 3. Черный И.Я. Путешествие по Кавказу и Закавказская губерния, Нухинский уезд) // Сборник мате- скому краю. СПб., 1884 (на иврите). риалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1894. Вып. 17. С. 118.

Поступила в редакцию 7 апреля 2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.