Научная статья на тему 'ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ БУХАРЫ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ЮЖНЫЙ ТАДЖИКИСТАН) С РОССИЕЙ В КОНЦЕ Х1Х НАЧАЛЕ ХХ ВВ.'

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ БУХАРЫ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ЮЖНЫЙ ТАДЖИКИСТАН) С РОССИЕЙ В КОНЦЕ Х1Х НАЧАЛЕ ХХ ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ АЗИЯ / РОССИЯ / ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО / ВОСТОЧНАЯ БУХАРА / ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / ПРОТЕКТОРАТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАГИСТРАЛИ / КУПЦЫ / МАНУФАКТУРА / CENTRAL ASIA / RUSSIA / GENERAL-GOVERNORSHIP / EASTERN BUKHARA / REGION / PROTECTORATE / RAILWAY MAGISTERIAL / MERCHANTS / MANUFACTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парвиз Мирзои Саидзода

В статье рассматривается утверждение протектората России над Бухарским эмиратом, ликвидация раздробленности, усиление центральной власти во многом способствовали процветанию торговли в эмирате. Но по сравнению западными районами эмирата, в Восточной Бухаре (Центральнном и южном Таджикистане) торговля была значительно слабой. Главными причинами отставании были: географическая изолированность, т.е. труднодоступность края, отсутствие нормальных путей сообщения, слабое развитие товарно-денежных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADE OF EASTERN BUKHARA (CENTRAL AND SOUTHERN TAJIKISTAN) WITH RUSSIA AT THE END OF XIX AND BEGINNING OF XX CENTURIES

The article highlights the protectorate of Russia over Bukhara and liquidation economic and political of the edge. But on distinguishing western regions’ of Emirate in Eastern Bukhara (Central and Southern Tajikistan) trade were very weak. The main reasons were: geographic isolations etc., difficult of edge, not existing normal message ways, and weak development commodity-money relations.

Текст научной работы на тему «ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ БУХАРЫ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ЮЖНЫЙ ТАДЖИКИСТАН) С РОССИЕЙ В КОНЦЕ Х1Х НАЧАЛЕ ХХ ВВ.»

44. ЦГА РУз, Ф.И-715, 1-опись, №23-дело, л.43; Уша жойда, №24-дело, л.211.

45. ЦГА РУз, Ф.И-715, 1-опись, №23-дело, л.43.

46. Там же.

47. Там же, №104-дело, приложение №1, л.300.

48. История Узбекистана. - T.III (XVI-первая половина XIX в.)... - С.211.

49. ЦГА РУз, Ф.И-715, 1-опись. - №26. Л.304.

50. Там же, №287-дело, в.442-443.

51. Там же.

52. Там же.

53. ЦГА РУз, Ф.И-715, 1-опись, №24-дело, в.211.

54. Мирзаолим Мушриф. Ансаб ус-салотин ва таворих ул-хавокин... - С.66.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА С КОКАНДСКИМ ХАНСТВОМ

В статье дается обзор отношений Бухарского эмирата с Кокандским ханством в период правления эмира Насруллахана (годы правления 1827-1860). Автор пришел к выводу, что в период обострения Российско-Британских отношений, отношения эмирата с Кокандским ханством, также обострялись. Эти противоречия ослабли перед Российским завоеванием. Бухарский эмират вела оккупационные войны против Кокандского ханства, захватила ее земли и грубо вмешивалась во внутренние дела Коканда. Бухарский эмир совершал военные походы для захвата приграничных районов Джизак, владения Ура-Тюбе и Ходжент. От этого страдал прежде всего, трудовой народ. Противостояние и вражда этих двух государств влияли на политическую, экономическую и социальную жизнь.

Ключевые слова: Бухарский эмират, эмир Насрулла, Кокандсеок ханство, Мухаммад Алихан, Ходжент, Ура-тюбе, Шералихан, Российское завоевание, Турецкий султан.

ON THE RELATIONS OF THE BUKHARA EMIRATE WITH THE KHANATE OF

KOKAND

The article gives an overview of the relations of the Bukhara emirate with the Kokand Khanate during the reign of Emir Nasrullahan (reign of 1827-1860). The author came to the conclusion that during the period of aggravation of Russian-British relations, relations between the emirate and the Kokand Khanate also aggravated. These contradictions weakened the emirate and khanate before the Russian conquest. The Bukhara emirate waged occupation wars against the Kokand khanate, seized its lands and rudely intervened in the internal affairs of Kokand. The Bukhara emir made military campaigns to capture the border areas of Djizak, the possessions of Ura-Tyube and Khojent. First of all, the working people suffered from this. The confrontation and hostility of these two states influenced political, economic and social life.

Key words: Bukhara Emirate, Emir Nasrullah, Khanate of Kokand, Muhammad Alikhan, Khojent, Ura-Tube, Sheralikhan, Russian Conquest, Turkish Sultan.

Сведения об авторе:

Исроилов Салохиддин, декан исторического факультета Таджикского педагогического института в городе Пенджикент.E-mail: dotp_nauka@mail.ru

About the author:

Isroilov Salohiddin, dean of the Faculty of History of the Tajik Pedagogical Institute in the city of Penjikent. E-mail: dotp_nauka@mail.ru

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ БУХАРЫ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ЮЖНЫЙ ТАДЖИКИСТАН) С РОССИЕЙ В КОНЦЕ Х1Х НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Парвиз М.С.

Таджикский национальный университет

В Средней Азии еще в XVIII столетии сложились три государственных образования -Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства. Наиболее развитых из них был Бухарский эмират, имевший несколько крупных городов, в которых сосредоточивались ремесло и торговля. Бухара и Самарканд были важнейшими торговыми центрами Средней Азии. Еще в первой половине Х1Х века, Россия проявляла интерес к среднеазиатскому региону, пыталась

наладить с ним экономические связи, изучить возможность его завоевания и последующего освоения. Но активная внешняя политика на данном направлении в то время велась рост капитализма в России во второй четверти Х1Х века, развитие промышленности и в первую очередь хлопчатобумажной, остро нуждавшейся в рынках сбыта и источниках сырья, заставили царизм и русскую буржуазию обратить внимание на Восток - на расширение и укрепление экономических позиций России в Средней Азии.

Русская промышленность и торговая буржуазия оказывают нажим на царское правительство с целью принудить его к активным военным действиям в Средней Азии и захвату ее территории.

После отмены крепостного права Россия решительно вступила на капиталистический путь развития. Расширение территорий, захват рынков сбыта и источников сырья отвечали внешнеполитическим факторам, побуждавшим царскую Россию ускорить захват Средней Азии, была военно-стратегическая обстановка того периода, связанная с агрессивными устремлениями Англии [5, с. 45].

Причинами царской военной экспансии в Среднюю Азию стало также поражение России в Крымской войне, заставившее царизм активизировать свое продвижение на восток, а также англо-русские противоречия на Ближнем и Среднем Востоке, и в частности в Средней Азии, соображения военно-стратегического характера. К тому же царское правительство рассчитывало за счет захвата новых территорий в Средней Азии ослабить классовые противоречия внутри России, ибо эти территории могли составить колонизационный фонд для русского крестьянства, страдавшего от безземелья.

В 1864 г. войска России под командованием генерала Черняева заняли Чимкент. В мае 1865 г. пал Ташкент, и в следующем году царские войска двинулись в сторону Ходжента и Истаравшана (Ура-Тюбе). В мае 1866 г. русские войска овладели крепостью Нау, осадили и 24 мая 1866 г. заняли Ходжент, изолировав Коканд от Бухары. 2 октября 1866 г. пал Истаравшан (Ура-Тюбе).

Попытка эмира спасти положение, объявив и священную войну против неверных, не увенчалась успехом. Под Джизаком он был разбить. 18 октября 1866 г. город заняли царские войска. Эмир со своим войскам бежал [5, с. 45].

Бухарский эмират окончательно не потерял свой суверенитет, но попал в полную вассальную зависимость от России. Власть Бухарского эмирата была чисто номинальной.

В 1867 г. было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с «военно-народным» принципов управления. Оно разделялось на две области, последние в свою очередь были поделены на уезды. Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, во главе областей - военные губернаторы, уездов - начальники уездов. В вся административная власть находилась в руках военных, царское правительство не доверяло гражданской администрации и рассматривало Среднюю Азию как неприятельскую территорию. Народы Средней Азии попали под двойной гнет: баев- феодалов, русских капиталистов и помещиком.

Торговые отношения между среднеазиатскими ханствами с одной страны, и с соседними странами, в том числе с Россией, Ираном, Китаем, Индией и Афганистаном, с другой, существовали и до завоевания края Россией.

Однако завоевание Средней Азии Россией, имевшие своим результатом проникновение товарно-денежных отношений в экономику Северного, Центрального и южного Таджикистана, дальнейшее развитие производительных сил, усовершенствование приемов и методов земледелия и садоводства, улучшения производства кустарных промыслов и появление промышленных предприятий капиталистического типа и образование товарного земледелия вызвало развитие, и расширение торговых отношений, как внутри страны, так и с соседними странами. Исследование проблемы торговых взаимоотношений между странами и регионами имеет важное научное значение.

Необходимо отметить, что данная статья не исчерпывает всего материала, который содержит в себе русская периодическая печать (журналы и газеты) по истории Центрального и южного Таджикистана.

Русские дореволюционные исследователи не посвятили вопросам торговли специальных работ, но на страницах их работ имеются многочисленные сведения, в той или иной мере

отражающие состояние торговли в бекствах Центрального и южного Таджикистана и ее место в жизни эмирата.

Таким образом, стало ясно, что русская периодическая печать дает. Немало интересных материалов по данному вопросу, ценность которых по мере детального рассмотрения отдельных статей, станет еще более убедительной.

В процессе работы автором обнаружены и тщательно изучены многочисленные документы, материалов периодических печати - исследования дореволюционных русских ученых, воспоминаний, путевых записей и заметок отчетов послов и купцов на основе существующих нарративных исторических трудов, старинных рукописных книг, географических агиографических, автобиографических произведений и историков советского периода посвященных Туркестанскому краю, Центральному и южному Таджикистану, вообще и феодальным владениям, в частности, а также событиям в Бухарском и Кокандском ханствах, вызванных экспансией русского царизма в Среднюю Азию можно сделать вывод, что в развитии товарно-денежных отношений и торговли большая роль принадлежала Северным районам Таджикистана, особенно Ходженту и Истаравшану (Ура-Тюбе). Этому способствовало географическое расположение г. Ходжента, через которых проходили караванные пути из Бухарского ханстве и Коканд и где взимались пошлин за привезенные товары.

Таким образом, Ходжент и его вилайат пересекал торговый путь среднеазиатского значения, соединявший ферганскую долину с Ура-тюбинским бекством, областями расположенными к югу от Гиссарского хребта, Зеравшанской долиной и Ташкентом[5, с. 45].

Политическое, административное, экономическое устройство (Центрального и южного Таджикистана) всесторонне исследована в работах Б. Гафурова [1, с. 476], Б.И. Искандарова [4, с. 662], О.Р. Маджлисова [8, с. 131], Н. И. Кислякова [6, с. 240], М. Рахимова [11, с. 218], а также в ряде статей и кандидатской диссертации А. Латыпова [7, с. 87-130].

Главными причинами слабого развития торговли в горных районах Центрального и южного Таджикистана являлась географическая изолированность, разрозненность деревень, отсутствие хороших путей сообщения между отдельными районами, слабое развитие товарно-денежных отношений и, по мере возможности, торговля получила определенное развитие.

Исследуя торговые взаимоотношения Бухарского эмирата Центрального и южного Таджикистана, его завоевания Россией, часть советских историков-востоковедов пыталась показать отсталость края в вопросах международной торговли.

большинство исследователи до Октябрьского (1917 г.) и Советского периодов в своих трудах, представляли Центрального и южного Таджикистана (Под названием Восточная Бухара) изолированной от внешнего мира, где господствовали лишь патриархально-феодальные отношения.

Действительно районы Центрального и южного Таджикистана была самой отсталой в экономическом и культурном отношении частью Средней Азии. Население Центрального и южного Таджикистана не прошла стадию капиталистического развития [5, с. 45].

В работах ученых академика Б.Г. Гафурова, О.В. Сухарева, А.М. Мухтарова, М.Б. Бабаханова, Н.Б. Хотамова, А.Р. Маджлисова, Б.И. Искандарова, Ш. Юсупова на основе достоверных источников, авторы подробно и убедительно анализировали картина отдельных сторон торговых взаимоотношений края.

Следует отметить, что история развития торговых взаимоотношений Бухарского эмирата, районы и города Центрального и южного Таджикистана со странами Азии, Европы в историографии Средней Азии, в том числе и Таджикистана в должной мере еще не освещалась.

И по сей день мы весьма мало знаем о проблемы торговых взаимоотношений между странами и регионами конца Х1Х - начала ХХ в.

Последующие сведения русских дореволюционных исследователей убедительно показывает значительные усиление торговли в городах Центрального и южного Таджикистана. Особенно заметно усилился темп роста торговых отношений в конце Х1Х и начале ХХ века.

Бухарский эмират считался Восточным феодальным государством, и на его территории господствовали средневековые феодальные общественные отношения.

Втягивание Бухарские эмират сферу влияния России, создание экономических основ для

развития капиталистических отношений, положили начало ослаблению и ломки натурального хозяйство, развитию товарно-денежных отношений, усилению торговых связей между городами края, увеличению ввоза русских, промышленных товаров на территорию Центрального и южного Таджикистана (Под названием Восточная Бухара).

На территории Центрального и южного Таджикистана имелось несколько средневековых феодальных городов - Душанбе, Гиссар, Каратаг, Денау, Куляб, Балжуан, Сараи Камар, Курган-Тюбе, Кабадиан, Калаи Хумб превращались в довольно известные торговые пункты.

Не меньший интерес представляют материалы, касающиеся торговых путей. Описание торговых путей, с одной стороны, дает определенное представление с тех трудностях, которые несомненно, отрицательно сказались на развитии торговли, с другой - свидетельствует о том, что несмотря на всякие трудности, почти все районы Северный и центральный, южный районы Таджикистана поддерживали постоянные торговые связи между собой.

На сообщение периодической печати (журналов и газет), путевых записей и заметок, отчетов путешественников и купцов имеется много интересных материалов не только о торговле населения центрального и южного Таджикистана, но и о различных путях, горных перевалов, по которым проходила торговля связь. Периодическая печать дает немало фактических материалов о том, что Бухарский эмират, в состав которого входила большая часть территории Центрального и южного Таджикистана совершенно не заботилось о разработке путей сообщения между различными областями поэтому все дороги, пересекающие эмирата, относились к разряду естественных путей. Внутри края существовала очень слабая связь между различными населенными пунктами. Поэтому население испытывали острую нужду в предметах первой необходимости. Существовали торговые отношения и по мере возможности, торговля получила определенные развитие. Многие районы и города Центрального и южного Таджикистана имели свои постоянные базары, куда приезжали купцы из разных мест для покупки и продажи товаров.

В зависимости от способа передвижения, все дороги Центрального и южного Таджикистана были пригодны только для вьючного движения. По этим причинам большого грузового движения между различными оседеними жителями не существовало, а для перевозки небольших грузов из селения в ближайшие города жители употребляли вьючных животных (ослов, лошадей и верблюдов), которые проходили по любой дороге.

Характеристику торгового пути Центрального и южного Таджикистана дает русский дореволюционный автор А. Галкин. Согласно его мнению все пути, пересекающие Гиссарский и Алайский кряжи и служащие для сообщения между Восточной и Западной частями Бухарского эмирата, а также между Центрального и южного Таджикистана и другими районами, он относит к разряду вьючных путей.

К вопросу от указанных дорог, через Гиссарский и Алайский кряжи, пролегало еще несколько вьючных путей через высокие и трудные перевали и в многих местах были опасны для движения [2, с. 419].

В равнинах, расположенных к северу и северо-западу от Гиссарского края, пути сообщения между отдельными пунктами и перевозка торговых грузов производилась отчасти на арбах, а отчасти вьючным способом. По сведениям А. Галкина, наиболее известные из этих путей проходили через юго-западные строги Гиссарского кряжа, а именно между городах Гузар, с одной стороны, а городами Келифом и Ширабадом, с другой [2, с. 419].

По этим путям проходило почти все передвижение торговых грузов и стад между Восточной и Западной Бухары.

Более подробная характеристика торгового пути, проходившего почти через всю территорию Таджикистана, дается в статье Н. Февралова [13, с. 422].

По его сведениям, конно-вьючный путь начинался от устья Ванга и следовал правым берегам Пянджа до устья р. Зыгары, далее отходил через перевал Вальваляк в долину ... и от устья Нилу новь следовал Пянджем до устья Обиола, вновь оставлял Пяндж и следовал и кишлаку Чубеку. От Чубека до устья Вахша придерживался берега Пянджа и лишь при перехода Кизил-су переправы через Кизил-су в Сарой движение направлено наперерез гряде Каратау через перевал Санг-туда.

К линии Пяянджа от Чубека (район Хамадани) до Вахша вело множество путей. Переправы

Какуль и Айры там служили для движения из Рустака в Курган-Тюбе и из Кундуза (Афганистан) в Куляб переправы Мазори кист и Сарай служили и Хазрати Имамом, а для связи Кундуза с Курган-Тюбе служила переправа Каракуль-теппа. Но самая верная из всех переправ через Аму-Дарья была переправа Кабадианская, которая лежала на протяженность пути из Ташкургана (Афганистан) в Кабадиан. Переправа Патта-Касира и Айритом лежали на транзитном пути из Ташкургана и Мазори Шарифа (Афганистан) в долину Сурхана и через Ширабад в Бухару.

Следует отметить, что по сведениям Н. Февралов все эти пограничные переправы по линии Пянджа, начиная с Богоракской после бегства Исхак-хана были закрытии афганцами для пересечения побегов Узбекского населения левого берега Пянджа и по всей пограничной линии были расположены афганские посты.

О различных путях, по которых каратегинцы вели торговую связь с другими районами и долиной Зеравшан и Ферганой, дает сведения Васильев. Согласно его сведениям торговые проходили по следующим путям:

1.По долине р. Сор-Бух шел путь на Пакшивский перевал и далее к кишлаку Пакшива на Зеравшан; 2. По долине р. Оби-Кабуд шел путь на перевал Ярхичь и далее к кишлаку Сох (в Фергане); 3. По ущельям истоков р. Оби-Занку шли пути: вьючные на перевалы Тарак (по Тандык-су), Бок-Бош и Кара казык (по Лойсу), а для переходов на перевал Тюльба (по Тюльбе-су). С перевалов Тарак, Тюльба и Кара Казык шли пути в Фергану, Коканд и Маргелан; 4. По долине р. Дувана шел пешеходный путь на перевал Дувана, затем по ущелья и р. Бок-Бошь, через перевал Бок-Бошь, к селению Кара-Казык.

Таким образом, материалов русской периодической печати и другие дореволюционных авторов в конце Х1Х-начало ХХ вв. позволяет сделать заключение, что меньшее развитие получила торговля в южных и центральных Таджикистана, особенно в горных районах, где она в основном имела натуральный обменовый характер и процесс проникновения товарно-денежных отношений шел очень медленнее по сравнению с Северными районами Таджикистана. Вышеприведенные факты убедительно свидетельствуют об определяющей роли Центрального и южного Таджикистана в торговом отношении.

Меньше всего проникновении и развитию товарно-денежных отношений происходило в горных районах, особенно на Каратегине и Дарвазе, где географическая изолированность оказала заметное влияние на развитие торговли в этих районах [4, 662].

По сообщению русского дореволюционного исследователя Г.А. Арандаренко каратегинцы не имели никакого представления о мерах длины, не было лавок, караван-сараев, лавок, не имели денежных знаков, преобладал натуральное хозяйство натуральный обмен. Местные жители взаимно одалживались продуктами или ссудою, или же обменивали продукт на продукт, скот на домашние изделия [8, с. 131].

Тем не менее, отмечает Г.А. Арандаренко и в Каратегинском бекстве развивалась торговля. Внутренняя торговля велась в базарах в г. Гарме. Жители торговали на базарах баранами, рогатым скотам, пшеницей, ячменем и другими местными продуктами. Летом туда приезжали истаравшанские (Ура-тюбинсике) Гиссарсике, Кашгарские купцы (Китая) торговавшие железом, ситцем, адрасом, канаусом, табаком, платками, щетками, гребнями, зеркалами, мылом.

Большинство из этих товаров сбывалось на обмен на скот, шкуры медведей, барсов, на лисью, кунью пушнин, рысей, выдры, причем привозные товары ценились довольно высоко.

Русская периодическая печать дает немало интересных материалов о бедности страны бекства Каратегина и Дарваза собственными продуктами и отсутствие базаров ставило ее в экономическую зависимость от богатых соседей, прежде всего от ближайшего Бадахшана, Кашгара и Коканда. не говоря уже о мануфактурных товарах, каратегинцы и дарвазцы не всегда были обеспечены даже хлебом и в неурожайные годы получали его из Бадахшана (Афганистан), Куляба, Гиссара.

Единицей меры зерна служили «топы» (тюбетейка), из которой образовывались и другие, более крупные.

Как сообщал капитан Лилиенталь главным предметом внешней торговли для бекства Центрального и южного Таджикистана, были сельскохозяйственные продукты и скот,

лошадьми из Гиссара, снабжаются даже рынки в Истаравшане (Ура-Тюбе) и отчасти в Самарканде.

Почти все дореволюционные авторы отмечают Душанбе в конце Х1Х - начале ХХ вв. являлся довольно значительным городом с богатых базаром.

В конце Х1Х - начале ХХ вв. Душанбе в торговом отношении стал выделятся среди других городов.

Таким образом, город Душанбе в конце Х1Х -начале ХХ вв. не является крупным политическим и административным центром, тем не менее он получил ведущее место в торговом отношении среди городов Гиссарского края.

Каратаг был одним из довольно благоустроенных городов Центрального и южного Таджикистана. Главная часть города - базар был расположен на левом берегу реки.

Гиссар, Душанбе, Каратаг являлись, по сути, самыми главными пунктами сосредоточения ремесла и торговли по всей Центральной и южной Таджикистана. Ткачество являлось наиболее массовым видом производство во всех городах Центрального и южного Таджикистана.

Следует отметить, что из всех городов Центрального и южного Таджикистана в этой отрасли наиболее широкую известность получили Душанбе, Гиссар и Каратаг.

В этих городах изготовленная шелковая алача была известна за пределами Центрального и южного Таджикистана. Согласно сведениям русского дореволюционного автора Н. Маева «За алачу славится Гиссар» [10, с. 15]. Исследователь Г.Е. Грум-Гржимайло отмечает, что «алача самая плотная из всех шелковых тканей, которыми Бухарский эмират снабжала весь Восток.» В городе Каратаге и других городах Гиссара изготовлялись грубые хлопчатобумажные ткани, шерстяные кошмы и куржумы.

В Гиссаре в нескольких сортах вырабатывались сукна. Оно ткалось из бараньей шерсти, но несколько грубоватым. Более прочные сорта этого сукна изготовлялись из верблюжьей шерсти. Кустарями в различных местах изготовлялись кошма паласы, джували, подпруги и др.

Некоторая часть товаров продается на деньги правителью (ша) и служащим при нем, большое количество сбывается в обмен на скот, рогатый и мелкий на шкуры медведей, сугуров (сурков), барса, на пушнину лисью, кунью, рыси, выдры.

Определенную роль в жизни населения восточной Бухары (Центральный и южный Таджикистан) играло также скотоводство. Его развитию благоприятствовали природные условия страны, а также интерес торговли. В Восточной Бухаре нередко можно было наблюдать скотоводов, владевших 5-7-10 тысяч голов скота. По подсчетам Снесарева, общее количество скота в одном только Каратегине к началу ХХ в. составляло 150 тысяч овец (коз), 15 тысяч лошадей и 60 -80 тысяч голов крупного рогатого скота из которых 1/3 составляли дойные коровы.

В Кулябском бекстве насчитывалось приблизительно 250 тысяч баранов и коз, 60 тысяч голов рогатого скота, лошадей (включая кобылиц) - 30 тысяч, ослов - 25 тысяч, верблюдов 200.

В Бальджуанском бекстве было 30 тысяч баранов и приблизительно вдвое больше чем в Кулябском бекстве, других домашних животных.

Наиболее богатыми скотоводческими районами Восточной Бухары были Гиссарское и Кулябкое бекство. По имеющимся данным к началу ХХ в. в Восточной Бухаре количество скота определялось следующими цифрами: мясного, как баранов, коз, овец и коров - 858158 голов; рабочего скота - верблюдов, лошадей, быков и ишаков - 83774 голов.

В Ховалингском амлакдарстве Кулябского бекства некий Ибрагим-бай, кроме крупного рогатого скота, одних коз и баранов имел более 4 тыс.

Такие богатые скотоводы имелись также и в бекствах высокогорных районов Восточной Бухары. Так, мулле, ишану из кишлака Сангова Оби -Гармского амлакдарства, имевшему более 3 тысяч баранов, передавались пастбища в Дашти- Тупчане, а узбекским скотоводам из Явана сдавались в аренду участки в Оби Гарме.

В Кулябском бекстве, в Кизил-мазарском амлакдарстве, в кишлаке Лавака некий Лой-бай имел свыше 4 тысяч баранов, а рогатого скота, помимо рабочих быков, имел более 1000 голов.

По Каратегинскоим бекствам, в долине бассейна р. Хингоу, наиболее крупными скотоводами считались Ишан-Султан, Канаат-бай из кишлака Сафеддорон, Мулла-Касым-бай и другие, а в амлакдарстве Джиргаталь-киргизы Кара-Сарт-бай, Ходжа-Тафан-бай и другие.

Кара-Сарт-бай имел 2 тысячи голов мелкого рогатого скота, 100 лошадей, свыше 40 верблюдов, более 60 кутасов (яков).

Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что торговые отношения, все же существовали между населенными пунктами, городами Центрального и южного Таджикистана. Кроме того города имели свои постоянные базары.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафуров Б. История таджикского народа в кратком изложении/ Б.Гафуров. - М., 1949. - 476 с.

2. Галкин А. Краткий очерк Бухарского ханства/ А.Галкин. Военный сборник, 1895. Т. 225, №10. - С. 419.

3. Грум-Гржимайло Г.Е. Очерки при Памирских стран/ Г.Е. Грум-Гржимайло // Изв. РГО. - Т.2. - 1879. -С. 191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Искандаров Б. Восточная Бухара и Памир во второй половине Х1Х в./ Б.Искандаров. - Душанбе: Андалеб Р., 2015. - 662 с;

5. Кушматов А. Таджикские крестьянства в конце Х1Х и начале ХХ века/ А.Кушматов. - Душанбе: Ирфон, 1998. - С. 45.

6. Кисляков Н.А. Очерки по истории Каратегина/ Н.А.Кисляков. К Истории Таджикистана. -Сталинабад: Ленинград: Таджикгосиздат, 1941. - 240 с.

7. Латипов Н. К вопросу о социальных отношениях в Дарвазском бекстве накануне установления Советской власти/ Н.Латипов // Уч. зап. Кулябского гос.пед.инст-та, 1957. - Вып.3. - С. 87-130.

8. Маджлисов А. Аграрные отношения в Восточной Бухаре в Х1Х-начале ХХ века/ А.Маджлисов. -Душанбе-Алма Ата, 1967. - 331 с.

9. Нечаев А.В. По горной Бухаре (путевые очерки)/ А.В.Нечаев. Спб., 1914. - С. 98.

10. Нарзикулов И.К. Краткие сведения о дореволюционной кустарном промышленности Таджикистана/ И.К.Нарзикулов. - Сталинабад, 1957. - С.15.

11. Рахимов М.Р. Земледелие таджиков бассейна р. Хингоу в дореволюционный период/ М.Р.Рахимов. -Сталинабад, 1957. - 218 с.

12. Сухарева О. Позднефеодальный город Бухара /О.Сухарева. - Ташкент, 1962.-С.256.

13. Февралова Н. Правобережная полоса Пянджа и Аму-Дарьи от Калаи Ванч до Керки/ Н.Февралова //Военный сборник, 1895. Т. 225, №10. - С. 422.

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ БУХАРЫ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ЮЖНЫЙ ТАДЖИКИСТАН) С РОССИЕЙ В КОНЦЕ Х1Х НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

В статье рассматривается утверждение протектората России над Бухарским эмиратом, ликвидация раздробленности, усиление центральной власти во многом способствовали процветанию торговли в эмирате.

Но по сравнению западными районами эмирата, в Восточной Бухаре (Центральнном и южном Таджикистане) торговля была значительно слабой. Главными причинами отставании были: географическая изолированность, т.е. труднодоступность края, отсутствие нормальных путей сообщения, слабое развитие товарно-денежных отношений.

Ключевые слова: Средняя Азия, Россия, генерал-губернаторство, Восточная Бухара, текстильная промышленность, регион, протекторат, железнодорожные магистрали, купцы, мануфактура.

THE TRADE OF EASTERN BUKHARA (CENTRAL AND SOUTHERN TAJIKISTAN) WITH RUSSIA AT THE END OF XIX AND BEGINNING OF XX CENTURIES

The article highlights the protectorate of Russia over Bukhara and liquidation economic and political of the

edge.

But on distinguishing western regions' of Emirate in Eastern Bukhara (Central and Southern Tajikistan) trade were very weak. The main reasons were: geographic isolations etc., difficult of edge, not existing normal message ways, and weak development commodity-money relations.

Key words: Central Asia, Russia, general-governorship, Eastern Bukhara, region, protectorate, railway magisterial, merchants, manufacture.

Сведение об авторе:

Парвиз Мирзои Саидзода - аспирант кафедры древней и средневековой истории и археологии Таджикского национального университета Tm: + (992) 985-73-69-93

About the author:

Parviz Mirzoi Saidzod - post-graduate student of the Department of Ancient and Medieval History and Archeology, Tajik National University. Tel: + (992) 985736993

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.