Сведения об авторе:
Ходжаева Наргис Джомиевна - доктор исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета им С. Айни, E-mail: rangha@mail.ru About the author:
Khojaeva Nargis Jomievna- Doctor ofHistorical Sciences? Associate Professor of the Department of History of the Tajik People, S. Aini Tajik State Pedagogical University, E-mail: rangha@mail. ru
ГИССАР В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АСТАНАКУЛА КУШБЕГИ (В КОНЦЕ XIX И НАЧАЛЕ XX ВЕКА)
Собиров Ш., Каноатова Г.И.
Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзода
Известный правитель Гиссара Астанакул Кушбеги родился в 1819 году в городе Бухаре и в августе 1886 года был назначен правителем Гиссара эмиром Абдулахадом (1885-1910 гг.). До этого времени в Гиссаре в течение 15 лет управлял брат эмира Абдулмуминхан. Его из Гиссара назначили правителем Байсуна, и это имело свои причины. Он в период своего правления превратил Гиссар в пустынное место. Свидетель этих событий русский путешественник Стеткевич в своих воспоминаниях пишет: «Согласно сведениям жителей этих селений долины Ширкент, Дербенд до Регара и горного Каратага приблизительно сорок лет тому назад располагались сады, однако в период внутренних войн, которые завершились подчинением Регара Бухарскому эмиру, эти территории превратились в пустыню и впред не смогли развиваться... Только войдя в сады окрестности базара (окрестности Регара) мы не увидели ничего кроме пустынь, и города превратившегося в маленькое базарное селение, полуразваленные глинобитные стены, широкий четырёхугольный объём, который, превратился в болото». В 1885 Абдулахадхан - сын Музафара, брат правителя Гиссара садится на трон Бухары и управляет государством. Так как власть не переходит в руки Абдулмуминхана он начинает действовать против брата. Недовольствия народа и действие Абдулмумина против правительства стали причиной того, что летом 1886 года эмир Абдулахад, его из Гиссара назначает правителем Бойсуна и ограничивает его полномочия, и вместо него правителем Гиссара назначает Астанакула. Назначение Астанакула правителем Гиссара означало, что он перед эмиром Бухары имел большой авторитет.[1:179]
О высоком авторитете Астанакула перед Бухарским эмиром свидетели тех времён высказывали разные мнения. Обобщая мнения разных авторов можно сделать выводы: согласно сведениям авторов во время кончины отца эмира Музафара Астанакулбек исполнял обязанности визиря в дарбаре и был одним из приближённых людей эмира. Эмир хотел передать трон именно нынешнему эмиру, так как существовали некоторые препятствия по законодательным аспектам. Когда наконец-то эмир скончался, Астанакул с ним обращался как с живым человеком, поставив его тело на колени и поговорил с ним. Народ, увидев это, замолчал. На тот момент это было показательно нынешнему эмиру, что он расторопно с помощью русских прежде братьев получил корону и престол. .[2:132]
Известно, что на востоке престолонаследство было тонким и сложным вопросом и почти не решалось без кровопролития. Очевидно, что этими действиями Астанакул имел большой авторитет перед эмиром Музаффаром, и сын эмира приходу к власти был обязан ему. Абдулахадхан всегда с уважением обращался к Астанакулбеку, и даже обращался к нему как к отцу. Астанакул становится одним из виднейших правителей Гиссара в XIX веке и в 1906 году покидает этот мир, его тело из Гиссара привозят в Бухару и захоронят в кладбище Имам Абухавс Кабир у могилы его отца Аббасбия.
В годы правления Астанакула Гиссар и другие области Восточной Бухары были обеспечены безопасностью от династических и междоусобных войн с соседними беками. Отец Астанакулла -Аббасбий был кушбеги и миром Насруллы. Государственное управление Астанакула осуществлялось в период правления Бухарских эмиров - Музаффара (1860-1885) и Абдулахада (1885-1910).[3:31]
Востоковед-профессор А.А.Семёнов, который лично побеседовал с Астанакулом кушбеги, в своих воспоминаниях после путешествия в Гиссар пишет, что Аббасбий сводный брат Музаффара и дядя Абдулахада. Также утверждается, что по этой причине Астанакул занял должность аталыка. Семёнов А.А. после беседы с Астанакулом предлагает следующие линии: «В том положении, в котором он проживал, все чиновники и многочисленные воины, которыми Астанакулбек управлял в
Восточной Бухаре, не получали никакие жалования, а безжалостно грабили бедноту. Как в то время рассказывали в Восточной Бухаре миры этих регионов (Каратигин, Дарвоз, Кургантюбе и другие), которые подчинялись ему, каждый год должны были сдавать Астанакулу от 6 то 10 лак то есть, от 600 000 до одного миллиона тенге или от 37500 до 62500 русских рублей серебром. Астанакул эти налоги и налог Гиссарской области вместе отправлял в центр, в Бухару. Так, как согласно общим Бухарским правилам, каждый мир или бек в Восточной Бухаре не забывал о себе, и в год собирал для себя по 200 -300 тысяч тенге (от 12 500 до 18 750 русских рублей). Если принять во внимание чрезмерную бедность населения Восточной Бухары, которых грабили налогами, штрафами и бесплатными работами, то оценка выданная одним старожилом таджиков в Гиссаре, Астанакулу-кушбеги совершенно справедлива, и она была высказана профессору Н.Т.Малицкому: «Астанакул не боялся Бога, был злым, население выражало недовольство. Дай Бог, чтоб он умер! Это он мне сказал на таджикском языке». [4:112]
Кушбеги из Самарканда получал светские газеты. Возможно эта посылка присылалась два раза в месяц. В комнате выделенной А.Семёнову в Каратаге были расположены три койки, между ними на стенах были вывешены разные рисунки, вырезанные из различных русских, иностранных газет и журналов.
За годы правления двух эмиров Бухары Абдулахадхана и Алимхана никто, кроме Астанакула не достиг высокого титула-аталыка. Первый приказ Астанакула после назначения его беком Гиссара, приходится на месяц Раби-ул-аввал 1304 года хиджра (ноябрь, декабрь 1886 год).
На основе этого приказа он выделил один куш танхо в местности Зидди Мирзобадалу-военному чиновнику. На печати бека немного похоже на овальный вид, было написано «Астанакулби, девонбеги Ибн Аббасби». То есть правитель Гиссара с титулом девонбеги пришёл на эту землю. После одного года службы в Гиссаре Астанакул достигает высокого титула- кушбеги. [5:88]
Другая причина высокого авторитета Гиссарского бека это его знание и отношение с окружающими. Например, Мирзо Азим Соми о нём пишет: «.. .В управлении бекства и царского двора во внешних делах кроме него не было чиновника. На заседаниях он выступил скромно и был сдержанным. Он был весьма доброжелательным человеком и многие получали от него в этом краю и в других регионах большие жалования и помощь». [5:108]
В свою очередь В.И. Липский пишет, что Астанакул кушбеги на всей территории Бухары был богатейшим человеком. Русский учёный делает вывод, что «богатство и притча Астанакула наблюдалась и в его внешности». Стиль разговора, понятие нужд людей, общение с ними понравились В.И.Липскому и его друзьям. Приближённость Гиссарского правителя к Бухарскому эмиру раскрывается его дипломатическими действиями и визитом в Россию. Причина выбора Астанакула в качестве посла и в составе посольства в основном была в том, что словами В.И. Липского «он был известным и знаменитым по всей России». [6:133]
В 1901 году наследнику эмира Бухары - Алимхану исполнилось 20 лет. В честь этого Абдулахадхан поставил перед собою цель, отправится со своим сыном в Петербург и встретится с русским императором. Узнав об этом, император указал, чтобы эмир Бухары совершил визит не зимой, а в начале весны следующего года.
Согласно составленному плану эмир должен был выйти из Кармины и 15 января 1902 года отправится в Чарджуй. 28 января он из этого города отправился в Баку, провел одну ночь, потом прибыл в город Ростов на Дону. 6 февраля эмир прибыл в город Москву. Место прибывания эмира было назначено в Петербурге, в «Гранд Оттеле», а по возвращению в Москву, в Кремле. Император распорядился, что эмира нужно принять в соответствие с порядком, определенным в 1898 году. Согласно этому порядку в губернских городах эмира должны встречать заместитель губернатора, чиновники полиса. В городах, где эмир проводил более одной сутки, губернатор совершал визит к нему.
Срок проживания эмира в Санкт-Петербурге, и линия его визита были составлены военным министром и представлены императору. Астанакулби- кушбеги вместе с эмиром совершили поездки в 1892 и 1898 гг. в Петербург, в 1896 году в Москву. В 1895 в качестве посла Бухары он прибыл в Москву к императору. В 1898 году был удостоен ордена «Белый орёл».
Другой факт то, что в предыдущие годы, в период правления эмира Музаффара его советником был Ахмад Дониш. Ахмад Дониш долгие годы всесторонне изучив несколько вопросов
взаимоотношений Бухарского эмирата и русского государства, поставил проблемы перед эмиром следующим образом:
1. Первая просьба: необходимо обеспечить Бухару водой. Для реализации этого в Россию нужно «отправить одного ученого для разрешения водной проблемы».
2. Вторая просьба: в Бухарском эмирате «очень много овощей, фруктов. Если построят одну фабрику по производству сахара, то она обеспечит весь мир».
3. Третья просьба: выработка и использование полезных ископаемых.
4. Приезд учителя из России, знающего местный язык, для обучения военному делу. Дониш говорит, что «я предъявил все эти предложения эмиру, но он на них никак не реагировал, и я понял, что в этой безответственной поездке я не участвую. [7:114]
На тот момент в составе посольства были Баротбек додхо, Астанакул-кушбеги и Дурбин. Один из секретарей, который был с ними в России, потом встретился с Ахмадом Донишем. Он расспросил его о судьбе своих предложений. Секретарь ответил: «Я увидел это заявление в руках Астанакула, он хвалил тебя и говорил, что оно хорошо и ответственно подготовлено, это заявление в интересах государства. К сожалению, эмир побоялся предъявить их императору и сказал: «Сегодня Россия к нам гостеприимна, с нами вежлива и заботлива. Если мы выскажем эти желания, то наверняка на нас рассердятся, и поэтому мы будем скромны, пусть всё останется как есть».
Если даже предложения Ахмада Дониша одобрились Астанакулем, однако эмир боялся, того что это может не понравится императору , и он рассердится. Поэтому эмир не предъявил это заявление императору.
О результате поездки Абдулахадхана в Россию в 1892 году Ахмад Дониш говорит следущее: «В итоге, в этой поездке было собрано и израсходовано 100 миллионов тенге за счет народа. Шли с потом, но возвратились с жаждой». [8:38]
Через три года после этих поездок, то есть в 1895 году Астанакул в третий отправляется в Россию в качестве посла Бухары. В.И. Липский описал цели одной из этих поездок следующим образом: «Эмир задумал, что Самарканд это известный во всей Средней Азии город и согласно мнениям бухарцев священный, и поэтому город нужно освободить от неверных. Для решения этой задачи был избран Астанакул. Он как мудрый и хитрый человек заранее знал, что эта задача нереализуема и безуспешна, однако не смог перечить эмиру. Ахмад Дониш был в курсе этих планов и задач эмира перед императором России. Он тоже поддержал Астанакула и высказался, что «нужно отказаться от этого дела» .[8:54]
Семикратные поездки Астанакула в Россию показывают, что кроме кушбеги никто не удостоился в выполнении дипломатических работ. Даже в другом месте во время поездки к Астанакулу, обратился как к везирю, что свидетельствует о высоком уважении к этому лицу. Нужно отметить, что эмир очень доверял этому человеку.
Из семи поездок Астанакула Кушбеги в Россию, пять поездок организовались в те годы, когда Ахмад Дониш (1826-1897) еще был жив и являлся свидетелем этих событий, однако в своей работе «Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития» он о беке Гиссара и кушбеги эмира не молвил ни слова и не выразил никакие возражения.
Нужно отметить, что Астанакул являлся одним из опытных дипломатов и авторитетных людей последней четверти XIX и начале XX веков. За его заслуги в правлении густоонаселенного Гиссара и подчинении этой области бухарскому эмиру, превращением в советника Ахмада Дониша, его идей по отношению к царской России Астанакула включили в состав выдающихся деятелей истории таджикского народа. Историками он оценивается как политик и мудрый государственный деятель.
Когда Астанакул становится правителем Гиссара, в этой области развивается внешняя торговля, особенно с Россией. Он в караване, который отправлялся из Самарканда в Гиссар, имел более ста вьючных верблюд и десятки купцов. Астанакул-кушбеги вызвал местных купцов Гиссара и объяснил, что без торговли и товарообмена с соседними странами область не сможет развиваться. Поэтому местные жители тоже привлекались к торговле. Через железные дороги до Бухары и Самарканда из России привозили различные товары. А отсюда в Россию отправляли хлопок, шелк, шерсть, золото, сухофрукты и каракуль и выставляли на рынках Оренбурга. Товары нужно было покупать и собирать у населения, доставить караванным путем до Самарканда и далее поездом отправить в Оренбург. Купцов Астанакула можно было встретить во всех городах Средней Азии в начале XX века.
Авторитет Астанакула, кроме Бухары и Гиссара год за годом возрастал среди деятелей царской России и лично перед императором.
Об этом свидетельствует избрание Астанакула - кушбеги в качестве посла в составе посольства Бухарского эмирата. Среди правителей Гиссара и в целом Восточной Бухары Астанакул был единственным человеком, который удостоился ордена императора России. Наряду с авторитетом этот человек после эмира Бухары был единственным правителем, который имел право вынести смертный приговор. Согласно свидетельству очевидца Астанакул редко пользовался этим правом. Сложно представить, что в Гиссаре когда-то, то есть 100 лет назад, правил человек невиданного богатства среди других правителей, и не занимался строительством мечетей, а другим проблемами. Астанакул- кушбеги построил жилища в Стамбуле, Мекке и Медине для паломников Каабы с целью улучшения их местонахождения. Старожили Гиссара свидетельствуют о том, что Астанакул три раза совершил хадж вместе с знаменитым купцом Хаджи Нарзуллобием и там построил жилища для паломников. Через 100 лет об этом свидетельствовали Хаджи Наби Курбанов из села Булбулчашма, Субханкуль Садиков из села Нилу, которым арабы показали эти жилища.
Богатства, которые описал и приводил В.Липский относится к первому десятилетнему периоду правления Астанакула. После этого он еще десять лет управлял Гиссаром. С одной стороны мы можем представить богатство правителя, и, с другой стороны можем прийти к выводу, что насколько можно было собирать богатсв и средств в Гиссарской области. Одна из причин концентрации средств и богатств кушбеги было в том, что после подавления движения Абдумалика в Гиссарской долине по поводу возраста Астанакула сушествуют два мнения. В некоторых источниках написано, что он прожил 87 лет. Липский пишет, что 1896 году ему приблизительно было 60 лет. Если это будет приблизительным, то Астанакулбеку было 76 лет, когда он умер. Однако академик Ахрор Мухтаров утверждает, что он умер в 87 году жизни и это более точная версия. Потому что бывшая жена Ходжакулбека - бибимулла Фазила, которая еще в 1970 году была жива, утверждает этот факт. Биби Фазила даже назвала своего сына Астанакулем. В период правления Астанакулбека на территории Гиссара возникла еще одно невероятное событие. Это касается проблемы подавлении восстания крестьян Балджуана. Он захватил Восе - главу восстания в плен и привез в Гиссар. До сих пор остаётся загадкой, почему и по каким причинам Астанакул, имевший право на вынесение смерного приговора, не казнил Восе на висилице Гиссара, а отправил его к эмиру в Дербенд. Однако в исторической литературе известно только о казни Восеъ. На самом деле эмир Абдулахад в Дербенде не только казнил Восе, но и 6 чиновников Балджуанского бекства. В книге Ахрора Мухтарова написано, что: «в Гиссар Восе был привезен в 1887 г. Это приходится на второй год правления кушбеги. Может быть в этом году пока эмир ему не давал эту компетенцию?» Однако необходимо отметиь, что восстание Восе возникло не 1887 году, а в 1888 году и сам Астанакул -кушбеги непосредственно участвовал в задержании и пленении Восе. Об этом свидетельствует письмо Астанкула эмиру Абдулахаду: «Да стану я жертвой Его превосходительства, святейшего саида всемогучего государства, я слуга! Этого раба Абдулвосеа, неблагодарного балджуванца с рабом отослал в высшую резиденции правительства!». [9:13]
В период правлении Астанакула Кушбеги в Гиссаре привлекались купцы других стран, такие как армяне, евреи Бухары и Самарканда, персоязычные народы Пешавара и татары. Торговля с другими странами позволила Гиссару улучшить социально-культурную жизнь народа. В повседневной жизни народа появились и использовались керосиновая лампа, швейная машина, самовар, карета, высококачественный ситец, сатин, утюг мангаловый, черный и зелёный чай, стекло для освещение домов и мн. др., но все это принадлежало богатому слою населения.
К сожалению, привезенные товары из России притеснили рынок местных кустарей, ремесленников. Многие текстильщики, ткачи, в своих домах имели вязальные станки и занимались вязанием атласа, бекасаба (из шёлка), карбоса и др. В результате их товары не реализовались, и это привело к разорению многих производителей. Местные купцы, которые выкупали у дехкан сырьё цены на хлопк, шёлк, шерсть и каракуль повысили. Ремесленники не имели денег на покупку таких дорогих видов сырья, и тем самым не могли обеспечить дальнейшую работу. С другой стороны, были завышены налоги чиновниками, и все это привело к обнищанию ремесленников, недовольству населения.
В Бухарском эмирате ни разу не проводилась перепись населения, однако политическому агентству в Бухаре, Астанакул - кушбеги приводит следующую статистику: в Кабодиане проживало 6000 чел., Курган-тюбе - 10 000 чел., Гиссаре - 150 000 чел., Кулябе - 125 000 чел., Балджуане - 100 000 и в Дарвазе 65 000 человек. Но о количестве населения Восточной Бухары русские путешественники и ученые показывали разные сведения. Сравнивая и анализируя все имеющиеся материалы по этому поводу, можно сделать вывод, что число населения бекств Восточной Бухары в период правления Астанакула Кушбеги насчитывалось более 500-520 чел.
Согласно приведённым сведениям русских ученых и путешественников о точном количестве налогов и повинностей как натуральных, так и барщинных, существующих в Бухарском эмирате, очень сложно определить точную цифру. Однако с учетом основных особенностей каждого бекства Восточной Бухары, то они насчитывались более 50. Не учитывая некоторые недостатки, противоречие и несоотношение данных русских исследователей, в целом они охарактеризуют социальную сущность налоговой политики эмирата. Д.Н.Логофет называя многочисленные налоги пишет, что «в Бухаре только не взимается налог от кислорода, которым дышит народ». «Всё, что растёт на земле и от рук человека,-пишет М.А.Варидин-всё кроме воздуха в Бухаре облажен налогам. Кроме этого в Бухаре широко использовались конфискация имущества и различные незаконные штрафы».
Точное определение доходов эмира от налогов очень сложная задача. Эта проблема возникла из-за отсуствия статистических данных, показателей и точных расчётов. Очень сложно доверять счетоводам и чиновникам Бухарского эмира.
По офицальным данным политического агенства и генерал-губернаторства Туркистана для составления отчётов на 1894 год налоги и пошлыны в эмирате составили 2.159250 рубля. Из этой суммы за счёт бекств Восточной Бухары на казну эмирата поступило 605750 рублей. Согласно этому документу на каждое бекство было выделено следующая сумма налогов: Байсун-18750 рублей, Дихнал-105000 руб., Кабадиан-6000 руб., Кургантюбе-6000 руб., Гиссар-400 000 руб. и Куляб, Балджуан, Дарваз вместе 100 000 руб, Каратегин 300 000 руб.
Д.Н.Логофет утверждает, что эти цифры подозрителны и относительны. Согласно его наблюдениям вся сумма налогов взимаемая у населения в год составила 18 млн. рублей и это совершенно правдиво. Из этих средств ни Бухарский эмират, ни Астанакул кушбеги для улучшения жизни и развития страны не израсходовали. И даже, если историки называют Астанакула справедливым правителем, выдающимся политиком и дипломатом Бухарского эмирата, однако он ничего не сделал для развития Восточной Бухары, а нааборот эксплуатировал народ. Он имел возможность построить железную дорогу до центра Восточный Бухары, но не осмелился предложить это эмиру. Астанакул как и другие мангитские правители Гиссара работали на себя и своих близких и служил колонизаторам Бухарского эмирата. По этому его даже называли «Мири Зард» .
После смерти Астанакула кушбеги правителем Восточной Бухары становится его сын Шахимардон. Ему в это время была 23 года и через год правления, 8 октября в период священного месяца Рамадан 1907 года он погиб в Каратаге в результате землетрясения. Его тело обнаружили и похоронили в Бухаре. После этого Гиссаром управляли Мурод и Абдулмумин. Они всего правили с осени 1907 по 1911 годы. В этот период также умер Абдулахадхан и в 1910 году эмиром Бухары становится его сын Алимхан. Причина быстрого перемещения двух миров Гиссара неизвестнно. Понятно, что мангитские правители, кроме мангитов никого не назначали на высокие посты. Известно, что Мирмурад до прихода в Гиссар в качестве мира был правителем Каратегина. В истории говорится, что мать эмира Алимхана тоже была одной из красавиц Файзобада.
В 1911 году Авлиякул тоже был правителем Каратегина и назначался правителем Гиссара. В 1915 году Ходжа Кулбекби Девонбеги назначается правителем Гиссара. Через два года он умер от холеры, эта болезнь распространилась в Гиссаре и эпедемия унесла жизнь многих гиссарцев. В 1917 году Авлиякул вновь назначается правителем этой области и до бегства эмира в 1920 года исполнял эту должность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Fафуров Б. Точикон, китоби 2 / Б. Fафуров.- Душанбе: Ирфон, 1985.- 450 с.
2. Мухторов А. Х^сор/ А. Мухторов.- Душанбе: Адиб, 1995.- 304 с.
3. Мухторов А. Страницы истории Гиссара / ЕДавидович, А.Мухтаров. - Душанбе: Ирфон, 1969.- 93 с.
4. Липский В.И. Горная Бухара, ч.2. Гиссарская экспедиция 1896 г./ В.Н. Липский,- СПб, 1896-1902.- 128 с.
5. Липский В.И. К истории народных движений В Средней Азии /В.И. Липский.- Душанбе: Ирфон, 1986.-180 с.
6. Собирй Ш. Андешахои ашхоси бузург/ Ш. Собирй.- Душанбе: Ашуриён, 2016.- 167 с.
7. Мухторов А. Хукмронии Остонакул кушбегй (1886-1906) / Мухторов А,- Душанбе: Бухоро, 2015-446 с.
8. Ахмад Махдуми Дониш. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони Мантия / А.М.Дониш,-Сталинобод, 1960.- 136 с.
9. Сомй МА. Таърихи салтанати Мантия /МирзоАбдулазими Сомй,- Москва, 1962.-108 с.
ГИССАР В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АСТАНАКУЛА КУШБЕГИ (В КОНЦЕ XIX И НАЧАЛЕ XX ВЕКА)
В данной статье авторами исследован вопрос об основных критериях времени правления Астанукла-кушбеги в Гиссаре. Это было время завоевания царской Россией территорий Бухарского эмирата и его превращения в бесправную колонию. В этот момент в Восточной Бухаре правил Астанукл-кушбеги. В статье рассмотрена политическая ситуация и экономическая обстановка того времени, методы
правления этого государственного деятеля, признанного опытным дипломатом в Бухарском эмирате со стороны русского царя. Гиссар был бунтарской территорией и не подчинялся центральной власти, именно деятельность и политическая компетентность Астанукула -кушбегирегулировала создавшуюся в то время политическую обстановку.
Опыт его политической деятельности стал примером для других правителей регионов Бухарского эмирата.
Ключевые слова: Бухора, эмират, Астанакул - кушбеги, Байсун, Хисори Шодмон, налог, Ахмад Дониш, Алимхан, Абдулмуминхан, Абдулахадхан, царская Россия, посольство.
HISSAR IN THE PERIOD OF ASTANAQUL QUSHBEGI'S RULING (THE END OF XIX AND THE BEGINNING OF XX CENTURIES)
The article deals with the question on the basic criterion of the governing period of Astanaqul Qushbegi. It was the time ofthe conquest ofroyal Russia on the areas of the emirates ofBukhara and it's turning into rightless colony. At that time the Eastern Bukhara was governed by Astanakul Kushbegi. The Political situation the economic condition of the period, methods ofgoverning the statefigure, acknowledged as experienced diplomat in the emirates of Bukhara by the Russian Tsar is reviewed in the article. Hissar was seditious territory and didn't obey the central authorities, especially the activities and political competence of Astanaqul Qushbegi controlled the formulated political condition ofthat period.
The experience of his political activity became the example for the other governors of the regions of the emirates of Bukhara.
Keywords: Bukhara, emirate, Astanaqul Qushbegi, Baysun, Hisori Shodmon (Hissar), tax, Ahmad Donish, Olimkhon, Abdulmuminkhan, Abdulahadkhan, royal Russia, embassy.
Сведения об авторах:
Собиров Шодибек, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и межкультурной коммуникации Таджикского Государственного института языков имени Сотима Улугзода, 734019, г. Душанбе, ул. Мухаммадиева, 17/6, Тел (+ 992) 919582891, Е-mail: Sobirov47@ mail.ru
Каноатова Гулдаста Ибрагимовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и межкультурной коммуникации Таджикского Государственного института языков имени Сотима Улугзаде, 734019, г. Душанбе, ул. Мухаммадиева, 17/6, Тел (+ 992) 918622992
About the authors:
Sobirov Shodibek, candidate of history, docent of the department of history and intercultural communications of the Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulughzoda, 734019, Dushanbe city, 17/6Muhammadievst., Phone: (+ 992) 919582891, Е-mail: Sobirov47@ mail.ru Kanoatova Guldasta Ibrohimovna, candidate of history, docent of the department of history and intercultural communications of the Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulughzoda, 734019, Dushanbe city, 17/6 Muhammadiev st., Phone: (+ 992) 918622992
ББК 63. 3(5) УДК 950+322 М 22.
ВЛИЯНИЕ ПАНИСЛАМИЗМА И ПАНТЮРКИЗМА НА СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 1916 ГОДА В СРЕДНЕЙ АЗИИ
Мамадалиев И. А.
Худжандский государственный университет им академик Б. Гафурова
Перваямировая война, стало большой ареной и для развития разных идейно-политических течений. Главным образом, Турция и другие мусульманские страны Ближнего Востока стали базой для возникновениятаких течений, как панисламизм и пантюркизм.
В период, непосредственно предшествовавший первой империалистической войне, в оттоманской Турции и в др. мусульманских странах Ближнего Востока возникло политическое течение, известное в истории под названием "панисламизм и пантюркизм". Примерно к этому времени относится одна из широких кампаний, когда-либо предпринятых панисламистами по распространению своих идей. Руководители панисламистских и пантюркистских комитетов в Турции командируют во все страны мусульманского мира своих эмиссаров, поставив им задачу - детальное ознакомление с деятельностью поборников панисламизма в этих странах и изучение условий, форм и методов дальнейшей борьбы за политическое и религиозное объединение мусульманских народностей. После тщательного изучения собранных этими эмиссарами материалов вожди