50
УДК 339
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО АФГАНИСТАНА, РОССИИ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОСЛЕ ПРИХОДА К ВЛАСТИ «ТАЛИБАНА»1
© Кашкарёв Олег Русланович1 Павельева Эвелина Анатольевна
1 Студент II курса кафедры международного права, Сибирский федеральный университет, Россия
2 Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Россия
В представленной статье
рассматривается торгово-экономическое сотрудничество Афганистана с Россией и государствами Центральной Азии после прихода к власти в Кабуле движения «Талибан». Описываются и анализируются возможные экономические последствия такого сотрудничества для Афганистана и других государств. Помимо этого, дается возможный прогноз дальнейшего развития экономического партнерства.
Ключевые слова: торгово-
экономическое сотрудничество, Афганистан, «Талибан», Россия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Центральная Азия,
Трансафганская ЖД, газопровод ТАПИ.
Идет второй год, как движение «Талибан» снова пришло к власти в Афганистане. Однако даже в 2023 году, его политика остается весьма противоречивой, как и отношение к новой власти соседних государств.
Афганистан остается важным торговым коридором между севером и югом, а его богатые залежи природных ресурсов всегда привлекали и будут привлекать внимание иностранных держав, заинтересованных ими [1].
Например, на афгано-таджикской границе имеется крупнейшее в мире
1 «Талибан» (талибы) — организация, признанная террористической, деятельность запрещена на территории РФ с 2003 года
месторождение золота Самти. Герат владеет крупнейшим месторождением лазурита, который используется в ювелирном деле. Наличие в Кандагаре месторождений нефти, газа, лития и меди делает этот регион перспективным для иностранных инвестиций и реализации крупных экономических проектов.
Новое афганское правительство заинтересовано в восстановлении газопровода ТАПИ (Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия), который начал строится в 2010 году. Этот проект предлагает газификацию Южной Азии за счет туркменского газа, что позволит Афганистану получать дешевый газ и провести газификацию страны.
Россия также заинтересована в постройке данного объекта по двум причинам. Во-первых, наличие такого газопровода позволит России поставлять газ в Индию и Пакистан системой газопроводов страны. Во-вторых, Россия надеется, что такой амбициозный проект отвлечет внимание конкурентов России (в частности Турции и Саудитов) от проектов России в Европе. На данный момент российский ЧТПЗ прокладывает трубы в Туркмении, а Газпром строит в Пакистане «Пакистанский поток». Участие России в прокладке ТАПИ позволит ей усилить экономический контроль над Туркменистаном, а также не дать Турции проложить собственный газопровод в Пакистан через Центральную Азию.
Интересы Туркмении схожи с российскими. Газопровод ТАПИ предоставит возможность Туркменистану наладить экспорт газа в Южную Азию, что позволит увеличить бюджет и влияние Ашхабада в регионе, в свою очередь прокладка газопровода через Афганистан откроет Кабулу возможность газификации территории Эмирата и ограничит зависимость от потребления электричества, а значит и от Ташкента.
Помимо планов по постройке ТАПИ Туркмения продолжает реализовывать с Афганистаном так называемый «Лазуритовый коридор», проект постройки сети железных дорог и автомобильных магистралей из провинции Герат с крупнейшими залежами лазурита через туркменские города Ашхабад и порт Туркменбаши для поставок товаров из Центральной Азии в Европу. Помимо Туркмении и Афганистана в данном проекте участвуют Азербайджан и Турция, выступающая главным бенефициаром. Первый участок Пути из Герата до Кушки был
51
проложен еще в 2018 году, однако ввиду нестабильной обстановки проект строительства постоянно приостанавливается [4].
По оценкам некоторых исследователей газопровод ТАПИ и «Лазуритовый путь» вместе будет приносить Афганистану ежегодно до 10 миллиардов долларов США за транзит газа, помимо этого эти проекты создадут до 5 тысяч новых рабочих мест для бедных афганцев. [5] В целом, и «Талибы», и правительство Туркмении готовы активно сотрудничать по этому направлению.
Еще одним важным проектом для России и Средней Азии в Афганистане является Транса-Афганская железная дорога (ТАЖД). Этот проект представляет собой прокладку ветки «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар», которая позволит создать сухопутный транзит товаров из Узбекистана в пакистанские порты [3].
Сейчас РЖД разрабатывает программу проектирования, строительства и
обслуживания Трансафганской железной дороги. Интерес России заключается в обеспечении Афганистана товарами из СНГ и ЕС.
Ташкент тоже готов строить этот участок ЖД. Основной причиной повышенного интереса является конкуренция с Туркменией и Турцией, которые строят вышеупомянутый «Лазуритовый путь». Именно она заставляет Узбекистан ускорять разработку проектов в прокладке ТАЖД и сотрудничество с «РЖД» в строительстве этого торгового маршрута.
Президент Узбекистана Шавкат Мерзиеев объясняет важность проекта так: «Узбекистан уже несколько лет делает шаги по развитию альтернативных путей доставки грузов во внешней торговле. Это более быстрый и дешёвый выход к морским портам. Если Россия присоединится к этому проекту -будет хорошо для всех».
Таким образом, прокладка ТАЖД позволит Узбекистану выйти на новый рынок в Южной Азии и откроет Ташкенту доступ к портам Индийского океана.
Многие политологи видят в этом желание Мерзиеева достичь того, что не получилось у его предшественника, Ислама Каримова, а именно полного выхода из экономической, а, значит, и политической зависимости от России.
Для талибов прокладка через территорию Афганистана железной дороги выгодно тем, что, с одной стороны, это
позволит устранить продовольственный кризис благодаря ускоренным поставкам
продовольствия из Узбекистана и России, а с другой- даст афганской армией возможность быстро достигать удаленных от центра районов, в которых имеется нестабильная ситуация. Помимо этого, крупный проект-это опять-таки рабочие места для афганских граждан. Так же стоит учесть, что наличие такого крупного участка ЖД по оценкам некоторых исследователей будет приносить в казну Афганистана более 15 миллиардов долларов США за транзит грузов через территорию страну, при этом с увеличением и расширением такого партнерств эта сумма может увеличиваться.
Но, при всех выгодах, есть так же и современные проблемы.
Во-первых, снова играет большую роль нестабильная обстановка в стране. Рабочие часто подвергаются атакам террористических группировок, что затормаживает постройку ЖД.
Во-вторых, в силу обстановки на Юго-Востоке Украины и западных санкций против РЖД, компания временно заморозила дальнейшую разработку проекта
В-третьих, самостоятельно Узбекистан не может заниматься прокладкой путей, ввиду большой стоимости этого проекта. Узбекское правительство оценивает постройку в 8.ц миллиардов долларов, что является довольно большой суммой для бюджета республики.
Однако, и талибы, и Узбекистан с Россией все-таки продолжают усиленно работать в этом направлении. Например, в декабре 2021 года РЖД и узбекская железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» при участии талибского правительства разработали план дорожной карты и установили сроки завершения первых работ до 2027 года.
В отличие от Узбекистана и Туркмении Таджикистан занимает
антиталибскую позицию.
В первую очередь, это объясняется тем, что Ашхабад и Ташкент имеют в своем наличии экономические и политические рычаги давления. Туркменистан является крупнейшим поставщиком газа в Афганистан, а находящаяся в Узбекистане электростанция «Марджан» обеспечивает 60% территории Афганистана электроэнергией. Недавний выход из строя электростанции и обесточивание практически всех населённых
52
пунктов Афганистана показал насколько сильно Кабул зависит от Ташкента [6]. В свою очередь, Душанбе лишен подобных рычагов.
Во-вторых, консолидация талибских войск у таджикско-афганской границы тоже вызывает опасения у Таджикистана [2].
После приходов к власти талибов Душанбе в одностороннем порядке прекратил сотрудничество в рамках «Душанбинской четвёрки», в которой участвовали помимо Таджикистана Россия, Пакистан и Афганистан. Помимо этого, Таджикистан заморозил афганские активы на своей территории и заявил о готовности сотрудничать только с легитимным правительством Афганистана. Также Таджикистан остановил разработку собственной ЖД по линии Туркменистан-Афганистан- Таджикистан., поэтому о каком-то партнерстве Душанбе и Кабула в ближайшее время говорить не приходится.
Таким образом, на данный момент в Афганистане реализуется разработка следующих проектов: «Лазуритовый путь», ТАЖД и газопровод ТАПИ, которые в идеале помогут Афганистану выйти из экономического и социального кризисов. Приход «талибов» к власти временно приостановил их разработку, из-за выжидательной политики соседних государств, однако теперь, по прошествии двух лет государства договариваются с новой властью о реализации приостановленных проектов. Основными партнерами Афганистана в Средней Азии можно выделить Узбекистан, Туркменистан и Россию, стабильные, в экономическом плане, государства с рычагами влияния в Афганистане. В то же время Таджикистан после прихода новой власти остановил все экономические проекты с Кабулом и отказывается иметь с талибами любые дела. Главной проблемой в реализации крупных экономических проектов является внутренняя нестабильность Исламской республики и крайняя бедность местного населения, что затрудняет ускоренное строительство тех или иных проектов. Однако с уверенностью можно сделать вывод, что торгово-экономическое сотрудничество с Афганистаном после прихода талибов к власти мало того, что продолжается, но и постепенно выходит на новый уровень, который поможет стабилизировать обстановку не только в Афганистане, но и во всей Центральной Азии.
Список источников и литературы:
1. Афганистан: социально-экономическая жизнь под параллельной властью талибов статья У.В. Окимбекова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/artide/n/afgaшstan-sotsialno-ekonomicheskaya-zЫzn-pod-parallelnoy-vlastyu-talibov/viewer
2. Назад в 90-е: почему Таджикистан не признает новую власть в Кабуле// Известия// Ссылка на ресурс: https://iz.ru/1213486/igor-karmazin/nazad-v-90-e-pochemu-tadzhikistan-ne-priznaet-novшu-vlast-v-kabule
3. Оптимистическая трагедия, или как нам обустроить Афганистан? Статья Андрея Кортунова [Электронный ресурс] // Republic.ru // Режим доступа: https://republic .ru/posts/101697
4. Проблемы и перспективы взаимодействия в Афганистане заинтересованных в этом государств и их союзов. Статья Юрия Морозова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proЫemy-i-perspektivy-vzaimodeystviya-v-afganistane-zainteresovannyh-v-etom-gosudarstv-i-ih-soyuzov
5. Туркменистан: талибы и туркмены - братья навек! // Портал: Eurasia.net// Ссылка на ресурс: https://russian.eurasianet.org
6. Узбекистан возобновил экспорт электричества в Афганистан в штатном режиме// Вестник Кавказа Ссылка на ресурс: https://vestikavkaza.ru/news/uzbekistan-vozobnovil-eksport-elektricestva-v-afganistan-v-statnom-rezime.html
TRADE AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN TALIBAN'S AFGHANISTAN RULERSHIP, RUSSIA AND CENTRAL ASIAN COUNTRIES
© Oleg Ruslanovich Kashkariov
2 nd year bachelor student, Siberian Federal University,
Krasnoyarsk, Russia
Evelina Anatolievna Pavelyeva
Candidate of Science (Legal Sciences), Assistant Professor, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Abstract: This article discusses the trade and economic cooperation of Afghanistan with Russia and the Central Asian states after the Taliban movement came to power in Kabul. The possible economic consequences of such cooperation for Afghanistan and the States represented in this article are described and analyzed. In addition, a possible forecast for the further development of the economic partnership is given.
Keywords: trade and economic cooperation, Afghanistan, the Taliban, Russia, Tajikistan, Uzbekistan, Turkmenistan, Central Asia, Trans-Afghan railway, TAPI gas pipeline.
Рукопись поступила: 1 марта 2023 г. Submitted: 1 March 2023