Научная статья на тему 'Торговоэкономические отношения России со странами Скандинавии: экономические интересы и возможности взаимовыгодного сотрудничества'

Торговоэкономические отношения России со странами Скандинавии: экономические интересы и возможности взаимовыгодного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4016
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ СКАНДИНАВИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / ШВЕЦИЯ / НОРВЕГИЯ / ФИНЛЯНДИЯ / ДАНИЯ / SCANDINAVIAN COUNTRIES / ECONOMIC INTERESTS OF RUSSIA / SWEDEN / NORWAY / FINLAND / DENMARK

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андронова Инна Витальевна

В системе внешнеэкономических приоритетов России страны Скандинавии занимают отнюдь не первое место, несмотря на то, что данные страны связывают с нашей страной давние торгово-экономические связи. Современный уровень экономических отношений не отвечает национальным экономическим интересам России. Целью данной статьи является анализ причин такого положения дел и выявление перспективных направлений развития двусторонних отношений между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговоэкономические отношения России со странами Скандинавии: экономические интересы и возможности взаимовыгодного сотрудничества»

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СКАНДИНАВИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

И.В. Андронова

Кафедра международных экономических отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В системе внешнеэкономических приоритетов России страны Скандинавии занимают отнюдь не первое место, несмотря на то, что данные страны связывают с нашей страной давние торгово-экономические связи. Современный уровень экономических отношений не отвечает национальным экономическим интересам России. Целью данной статьи является анализ причин такого положения дел и выявление перспективных направлений развития двусторонних отношений между странами.

Ключевые слова: страны Скандинавии, экономические интересы России, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания.

Скандинавия — это регион в Северной Европе, исторически включающий в себя две страны, расположенные на Скандинавском полуострове — Швецию и Норвегию. По геологическим и экономическим причинам сюда же относят Данию и Финляндию [11].

Торговые отношения России со странами Скандинавии установились еще во времена древних славян. В конце VIII — начале IX века скандинавские купцы и дружинники появились на территориях, занятых славянскими племенами, разведывая торговые пути на Восток. Первый из них вел скандинавов по Волге через Булгарию (Татарстан) и Хазарию (Астрахань) в страны Арабского халифата, второй — знаменитый «путь из варяг в греки» пролегал через реки Волхов и Днепр и заканчивался в Константинополе.

После того как эпоха викингов ушла в прошлое, торговля осуществлялась через Великий Новгород, в Пскове и Москве в XVII веке появились шведские торговые миссии, ставшие, по сути, первыми постоянными представительствами Швеции в Российском государстве. Россия активно поставляла в страны Скандинавии зерно и муку, лесоматериалы. Более того, торговля России с северными странами являлась звеном в торговых отношениях и с другими странами Европы. В середине XIX века был подписан Договор о свободной торговле между Норвегией и Российской империей.

В конце XIX — начале XX веков Россия являлась крупнейшим экспортером зерна и сливочного масла в Данию.

В XX веке значительно увеличилась инвестиционная активность шведских компаний. Помимо братьев Нобелей, основавших еще в XIX веке крупные машиностроительные и нефтедобывающие заводы в Российской империи, свои предприятия здесь открыли Эрикссон, АГА, Асеа, Альфа Лаваль и другие.

В 1918 г., в условиях блокады против Советской России, шведы по-прежнему направляли в адрес российских клиентов сельскохозяйственную технику и промышленное оборудование. В этом же году Швеция стала первым государством на Западе, установившим официальные торговые отношения с Москвой.

В 1920 г. Советский Союз заключил со Всеобщим объединением шведских экспортеров договор о поставках в РСФСР тысячи локомотивов (реально было поставлено 500 паровозов) и другой техники, всего на сумму более 100 млн крон.

Национализация частных предприятий, введение советским государством монополии на внешнюю торговлю привели к резкому ослаблению интереса европейских предпринимателей к российскому рынку.

Восстановление отношений России со странами Скандинавии произошло достаточно быстро, уже в 20-е годы было открыто советское торговое представительство в Норвегии. Надо отметить, что торгпредство в Норвегии было одним из первых советских торговых учреждений такого рода. Центральной задачей торгпредства в 20-е гг. ХХ вв. были закупки рыбы, а со второй половины 20-х годов — продажи русского зерна. На рубеже 20-х и 30-х гг. его внимание было сосредоточено на приобретении больших партий норвежского алюминия и специальных сплавов, а также на попытках серьезно расширить номенклатуру советского экспорта. Успешно занималось торговое представительство и договорами о предоставлении Москве крупных, гарантируемых норвежским правительском торговых кредитов.

В октябре 1927 г. была заключена Конвенция между СССР и Швецией о правовом положении Торгового представительства СССР.

Наиболее плодотворным периодом в развитии экономических отношений между СССР и странами Скандинавии стали 70-е годы. Среднегодовые темпы прироста взаимного товарооборота в 1971—1975 гг. увеличились по сравнению с предшествующей пятилеткой почти в 3,3 раза и составили 24,7% (табл. 1).

Таблица 1

Среднегодовые темпы прироста экспорта и импорта СССР из стран Скандинавии (в %)

Пятилетки Экспорт Импорт

1961 — 1965 5 8,8

1966—1970 7,4 7,6

1971 — 1975 27,5 22

1976—1980 14,3 14,2

Источник: Осьмова М.Н. Внешнеэкономические связи СССР со странами Северной Европы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — С. 49.

В рамках торговых соглашений в течение 70—80-х годов заключались долгосрочные контракты на поставку из Советского Союза товаров, пользующихся спросом на рынках северных стран, таких как, например, круглый лес, газ, ядерное топливо, электроэнергия. С 1979 года был успешно реализован первый в истории советско-датской торговли долгосрочный контракт на поставку в Данию аммиака.

В некоторых соглашениях предусматривалась фактически бессрочная поставка советских товаров на рынок скандинавских стран. Так, в протоколе о поставках природного газа из СССР в Финляндию отмечалось, что заинтересованные стороны «предусмотрят в контракте на поставку природного газа возможность его автоматического продления после истечения 20-летнего срока на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит по крайней мере за три года о своем намерении прекратить действие контракта» [6. С. 22].

Вторая мировая война внесла свои коррективы в развитие экономических связей между странами, однако затем объем внешнеторгового СССР имел постоянную тенденцию к росту. За 1950—1985 гг. он увеличился почти в 50 раз и составил к 1985 г. 141,6 млрд руб. В этот же период объем торговли Советского Союза со скандинавскими странами увеличился в 53 раза, в том числе экспорт возрос в 55, а импорт — в 52 раза (табл. 2).

Таблица 2

Объемы внешней торговли СССР, млн руб.

Страна 1950 1960 1970 1975 1980 1985

Дания 7,4 40,2 43,8 146,1 341,3 397,8

Норвегия 25,4 32,3 46,8 137,8 127,6 177,6

Финляндия 54,9 264,1 530,7 1 755,5 3 888,5 4 985,7

Швеция 31,1 89,6 234,9 545,4 676,9 798,4

Скандинавия 118,8 426,2 856,2 2 584,8 5 034,3 6 359,5

Всего 2 925,5 10 072,9 22 078,6 50 704,3 94 097,3 141 565,6

Источник: Внешняя торговля СССР: 1922—1981: Юбилейный стат. сб. — М.: Финансы и статисти-ка,1982; Внешняя торговля СССР: 1985: Стат. сб. — М.: Финансы и статистика,1986.

Наибольшей динамикой отличалась торговля с Финляндией, объем которой в 1985 г. превысил уровень 1960 г. в 19 раз. Только за одну пятилетку 1976— 1980 гг. он составил около 13 млрд руб., превысив уровень предыдущей пятилетки в 2,5 раз, в 1985 г. объем советско-финляндской торговли составлял почти 5 млрд руб. Быстро увеличивался товарооборот СССР с Данией (в 10 раз за 1960— 1985 гг.), Швецией (в 9 раз), значительно медленнее с Норвегией (в 5,5 раза).

В 1985 году удельный вес стран Скандинавии во внешнеторговом обороте СССР составил 4,5%, с западно-европейскими странами — 16,8%, в том числе Финляндии — 13,2, Швеции — 2,1, Дании — 1,1, Норвегии — 0,5%. В 1985 году Финляндия стала вторым крупнейшим торговым партнером Советского Союза среди развитых капиталистических стран после ФРГ [1].

Несмотря на то, что удельный вес скандинавских стран в общем объеме внешней торговли Советского Союза был невелик, нужно отметить, что по некоторым видам товаров поставки из стран Скандинавии удовлетворяли большую часть импортного спроса СССР. Например, за счет поставок из этих стран Советский

Союз покрывал свыше 90% своих импортных потребностей в целлюлозе, около 75 — в бумаге, 98 — в картоне, более 50 — в оборудовании для легкой, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, 22,5% — в судах и судовом оборудовании. За счет советских поставок в отдельные годы Финляндия удовлетворяла 60% импортных потребностей в электровозах, 41% — в сере, 75% — в круглом лесе; Швеция в нефтепродуктах — 10%, в твердом топливе — 22%, фанере — 15%; Норвегия в сырье для производства удобрений — 20%, калийных удобрениях — 6%, электроэнергии — 4% [6. С 47]. Кроме того, доля в товарообороте имела, хоть тенденцию к увеличению и к началу 1990-х составила 6%.

Современное состояние торговых связей России со странами Скандинавии. Со времен распада Советского Союза доля стран Скандинавии в товарообороте РФ уменьшилась с 6% до 4,1%, т.е. вернулась на уровень 1985 года. При этом обращает на себя внимание резкая несбалансированность торговли России со скандинавским регионом как в региональном разрезе, так и по географическим направлениям. Россия в 2011г. стала крупнейшим торговым партнером Финляндии. Доля России в финском экспорте составляла 9,4% в 2011 г., доля в импорте — 18,7%, тогда как на Швецию приходится 1,1%, на Данию — 0,5% и Норвегию — 0,4% (табл. 3).

Таблица 3

Торговля России со странами Скандинавии в 2011 г.

Страна Млн долл. Товарооборот

экспорт импорт млн долл.

Дания 1 896,1 2 053,3 3 949,5

Норвегия 1 068,8 1 904 2 972,8

Финляндия 13 190,3 5 671,1 18 861,5

Швеция 5 127,1 4 037,8 9 164,9

Всего 516 040 305 313 821 353

Источник: составлено по — www.eurostat.com

Экономические связи России со Скандинавским регионом асимметричны в региональном аспекте в том смысле, что скандинавские компании отдают предпочтение северным и северо-западным регионам РФ, а также столичному региону. К примеру, Дания отдает предпочтение тем регионам России, которые участвуют в сотрудничестве по линии Совета государств Балтийского моря, Совета Барен-цева/Евроарктического региона и «Северного измерения» — это, в частности, Ленинградская и Калининградская области. Эти же регионы являются основными регионами сотрудничества для Швеции. Финляндия проявляет интерес к республике Карелия и Ленинградской области, Норвегия — к Мурманской области.

Товарная структура торговли тоже несбалансирована. Например, в шведском экспорте в Россию 75% приходится на машины и оборудование, а в импорте из России 87% составляют нефть и сырье.

Россия обеспечивает сырьем финскую лесоперерабатывающую промышленность на 20—25%, а заводы, которые на севере Норвегии перерабатывают рыбу, примерно на 2/3. Одновременно Россия является вторым по величине рынком сбыта норвежских морепродуктов [9].

Россия экспортирует в основном углеводородное сырье, а ввозит производственные машины и оборудование. Причем доля топлива и минеральных продуктов в экспорте неуклонно растет (с 54% в 2000 г. до 74% в 2011 г.). Доля машин и оборудования в экспорте сократилась в 2000-е годы и в 2011 г. составила, даже с учетом военно-технических поставок, лишь 4%. Удельный вес готовых изделий не достигает даже 15%.

В структуре торговли между Россией и Данией также преобладает импорт российских нефтепродуктов (около 70% импорта) и экспорт датской пищевой продукции (33%).

Необходимо отметить, что сырая нефть в Данию не поставляется, а поставляются в значительных количествах различные виды топлива и другие продукты перегонки нефти, так как Дания сама занимается добычей нефти с шельфа Северного моря. В скором времени сотрудничество в энергетической сфере будет расширено. В апреле 2007 года датский государственный концерн «Донг Энерджи» (Dong Energy) заключил с российским «Газпромом» соглашение об условиях поставок в Данию по газопроводу Nord Stream природного газа в объеме 1 млрд кубометров в год. Кроме того, 30 сентября 2009 г. стороны подписали контракт на поставку дополнительных объемов российского газа в Данию по «Северному потоку» [2]. До этого Дания не являлась покупателем российского газа, но уже в апреле 2011 года «Газпром» и DONG Energy подписали Меморандум о намерениях по взаимодействию в области производства электроэнергии, вырабатываемой на основе природного газа.

Кроме того, Россия поставляет в Данию черные металлы, удобрения, рыбу (однако объемы ее поставок резко снижаются с 2000 г.), древесину.

К основным статьям датского экспорта в Россию относятся мясо и пищевые мясные продукты, рыба и морепродукты, оптические приборы и аппараты, электрические машины и оборудование, фармацевтическая продукция. Датская компания NovoNordisk является основным поставщиком в Россию лекарств от сахарного диабета.

Что касается торговли с Норвегией, то низкий уровень торговли и товарная структура обусловлены тем, что Россия и Норвегия имеют сходную специализацию в мировом хозяйстве. Около 60% российского экспорта в Норвегию приходится на три товарные группы: цветные металлы (в первую очередь, алюминий), сырье и рыба и морепродукты, а импорт состоит из рыбы и морепродуктов (в основном норвежская семга, форель и сельдь), продукции машиностроения (электронное и специализированное оборудование), первично обработанного сырья.

Рыболовство — важнейшее направление сотрудничества двух стран, тогда как в остальном товарооборот с Россией составляет лишь сотую часть норвежской внешней торговли. В 2009 г. Россия была крупнейшим рынком сбыта норвежской сельди, объем экспорта сельди был оценен в 1 млрд норвежских крон [10].

Россия также является основным после ЕС потребителем норвежского лосося и форели. В 2009 г. 80% норвежского экспорта в Россию составляли морепродукты, рост по сравнению с 2007—2008 гг. составил более 10%.

В Норвегии имеется устойчивый спрос на российский алюминий, поставляемый через Лондонскую биржу металлов и используемый норвежскими фирмами для изготовления, в частности, комплектующих для автомобильной промышленности Западной Европы. В общем и целом экономика Норвегии ориентирована на высокую долю импорта сырья и его дальнейшую переработку. Поставки алюминия и никеля в Норвегию составляют в среднем 50% от общего объема экспорта.

В 2004 году по заказам судовладельцев из Норвегии Odfjell на «Севмаше» началось строительство 12 специальных судов для перевозки химических и опасных веществ, на Волгоградской судоверфи — трех грузовых судов. Кроме этого, на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) началось строительство 2-х ледоколов. Однако контракт с компанией Odfjell был разорван в 2008 г. из-за нарушения Россией сроков поставки и требования увеличить сумму контракта с 500 млн долларов до 544 млн долларов [4].

В основе российско-финляндских торговых отношений лежит Соглашение от 20 января 1992 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве. Взаимная торговля между странами претерпела два обвала: из-за отмены клиринга в начале 1990-х годов и из-за дефолта конца 1990-х, однако Россия вновь завоевала важное место среди торговых партнеров страны.

В финском экспорте в Россию 3/4 составляют готовые изделия (в том числе продукция машиностроения, электронная и электротехническая продукция, телекоммуникационное оборудование, бумага и картон), в то время как в импорте более 80% приходится на сырьевые товары (нефть — 63%, газ — 11%, древесина и другие продукты лесной промышленности — 3%), около 5,5% приходится на химические продукты. Структура финского экспорта является более диверсифицированной.

В 2011 г. рекордного уровня достиг импорт энергоносителей из России, который на данный момент обеспечивает потребности Финляндии на 15%. В связи с этим Финляндия планирует замещение импорта и полагается на строительство АЭС, так как это не приведет к увеличению зависимости от импорта нефти и газа из России и Норвегии.

«Это в первую очередь позволит заместить импорт российской электроэнергии, — заявил министр финансов страны Юрки Катайнен ^угЫ Katainen). — Мы не должны зависеть от них и нет никакого смысла платить России за электроэнергию, которую мы могли бы производить сами» [8]. Таким образом, в ближайшие 10 лет может измениться структура поставок энергоносителей в Финляндию.

Еще одной проблемой, с которой столкнулись правительства двух стран, явилось решение России повысить тарифы на экспорт леса-«кругляка» в Финляндию. РФ несколько раз повышала тарифы на экспорт древесины, от чего больше всего

страдали финские деревообработчики и производители бумаги. Вопрос об экспорте леса был проблемным при обсуждении присоединения РФ к ВТО до конца 2010 года. Снижения пошлин на необработанные лесоматериалы, поставляемые в Финляндию, ЕС требует с 2004 года. После очередной задержки на пути к ВТО РФ демонстративно взяла курс на развитие собственной деревообработки, утвердив график повышения пошлин до запретительного уровня. В 2007 году они выросли с 6,5% до 20%. Под давлением ЕС и из-за неготовности собственной промышленности в 2008 году РФ ввела мораторий на рост пошлин.

За это время поставки российского леса в Финляндию снизились втрое. Постановлением от 29 декабря 2010 года пошлины на круглый лес на 2011 год были сохранены на уровне 2010 года — 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. м.

После вхождения в ВТО квотирование экспорта круглого леса РФ в ЕС будет регулироваться ежеквартальной перепиской Москвы и Брюсселя. Россия обязалась снизить ставки пошлин внутри квоты на экспорт ели до 13% (вдвое к действующему уровню), внутриквотная ставка на экспорт сосны составит 15% (снижение на 40%) [5].

Экспорт продукции лесной промышленности в Россию в 2007—2008 гг. оценивался в 550 млн евро (в 1995 году — 150 млн), а в 2011 г. он составил лишь 515 млн евро. При этом основная часть приходится на бумагу, картон и упаковочные средства — в общей сложности почти 75—80% по стоимости. На пиломатериалы, древесину и фанеру приходится чуть более 20%, а на целлюлозу — 1—2%.

Доля продукции машиностроения и оборудования, поставляемой из Финляндии в 2010—2011 гг. составляла 35—40%, стоимость экспорта превышала 3,4 млрд евро. Россия является одним из крупнейших импортеров финских мобильных телефонов в мире. Стоимость телекоммуникационного оборудования, поставляемого в РФ, до кризиса составляла примерно 1 млрд евро ежегодно.

Продукция химической промышленности, поставляемая в РФ — это, в первую очередь, продукты нефтеперегонки, красители, лаки, пластмассы, моющие вещества. Tikkurila, подразделение финского концерна Kemira, является ведущей компанией по производству красок и шпатлевочных материалов в Финляндии, Швеции и России. Поставки лакокрасочной продукции из Финляндии осуществляла еще в советское время.

Однако основная проблема в торговле между Россией и Финляндией на данный момент — это проблема реэкспорта. Согласно оценкам, около 25% финского экспорта на самом деле является реэкспортом, т.е. товарами, произведенными в какой-то другой стране, а затем ввезенными в Россию через Финляндию [7].

Швеция является вторым по значению торгово-экономическим партнером РФ в скандинавском регионе после Финляндии, однако Россия не является принципиально важным торговым партнером для Швеции.

Основу российского экспорта в Швецию составляют нефть и нефтепродукты (87%), никель и изделия и него, древесина, черные металлы. Эти четыре группы составляют более 90% шведского импорта из России.

По оценке ФТС России, импорт российской нефти в ближайшие годы не сократится, даже несмотря на реализацию в Швеции программы по уменьшению нефтяной зависимости экономики. Это связано с принятым в 2004 году руководством шведской нефтяной компании «Прим» решением по модернизации своего нефтеперегонного завода для возможности работы с российской нефтью. В 2007 году доля российской нефти, перерабатываемой на этом предприятии, составила 50%. Предполагается, что в ближайшее время этот показатель вырастет до 60—70%, что существенно скажется на увеличении объема шведского импорта из России. За последние 3 года импорт российской нефти вырос на 4%.

Продукция химической промышленности, которая еще в конце 1990-х годов составляла 35% российского экспорта в Швецию, в 2011 г. не превышает 6,5%.

Необходимо отметить, что шведы не собираются увеличивать потребление природного газа и поэтому не нуждаются в российском сырье. По словам Главы правительства Швеции Ф. Рейнфельда, согласно стратегии Швеции в вопросе энергетики разработан «тонкий баланс» обеспечения страны ресурсами [3].

Основные статьи импорта из Швеции — продукция обрабатывающей продукции и машиностроения (легковые автомобили, грузовики, автобусы и трейлеры, телекоммуникационное оборудование, общеинженерная продукция и оборудование, бумага и картон).

Доля импорта машин и оборудования из Швеции увеличилась с 45% в 2000 г. до 74% в 2011 г. В стоимостном выражении экспорт был равен 20 млрд шведских крон в 2011 г. Один из основных игроков на рынке — компания «Scania», производитель грузовиков и автобусов.

Импорт продукции переработки древесины из Швеции в Россию практически равен — в стоимостном исчислении — экспорту древесного сырья из России в Швецию. Повышение экспортных тарифов затронуло также и Швецию.

Одним из инструментов содействия развитию торгово-экономического сотрудничества между Россией и Швецией является Российско-Шведский Наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству (Наблюдательный комитет), учрежденный в 1993 г. в соответствии с Соглашением в форме обмена письмами между Министром внешних экономических связей Российской Федерации (письмо от 4 февраля 1993 г. за подписью Министра С. Глазьева) и Министром по делам Европы и внешней торговли Швеции (письмо Шведской Стороны аналогичного содержания).

Основными направлениями в деятельности Наблюдательного комитета является анализ развития двусторонних торгово-экономических связей, содействие реализации инвестиционных и инновационных проектов, поиск и поддержка новых более эффективных форм экономического взаимодействия, а также решение проблемных вопросов.

Заключение. Таким образом, основной проблемой российских торговых отношений со странами Скандинавии, как и с большинством развитых стран, является основанный на ресурсах российский экспорт. Это не отвечает экономическим интересам России и требует поиска путей диверсификации. Конечно, российскую

промышленную структуру не реформировать быстро, задача диверсификации экономики поставлена российским правительством и требует определенного времени. Но и в ближайшей перспективе Россия вполне может улучшить свои позиции.

Одним из наиболее перспективных и стабильных направлений развития торгового сотрудничества может стать трансграничное и межрегиональное сотрудничество, которое предполагает прямые связи субъектов РФ с отдельными регионами стран Скандинавии.

Трансграничное сотрудничество должно дать толчок к большему вовлечению в торговый оборот предприятий малого и среднего бизнеса. Сейчас это направление отстает из-за недостаточной поддержки государства: у крупных компаний гораздо больше ресурсов и каналов связей для налаживания внешнеэкономических отношений.

Еще одна из задач государства — содействие созданию максимально благоприятных условий для торговых связей, включая упрощение таможенных и визовых формальностей, устранение помех для реализации экономических проектов и т.п. Например, качественно новое обустройство российско-финской границы, включая, в частности, открытие новых международных оборудованных пропускных пунктов, должно дать возможность значительно активизировать экономические связи.

Для России весьма перспективным является расширение взаимодействия в области транспорта. Есть потенциальная возможность расширения объема транспортных перевозок через порты северо-запада России и Финляндии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Внешняя торговля СССР: 1922—1981: Юбилейный стат. сб. — М.: Финансы и статистика, 1982.

[2] Наумов И. Nord Stream для Русалочки // Независимая газета 11 марта 2009: http://www.ng.ru/economics/2009-11-03/4_nordstream.html

[3] Наумов И. Карлсон превратился в колонизатора // Независимая газета 10.03.2010: http://www.ng.ru/politics/2010-03-10/2_sweden.html

[4] Норвегия сплавила «Севмаш» // Газета.га 22.02.2008. http://finance.rambler.ru/news/ economics/12539241.html

[5] Россия не пожалеет для Европы осины // Газета «Коммерсантъ». — № 226(4767). — 02.12.2011. http://www.kommersant.ru/doc/1828665

[6] Тополь В.И. СССР — Северная Европа: взаимовыгодные экономические связи. — М: Междунар. отношения, 1983. — С. 22.

[7] Условия торговли с Россией диктует история // The Financial Times 04.09.2007: http://www.inosmi.ru/world/20070904/236403.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Финляндия увеличит вдвое производство ядерной энергии, чтобы не зависеть от России // К2К News 15.04.2010: http://www.k2kapital.com/news/198277/

[9] www.norwaypost.no/fisheries/record-export-of-norwegian-seafood.html — Record export of Norwegian Seafood // The Norway Post 06 January 2010:

[ 10] Record Exports of Norwegian Herring and Capelin // Seafood from Norway 05 January

2010: http://www.seafoodfromnorway.com/News/News/View+media+article?key=59158 [11] www.ne.se/skandinavien — Энциклопедия Швеции Nationalencyklopedin

RUSSIAN TRADE-ECONOMIC RELATIONS WITH SCANDINAVIAN COUNTRIES: ECONOMIC INTERESTS AND POSSIBILITIES OF MUTUALLY BENEFICIAL COOPERATION

I.V. Andronova

International Economic Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Scandinavian countries don't take the first place in the system of external priorities of Russia, in spite of the fact that Scandinavian countries are connected with Russia by deep-seated trade and economic relations. Modern level of economic relations does not comply with national interests of Russia. The kea goal of this article is to analyze the reasons of the fact and to find out perspective directions in bilateral relations.

Key words: Scandinavian countries, economic interests of Russia, Sweden, Norway, Finland, Denmark.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.