Научная статья на тему 'Торгово-экономические отношения МЕРКОСУРа с внезональными партнерами'

Торгово-экономические отношения МЕРКОСУРа с внезональными партнерами Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1068
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕРКОСУР / ЕВРОПЕЙСКИЙ CОЮЗ / КАРИКОМ / МЕКСИКА / РОССИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / INTEGRATION / MERCOSUR / EUROPEAN UNION / CARICOM / MEXICO / RUSSIA / INTERNATIONAL TRADE / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нуньес-саранцева Наталья Нарсевна

В первом десятилетии XXI в. большое число стран Латинской Америки и Карибского региона стало активно участвовать в торговых переговорах с внерегиональными партнерами. Не остались в стороне от данной тенденции и страны участницы МЕРКОСУР.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the first decade of the 21st century a great number of countries in Latin America and the Caribbean region had been actively participating in trade negotiations with partners from other regions. The member-states of MERCOSUR did not stand aside from this trend.

Текст научной работы на тему «Торгово-экономические отношения МЕРКОСУРа с внезональными партнерами»

Миропорядок

Наталья НУНЬЕС-САРАНЦЕВА

ТОРГОВО-ЭОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕРКОСУРа С ВНЕЗОНАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

В первом десятилетии XXI в. большое число стран Латинской Америки и Карибского региона стали активно участвовать в торговых переговорах с внерегиональными партнерами. Не остались в стороне от данной тенденции и страны - участницы МЕРКОСУРа.

In the first decade of the 21st century a great number of countries in Latin America and the Caribbean region had been actively participating in trade negotiations with partners from other regions. The member-states of MERCOSUR did not stand aside from this trend.

Ключевые слова:

интеграция, МЕРКОСУР, Европейский ююз, КАРИКОМ, Мексика, Россия, международная торговля, экспорт, импорт; integration, MERCOSUR, European Union, CARICOM, Mexico, Russia, international trade, export, import.

В 1990 - е гг. Чили и Мексика начали интенсивную переговор -ную деятельность на внерегиональном фронте, к которой в первом десятилетии XXI в. присоединились многие страны региона. Таким образом формируется широкая сеть различных соглашений, которые соединяют регион как со своими традицион -ными внерегиональными рынками (США и ЕС), так и в возрастаю -щих масштабах — с АТР. Не остались в стороне от данной тенденции и страны — участницы МЕРКОСУРа (Южноамериканского общего рынка, объединяющего Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай и Венесуэлу и в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливию, Колумбию, Эквадор и Перу). Данные процессы можно объяснить особенностями экономической интеграции в Латинской Америке, для которой характерны «открытый регионализм» и поиск странами региона гибких схем взаимодействия как внутри субрегиональных схем интеграции, так и с третьими странами. Однако, по мнению экспертов Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского региона (ЭКЛАК), в торговых переговорах в рамках латиноамериканских субрегиональных схем интеграции с внереги -ональными партнерами в Дохийском раунде переговоров в рамках ВТО в прошедшем десятилетии были достигнуты весьма незначи тельные успехи, а также возможен застой в реализации амбициоз ных проектов торговой интеграции в регионе.

Среди всех торговых контактов МЕРКОСУРа с внерегио -нальными партнерами особо следует отметить переговоры с Европейским союзом. В 2008 г. половина импорта ЕС из ЛАК при -ходилась на долю МЕРКОСУРа, а в 2009 г. — 20% общего сельскохо -зяйственного импорта ЕС. Основные товары, которые МЕРКОСУР поставляет на рынок ЕС, — это сахар, мясо крупного рогатого скота и молочные продукты.

По мнению экспертов ЭКЛАК, особо перспективным видится уча -стие Китая во внешней торговле региона. Согласно прогнозам, при сохранении современной тенденции к 2013—2014 гг. Китай сможет сменить ЕС в качестве 2 го по величине торгового партнера региона после США. В связи с этим для ЕС очень важно добиться префе -ренциального доступа своего экспорта в страны МЕРКОСУРа, что хотя бы частично позволит компенсировать преимущества китай ских товаров, связанные с их более низкой стоимостью.

Страны — члены МЕРКОСУРа также участвуют в торговых пере -

НУНЬЕС-САРАНЦЕВА Наталья Нарсевна — аспирант кафедры мировой экономики РЭУ

им. Г.В. Плеханова natalianns@yandex.ru

говорах с другими странами ЛАК. Так, в апреле 2010 г. в г. Бразилиа прошел пер вый саммит КАРИКОМ — Бразилия, по итогам которого была подписана деклара ция, которая подтвердила обязательство по интеграции Бразилии в ЛАК с целью организации справедливого и демократи ческого общества, основанного на прин ципах мира и сотрудничества, борьбы с бедностью, неравенством и любыми формами дискриминации, для достиже ния многосторонности, устойчивого раз вития и установления мира, свободного от конфликтов и ядерного оружия. Также были подписаны 60 меморандумов о вза -имопонимании, включая 47 двусторонних соглашений о техническом сотрудниче -стве в области здравоохранения, образо вания, культуры, энергетики, сельского хозяйства, гражданской обороны, борьбы со стихийными бедствиями, транспорта и туризма. Особенно значимым было реше ние Бразилии стать членом Банка разви тия Карибского региона (BDC), не беру -щим ссуду (инициатива, которая должна быть одобрена конгрессом Бразилии), что будет означать важный вклад в специ альный фонд развития банка. Бразилия предложила создать бразильский фонд для Карибского агентства по чрезвычай ным ситуациям (CDEMA), чтобы улучшить региональную координацию действий по гуманитарным вопросам.

В мае того же года Бразилия и Мексика договорились о начале переговоров по возможному стратегическому соглаше -нию об экономической интеграции. По мнению экспертов ЭКЛАК, широкие торговые переговоры между Бразилией и Мексикой могли бы активизировать весь процесс латиноамериканской эко номической интеграции. Экономики этих стран наиболее сильные в регионе и явля ются основными экспортерами товаров и услуг. Тем не менее двусторонняя торговля между этими странами не соответствует масштабам их экономик: хотя торговля между Бразилией и Мексикой за послед нее десятилетие увеличилась в 3 раза, достигнув отметки в 9 млрд долл. в 2011 г., она все еще составляет менее 2% внешней торговли обеих стран1.

Торговое соглашение между обеими

1 Brasil y Mexico para negociaciones TLC, La Pren-sa Grifica (El Salvador) Lunes, 20 de Febrero de 2012; http://www.revistasumma.com/economia/22924-brasil-y-mexico- paran-negociaciones- tlc.html

странами могло бы способствовать дивер -сификации структуры мексиканской внешней торговли, сглаживая ее зависи -мость от рынка США (экспорт в США в 2010 г. составил 80,1%). Это, в свою очередь, помогло бы сгладить последствия падения спроса на ее продукцию в США для мексиканской экономики. (Особенно ярко это проявилось во время недавнего мирового финансового кризиса, когда в 2009 г. произошло сокращение мексикан -ского ВВП на 6,5%, что составило наи -больший показатель во всем регионе.)

В феврале 2012 г. двусторонние перего воры Бразилии и Мексики о свободной торговле зашли в тупик, т.к. Бразилия предпринимает меры по предотвраще нию сильного дефицита во взаимообмене автомобильной продукцией с Мексикой. Бразилия, обеспокоенная ростом своего торгового дефицита с Мексикой более чем на 700% (1 170 млн долл. в 2011 г.), приостановила переговоры и потребовала пересмотреть соглашение по продукции автомобилестроения. Идея заключается в том, чтобы вернуть конкурентоспособ ность бразильской промышленности, пострадавшей от повышения курса бра зильской валюты — реала, — которое при -вело к увеличению импорта более деше вых мексиканских автомобилей. В случае расторжения соглашения будет нанесен значительный ущерб двусторонней тор говле автомобилями и запчастями, кото рая в 2011 г. достигла объема в 4 300 млн долл., или 47% двусторонней торговли. Это может свидетельствовать о том, что самые большие экономики региона еще не готовы к интеграции.

В июле 2002 г. обе стороны подписали Соглашение об экономической вза имодополняемости № 54 (АСЕ 54), кото -рое в числе прочих целей включает со здание зоны свободной торговли между Мексикой и МЕРКОСУРом. Однако АСЕ 54 не содержит обязательств в области либерализации торговли, а также не ука зывает пути достижения этой цели.

Страны — члены МЕРКОСУРа поддер -живают активный политический диалог и экономические отношения и с Россией. 15 декабря 2006 г. МЕРКОСУР и Россия под писали Меморандум о взаимопонимании относительно создания механизма поли тического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и государствами

— участниками и государствами — ассоции -

рованными членами Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР). Согласно ст. 1 данного документа, Стороны: страны

— члены МЕРКОСУРа и Российская Федерация договариваются «создать меха -низм политического диалога с целью раз вития консультаций между Сторонами по поводу международной и региональной ситуации, чтобы углублять связи дружбы и взаимного понимания, усиливать диалог и сотрудничество в рамках многосторонних форумов, в которых участвуют, и способ ствовать рассмотрению других вопросов взаимного интереса».

В ст. 2 говорится, что «с целью выполне -ния установленных целей Стороны будут развивать, среди прочего, следующие мероприятия:

1) регулярное отслеживание состояния своих отношений, так же как и дел взаим ного интереса;

2) укрепление практики сотрудничества и кооперации в международной сфере по -средством проведения политических кон -сультаций, когда это будет необходимо, и в удобной для сторон форме;

3) обмен опытом и документацией в области региональной интеграции;

4) взаимная поддержка в области орга низации, проведения и участия в конфе ренциях, семинарах и других событиях».

В ст. 3 отмечается, что «политический диалог будет включать, среди прочего, следующие вопросы: анализ проблем, связанных с защитой демократии и прав человека, мир и международная стабиль ность, предотвращение конфликтов, содействие международной безопасности, разоружению и нераспространению ору жия массового уничтожения, сотрудни чество в борьбе против терроризма, тор говли наркотиками и связанных престу плений, отмывания денег и других форм организованной транснациональной преступности, укрепление многосторон ности, в особенности в рамках системы Объединенных Наций, социальное разви -тие, социальное включение, связанность и борьба с бедностью и сотрудничество в научно -технической области»1.

С момента подписания меморандума

о взаимопонимании активизировались министерские и президентские встречи, а также был подписан ряд договоров

между странами — членами МЕРКОСУРа и Россией. Осенью 2007 г. министр ино странных дел России Сергей Лавров совершил поездку в Латинскую Америку и Карибский регион (ЛАК) с целью укрепления отношений со странами — членами МЕРКОСУРа. Во время своей поездки по региону С. Лавров встре -тился в Монтевидео с тогдашним уруг вайским президентом Табаре Васкесом и подписал со своим коллегой Рейнальдо Гаргано совместную декларацию, в кото -рой выражено намерение обоих пра вительств «поддерживать укрепление политических связей, в особенности посредством поиска инструментов под нятия уровня политических консульта -ций между МЕРКОСУР и Россией». В Асунсьон дель Парагвае С. Лавров под писал подобный документ с министром иностранных дел Парагвая Рубеном Рамиресом Лескано. В декларации оба министра иностранных дел выра зили решимость «содействовать всеми способами» выполнению положений Меморандума о взаимопонимании2.

5 ноября 2008 г. министр иностран ных дел Аргентины Хорхе Тайана открыл международную встречу предпринима -телей «Россия и Латинская Америка: стратегическая ассоциация и возможно сти для инвестирования». В июне 2010 г. Сергей Миронов, исполнявший в тот момент должность Председателя Совета Федерации России, посетил Аргентину для углубления двусторонних отношений и укрепления стратегических договоров, подписанных президентами обеих стран в апреле 2009 г.

Миронов встретился с президентом Аргентины Кристиной Фернандес, а также подписал соглашение с представителями парламента МЕРКОСУРа. Подписанный документ устанавливает широкое меж парламентское сотрудничество. Среди основных проблем, требующих решения,

— двойное тарифное обложение, защита инвестиций и подтверждение законной силы дипломов.

Параллельно с официальными встре чами С. Миронов участвовал в предпри нимательском круглом столе, органи зованном Советом предпринимателей Аргентина—Россия (СЕАК). Были под -няты вопросы о взаимной торговле, в т.ч.

1 Официальный сайт МЕРКОСУР // ЫТр://

www.mercosur.int

2Во1е«п del ША1, 09/10/2007, № 66.

продукцией мясного, энергетического и виноградарско винодельческого секто ров, о сотрудничестве в области атомной энергии, космических исследований и развития транспортной инфраструктуры.

Параллельно с визитом С. Миронова в Аргентину аргентинский министр транс порта хуан Пабло Счиави совершил поездку в Россию для ознакомления с российской технологией электрификации железнодорожных путей, а также покупки вагонов для обеспечения проекта соеди -нения Аргентины и Чили. Россию посетил также глава субсекретариата по малому и среднему бизнесу и региональному разви тию Орасио Роура в сопровождении пред -ставителей более чем 30 малых и средних предприятий. Было проведено по край -ней мере 300 деловых встреч с более чем 80 предпринимателями - импортерами и оптовыми торговцами России. О. Роура уверил, что Банк развития России мог бы предоставлять кредиты российским бан кам для финансирования импорта арген тинского оборудования. Эти встречи в обеих странах произошли сразу после исторического визита в Аргентину рос сийского президента Д. Медведева, что явилось кульминацией 125 лет диплома тических отношений между обеими стра нами.

В 2011 г. во время своей поездки по Сальвадору, Перу и Венесуэле министр иностранных дел России С. Лавров обратил внимание на растущее сотрудниче ство России с Латинской Америкой и Карибским регионом. Он отметил: «...в соответствии с концепцией внешней поли тики Российской Федерации, утвержден ной президентом Дмитрием Медведевым, развитие сотрудничества с государствами ЛАК входит в состав приоритетных направлений международной деятельно сти нашей страны. Линия России, направ ленная на укрепление многосторонней ассоциации, имеет долгосрочный стра тегический характер и основывается на прагматизме, на намерении превратить в конкретные дела существующее между нашими народами и странами взаимное притяжение и симпатию».

По словам С. Лаврова, ЛАК приобретает все больший и больший вес в международ ных делах, превращаясь в один из центров формирующегося нового многополярного мирового порядка. Государства лидеры региона с каждым разом все более активно

участвуют в формировании глобаль -ной повестки дня. Бразилия, Мексика, Аргентина входят в состав G- 20 — 20 самых важных экономик мира. С Бразилией Россия совместно с Китаем, Индией и Южной Африкой выстраивает взаимные отношения в рамках многообещающего формата БРИКС.

Важно, что Россия и ее латиноамери канские партнеры действуют как есте ственные союзники по таким вопросам, как необходимость обеспечения полноты действия международного права, укре пление многосторонних механизмов раз решения мировых проблем и основопола гающая роль ООН в этом процессе, поиск коллективного ответа на вызовы совре менности путем решения экологических глобальных проблем. Россия и латиноаме -риканские страны имеют также аналогич -ные подходы к проблемам реформирования мировой финансовой архитектуры и норм международной торговли, отмечают необходимость уважения культурного и цивилизационного разнообразия и пре дотвращения сегрегации, вызванной этим разнообразием.

Только в течение последних 3 лет было подписано более 70 двусторонних доку ментов, что составляет почти половину документов, подписанных в течение последних 20 лет. Сегодня укрепление политического диалога России и ЛАК посредством развитой системы торгово экономических связей превращается в важную концептуальную задачу. Тем более что для этого существуют все предпо сылки: темпы экономического развития региона достаточно высоки. Совместными усилиями придается импульс различ ным многообещающим проектам в сфере ядерных технологий и космической дея тельности. Крупные компании, такие как Лукойл, Газпром, РАО ЕЭС, Русал работают в т.ч. и в Мексике, Венесуэле, Боливии, Колумбии, Гайане и на Кубе. Продолжаются переговоры по углублению сотрудничества с Аргентиной, Бразилией, Перу и Чили.

Развитие межбанковских связей явля ется фактором углубления межгосудар ственного взаимодействия. Уже функцио нирует российско венесуэльский банк, подписаны соглашения о сотрудничестве между российским Внешэкономбанком и Андской корпорацией развития и Латиноамериканской ассоциацией

финансовых институтов развития. Рассматривается возможность присое динения России к Межамериканскому банку развития. Министр особенно отме -тил положительный опыт взаимодействия в проведении операций по спасению людей и в оказании помощи странам, пострадавшим в результате природных бедствий. Возрождаются лучшие тради ции российско латиноамериканского взаимообмена в культурной и гуманитар ной сферах. В странах региона проживает около 300 000 наших соотечественников, что обеспечивает серьезную поддержку для запуска совместных гуманитарных действий. Развертывается работа в сфере образования, создана и функционирует Латиноамериканская ассоциация выпуск ников российских (советских) образова тельных учреждений1.

Существуют солидная база взаимодей -ствия и новые широкие взаимовыгод

1 Rusia Ьэу // С1апп, МаГе 6 de septiembre de 2011, № 17.

ные перспективы для многопланового торгово экономического взаимодействия между МЕРКОСУРом и Россией.

Общая динамика инициатив торгово экономической интеграции в Латинской Америке может измениться в ближайшее время в зависимости от развития перего воров между Бразилией и Мексикой по поводу стратегического соглашения об экономической интеграции. Их успешное завершение может стать катализатором интеграционных усилий во всем регионе, связав основные экономики Южной Америки и Мезоамерики. В то же время приостановка пререговоров в связи с раз ногласиями в области автомобильного сектора говорит о сложности этого про цесса. С другой стороны, внезональные переговоры могут создать трения и внутри МЕРКОСУРа. Обязательства, которые страны блока в индивидуальном порядке принимают в переговорах с внезональ ными партнерами, могут приходить в противоречие с обязательствами в рамках блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.