ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
Надежда ВОЛОВИК
Заведующий лабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таН; [email protected]
Ответные меры Китая на политику протекционизма, проводимую против него Соединенными Штатами, дают шанс странам Евразийского экономического союза расширить свое присутствие на китайском рынке. Чтобы им воспользоваться, странам ЕАЭС необходимо внести грамотные изменения в свою торговую политику для сбалансированного развития внешней торговли с КНР. В статье рассмотрены сложившиеся торгово-экономические отношения между ЕАЭС и КНР, а также перспективы сопряжения евразийской интеграции с китайской инициативой «Экономический пояс Шелкового пути».
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Китайская Народная Республика, товарооборот между ЕАЭС и КНР, «Экономический пояс Шелкового пути».
В мае 2015 г. главы Российской Федерации и Китайской Народной Республики подписали Соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути». Сотрудничество между КНР и государствами-членами ЕАЭС в рамках данной инициативы предполагает реализацию проектов по строительству инфраструктуры, в том числе высокоскоростных железных дорог.
Разногласия между США и КНР,являющихся лидерами мировой торговли, оказывают положительное влияние на развитие торгово-
экономических отношений стран-членов ЕАЭС с Китаем. В последнее время между ЕАЭС и КНР наблюдается устойчивое расширение процессов кооперации и, как следствие, увеличение показателей взаимной торговли.
Максимального уровня (125,2 млрд. долл.) товарооборот между КНР и странами ЕАЭС достиг в 2014 г. (без учета САР Гонконг, Макао и Тайвань). Однако в 2015 г., под влиянием падения мировых цен на энергоносители, экономического спада в РФ и замедления роста китайской экономики, объем товарооборота между Китаем и ЕАЭС сократился по сравне-
Рис. 1. Основные показатели внешней торговли КНР со странами ЕАЭС, млрд. долл.
-15 -
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Годы
-Экспорт КНР -Импорт КНР ^^ Сальдо КНР
Источник сайт Международного торгового центра. URL: International Trade Centre (ITC) https://www.trademap.org/tradestat/ Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm|
нию с 2014 г. на 30% и составил всего 88,7 млрд. долл. В последующие годы наблюдался восстановительный рост: в 2016 г. товарооборот увеличился на 1,8%, в 2017 г. - на 21,6%, в первом полугодии 2018 г. - на 30,2%. В структуре взаимного товарооборота с 2012 г. превалирует ввоз китайских товаров на территорию стран ЕАЭС - его доля превышает 50%. В результате для Китая сложилось положительное сальдо внешней торговли с Евразийским экономическим союзом. (См. рис. 1.)
Являясь крупнейшей экономикой ЕАЭС, Россия предопределяет структуру внешнеторговых грузопотоков: в общем объеме товарооборота КНР с ЕАЭС в 2017 г. на нее приходилось 76,9%, тогда как на Казахстан - 16,4%, на Кыргызстан - 5%, на Беларусь - 1,3%, на Армению - 0,4%.
В структуре импорта КНР из стран ЕАЭС по товарным группам доминирующей является группа «Минеральные продукты» - ее доля увеличилась в 2017 г. до 64,5% против 58% в 2008 г. В составе ввозимых из ЕАЭС в Китай товаров этой группы преобладают сырая нефть (из России - 59,7 млн. т в 2017 г., из Казахстана - 3,2 млн. т) и уголь (из России - 25,3 млн. т). С 2016 г. Россия является крупнейшим экспортером электроэнергии и нефти в Китай, а по объемам экспорта угля в КНР находится на четвертом месте. За последние десять лет ежегодные поставки нефти из России в Китай увеличились в 4,5 раза, нефтепродуктов - в 2 раза. По итогам января-августа 2018 г. поставки нефти из России в Китай выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 30,4%. Поставки российского угля за указанный период увеличились на 8,6%, а электроэнергии - на 12,5%. Российско-китайское энергетическое сотрудничество имеет стратегическое значение, нефть и газ поставляются напрямую, минуя международные проливы, контролируемые другими странами.
В последние годы около 10% объема китайского импорта из стран ЕАЭС (в 2017 г. -11,3%) формируют лесоматериалы (круглый лес и пиломатериалы), поставляемые на ки-
тайский рынок из России (20,9 млн. т в 2017 г.). В 2017 г. по сравнению с 2016 г. стоимостной объем поставок лесоматериалов увеличился на 20%. С 2017 г. более 85% леса ввозится в Китай по новой схеме - с использованием электронных накладных, т.е. без оформления бумажных документов, что ускоряет доставку товара.
На металлы и изделия из них в 2017 г. приходилось 9,1% продукции, ввозимой в КНР из стран ЕАЭС. Поставки металлов производились в основном из России и Казахстана. За последние десять лет их стоимостной объем вырос на 12,1%.
Быстрыми темпами растут закупки Китаем в странах ЕАЭС сельскохозяйственной продукции. Так, с 1 июля 2017 г. по 15 мая 2018 г. Россия поставила на территорию КНР 1,231 млн. т зерна и продуктов его переработки, что в 18 раз больше объема, ввезенного в КНР с 1 июля 2014 г. по 30 июля 2015 г.
Устойчивую положительную динамику показывает ввоз продовольственной продукции в Китай из Казахстана, поскольку этому способствуют общая граница и отсутствие серьезных логистических проблем по доставке продовольствия. Так, по итогам 2015 г. экспорт казахстанской пшеницы в Китай составил 126,7 тыс. т, в 2016 г. - 281,2 тыс. т, в 2017 г. - 306,9 тыс. т.
Впечатляюще выглядят объемы ввоза из Казахстана на территорию КНР масличных культур. Так, в 2015 г. семян подсолнечника было отгружено 65,8 тыс. т, в 2016 г. - 73,8 тыс. т, 2017 г. - 123,7 тыс. т. Поставки семян прочих масличных (соевые бобы, лен, сафлор, семена хлопчатника, горчица, рыжик и пр.) составили в 2015 г. 26,7 тыс. т, в 2016 г. - 31,6 тыс. т, в 2017 г. - 44,5 тыс. т. Аналогичная ситуация с экспортом растительных масел (подсолнечное, соевое, рапсовое, льняное, саф-лоровое, хлопковое и пр.): 2015 г. - 9,2 тыс. т, 2016 г. - 26,6 тыс. т, 2017 г. - 57,6 тыс. т.
В условиях усиливающейся напряженности между КНР и США в торговой сфере производители сельскохозяйственной продукции
стран ЕАЭС получили возможность нарастить свое присутствие на китайском рынке.
Заметный удельный вес в структуре поставок товаров из ЕАЭС в Китай приходится на продукцию химической промышленности (в 2017 г. - 6,7%).
Доля машин и оборудования в 2017 г. сократилась до 1,6% против 2,4% в 2016 г. из-за сокращения ввоза данной группы товаров на территорию КНР на 12,9%. В значительной степени это объяснялось вступлением строительства Тяньваньской АЭС (самого крупного объекта экономического сотрудничества между КНР и РФ) в завершающую стадию, когда большая часть российского оборудования по контрактным обязательствам уже была поставлена.
Доля остальных товарных позиций в импорте Китая из стран ЕАЭС незначительна. (См. рис. 2.)
Товарная структура китайского экспорта в страны ЕАЭС более диверсифицирована. Основную часть экспорта КНР (38% от общего объема поставок в 2017 г.) формирует товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства»). На товарную группу «Текстиль, текстильные изделия и обувь» в 2017 г. приходилось 28,3%, на продукцию химиче-
ской промышленности - 7,7%, на металлы и изделия из них - 6,8%, на кожевенное сырье, пушнину и изделия из них - 6,4%, на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 3,7%. (См. рис. 3.)
Наращивание экономического присутствия КНР в странах ЕАЭС происходит не только за счет взаимной торговли, но и путем расширения прямых капиталовложений. Китай является лидером среди азиатских стран по накопленным ПИИ в регионе. Согласно данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, начиная с 2008 г. суммарный объем накопленных ПИИ китайских компаний в пяти странах ЕАЭС увеличился на 138% и достиг 25,7 млрд. долл. На фоне кризиса 2015 г. накопленные китайские ПИИ в ЕАЭС сократились незначительно - всего на 0,6 млрд. долл. - и в основном по причине финансовой переоценки активов.
Наибольшая доля прямых капиталовложений из Китая сосредоточена в Казахстане, где их накопленный объем достиг 21,5 млрд. долл.1. По состоянию на 1 февраля 2017 г. в Казахстане было зарегистрировано 2783 предприятия с участием китайского капитала. В рамках программы перевода китайских производствен-
Рис. 2. Динамика импорта КНР из стран ЕАЭС по товарным группам, млрд. долл.
■ Машины, оборудование и транспортные средства
□ Металлы и изделия из них
□ Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
□ Продукция химической промышленности, каучук
и Минеральные продукты
■ Продовольственные товары и сельхозсырье
■ Другие товары
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Годы
Источник сайт Международного торгового центра. URL: International Trade Centre (ITC) https://www.trademap.org/tradestat/ Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm|
1 Доклад ЦИИ ЕАБР «ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций — 2016».
ных мощностей на территорию Казахстана запланирован 51 проект стоимостью 26 млрд. долл. - в основном в обрабатывающих отраслях, включая агробизнес, машиностроение и переработку природных и ископаемых ресурсов. Успешная реализация данных проектов позволит создать ряд масштабных производств, продукция которых будет поставляться на ведущие мировые рынки.
Для новых проектов китайских инвесторов приоритетным направлением становится Россия. В 2016 г. в РФ было реализовано пять из восьми новых проектов с китайскими ПИИ на территории ЕАЭС. В целом объем накопленных ПИИ китайских компаний в российской экономике составил 8,2 млрд. долл., увеличившись за 2016 г. на 3 млрд. долл. Главной отраслью для китайских инвесторов остается топливный комплекс, хотя в 2016 г. наблюдалась тенденция к сокращению его доли - с 2010 г. она снизилась с 86,8 до 74,1%. За шесть лет значительно выросли инвестиции в строительный комплекс и машиностроение. Высокие темпы роста в последние три года демонстрирует агропродовольственный комплекс (переработка сельскохозяйственного сырья). Доля ПИИ в транспортный комплекс, напротив, сократилась.
Для Кыргызстана на протяжении многих лет Китай остается одним из основных и наиболее привлекательных торговых и инвестиционных партнеров - КНР входит в тройку крупнейших инвесторов республики. В Кыргызстане зарегистрировано 1349 компаний с участием китайского капитала. Китайские инвестиции осваиваются в сферах дорожного строительства, энергетики и промышленного производства. Крупнейшим кредитором Кыргызстана является Экспортно-импортный банк Китая - держатель долгов страны в объеме более 1,7 млрд. долл. В целом на КНР приходится 42% внешнего долга Кыргызстана.
Следует отметить, что в финансировании Китаем проектов в странах Центральной Азии значительную роль играют связанные кредиты, которые предоставляются под низкие проценты, но для выполнения работ требуют привлечения в обязательном порядке китайских материалов, техники, рабочей силы. Применение подобных инструментов позволяет максимально задействовать китайские производственные ресурсы и приводит к постепенному росту экономического присутствия КНР в этих странах, сокращая тем самым экономическое присутствие в них России.
Рис. 3. Динамика экспорта КНР в страны ЕАЭС по товарным группам, млрд. долл.
75
60
45
30
15
тщж
___•'•'Шул
mim
л Машины, оборудование и транспортные средства
□ Металлы и изделия из них
П Текстиль, текстильные изделия, обувь
□ Кожевенное сырье, пушнина, изделия из них
и Продукция химической промышленности, каучук
■ Продовольственные товары и сельхозсырье
■ Другие товары
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Годы
Источник: сайт Международного торгового центра. URL: International Trade Centre (ITC) https://www.trademap.org/tradestat/ Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm|
Уровень инвестиционного взаимодействия между Беларусью и Китаем очень низок, а между Китаем и Арменией оно почти полностью отсутствует.
Несмотря на динамичное развитие торгово-экономических отношений стран ЕАЭС с Китаем, идея сопряжения Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) находится на начальном этапе. В 2017 г. Евразийская экономическая комиссия сформировала перечень приоритетных проектов, которые будут реализованы странами ЕАЭС и поддержат формирование ЭПШП. 39 из них касаются строительства новых и модернизации существующих дорог, создания транс-портно-логистических центров, развития ключевых транспортных узлов. Но четкой стратегии сопряжения двух инициатив пока нет. Все страны ЕАЭС строят отношения с Китаем на двусторонней основе, поэтому им необходимо выработать единую позицию в отношении сотрудничества с КНР и обеспечить практическую реализацию договоренностей с Пекином.
Хотя в инициативе ЭПШП транспорт и логистика занимают важное место, прежде всего она является инструментом для активизации поставок китайских товаров на внешние рынки. Соответственно, Евразийскому экономическому союзу необходимо наращивать поставки своих товаров на китайский рынок, в том числе за счет расширения их номенклатуры. При этом следует учитывать, что доступ на внутренний рынок КНР до сих пор сильно зарегулирован и характеризуется множеством ограничений. Так, в отношении российских товаров в Китае действует порядка 37 барьеров. Это санитарные и фитосанитарные ограничения, технические барьеры, запреты и квоты, налоги, субсидии, ограничения госзакупок. Аналогичные ограничения действуют в отношении товаров из других стран ЕАЭС.
В вопросах технического регулирования главной проблемой является то, что страны ЕАЭС и КНР имеют разные системы стандартизации и сертификации и между этими систе-
мами нет взаимного признания. Степень гармонизации китайских национальных стандартов с международными составляет порядка 43%. Оптимальным решением данной проблемы является не согласование стандартов на двусторонней основе, а выработка совместных подходов и их взаимное признание.
Весьма противоречиво стратегическое видение сторонами перспектив сопряжения евразийской интеграции и китайской инициативы. Китайская сторона заинтересована прежде всего в расширении доступа к природным ресурсам, которыми столь богаты страны ЕАЭС. Последние же, наоборот, стремятся развивать на своих территориях производства с высокой добавленной стоимостью. Китайский бизнес предпочитает реализовывать инфраструктурные проекты китайскими компаниями с использованием китайских рабочих. Но в странах ЕАЭС с подозрением относятся к идее привлечения трудовых ресурсов из Китая, сомневаясь в целесообразности осуществления проектов на таких условиях.
Среди приоритетных задач сопряжения -содействие созданию целого ряда зон свободной торговли, развитие инвестиционных процессов, упрощение процедур торговли и строительство трансграничных парков. В декабре 2015 г. на расширенном заседании Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) китайской стороной было выдвинуто предложение создать региональную зону свободной торговли между странами - участницами данной организации. Это предложение отвечает интересам Китая в его противостоянии с США на Азиатском континенте, согласуется с идеей создания Регионального всестороннего экономического партнерства (РВЭП) и с инициативой ЭПШП.
Однако для ЕАЭС, в условиях дефицита торгового баланса с Китаем, создание ЗСТ как в рамках ШОС, так и между КНР и ЕАЭС в настоящее время представляет серьезную опасность, формируя значительные риски для многих национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Снятие тарифной защи-
ты на пути колоссального объема китайских товаров может нанести значительный ущерб действующим в странах ЕАЭС производствам, приведя к росту безработицы и, как следствие, к социальной нестабильности.
Тем не менее создание зоны свободной торговли странами ШОС соответствует намерениям России по организации Большого евразийского партнерства (БЕП), идея которого была сформулирована в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2015 г. Формирование БЕП следует начинать с упрощения и унификации регулирования в области отраслевого сотрудничества и инвестиций, а также мер нетарифного, технического и фитосанитарного регулирования, таможенного администрирования, защиты прав интеллектуальной собственности, в дальнейшем постепенно двигаясь к снижению, а затем и отмене тарифных ограни-
чений. Россия готова также проводить в рамках подготовки Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве переговоры о принятии мер тарифного регулирования, которые должны завершиться созданием зоны свободной торговли, полагая, что этот процесс может быть завершен к 2030-2035 гг.
Таким образом, несмотря на объективно существующие сегодня трудности, проект сопряжения ЕАЭС с инициативой «Экономический пояс Шелкового пути» - проект будущего, предоставляющий странам - членам Евразийского экономического союза колоссальные возможности. Его эффективная реализация является шансом вывести страны ЕАЭС в лидеры мирового экономического роста, значительно улучшить качество жизни населения и укрепить экономическую безопасность стран Союза. ■