УДК 630(470.11)(091)+94(470.11)
СОГРИНА Светлана Александровна, аспирант кафедры отечественной истории Института социально-гуманитарных и политических наук Cеверного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 10 научных публикаций
ТОРГОВЛЯ СМОЛОЙ И ПРОДУКТАМИ СМОЛОКУРЕНИЯ
НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX века
В статье рассматривается вопрос о развитии внешней и внутренней торговли смолой, доставляемой с территории Важской смолокурной области. На основе архивных и статистических материалов анализируются основные проблемы, стоявшие при сбыте смольных продуктов. Перечисляются взаимосвязанные причины, повлиявшие на рост торговли через Архангельский порт и положение смолокурения на Севере России.
Ключевые слова: внешняя и внутренняя торговля, смолокуренный промысел, сбыт продуктов смолокурения.
Смолокуренный промысел был одним из ведущих среди промыслов по обработке дерева на территории Архангельской губернии. Важская смолокурная область (Шенкурский уезд Архангельской губернии, Вельский и Сольвычегод-ский уезды Вологодской губернии) традиционно являлась поставщиком экспортной смолы. Торговлю смолой по источнику спроса и месту потребления условно можно разделить на две группы: внешнюю и внутреннюю. Основными причинами развития смолокуренного промысла на этой территории и производства значительных объемов смолы стало наличие спроса на внешнем рынке, возможность доставки товара по речной системе, близость порта.
Тема смолокуренного промысла в связи с торговыми отношениями рассматривалась в
литературе дореволюционного и советского пе-риодов1. В российской историографии эта проблема нашла отражение в работах П.П. Котова2. В статье Л.Б. Красавцева анализируются вопросы внешней торговли через Архангельский порт и приводятся данные по вывозу смоляных товаров в начале XX в.3 В настоящее время остаются малоисследованными вопросы организации внутренней торговли, соотношения уровня производства и уровня сбыта, положения скупщика и крестьянина-смолокура, а также вопросов ценообразования на внутреннем и внешнем рынках.
Потребности местного населения не требовали выработки большого количества смолы и побочных продуктов смолокурения. Состояние, условия сбыта, ценообразование были
© Согрина С.А., 2012
различными для смольных продуктов, ориентированных на экспорт и внутренний рынок. Основными письменными источниками для исследования вопроса положения внешней торговли в указанный период стали документы Государственного архива Архангельской области: ведомости и сведения таможенного ведомства об экспортных товарах. Для характеристики положения внутренней смольной торговли потребовалось изучение и сравнение документов различных видов: ведомости кустарных пековаренных заведений, отчеты полицейских исправников о развитии промыслов в уездах, отчеты управляющих Вельского Удельного округа.
Архангельск занимал первое место в России по количеству поступавшей смолы по внутренним водным путям: в 1909 году - 760 тыс. пудов (из 855 тыс. пудов общего количества товаров кустарного типа); Астрахань - 348 (из 2 911); Москва - 111 (из 430); Петербург - 89 (из 405); Вологда - 50 (из 91); Великий Устюг - 2 (из 93)4. За период с 1901 по 1910 год средний ежегодный вывоз смолы из страны составил свыше 1 млн пудов, значительно большее количество смолы шло на внутренний рынок5. Архангельский порт был перевалочно-транзитным пунктом в отношении экспорта смолопродуктов, куда стекались лесохимические товары с территории Европейского Севера России. В 1880 году через порты Белого моря было вывезено 98 564 бочек смолы, из них через Архангельск -98 557. Всего по Европейской границе было вывезено 105 314 бочек смолы6. В числе государств, импортировавших смолу, на первом месте стояла Великобритания, потреблявшая до 72 % всего российского вывоза. На Германию приходилось 13 % вывоза смолы, 7 % - на Голландию, около 6 % - на Италию, около 2 % - на другие страны7. В 1902 году через Архангельский порт было вывезено 739 448 пудов, что составляло 70,1 % всего смоляного экспорта в стране8.
Основная часть Важской смолы и продуктов переработки шла за границу, небольшой объем (около 10 % по весу и 16 % по цене) сбывался во внутренние районы страны: Петербург,
Москву, центральные губернии. В Архангельск шла почти исключительно смола и пек, на юг России кроме смолы и пека - скипидар, канифоль и сажа9. Среди товаров, доставлявшихся по Северной Двине к Архангельску, наибольшее значение имели лес и хлеб, на втором месте шли смольные продукты.
Количество вывозимой смолы являлось показателем уровня ее производства, который колебался и напрямую зависел от ценообразования. Объемы спроса на внешнем рынке являлись главными причинами повышения или понижения уровня производства смолы и ее продуктов. В ценообразовании на смоляной товар большую роль играли скупщики, которые монополизировали торговлю на месте производства. Крестьянин-производитель, не имея достаточных материальных средств для организации доставки товара непосредственно в Архангельский порт, был вынужден сдавать смолу агентам купцов и торговых фирм. Часть из сданной смолы переправлялась на специальных плотах-видилах по Двинской речной системе в Архангельск, часть продукта шла на переработку на пековаренные и скипидароочистительные заводы Архангельской и Вологодской губернии.
Специалист в области смолокурения А.Е. Малахов описал схему прохождения товара от производителя до основного потребителя. Этот путь мог включать 4-5 посредников10. Цена на месте производства зависела от времени продажи товара. Осенью скупщики пользовались потребностями крестьян в деньгах для уплаты податей и снижали цену; зимой - весной, во время ярмарок, определялся размер требований за границей; весной, в начале навигации цена достигала своего максимального размера; в период выкурки цена подвергалась колебаниям. Успех Евдокиевской ярмарки в селе Благовещенском Шенкурского уезда Архангельской губернии зависел от цен и объемов продажи. Цены на смолу в 1867 году на ярмарке составили 2 р. 70 к. за бочку, в Архангельске смола продавалась от 3 р. до 3 р. 25 к.11 Неудачными считались 1880 и в 1877 годы в связи с низки-
ми ценами на смолу, на ярмарке было продано этого продукта на 20 тыс. р.12
В целях контроля и улучшения качества товаров, отправляемых за границу на экспорт, в 1835 году учрежден Комитет по надзору за браком товаров. Лен, пенька, смола, рогожи, сало и др. товары подвергались тщательному контролю присяжными браковщиками, десятскими и артельщиками. В 1857 году 9 декабря была принята новая «Инструкция для бракования смолы и пека при Архангельском порте»13. На протяжении второй половины XIX века инструкция подвергалась незначительным изменениям.
Качество смолы определяло ее стоимость и уровень спроса заграничного покупателя, от которого поступали постоянные жалобы на недоброкачественность продукта. Из-за низких закупочных цен крестьяне-смолокуры шли на различные приемы фальсификации путем подмешивания в смолу примесей для увеличения веса, добавляли подсмольную воду, торф, пе-ковую грязь и др. Бочки для упаковки смолы изготовлялись из некачественного дерева, поэтому из-за протечек тары товар доходил до заграничного покупателя с потерей значительной доли веса. В связи с этим местными властями и фирмами-скупщиками постоянно поднимался вопрос о контролирующих и карательных мерах в области производства смольных продуктов. В 1911 году по ходатайству Биржевого комитета было отменено обязательное бракование смолы и пека, вывозимых через Архангельский порт за границу14. Такое решение было продиктовано интересами крупных скупщиков и экспортеров в развитии производства и торговли. Удельное ведомство выступало против отмены бракования.
Одним из важных способов поддержания промысла и повышения цен на смолу для непосредственных производителей было организация производства и сбыта на кооперативных началах. В 1901 году создавались первые артели по сбыту продуктов кустарного смолокурения в Верхосуланде, Попо-Наволоке и Благовещенске. Инициатором и организатором кооперативного движения в смолокуренном
промысле стал уроженец Шенкурского уезда Александр Егорович Малахов (1876-1950). По его инициативе в 1913 году был образован Союз смолокуренных артелей Важской области, в который входило 16 потребительских обществ Шенкурского уезда и 2 общества Вологодской губернии15.
Вопросы торговли продуктами смолокурения затрагивали проблемы технического совершенствования промысла. Во второй половине
XIX века экспорт дегтя и смолы составлял более
1 млн пудов на сумму до 500 тыс. р.16 Коли -чество смолы, потребляемой внутри страны, было больше, чем отправляемое на внешний рынок. Коллежский асессор А.Д. Токарский писал в своей записке об улучшении смолокурения, что «собирая одну смолу, крестьяне получают лишь четверть того, что могли получить». В результате ежегодные потери от неэффективного способа производства составляли 1,5 млн р. Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страна покупала за границей продукты сухой перегонки дерева, среди них гарпиуса в количестве 1,3 млн пудов17.
Таким образом, одной из основных причин развития смолокуренного промысла в северных губерниях являлось наличие спроса на продукты русского смолокурения на внешнем рынке и близость порта к водным путям доставки из внутренних районов России. Большая статья дохода от поставки смолы и продуктов смолокурения на внешний рынок заставляла правительство и местную администрацию принимать меры, необходимые для улучшения организации производства и сбыта. В организации внешней и внутренней торговли существовали проблемы, которые требовали комплексного решения. Прежде всего это невысокая стоимость русской смолы за границей из-за фальсификации товара производителями и низкого технического оснащения; наличие большого количества посредников между кре-стьянином-производителем и потребителем; уменьшение спроса на сырую смолу к началу
XX века и повышение спроса на продукты сухой перегонки дерева высокого качества.
1 Кустарная промышленность и сбыт кустарных изделий / сост. А.А. Рыбников, А.С. Орлов. М., 1913; Кустарная промышленность России. Промыслы по обработке дерева / сост. Н.А. Филиппов. СПб., 1913; Чубинский П.П. Смолокурение в Архангельской губернии. Архангельск, 1868; Захватаев И. Русское смолокурение и внешний рынок. М., 1923; Лукьянов П.М. История химических промыслов и химической промышленности России. Т. 1. М., Л., 1948; Трофимов П.М. Очерки экономического развития Европейского Севера России. М., 1961.
2 Котов П.П. Производство и экспорт смолы в XIX в. и Европейский Север России // Россия. Север. Море. V Соловецкий форум: тез. докл. междунар. науч. конф., посвящ. 300-летию первого приезда Петра Великого. Ч. 1. Архангельск, 1993. С. 38-39; Котов П.П. Смолокуренный промысел в Поважье в первой половине XIX в. // Важский край. Источниковедение, история, культура: исследования и материалы. Вып. 2. Вельск, 2002. С. 53-61.
3 Красавцев Л.Б. Внешняя торговля России через порты Белого моря в начале XX века // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2011. № 3. С. 17-24.
4 Кустарная промышленность и сбыт кустарных изделий / сост. А.А. Рыбников. М, 1913. Прилож. 3.
5 Данишевский И.И. Положение смолокуренного промысла в России, его значение и нужды смолокурения на Севере // Изв. Арх. об-ва исследователей Русского Севера. 1912. № 16.
6 Обзор Внешней торговли по Европейской и Азиатской границам за 1880 г. СПб. 1881. С. 58-69.
7 Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России. Т. 1. СПб., 1902. С. 140-141.
8 Обзор внешней торговли России по Европейской и Азиатской границам за 1902 год. СПб., 1904. С. 114-115.
9 ГААО (Гос. арх. Арх. обл.). Ф. 81. Оп. 2. Д. 429. Л. 160.
10 Малахов А. Смолокурный промысел и смольная торговля Архангельской и Вологодской губерний. Архангельск. 1904. С. 40.
11 ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 957. Л. 4 об. - 5.
12 Там же. Оп. 1. Т. 1. Д. 1659. Л. 9; Д. 1550. Л. 7-8.
13 Полн. собр. законов Российской империи. Собр. II. Т. XXXII. Ст. 32539. С. 992-995.
14 Обзор Архангельской губернии за 1911 г. Архангельск, 1912. С. 93.
15 Согрина С.А. Из истории смолокуренного промысла в Шенкурском уезде Архангельской губернии во второй половине XIX - начале XX в. // Важская земля из глубины веков до настоящего времени. Шенкурск, 2007. С. 110.
16 Об улучшении кустарного смолокурения // РГИА. Ф. 398. Оп. 60. Д. 1954. Л. 51 об.
17 Там же. Л. 52.
Sogrina Svetlana Alexandrovna
Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences
TRADE IN TAR AND TAR DISTILLATION PRODUCTS IN THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CENTURY
The article considers the question of development of foreign and domestic trade in tar delivered from the territory of the Vazhsky region, which specialized in tar distillation. The main problems of tar products distribution are analyzed on the basis of archive and statistical materials. Some interrelated factors that caused growth of trade through the Arkhangelsk port as well as the state of tar distillation in the north of Russia are enumerated.
Key words: foreign and domestic trade, tar distillation, tar products distribution.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Минаева Т.С., доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова