Научная статья на тему 'География ярмарок на Европейском севере России: из истории в современность'

География ярмарок на Европейском севере России: из истории в современность Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
1219
106
Поделиться
Ключевые слова
ЯРМАРКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИИ / ТОВАРООБОРОТ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / PR-ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Лейман И. И.

Охарактеризована исторически сложившаяся сеть ярмарок на Европейском Севере России: возникновение, размещение, время функционирования, торговые обороты и др. Проведено сопоставление ярмарок прошлых веков с ярмарками, возрожденными и функционировавшими в конце ХХ-начале XXI в.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Лейман И.И.,

GEOGRAPHY OF FAIRS IN THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA: FROM HISTORY TO THE PRESENT

The historically developed network of fairs in the European North of Russia is characterized: emergence, placing, functioning time, trade turnovers, etc. The comparison of fairs of the last centuries to the fairs revived and functioning in the end of ХХ beginning of XXI century is made.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «География ярмарок на Европейском севере России: из истории в современность»

УДК 94:339.174(470.1)

ГЕОГРАФИЯ ЯРМАРОК НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ: ИЗ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОСТЬ

И.И.ЛЕЙМАН

Сыктывкарский государственный университет, г. Сыктывкар irinaleuman@smail.com

Охарактеризована исторически сложившаяся сеть ярмарок на Европейском Севере России: возникновение, размещение, время функционирования, торговые обороты и др. Проведено сопоставление ярмарок прошлых веков с ярмарками, возрожденными и функционировавшими в конце ХХ-начале XXI в.

Ключевые слова: ярмарка, европейский Север России, товарооборот, исторический опыт, PR-инструменты

I.I.LEIMAN. GEOGRAPHY OF FAIRS IN THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA: FROM HISTORY TO THE PRESENT

The historically developed network of fairs in the European North of Russia is characterized: emergence, placing, functioning time, trade turnovers, etc. The comparison of fairs of the last centuries to the fairs revived and functioning in the end of ХХ - beginning of XXI century is made.

Key words: Fair, the European North of Russia, goods turnover, historical experience, PR-instruments.

Ярмарки (от нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок) - сезонная распродажа товаров одного или многих видов или периодически устраиваемый съезд торговцев и потребителей в определенном месте и в определенное время [1]. В дореволюционной России ярмарки на протяжении длительного времени оставались преимущественной формой торговли. Особое значение ярмарочная торговля имела для северных территорий Европейской части страны - Олонецкой и Архангельской губерний, а также северо-восточных районов Вологодской губернии (их границы примерно совпадают с территориями современных Архангельской и Мурманской областей, Республики Карелия, Республики Коми, Ненецкого автономного округа). Это было обусловлено сезонным характером производства и сбыта главных ярмарочных товаров (продукция охоты и рыболовства), слабым развитием сухопутных путей и средств сообщения, низкой плотностью населения при огромных размерах территории.

Наиболее развита была ярмарочная сеть в Архангельской губернии. Олонецкая губерния и северо-восточные районы Вологодской губернии значительно уступали ей по количеству ярмарок и размерам их товарооборота. К основным товарам на северных ярмарках относились предметы быта, ткани, изделия кустарных промыслов, рыба, дичь и пушнина. В Архангельской губернии среди ярмарочных товаров преобладали рыба, рыболовные снасти и оленьи шкуры, в Олонецкой - кожи.

Время проведения северных ярмарок обуславливалось климатическими условиями и сроками промысловых сезонов. Наиболее предпочти-

тельными для ярмарок являлись июнь и июль -самые теплые месяцы в году; к тому же это время -разгар навигации, связывающей Север с остальной Россией. Популярен был для проведения ярмарок и месяц январь, когда устанавливался удобный зимний санный путь и завершались сроки некоторых промысловых сезонов. В октябре, ноябре, апреле и начале мая из-за распутицы на дорогах и разлива рек ярмарки практически не проводились.

Центрами проведения крупных северных ярмарок преимущественно являлись города, которые обычно располагались на пересечении торговых путей и обладали более развитой инфраструктурой, позволяющей разрешить все связанные с организацией ярмарок вопросы; начиная от площади для размещения торговых рядов и заканчивая местами общественного питания и помещениями для постоя торговцев. Согласно Городовому положению 1785 г. в каждом городе Российской империи в течение года должна была проходить, как минимум, одна ярмарка [2]. Архангельск, Олонец, Сольвыче-годск, Шенкурск и Яренск стали городами еще в XV-XVII вв. Однако большинство северных городов приобрели городской статус только в ходе административных реформ 1775-1796 гг. [3].

О точном времени зарождения ярмарок в северных городах России известно очень немного. Ярмарка в Архангельске и единственная в России меховая («соболиная») ярмарка в Сольвычегодске известны с конца XVI в. [4-6]. В XVN-XVNI вв. в Пи-неге (тогда она носила название Большой Погост) стала проходить Никольская ярмарка, переведенная из Холмогор [7]. Даже в конце XVIII в. ярмарки

проводились далеко не во всех городах севера Европейской части России. В течение XIX в. ярмарки были учреждены в большинстве северных городов -Мезени, Онеге, Холмогорах, Шенкурске и др. (за исключением Кеми, Колы) [8-10]. В начале ХХ в. в связи с развитием сети путей сообщения ярмарочная торговля на севере Европейской части России очень медленно начала уступать место стационарной торговле. После революции 1917 г. ярмарочная торговля постепенно пошла на спад вплоть до полного ее прекращения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О последующем возрождении ярмарочной торговли в России можно говорить только с конца 1980-х - начала 1990-х гг. В 1991 г. был учрежден Российский Союз выставок и ярмарок (РСВЯ) как объединение ведущих российских организаторов выставок, владельцев выставочных комплексов, предприятий, содействующих выставочному бизнесу [11]. Современные ярмарки, конечно, отличаются от дореволюционных как по своим целям и задачам, так и способам организации и проведения. Наряду с выставками, ярмарки стали одним из ведущих средств “паблик рилейшнз” во всем мире и наиболее действенным инструментом продвижения компаний на рынке и неотъемлемой частью брэндинга в целом (в том числе, и брэндинга территорий) [1, с. 23; 12].

Многие современные ярмарки в Архангельской и Вологодской областях, Республике Карелия и Республике Коми носят исторические названия. В этом проявляется один из наиболее распространенных инструментов “паблик рилейшнз” - нейминг. Нейминг - профессиональная разработка названия для компании, товара или услуги, а также умение давать товарам и компаниям звучные, адекватные и уникальные имена, которые способствуют их продвижению на рынке и становятся опорой сильного бренда [13]. Обращение к историческим традициям региона, в частности, возвращение дореволюционных названий ярмарок и обеспечение соответствующего антуража в процессе их проведения призвано способствовать узнаваемости и запоминаемости современных ярмарок. Эффективность данного приема можно проследить на примере истории развития ряда городских ярмарок северных территорий.

Крупнейшей ярмаркой не только в Архангельской губернии, но и на всем Европейском Севере России до революции 1917 г. была Маргари-тинская ярмарка в г.Архангельске. Архангельская ярмарка возникла вследствие сочетания «большого предложения» (в конце лета заканчивался рыболовный сезон, и необходимо было в массовом количестве сбывать скоропортящийся товар) и «большого требования» (вследствие сурового климата и неплодородных почв, не позволявших поморам заниматься хлебопашеством, возникала острая необходимость закупки на целый год хлеба, припасов и предметов ремесел) [5, с. 209-210]. В силу того, что внутренняя торговля на ярмарке активно сочеталась с внешней уже в XVII в. ярмарка в Архангельске имела всероссийское значение [14].

На официальном уровне Архангельская ярмарка была учреждена только в 1844 г. вследствие прошения поморов на имя военного губернатора Архангельской губернии маркиза Траверсе [15]. Архангельский губернатор признал учреждение ярмарки полезным для развития края и сделал распоряжение «о приведении предположения сего в исполнение, присовокупляя, что для объявления об открытии этой ярмарки во всеобщее известие, донесено Правительствующему Сенату». Свое название ярмарка получила в честь Святой Маргариты: ее день в Святцах был обозначен 1 сентября - как раз тогда, когда начиналась ярмарка в Архангельске. Сроки ярмарки были утверждены с 1 сентября по 1 октября (по старому стилю) и на протяжении XIX -начала хХ в. не изменялись [5, с. 209-210; 16, 17].

Торговые обороты Маргаритинской ярмарки постоянно росли. В 1860-х гг. они доходили до 1 млн. руб., в первом десятилетии ХХ в. - до 1,5 млн. Столь ярких успехов ярмарочная торговля в Архангельске достигла во многом благодаря тому, что была ориентирована не только на внутренний, но и на внешний рынки: через Архангельский порт осуществлялась торговля со странами Северной Европы, в основном, с Норвегией. Даже в начале ХХ в., во время общего снижения значения ярмарочной торговли в стране, торговые обороты Архангельской ярмарки продолжали увеличиваться [18].

После революции 1917 г. в связи с общей тенденцией свертывания товарно-денежных отношений в стране история Маргаритинской ярмарки прерывается. Решение о ее возрождении было принято в 2002 г. В отличие от дореволюционной, современная Маргаритинская ярмарка длится не месяц, а три дня. В работе первой ярмарки в 2002 г. приняли участие около 140 предприятий из Архангельской области и других регионов России; количество посетителей составило около 40 тыс. чел.

Со временем обороты Маргаритинской ярмарки только росли. В 2010 г. в ней приняло участие более 250 предприятий, представленных 22 муниципальными образованиями Архангельской области и 38 регионами России (Вологодская, Воронежская, Ростовская, Мурманская области, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург и др.). Кроме того, как и до революции 1917 г., Маргари-тинская ярмарка ориентируется и на внешнеторговые связи: в 2010 г. в ярмарке участвовали иностранные делегаты из Беларуссии, Эстонии, Швейцарии, Норвегии, Финляндии и др. Много внимания в рамках ярмарки было уделено традиционному торговому партнеру Архангельска - Норвегии. Дни Норвегии в рамках международной и культурной программы Маргаритинской ярмарки 2010 г. включали открытие первого Российско-норвежского культурного форума и почётного консульства Норвегии в Архангельске (для этой цели Архангельск посетил даже министр иностранных дел Норвегии) [19].

Принимая во внимание эффективность использования исторических традиций Поморского края, современные публикации, посвященные ар-

хангельской Маргаритинской ярмарке, как правило, содержат историческую справку, в которой раскрывается история возникновения ярмарки и подчеркивается ее значение для прошлого Северного края. Так, в частности, в дореволюционный период она характеризуется современными публицистами как «первая международная российская ярмарка», «главное событие в торгово-экономической жизни не только всего Северо-Запада, но и России в целом», «главная визитная карточка русской торговли в Европе XIV-XVII вв.», «первое русское «окно в Европу» и т.п. Современная Маргаритинская ярмарка называется в публикациях не иначе, как «главное экономическое и деловое событие осени» [20].

Исторические названия возрождаются сегодня не только для крупных центральных ярмарок, но и для ярмарок районных или даже местных. Так, в Архангельской области в г. Шенкурске ежегодно проводится Сретенская ярмарка, а в г. Сольвыче-годске Котласского района - Прокопьевская ярмарка. Обе ярмарки имеют глубокие исторические корни. Шенкурск - «едва ли не древнейший из всех городов» современной Архангельской области. Он был основан на месте Чудского городка «деятельными и промышленными новгородцами». Будучи «укрепленным природою пунктом», Шенкурск являлся центром Важского края, и еще со времени основания он был сделан новгородцами «складочным местом» пушных товаров, которые в изобилии добывались в окрестных лесах. Однако уже с конца XVII в. этот город не представлял практически никакого интереса в торгово-промышленном отношении [9, с. 119-120]. Ярмарка в Шенкурске официально была учреждена в 1803 г. по просьбе граждан с разрешения Архангельского губернского правления. Сроки для ярмарки были назначены со 2 по 20 февраля (по старому стилю), а название - Сретенская - дано в честь православного праздника Сретенья Господня, со дня которого начиналась ярмарка. Первая ярмарка в Шенкурске прошла в 1804 г. [21-23].

В первые годы после учреждения Сретенская ярмарка переживала период расцвета: на ярмарку приезжало много иногородних купцов, привоз товаров в первое десятилетие после учреждения ярмарки доходил до 80 тыс. руб. Однако со временем она превратилась в «простую обыкновенную торговлю». Причин для этого было несколько. Во-первых, существовавшие в городе и уезде различные виды промыслов - смолокурение, кожевенный промысел, изготовление свечей, мыловарение и другие - осуществлялись «рутинно, по старине», давали продукцию «грубую» и плохого качества, не имеющую «никуда, кроме своей местности сбыта» [24]. Во-вторых, в Шенкурском уезде существовала вторая ярмарка - Евдокиевская, проходившая в с.Благовещенском с 1 по 10 марта (по старому стилю). Среди торговцев, традиционно приезжавших на Вагу, она пользовалась большой популярностью. Обе ярмарки проходили приблизительно в одни и те же сроки, и торговцы из центральных губерний России предпочитали продавать свои товары в с. Благовещенском, расположенном ближе к

границе уезда с Вологдой, чтобы не везти их дальше на 80 верст в Шенкурск. В-третьих, время проведения Сретенской ярмарки не совпадало с периодами крупных торговых заготовок: «в это время все закупки для сбыта уже сделаны», часть производимых на месте товаров уже была отправлена в другие города, часть припасена для Благовещенской ярмарки. На Сретенскую ярмарку привозили «одну мелочь, забракованную для иногороднего сбыта» [25].

Больших торговых оборотов Сретенская ярмарка не имела. Во второй трети XIX в. объем привезенного товара в среднем составлял 20 тыс. руб., а в конце XIX в. вследствие общего экономического подъема в стране обороты ярмарки возросли до 90 тыс. руб. Сретенская ярмарка при незначительном изменении сроков проведения существовала вплоть до начала ХХ в. Других ярмарок в Шенкурске на протяжении XIX - начала ХХ в. учреждено не было.

После долгого перерыва в советский период Сретенская ярмарка возродилась в 1996 г. [26]. Первое время она проводилась ежегодно; в настоящее время - один раз в два года. Как и до революции, время проведения ярмарки - февраль месяц. Хотя сроки теперь гораздо короче - один-два дня да и не привязаны уже ко дню Сретения Господня (2 февраля по старому стилю, 15 февраля по новому стилю), а к выходным дням [27].

Организаторами и учредителями современной Сретенской ярмарки являются администрация МО «Шенкурский муниципальный район» и Фонд сохранения традиционной культуры Севера «Богословский фонд». Проведение этой ярмарки призвано способствовать развитию ремесел и ремесленного производства, повышению активности товаропроизводителей района, привлечению иногородних товаропроизводителей на территорию района [28].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Сретенской ярмарке традиционно участвуют народные мастера не только из различных районов Архангельской области (Шенкурского, Устьян-ского, Вельского, Котласского), но и из Вологды, Череповца, Нижегородской области и др. Традиционные ярмарочные товары - это берестяные сувениры, туеса, корзины, лоскутные одеяла, фотокартины, тканые изделия, деревянная мебель и др. Культурная программа ярмарки обычно включает выступления различных творческих коллективов, среди которых в разное время были Шенкурский народный хор, фольклорный ансамбль «Кореннуш-ка», хор ветеранов «Надежда», а также кукольный театр и цирковые артисты из Архангельска. Кроме того, в рамках ярмарки проводится автобусная экскурсия на тему «Шенкурск купеческий», спортивные состязания, катание на лошадях и «буранах», выставки изделий местных мастеров и праздничная дискотека для молодежи. Современная Сретенская ярмарка - это место, где любой производитель может выставить на продажу свой товар, на ней представлены шедевры мастеров-ремесленников, где организуются мастер-классы по различным видам ремесел и выступления коллективов художественной самодеятельности Архангельской и Вологодской областей [27].

Издавна крупным торговым центром Севера был г. Сольвычегодск. Согласно летописям, он основан в XIV в. жителями древнего Чернигова, находившегося в трех верстах от Сольвычегодска. В XV в. Сольвычегодск уже был оживленным торговым центром и поддерживал торговые связи с новгородцами, холмогорцами, чердынцами, удорцами и другими группами коми-зырян, пермяками, ненцами, манси и другими «сибирцами», ведя торговлю пушными товарами, кожей и юфтью [29]. В XVI в. в Сольвычегодске была сосредоточена торговля мехами, солью и другими товарами. Известностью пользовалась проводившаяся в Сольвычегодске единственная в России меховая («соболиная») ярмарка, на которую съезжались московские и новгородские купцы, холмогорцы, чердынцы и «других городов», а также «азиаты», татары и другие «окрестные народы» [6, с. 23-24; 30]. Однако закрытие сибирского тракта в XVIII в. и прекращение деятельности известных в городе промышленников Строгановых привели к постепенному упадку Сольвычегодска и снижению его торгового значения [31, 32].

В первой половине XIX в. в Сольвычегодске проходило три ярмарки: Введенская (с 20 по 27 ноября), Прокопьевская (с 7 по 10 июля) и Алексеевская (с 7 по 14 марта) [33]. Возникновение этих ярмарок было вызвано тем, что население уезда издавна привыкло собираться в Сольвычегодске «для молитвы» 8 июля, в день поминовения особо почитаемого на Севере Святого Прокопия Устюжского, и 21 ноября, по случаю храмового праздника во Введенском монастыре. Народ, «конечно, не приходил сюда с пустыми руками и приносил избытки своих произведений», что и положило начало Прокопьев-ской и Введенской ярмаркам [34]. Время проведения Алексеевской ярмарки также было связано с православным календарем. В 1870-е гг. вследствие незначительных торговых оборотов Алексеевская ярмарка упразднена, а Прокопьевская - переведена в разряд Торжков [35]. В 1890-х гг. в Сольвыче-годске учреждена Благовещенская ярмарка [36].

На протяжении XIX - начала Хх в. сольвыче-годские ярмарки имели исключительно местное значение, а крупные купцы на них практически не появлялись. Объем торговых оборотов ярмарок был невелик и, за исключением Введенской ярмарки, не превышал 5 тыс. руб. Причиной такого положения дел было совпадение сроков сольвычегод-ских ярмарок со сроками более известных и крупных ярмарок близлежащих городов. В частности, Прокопьевская ярмарка в Сольвычегодске (7-10 июля) по срокам проведения совпадала с Прокопь-евской ярмаркой в Великом Устюге (1-10 июля) [37, 38]. В начале ХХ в. жизнь в Сольвычегодске носила «тихий и отчасти печальный характер». Фабричнозаводских предприятий и крупных торговых фирм в городе не было, численность населения постепенно уменьшалась [39].

С 1993 г. в г. Сольвычегодске возобновлена традиция проведения Прокопьевской ярмарки. С этого времени она проходит ежегодно в третью субботу июля. Почему именно Прокопьевская ярмарка была возрождена, а не более известная и крупная

Введенская? Скорее всего, здесь сыграли свою роль два фактора. Во-первых, июль месяц как нельзя более подходит для мероприятий под открытым небом. Во-вторых, Прокопьевская ярмарка в Сольвычегодске проводится ровно через неделю после Прокопьевской ярмарки в Великом Устюге, что способствует привлечению большего числа участников и лучшей запоминаемости ярмарки в Сольвычегодске. Тем самым, если до революции Прокопьевские ярмарки в этих городах «мешали» друг другу, то в настоящее время, наоборот, призваны обеспечивать общий высокий товарооборот.

В 1998 г. у организаторов родилась идея проведения в рамках сольвычегодской Прокопьевской ярмарки фестиваля юмора Козьмы Пруткова. Это еще один удачный пример, когда история местности, ее выдающиеся личности и события «становятся на службу» организаторов массовых мероприятий и специальных событий. Современная Прокопьевская ярмарка в Сольвычегодске привлекает участников не только из Котласского района Архангельской области, но и из других регионов России. В рамках ярмарки проводятся различные розыгрыши, конкурсы, спортивные соревнования и единственный в России карнавал-парад имени Козьмы Пруткова. Такая ярмарка-фестиваль становится и местом для встреч по профессиональным интересам музейных работников, мастеров народных промыслов, местных поэтов, писателей, мастеров деревянной скульптуры, художников. Благодаря умелой организации Прокопьевская ярмарка в Сольвычегодске уже стала визитной карточкой юга Архангельской области [40].

Один из старейших населенных пунктов Республики Коми - город Сыктывкар - до 1930 г. носил название Усть-Сысольск. О времени появления ярмарок в Усть-Сысольске пытались выяснить еще во второй половине XIX в., однако с сожалением констатировали, что во время пожара, случившегося в 1812 г. в городских присутственных местах, все соответствующие документы были уничтожены [41]. Данные современных исследований свидетельствуют, что еще с конца XVII в. в Усть-Сысольске в ноябре-декабре проходила Георгиевская ярмарка. Уже в первой половине XVIII в. жители Усть-Сысольска (тогда он назывался Усть-Сысольским селением) «обладали большими средствами и вели обширную торговлю». Тогда же была учреждена еще одна ярмарка - Васильевская, проводившаяся с 1 по 10 января [42]. Георгиевская ярмарка, согласно «Экономическим примечаниям Генерального межевания по Усть-Сысольскому уезду» 1784 г., проходила с 26 ноября по 1 декабря. На нее приезжали купцы из Устюга, Яренска, Сольвычегодска, Лальска и торговали мануфактурными товарами, чаем, сахаром; закупали у местных купцов и крестьян продукты промыслов: меха, кожу, рыбу [29]. В «Словаре учрежденных в России ярмарок и торгов» 1786 г. значилось: «бывает ярмарка ноября с 26 число по 29 число; скупают купцы у промышленников мягкую рухлядь» (т.е. меха) [43].

Сроки проведения Васильевской ярмарки не изменялись вплоть до ее упразднения в 1858 г., а

время проведения Георгиевской ярмарки претерпевало некоторые изменения. Так, в конце 1850-х гг. сроки ярмарки были увеличены, вследствие чего она стала проходить с 16 ноября по 2 декабря. С 1870-х гг. продолжительность Георгиевской ярмарки начинает постепенно сокращаться. В итоге в конце 1880-х гг. сроки ярмарки были заключены в промежуток с 23 ноября по 4 декабря и уже не изменялись вплоть до начала ХХ в. Сокращение сроков было вызвано стремлением привлечь на ярмарку больше мелких торговцев: согласно закону о торговых пошлинах 1883 г. все ярмарки разделялись на пять разрядов (в зависимости от длительности): чем выше был разряд ярмарки, тем более высокой была пошлина за право торговли [33, 35, 44, 45, 46].

В XIX в. сумма привезенных на Георгиевскую ярмарку товаров составляла в разные годы в среднем от 30 до 70 тыс. руб., а в конце XIX - начале ХХ в. доходила до 100 тыс. Торговые обороты Васильевской ярмарки не превышали 5 тыс. руб. и в среднем составляли 1,5 - 2 тыс. В первой половине XIX в. приезжих купцов на ярмарках практически не было, в основном торговали местные крестьяне и купцы из Усть-Сысольска и Яренска; народу на ярмарке собиралось от 500 до 800 чел. [47-49]. С ростом торговых оборотов Георгиевской ярмарки во второй половине XIX в. среди торговцев появились купцы из Великого Устюга, а также из Архангельской и Вятской губерний [50]. В начале ХХ в., по замечанию современников, торговая жизнь в Усть-Сысольске «заметно росла», а сам город с населением около 5 тыс. чел., «быстро увеличивался и улучшался» [51-52].

Георгиевская ярмарка возрождена в Сыктывкаре в 2002 г. Правда, сроки ее проведения были значительно сдвинуты - с ноября на конец августа - и приурочены ко Дню Республики Коми (22 августа). После долгого перерыва в первой Георгиевской ярмарке приняло участие около 30 предприятий. В 2008 г. это число увеличилось до 150, а в 2009 г. и 2010 г. - до 200. Постепенно расширяется и география участников ярмарки: это предприятия и индивидуальные предприниматели из Москвы, Суздаля, Воронежа, Калуги, Архангельской области, Оренбурга, Чебоксар, Ярославля, Казани, Пензы, Калуги, Самары, Тольятти, Нижнего Новгорода, Великого Устюга, Новосибирска, Великого Новгорода, Минска, Кирова и области, Вологодской, Владимирской, Костромской, Самарской, Белгородской и Воронежской областей, Ставропольского и Пермского краев, Мари Эл и, конечно, городов и районов Коми (более 50% участников ярмарки - республиканские компании). Большинство экспонентов стало традиционными участниками Георгиевской ярмарки: так, в 2008 г. только 20 предприятий из 150 участвовали в ярмарке впервые.

Проведение Георгиевской ярмарки уже имеет свои традиции. На открытии ярмарки, как правило, присутствует Глава Республики и другие крупные государственные чиновники. Большое внимание организаторы уделяют культурной программе, которая включает различные конкурсы, выступления

народных ансамблей песни и танца, скоморохов и прочие развлечения.

В 2009 г. впервые в рамках Георгиевской ярмарки прошла выставка национальных подворий, где посетители смогли познакомиться с обычаями и культурой народов, проживающих на территории Республики Коми, среди которых представители узбекской, украинской и немецкой культурных автономий, волго-вятское землячество и др. [53, 54].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Васильевская ярмарка стала вновь проводиться в Сыктывкаре с 2004 г.: как указывает ее организатор ООО «КомиЭКСПО», для «возрождения исторических торгово-экономических и культурных традиций Республики Коми». Как и в случае с Георгиевской ярмаркой, сроки проведения Васильевской ярмарки значительно отличаются от исторической традиции: ярмарка проходит в апреле или в мае, а не в январе, как было изначально. В отличие от всех описанных выше современных ярмарок Васильевская ярмарка в Сыктывкаре проводится не под открытым небом, а в выставочном зале Центра международной торговли г. Сыктывкара. Целями Васильевской ярмарки являются: укрепление межрегиональных связей Республики Коми с близлежащими областями и республиками Российской Федерации, содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей и пропаганда традиций ремесла народа коми. География участников Васильевской ярмарки постоянно расширяется. В 2008 г. в ней приняло участие порядка 40 предприятий из Сыктывкара, Кирова, Великого Устюга, Москвы, Суздаля, Архангельска, Самары, Череповца, Вологодской и Нижегородской областей [55].

Интересно отметить, что ООО «КомиЭКСПО» достаточно широко использует в названиях ярмарок так называемый «дореволюционный налет». Так, ООО «КомиЭКСПО» выступает организатором Егорьевской (апрель, Сыктывкар, с 2011 г.), Усть-Сысольской (июнь, Сыктывкар, с 2009 г.), Троицкой (июнь, Ухта, с 2011 г.) и Покровской ярмарок (октябрь, Ухта, с 2008 г.). Правда, все они уже явление современное, своего рода «дань моде», и прямого отношения к историческому прошлому Усть-Сысольска - Сыктывкара не имеют.

В целом география ярмарок Европейского Севера России со временем претерпела значительные изменения. Уже в начале ХХ в. с расширением сети путей сообщения ярмарочная торговля постепенно начала снижать торговые обороты. Эта тенденция ярче просматривалась в южных районах и практически не проявляла себя в северных территориях. В советский период в силу политической и экономической конъюнктуры ярмарочная торговля практически сошла на нет. В постсоветское время проведение ряда ярмарок стало неактуальным в силу развития стационарной торговли. Однако в то же время с конца 1990-х гг. и вплоть до наших дней наблюдается целая волна «возрождений» дореволюционных ярмарок в крупных региональных и районных центрах Севера. При этом нейминг современных ярмарок во многом опирается на исторический опыт. Названия наиболее крупных ярмарок,

проходивших на территории современных Архангельской области и Республики Коми до революции 1917 г., присутствуют и в перечне современных ярмарок данных регионов. Кроме того, иногда организаторы сознательно дают ярмаркам такие названия, которые, хотя и не являются историчными, но призваны придать действию «дореволюционный колорит». Конечно, современные ярмарки значительно отличаются от прежних, в частности, сроками проведения. Здесь наблюдается сокращение длительности проведения ярмарок или даже их перенос на другие месяцы года. В связи с этим зачастую теряет смысл и само название ярмарки, так как в большинстве случаев исторически оно определялось с циклами православного календаря.

Как показывает практика, нейминг современных ярмарок с опорой на историческую традицию региона является действенным PR-инструментом. Историческое название не только обращается к коллективной памяти и способствует запоминаемости ярмарки, но и предоставляет широкий спектр возможностей для организации культурной программы мероприятия в регионе. Данный тезис подтверждается размахами и торговыми оборотами рассмотренных ярмарок, которые растут с каждым годом.

Литература

1. Зайончковский ПА. Ярмарки в России и СССР// БСЭ. Т. 30. М., 1978. С. 23.

2. Грамота на права и выгоды городам Российской Империи. 21 апреля 1785 г. // ПСЗ-1. Т. XXII. СПб., 1830. №16187.

3. Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Л., 1981. С. 38.

4. ГААО. Ф.4. Архангельское губернское правление. Оп. 23. Т.1. Д.410.

5. Чубинский П.П. Обозрение главнейших ярмарок Архангельской губернии // Труды Архангельского губернского статистического комитета за 1865 г. Кн. 2. Архангельск, 1866. С. 209-210.

6. К познанию родного края // Ежегодник Вологодской губернии на 1912 г. Вологда, 1911. С. 23-24.

7. Пинега // Городские поселения в Российской империи. Т. 1. СПб., 1860. С. 30-31.

8. Иноходцев П. Описание городов Вологодского наместничества с их округами // Собрание сочинений, выбранных из месяцесловов на разные годы.СПб., 1793. С. 298-299.

9. Памятная книжка Архангельской губернии на 1864 г. Архангельск, 1864. С. 119-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Торгов А. Я. Деловой спутник по Северному краю и верхнему Поволжью. Ярославль, 1911. С. 61.

11. Российский союз выставок и ярмарок. URL: http://www.uefexpo.ru/?id=229

12. Экспомаркетинг: ярмарки тщеславия // PR

в России. URL: http: / /www.rupr.ru /art /

vidy reklamy-vystavki-kspomarketing yarmar-ki tscheslaviya.php.

13. Нейминг: источники информации // Lexica-

naming. URL: http://www.lexica.ru/art09.

html.

14. Чунтулов В.Т., Кривцова Н.С., Чунтулов А.В., Тюшев ВА Экономическая история СССР. М., 1987. С. 32.

15. ГААО. Ф.4. Архангельское губернское правление. Оп. 23. Т.1. Д.410.

16. Архангельские губернские ведомости. 1864. № 5. 1 февр. С. 32.

17. ГААО. Ф.6. Архангельский губернский статистический комитет. Оп.6. Д.12. Л.29.

18. РГИА. Ф.1263. Комитет министров. Оп.1. Д.2406. Л.605, 694.

19. Герасименко Е. Архангельск встречает Мар-гаритинскую ярмарку-2010// Двина-Информ. 17.09.2010. URL: http://old.dvinainform.ru / actual/2010/09/17/86922.shtml?prn

20. Маргаритинская ярмарка в Архангельске // Архангельск-Инфо. 03.09.2008. URL: http: / /arh-info.ru /main /560-margaritins-kaja jarmarka v arkhangelske.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Князева Л.Е. Сретенская ярмарка в Шенкурске // Крестьянская живопись Поважья. Из собраний музеев Архангельской области. М., 2003. С.266.

22. Памятная книжка Архангельской губернии на 1864 г. Архангельск, 1864. С. 118-119.

23. Романовский Н. А начиналось всё так... // Важский край. 2001. 9 ноября. С.4.

24. Архангельские губернские ведомости. 1850. № 11.

25. Памятная книжка Архангельской губернии на 1864 г. Архангельск, 1864. С. 133.

26. Шенкурский район // Литературная карта Архангельской области. URL: http://writers. aonb.ru/map/shenk/index.htm.

27. Скрылева И. Сретенская ярмарка в Шенкурске зовет веселиться // Северная береста. История берестяных ремесел. URL: http://se-verberesta.ru/news/47-2006-/238-18-02-2006--—.html.

28. Сретенская ярмарка // Шенкурский муниципальный район. Официальный сайт муниципального образования URL: http: / /www.shen-kursk-region.ru /index .php? id= 176.

29. Рогачев М.Б. Столица зырянского края. Очерки истории Усть-Сысольска конца XVIII - начала ХХ в. Сыктывкар, 2006. С. 65-66.

30. Вологодские губернские ведомости. 1855. №27. 2 июля.

31. Вологодская губерния // Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т.2. Ч.3. СПб., 1850. С. 379.

32. Справочная книжка Вологодской губернии на 1853 г. Вологда, 1854. С. 92-93.

33. ГАВО. Ф.18. Канцелярия Вологодского губернатора. Оп.1. Д.784.

34. ГАВО. Ф.14. Вологодское губернское правление. Оп.1. Т.2. Д.2408. Л. 11.

35. ГАВО. Ф.14. Вологодское губернское правление. Оп.1. Т.2. Д.2895.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Памятная книжка для Вологодской губернии на 1893-1894 гг. Вологда, 1893. С. 113.

37. Вологодские губернские ведомости. 1839.

№48. 25 нояб. С. 382.

38. Ярмарки и базарные дни: Где, когда бывают и что продается // Месяцеслов «Народной беседы» на 1866 год. СПб., 1866. С. 136-137.

39. К познанию родного края // Ежегодник Вологодской губернии на 1912 г. Вологда, 1911. С. 23.

40. Котласский район // Союз малых городов России URL: http: / /www.smgrf .ru /cities /cul ture.php?bc tovar id=101&binn rubrik pl cat elems5=172.

41. ГАВО. Ф.14. Вологодское губернское правление. Оп.1. Т.2. Д.2408. Л. 45.

42. К познанию родного края // Ежегодник Вологодской губернии на 1912 г. Вологда, 1911. С. 15.

43. Словарь учрежденных в России ярмарок и торгов // Новый и полный географический словарь Российского государства или Лексикон. Ч. 5. М., 1789. С. 113.

44. Денисов В.И. Ярмарки. СПб., 1911. С. 90.

45. Ежегодник (календарь-справочник) Вологодской губернии на 1912 г. Вологда, 1911. С.

13.

46. Памятная книжка для Вологодской губернии на 1893-1894 гг. Вологда, 1893. С. 113.

47. ГАВО. Ф.14. Вологодское губернское правление. Оп.1. Т.1. Д.1051.

48. ГАВО. Ф.18. Канцелярия Вологодского губернатора. Оп.1 Д.960. Л.132-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. НАРК. Ф.112. Усть-Сысольский городовой магистрат. Оп.1. Д.8.

50. НАРК. Ф.120. Усть-Сысольская городская дума. Оп.1. Д.107, 175.

51. Торгов А.Я. Деловой спутник по Северному краю и верхнему Поволжью. Ярославль, 1911. С. 128.

52. В Сыктывкаре отгремела Георгиевская ярмарка. 24.08.2009 // Торгово-промышлен-

ная палата Республики Коми. URL: http://www.tppkomi.ru/news/show.php?314.

53. На Стефановской площади отгремела Георгиевская ярмарка. 25.08.2008 // Торговопромышленная палата Республики Коми. URL:http://www.tppkomi.ru/news/show. php?205.

54. В Сыктывкаре открылась Васильевская ярмарка // Сыктывкар Today. 28.04.2008. URL: http://www.sykt24.ru/news/517

55. Васильевская ярмарка-2004 // Exponet.ru -Выставки России, СНГ и мира. URL: http://www.exponet.ru /exhibitions /by-

id /vasilj evskayasy/vasilj evskayasy2004 /index. ru.html

Статья поступила в редакцию 10.04.2013