Научная статья на тему 'ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИИ В РАМКАХ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА: ПУТИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИИ В РАМКАХ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА: ПУТИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / РИСКИ ИНВЕСТИЦИЙ / КИТАЙСКОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цзян Сыюань, Ло Лань

Пандемия COVID-19 нанесла удар по многим сферам глобальной системы, особенно повысилась неопределенность в осуществлении международной торговли и инвестирования предприятиями. Все больше проявляются экономические, политические и правовые риски при выходе на международный рынок и при осуществлении инвестиционных операций, возросли комплаенс-риски и риски невыполнения обязательств. Поэтому компаниям необходимо повышать осведомленность о верховенстве закона, создать комплаенс-систему в сфере внешних инвестиций и систему управления рисками. Внешнеэкономическая деятельность предприятий должна основываться на международном праве, а также соответствовать законам принимающей страны и внутреннему законодательству страны происхождения предприятия. Исходя из этого, правительства всех стран должны содействовать укреплению принципа верховенства права в международных отношениях, совершенствовать законодательство о внешнеэкономической деятельности. Китай работает над вопросами совершенствования системы законодательства в сфере инвестиционной деятельности за рубежом, стремится регламентировать развитие предприятий за рубежом в соответствии с законом. Китайское правительство планирует оказывать поддержку предприятиям в интеграции в глобальные промышленные цепочки и цепочки поставок, будет стремиться улучшать транснациональный операционный потенциал и уровень, а также стимулировать предприятия укреплять комплаенс-систему для предотвращения зарубежных политических, экономических рисков и разрешения вопросов, связанных с безопасностью. Более того, Китай активно стремится к дружественному сотрудничеству с другими странами в области юриспруденции, создает механизмы консультаций. Большое внимание уделяется исследованиям в области укрепления методик оценки рисков и процессов управления рисками в отношении компаний, осваивающих зарубежные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE ACTIVITIES AND INVESTMENTS IN THE FRAMEWORK OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION: WAYS AND MEANS OF PROTECTING THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF ENTERPRISES

The COVID-19 pandemic has had a significant impact on the global system. It has especially increased uncertainty in overseas investment and foreign trade activity of enterprises. The pandemic continues to cause economic, political and legal risks (especially compliance risk and default risk) faced by enterprises entering foreign markets and carrying out investment activities. Therefore, enterprises need to enhance their legal awareness, strengthen compliance management of overseas investment by enterprises and create a risk management system, and carry out investment activities on the premise that they comply with international rules, the legal norms of the host country and the relevant domestic laws and regulations. On this basis, governments should strengthen the rule of law concerning foreign affairs, improve related government regulations for overseas investments. According to the “Outline of the 14th Five-Year Plan (2021-2025) for National Economic and Social Development and Vision 2035 of the People’s Republic of China”, China will improve its legislation on overseas investment, support enterprises to integrate into the global industrial and supply chain, improve the transnational operational capacity and level, and guide enterprises to strengthen compliance management so they can prevent and resolve overseas political, economic, and security risks. The Government of the People’s Republic of China enhances friendly cooperation in the legal field and establishes working mechanisms for consultation and coordination with other countries. Much attention is paid to conducting research in the field of strengthening risk assessment methods and risk management for enterprises engaging in outward investment.

Текст научной работы на тему «ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИИ В РАМКАХ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА: ПУТИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ»

2021

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРАВО

Т. 12. Вып. 4

ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ И ОБЗОРЫ

УДК 341

Торговая деятельность и инвестиции в рамках

Шанхайской организации сотрудничества:

пути и способы защиты прав и законных интересов

предприятий

Цзян Сыюань1,2, Ло Лань2

1 Центр международного юридического сотрудничества и подготовки для Шанхайской организации сотрудничества,

Китайская Народная Республика, 201701, Шанхай, район Цинпу, пр. Вайцинсун, 7989

2 Шанхайский политико-юридический университет,

Китайская Народная Республика, 201701, Шанхай, район Цинпу, пр. Вайцинсун, 7989

Для цитирования: Цзян Сыюань, Ло Лань. 2021. «Торговая деятельность и инвестиции в рамках Шанхайской организации сотрудничества: пути и способы защиты прав и законных интересов предприятий». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 4: 1137-1153. https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.421

Пандемия СОУШ-19 нанесла удар по многим сферам глобальной системы, особенно повысилась неопределенность в осуществлении международной торговли и инвестирования предприятиями. Все больше проявляются экономические, политические и правовые риски при выходе на международный рынок и при осуществлении инвестиционных операций, возросли комплаенс-риски и риски невыполнения обязательств. Поэтому компаниям необходимо повышать осведомленность о верховенстве закона, создать комплаенс-систему в сфере внешних инвестиций и систему управления рисками. Внешнеэкономическая деятельность предприятий должна основываться на международном праве, а также соответствовать законам принимающей страны и внутреннему законодательству страны происхождения предприятия. Исходя из этого, правительства всех стран должны содействовать укреплению принципа верховенства права в международных отношениях, совершенствовать законодательство о внешнеэкономической деятельности. Китай работает над вопросами совершенствования системы законодательства в сфере инвестиционной деятельности за рубежом, стремится регламентировать развитие предприятий за рубежом в соответствии с законом. Ки-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

тайское правительство планирует оказывать поддержку предприятиям в интеграции в глобальные промышленные цепочки и цепочки поставок, будет стремиться улучшать транснациональный операционный потенциал и уровень, а также стимулировать предприятия укреплять комплаенс-систему для предотвращения зарубежных политических, экономических рисков и разрешения вопросов, связанных с безопасностью. Более того, Китай активно стремится к дружественному сотрудничеству с другими странами в области юриспруденции, создает механизмы консультаций. Большое внимание уделяется исследованиям в области укрепления методик оценки рисков и процессов управления рисками в отношении компаний, осваивающих зарубежные рынки.

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, торговая деятельность, зарубежные инвестиции, риски инвестиций, китайское инвестиционное законодательство, юридические услуги.

1. Введение

Современный мир — мир открытый. Международное разделение труда и интернационализация хозяйственной жизни способствуют международному перемещению ресурсов. Постепенное увеличение масштабов и форм международных потоков капитала, а также трансграничных поставок услуг и товаров в сочетании с широким распространением технологий привело к усилению взаимозависимости и интеграции мировой экономики. Все большее число стран и регионов усиленно развивают внутреннюю экономику, уделяя при этом большое внимание глобализации ресурсов и распределению эффектов глобализации. Масштабы и значение международной трансграничной торговли также постепенно возрастают. Подписание региональных торгово-экономических соглашений1 и поддержка со стороны государственных стратегий экономического развития, в частности китайская инициатива «Один пояс, один путь»2, сопряжение Евразийского экономического союза с концепцией Экономического пояса Шелкового пути, позволяют все большему числу предприятий выходить за рубеж, непосредственно принимать участие в конкурентной борьбе на внешних рынках, развивать углубленное взаимодействие со странами и регионами сотрудничества, которые в результате становятся более взаимосвязанными. Торгово-экономические связи интенсивно расширяются, объемы инвестиций продолжают расти, но в то же время число споров по-прежнему увеличивается из-за различий в правовых режимах и системах, в обычаях делового оборота между странами и регионами. Вспышка новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 впервые была зафиксирована в декабре 2019 г. в китайском городе Ухань, и к настоящему времени пандемия СОУГО-19 еще не отступила. Развитие пандемии в отдельных регионах происходит по-разному, по всему миру продолжают выявлять новые штаммы коронавируса. Неопределенность, вызванная самой пандемией и мерами по профилактике и контролю, создает значительный риск для

1 Например, [Соглашение о Региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве]. 2020. Дата обращения 19 марта, 2021. http://www.china-cer.com.cn/guw-еп/2020111710002.Ы:ш1.

2 [Содействие совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI в.: видение и действия]. 2015. Дата обращения 19 марта, 2021. http://www.china.org.cn/chinese/2015-09/15/ content_36591064.htm.

китайских предприятий, которые инвестируют и функционируют за пределами территории Китая3. Риски и неопределенность, связанные с торговой и инвестиционной деятельностью предприятий за рубежом, еще больше возросли. В тематическом докладе «Пандемия и меняющийся мир» Азиатского экономического форума в Боао отмечается: «Пандемия ударила по здоровью человека, экономическому росту, развитию национальной безопасности и международным отношениям и представляет собой всеобъемлющий и комплексный вызов. Обострение конкуренции между крупными державами, проблемы глобального сотрудничества, идейные течения «народничества» и «популизма», торговый протекционизм и т. д. — все эти проблемы, существовавшие до пандемии, станут более заметными в постпанде-мийном мире»4.

Хотя в краткосрочной перспективе пандемия и оказала негативное влияние на процесс глобализации, но основная тенденция глобализации в долгосрочной перспективе остается неизменной. Международный обмен и сотрудничество будут играть важную роль в будущем восстановительном развитии глобальной экономики. Основными направлениями деятельности предприятий и правительства на современном этапе являются осуществление восстановительного роста внешней экономики в постпандемийную эпоху, защита прав и интересов предприятий за рубежом посредством юридических услуг, осуществление оценки рисков, связанных с выходом предприятий на зарубежные рынки для усиления эффективного контроля за рисками в области зарубежных инвестиций и менеджмента, а также для обеспечения сопровождения экономического и торгового сотрудничества.

Согласно проекту «Основные положения 14-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития и перспективных целей развития на период до 2035 г.», Китай будет совершенствовать систему законодательства в сфере инвестиционной деятельности за рубежом, регламентировать развитие предприятий за рубежом в соответствии с законом5.

В настоящей статье анализируются риски, с которыми уже сталкиваются или могут столкнуться в условиях пандемии китайские компании, ведущие инвестиционную деятельность за рубежом и участвующие в инициативе «Один пояс, один путь». Дается описание сложной деловой среды, с которой предприятия встречаются в процессе осуществления международного инвестиционного сотрудничества

3 Согласно опубликованному Китайской корпорацией по страхованию экспортных кредитов докладу «Национальный анализ рисков 2020 г.», мировой экономический рост продолжает замедляться из-за пандемии СОУГО-19, глобальные источники нестабильности и точки риска накапливаются, риски в политике, экономике, безопасности и в социальной сфере переплетаются между собой, факторы нестабильности и неопределенности значительно возрастают [Национальный анализ рисков]. 2020. Дата обращения 19 марта, 2021. http://www.xinhuanet.com/ money/2020-11/12/c_1126731889.htm).

4 Шя^ЛЙЩ^--[Пандемия и меняющийся мир —

десять наблюдений и размышлений о пандемии коронавируса СОУГО-19]. 2020. Дата обращения 19 марта, 2021. https://www.boaoforum.org/newsdetial.html?itemId=2&navID=6&itemChildId=undefine d&detialId=3865&pdfPid=174.

Ф^АЙЛ^ПД^ЙЖ 2021. [«Основные положения 14-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития и перспективных целей развития на период до 2035 г.». Министерство юстиции КНР. 2021]. Дата обращения 19 марта, 2021. https://mp.weixin.qq.com/s/eNs7s-pE4piVlZBuSGtuo2Q.

в контексте нынешней глобальной борьбы с пандемией. Рассматриваются способы эффективного предотвращения рисков предприятиями, обеспечения защиты прав и интересов компаний в сфере зарубежных инвестиций со стороны правительства, а также предотвращения рисков и стабилизации внешней торговли с помощью правовой поддержки; предлагаются целенаправленные контрмеры и предложения.

2. Основное исследование

2.1. Риски, связанные с инвестициями китайских компаний в государства вдоль «Одного пояса, одного пути»

На настоящем этапе в целях предотвращения ввозных случаев СОУГО-19 большинство стран и регионов по всему миру закрыли границы. На государственном уровне осуществляются строгие меры профилактики, контроля и мониторинга за пандемией. Страны вдоль «Одного пояса, одного пути» не стали исключением. Данные профилактические и контрольные меры в период пандемии повлекли как традиционные, так и нетрадиционные риски для отечественных китайских компаний, ведущих инвестиционную деятельность за границей, как находящихся на территории Китая, так и ведущих инвестиционную деятельность прямо на территории страны, в экономику которой осуществляются инвестиции, через дочерние фирмы. В деятельности данных предприятий в основном возникают политические риски, комплаенс-риски, риски в исполнении договорных условий6. С точки зрения микроэкономики, предприятия сталкиваются или могут столкнуться со следующими проблемами: снижение спроса за рубежом, сокращение новых заказов вследствие неопределенности, риски в предпринимательской деятельности, в частности: рост операционных расходов; проблемы с внутренним уставом компании и со структурой акционеров, существующий конфликт с новой инвестиционной политикой принимающей страны, как следствие, возникновение проблем координирования деятельности предприятия в сфере комплаенс-рисков. Например, если становится невозможным продолжать первоначальные схемы (планы) финансирования, то возникает несбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков предприятия, предприятия сталкиваются с финансовыми рисками. Сложности в международной логистике, трудности с закупкой сырья и материалов, проблемы с урегулированием производственных мощностей и себестоимости производства на предприятиях формируют риски неисполнения обязательств по договору. Расцветающие протекционизм и экономический популизм привели к ухудшению политической среды. Развитие данных тенденций, в свою очередь, означает возникновение несправедливости в торговле, а также формирование рисков, связанных с нарушением прав работников, возникновение и развитие потен-

6 Как показывает практика, различные типы предприятий имеют некоторые отличия в формах проявления рисков. Например, одни компании могут нести потери, связанные с сырьем и поставками апстрим, тогда как другие испытывают трудности с реализацией продукции и, как следствие, сталкиваются с резким снижением выручки. Третьим, возможно, придется выплатить неустойку за просрочку доставки товара, четвертые испытывают трудности со взысканием дебиторской задолженности, пятые сталкиваются с невозможностью поставки (отправки) товара, с отменой заказа и возвратом средств (Чжан 2020).

циальных проблем неэффективной информационной коммуникации и трудностей с использованием рабочей силы. Успешная деятельность любого предприятия зависит от своевременного разрешения возникающих проблем, в противном случае любой вовремя не разрешенный вопрос может стать причиной краха компании, в силу своих особенностей малые и микропредприятия особенно уязвимы7.

2.1.1. Политические риски

Политический риск — это вероятность того, что изменения общеэкономических условий хозяйствования и политической ситуации в принимающей инвестиции стране окажет негативное воздействие на прибыль, операции и перспективы тех или иных фирм, осуществляющих инвестиционную деятельность за рубежом. Предприятия-экспортеры до выхода на зарубежные рынки и в собственной стране пребывания сталкиваются с различными рисками и определенными проблемами, с которыми также могут столкнуться и за рубежом, поскольку политический риск связан не только с конкретной страной, но и с соседними странами или регионами. В то же время следует принять во внимание существующие различия между правовыми, политическими, экономическими системами, между вероисповеданиями, обычаями и привычками, сложившимися в разных странах, а также отличия международно-правовых норм от норм внутригосударственных. Поэтому высока вероятность того, что компании, ведущие деятельность на международных рынках, столкнутся с рисками, которые будут заметно отличаться от внутренних рисков. Так, в странах китайской инициативы «Один пояс, один путь» макроэкономическая картина остается весьма сложной и волатильной. Имеются серьезные различия в политических системах, религиозных культурах, экономических базисах и инфраструктурных условиях. Принимая во внимание асимметричность, непрозрачность информации о рынках, проводимых политических курсах, нормативно-правовых актах, а также крайне нестабильную политическую ситуацию в некоторых важных регионах (например, на Среднем Востоке и т. д.) в сочетании с условиями международной экономической и политической нестабильности и высокой степенью зависимости в сфере экономики и культуры некоторых стран «Одного пояса, одного пути» от европейских государств и Соединенных Штатов, риски, с которыми сталкиваются предприятия при осуществлении зарубежной инвестиционной деятельности в странах «Одного пояса, одного пути», нельзя недооценивать (Чжан 2019, 93).

2.1.2. Комплаенс-риски

Управление в соответствии с требованиями комплаенса является основой стабильного функционирования и развития предприятий. Управление предпри-

7 Малые и средние предприятия наиболее пострадали от негативного воздействия пандемии СОУГО-19, их толерантность к риску была относительно слабой. Часть малых и средних компаний и предприятий навсегда вышли из бизнеса. Другие предприятия, которые еще продолжают вести деятельность за рубежом, испытывают трудности в восстановлении производства (ЙЙ'Ж^Ч^М [Экономика и рынок в постпандемийную эпоху]. 2020. Дата обращения 19 марта, 2021. http://data.eastmoney.com/report/zw_strategy.jshtml?encodeUrl=HYbAlqnWnYKAУEH7NArmaRURjzT OaPhT2j+IdNJ6/Ek=).

ятиями на основе комплаенса за рубежом8 подразумевает соблюдение не только внутренних нормативных актов компании, но и соответствующих законов и нормативных правовых актов родной страны, следование нормам морали, уважение обычаев, правил поведения и соблюдение законодательства принимающей страны, исполнение условий международных договоров и международно-правовых норм. В настоящее время, исходя из необходимости осуществления контрольно-профилактической деятельности, власти по всему миру приняли соответствующие меры регуляторной политики по приоритетным направлениям экономической и торговой деятельности в ответ на кризис СОУГО-19. Отмечаются тенденции растущего протекционизма в мировой торговле. Большинство крупных экономик также внесли важные поправки в соответствующие законы и предложили рекомендации. Все это незаметно усилило подверженность компаний, ведущих инвестиционную зарубежную деятельность, комплаенс-рискам. Предприятия должны в режиме реального времени следить за развитием пандемии в стране пребывания и в государстве, с которым ведут бизнес, за последними изменениями в политике данных стран, а также своевременно отслеживать введение мер таможенного регулирования, регулирования и контроля экспорта и импорта. Компании должны стараться использовать себе во благо все позитивные меры, принятые правительством той или иной страны, чтобы избежать или снизить вероятность возникновения рисков невыполнения обязательств.

2.1.3. Риск невыполнения обязательств по договору

В результате распространения пандемии по всему миру серьезно пострадали глобальный порядок производства и функционирования предприятий, глобальные цепочки производства и поставок. На фоне ужесточения ограничительных мер в государствах по всему миру ограничивались свободное трансграничное передвижение людей, поставки товаров. Данные меры осложнили работу большинства предприятий. Расходы на зарубежные перевозки грузов постоянно росли, персонал был переведен на удаленную работу, отмечалась несвоевременность поставок сырья. Компании, ведущие свою инвестиционную деятельность за рубежом, работали с неполной загрузкой производственных мощностей. Были приостановлены различные проекты, процедуры тендерных закупок, маркетинговая деятельность, подорваны прямые экономические выгоды предприятий. Из-за невозможности начать полноценную работу в результате ухудшения состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятий возникает риск нарушения обязательств по контрактам, что может привести к дефолту (Вань 2021, 116).

8 По мнению некоторых ученых, правовые комплаенс-риски выступают основными рисками, с которыми сталкиваются предприятия при осуществлении инвестиционной деятельности за рубежом. Есть три вида правовых комплаенс-рисков: риск недобросовестной конкуренции (антимонопольный комплаенс), риск нарушения трудовых прав (трудовой комплаенс), риск нарушения требований налогового законодательства (налоговый комплаенс). Для эффективного контроля рисков в процессе зарубежной инвестиционной деятельности компаниям необходимо разработать совершенную политику в сфере контроля над рисками (Сунь 2018).

2.1.4. Операционные риски

2.1.4.1. Сокращение спроса вследствие пандемии

Глубокая рецессия в мировой экономике, резкое сокращение международной торговли и объемов инвестиций, нестабильность на международных финансовых рынках стали основными характеристиками нынешнего экономического развития в мире. С одной стороны, значительно снизились объемы прямых иностранных инвестиций во всем мире, с другой — в условиях экономического спада неизбежно постоянное сокращение спроса. Непосредственное влияние на деятельность предприятия за рубежом оказывают такие проблемы, как снижение спроса на рынке, сокращение количества зарубежных закупок, стремительное сокращение заказов, серьезный спад объема продаж. По мере достижения эффективного контроля за пандемией, несмотря на увеличение числа заказов, реализация ограничительных контрольно-профилактических мер привела к новым проблемам в международной логистике: продолжительной задержке посылок, трудностям доставки грузов.

2.1.4.2. Проблемы с поставками сырья в сегменте апстрим

и промежуточной продукции

Пандемия СОУГО-19 сильно ударила по функционированию глобальных производственно-сбытовых цепочек и привела к разрывам в их цикле работы. В связи с глобальным распространением пандемии крупные предприятия, участвующие в глобальных операциях в некоторых странах «Одного пояса, одного пути», остановили работу не только из-за сокращения спроса в этих государствах, но и из-за беспрецедентных трудностей, связанных с импортом сырья, промежуточных товаров и т. д., необходимых предприятиям для возобновления производства (Лю 2020, 16). Недостаточное снабжение сырьем в сегменте апстрим, ограничения в международной логистике, а также отсутствие возможности иностранных технических специалистов вернуться на предприятие из-за закрытия государственных границ также приведут к задержке в возобновлении производства.

2.1.4.3. Структурные факторы, повлекшие естественный отбор отраслей

в экономике

Пандемия также способствовала появлению некоторых структурных факторов, которые привели к новому витку отсева нежизнеспособных отраслей экономики. Многие компании, участвующие во внешнеэкономической деятельности, столкнулись с давлением отбора предприятий определенных отраслей. Одним из таких проявлений выступает ускорение процессов онлайнизации трансграничной торговли, деловых коммуникаций и офисной работы, а также трудности осуществления внешнего финансирования, низкая толерантность к рискам малых предприятий, которые не смогли выдержать резкое снижение операционных мощностей в краткосрочной перспективе и оказались на грани банкротства.

2.2. Роль и значение юридических услуг в обеспечении законных прав и интересов предприятий за рубежом

Право всегда было важным гарантом, обеспечивающим принятие стратегических решений компаниями в соответствии с законом, помогающим предотвращать операционные риски, разрешать споры и защищать права и интересы предприятий. Роль юридических услуг в основном проявляется в двух аспектах: разработка норм, правил и разрешение споров. С одной стороны, посредством участия в разработке стратегии развития и внутреннего устава осуществляется помощь предприятиям в эффективном повышении основной конкурентоспособности и показателя экономической добавленной стоимости как концепции управления. С другой стороны, юридические услуги оказывают содействие в предотвращении и снижении операционных рисков, в возмещении экономических потерь и защите законных прав и интересов предприятий. В условиях пандемии роль юридических услуг в основном проявляется в оценке вероятности возникновения вышеупомянутых рисков на этапе прогнозирования, в процессе наступления риска и после его возникновения.

2.2.1. Оценка вероятности возникновения и предотвращение рисков на этапе прогнозирования

Организации по предоставлению юридических услуг, изучив данные внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка для реализации данной деятельности в той или иной стране, могут оказать содействие в разработке инвестиционной и операционной стратегии предприятий еще до возникновения возможных рисков, на этапе прогнозирования, в соответствии с местным законодательством. Для всех видов потенциальных чрезвычайных рисков проводится всеобъемлющая оценка, составляются рейтинги рисков, разрабатываются соответствующие системы управления чрезвычайными ситуациями и системы раннего предупреждения рисков, а также проводится целенаправленное предотвращение рисков на этапе прогнозирования.

Для предотвращения риска дефолта необходимо участие в разработке контракта и в его предварительном рассмотрении, особенно положения о форс-мажорных обстоятельствах, а также в разработке и рассмотрении положений о совместном несении рисков.

Нужно объединить финансовое правовое регулирование во время пандемии внутри страны и за рубежом для консультационных услуг по обеспечению гарантии погашения долга и корректировку схемы финансирования предприятий с целью предотвращения рисков.

Что касается риска возникновения угрозы жизни персонала, то предприятие может посредством юридических услуг наладить процесс страхования зарубежных инвестиционных операций. Организация по предоставлению юридических услуг в соответствии с контрактом на зарубежный инвестиционный проект, правилами страны-реципиента инвестиций и требованиями предприятия застрахует инвестиционный проект и соответствующее проектное оборудование, инструменты, сотрудников, связанных с проектом. Через профессиональное и всеобъемлющее

развертывание деятельности по страхованию зарубежных инвестиций реализован всесторонний полный охват целого жизненного цикла проекта по зарубежной инвестиционной деятельности.

2.2.2. Защитные меры в процессе наступления риска

В случае наступления риска юридические услуги также способны помочь предприятиям в проведении оценки рисков, в активной разработке ответных экстренных мер и предотвращению дальнейших потерь, грамотно направлять предприятия в процессе инвестиционной деятельности, повышать осведомленность о доказательствах, активно собирать доказательства форс-мажора и другие доказательства защиты. Столкнувшись с риском предстоящего дефолта, организации по юридическим услугам могут направить претензии в суд от имени потерпевшего предприятия и его сотрудников на основе тщательного изучения всего контракта и применимого законодательства, а также подавать иски в суды в соответствии с законодательством страны, в которой они находятся. В вопросе финансирования также можно грамотно направить предприятие и разработать различные способы финансирования, чтобы предотвратить стремительный разрыв цепочки финансирования.

2.2.3. Управление риском после его возникновения

После возникновения риска организации по предоставлению юридических услуг могут предоставить рекомендации и руководящие принципы, касающиеся того, как предприятиям справиться с уже возникшими рисками, содействовать скорейшему разрешению споров и минимизации потерь, провести оценку фактического влияния рисков на уже возникшие комплаенс-риски, риски дефолта, финансовые, операционные риски, разработать эффективные ответные меры, управлять финансовыми рисками, ускорить корпоративную реорганизацию, предотвратить разрыв цепочки финансирования предприятия, спасти от банкротства. Могут быть предоставлены юридические услуги по разрешению споров и направлению претензий в связи с уже причиненным ущербом.

2.3. Защита прав и интересов предприятий в процессе инвестиционной деятельности

Вовремя не принятые меры управления рисками, не разрешенные проблемы в будущем негативно скажутся на функционировании и зарубежной инвестиционной активности предприятия. Пандемия СОУГО-19 продемонстрировала неготовность большинства предприятий к чрезвычайным ситуациям в процессе осуществления зарубежной инвестиционной деятельности, обнаружились проблемы в механизме предупреждения чрезвычайных ситуаций и регулирования рисков. Одна из важнейших задач, стоящих перед правительством и предприятиями, — защита законных прав и интересов отечественных предприятий за рубежом посредством юридических услуг, а также совершенствование механизмов предотвращения и контроля чрезвычайных ситуаций. В связи с этим считаем возможным привести рекомендации на уровне предприятия и на государственном уровне.

2.3.1. На уровне предприятия

2.3.1.1. Укрепление правовой осведомленности предприятий и повышение их способности противостоять рискам

Развитие и стабильное функционирование предприятий опирается на одновременное сочетание жесткой и мягкой силы; составляющая мягкой силы является ядром стабильной работы предприятия, игнорирование концепта мягкой силы в долгосрочной перспективе несет большой риск для предприятий (Жэнь 2017, 58). В основе мягкой силы лежит правовое и деловое мышление. Согласно заключению некоторых экспертов о неудачных примерах выхода предприятий на зарубежные рынки, в ряду объективных причин — правовые риски, возникающие в результате низкой правовой осведомленности, которая проявляется главным образом в том, что предприятия не имеют четкого понимания относительно внешней правовой среды, а также в несовершенной системе предотвращения и устранения правовых рисков внутри предприятий (Чжоу 2017, 106). Компаниям необходимо изучить законодательство и правовую среду принимающей страны перед тем, как начать инвестировать в ее экономику, чтобы предотвратить правовые риски, связанные с различиями в национальных законах и правовой культуре. Кроме того, нужно укреплять понимание и знание внутригосударственных законов и правил относительно ведения зарубежной торгово-экономической и инвестиционной деятельности в других странах, а также разрешать возникающие инвестиционные риски посредством данного законодательства и осуществлять страхование иностранных инвестиций при поддержке отечественных страховых компаний. Наконец, предприятиям следует изучить международные и региональные правила инвестирования и соответствующие международные договоры, укрепить корпоративную социальную ответственность, соблюдать законодательство в области защиты окружающей среды, охраны труда. Комплаенс-отдел предприятий должен провести сбор информации о правовых обычаях и правовой среде страны-реципиента инвестиций (Чжоу 2017, 106).

2.3.1.2. Система комплаенса и управления рисками в процессе инвестиционной деятельности

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, ужесточение внутригосударственных и международных правовых режимов инвестиционной деятельности предприятий привели к необходимости изучения стратегий эффективного управления рисками и нивелирования их влияния на проект (Чжан 2019, 93). В целом инвестиционные операционные риски можно разделить на два вида: 1) риски, непосредственно связанные с инвестициями; они могут быть нивелированы путем тщательного прогнозирования рыночного цикла; 2) деловые риски, связанные с некачественным управлением предприятием, которые могут быть минимизированы с помощью эффективного бизнес-планирования (Жэнь 2017, 58). В этих целях в процессе осуществления зарубежной инвестиционной деятельности предприятиям следует наращивать осведомленность о рисках и осуществлять управление рисками, укреплять систему выявления возможных негативных для конкретного предприятия факторов и оценку вероятности возникновения ри-

сков на этапе прогнозирования, систему риск-менеджмента в процессе наступления риска и после его возникновения. При наличии намерения инвестирования необходимо своевременно провести сбор и сравнительный анализ законодательства страны происхождения инвестиций, страны-реципиента и региона в целом, на территории которого находится объект инвестирования, и на этой основе внедрить комплаенс-контроль в организацию.

2.3.1.3. Проверка законности принятия решений для предотвращения

юридических рисков

В процессе выхода предприятий на зарубежные рынки необходимо вести бизнес в строгом соответствии с международными правилами, законами той страны, в которой ведется бизнес, и соответствующими законодательными нормами Китая (собственной страны предприятия) в целях эффективного предотвращения юридических рисков. Следует строго выполнять процедурные требования в области проведения оценки рисков, юридического аудита и коллективного принятия решений. Нужно продолжать совершенствовать механизм проверки законности (легитимности) принятия важных решений, проводить глубокий правовой дью-дилидженс, обеспечить полноценное управление рисками, уделяя особое внимание международному регулированию вопросов, связанных с деятельностью инвестора, законодательству страны-реципиента и страны происхождения инвестиций, а также договорам, соглашениям и конвенциям о поощрении и защите инвестиций. В случае необходимости для достижения диверсификации рисков инвестиций используется зарубежное инвестиционное страхование и т. д.

2.3.2. На государственном уровне

2.3.2.1. Изучение спроса на юридические услуги и проведение

всесторонней оценки рисков

Следует усилить проведение всесторонней оценки рисков в странах-реципиентах инвестиций по реализации соответствующих инвестиционных проектов и контролированию их в режиме реального времени. В постпандемийную эпоху необходимо проводить исследования различных рисков, с которыми могут столкнуться предприятия в процессе функционирования и инвестирования за рубежом, а также мер по профилактике и борьбе с пандемией СОУГО-19, изменениям в финансовой и правовой политике той или иной страны местонахождения иностранных компаний, чтобы лучше понять текущее состояние и развитие зарубежных предприятий, а также их потребности в юридических услугах. Нужно создать специальную группу для монографического исследования на тему «Руководство по соблюдению правовых норм в сфере управления рисками предприятия в период кризиса пандемии СОУГО-19». Данная группа может заниматься изучением различных вопросов соблюдения законодательства, с которыми сталкиваются предприятия в настоящее время, и выдвинуть конкретные руководящие рекомендации. Требуется создать механизм диалога между правительством и предприятиями для контролирования процесса участия предприятий в зарубежных проектах в режиме

реального времени, для понимания трудностей в процессе выхода на зарубежные рынки. Процесс объединения научно-исследовательских институтов, ассоциаций, вузов и других интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры сыграет позитивную роль в поддержке участия предприятий в строительстве китайской инициативы «Один пояс, один путь».

2.3.2.2. Обучение комплаенсу

С помощью платформ для онлайн-трансляций и видеоконференций следует организовывать обучение комплаенсу (т. е. процессу информирования и обучения сотрудников различным законам, нормативным актам и политике компании, которые регулируют рабочие моменты и оказывают непосредственное влияние на их повседневные обязанности и поведение) и предотвращению юридических рисков для предприятий, которые осуществляют инвестиции и функционируют за рубежом. Необходимо грамотно направлять деятельность предприятия по осуществлению риск-менеджмента, созданию механизмов и специальных комитетов по управлению рисками; провести интеграцию отделов по операциям с капиталом, по управлению рисками, стратегическому планированию, комплаенсу и т. д. для осуществления совместного регулирования зарубежных инвестиций. Важнейшей задачей является эффективная поддержка курса на устойчивость внешней торговли, а также проведение тренингов на тему «Способы предотвращения правовых рисков компаниями, функционирующими за рубежом, в период пандемии». Это поможет предприятиям активно реагировать на все виды правовых рисков, защитит их законные права и интересы за рубежом, укрепит уверенность, гарантирует наличие заказов, стабилизирует рынок и внесет позитивный вклад в стабилизацию внешней торговли.

2.3.2.3. Укрепление сотрудничества между организациями,

обеспечивающими юридические услуги в различных государствах

Необходимо содействовать обмену и сотрудничеству между юридическими фирмами, адвокатскими и нотариальными объединениями, между юристами, правоведами из разных стран; укреплять совместную подготовку кадров; создавать межгосударственный реестр юристов и консультантов в сфере торговли и экономики, расширять базу данных специалистов в области юридических услуг. Нужно совершенствовать структуру юридических услуг в международных делах, содействовать процессу локализации юридических услуг, предоставляемых китайскими юридическими фирмами за рубежом.

2.3.2.4. Укрепление руководящих принципов, совершенствование путей

разрешения споров

Следует должным образом придерживаться руководства по разрешению споров, исследовать различные методы альтернативного урегулирования споров, такие как медиация и арбитраж, активно защищать законные права и интересы компаний за рубежом. Нужно консультировать предприятия по вопросам, связанным

с ведением бизнеса за рубежом. Компаниям необходимо обращать внимание на сбор соответствующих доказательств, быть готовыми на случай предъявления рекламации, активно изучать пути разрешения коммерческих споров. Странам следует сосредоточить усилия на совершенствовании законодательства, связанного с зарубежными инвестициями, на повышении эффективной роли страховых компаний за рубежом.

2.3.2.5. Верховенство права и юридическое сопровождение

в сфере торговли

Еще один важный фактор, влияющий на успех выхода предприятий на зарубежные рынки, — положение и конкуренция страны в международном сообществе, а также создание правовой системы защиты внутренних и зарубежных инвестиций и торговли (Чжоу 2017, 106). В настоящее время мир испытывает серьезные потрясения. Пандемия СОУГО-19 оказала огромное влияние на глобальное управление, привела к дальнейшему осложнению ситуации в мире, усилила неопределенность и нестабильность в экономике. В то время как предприятия выходят на зарубежные рынки все более быстрыми темпами, государства также нуждаются в ускорении претворения в жизнь стратегического плана по обеспечению верховенства права в международных делах, по совершенствованию внутреннего и международного законодательства о защите капиталовложений и по содействию развития сферы услуг по иностранным делам. Крайне важной задачей является создание команды профессиональных юридических кадров, обладающих обширным опытом международной практики, в качестве защиты национального суверенитета, безопасности, интересов развития государства, охраны законных прав и интересов предприятий и граждан за рубежом, обеспечения политики открытости внешнему миру.

2.3.2.6. Сотрудничество государств в сферах права, торгово-

экономического развития и улучшения инвестиционного климата

В условиях пандемии для достижения цели стабильной внешней торговли и устойчивого иностранного капитала необходимо не только в краткосрочной перспективе обеспечивать оказание юридических услуг для защиты законных прав и интересов предприятий, но и постоянно повышать уровень режима благоприятствования в сфере международной торговли и капиталовложений в долгосрочной перспективе. В будущем правительства должны уделять больше внимания правовому сотрудничеству и политической коммуникации между странами, созданию соответствующих механизмов обмена и консультаций между государствами по вопросам правовой политики, использованию таких дипломатических каналов, как диалог на высоком уровне, многосторонние и двусторонние форматы и платформы взаимодействия, международные конференции, межправительственный технологический обмен и т. д. Необходимо активно пропагандировать принципы китайской интеграционной инициативы «Один пояс, один путь»: «совместные консультации, совместное строительство и совместное пользование». Развитие должно быть основано на «стратегии пяти коммуникаций»: политическое общение, инфраструктурная взаимосвязанность, беспрепятственная торговля, финан-

сирование совместных проектов, укрепление связей между народами. Страны могут использовать нынешний кризис как стимул для развития и активного содействия режиму благоприятствования региональной торговли и инвестиционной деятельности между Китаем и Россией и даже между странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также для ускорения реализации соглашений о сотрудничестве между правительствами, скорейшего создания региональной зоны свободной торговли и достижения региональных инвестиционных соглашений в целях защиты законных прав и интересов предприятий при развертывании инвестиционной деятельности за рубежом (Ван 2019, 237). Необходимо на основе межправительственных консультаций сообща разрешать проблемы, стоящие перед данными компаниями.

3. Выводы

Транснациональный характер международной деятельности предприятий — это своеобразный мост, соединяющий международные региональные и внутренние рынки разных стран. Вслед за постоянным укреплением открытости экономик с каждым днем все отчетливее проявляется тенденция интернационализации операционной деятельности предприятий, ускоряются темпы выхода предприятий на зарубежные рынки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не только коронавирус, но и проблемы в постпандемийном мироустройстве, а также противоэпидемические меры правительств разных стран — все это представляет огромный вызов для предприятий, функционирующих и ведущих инвестиционную деятельность за рубежом. Пандемия СОУГО-19 стала причиной рецессии мировой экономики, которая привела к падению спроса, к уменьшению количества заказов, появлению операционных проблем (кризис в производственно-сбытовых цепочках), препятствиям в освоении рынка и другим трудностям. Однако сохранялась эластичность внешней торговли, что позволяет в краткосрочной перспективе противостоять удару, нанесенному пандемией. Несмотря на большое количество рисков и вызовов, основная тенденция к улучшению внешней торговли в долгосрочной перспективе остается неизменной. Предприятиям необходимо сохранять уверенность в том, что негативные последствия пандемии СОУГО-19 будут постепенно преодолены, и сохранять бдительность касательно других возможных сбоев в экономике в будущем. Международный обмен и сотрудничество сыграют важную роль в восстановлении экономики.

В нынешней международной ситуации предприятия должны и далее повышать уровень своей правовой осведомленности, способности противостоять рискам, а также оптимизировать систему управления рисками и комплаенс-контроля за осуществлением инвестиций за рубежом, совершенствовать механизм проверки законности (легитимности) принятия важных решений, укреплять систему выявления возможных негативных для конкретного предприятия факторов и оценку вероятности возникновения рисков на этапе прогнозирования, а также систему риск-менеджмента в процессе наступления риска и после его возникновения. Правительствам всех стран необходимо вести работу над оптимизацией системы международно-правового и внутригосударственного регулирования отношений инвестиционной деятельности в торгово-экономической сфере. Особое значение

имеет гарантия правовой защиты деятельности иностранных предприятий на территориях различных государств, а также возможность эффективной защиты прав отечественных компаний и предприятий в зарубежных странах. Важно в полной мере реализовывать функции юридических услуг в сфере бизнеса для разрешения трудностей, болевых точек компаний в условиях пандемии, с помощью правового регулирования предотвращать риски и стабилизировать внешнюю торговлю, а также направлять осуществление деятельности отечественными предприятиями в соответствии с принципами комплаенса.

Большое значение имеют координация международной экономической деятельности, углубление регионального экономического сотрудничества, активизация политических и правовых коммуникаций между государствами (Ли, Чэнь 2020, 57). В рамках стран ШОС следует проводить консультации и развернуть сотрудничество по мониторингу эпидемиологической ситуации и профилактике СОУГО-19 в целях смягчения негативных последствий пандемии в глобальной торговле. Необходимо продолжать укрепление сотрудничества государств в области противодействии эпидемиям и пандемиям, содействовать упрощению процедур региональной торговли и инвестирования, смягчать воздействие кризиса на потребительский спрос и цепочки поставок. Важно сосредоточиться на ключевых странах, наиболее пострадавших от СОУГО-19, содействовать двустороннему торговому и инвестиционному сотрудничеству, неустанно работать над реализацией инициативы «Один пояс, один путь» и созданием сообщества единой судьбы человечества (Шэнь 2020, 88).

Библиография

2019. Ш^Ж 4: 232-238. [Ван,

Цювэнь. 2019. «Правовые проблемы, с которыми сталкиваются государственные предприятия в процессе инвестиционной деятельности за рубежом в контексте инициативы "Один пояс, один путь", и ответные меры Китая». Юго-Восточные академические исследования 4: 232-238].

2021. "ШШТСФДЯ^ЙОДёвШ^Ш" 37 (2): 116-118. [Вань, Шунь-

пин. 2021. «Трудности во внешнеэкономической деятельности китайских предприятий и ответные меры в постпандемийную эпоху». Наука и технологии легкой промышленности 37 (2): 116-118].

ешг. 2017. —Я^Ф^ЬЙЙ&Ш^

Й". 3: 58-61. [Жэнь, Цзяньчжи. 2017. «Важность укрепления правового строитель-

ства государственных предприятий в контексте инициативы "Один пояс, один путь" для правовых гарантий осуществления инвестиционной деятельности государственными предприятиями за рубежом». Китайский юрист 3: 58-61].

Ш. 2020. "Шя^ФТЙШ^Ш^ФД^Й" Ж^МШк 29 (3): 43-57. [Ли, Сяо, Юй Чэнь. 2020. «Мировая экономика и ответная стратегия Китая в условиях эпидемии». Форум СевероВосточной Азии 29 (3): 43-57].

тш. 2020. "тшвштушштт^щщш^шттш.ш". 4:

16-23. [Лю, Чжибяо. 2020. «Новые тенденции глобализации экономики в условиях пандемии СОУГО-19 и реконструкция глобальных кластеров промышленных цепочек». Социальные науки Цзянсу 4: 16-23].

2018. "'-ф-!' ЭДТСШ 31: 106-107.

[Сунь, Вэньбинь. 2018. «Исследование стратегии управления рисками зарубежных инвестиций китайских компаний в контексте инициативы "Один пояс, один путь"». Современный бизнес 31: 106-107].

ШМЖ. 2020. ФИШЖШ 34 (3): 26-34. [Чжан,

Сяхэн. 2020. «Последствия пандемии COVID-19 для малых и средних предприятий Китая и меры реагирования на них». Бизнес и рынок Китая 34 (3): 26-34]. ШШШ. 2019. "'—ф—^' 11: 93-97. [Чжан, Цзяньби. 2019.

«Предотвращение и контроль рисков в сфере зарубежных инвестиций предприятий в контексте инициативы "Один пояс, один путь"». Друзья бухгалтерского учета 11: 93-97]. ЩЩЩ. 2017. "' ^ШШШШ 8: 106-108. [Чжоу,

Мин Юн. 2017. «Изучение правовых вопросов выхода на зарубежные рынки китайских предприятий в контексте инициативы "Один пояс, один путь"». Наука современного управления 8: 106-108].

йий. 2020. "мжтштш-шшыптштжшш". ЛЙШК^МЙ 7: 85-90.

[Шэнь, Гобин. 2020. «Влияние пандемии COVID-19 на международную торговлю и меры по смягчению последствий пандемии». Народная трибуна. На переднем крае науки 7: 85-90].

Статья поступила в редакцию 31 мая 2021 г.; рекомендована в печать 1 сентября 2021 г.

Контактная информация:

Цзян Сыюань — д-р юрид. наук; siyuanjiang@126.com Ло Лань — магистрант; ll970906@163.com

Trade activities and investments in the framework of the Shanghai Cooperation Organization: Ways and means of protecting the rights and legitimate interests of enterprises

Jiang Siyuan1,2, Luo Lan2

1 China National Institute for SCO International Exchange and Judicial Cooperation, 7989, Waiqingsong Road, Qingpu District, Shanghai, 201701, People's Republic of China

2 Shanghai University of Political Science and Law,

7989, Waiqingsong Road, Qingpu District, Shanghai, 201701, People's Republic of China

For citation: Jiang Siyuan, Luo Lan. 2021. "Trade activities and investments in the framework of the Shanghai Cooperation Organization: Ways and means of protecting the rights and legitimate interests of enterprises". Vestnik of Saint Petersburg University. Law 4: 1137-1153. https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.421 (In Russian)

The COVID-19 pandemic has had a significant impact on the global system. It has especially increased uncertainty in overseas investment and foreign trade activity of enterprises. The pandemic continues to cause economic, political and legal risks (especially compliance risk and default risk) faced by enterprises entering foreign markets and carrying out investment activities. Therefore, enterprises need to enhance their legal awareness, strengthen compliance management of overseas investment by enterprises and create a risk management system, and carry out investment activities on the premise that they comply with international rules, the legal norms of the host country and the relevant domestic laws and regulations. On this basis, governments should strengthen the rule of law concerning foreign affairs, improve related government regulations for overseas investments. According to the "Outline of the 14th Five-Year Plan (2021-2025) for National Economic and Social Development and Vision 2035 of the People's Republic of China", China will improve its legislation on overseas investment, support enterprises to integrate into the global industrial and supply chain, improve the transnational operational capacity and level, and guide enterprises to strengthen compliance management so they can prevent and resolve overseas political, economic, and security risks. The Govern-

ment of the People's Republic of China enhances friendly cooperation in the legal field and establishes working mechanisms for consultation and coordination with other countries. Much attention is paid to conducting research in the field of strengthening risk assessment methods and risk management for enterprises engaging in outward investment. Keywords: COVID-19, pandemic, trading activities, investment risks, Chinese investment legislation, outward investment, legal service.

References

Ll, Xiáo, Yü Chén. 2020. "The world economy and China's countermeasures under the pandemic".

Dóngbéiyáluntán 29 (3): 43-57. (In Chinese) Liú, Zhibiao. 2020. "The new trend of economic globalization under the outbreak of new Coronavirus pneumonia and the reconstruction of global industrial chain clusters". Jiangsüshehuikexué 4: 16-23. (In Chinese)

Ren, Jiánzhi. 2017. "The importance of strengthening the legal construction of state-owned enterprises under the background of the 'One Belt, One Road' initiative — the legal guarantee of overseas investment of state-owned enterprises". Zhóngguálüshi 3: 58-61. (In Chinese) Shén, Guóbing. 2020. "The impacts of the COVID-19 pandemic on international trade and responses to it".

Rénmínlúntán-xuéshúqiányán 7: 85-90. (In Chinese) Sün, Wénbin. 2018. "Study on the compliance risk control strategy overseas investment by Chinese enterprises under the background of the 'One Belt, One Road' initiative". Xiandaishangye 31: 106-107. (In Chinese)

Wáng, Qiüwén. 2019. "Legal challenges to overseas investment by state-owned enterprises under the background of the 'One Belt, One Road' initiative". Dóngnánxuéshú 4: 232-238. (In Chinese) Wán, Shünpíng. 2021. "China's foreign trade enterprises' operating difficulties and countermeasures in the

post-pandemic period". Qinggóngkeji 37 (2): 116-118. (In Chinese) Zhang, Jiánbi. 2019. "Enterprises' overseas investment risk prevention and control under the background of

the 'One Belt, One Road' initiative". Kuáijizhiyóu 11: 93-97. (In Chinese) Zhang, Xiáhéng. 2020. "The impact of new coronavirus pneumonia outbreak on China's small and medium-

sized enterprises and coping measures". Zhóngguóliútóngjingji 34 (3): 26-34. (In Chinese) Zhou, Míngyong. 2017. "Research on the legal issues of Chinese enterprises 'Going Out' strategy under the background of the 'One Belt, One Road' initiative". Xiándáiguánlíguánlíkexué 8: 106-108. (In Chinese)

Received: May 31, 2021 Accepted: September 2, 2021

Authors' information:

Jiang Siyuan — Dr. Sci. in Law; siyuanjiang@126.com Luo Lan — Master Student; ll970906@163.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.