Научная статья на тему 'ТОРГИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ'

ТОРГИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОРГИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ»

Вестник ФЭК России

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ

В.Б. Мохов

начальник Управления регулирования ФОРЭМ

В.Н. Синельникова консультант по юридическим вопросам ФЭК России

Тор™ электрич

Рыночные отношения в электроэнергетике продолжают развиваться и совершенствоваться. Так, 1 июня 1999 г. в Красноярске состоялись торги на продажу сверхпланового объема электроэнергии "идроэлектростанциями ОЭС Сибири, в которых участвовали ОАО Алтайэнерго, Амурэнерго, Куз-бассэнерго, Новосибирскэнерго, Томскэнерго, Чи-^аэнерго, а также Березовская ГРЭС и Саяно-Шу--иенская ГЭС.

Цель торгов: оптимальное использование топливно-энергетических ресурсов и повышение уровня расчета в денежной форме за отпущенную электрическую энергию. Основными принципами организации и проведения торгов (конкурса) явля-■отся создание равных конкурентных условий для всех участников, а также гласность, единство требований и объективность оценки.

Правовой основой послужили Временные пра-зила проведения торгов (конкурса) на продажу сверхпланового объема электрической энергии, зырабатываемой гидроэлектростанциями (утверждены Постановлением ФЭК России от 10 апреля 1999 г. № 21/1, далее Временные правила).

Подготовка торгов: в соответствии с Временными правилами, Оператор-диспетчер ФОРЭМ 4ДУ ЕЭС России) при участии ОДУ соответствующей энергозоны и поставщика (ГЭС) до 20 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, определяет количество ожидаемой сверхплановой выработки электроэнергии на ГЭС с оформлением протокола, фиксирующего ее количество. До 50% от зафиксированного в протоколе объема сверхплановой электроэнергии может быть куплено без проведения торгов (конкурса) АО-энерго, на территории которых непосредственно расположены гидроэлектростанции и (или) прилегающие к ним (ГЭС) водохранилища, по тарифу утвержденному ФЭК Россиидля данного поставщика при выполнении АО-энерго следующих условий:

• оплата электроэнергии осуществляется денежными средствами;

• АО-энерго за 5 дней до начала периода поставки должно обеспечить 100% предоплату путем открытия в пользу поставщика покрытого (депони-оованного) безотзывного аккредитива на всю сумму стоимости покупаемой сверхплановой электроэнергии;

• АО-энерго обязано разгрузить свои собственные станции на объем электроэнергии равный объему покупки сверхплановой электроэнергии ГЭС с ФОРЭМ и (или) увеличения на этот объем полезного отпуска электроэнергии собственным потребителям.

При невыполнении перечисленных выше усло-

ской энергией

вий АО-энерго лишается права на покупку сверхплановой электроэнергии ГЭС без проведения торгов. Не купленный объем электроэнергии подлежит продаже только на публичных торгах.

Таким образом, ГЭС может продать посредством торгов (конкурса) электроэнергию в объеме, равном 50% от зафиксированной в протоколе сверхплановой выработки ГЭС, плюс не купленный АО-энерго (на территории которых расположены ГЭС и прилегающие к ним водохранилища) объем электроэнергии при невыполнении последними условий оплаты, указанных в п. 15 Временных правил.

После определения объема сверхплановой электроэнергии ГЭС, подлежащего продаже на публичных торгах, РАО "ЕЭС России", как организатор торгов, формирует конкурсную комиссию, которая должна состоять из представителей РАО "ЕЭС России", ОАО "ЦДУ ЕЭС России" и ФЭК России.

Первоначальная (стартовая) отпускная ценой на электрическую энергию, выставляемой на торги (конкурс), равна тарифу, установленному ФЭК России для данной ГЭС.

Участники торгов (дефицитные субъекты ФОРЭМ, представившие зарегистрированную заявку на участие в торгах), имея информацию об объеме продаваемой на торгах электроэнергии и стартовой цене, направляют в конкурсную комиссию заявки с указанием следующих параметров:

• цена за единицу продукции (тыс. кВт.ч.), включая расходы на транзит;

• объемы и сроки оплаты;

• структура платежей;

• гарантия платежей.

Процедура наблюдается на примере Красноярских торгов.

Их проводила Конкурсная комиссия, в составе Председателя - заместителя директора РДЦ ФОРЭМ В.И. Молодецкого и членов: Б.В. Михайлова - заместителя начальника Департамента планирования и экономического анализа РАО ЭЕС России, /1-Е. Халяпина, заместителя генерального директора по экономике Представительства "Сибирь-энерго", Ю.Н. Артемьева, начальника службы ЦДУ ЕЭС России, В.Б. Мохова, начальника Управления ФОРЭМ ФЭК России, В.А. Толстова, директора ТРДЦ Сибири, В.В. Шурупова, начальника службы ОДУ Сибири, секретаря комиссии.

С особой тщательностью было отработано содержание Оперативного договора на продажу сверхплановой энергии, который заключал каждый участник торгов. При этом много вопросов вызвал раздел об ответственности сторон. К примеру, Председателю конкурсной комиссии В.И. Моло-

Вестник ФЭК России

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ

децкому пришлось уточнять, является ли уровень воды на плотине, если он ниже минимально запланированного, форс-мажорным обстоятельством, влекущим за собой освобождение ГЭС от ответственности за недопоставку электроэнергии.

В соответствии с вышеназванными Временными правилами Саяно-Шушенская ГЭС определила количество ожидаемой сверхплановой выработки электроэнергии и оформила между Оператором ФОРЭМ, ОДУ Сибири и Саяно-Шушенской ГЭС протокол, который привезла на торги и передала его конкурсной комиссии. Из протокола усматривалось, что ожидается сверхплановой выработки электроэнергии в объеме 950 млн. кв./ч., из них300 млн. кв./ч. электроэнергии купило АО-Красноярс-кэнерго, воспользовавшись своим правом покупать без проведения торгов (конкурса) до 50% от зафиксированного в протоколе объема сверхплановой электроэнергии, если на его на территории непосредственно расположены гидроэлектростанции и (или) прилегающие к ним (ГЭС) водохранили-щаэ (см. п. 14 Временных правил).

В итоге на торги было выставлено 650 млн. кв./ч. Электроэнергии. При установлении стартовой цены поставщик энергии - Саяно-Шушенская ГЭС, просила учесть налог на водные ресурсы, которые необходимо заплатить в бюджет Республики Хакасия.

Участники торгов, указали в заявках цены за единицу продукции, объемы и сроки оплаты, в том числе отразили структуру и гарантию платежей. Например, ОАО-Амурэнерго обязалось оплатить 50% стоимости купленной энергии тарифом на же-

лезную дорогу, ОАО Березовская ГРЭС 50% взаимозачетами ОАО Томскэнерго - выставило 100% оплату энергии ГСМ.

Вскрыв конверты, Конкурсная комиссия установила: заявок поступило на 785 млн. кв./ч., т.е. в процессе торгов выявился конкурс покупателей. Заявленная участниками торгов цена колебалась от 4-х коп. до 1 коп. за кв./ч. Два участника предложили равные условия покупки. Конкурсная комиссия использовала принцип пропорционального распределения оставшегося объема продаваемой энергии.

После получения участниками торгов (конкурса) документов, удостоверяющих их победу на торгах, поставщик (ГЭС) заключает оперативный договор с покупателем на условиях, содержащихся в конкурсной документации и заявке победителя, по тарифам, сложившимся в результате публичных торгов (конкурса).

Опыт проведения торгов показал, что они выгодны как поставщику, так и покупателю, поскольку заключенный по результатам торгов Оперативный договор является краткосрочным (1 месяц), при расчетах Поставщику гарантируется ускоренный порядок: АО-энерго за 5 дней до начала периода поставки должно обеспечить 100% предоплату путем открытия в пользу поставщика покрытого (депонированного) безотзывного аккредитива на всю сумму стоимости покупаемой сверхплановой электроэнергии. Таким образом, рыночные отношения в сфере естественных монополий расширяются и приносят существенный экономический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.