Научная статья на тему 'Торфяное топливо в России в XVIII XIX вв'

Торфяное топливо в России в XVIII XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
585
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торфяное топливо в России в XVIII XIX вв»

 © Л.В. Копенкина, 2002

УДК 622.812

Л.В. Копенкина

ТОРФЯНОЕ ТОПЛИВО В РОССИИ

В XVIII - XIX вв

И

нтерес к торфу как топливу возникал в России в связи с проблемами использования дров и угля. В конце XVII - начале XVIII веков значительно поредели леса вблизи населенных пунктов, винокуренных, кирпичных и про-чих заводов. Увеличивалась потребность в дровяном топливе в связи с развитием мануфактурной промышленности, потребность в ценных породах леса для строительства, кораблестроения.

В 1697 г. в Голландии Петр I познакомился с использованием торфа на топливо. В 1701 г. Петр I написал азовскому губернатору адмиралу Федору Апраксину: « .. .в Азовских лугах и иных местах, близких и дальних, по крайней мере искать торфу, которое дело зело будет пользовать в тамошних бездровных местах.» [1]. В 1703 г. он написал азовскому губернатору И.А. Толстому о поисках торфа как «подспорья дровам». В 1722 г. Петр I указывал о «делании» торфа в степных и безлесных местах в инструкции генерал - майору Чернышеву Указом Петра I от 8 ноября 1723 г. было разрешено организовать «своим ижди-веньем» торфяной промысел Тимофею фон Армусу без пошлины в течение 10 лет.

М.В. Ломоносов обратил внимание на торф как замену древесного топлива во II главе книги «О слоях земных» в 1759 году : «Что турф есть в России, о том сомневаться не должно. Есть у нас не хуже голландских болота и топи.. .Сие изъяснение подает немалое утешение людям, кои у нас в России о сбережении лесов весьма попечительны» [2].

С 1765 г. с учреждением в Петербурге Вольного экономического общества ( ВЭО ) в России началось распространение сведений о торфе, его использовании, в частности, как

топлива. В трудах ВЭО появились первые работы по использованию торфа в качестве топлива, получению кокса из торфа. Сначала это были переводные работы (с немецкого), затем работы первых русских академиков (Зуева В.Ф., Соколова Н.П., Ловица Т.Г., Севергина В.М. и др.), придававших торфяному делу большое значение, призывавших население безлесных местностей добывать торф для замены дров. Их опыты по сжиганию торфа показали полную возможность замены им дров при обжиге кирпича, извести, отапливании заводов, домов. ВЭО неоднократно учреждало премии (в 1780, 1790, 1791, 1793, 1801, 1803 гг.) за отыскание торфа в Москве, Петербурге, Азовской, Новосибирской губерниях, за использование его на «топление» в печах.

В 1786 г. Екатериной II был издан Указ об отведении 1/5 лесных в «заказные рощи», а 4/5 были открыты для свободной эксплуатации. В лесах стали устанавливаться лесопильные мельницы, смолокуренные, поташные и другие заводы. Это привело к хищническому истреблению лесов.

В 1800 г. Павел I издал Указ «О введении в употребление торфа для отапливания во всех местах, где оный безвредно употребляться быть может». На издание этого указа повлияло письмо об использовании торфяного топлива вице-президента Берг-коллегии М.Ф. Соймонова, сопровождающее образцы торфа и угля из него. Образцы были доставлены из имения А.Э. Мусина--Пушкина, разрабатывавшего торф в Нижегородской губернии.

В конце XVIII - начале XIX вв. торф был найден во многих губерниях Центральной России, на Урале. Исследования академика Н. Соколова способствовали организации в 1795 г. торфяной разработки недалеко от села Черкизова около Москвы. Торф ис-

пользовался для замены дров при обжиге кирпича на Измайловских казенных кирпичных заводах. Ежегодно добывалось до 1000 куб. саженей резного торфа. Излишек торфа продавался местному населению.

Добыча торфа резным способом для использования его в качестве топлива в оранжереях, для сушки овинов велась в дворянско-помещичьих хозяйствах (у графа Румянцева (с 1780 г., Московская губерния), Мад-докса (с 1793 г., Смоленское наместничество), А. Мусина-Пушкина (с 1798 г., около Петербурга), князя Н. Н. Куракина, бригадира М. Толстого (с 1801 г., Орловская губерния), князя Л.К. Разумовского (1810-1818 гг., Московская губерния). В Тамбовской губернии вице-президент Берг-коллегии М.Ф. Соймонов отыскал 23 торфяных залежи в окрестности селений для снабжения топливом крестьян безлесных деревень.

В 1825 г. тверской помещик А.И. Коренев начал разрабатывать торф в своем имении Яминское (в 30 верстах от Твери) для топки печей, сушки овинов. В 1835 г. он пригласил в учение крестьян. «Школой» Коренева были подготовлены 42 мастера для 16 губерний России.

В 1837 г. новым Министерством государственных имуществ было предписано всем его палатам губерний сообщить сведения об имеющихся на местах залежах торфа.

В 1839 г. правительство России разрешило использовать остатки сумм, отпускаемых для Курляндии, где торфяное дело получило значительное развитие в 1830-х годах, на создание торфодобывания в других местностях империи. В этом же году в связи с дороговизной дров в Москве был создан специальный торфяной комитет под председательством генерал-губернатора Москвы князя Д.В. Голицына для «развития прииска и добывания торфа». С целью показа пригодности торфа для отопления паровых машин, печей в жилых зданиях комитет использовал его для обогревания аудиторий Московского университета, канцелярии Московского генерал-губернатора, казарм, бань, для паровых машин московского водопровода. Комитет выдавал предпринимателям ссуды на льготных условиях. Тогда же в Москве Я.М. Никитинским и Завьяловым было осно-

вано товарищество для разработки торфа на Чагинском (Дворцового ведомства) и Сукинском (Удельного ведомства) болотах.

В 1840 г. для улучшения организации добывания торфа под Москвой Удельным ведомством был вызван опытный торфмейстер из Курляндии - А.К. Боде.

В 1840-х годах в России отмечался рост фабрик и заводов, вызванный применением паровых двигателей. В связи с увеличением цен на дрова (от 16 до 25 рублей за куб. сажень) -единственным тогда топливом для паровых машин - встал вопрос о замене их торфом. В 1841 г. было издано постановление Министерства государственных имуществ «Об отвращении истребления лесов употреблением торфа вместо дров».

30 сентября 1842 г. вышло распоряжение Министерства государственных имуществ «О введении разработки торфа на казенных землях в шести губерниях России». На основании этого был командирован курляндский торфмейстер Каде для обследования торфяных болот и проведения опытных работ в Тверской и Владимирской губерниях. В распоряжении отмечалось, что «все работы производятся вольнонаемными работниками, дабы не поселить отвращения к сему полезному делу у казенных крестьян, коих употреблять только на резку торфа, что заменит порубку дров» [3].

Для приготовления более качественного торфяного топлива в 1843 г. предпринимателем И.Ф. Гофманом на подмосковной разработке торфа «Горелое» был предложен способ переработки торфа в виде полужидкой массы с последующим формованием кирпичей в рамах.

В 1848 г. фабрикант Прохоров организовал добычу торфа для отопления Трехгорной мануфактуры.

В 1851 г. вышел указ Александра II о развитии добывания и употребления торфа в Москве. В 1850-е годы в Москве отапливалось торфом более 55 фабрик и заводов. Разрабатывалось около 40 торфяных болот крупными фабрикантами (Прохоровым, Волковым, Малютиным и др.). Ежегодно по Москве добывалось около 25 тыс. куб. саженей воздушно-сухого торфа. В 1852 г. на Московской выставке был отмечен заведующий торфяным производством разработок Удельного ве-

домства Ю.И. Тимченко за способ получения кускового торфа разливом гидромассы на площадки.

В 1858 г. Московское общество сельского хозяйства учредило комитет с целью оказания практической помощи русской промышленности по разработке торфа на топливо и для выработки из него продуктов. Директором комитета был избран профессор М.Я. Киттары. В этом же году в Москве было создано акционерное общество «для извлечения кокса, парафина и прочих продуктов из торфа, а также торговли сими продуктами» с капиталом в 500 тысяч рублей.

С 1858 г. департамент сельского хозяйства разрешил (по приказанию министра государственных имуществ) торфмейстерам в Лифляндии, Московской, Тамбовской и Харьковской губерниях исследование частных торфяников, а также производство и наблюдение за разработкой торфа у частных владельцев для распространения добывания торфа и употребления его на топливо.

В 1862 г. при исследовании Ф. Пар-ротом торфяных залежей вдоль Московско-Петербургской железной дороги торф применялся для отопления локомобилей. В течение 35 лет торфяное топливо использовалось для паровозов на Московско-Нижегородской железной дороге. В 1868 г. были проведены опыты по сжиганию торфа в смеси с каменноугольной мелочью в торфяном хозяйстве при Никольской мануфактуре Морозова около Орехово-Зуева под Москвой.

В 1868-1869 гг. был проведен ряд опытов по нахождению наиболее рационального способа разработки торфяных залежей, сжигания торфа в паровозных топках инженерами Кло-коцким, П. Алексеевым. В 1870 г. Первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков высказался за отопление паровых машин торфом из-за повышения цен на дрова и уголь. В 1871 г. член ВЭО Э.Э. Лоде выступил на заседании с докладом об изобретении Эйхгорном шаровидного торфа. Опыты по сжиганию шаровидного торфа в топках паровозов на Николаевской и Нижегородской железных дорогах показали хороший результат. Были построены заводы по выработке торфяных шаров недалеко от Москвы близ станции Люберцы и под Петербургом. Для выяснения вопроса о вы-

годности и возможности отопления паровозов торфом на Орловско-Витебской железной дороге в 1875 г. на болоте Пальцо в Карачевском уезде Орловской губернии был построен завод. С 1879 г. на нем проводились опыты по коксованию торфа.

Торф как топливо был представлен на промышленных выставках (в 1882 г. в Москве; в 1883 г. на Биссе-ровском торфяном месторождении; в 1896 г. в Нижнем Новгороде). В 1884 г. в Москве было организовано «Товарищество торфяного отопления» Э.О. Герценберга для снабжения торфяным топливом железных дорог, фабрик, заводов, домов. В 1890 г. в России было добыто 705 тыс. т торфа, в 1892 г. - 1016 тыс. т, в 1896 г. - 1064 тыс. т. В 1891 г. техническим персоналом из Германии был построен в 30 км от Петербурга Ириновский брикетный завод.

В 1897 г. на торфяное топливо обратил внимание Д.И. Менделеев.

В 1897 г. на Кулебакском горном заводе применялся торфяной кокс, в Верхнеисетском горном округе был построен торфобрикетный завод.

В целях изыскания мер по развитию торфодобывания в России в феврале 1900 г. было организовано особое совещание под председательством министра земледелия и государственных имуществ с участием представителей от ведомств путей сообщения, финансового, государственного контроля и уделов, а также сведущих лиц. В числе мер для развития торфодобывания были установлены облегченные условия сдачи казенных торфяников в разработку частным предпринимателям, которые занимались переработкой торфа в брикет и другие виды топлива [4].

В 1900 г. вышло правительственное распоряжение об открытии в России нескольких торфяных заводов, дающих продукты, заменяющие привозное минеральное топливо и обеспечивающее бесперебойную работу железной дороги. Министерство путей сообщения в первую очередь решило строить торфококсовальный завод на станции Редкино Николаевской железной дороги. На заводе предполагалось производить 8 млн. пудов бурого торфяного угля в год с помощью 8 коксовых печей системы Циглера для отопления паровозов. Для снабжения завода сырьем на ближай-

шем болоте «Галицкий Мох» была организована разработка торфяной залежи.

Огромные запасы торфа в России, возможность разработки торфяных залежей открытым способом, бли-

зость населенных пунктов, промышленных предприятий являются факторами, благоприятствующими для обращения к торфу как топливу. Необходимость использования торфяного топлива способствовала становлению

торфяного дела, созданию торфяной техники, возникновению науки о торфе, а также принятию мер правительством, хозяйственными и общественными организациями для поддержания его развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Письма и бумаги Петра Великого. Т.Н. - С.-Пб, 1889. - 204 3. Государственный архив Тверской области (ГАТО) ф. 1417,

с. оп 1, д. 8. - С. 8-12.

2. Ломоносов М.В. О слоях земных. Полн. Собр. Соч. т. 5. - 4. ГАТО, ф. 821, оп. 1, д. 38. - С. 18.

М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 607 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Копенкина Любовь Владимировна — доцент, кандидат технических наук, Тверской государственный технический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.