46
Труды Инсторфа 9 (62)
УДК 662.331(09)
Копенкина Л. В.
Копенкина Любовь Владимировна, к. т. н., доцент кафедры торфяных машин и оборудования ГОУ ВПО «Тверской государственный технический университет, Тверь, Академическая, 12. lvkopenkina@mail.ru
ОРГАНИЗАТОР ТОРФЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И.И. РАДЧЕНКО (1874-1942)
(к 140-летию со дня рождения)
Аннотация. Статья посвящена организатору торфяной промышленности, первому руководителю Главного торфяного комитета, Центрального управления по добыче торфа, директору научно-исследовательского института торфяной промышленности (Инсторфа), первому редактору журнала «Торфяное дело» Ивану Ивановичу Радченко.
Ключевые слова: история торфяной промышленности, Инсторф, Торфяной комитет, добыча торфа, журнал «Торфяное дело», Радченко Иван Иванович.
Kopenkina L.V.
Kopenkina Lubov V., Dr., Associate Professor of the Chair of Peat Machinery and Equipment of the Tver State Technical University, Tver, Akademicheskayа, 12. lvkopenkina@mail.ru
THE ORGANIZER OF THE PEAT INDUSTRY I.I. RADCHENKO (1874-1942)
(to the 140 anniversary since birth)
Abstract. Article is devoted to the organizer of the peat industry, the first head of the Main peat committee, the Central management on production of peat, the director of research institute of the peat industry (Instorf), the first editor of the Peat Business magazine Ivan Ivanovich Radchenko.
Keywords: history of the peat industry, Instorf, Peat committee, peat production, Peat Business magazine, Radchenko Ivan Ivanovich.
Труды Инсторфа 9 (62)
47
В 2013 году исполняется 140 лет со дня рождения одного из выдающихся деятелей торфяного дела, организатора советской торфяной отрасли Ивана Ивановича Радченко.
Иван Радченко родился 23 октября 1874 г. в г. Конотопе Черниговской губернии в многодетной семье купца 2-й гильдии, мелкого лесопромышленника Ивана Леонтьевича Радченко. Всего в семье было 11 детей.
Окончил Конотопское городское училище, поступил учеником на лесопильный завод, с 1891 г. работал приказчиком на лесных разработках и лесопилках Черниговской губернии. Отец погиб на строительных работах.
С 1895 г. Иван Радченко - профессиональный революционер (по примеру своего старшего брата Степана Радченко, студента Петербургского технологического института). Затем переехал в Петербург, поступил на счетоводные курсы, затем работал табельщиком бронезакалочной мастерской Ижорского завода. В 1899 г. работал конторщиком в управлении Николаевской железной дороги.
Член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» с 1898 года, член Петербургского комитета РСДРП с 1902 года, член Организационного комитета по созыву 2-го съезда РСДРП. Петербургский агент газеты «Искра» в 1900 году. Организатор подпольной типографии в Кишиневе в 19011902 годах.
4 ноября 1902 года был арестован на вокзале в г. Пскове. Провел 8 месяцев заключения в Доме предварительного заключения и Петропавловской крепости в Петербурге. В тюремной церкви обвенчался со своей первой женой,
студенткой-медичкой Александрой Ильиничной Шишкиной (умерла от тифа в 1906 году во время медицинской практики).
В 1902-1905 годах - ссылка до приговора в Енисейскую губернию, затем Якутию. В августе 1905 года бежал из ссылки за границу в Женеву для получения инструкций от заграничного центра по налаживанию транспорта большевистских изданий - газет «Волна», «Эхо», но вскоре вернулся и возобновил противоправительственную деятельность.
В 1905-1912 годах - на нелегальном положении. С октября 1905 года вел партийную работу в Москве, Петербурге, Баку, Харькове, Одессе.
После разгрома в Петербурге подпольной типографии «Дело» скрывался в Баку, служил в местной городской управе. В 1909 г. работал конторщиком материального отдела Харьковского паровозостроительного завода. Переехав в Одессу, поступил бухгалтером в правление Товарищества торгово-промышленных паев. Женился второй раз на Алисе Ивановне Мей-баум, окончившей курсы Лесгафта.
В 1912 году с помощью Г.М. Кржижановского стал организатором и управляющим Богородских торфоразработок («Электропередача»). В этом удаленном от полиции месте И.И. Радченко и ГМ. Кржижановский приняли на работу В.В. Воровского, С.Я. Аллилуева и других большевиков.
Председатель Богородского Совета рабочих депутатов после февральской революции 1917 года. В апреле 1917 года был приглашен Московской городской управой для организации специального торфяного отдела и новых Шатурских торфяных разработок.
Первое разведывательное путешествие торфмейстеров и инженеров на Шатурское болото состоялось в мае 1917 года. Возглавлял экспедицию И.И. Радченко, назначенный заведующим торфяным отделом Московской губернии.
Им была составлена проект-смета оборудования Шатурских торфяных разработок с расчетом на добычу ежегодно 6-7 миллионов пудов торфа при 50 торфяных машинах. Вместе с тем выяснилось, что необходимо арендовать и соседнее Петровско-Кобелевское торфяное болото, прилегающее к группе озер, создающих удобные условия для сооружения электрической станции.
1 июня 1917 года был утвержден первый штат в количестве 50 человек постоянных
48
Труды Инсторфа 9 (62)
служащих и начались работы по подготовке площади болота, оборудованию его и изысканию материалов и предметов оборудования. Уже были поставлены 345 столбов для линии электропередачи, приступили к осушке болота и добыли первые 40 тысяч пудов резного торфа, 4150 куб. сажен пня и дров, как произошла революция, и временно работы приостановили.
В книге воспоминаний о Ленине Радченко писал, что в ноябре 1917 г. «приезжал со специальным поручением от Московского самоуправления изыскать в центре кредиты на организацию торфяного хозяйства в Московской губернии. Критическое положение с топливом в промышленности и на транспорте, в городском хозяйстве, в больницах и лазаретах, наконец, у самого населения заставило хвататься за этот еще малоизвестный и мало испытанный у нас в то время вид топлива. Дело было поручено мне, имевшему за своей спиной пять лет практического опыта на торфоразработках Богородской «Электропередачи» (ныне имени Классона)» [1].
28 ноября 1917 г. И.И. Радченко, заведующий торфяным подотделом Московской городской управы (МГУ), написал письмо в Совет народных комиссаров: «для обеспечения Москвы топливом МГУ решила организовать работы по добыче торфа. Прошу рассмотреть вопрос и ассигновать необходимую сумму для успешного продолжения начатых работ. В ближайшем будущем необходимо построить крупную электрическую станцию, сжигать местное топливо и снабжать электрической энергией Москву и пригороды, что могло бы дать экономию до 7 000 000 пудов нефти или 15 000 000 пудов каменного угля» [1].
В Смольном В.И. Ленин беседовал с И.И. Радченко об организации торфяной промышленности и строительстве будущих торфяных электростанций типа подмосковной станции «Электропередача».
Ленин «высказал свое удовлетворение по поводу того, что я работал по торфу и знаю это дело. Владимир Ильич отметил большое значение торфа как более доступного при данных обстоятельствах вида топлива, чем далекий донбасский уголь и бакинская нефть. С особенным увлечением говорил он о целом ряде будущих крупных электростанций на торфе типа Богородской «Электропередачи», о которой я рассказывал. На мой вопрос, не могу ли я быть лучше использован для
революции на какой-нибудь другой работе, он настоятельно убеждал меня остаться на работе по организации торфоразработок, так как я был одним из немногих советских специалистов в этой области»,- отмечал Радченко [1].
19 февраля 1918 года В.И. Ленин встречался с И.И. Радченко и А.В. Винтером по вопросу организации торфяной промышленности. В музее Мосэнерго сохранилось удостоверение, выданное бюро совета районных дум 19 февраля 1918 года: «Заведующему городскими торфяными разработками инженеру Радченко и инженеру Винтеру в том, что они действительно командируются в г. Петроград по делам Московского городского общественного управления».
Радченко писал: «в эту нашу поездку с Винтером правительством был сделан второй шаг к организации советского торфяного дела, а по переезде правительства в Москву это дело получило свою твердую организационную базу. Рядом с другими главками был организован Главтоп с подведомственными ему Главуглем, Главнефтью и Главторфом» [1].
20 апреля 1918 года были изданы декреты Совета народных комиссаров «О разработке торфяного топлива», «О Главном торфяном комитете» [2].
Первым руководителем Главного торфяного комитета (Главторфа) был назначен И.И. Радченко.
В задачи Главторфа входили общее регулирование торфяной промышленности, учет и контроль производства торфа, содействие улучшению и развитию торфодобывания, организация опытных станций, специальных научных и учебных учреждений, усовершенствование техники и сжигания торфа.
С учреждением Главторфа все существовавшие торфоразработки были национализированы, взяты на учет, сохранены от расхищения, работали под единым контролем и руководством.
Радченко отмечал, что при организации Главторфа шла борьба с Наркомземом, претендовавшим на то, чтобы все управление торфяным делом находилось в его руках, так как торф следует причислять к землям, почвам, а не к недрам.
До революции немногочисленные торфоразработки находились в ведении министерства земледелия. В Положении об организации Главного торфяного комитета отдела топлива
Труды Инсторфа 9 (62)
49
Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) указывалось:
«...§ 5. Все торфяные болота, как земельные площади, находятся в ведении Комиссариата земледелия.
§ 6. После признания Главным торфяным комитетом той или иной залежи, пригодной для целей промышленной эксплуатации, Главный торфяной комитет обращается в Комиссариат земледелия с предложением передать ему данную залежь для эксплуатации.
§ 9. В состав Главного торфяного комитета входит представитель Комиссариата земледелия с решающим голосом.» [2].
Первой советской торфоразработкой было Шатурское болото. Но в 1918 году там велись лишь подготовительные работы, так как для разработки этого огромного болота требовалась целая армия торфяных рабочих и соответствующее количество продовольствия, которое рациональнее было предоставить старым, налаженным торфоразработкам. Продовольствие и кредиты на Шатурское предприятие были отпущены только осенью, по выздоровлении Ленина после августовского ранения.
Совет Народных Комиссаров принял постановление о расширении торфоразработок и электростанции «Электропередача». К работе на них были привлечены лучшие технические кадры.
С этого времени торфоразработки «Электропередачи» (торфопредприятие им. Клас-сона) стали основной экспериментальной базой торфяной промышленности.
Конец 1918 года и весь 1919 год для Главторфа прошли под знаком добывания продовольствия для торфоразработок, в том числе и для Шатурских [1].
6 февраля 1919 года вышло постановление Совнаркома «О вывозе маршрутными поездами хлеба для торфодобывающей промышленности».
14 апреля 1919 года в Совете Обороны ставился вопрос о выдаче охранных грамот артелям торфяников на вывоз ими хлеба с места жительства на место работы. Тот же вопрос о продовольствии для торфяников ставился в Совете Обороны еще четыре раза, в апреле и мае.
19 апреля 1919 года Радченко был командирован на Украину для закупки в экстренном порядке продуктов рабочим государственных торфяных промыслов [3]. Удостоверение для
командировки Радченко, выданное Управлением делами СНК, подписанное В.И. Лениным, А.Д. Цюрупой, Л.Б. Красиным, В.Д. Бонч-Бруевичем, было составлено в чрезвычайно энергичных выражениях. В нем предписывалось властям и организациям Украины оказывать самое энергичное содействие в покупке мяса, солонины, сала и т. п., в погрузке этих продуктов, срочной отправке и беспрепятственном продвижении до места назначения [1].
В феврале 1920 года ВСНХ командировал Радченко, как председателя Главторфа, на Урал для обследования и организации торфяного дела в области. Кроме того, как уполномоченному Главлескома при 1-й армии труда, ему было поручено согласование и направление деятельности всех уральских гублескомов.
28 октября 1920 г. В.И. Ленин написал письмо в ВСНХ А.И. Рыкову и в Главторф И.И. Радченко (копии Р.Э. Классону, Г.М. Кржижановскому, Э.М. Склянскому), в котором сообщалось, что 30 октября вопрос о гидроторфе будет слушаться на заседании СНК. В нем излагались меры, необходимые для скорейшей реализации способа гидроторфа [4].
Оно охватывало в комплексе вопросы организации, материально-технического обеспечения, материального стимулирования и пропаганды работ по гидравлической добыче торфа.
15 декабря 1920 г. Совет Обороны принял постановление о назначении временной комиссии для выяснения плана и программы работ Центрального лесозаготовительного отдела и Главлеса. Тогда же Радченко был выдан мандат как председателю временной комиссии по обследованию и улучшению работ Центрального лесозаготовительного отдела и Главлеса.
С именем Радченко связано создание в 1922 году на базе Главторфа Центрального управления торфяной промышленности (Цуторфа). В результате слияния Цуторфа с Управлением Гидроторфа возник Государственный торфяной трест (Госторф).
Научно-экспериментальная часть Госторфа в 1926 году была преобразована в Центральный научно-исследовательский институт торфяной промышленности (Инсторф).
Инсторф находился в Москве, а его экспериментальная база - Торфяная опытная станция (ТОС) - на торфяном месторождении «Галицкий Мох» вблизи железнодорожной станции Редкино.
50
Труды Инсторфа 9 (62)
В 1929 году были организованы филиалы Инсторфа в Киеве, Ленинграде, в Минске.
Торфяная опытная станция (ТОС) Инсторфа - одно из первых опытно-научных учреждений, положивших начало развитию отечественной торфяной промышленности. В Редкино на ТОС были продолжены работы по переработке торфа на местном коксовальном заводе.
Радченко И.И. был председателем Главного торфяного комитета ВСНХ (1918-1922), Центрального управления по добыче торфа ВСНХ СССР (1922-1926), начальником управления «Торфозаводстроя».
Радченко занимался изучением роли торфа в энергетическом балансе Европейской части СССР.
В 1933 году ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук без защиты диссертации.
И.И. Радченко являлся заместителем наркома внешней торговли РСФСР (1921-1922), членом Президиума, заместителем председателя Главлескома (1923-1931), членом Совета ВСНХ РСФСР, а также занимал ряд ответственных должностей в Главгеологии, объединении сахарной промышленности «Сахаротрест» (1922-1924), Средневолгострое. Делегат 16-го съезда, 17-й конференции ВКП (б).
Радченко И.И. - директор научно-исследовательского института торфяной промышленности Инсторфа (1927-1930, 1934-1935), глава советской делегации на международной конференции энергетиков в Лондоне (1928), делегат всемирного электротехнического конгресса (1928), Лейпцигской выставки (1930), директор Геологического комитета BCHX (1929-1930), заместитель начальника Средне-волгстроя (1932-1934), начальник Управления строительством заводов по искусственному обезвоживанию торфа (1936).
И.И. Радченко был организатором и первым редактором журнала «Торфяное дело», выходящего с 1924 года.
В 1934 году при его участии на базе филиала Инсторфа в Минске был открыт Институт торфа АН БССР.
И.И. Радченко - автор многих статей о торфяном топливе, состоянии торфяной промышленности в журналах «Торфяное дело», «За индустриализацию», «Известия Инсторфа», «Экономическая жизнь», газетах «Горнорабочий», «Торгово-промышленная газета», «Правда», «Комсомольская правда»,
«Тверской край», воспоминаний, в том числе о В.И. Ленине [1], редактор сборников трудов
0 торфе.
В ночь на 16 августа 1937 года Радченко был арестован на посту начальника Управления по строительству и эксплуатации заводов искусственного обезвоживания торфа за участие в «антисоветской организации правых» [5].
Он обвинялся в том, что наряду с вербовкой участников контрреволюционной организации «проводил вредительскую работу, направленную на разрушение торфяной промышленности как путем срыва планов добычи торфа, так и путем создания диспропорции между добычей и сушкой торфа». Военная коллегия Верховного суда СССР 8 февраля 1938 года вынесла приговор о 25 годах «строгой изоляции».
Умер в Соль-Илецкой тюрьме Оренбургской области 1 мая (по некоторым данным [6]
1 апреля) 1942 года.
Радченко И.И. реабилитирован 21 июля 1954 года [7, 8].
Его сын Алексей Радченко окончил в 1932 г. МВТУ им. Н.Э. Баумана по специальности инженер-механик по паровым двигателям. Работал в конструкторском бюро прямоточного котлостроения, возглавляемого Л.К. Рамзиным. Погиб на фронте в 1942 году [5].
Жена И.И. Радченко Алиса Ивановна была репрессирована, выслана во Владимир. После реабилитации жила в Москве. Умерла в 1964 году. Документы о Радченко передала в Музей революции (в настоящее время Музей современной истории России).
Именем Радченко, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, 22 апреля 1965 года был назван поселок ТОС (торфяная опытная станция) в Конаковском районе Тверской (бывшей Калининской) области [9].
Летом 1977 года в связи с 50-летием образования торфяной опытной станции в поселке Радченко был установлен памятник организатору торфяной промышленности И.И. Радченко.
В Российском государственном архиве экономики есть семейный фонд Радченко [10]. Там находятся материалы о работе Радченко на станции «Электропередача», строительстве Шатурской ГРЭС, в Главторфе, Центральном научно-исследовательском институте торфяной промышленности и др.
Труды Инсторфа 9 (62)
51
Библиографический список
1. Радченко И.И. Воспоминания о В.И. Ленине // В.И. Ленин во главе великого строительства: Сборник воспоминаний о деятельности В.И. Ленина на хозяйственном фронте. - 1934. - С. 7-19.
2. Декреты Советской власти. Том II. 17 марта - 10 июля 1918 г. - М.: Гос. издательство политической литературы, 1959.
3. ЦГАОР, ф. 130, оп. 3, д. 381, л. 275.
4. Ленин В.И. Письмо А.И. Рыкову и И.И. Радченко // Полное собрание сочинений. -Т 51. - С. 319.
5. www.energymuseum.ru.
6. Панин А.М. И.И. Радченко - новые страницы жизни (к 130-летию со дня рождения) // Торф в решении проблем энергетики, сельского хозяйства и экологии: материалы выездной секции Международной научнопрактической конференции. - Тверь: ТГТУ 2006. - 132 с.
7. Репрессированные геологи. Изд. 3-е. -М.-СПб., 1999. - 454 с.
8. ЦИАМ, ф. 723, оп. 1, д. 207; С. 1.
9. Калининская правда, 29 апреля, 1965.
10. РГАЭ, ф. 9455. 515 д.