Научная статья на тему 'Томский учительский институт в первые годы существования (1ш-1904)'

Томский учительский институт в первые годы существования (1ш-1904) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
17
Поделиться

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Широкова М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tomsk teacher-traning Institute in its beginning

The article is devoted to the first years of the oldest on the vast territory bghrnd the Urals Tomsk Teachers" Institute, The author deals with Ihe problems of its pedagogical staff, social background (origin) of its students academic plans and programmes. Baaed on the thorough study of literature and archives the analysis of method and education at the Teachers" Institute >n 1903-1904 is given there. The article continues series of publications under Ihe heading «To 100 у ears jub'lee of a professional pedagogical education in Tomsk».

Текст научной работы на тему «Томский учительский институт в первые годы существования (1ш-1904)»

¡vi. П. Широкова. Томский учителсти институт .

К 100-ЛЕТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ

М.П. Широкове

ТОМСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЙ (19QM904}

Г2иск.'и государственный педагогический университет

Зарождение профессионального педагогического образования в Г. Томске относятся к 1902 г. По Высочайше у повелению Государя императора от 4 февраля 1902 г. ни основании представления департамента промышленности, пауки н торговли Государственного Совета с 1 Шоля 1У02 г. в Томске был учрежден первый в Сибири Учительский институт. Положением от 31 мая 1872 г, учительские институты наделялись статусом Средних специальных мужских бессословных закрытых учебных заведений с трехлетним сро-кон обучения Учреждались институты с целью под! о товки учителей для городских пяти- и шестилетних бессословных, училищ [I].

Открытие в Томске 26 сентября 1902 1. Учительского института явилось значительным событием в культурной жнзин города и всего Сибирскою региона [2, с. 76 -ВО]. Менету тем с первых месяцев своею существования институт столкнулся с серьезными проблемами: недостаточным финансированием содержания воспитанников м оплаты труда сотрудников; отсутствием собственною помещения, сбоями в ассигновании средств на постройку специального здания для института, особенно в условиях русско-японской войны и т д.

Первоначально в Учи тельском институте был огхрыт только один первый класс. В него из по-41 л <](> гюнпрнентов было принято только .'(? че [о в с к, успешно выдержавших вступительные эк-замены и имеющих необходимый педагогический стаж работы. Отметим, открытие десятого по счету Учительского института в России было мнш ими воспринято с надеждой. Число желающих получить специальное педагогическое образование росло с каждым годом. Попечитель Западно-Сибирскою учебного округа Л. Лаврентьев в письме к министру народного просвещения отмечает, что уже в течение 1902703 учебного I ода по запросам из разных концов империи было разослано свыше правил поступления в

Томский учительский институт л. 116 об].

Между тем возможности института, арендовавшего до постройки собственного корпуса небольшой частный дом, были крайне ограничены. Второй набор воспитанников в 19 j3 г. составил всего 23 человека, К концу 1903/04 учебного юда в Томском учительском институте обучалось 38 воспитанников. Из них в первом классе Было 2U человек, во втором - 1В. Сокращение численности учащихся произошло по объективным при-ЧН1ПЛГ Н!С. из них, А ц:ьтлидр 1- 1 II ко и Ког-с :-ш тип Моргайлик, были ГфИзянны на военную службу; одни ученик выбыл по болезни и еще одни - покончил с спбоГг Состав учащихся по социальному происхождению был самым Демократическим: обучались преимуществен но дети крестьян it мещан 32 человека; детей незнатных дворян и чиновников было 6 человек Все воспитанники до йгоиуплеинв и институт окончили полный курс городских училищ, учительских семинарий, либо несколько классов гимназии и прослужили не менее года в должностях учителей. По месту рождения учаншеся были со всех концов империи, как с отдаленного востока, так и с запада, уроженцем Томска был только один воспитанник [ I, л. 64],

Первым директором Томского учительского института был назначен статский советник Виктор Петрович Щегтетев. До этого назначения он работал директором народных училищ Томской I уперши!. Виктор Петрович, как видно из архивных материалов, был очень ответственным и деятельным руководителем, искренни желавшим процветания новому учебному заведению. При нем начинается строительство специального корпуса для института и ои сан является председателем строительной комиссии. При В.П. Щепетеве при шлцепскнх возможностях формируется библиотечный фонд института, фонд учебных пособии, необходимых для обеспечения учебного процесса приборов и механизмов. В.П. Щепстев очень бережно расходует выделенные на хозяйственные и административные нужды средства с

Вестник ТГПУ. 1Ш, Выпуск 7 (ib). Серии: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ

тем, чтобы по возможности поддержать воспитанников и сделать хотя бы небольшие доплаты сотрудникам [3, л. 69. 129 н т.д.], тик как их заработная плита была? а институте ниже, чем в гимназиях, частных или коммерческих учебных заведениях, Ситуации вполне знакомая нам и сейчас, Но более всего Виктор Петрович заботился

0 подборе педагогических кадров. Так, на должность преподавателя русского языка он приглашает по рекомендации помощника попечителя Петербургского учетного округа преподавателя Санкт-Петербургского Свято-Тролцкого городского училища магистранта Московской духовной академии Владимира Кантова. Для преподавания естествоведения был приглашен ординарный профессор, зав. кафедрой ботаники Томского Императорского унпверентети, известный ученый и обществен нь? ill деятель Василии Васильевич Сапожников, Учителями алгебры, геометрии н физики был» приглашены преподаватели Томского технологического института A.B. Угаров, В-Н. Пи неги и. В. П. Алексеев. Другие преподавательские должности по совместительству заняли учителя томских гимназии. Врачом ft институт был приглашен Павел Фиреович Ломовнцкпн. надворный советник, выпускник Томского университета. Поскольку на содержание преподавательского состава было ассигновано недостаточно средств, Виктор Петрович Щепетев (jaw üci-BojMewHo преподавал в институте историю и географию. Он же с J 90J Г- вел уроки педагогики для воспитанников второго года обучения [3, л. 116 об.]. В архиве сохранились многочисленные письма, подписанные В.11. Щепетевым с обоснованием необходимости дополнительного финансирования как строительства корпуса для института. гак и содержания сотрудников и воспитанников института. Надо отметить, что Учительский инстнту'1 содержался исключительно на казенный der: в 1902 т. министерством было выделено па содержание воспитанников и оплату труда преподавателей всего I 046 р.. в 1903 - 19 780 р., в 190-1 25 900 и начинал с 1905 г. по 30 900 р [3, л. 131], Н едостато ч н о е ф инан енров ание и н с ти ту-га, особенно п первый го;; его открытия, приводило к срывам ь строительстве корпуса, частым сменам преподавателей, хозяйственным проблемам. В конце 1903 г. В,П. Щепетев был переведен в Томский университет на должность инспектора студентов [3, л. 131].

С 7 января 1904 г. директором Томского учительского института был назначен статский советник, председатель педагогического совета Томской Map ни некой женской гимназии, выпус-t UK !! мперат ipcKOLO Кн омского университета Михаил Михаилович Германов, Новый днрек-

1 ор. как н его предшественник, прежде всего По-

пытался укрепить преподавателштат кнл-лифицнроманными кадрами. Он пригласил для работы g институте преподавателя Томского технологического института В-Ф. Юферова для ведения уроков географии; на должность учителем педагогики - преподавателя Духовной семинарии Н-М Воскресенского, истории - преподавателя Мари и НСКОЙ женской гимназии А. В. Квеци некого. В отчете М.М. Германова попечителю Западно-Сибирского учебного округа j¿t 19U4 i отмечается довольно высокий уровень преподавания в институте. Однако как нн явный недостаток указывается на значительное превышение вуыв-скпми преподавателями предусмотренного нн-^ mi ¡ утекими программами объем.1 ма1срнада по читаемым курсам. Кроме того, отмечается, что вузовские преподаватели ведут занятия лекционным способом 14, л. 66 об.] и предлагают использовать вузовские учебники (благо усилиями В.П. Щепетева таковые присутствовали в библиотечном фонде института) [5. л. 215. 215 об. 216. lió об]

В начале 1904 г, непростое положение со штата ми еще более усугубилось: в условиях начавшейся русско-японской войны в действующую армию были призваны двое учителей, господа Левашов и Андреев, врач П. Ломовнцкий. Воспитанники остались без уроков по пению, гимнастике, гигиене. До окончания учебного года институт оставил преподаватель графических искусств Евгений Юдин.

Серьезной проблемой Томского учительского HHiTHTj га в первые годы его существо винр явилось отсутствие необходимого помешення. Специальное здание только строилось, а временно арендованное - представляло собой двухэтажный деревянный дом с подвальным тгажом и флигелем по ул. Никитской. В доме было 20 комнат, кухня н службы, В подвальном зтаже Исходил,ilíi сшловая из двух :омна , цейхгауз, i ■■:-пата для прислуги, кладовая, ку*нй. На первом зтаже располагались спальни, умывальник, гардеробная. Второй Этаж занимали две классные комнаты, канцелярия, учительская, комната дежурного воспитателя, библиотека и ламповая. Флигель был отдан под квартиру экономя Как отучаете* в документах, (арендованное до лети 1905 г. помещение отличалось большими неудобствами, было холодным и не могло вместить более 40 воспитанников. Городское училище при институте, как предусматривалось Положением 1872 г*, не было открыто, поскольку все поиски пополнительных площадей успехом не увенчались [4. л. 65, 66 пб, 66].

Депь воспитанников института, как того требовали правила закрытого учебного заведения, начинался и 7 часов утра с молитвы. Затем сле-

М П. Широкова. Томский учителский институт

довил первый завтрак, состоявший нз чал с белым хлебом. До 9 утра воспитанники готовились к классным занятиям. С 9 до 12 часов были уроки, после которых следовал получасовой второй завтрак (горячее мясное блюдо, чай и белый хлеб). Затем до половины чеггвертого были уроки. Обед в институте сос тоял нз двух, а по празд-шпсам - из трех блюд. После обеда до 6 вечера воспитанники были свободны. В 9 часов вечера подавали ужин - одно горячее мясное блюдо. После ужина и общей молитвы до 11 часов следовало готовиться к урокам, а затем - отрав-ЛЯТься спать. Накануне воскресных диен и в праздники воспитанники института посещали богослужение в ближайшей церкви

Воспитатели и преподаватели в 1902/03, 1903/04 \'члщых голах ыьчгавп ш своим ученикам м и • ведение пятерки. Однако, как отмечал в отчете попечителю 'Западно-Сибирского учебного округа директор института, нередки были случаи нарушения дисциплины: опоздания, нахождение в хмельном виде, ссоры с прислугой п сотрудниками, шум в помещениях. В общем же воспитанники были схожи: тот же директор отмечает, что в занятиях они проявляли «серьезное отношение к делу, ycepîwe и нскреинее стремление на совесть при обрести солидные педагогические познания » [4, п. 68 об, 67 об]. Переводные экзамены летом 1504 г. покапали, что знания воспитанников по всем учебным дисциплинам, за исключением русского языка и математики, выше средних [4, л. 67 об).

Значительной проблемой молодого Учительского института было слабое обеспечение учебного процесса необходимыми пособиями. К концу 1903/04 учебного года библиотечный фонд циститу га состоял из 2Й2 наименований изданий в 1 757 томах на сумму 1 Кб 2 р. 74 к. В основном это были необходимые учебные пособия по русскому языку, физике, истории, географии и другим предметам. Часть книг была пожертвована попечителем Западно-Сибирского учебного округа Л И. Лаврентьевым. Среди прочих учебных пособий ■ наглядные - 142 наименования; готовальни, лекала, линейки и др. В отчете о состоянии учебно-воспитательной работы директором М,М. Герм в новы м отмечается почти полипе отсутствие необходимых физических приборов и инструментов, так как на нх приобретение «не было решительно никаких средств» [4, л, 64, 64 об, 67].

Одной из самых важных забот педагогического совета Томского учительского института и ггопгчип-.тя Западно-Сибирского учебного округа была чабота о продолжении начатого еще с 1902 г. строительства специального здания для института иа пересечении улиц Киевской и Алек-

сандровской. Участок земли в 3 600 квадра i них саженей под строительство института бьнг безвозмездно выделен городскими властями еще в 19011 г. [2, с. НО] Тогда же архитектору Ф.Ф. Гуту было поручено составление проекта здания Учительского института. Директором В.П.Щепете-вым была сформирована специальная комиссия по контролю за лроитсльством и расходованием средств. Виктор Петрович в целях экономии времени и средств обратился за помощью к своему коллеге - директору Казанского учительского института, которым вскоре был отправлен в Томск план здания института (см. документ I). Далеко не все из этого плана перекопировано при проектировании Томского учительского инст итута, тем не менее многие рациональные идеи, как мы можем убедиться, пригодились. Строительство велось исключительно на казенный счет. 4 февраля 1902 г. Государственным советом Па сооружение здания Томского учительского института было выделено 216 200 р. В течение 1902 ] 903 гт Государственным казначейством в Томск было перечислено лишь 98 ООО р., чего было явно недостаточно для покрытия необходимых расходов. Руководство инс титута, строительная комиссия под председательством директора при поддержке попечителя Западно-Сибирского учебного округа, желая как можно скорее подвести здание под крышу и заготовит ь необходимые ст роительные материалы, часть работ произвела в долг на сумму 34 ООО р. Кроме того, руководствуясь желанием уже в сентябре 1904 г. перевести институт в собственное здание, строительная комиссия заключила контракт с подрядчиками по устройству парового отопления в здании Fia сумму в 25 000 р.; водопровода - 7 000 р.; устройство асфальтовых полов в подвальном птажс 2 61К р. Всего контрактов бьЕЛО заключено па сумму в 6В ('Ир. Комиссия рассчитывала на обещанные Государственным советом ассигновании в размере 1 I ■ l'Oi: p., m ■ i 'Г 1/..\ .( i i'.m ч i ■;.. -числены в 1904 г. Но увы... Планы ипепгтута и всей России были нарушены войной. Средств в 1903 г. выделили лишь 40 000 р. Отделки нов ojo корпуса была остановлена, институт оказался должником как перед подрядчиками, так и перед собственными сотруджжами. Отметим, что директор и преподаватели института, члены строительной комиссии работали безвозмездно, как показано в архивных документах [3, л. 136, J36 об; 4, л. 67].

Многочисленные обращения в Министерство народного просвещения попечителя Западно-Сибирского учебного округа о выделении средств па завершение строительства в 1904 г. цс возымели успеха. За сим уже в апреле 1904 г. из Томска последовало предложение о временном

— К7 —•

Вестник ТГПУ. 1999, Выпуск 7 (16). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НА У КМ

закрытии в Томске Учительского институ та с тем, чтобы все средства, необходимые на содержание воспитанников и сотрудников, отправить на завершение строительных работ {3, л. 150, 151]. На эш обращение из департамента Министерства народного просвещения сначала пришла телеграмма за подписью вице-директора господина Деболъского о «невозможности закрытия института», а затем - 18 нюня 1904 г. - последовало письмо, в котором рекомендовалось, во-первых, занятии в институте не прерывать; во-вторых, наемное помещение института на вак&Цпонное время предоставить раненым и больным воинам, возвращающимся с Дальнего Востока; в-третьим обойтись уже выделенным н средствами в ожидании обещанных Государственным советом сумм. Но по прошествии недолгого времени, взвсспавсе еоа» и «против», Министерство все же пошло гга уступку и разрешило на один учебный год закрыт!, институт с тем, чтобы закончить строительство и подобрать достойных преподавателей в штат учебною заведения [3, л. 154|.

Воспитанников Томского уч1ГГсльеко го и п с ш -[ у ¡"а бы го {¡ешсао для окончания обучения рас

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пределпть в подобные же институты европейской части России: Петербургский (8 чел.}, Московский (2 чел,), Феодосийский ('Зчел.)г Глуховскпн (1 чел.). Казанский {2 чел.), Белгородский (б чел.). Четыре воспитанника получи;ш должности учителей городских и приходских училищ. Еще о I ? учениках сведений после закрытия института долгое время не было [5, л. 68]. Надо отметить, что средства, выделенные на содержание воспитанников, были переданы по нх новому месту обучения. Кроме того, воспитанников снабдили средствами для переезда, учебниками и другими необходимыми для обучения пособиями [4, л. ",64 об].

Строительство здания Томского учительского института было завершено летом 1905г. Однако новою набора воспитанников не было. В дело, как и прежде, вмешалась воина. Новый корпус (светлый, теплый, уютный) был передан под военный госпиталь для раненных зга Дальнем Востокс воинов. Открытие учебных занятий пришлось отложить до 15 августа 1906 г , когда Томский учительский институт вновь распахнул свои двери жаждущим знаний воспитанникам [6, с. 23].

Литература

1. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. V. 1Е71-1В73, СПб., 1677. Сб. 1Ш-П57.

2. ВостникТГПУ: йи^я: Педагогика 199& 13ьп 5(14}. Г ГАЮ Ф. ^2й. 0л. 2. Д 142Э '

4 ГАТО Ф 126 Оп. 2. Л. 1933 г" ГАТО. ф. 125. Оп. 2. Д. 1704

6. Краткий обзор деятельности Западно-Сибирского учебного округа за первое двадцатипятилетие его существовании Ш5 1910 гг. Томск. 1310.

se —