Научная статья на тему 'Первый директор и первые преподаватели Томского учительского института (1902-1903 гг. )'

Первый директор и первые преподаватели Томского учительского института (1902-1903 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый директор и первые преподаватели Томского учительского института (1902-1903 гг. )»

К 100-ЛЕТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР И ПЕРВЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ТОМСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА (1902-1903 ГГ.)

Л.М. Найбороденко

Томский государственный педагогический университет

Данная проблема впервые поставлена Шама-ховым Ф.Ф. в его работе «Учительские институты в дореволюционной Западной Сибири» [I]. но сведения о первых преподавателях в ней неполны. Исторические материалы, почерпнутые в Государственном архиве Томской области, к сожалению, очень ограниченны. Тем не менее они представляют значительный интерес, так как позволяют понять, как шло комплектование руководства и педагогического состава института, кто этим занимался, каковы были источники кадров, уровень их подготовки и пр. По нашим сведениям, приводимые в данной статье документы введены в научный оборот впервые.

Как известно, решение об учреждении первого в Западной Сибири Учительского института в Томске было принято императором Николаем II 4 февраля 1902 г. Вскоре после этого, 16 марта, попечитель Западно-Сибирского учебного округа Л. Лаврентьев обратился с ходатайством к министру народного просвещения Бо-голепову о назначении на должность первого директора института статского советника Виктора Петровича Щепетева. бывшего в то время директором народных училищ Томской губернии. Попечитель отметил, что это достойный кандидат для замещения означенной должности [2].

В.Г1. Щепетев окончил в 1885 г. Петербургский историко-филологический институт [3] -престижное высшее учебное заведение, открытое в 1867 г. Оно готовило для гимназий учителей истории и географии, русского языка, словесности, древних языков. Срок обучения составлял 4 года: два «теоретических» и два года «специальной и практической учебы». Значимость вуза подчеркивалась и тем, что его директор, профессор Петербургского университета И.Б. Штейнман, был непосредственно подчинен министру народного просвещения. Среди преподавателей преобладали профессора. Учебный план института отражал официальную тенден-

цию к классическому образованию, включая в себя закон Божий, философию, психологию, логику, историю философии, педагогику и дидактику, греческий язык и греческую словесность, русскую словесность с историей церковнославянского и русского языков, всеобщую историю, немецкий и французский языки. В методах обучения преобладала высокая требовательность и развитие творческих способностей студентов [4]. По окончании института В.П. Щепетев был направлен в Томскую гимназию [5]. К моменту назначения на должность директора Учительского института он имел значительный опыт руководства начальными школами в Томской губернии, обладал организаторскими способностями и вполне соответствовал предложенному посту. Важно отметить, что решение о назначении В.П. Щепетева было принято на самом высоком уровне - императором Николаем II [6]. Публикуемый ниже документ (см. документ 1) свидетельствует об этом и показывает, что уже за несколько месяцев до начала занятий директор был определен.

Перед руководством вновь создаваемого учебного заведения встали сложные проблемы организационного характера: нужно было арендовать здание для занятий, подготовить и провести первый набор в институт, решить финансовые вопросы и, конечно же, начать формирование педагогического коллектива. Судя по документам, В.П. Щепетев решал эти вопросы, совмещая до середины июня 1902 г. обе должности, старую и новую, и лишь 12 июня 1902 г. он передал текущие дела по Дирекции народных училищ инспектору народных училищ Добровольскому [7].

Из предыдущей публикации известно, что новый институт не имел вначале своего учебного корпуса и арендовал дом Песляка на улице Никитинской. Первый набор был успешно проведен, финансирование налажено. Труднее всего, видимо, решались кадровые вопросы. На

Р. П. Мананкова. О негативных тенденциях в юридической туке

наш взгляд, это связано с тем, что штатное расписание предусматривало только должности директора и врача, остальные преподаватели были совместителями. Возможно, именно поэтому В.П. Щспстев 18 октября 1902 г. обращается к управляющему Западно-Сибирским учебным округом с предложением разрешить ему преподавание в виде необязательных занятий французского и немецкого языков безвозмездно. Архивный документ [8] показывает Виктора Петровича как человека и педагога высокой культуры, чутко реагирующего на образовательные запросы воспитанников института (см. документ 2). Кроме иностранных языков, директор вел также без вознаграждения историю и географию. Ф.Ф. Шамахов объясняет эту ситуацию следующим образом: «вовсе не было ассигновано средств» на преподавание этих предметов [I].

Вторым штатным сотрудником, бывшимгв-месте в В.П. Щепетевым у истоков Томского учительского института, был врач, надворный советник Павел Ломовицкий. Помимо своих прямых обязанностей, он изъявил желание преподавать воспитанникам первого класса института курс гигиены в течение всего учебного года, также безвозмездно. Он разработал интересную программу, изучение которой было полезно для будущих педагогов [9]. Позже, когда встанет вопрос об уходе В.П. Щепетева с поста директора, он предложит временно назначить на эту должность врача П. Ломовицкого, как человека, который отлично знал своих воспитанников, был с ними в добрых отношениях, заботился об их здоровье, пользовался уважением в институте. Здесь же отметим, что было очень разумно иметь в штате медика с опытом лечебной работы и в чине надворного советника (по тем временам это звание было выше, чем полковник).

В педагогическом составе Томского учительского института важное место занимал преподаватель закона Божьего. Первым законоучителем стал Василий Макаров, священник Градо-Томской Богоявленской церкви, который 14 августа 1902 г. обратился с прошением о назначении на должность к директору института [10]. Этот документ, написанный лично Макаровым, также весьма интересен, поэтому предлагается читателям (см. документ 3). В документе отмечается, что кандидат на должность законоучителя в 1889 г. окончил курсы в Томской духовной семинарии, т.е. имел специальную подготовку, необходимую для преподавания закона Божьего. Томская Духовная Консистория 19 сентября 1902 г. письменно уведомила директора института, что с ее стороны нет препятствий к назначению В. Макарова на преподавательскую работу. Интересен стиль этого документа, под-

черкнутое уважение к В.П. Щепетеву (Его Высокородие) [11].

Вскоре, 21 сентября 1902 г.,В.П.Щепетев «покорнейше просит Его превосходительство господина попечителя Западно-Сибирского учебного округа разрешить временно преподавание закона Божия В.Макарову» [12].

На штатную должность преподавателя одного из главных предметов -русского языка - был приглашен учитель Санкт-Петербургского Свято-Троицкого четырехклассного городского училища, магистр Московской духовной академии Владимир Кантов [13]. Документы показывают, что вопрос о зачислении В. Кангова в штат Томского учительского института и о его переезде из Петербурга в Томск решался не только В.П. Щепетевым, но и попечителем учебного округа, причем пришлось обращаться и в Министерство народного просвещения для обеспечения финансирования переезда В. Кантова в Томск. Все проблемы были решены тщательно, с учетом интересов дела и личных интересов педагога. Один из документов красноречиво говорит об этом. Отметим главное - министерство не пожалело средств «на полуторные прогоны на 3 лошади на проезд за четыре с лишним тысячи верст» [14\. Документ предлагается вниманию читателей (см. документ 4).

Добавим также, "что вопрос о приглашении В. Кантона в Томский учительский институт потребовал большой переписки между попечителем учебного округа, министерством и Санкт-Петербургом. В. Кантов имел долг по прежнему месту работы, этот долг решили погасить из его новых заработков [15]. Мы пишем об этом так подробно потому, что Ф.Ф. Шамахов скептически отмечает: «директор нашел только одного преподавателя по русскому языку, да и то не с университетским образованием, а с образованием духовной академии» [1]. Однако внимание, проявленное к В. Кантову, позволяет предположить, что это был высококвалифицированный преподаватель, достойный предложенной ему должности и заслуживший внимание чиновников. Кроме того, уровень образования в Духовной академии был весьма высок, а В. Кантов был не просто выпускником, а магистром академии.

Для преподавания математики в штат института был принят бывший старший лаборант Томского технологического института, инженер-технолог по образованию Борис Бибиков [16].

По исследованию Ф.Ф. Шамахова, уроки пения и чистописания воспитанникам института давали преподаватели средних учебных заведений и даже начальных училищ. По окончании

первого учебного года, пишет историк, все учителя покинули институт, и в нем остался только директор В.П. Щепетев, который в середине второго учебного года тоже оставил свой пост. Одна из причин подобной неустойчивости преподавательского состава заключалась в оплате труда. Она была значительно ниже, чем в классических гимназиях и реальных училищах [1]. Вместе с тем институт еще не имел собственного учебного корпуса. В этом недавно открытом заведении, видимо, были проблемы с програм-

мами, учебниками, литературой, оборудованием. жильем для сотрудников и т.п.

Тем не менее можно сделать вывод, что попечитель Западно-Сибирского учебного округа Л. Лаврентьев и В.П. Щепетев как первый директор даже в этих сложных условиях стремились к созданию достаточно сильного педагогического коллектива с творческими людьми, имеющими серьезный уровень образования и опыт педагогической работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири // Томский государственный педагогический институт. Ученые записки. Т. IX. Томск, 1952. С, 15.

2. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 128, оп. 2, д. 1428, л. 38, 38 а.

3. Там же, оп. 1, д. 67.

4. Пананин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М., 1979. С. 76-77.

5. ГАТО, Ф. 126, оп. 1, д. 67.

6. Там же, л. 45.

7. Там же, л. 44.

8. Там же, л, 103.

9. Там же, л. 72,

10. Там же, л. 86.

11. Там же. л. 87.

12. Там же, л. 85. ,

13. ГАТО. Ф. 126, оп. 2, д. 1428, л. 60.

14. Тамже, л. 108, 108а.

15. Там же, л. 101. 18, Там же, л. 111.

НАШИ АВТОРЬ

Елисеев СЛ.

Князьков A.C.

Колов А.Ю. Мананкова Р.П.

Найбороденко U.M.

Панова Е.В.

Пашкова Г.Г.

Прозументов Ü.M.

Суровцова М.Н. Федорова Е.В. Шепель Т.В.

доцент д.ю.н. Юридический институт Томского государственного университета.

доцент к.ю.н. Юридический институт Томского государственного университета.

аспирант Томский государственный педагогический университет.

д.ю.н., профессор, зав кафедрой правоведения ИФ Томского государственного педагогического университета.

к.им, доцент кафедры культурологии и истории Томского государственного педагогического университета.

соискатель, старший преподаватель кафедры правоведения Томского государственного педагогического университета.

старший преподаватель Томского государственного педагогического университета.

доцент к.ю.н. Юридический институт Томского государственного университета.

соискатель Томский государственный педагогический университет, соискатель Томский государственный педагогический университет, доцент к.ю.н. декан НФИ Кемеровского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.