Научная статья на тему 'Томский учительский: страницы из истории'

Томский учительский: страницы из истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Томский учительский: страницы из истории»

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА

М.П. Широкова, JI.M. Найбороденко ТОМСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ: СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ

Томск всегда занимал особое место в Сибири. Это место было обеспечено не только центральным в географическом отношении положением^ уже к началу XIX в. он стал Центральной станцией Великого Сибирского тракта, но и многоязычным населением, небывалым динамизмом в развитии торговли и промышленности. Городу требовались, грамотные люди и это сказалось на развитии народного образования особенно во второй половине XIX в. По данным, приведенным Е.С. Ляхович и A.C. Ревушкиным, к 1883 г. в Томске обучался каждый 24-й житель. Для сравнения, в Москве в это время один учащийся приходился на 75 жителей, а в столичном Петербурге - на 80 [1-, с. 443].

Стремление томичей к получению образования активно поддерживалось местными властями и городскими меценатами, особенно следует отметить в этой связи Петра Макушина й созданное по его инициативе «Общество попечения о народном образовании» [см. 2, с. 246-251].

Статистика учебных заведений в Томске красноречиво свидетельствует об интенсивном развитии высшего, среднего и начального образований в последней четверти XIX в. Гордостью Томска были высшие учебные заведения: в 1888 г. был открыт первый в Сибири университет, в 1900-м - первый за Уралом Технологический институт. Среднее образование в начале XX в. томичи могли получить в пяти мужских и трех женских гимназиях, двух реальных училищах, духовной семинарии, женском епархиальном училище, первом в Сибири частном Сибирском коммерческом училище, открытом в 1901 г. Наиболее интенсивно в Томске развивалось начальное образование. Первое начальное учебное заведение - училище для духовенства - возникло в середине XYIII в., а второе - «Малое Народное учийище» - в конце того же века. К 1868 г. в Томске, кроме воскресных школ, вечерних, повторных классов, было всего 4 низших учебных заведения, к 1884 г. их число выросло до 25-ти, а к началу XX в. - их было более 40 [3, с. 16-17]. Подобная тенденция в развитии начального народного образования была характерна для всей Западной Сибири.

Развитие начального образования поставило на повестку дня вопрос о специальной подготовке учителей. Право претендовать на место учителя в ремесленных, уездных, приходских начальных школах и училищах предоставлялось выпускникам и выпускницам гимназий, епархиальных училищ, семинарий. Однако названные учебные заведения не ставили своей целью специальную подготовку учителя. Выпускники средних учебных заведений обладали определенными знаниями по изучаемым дисциплинам, но не имели навыков работы с учениками, не были знакомы с педагогикой. Частично проблему с подготовкой учителей для Западно-

Сибирского учебного округа пытались решить за счет открытия учительских курсов. Так при Томском городском женском училище были открыты одногодичные курсы по «Правилам» от 31 марта 1900 г., однако подобными мероприятиями невозможно было решить проблему недостатка в учительских кадрах в целом [4, с. 12-13].

Еще в 1873 г. городская администрация Томска поднимает вопрос об открытии в городе учительского института [5, с.24]. «Положение об учительских институтах» было разработано Министерством народного просвещения и утверждено Государственным советом 31 мая 1872 г. В нем указывалось: институты создаются для приготовления учителей в городские училища, являются закрытыми учебными заведениями, курс обучения в которых продолжается 3 года и разделяется на три класса. «В учительские институты, - говорилось в положении, - принимаются молодые люди всех Званий и состояний не моложе шестнадцати лет, здорового телосложения и хорошей нравственности...» [6, с. 84]. Преимущественным правом приема в институты пользовались выпускники городских училищ, которые проработали не менее одного года в школе. Женщины в учительские институты не принимались. Все выпускники института, находившиеся в нем во время обучения на казенном иждивении, обязаны были проработать по окончании учебного заведения по назначению в школе не менее 6 лет [6, с. 84].

К вопросу об открытии в Томске в начале 1870-х гг. Учительского института были привлечены все наиболее влиятельные силы местной власти: дума, управа, губернатор. Тогда же впервые был поднят вопрос и о постройке для нужд Учительского института специального помещения. Однако проблема так и не была решена из-за недостатка средств [5, с. 24-26].

Между тем потребности в учительских кадрах для городских училищ ежегодно росли. Недостаток учителей чувствовался даже в европейской части России, а для Сибири он был особенно ощутим. Приглашать преподавателей из столицы или других крупных городов было очень накладно, поэтому в начале XX в. вновь поднимается вопрос о профессиональной подготовке учительских кадров в Сибири. 12 февраля 1900 г. попечителю Западно-Сибирского учебного округа Л.И. Лаврентьеву из департамента Министерства народного просвещения было направлено за подписью министра Бого-лепова обращение с предложением высказать соображения о том, «в каком из пунктов вверенного ему учебного округа являлось бы более удобным открытие Учительского института» (см. документ 1).

Конкурентами в этом вопросе выступили Томск и Омск. «Наиболее удобным пунктом» открытия первого в Сибири Учительского института попечителем Западно-Сибирского учебного округа, съез-

М.П. Широкова, JI.M. Найбороденко. Томский учительский: страницы из истории

дом инспекторов народных училищ был назван именно Томск, как город первого в Сибири университета. Томская городская Дума с радостью встретила предложение об открытии Учительского института и совместно с управой и городским головой приняла решение о безвозмездном отводе участка городской земли на пересечении улиц Киевской и Александровской (ныне Герцена) для возведения зданий, необходимых для проектируемого Учительского института (см. документ 2). Тогда же было поручено архитектору Ф.Ф. Гуту составление плана постройки здания Томского учительского института. Для изучения вопроса обратились к директору Казанского учительского института с просьбой прислать проект институтского здания, который впоследствии использовался при проектировании помещений для Томского учительского института.

18 февраля 1902 г. Министерство народного просвещения уведомило попечителя Западно-Сибирского учебного округа о «высочайшем повелении» «Учредить с 1 июля 1902 года в городе Томске Учительский институт на основании Высочайше утвержденного 31 мая 1872 года Положения и штата этих учебных заведений...» (см. документ 3).

Торжественное открытие первого за Уралом Томского учительского института состоялось 26 сентября 1902 г. в «изящно украшенном флагами и зеленью» арендованном временно, до постройки специального помещения, доме Песляка по Никитинской улице. На торжестве присутствовал весь цвет томской научно-педагогической интеллигенции, представители властей: г-н попечитель Западно-Сибирского учебного округа Л.И.Лаврентьев, директор Томского технологического института Е.Л. Зубашев, окружной инспектор Западно-Сибирского округа A.B. Попов, директор Томской мужской гимназии И.Д. Муретов, председатель педагогического совета Томской Мариинской женской гимназии М.М. Германов, директор Томского Алексеев-ского реального училища Г.К. Тюменцев, директор Томского коммерческого училища С.Г. Егоров, Директор народных училищ Томской губернии Н.К. Рамзевич, инспектор народных училищ B.C. Добровольский, профессор Томского государственного университета В.В. Сапожников, архитектор Западно-Сибирского учебного округа Ф.Ф. Гут, преподаватели высших и средних учебных заведений Томска и служащие в учительском институте лица [7, л. 91,92].

Первым директором Томского учительского института был назначен статский советник Виктор Петрович Щепетев, который до этого являлся директором народных училищ Томской губернии.

Штатных сотрудников в институте было только двое: директор и врач, надворный советник Павел Ломовицкий; остальные - преподаватели мужской классической гимназии Евгений Юдин и Михаил Слободской, преподаватель женской гимназии Владислав Зданович, преподаватель трехклассного ремесленного училища Иван Любимов, штабс-капитан в запасе Александр Андреев, священник Томской Богоявленской церкви Василий Макаров и др. - работали по совместительству [7, л. 76, 52].

В числе первых воспитанников института было двадцать молодых людей в возрасте от 16 до 28 лет различного социального происхождения: 10 - из крестьян, 5 - из мещан, 2 - из казаков, по одному -из чиновников, священнослужителей, почетных горожан. Семеро воспитанников имели стаж работы учителями в начальной школе, уездном или городском училищах. В число слушателей института зачислялись выпускники городских училищ, учительских и духовных семинарий, т. е. начальных и средних учебных заведений [см. 8].

В программе учебного заведения были как дисциплины общеобразовательные: русский язык, арифметика, история, география, естествознание, закон Божий, чистописание и др., так и специальные: педагогика и дидактика. Для приобретения воспитанниками педагогических навыков предусматривалось проведение учащимися практических занятий в городском училище, созданном при институте.

Порядки в новом учебном заведении устанавливались очень строгие. «Правилами для воспитанников Томского учительского Института», составленными по общему образцу директором Щепетевым и утвержденные попечителем Западно-Сибирского учебного округа Лаврентьевым, предусматривалось четкое выполнение режима внутренней и классной дисциплины. «Правилами» были регламентированы посещения воспитанников родственниками и отпуски для учащихся; предусматривались условия помещения и нахождения больных учащихся в лазарете. Кроме того, «Правилами» определялись порядок и очередность проведения занятий в городском училище, нормы поведения будуших преподавателей [7, л.68-68ж].

Учебные занятия в учительском институте начались 27 сентября 1902 г. Впереди институт ждали серьезные испытания, связанные с русско-японской и мировой войнами, революциями, реорганизациями в первые годы установления Советской власти в Сибири. Но тогда, в 1902 г., Томский учительский институт только открылся и с надеждой смотрел в будущее.

Литература

1. Ляхович Е.С., Ревушкин A.C. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998,

2. Бойко В.П. Томское купечество конца XVIII-XIX вв. Томск, 1996.

3. Город Томск. Томск, 1912.

4. Шамахов Ф.Ф. Система курсовой подготовки учителей начальной и повышенной школы в дореволюционной Западной Сибири II Ученые записки ТГПИ. T.XI. Томск, 1954.

5. Сибирский наблюдатель. 1901. Кн.11.

6. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: (Историко-педагогические очерки). М.,1979.

7. ГАТО. Ф.126, оп. 2., д. 1428.

8. Ведомость о результатах приемных испытаний в Томский учительский институт. 1902-1903 уч. год// ГАТО. Ф.126., оп. 2., д. 1428., л. 77-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.