Научная статья на тему 'Томские эпитафии как памятники культурного наследия'

Томские эпитафии как памятники культурного наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
606
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОСЯЗАЕМОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭПИТАФИИ / ТОМСКИЕ КЛАДБИЩА / INTANGIBLE HERITAGE / EPITAPHS / TOMSK CEMETERIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Алена Андреевна

Рассматриваются эпитафии надгробные надписи, обращенные к покойному либо от него к живущим, объясняются причины появления таких надписей. Приведены эпитафии, которые были нанесены на памятники не сохранившихся томских кладбищ XIX в., извлеченные из документальных публикаций, а также надгробные надписи, скопированные с памятников Южного кладбища, действовавшего в 1939-1963 гг. Показано разнообразие томских эпитафий, раскрыто их содержание, культурно-историческая ценность, отмечены случаи утраты, подчеркнута необходимость сохранения и изучения их как памятников культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Монгуш Алена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tomsk epitaphs as

Epitaph in Greek denotes an inscription on a tomb, often as an appeal to the deceased or their call to the living. According to Moscow historian-nekropolist S.A. Shokarev, first epitaphs appeared on the tombs because it was necessary to know who was buried in order to hold a service on the anniversary of the death. In the 17th century literary epitaphs poetical and prosaic were written. Like everywhere in Russia tombs of Tomsk cemeteries had epitaphs but most of them were lost because all old cemeteries were destroyed. There were preserved only some gravestone inscriptions which were published in old newspapers or documentary collections. There are more preserved inscriptions on the tombs of the Southern Cemetery in Tomsk, which functioned in 1939-1963. These inscriptions were copied by museology students of Tomsk State University during 2008-2012. The first part of the inscriptions was published in a book named ''Tomsk Necropolis. The Southern Cemetery'' (Tomsk, 2010), the others are being prepared for publication. Having considered all the preserved gravestone inscriptions, one can say that the majority of them reported only the name of the deceased, their date of birth and death. The inscriptions on the tombs in the cemetery of Tomsk Convent which were copied early in the 20th century included biographical data combined with information on the activities of the deceased, on awards and other lifetime accomplishments. As usual required words were addressed to God, they were full of hope to meet in the afterlife. Powerful aspirations, as well as feelings of grief and suffering are on epitaphs copied in Voznesenskoye Cemetery and published in the newspaper ''Sibirsky Vestnik'' in 1895. The inscriptions on the tombs of the Southern Cemetery were made in Russian, German, and Arabic. Tomsk epitaphs of midcentury are moderate, not excessive, nevertheless they did not only contain personal information but also occasionally reported about some circumstances of life and death. Many grave monuments at the Southern Cemetery along with an indication of name contain the words: ''Love, remember, mourn'', ''Rest in peace'', and so on. There are inscriptions full of sincere feelings and emotions, and sometimes painful, touching verses as samples of folk poetry. All of it means that epitaphs as the resources of memory of old Tomsk include the understanding of citizens' mood, emotions, and feelings; and they are a significant part of the intangible cultural heritage needing protection, research, publication.

Текст научной работы на тему «Томские эпитафии как памятники культурного наследия»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 374. С. 107-109

УДК 939.4+061.75](571.16)

А.А. Монгуш

ТОМСКИЕ ЭПИТАФИИ КАК ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Рассматриваются эпитафии - надгробные надписи, обращенные к покойному либо от него к живущим, объясняются причины появления таких надписей. Приведены эпитафии, которые были нанесены на памятники не сохранившихся томских кладбищ XIX в., извлеченные из документальных публикаций, а также надгробные надписи, скопированные с памятников Южного кладбища, действовавшего в 1939-1963 гг. Показано разнообразие томских эпитафий, раскрыто их содержание, культурноисторическая ценность, отмечены случаи утраты, подчеркнута необходимость сохранения и изучения их как памятников культурного наследия.

Ключевые слова: неосязаемое культурное наследие; эпитафии; томские кладбища.

Среди всего многообразия памятников культурного наследия не последнее место принадлежит эпитафиям. В переводе с греческого это слово обозначает надмогильную надпись, часто в виде обращения к покойнику или от покойного к живущим [1. С. 221]. По сведениям С.А. Шокарева, первые эпитафии появились на надмогильных памятниках в связи с тем, что требовалось в годовщину кончины человека служить заупокойную службу. С такими целями на памятниках стали указывать имя покойного, дату его смерти, а в XVII в. появились литературные эпитафии — стихотворные и прозаические [2].

Что касается томских кладбищ, то здесь на надгробных памятниках тоже писали эпитафии. В силу того что старые кладбища были уничтожены, сохранились лишь те надгробные надписи, которые были зафиксированы очевидцами. Некоторые надписи, скопированные на Вознесенском кладбище, были опубликованы в 1895 г. в томской газете «Сибирский вестник», а позже переизданы в книге «Томский некрополь. Списки и некрологи погребенных на старых томских кладбищах. 1827—1939» (Томск, 2001). Несколько эпитафий было переписано с памятников на кладбище томского женского Иоанно-Предтеченского монастыря в начале ХХ в. Чудом сохранившиеся в архиве, они были опубликованы Д.Н. Шиловым в 2010 г. Множество эпитафий было зафиксировано на памятниках Южного кладбища в Томске, описание которого проводили студенты и выпускники кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры ТГУ в 2008— 2012 гг. Материалы этого обследования, частично изданные, частью находящиеся в предпечатной подготовке в издательстве, привлекаются в данной статье.

Множество дошедших до наших дней томских эпитафий представляют собой первый тип эпитафии, т.е. собственно надгробную надпись, сообщающую имя, даты рождения и смерти погребенных. При этом на памятниках на кладбище женского монастыря биографические данные были искусно соединены со сведениями о деятельности усопших, с молитвенным обращением. Так, на памятнике основательницы монастыря Е.И. Михеевой была сделана следующая надпись: «Здесь погребена основательница и первая игуменья томского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Евпраксия. В мире она была купеческая жена Екатерина Ивановна Михеева, урожденная Бессонова. Скончалась она 23 августа 1877 года 76-ти лет от роду. Обитель построена ею на собственный счет. Упокой, Гос-

поди, душу ее во царствии Твоем». А на памятнике другой игуменьи было написано: «Игуменья Серафима. Скончалась 10 мая 1898 г. от рождения 67 лет. Управляла монастырем 20'А лет. От сердечно любивших ее сестер монастыря» [3. С. 20].

Некоторые эпитафии на монастырском кладбище были сродни послужному списку: «На сем месте погребено тело Василья Александрова Хаова, скончавшегося 26 июня 1865 года на 55 году от рождения. 1827 года, января 2 дня, посвящен в стихарь, 1829 г., марта 23 дня, рукоположен во дьякона, 1834 г., 25 декабря, Агапитом, епископом Томским, произведен в протодьякона, в каковой должности находился до

6 января 1855 г. В это число епископом Парфением рукоположен во священника, в таковой должности пробыл по день смерти. Господи, приими дух усопшего раба Твоего с миром. Помолись, отец наш, о детях твоих» [3. С. 20-21].

Наряду с указанием занятий нередко сообщалось о сословном звании, наградах и других прижизненных достижениях погребенных. Например, надпись на памятнике Я.И. Петрова сообщала: «На сем месте погребено тело строителя монастырской Иннокентьевской церкви, потомственного почетного гражданина и разных орденов кавалера Якова Ивановича Петрова...». В отдельных случаях описывались события жизни и церемония погребения: «Здесь покоится тело рабы Божьей Марии, жены потомственного почетного гражданина и разных орденов кавалера Якова Ивановича Петрова, урожденной города Кузнецка дочери купца Иоанна Ломшакова, жившей в супружестве 31 год 4 месяца и 12 дней. Верую Господу, имущему воскресити мя. Почившая родилась 25 марта 1815 года, скончалась 25 же марта 1881 года в час пополудни, с христианским на-путствованием св. тайнами, тихо, мирно. Надежда моя: молитва святой церкви. Усопшая была благотворительницею св. храмов Божьих и благодетельницею нуждающихся сирот» [3. С. 20].

Относительно Вознесенского кладбища в Томске сохранились только те эпитафии, которые показались «любопытными» одному из авторов газеты «Сибирский вестник», переписаны им и опубликованы в 1895 г. По публикации известно, что на большом каменном кресте в левом углу кладбища было написано: «Под камнем сим лежит милое и незабвенное тело молодой жены купеческого сына П-ой, умершей во цвете лет и не оставившей супругу своему ни одного ребенка на память». Далее следовали стихи:

«Иных уж нет, а те далече -Как Пушкин, кажется, сказал...

Так и ты ушла от нас далеко Тебя не видит мое око.

Но видит Бог, как я любил И тебе по сей час не изменил!

Тебе дал клятву не жениться -И, конечно, не женюсь.».

И эта довольно длинная эпитафия завершалась словами: «Сии стихи сочинил я сам, стоя на краю твоей могилы в напрасной горести моей» [4. 11 апр.].

На Вознесенском кладбище встречались и «полемические» надписи: «Мир праху твоему, незабвенная моя, купеческая жена Мария Потаповна! Спи мирно и не забывай меня в твоем радостном и сладком сне до моего смертного часа, когда принесут тебе мой хладный и бездыханный труп. А впрочем, до свиданья на страшном суде. Там нас рассудят, кто из нас прав и кто виноват. А рано ты мне, мой друг, изменила и в могилу изменила.» [4. 11 апр.].

И все же большей частью в вознесенских эпитафиях сквозили горе, страдания от разлуки с ушедшими, а также и надежда на будущую встречу в ином мире: «Незабвенный друг сердечный,

Разлучились мы с тобой,

Скоро смерть тебя скосила Острой гибельной косой,

И навек нас разлучила.

Я кроплю тебя слезами Вместе с нашими детьми И не зрю тебя очами.

Боже! Скорби сей внемли!

Спи здесь до пробужденья,

Когда будет трубный глас Когда по Божьему веленью Ангел всех разбудит нас» [5. С. 18].

Традиция писать эпитафии сохранилась и в XX в. На памятниках Южного кладбища в Томске, которое было открыто в 1939 г. и действовало до 1962-1963 гг., встречается немало надписей, начинающихся словами «Здесь покоится тело.», но изредка можно увидеть слова «Здесь покоится прах раба божьего», как, например, на могиле И.М. Оначенко (1883-1958) [6. С. 34]. Зафиксированы надгробные надписи и на немецком языке: «Ніег тыЫ іп Friеden» или «Ніег Ruht іп Gott». На татарском участке Южного кладбища на памятниках Г.Г. Гизатулину и Г. Файззулиной и др. сделаны надписи на арабском и русском языках. А на обратной стороне памятника томскому врачу Н.Я. Иоффе (07.11.1894 — 14.08.1951), погребенному на восточной стороне Южного кладбища, сохранилась надпись на иврите. Перевод надписи, выполненный Д.М. Кижне-ром, гласит: «Здесь лежит сын Зэева Вольфа. Умер

7 числа месяца элул. Похоронен 9 элула». По сведениям журналиста В.Н. Фефелова, скопировавшего эту надпись, обелиск из черного мрамора был перевезен на могилу Н.Я. Иоффе со старого еврейского кладбища, располагавшегося рядом с православным Вознесенским на нынешней ул. Пушкина [7].

Эпитафии на Южном кладбище содержат информацию об умерших, она нанесена на именные таблички на памятниках либо же непосредственно на деревян-

ные кресты или металлические пирамидки. В этом случае сохранность их гораздо хуже, чем выгравированных или написанных на именных металлических или фарфоровых табличках. В большинстве случаев на памятниках указаны имя, отчество и фамилия покойного, иногда только инициалы или имя и фамилия и даты жизни, но встречаются и отметки о месяце, дне и даже часе ухода из жизни. Не часто, но встречаются сообщения о занятиях погребенных при жизни, их должности, ученом или каком-то почетном звании. Иногда есть сведения о причине смерти, трагических обстоятельствах ухода из жизни. Нередко после этих «справочных» сведений есть слова-обращения от родственников к погребенному. Так, на памятнике Владимиру Дмитриевичу Кузнецову (1887—1963) указано, что он действительный член АН СССР, заслуженный деятель науки, Герой Социалистического Труда, и эти слова завершаются кратким «От жены и детей». Антонине Ивановне Земетчинской-Скобелевой (1885—1956) посвящена надпись «Участница революции 1905 г., большевичка, политкаторжанка. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени». На именной табличке Трофима Тихоновича Теревца (1903 - 22.10.1959) написано: «Садовод-любитель. Погиб от несчастного случая. Спи спокойно, дорогой и любящий муж». О Таисии Федоровне Головой (22.10.1909 - 25.11.1953) сообщается, что она была доцентом, кандидатом геологоминералогических наук, директором геологической службы III ранга, дважды награждена правительством за трудовую доблесть, и эти сугубо деловые сведения завершаются словами «Спи, дорогая дочка, вечным сном покоя. Память о тебе сохранится в сердцах многих» [6. С. 11, 12, 14].

В глубине Южного кладбища на высокой узкой пирамидке значится: «Здесь покоятся трагически погибшие при переправе через реку Томь 26 мая 1960 Жаков Иван Степанович (10.04.1928), сын Владимир (1954), сын Борис (1952)». На металлическом памятнике Цой Сунхи (02.12.1929 - 19.07.1948) с трудом можно разобрать такую надпись: «Спи спокойно, дорогая. Твое дело будет проделано нами в строительстве новой Кореи. От студентов-корейцев, уезжая из Томска, 6.Х.1949».

На Южном кладбище немало могил, в которых похоронены участники войн и боевых сражений. На одной из них так и сообщается: «Пташник Анатолий Михайлович (21.12.1896 - 15.04.1948). Солдат трех войн» [6. С. 19]. Именная табличка на погребении Ивана Игнатьевича Пономарева содержит сведения о том, что он ветеран Великой Отечественной войны, боец 79-й гвардейской дивизии.

На воинском участке у центрального входа на кладбище расположены захоронения фронтовиков, находившихся на излечении в томских госпиталях и умерших от ран в годы Великой Отечественной войны. На стандартизированных стелах сообщаются имя, отчество и фамилия, воинское звание погребенных. Списком даются фамилии на братских могилах. На одной из них выбито такое сообщение: «Курсанты 1-ТАУ, погибшие 21.02.1944 г.», и приведены 20 фамилий с инициалами. На двух недавних захоронениях дана более подробная информация: «В память о тех,

чьи могилы неизвестны. Аксенов Павел Николаевич. 1917-1943. Найден 07.01.2007 г. в Смоленской области. Перезахоронен 09.10.2007 г.». На другой плите можно прочитать: «Красноармеец Бажуков Николай Александрович. Пропал без вести 18.08.1942 г. Найден 07.07.2011 г. в Калужской области. Перезахоронен 03.05.2012 г.».

На многих надмогильных памятниках на Южном кладбище наряду с указанием фамилии и имени присутствуют надписи: «Любим, помним, скорбим», «Мир праху твоему», и самой распространенной является надпись «Вечная память». Но и среди усредненных обращений и прощальных слов от оставшихся в живых родных и близких встречаются надписи, полные искренних чувств и горестных эмоций. Вот один из примеров: когда в мае 1946 г. хоронили Юрия Ульяновича Дядюру, на именной табличке написали: «Талантливый художник. Спи, сынок, безмерно горячо любимый, никем незаменимый и незабвенный. Мама». На детской могиле в южной части кладбища написано: «Газукина Танечка. 24.03.1956 - 20.03.1961. Спи, наша детка, спокойным сном». Памяти Аксинии Васильевны Крести-ниной (1898-1952) посвящены такие слова: «Нет человека дороже и ближе. Никто не заменит нам мать, к какому бы возрасту мы не относились. Мы с благодарностью будем ее вспоминать».

Очень необычная эпитафия сохранилась на памятнике Андрею Станько (10.01.1921 - 21.04.1940), расположенном на западной стороне кладбища: «Жертвой судьбы в цветущие годы непознанного и не пожившего человечества в защиту родины на Русско-финляндском фронте в 1940 г. ты жертвою пал. Боль сердца с печалью, а память родным осталась навеки, наш милый Адик, родителям твоим. Так спи же спокойно, Адик наш милый. Живешь ты всегда в наших сердцах, пока не настанет минута и пульс перестанет работать в наших грудях. Папа, мама и сестра». А на оборотной стороне памятника прибавлено: «На вечную память, наш милый Адик. Памятник ставим тебе, просим скромный подарок, наш добрый Адик, прими ты себе. Папа, мама и сестра».

Встречаются на Южном кладбище и эпитафии в стихах, проникнутые горечью утраты, чувством любви к ушедшим. На памятнике Антонины Никитичны Аз-букиной (1877-1952) выбиты строки:

«Так здесь-то суждено нам было Сказать последнее прости,

Прости всему, чем сердце жило В твоей измученной груди!».

Памяти Марии Петровны Вершининой (23.11.1873— 15.10.1956), погребенной рядом со своим знаменитым мужем, академиком АМН СССР Н.В. Вершининым, посвящено четверостишие:

«Одним цветком Земля беднее стала,

Одной звездой Богаче стали небеса».

На памятнике Анатолия Радзивилова (1933—1950) написано:

«Когда осенью листья желтели,

Вдруг погасла и жизнь твоя,

Словно солнце на небе померкло,

Всюду стало темно для меня. Мама».

Известно, что академик Д.С. Лихачев, который не раз обращался к теме культурного наследия, культурных ценностей, относил к ним не только памятники искусства, не только материальные памятники, но и «добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе», считал, что своеобразными памятниками являются и народная песня, и творение поэта [8. С. 5; 9. С. 1]. Современный исследователь Ю.А. Веденин добавлял, что к сфере культурного наследия нужно относить не только памятники природы, культуры и истории, но и памятники живой традиционной культуры, в частности образцы фольклора, обрядов [10. С. 235-236]. Все то, что в современной музееведческой литературе и документах ЮНЕСКО определяется как intangible heritage, неосязаемое наследие [11, 12]. К неосязаемому наследию относятся и эпитафии, кладбищенские надписи, которые хранят память о многих людях, живших в Томске в XIX—XX вв., содержат информацию об их жизни и деятельности. Одновременно эпитафии позволяют реанимировать настроения, эмоции, чувства горожан, заметить перемены в их отношениях к Богу, загробному миру. На некоторых кладбищенских памятниках — образцы народной поэзии, простодушной и трогательной. Все это вместе взятое позволяет говорить, что эпитафии — редкий памятник культурного наследия, нуждающийся в сохранении, изучении, публикации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эпитафия // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1978. Т. 30. С. 221.

2. Московский некрополь как пространство материальной культуры: интервью, данное С.Ю. Шокаревым московскому радио «ФинамРМ»:

URL: http//mosritual.ru/glavnoe-menju/press-sluzba-o-nas/moskovskij-nelk'opol-kak... (дата обращения: 12.04.2012).

3. Томский некрополь (по документам фонда великого князя Николая Михайловича в РГИА) / сост. Д.Н. Шилов. СПб., 2010. 61 с.

4. Сибирский вестник. Томск, 1895.

5. Томский некрополь. Списки и некрологи погребенных на старых томских кладбищах. 1827-1939 / отв. ред. Н.М. Дмитриенко. Томск : Изд-

во Том. ун-та, 2001. 328 с.

6. Томский некрополь. Южное кладбище. Вып. 1: Восточная сторона / науч. ред. Н.М. Дмитриенко. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2010. 78 с.

7. Фефелов В. Загадка чертовой поляны. URL: http://news.vtomske.ru/details/55402.html (дата обращения: 22.10.2012).

8. Лихачев Д.С. Земля родная. М. : Просвещение, 1983. 256 с.

9. Лихачев Д.С. Память преодолевает время // Наше наследие: общественно-политический и научно-популярный иллюстрированный журнал

Советского фонда культуры и Госкомиздата СССР. М. : Искусство, 1988. № 1. С. 1-4.

10. Веденин Ю.А. Роль музеев в сохранении культурного и природного наследия в России // Источниковедение и краеведение в культуре Рос-

сии: сб. к 50-летию служения Сигурда Оттовича Шмидта историко-архивному институту. М., 2000. С. 235-240.

11. The Role of International Council of Museums for the Safeguarding of Intangible Heritage. URL: www.unesco.org/culture/ich/doc/src/01367-EN.dochttp://icom.museum/intangible_heritage.html (дата обращения: 18.10.2010).

12. Intangible Heritage. URL: http://www.dpcd.vic.gov.au/heritage/heritage-places-and-objects/intangible-heritage (дата обращения: 09.05.2013).

Статья представлена научной редакцией «История» 29 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.