УДК 140.8
Мелешко Е.Д. (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: (4872) 35-74-37, е-таП:рЫ1ео@18ри.1и1а.ги
Толстовец по духу: К.Н. Вентцель
В статье проанализированы взгляды оригинального русского философа К.Н. Вентцеля, работы которого были незаслуженно забыты, а большая часть вообще неопубликована. Теоретические воззрения К.Н. Вентцеля можно отнести к направлению этического либерализма, приверженцем которого был Л.Н. Толстой. Вентцель увлекался анархическими идеями великого мыслителя, однако, впоследствии сосредоточился на теории создания и воспитания нового человека. В статье дан сравнительный анализ взглядов Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля, понимание свободы как условия творческого развития личности.
Ключевые слова: этический либерализм, творчество, свобода, творческое развитие, воспитание, нравственное творчество, самосовершенствование, космическое и социальное бытие.
К.Н. Вентцель - неизвестный и забытый философ в России. Его педагогические воззрения, объединенные в трудах «Основные задачи нравственного воспитания» [1]; «Борьба за свободную школу» [2]; «Этика и педагогика творческой личности» (в двух томах) [3], [4]; «Как создать свободную школу. Дом свободного ребенка»[5]; «Новые пути воспитания и образования детей» [6]; «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» [7]; «Освобождение ребенка» [8] являются практически невостребованными.
Л.Н.Толстой и К.Н. Вентцель являются представителями направления этического либерализма в России и сравнительный анализ их воззрений дает возможность показать как систему либеральных ценностей и категорий в структуре этического знания, так и своеобразную концепцию этического образования. В этом смысле этический либерализм Толстого и Вентцеля представляет собой явление неординарное и своеобразное в истории философской мысли России (В связи с этим необходимо подчеркнуть тот факт, что либерализм рассматривается традиционно в широком смысле слова, как гуманистически и социально ориентированная философская и социологическая теория, центральным понятием которого является категория свободы. В узком смысле этого слова либерализм «политическая и экономическая программа, служившая руководством для социально-экономической политики» [12, с. 7]).
К.Н. Вентцель был, в определенном смысле, последователем идей Толстого. Идея свободы, провозглашенная Л.Н.Толстым, в трудах К.Н. Вентцеля получает дальнейшее оригинальное развитие.
Этический либерализм русских мыслителей Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля характеризуется тем, что смыслообразующим концептом их систем является достоинство человеческой жизни. Согласно позиции мыслителей, человеческая жизнь определяет качество государственного и социального устройства общества. Именно поэтому главной категорией толстовского учения и этики Вентцеля является категория моральной свободы. Жизнь, как основополагающий концепт, рассматривается ими как живое, внутренне свободное начало бытия, достоинство (ценность) жизни определяется как нравственное творчество и соответственно как нравственный след, способствующий одухотворению и совершенствованию жизни.
Основа этики Вентцеля - понятие свободы. Свобода представляется ему как неотъемлемое право человека как живого существа. Категория свободы в понимании мыслителя - основа нравственности как творчества, совершенствования личности, свобода -высшая ценность человеческой жизни. В своей статье «Цепи невидимого рабства» он задается вопросом о том, что заставляет человека быть несвободным, считая, что самое страшное для человека несвобода духа, духовная зависимость. Он видит, что причина несвободы в отсутствии понимания, знания о превосходстве духовной свободы, позволяющей человеку находиться в состоянии творческого устремления. «Люди, -размышляет мыслитель, - отказываясь от своей воли и позволяющие опутать себя цепями невидимого рабства, не понимают и не сознают, какое это великое благо - обладать свободною душою». Именно поэтому необходимо бороться с авторитетами «чтобы освободить индивидуальную человеческую волю от всякого подчинения».
Категория свобода связана с философско-космологическими идеями Вентцеля, в центре которых - понятие всеединства человека и космоса. Человек, по мнению мыслителя, «со всем Космосом составляет одно нераздельное целое, которое развивается». Человек независимо от его желания «так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни» [9, с. 162]. Отсюда он формулирует цель космического воспитания, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической.
Таким образом, идея свободы основывается на оригинальной теории космического всеединства, которое определяет содержание его космической педагогики, представляющей собой своеобразную систему философию образования.
Бытие, по мнению Вентцеля, - космос, или «вселенская жизнь», проявляющая себя как «целостное единство вселенской жизни», упорядоченная система. Именно целостность бытия по Вентцелю «позволяет «говорить о ней как о космосе, в противном случае ...мы имели бы не космос, а хаос, т. е. беспорядочное нагромождение не связанных между собою элементов, приходящих в случайное столкновение между собою, причем эти столкновения не регулировались бы никаким закономерным порядком. В противоположность хаосу вся мировая жизнь является дл нас, как мы верим в это космосом, а не хаосом, т.е. известным упорядоченным единством» [10]. Это положение определяет оригинальное религиозное миропонимание мыслителя, отвергающего традиционную религию как фактор догматического, а, следовательно, насильственного воспитания и образования. Согласно Вентцелю, космическое и социальное представляют собой определенные формы организации жизни, которые имеют определенное сходство, а их системность определяется общностью и целостностью. Общество, определяющее социальную форму бытия, представляет, по мнению мыслителя, «то целостное единство общей жизни, которой живет некоторая совокупность людей», что «подразумевает определенный порядок», а «там, где этот порядок отсутствует, там отсутствует целостность и единство, и там не может быть и речи о существовании общества в собственном смысле слова». Общество, индивидуум являются составными частями космоса, элементами космического бытия. Таким образом, в понимании Вентцеля, единство бытия проявляется через его составные части: космос, общество, индивидуум. Человек - составная часть общества и космоса. Поэтому целью и смыслом человеческой и общественной деятельности - соответствие той целостности и гармонии, которая характерна космосу и космическому сознанию. Определяя смысл космической гармонии как «идеальное состояние совершенства», мыслитель характеризует это состояние как «свободное творческое сознание, обнимающее собой наиболее полное и совершенное сознание космоса, наиболее полное и совершенное сознание человечества в целом и наиболее полное и совершенное сознание себя как творческой личности, которая в каждом шаге своей жизни тесно связана с жизнью Космоса и Всего Человечества» [10]. Вентцель подчеркивает, что цель человечества - созидание творческого сознания, которое является олицетворением свободы, гармонии и солидарности.
Истоки метафизического миропонимания К.Н. Вентцеля восходят к религиозно-нравственному учению Л.Н. Толстого. Вентцель долгое время был увлечен анархистскими идеями великого мыслителя, которые, несомненно, оказали значительное внимание на формирование его мировоззрения. На наш взгляд, этика Вентцеля, основанием которой является идея бесконечной свободы, обозначила основные приоритеты его прикладной философии - педагогики.
С точки зрения Толстого, понимание сущности человеческой свободы связана с возможностью познания истины, ее признания или непризнания, приятия или неприятия [15].
Таким образом, свобода в понимании Толстого - свобода выбора истины, человек свободен не в совершении поступков, а в моральном выборе. Отсюда следует, что свобода -это стремление руководствоваться истиной в своем поведении. Выбор истины определяется разумностью, поэтому свобода есть разумное стремление к благу, а исполнение связано с стремлением руководствоваться истиной как идеалом, а не нормой (правилом) жизни.
Это означает о необходимости ориентации на эти заповеди как на идеал, как на то бесконечное совершенство, к которому должен стремиться всякий человек. Свободное исполнение заповедей христианства означает в данном случае осознанное стремление к бесконечному совершенству. Поэтому человеку нельзя снижать в своем сознании требований идеала. Человек должен руководствоваться не умеренными правилами справедливости и филантропии, а именно идеалом полного, бесконечного, божеского совершенства. «Только стремление к этому совершенству, - подчеркивает Толстой, - отклоняет направление жизни человека от животного состояния к божественному настолько, насколько это возможно в этой жизни»[14, с. 169].
«Умеренное совершенство, - замечает Толстой, - теряет силу воздействия на души людей» [14, с. 169]. Поэтому учение Христа только тогда имеет шанс быть исполненным, когда оно требует абсолютного совершенства, т.е. слияния божественной сущности, находящейся в душе каждого человека, с совершенной волей Бога.
Философскую разработку этого понятия Толстой предпринял еще в трактате «Царство Божие внутри вас». «Усилие сознание» рассматривается им как целостная духовная установка, направленная на преодоление зла. Чтобы объяснить смысл и назначение «усилия» Толстой прибегает к аналогии из области сна: «Мы делаем усилие проснуться и действительно просыпаемся, когда сон становится ужасен и нет уже больше сил переносить его. То же надо делать и в жизни, когда она становится невыносима. В такие минуты надо усилием сознания проснуться к новой, высшей, духовной жизни» [13, с. 265-266], [14, с. 279].
Однако вопрос заключается в том, может ли, способен ли человек сделать такое усилие; ведь тот же пример со сновидениями показывает, что человек чаще всего не в силах изменить течение событий, поставить под контроль сознания, «управлять» образами сновидений. В связи с этим главной проблемой, с которой пришлось столкнуться Толстому, стала проблема свободы воли как условия практической реализации усилия сознания. Возможность или невозможность свободы Толстой ставит в зависимость не от внешних факторов, обусловливающих поступки человека, а от внутренних причин, которыми человек
руководствуется в своих поступках. «Человек, несвободный в своих поступках, всегда чувствует себя свободным в том, что служит причиной его поступков, - в признании или непризнании истины... Так, человек, совершив под влиянием страсти поступок, противный сознаваемой истине, остается все-таки свободным в признании или непризнании ее, т.е. может, не признавая истину, считать свой поступок необходимым и оправдывать себя в совершении его, и может, признавая истину, считать свой поступок дурным и осуждать себя в нем» [14, с. 280].
Таким образом, свобода, согласно Толстому, есть возможность признания или непризнания истины: человек может, признавая открывшуюся ему истину и исповедуя ее, стать свободным и радостным деятелем «вечного и бесконечного дела», совершаемого Богом или жизнью мира; или же может, не признавая этой истины, сделаться рабом ее и быть «насильно и мучительно влекомым туда, куда он не хочет идти».
Толстой замечает при этом, что не каждая истина может служить предметом свободного выбора: признания или непризнания. Есть три рода истин. Первые - давно уже признаны или самим человеком, или переданы ему воспитанием и приняты им на веру; следование им стало для человека привычкой, второй природой. Второй род истин - туманен и неясен; это всего лишь «бессознательные предчувствия» вероятных событий и процессов. «Человек, - полагает Толстой, - одинаково несвободен в непризнании первых и в признании вторых». Но есть третий род истин, которые не стали еще для человека бессознательным мотивом деятельности, но вместе с тем уже с такою ясностью открылись ему, что он не может обойти их и неизбежно должен так или иначе отнестись к ним: признать или не признать их. По отношению этих-то истин и проявляется свобода человека» [14, с. 281].
Толстой, безусловно, имеет здесь в виду высшие, духовные «метафизические» истины, к числу которых принадлежат в первую очередь идеи Бога, свободы и бессмертия, а также широкий круг религиозно-философских «истин» и морально-этических ценностей, таких как благо, зло и др. В этом смысле толстовская концепция свободы является своеобразной интерпретацией библейской мифологемы свободы выбора добра и зла. Оригинальность Толстого в том, что сам факт признания или непризнания высших духовных истина становится у него необходимым условием «онтологизации» духа, становления духовного бытия. Признавая духовную истину, человек тем самым необходимо претворяет ее в жизнь, преобразует жизнь в соответствии с духом данной истины. Свобода признания истины является для Толстого и свободой ее воплощения, ибо невозможно, признавая духовную истину, поступать вопреки ей.
Однако само по себе следование духовной истине не является гарантией непогрешимости человеческих действий. Свобода всегда содержит в себе риск заблуждения
ума и отклонения от идеала. Более того, человек, свободно избирающий истину, никогда не может быть удовлетворен своей жизнью, ибо сам акт свободы духа обнаруживает неисчерпаемые глубины божественного совершенства. Отсюда, парадоксальность толстовского понимания сущности человеческой свободы, которую весьма остроумно подметил А. А. Гусейнов: «Ничто не может воспрепятствовать человеку поступать так, как он считает правильным, но никогда он не будет считать правильным то, как он поступает» [11, с. 211].
В результате исследования границ человеческой свободы Толстой приходит к выводу, что возможность усилия сознания коренится в свободе признания и выбора духовных истин.
Конкретизируя этот тезис и переводя его практическую плоскость, Толстой подчеркивает, что свобода проявления усилия сознания определяется тем фактом, что духовная, истинная жизнь человека протекает только в настоящем времени. Только «в мгновении настоящего человек всегда свободен» и «только в настоящем проявляется свободная божественная истина». Для К. Вентцеля проблема свободы, также, в стремлении к истине, образовании как условии совершенствования человека, а, следовательно, и совершенствовании социального мира, природы, которые трансформируются в космическое преобразование бытия.
Литература
1. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. М.: типо-лит. В. Рихтеръ, 1896. 47 с.
2. Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу. М.: [б.и.] (тип. торгового дома А. П. Печковский, П.А. Буланже и К), 1906. 292 с. (Свободное воспитание и образование)
3. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. 1. М.: Книгоизд-во К.И. Тихомирова, 1911. 388 с.
4. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. 2. М.: Книгоизд-во К.И. Тихомирова, 1912. 667 с.
5. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка). М.: Земля и фабрика, 1923. 59 с.
6. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. 2-е изд. М.: Земля и фабрика, 1923. 149 с. (Б-ка «Пути новой школы» ; Вып. 3).
7. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М. ; Пб.: Голос труда, 1923. 102 с.
8. Вентцель К.Н. Освобождение ребенка. 3-е изд., испр. и доп. M.: Земля и фабрика, 1923. 20 с. (Б-ка «Пути новой школы» ; Вып. 1).
9. Вентцель К.Н. Заметки о космическом воспитании // Свободное воспитание: Сборник избранных трудов / сост. Л.Д. Филоненко. М.: Профессиональное образование, 1993. С. 156-166.
10. Вентцель К.Н. Проблема космического воспитания. Научный архив АПН СССР. Ф. 23. Оп.1. Д.30. Л. 91-94.
11. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 351 с.
12. Мизес, Людвиг фон. Либерализм. М.: Экономика : Социум, 2001. 240 с.
13. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 45. Путь жизни. М.: Гослитиздат, 1956. 591 с.
14. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 28. Царство Божие внутри вас. М.: Гослитиздат, 1957. 397 с.
15. Толстой Л.Н К вопросу о свободе воли [Из неизданного сочинения] // Полное собрание сочинений. В 22 т. Т. 18. М.: Художественная литература, 1984. С. 141.
Meleshko E.D.
TOLSTOVETS ON SPIRIT: K.N. VENTTSEL
In article views of the original Russian philosopher K.N. Venttsel which works were unfairly forgotten are analysed, and the most part in general is unpublished. K.N. Venttsel's theoretical views can be referred to the direction of the ethical liberalism which adherent there was L.N. Tolstoy. Venttsel was fond of anarchical ideas of the great thinker, however, subsequently concentrated on idea of creation and education of the new person. In article the comparative analysis of views of L.N. Tolstoy and K.N. Venttsel, understanding of freedom as conditions of creative development of the personality is given.
Keywords: ethical liberalism, creativity, freedom, creative development, education, moral creativity, self-improvement, space and social life.