Научная статья на тему 'Образование как предмет философской рефлексии в трудах отечественных мыслителей конца XIX начала XX века'

Образование как предмет философской рефлексии в трудах отечественных мыслителей конца XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
438
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHY / PEDAGOGY / EDUCATION / PHILOSOPHY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилкина Наталья Валерьевна

Рассматриваются взгляды российских философов на образование в конце XIX начале XX в. Выделяются и сопоставляются ключевые философско-педагогические идеи Л. Н. Толстого, В. В. Розанова, В. К. Вентцеля, М. М. Рубинштейна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the views of Russian philosophers on education in the late 19th early 20th centuries. The author identifies an compares the key philosophical and pedagogical ideas of L. N. Tolstoy, V. V. Rozanov, V. K. Wentzel, M. Rubinstein.

Текст научной работы на тему «Образование как предмет философской рефлексии в трудах отечественных мыслителей конца XIX начала XX века»

УДК 1(091):37.013

Н. В. Данилкина

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Рассматриваются взгляды российских философов на образование в конце XIX — начале XX в. Выделяются и сопоставляются ключевые философско-педагогические идеи Л. Н. Толстого, В. В. Розанова, В. К. Вент-целя, М. М. Рубинштейна.

This article considers the views of Russian philosophers on education in the late 19th — early 20th centuries. The author identifies an compares the key philosophical and pedagogical ideas of L. N. Tolstoy, V. V. Rozanov,

V. K. Wentzel, M. Rubinstein.

Ключевые слова: философия, педагогика, образование, философия образования.

Key words: philosophy, pedagogy, education, philosophy of education.

На современном этапе в отечественной науке сложилась исследовательская парадигма, которая предполагает изучение проблем образования на междисциплинарной основе. В интерпретации различных трактовок образовательного процесса, разработке образовательных мо-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 57 — 64.

58

делей, соответствующих меняющимся социокультурным реалиям, принимают участие педагогика, социология, психология, культурология, филология и другие науки, каждая из которых имеет собственный традиционно исследуемый предмет, методы, понятийный аппарат, способы объяснения [2]. Философии же, в силу присущего ей характера рефлексии способной вскрыть важнейшие противоречия не только в любой научной системе, но и в самом человеческом существовании, отводится сегодня ведущая роль в поиске методологических оснований для осмысления процесса становления человека.

Заметим, что на Западе исторически сложилась несколько иная традиция. Американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, исходя из важности методологических посылок философии (особенно таких ее разделов, как этика, теория ценностей, эпистемология и метафизика) для изучения вопросов образования, назвал философию самой общей теорией образования. Однако его последователи работали в большей степени над дифференциацией этого общего знания. В результате развитие «философии образования» на родине данного термина протекало как процесс «оформления и постановки перед педагогами ряда крупных систем философской мысли: реализма, идеализма, перенниализма и прагматизма. Как "масштабная" спекулятивная философия каждая система была призвана предложить отличные от других взгляды на реальность, истину, красоту, добро, человеческую природу» [17, р. 1002—1003]. В ходе дальнейшей дифференциации возникли аналитическая, феноменологическая, экзистенциальная, неомарксистская и другие «философии образования». Подобная плюралистическая картина складывалась и в Западной Европе, где наибольшую роль в разработке философских образовательных концепций сыграли такие влиятельные течения, как философия жизни и неокантианство.

В России образование также далеко не сразу стало предметом обстоятельного философского анализа. Призыв к глубокому осмыслению проблем образования и воспитания ввиду их социально-исторической и общечеловеческой, общекультурной значимости прозвучал на рубеже XIX —XX вв., на взлете русского философского идеализма: «Мы имеем дидактику и ряд дидактик, мы имеем вообще педагогику как теорию некоторого ремесла ли, искусства ли (внедрить данную тему в душу). Но мы не имеем и не имели того, что можно назвать философией воспитания и образования, т. е. обсуждения самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории» [7, с. 601]. Это произошло в тот период, когда русская философия была признана фактом общественной дискуссии, т. е. стала в полном смысле слова практической [6, с. 9 — 10]. Как писал В. В. Зень-ковский, в центре русского гуманизма навсегда становится с этого времени «социальная проблема — проблема водворения подлинной человечности в жизненных отношениях» [11, с. 132].

Русские философы-идеалисты (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, С. Л. Франк и др.) в начале прошлого века выступили против утилитарного восприятия личности, утверждая ее самоценность, и стремились устроить

практическую жизнь социума на духовно-нравственных основаниях. Пути преобразования общества в направлении духовных ценностей они искали в индивидуальном духовном преображении.

Предметом специального анализа проблема воспитания и образования стала у В. В. Розанова. Критикуя европейскую систему образования, философ был последователен в своем отторжении утилитарной рациональности, связываемой им с поверхностностью восприятия и чрезвычайной скудостью духовных запросов. Это предостережение он относил и к России. Апология рационального начала в деле образования, по мнению В. В. Розанова, ведет к составлению отвлеченных схем и недооценке предрасположенностей ученика. Следовательно, образование должно включать совокупность художественных воздействий, которые согласуются с душевным строем ученика, вырастающим из органичной принадлежности к культуре. Последняя, по убеждению философа, не может быть вненациональна: «вне традиций своего народа», «вне смысла своей религии» она была бы искусственной, далекой от реальной жизни [7, с. 8]. Поэтому мыслитель считает пагубным копирование чуждых подходов к образованию.

Цель образовательного процесса, согласно В. Розанову, — это «выработка в подрастающих поколениях какого-нибудь культа, т. е. преданности, любви, верности...» [7, с. 45]. Как культура, так и образование предполагают гармоничное сочетание внутренне исповедуемого «культа» с внешней сложностью его проявлений. Истинная культура рассматривается философом как всеохватная любовь, которая не должна сосредоточиваться на каких-то утилитарных моментах, иначе она оборачивается эгоцентризмом и потребительским отношением ко всему окружающему.

Философ дает негативную оценку тоталитарным тенденциям, подавляющим творческую инициативу и духовный поиск в образовательном процессе, превращающим школу в государственно-бюрократическую отрасль. Государство, по В. В. Розанову, олицетворяет рациональное, отвлеченное от жизни начало, от которого «веет далекой объективностью» [7, с. 14]. Оно, по словам философа, «боится всякого реального созерцания, которое могло бы отнять минуту у книжного усвоения» [7, с. 23]. Не имея в себе «живых ключей образовательного характера», государство, полагает В. В. Розанов, должно попытаться отыскать их в других исторических силах — в семье и церкви, научном сообществе, а также в «единичных личностях с особым, ярким призванием к воспитанию» [7, с. 45].

Заметим, что понятия «воспитание» и «образование» часто используются В. В. Розановым как взаимозаменяемые. По замечанию К. В. Фа-раджева, это обычно происходит при воплощении намерения преобразить душу человека, не ограничиваясь задачами безоценочной информативности и выработки определенных профессиональных навыков. «От силы этого стремления к "радению" о душе человека зависит степень смешения понятий "образование" и "воспитание"», — пишет исследователь [15].

Первым в русской педагогической классике осуществил обстоятельный анализ взаимоотношения понятий «образование» и «воспитание» Л. Н. Толстой, который до последних лет жизни продолжал педагогическое дело, начатое еще в середине XIX в.: в Яснополянской школе он воплощал идеи «свободного образования», педагогики ненасилия. Проанализировав ряд понятий в различных европейских языках, мыслитель пришел к выводу, что понятие, сходное с русским «образование», существует только в немецком — Bildung; общеевропейские понятия education, civilization, instruction, восходящие к латинским корням, и даже немецкое Erziehung означают нечто иное, нежели русское «образование» и немецкое Bildung, которые включают в себя и научные знания, и искусства, и физическое развитие.

Важнейшее различие между образованием и воспитанием Л. Н. Толстой усматривал в свободном характере первого и принудительном — второго: «Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей-•• Образование свободно» (цит. по: [1, с. 81]).

Вся образовательная работа переносится у Л. Н. Толстого внутрь человека. Под подлинным образованием понимается именно самообразование, свободный, не стесняемый внешними обстоятельствами и посторонними требованиями процесс: «От воспитания, — пишет классик, — обыкновенно требуют и слишком много и слишком мало. Требовать того, чтобы воспитываемые выучились тому-то и тому-то, образовались, как мы разумеем образование, — это невозможно, так же невозможно и то, чтобы они сделались нравственными, как мы разумеем это слово. Но совершенно возможно то, чтобы не быть самому участником в развращении детей... а всею своею жизнью по мере сил своих воздействовать на них, заражая их примером добра» [13, с. 12].

Свободное образование, по Л.Н Толстому, есть образование к Добру. Добро тождественно Разумному сознанию, иными словами, это Моральное (разумное) сознание, носителем которого является человек. Добро в философии Л. Н. Толстого абсолютно (или оно не есть Добро). С этой точки зрения государство, экономический строй, социальные отношения, которые ущемляют, подавляют личность человека, оказываются лишенными нравственного критерия, а значит, и смысла.

В центре педагогического процесса мыслитель видел ребенка. Вся система образования, по его убеждению, призвана содействовать не просто развитию, а «гармонии развития» учащегося, во имя которой насильственное внешнее влияние должно быть исключено из педагогического процесса.

«Педагогика ненасилия» имеет религиозно-этический фундамент. По мысли философа, целью жизни, а значит, и высшей целью образования является бесконечное просветление и единение существ мира. Мыслитель вынужден признать, что в современном ему мире, когда у большинства уже нет веры, несущей гармонию, «вопрос о том, какие

знания вообще полезны, какие могут быть вредны, какие нужны прежде, какие после и до какой степени должны быть доводимы те или другие, уже не имеет никакого основания для своего решения и решается как попало и совершенно произвольно теми людьми, которые имеют возможность насильственно передавать те или иные знания» [14, с. 65].

Тесным образом связал педагогику с философией К. Н. Вентцель, который также глубоко проникся общим пафосом свободы рубежа веков и идеей гармонии, широко обсуждавшейся педагогической общественностью. Как Л. Н. Толстой, В. В. Розанов и многие выдающиеся педагоги, он выступил против практики муштры, принудительности и других обезличивающих личность тенденций казенно-бюрократической системы образования и воспитания.

Человек, полагает мыслитель, изначально обладает способностью творческого развития, он не заимствует свое внутреннее духовное богатство, а черпает его из самого себя, из глубин своей души. Личность в своей творческой активности свободна от внешних обстоятельств. Свое понимание свободного образования и педагогики без насилия ученый излагает следующим образом: «. не умышленное формирование ребенка сообразно определенному идеалу человека, а деятельное содействие тому, чтобы тот или иной образ индивидуальной человеческой личности, который дремлет в ребенке, во всей его психической и физической организации, принял путем саморазвитого органического роста и развития ясные, резко выпуклые и отчетливые формы» [12, с. 101].

К. Н. Вентцель не поддерживает выдвижения религии в качестве общей основы образования, поскольку религия, по его мнению, не может сделать образование свободным: «.у детей еще нет и не может быть того или иного сложившегося понимания жизни. Делать религию в этом смысле основанием образования — значит устанавливать гегемонию взрослого поколения над подрастающим, значит отрицать право молодого поколения на то образование, которое ему нужно, которое оно само хочет и стремится получить. Но тогда не следует говорить и о свободе образования» [5, с. 616]. Единственно возможной основой «истинного и настоящего образования» провозглашается К. Н. Вентцелем не религия и не нравственность, и даже не гуманность, имеющая в виду отвлеченного человека вообще, но «только сама индивидуальная личность» [5, с. 631].

Но если религия, в той форме, в которой она дискредитировала себя в глазах многих людей, по К. Н. Вентцелю, способна воспитать лишь человека, скованного «цепями невидимого рабства», то предлагается ли что-либо взамен? Ответ следует искать в неопубликованных при жизни философа работах по космической педагогике. В них, продолжая традицию русского космизма, мыслитель утверждает: когда человек стоит перед лицом Космоса и ищет слияния с ним, тогда происходит освобождение от всего мелкого, ограниченного, душа наполняется свободой, беспредельно широкой творческой любовью к жизни, к человечеству и составляющим его людям. У человека, ощущающего

безраздельную слитность с Космосом, исчезают всякие поводы и мотивы для совершения зла, появляется способность к углубленному познанию Космоса и Человечества, «к пониманию сокровенных тайн Жизни», способность «вчувствования в процессы жизни, происходящие в вещах и существах, находящихся вне» его [3, с. 156 — 166]. Индивидуализм в воззрениях К. Н. Вентцеля оборачивается своего рода космологическим холизмом, который, однако, не требует отказа от индивидуально-личностного творческого начала и свободы.

Идея свободного и гармоничного образования достигает в поздних работах К. Н. Вентцеля максимума своего выражения. Это касается не только этических, но также онтологических и гносеологических положений. «Гармония с остальными мыслями, которые уже получили наше одобрение и которые сохраняются в нашей памяти, является для нас фактически последним критерием истины» [5, с. 249], — на этом основании ученый отрицает «навязывание» учащимся предметов обучения: необходимо «дать возможность им самим, с полным сознанием и пониманием выбрать в области научного знания, что нужно каждому из них в отдельности как своеобразной и самобытной индивидуальности» [5, с. 614 — 615].

В духе интуитивизма А. Бергсона мыслитель утверждает, что нужна «организация цельного опыта жизни», т. е. гармония внешних (социальных) и внутренних (психических) детерминант бытия. Цель, составляющая высшую задачу нравственности, состоит, по К. Н. Вентцелю, в установлении гармонии между своей жизнью и жизнью остального человечества [4, с. 9].

Несмотря на явное абсолютизирование принципа свободного, «самопроизвольного органического развития изнутри», который никак не мог вписаться в официальную политику Наркомпроса, идеи К. Н. Вент-целя подготовили преобразования отечественной школьной системы в самые первые годы после Октябрьской революции, когда пафос освобождения был более чем актуален. Именно К. Н. Вентцель разработал «Декларацию прав ребенка» (25 сентября 1917 г.), одну из первых в мировой практике, а в 1918 г. представил в Учредительное собрание документ с недвусмысленным названием «Отделение школы от государства и декларация прав ребенка».

Официальная «дефункционализация философии» (Н. С. Плотников) во второй четверти XX в. перенесла широкий ряд общих философских вопросов в специальные научные и литературные издания — это касалось и разработки проблем воспитания и образования. Отдельные философы постепенно «эмигрировали» в области психологии, социологии и других наук. Среди них — М. М. Рубинштейн, который до середины 20-х гг. прошлого века развивал идеалистическую педагогику в России. В его учении рассматривается становление «цельной личности», понимаемой как единство телесного, идеального, социального и духовного начал, определяющих ее принадлежность к сфере природы, индивидуальности, социальных образований и культуры. Все эти сфе-

ры, по М. М. Рубинштейну, не только не исключают, но взаимодопол-няют друг друга и «в личности существуют как единое, хотя и подвижное, но неразрывное целое» [9, с. 307]. Цель педагогики, в теории и на практике, — «идеал цельной личности», следование которому предполагает воспитание человека как жизнеспособной, самодеятельной культурно-нравственной силы.

Ученик Г. Риккерта и В. Виндельбанда, М. М. Рубинштейн особыми характеристиками личности считал способность к сознательному суждению, а также свободу, возвышающую человека над свойственными природному миру причинно-следственными цепями. Мир свободы трактуется ученым как мир культуры — идеальных ценностей, которые выступают как неисчерпаемые творческие задачи для человека.

Несмотря на апологетическое отношение к индивидуальному началу в условиях, когда официальная педагогика абсолютизировала роль коллектива в воспитании, М. М. Рубинштейн был все же далек от «педагогического анархизма», отдающего ребенка на произвол стихийного развития. Он не отрицал идеи общественного прогресса, цель которого видел в создании достойных условий для развития целостной личности — в этом мыслитель был близок философско-публицистическим традициям, положенным еще П. Лавровым и Н. Михайловским во второй половине XIX в. [16, с. 34].

М. М. Рубинштейн указывал на нецелесообразность лишения теории образования научного обоснования «эмпирическими, опытными исследованиями, обогащенными и укрепленными быстро выросшим экспериментальным методом» [10, с. 2]. Однако «грубый материализм», по его мнению, никогда не позволит охватить самой ценной области человеческого Я, удовлетворить его «самых насущных потребностей в деятельном миросозерцании, для которого нужны ценности, идеалы, нормы» [8, с. 11]. В дальнейшем, в условиях запрета идеалистической философии путь философского изучения «должного» оказался для ученого закрыт, и он посвятил себя изучению вопросов «сущего», главным образом в психологической сфере.

Таким образом, проблема становления человека, которая еще в XIX в. рассматривалась выдающимися русскими учеными (Н. И. Пироговым, К. Д. Ушинским) как «величайший вопрос человеческого духа» и один из важнейших «вопросов жизни», в конце XIX — начале ХХ в. была осмыслена в контексте анализа общественного идеала. Этот идеал включал представления об идеале личности и идеале образования. Целостность личности связывалась в мировосприятии философов с идеями свободы и гармонии. Несмотря на то что в отечественной философии рассматриваемого периода не возникло каких-либо школ, которые бы последовательно занимались разработкой философско-методологического обоснования педагогики, в трудах философов-идеалистов выделялось общее проблемное поле педагогики и философии, предлагались различные трактовки образования и воспитания. Объединяющим фактором выступала при этом задача философского осмысления переустройства общества, духовно-нравственного преображения социального и индивидуального бытия в их взаимосвязи.

64

Список литературы

1. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Дубна, 2001.

2. Валицкая А. П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия диалог // Диалог в образовании: сб. матер. конф. Сер. «Symposium». СПб., 2002. Вып. 22. С. 9 —16.

3. Вентцель К. Н. Заметки о космическом воспитании // Вентцель К. Н. Свободное воспитание: сб. избр. тр. М., 1993. С. 156 — 166.

4. Вентцель К. Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания. М., 1896. № 2.

5. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности: в 2 т. М., 1912.

Т. 2.

6. Плотников Н. С. Философия «Проблем идеализма» // Проблемы идеализма: сб. ст. [1902] / под общ. ред. М. Колерова. М., 2002.

7. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.

8. Рубинштейн М. М. Идея личности как основа мировоззрения: критическо-философский очерк. М., 1909.

9. Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Т. 1 / под ред. Н. С. Плотникова, К. В. Фараджева. М., 2008.

10. Рубинштейн М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 1920.

11. Савицкий Н. П. В поисках русской идеи // Русская эмиграция в Европе в 1920—1930-е годы. М.; СПб., 2005. Вып. 2.

12. Современные теории образования и педагогической науки. М., 1994.

13. Толстой Л. Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: в 24 т. М., 1913. Т. 14.

14. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.; Л., 1928—1958. Т. 38.

15. Фараджев К. В. Особенности реализации социокультурного подхода к образованию в трудах отечественных философов конца XIX — начала ХХ веков. URL: http://www.socioedu.ra/st_far.htm! (дата обращения: 20.01.2011).

16. Фараджев К. В. Философия и жизнь Моисея Рубинштейна // Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу / под ред. Н. С. Плотникова, К. В. Фараджева. М., 2008. Т. 1.

17. Ericson D. P. Philosophical issues in education // Encyclopedia of Educational Research: in 4 vol. / ed. in Chief M. C. Alkin. 6th ed. N. Y.; Toronto, 1992. Vol. 3.

Об авторе

Наталья Валерьевна Данилкина — канд. филос. наук, мл. науч. сотр., социологическая лаборатория Института Балтийского региона, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: NDanilkina@kantiana.ru

About author

Dr. Natalya Danilkina, Junior Research Fellow, Sociological Laboratory, Baltic Region Institute, I. Kant Baltic Federal University.

E-mail: NDanilkina@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.