8. Указ Президента Российской Федерации № 761 от 1 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_148900/?frame=2 (дата обращения: 08.03. 2013).
9. Закон Республики Бурятия от 10 декабря 2009 г. № 1182-IV «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Республике Бурятия»; Закон Московской области от 4 декабря 2009 г. № 148-О «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» и др.
10. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях»(постатейный) / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. - 7-е издание. - «Проспект», 2011 // СПС КонсультантПлюс.
11. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под.ред. С.А. Степанова. - «Проспект», 2015 // СПС КонсультантПлюс.
12. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (постатейный) / Под ред. П.В. Крашенинникова. - «Статут», 2009 // СПС КонсультантПлюс.
13. Таибова О.Ю. Государственное управление в области охраны и защиты прав несовершеннолетних: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2006. - С. 17.
14. http://www.consultant.ru/popular/family/20_23.html (дата обращения: 17.10.2013).
15. http://leninsky.ast.sudrf.ru.
ТОЛКОВАНИЕ ДЕФИНИЦИИ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРИСВОЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ СТАТУСА «ИНОСТРАННОГО АГЕНТА»
© Нурмухамедова Ю.Н.*
Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
В данной статье рассматриваются внесенные изменения к Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях». Автор рассматривает проблему толкования такого критерия, как «по-
* Студент. Научный руководитель: Синицина С.В.
литическая деятельность», влияющего на присвоение статуса иностранного агента некоммерческой организации.
Ключевые слова некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, изменение в законодательстве, политическая деятельность.
Государственная Дума Российской Федерации в 2012 году приняла поправки в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», вводящее понятие «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», устанавливающие дополнительные обязанности для таких организаций, административную и уголовную ответственность, а также расширяющие полномочия государственных органов в отношении таких некоммерческих организаций.
Так, согласно п. 6 ст. 2 ФЗ 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается действующая на территории России некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ, далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности [1].
Необходимо отметить, что при работе с определением, которое регламентируется законом, возникает вопрос, что можно считать политической деятельностью. Также следует отметить и то, что в рассматриваемом нормативно-правовом акте делается акцент на том, что некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
В свою очередь, к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Однако, правоприменители широко толкуют термин «политическая деятельность», фактически понимая под ним любую деятельность некоммерческой организации так или иначе связанную со взаимодействием с органами власти. Так, например, в своем решении по заявлению Автономной некоммерческой организации «Юристы за конституционные права и свободы» Замоскворецкий районный суд г. Москвы признал, что политическая деятельность может выражаться «в том числе в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении с использованием современных технологий своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики». Суд также признал политической деятельностью «формирование мнения граждан Российской Федерации о нарушениях прав и основных свобод человека, а также анализ, оценку действующего законодательства» [4]. Также, в решении по заявлению Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал»» Тверской районный суд Москвы признал политической деятельность «по сбору и распространению информации о политически-мотивированных арестах и задержаниях, включая информацию о конкретных уголовных делах и правоприменительной практике» [5].
Следует сказать и о том, что правоприменительная практика не исчерпывается выше указанными примерами, однако представляется, что последние являются достаточными, на наш взгляд доказательствами, расширительного толкования судебными органами термина «политическая деятельность». При этом Конституционный суд в своем Постановлении от 08.04.2014 № 10-П уточнил, что при отсутствии в деятельности организации «политических» целей, «даже если организация занимается критикой властей или вызывает в обществе оппозиционные настроения, она не может считаться выполняющей функцию иностранного агента. Кроме того, для соответствующей классификации политические цели должна преследовать организация в целом, а не отдельные её участники, действующие в личном качестве и по собственной инициативе».
Кроме того, в заключении отмечалось, что слишком широкое определение политической деятельности будет охватывать «не только те организации, которые де-факто имеют отношение к лоббированию или партийной политике, но и фактически все некоммерческие организации, осуществляющие любые формы законной публичной деятельности в защиту общественных интересов» [2].
Интересным, по нашему мнению, представляется мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.Г. Ярославцева по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 2 и п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организаций», ч. 6 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, регламентиру-
ется следующее: «свобода объединений не может быть полноценно реализована без возможности для объединений свободно привлекать средства из не запрещенных законом источников для осуществления своей деятельности. Именно активная деятельность некоммерческих организаций является неотъемлемой частью функционирования демократического общества». Свое особое мнение судья В.Г. Ярославцев высказал в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также иностранного агента Фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив» и граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева. Стоит на наш взгляд согласиться с В.Г. Ярославцевым, который в своем решении указывает, что «... содержащаяся в законе о некоммерческих организациях дефиниция «политическая деятельность» не позволяет однозначно и непротиворечиво ответить на вопрос, какие именно виды деятельности могут быть отнесены к политическим» [3].
Интегрируя вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что во избежание проблем при выявлении некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента и присвоении ей соответствующего статуса, необходимо сформировать и определить легализованное понятие политической деятельности. Это устранит сразу две проблемы: вопрос о законности наделения некоммерческих организаций статусом иностранного агента, а также недостаточную конкретность деятельности государственных органов по выявлению таких организаций.
Список литературы:
1. Федеральный Закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 06.04.2015 «О некоммерческих организациях» 80-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
2. Постановление Конституционного суда от 08.04.2014 № 10 по делу о проверке конституционности положении пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона « О некоммерческих организациях» части 6 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
3. Особое мнение судьи Конституционного суда Российской Федерации по Постановлению Конституционного суда от 08.04.2014 № 10 по делу о проверке конституционности положении пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона « О некоммерческих организациях» части 6 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx.
4. Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы № 2-573/2014 (26983/2013) // СПС Консультант Плюс.
5. Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24.05.2013 по делу № 2 4896/2013 // СПС Консультант Плюс.