Научная статья на тему 'Толерантность педагога: актуально-исторический аспект'

Толерантность педагога: актуально-исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
669
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE / TOLERANCE PARAMETERS OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Ирина Владимировна

Толерантность является одним из основных принципов, принятых мировым сообществом в качестве регуляторов межличностных отношений в социуме; и одной из целей, поставленных перед системой образования для создания необходимых условий воспитания культуры толерантного поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность педагога: актуально-исторический аспект»

7. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности. Дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2003.

8. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. -Ярославль: Аверс-Пресс, МАПН, 2005.

9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.-М., 1995.

10. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. -1984.-№4, —С. 5-14.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма.-М., 1996.

12. Мищенко ТВ. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогичес-

кого вуза: Дис. ... канд. пед.наук. - Ярославль, 2005.

13. ПоваренковЮ.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. -М.: Изд-во УРАО, 2002.

14. Румянцева Т. В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях: Канд. дис. Ярославль, 2005.

15. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982.

16. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии, 2001. - № 1. - С. 64-78.

УДК 159.9:370 В 751

И.В. ВОРОБЬЕВА

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: АКТУАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Толерантность является одним из основных принципов, принятых мировым сообществом в качестве регуляторов межличностных отношений в социуме; и одной из целей, поставленных перед системой образования для создания необходимых условий воспитания культуры толерантного поведения личности.

Реформирование системы образования, провозглашение принципов гуманизма, индивидуализации обучения, личностного развития обусловили интерес к изучению феномена толерантности в педагогическом аспекте.

Толерантность в контексте профессионального взаимодействия педагога и обучаемых определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Педагог, несомненно, является одной из ключевых фигур в реализации декларируемого подхода. В силу объективных причин он не только осуществляет передачу знаний и формирование умений и навыков, но и способствует

личностному развитию обучаемых. Инструментом влияния выступает его личность, в связи с этим, объектом пристального внимания становятся индивидуально-психологические особенности педагога, способствующие созданию атмосферы открытости и доверия, толерантному поведению в педагогическом взаимодействии.

По мнению многих авторов, толерантность -сложный психологический конструкт и его развитие начинается с раннего детства, однако, роль и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов в том, что в процессе обучения, возможно, сформировать именно те компоненты толерантности, которые будут необходимы в педагогической деятельности. Исследования в данном направлении очень актуальны, так как

© И. В. Воробьева, 2009

161

образование, как одна из важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным тенденциям и предвосхищать востребованность общества в формировании толерантного сознания.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности»1 .

Существование многообразия человеческой культуры подтверждает значимость и константность толерантности как одного из ведущих принципов, моральных оснований построения человеческих взаимоотношений. Отношения такого рода всегда декларировались как некая идеальная модель, в ведущих религиозных концепциях прослеживаются призывы к смирению, терпимости, терпению, «ахимсе», ненасилию и т.п. Помимо религиозных конфессий о толерантности упоминают философы с XVI-XVII вв. П. Бейль, Кас-теллио, Ф. Бэкон, Д. Мильтон, Т. Гобс, Дж. Локк, И. Кант, Монтескье, Ж. Руссо, Августин, JI.H. Толстой, Н. Рерих, И.А. Ильин, H.A. Бердяев, В.В. Соловьев и др.

Исходя из результатов теоретико-методологи-ческого анализа научной литературы, можно сделать вывод, что проблематика изучения толерантности разнопланова и многообразна. Данный термин использует математика и логика (Ю.А. 111-рейдер, Э. Зиман), биология и медицина (Р. Вернет, Р. Биллингем, М. Гашек), наиболее интересны подходы к его изучению в философских концепциях: в «Философском энциклопедическом словаре» оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам, которая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции»; толерантность можно рассматривать как терпимость, как признание права на существование противоположных точек зрения, как осознанное нравственно-понимающее сопереживание (В.А. Петрицкий, 1993).

Понятие толерантности в психологической науке активно используется последние десятиле-

тия. Однако до сих пор исследователи при изучении данного феномена сталкиваются с проблемой его дефиниции, определения структурных составляющих, видов, границ и т.п. Толерантность рассматривают и как способность выносить стрессовые нагрузки, и как переносимость организмом лекарств, и как установку к либеральному принятию моделей поведения, убеждений, ценностей другого человека.

Многие исследователи, и педагоги, и психологи, (Б.С. Гершунский, И.Б. Гриншпун, С.К. Бон-дырева, Д.В. Колесов, Д.А. Леонтьев, B.C. Мухина, А.В. Коржуев, Г.У. Солдатова и др.) подчеркивают, что толерантность не просто принятие чужой точки зрения, взглядов, а принятие самого человека, его уважение и признание. А.Г. Асмо-лов предлагает 4 направления для анализа данного феномена: филогенетическое, социогенети-ческое, педагогическое и толерантность в индивидуальном развитии каждого человека (А.Г. Асмолов, 2000). Е.В. Швачко рассматривает ценностную значимость толерантности, как универсального механизма формирования человеческих взаимоотношений (Е.В. Швачко, 2000). Толерантность в системе представлений человека о самом себе, соотнесение Я-образа и образа другого исследуется в работах A.B. Петровского и Р. Бернса (A.B. Петровский, 1996; Р. Бернс, 1993). Как комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, изучает толерантность П.Ф. Комогоров (П.Ф. Комогоров, 2000).

Предлагая в качестве основания дефиниции отсутствие негативной реакции человека, С.К. Бондырева и Д.В. Колесов разделяют естественную толерантность, проблемную, вынужденную, толерантность выгоды, умысла и толерантность воспитанности (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, 2003).

В современных социально-политических условиях, в связи с напряженными межэтническими отношениями особое внимание уделяется изучению межнациональной толерантности (Г.Л. Бардиер, А.М. Кондаков, Н.М. Макаров, Г.У. Солдатова, A.B. Петрицкий, В.Ю. Хотинец, Т.П. Днепрова и др.). Однако многие авторы обращаются к вопросу формирования и развития толерантности, рассматривая данный феномен именно в контексте педагогического взаимодействия (Е.Ю. Клепцова, Г.В. Безюлева, Г.М. Шела-

мова, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов и др.). Толерантность с педагогической точки зрения - это, во-первых, одна из целей процесса воспитания, и, во-вторых, средство достижения воспитательных и образовательных задач, то есть требование к деятельности и личности педагога.

В исследовании Б.А. Вяткина и В.Ю. Хотинец обнаружено влияние этнической толерантности учителя начальных классов на некоторые черты личности учащихся после 2-3 лет обучения у данного педагога. Э.Р. Хакимов получил данные о влиянии этнической толерантности-интолерант-ности классного руководителя на меру его авторитетности среди учащихся, на особенности проявления его общения и на ошибки в межличностном восприятии. Ряд педагогических работ предлагает данные о результативности развития этнической толерантности учащихся или студентов в процессе введения того или иного содержания, методов и форм образования или воспитания (В.П. Комаров, 1996; Е.М. Аджиева, 2002; B.C. Кукушкин, 2002 и др.). В частности в исследовании H.A. Ажмяковой доказано влияние особой организации обучения учащихся начальной школы английскому языку на развитие языковой и межэтнической толерантности.

В работе П.Ф. Комогорова приводится идея о том, что «педагогика сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов и др.) построена на методологическом базисе толерантности, так как личностными установками педагога выступали принятие ученика таким, какой он есть; эмпати-ческое понимание ученика вместо оценочного; открытое и доверительное общение с учащимися.

В монографии Г.В. Безюлевой и Г.М. Шела-мовой дается не только понимание толерантности, созвучное диалогу, сотрудничеству, взаимопониманию, но и технология поэтапного развития толерантности педагогов и учащихся.

В.А. Ситаров и В.Г. Марлов предлагают конкретные технологии организации принятия педагогами позиции ненасилия (фактически, толерантности): диагностика, групповое информирование и индивидуальное психологическое консультирование, серия психологических тренингов.

В качестве основы для построения структуры изучаемого конструкта был рассмотрен подход C.JI. Братченко, который понимает толерантность как сознательный, осмысленный и ответственный выбор человека; как сложный комплексный и

многокомпонентный психологический феномен; в котором ключевым является личностное основание толерантности - ценности, смыслы, установки; и который необходимо развивать путем создания необходимых условий1.

В психологической науке для рассмотрения сложных феноменов используют структуру, состоящую из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Опираясь на качественный анализ представлений ведущих исследователей о компонентном составе толерантности и психологические особенности педагогической деятельности, были выделены следующие составляющие толерантности педагога: когнитивная составляющая - осознание и принятие человеком сложности, многомерности, относительности, неполноты и субъективности собственных представлений и своей картины мира, способность человека когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный; эмоциональная составляющая - эмпатия, безоценоч-ность, особый вид эмоциональной устойчивости - «аффективная толерантность» (Кристалл, 2001); поведенческая составляющая - способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции, уверенное поведение в напряженных ситуациях; личностная составляющая - уважение человека, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком, принятие собственной личности.

Дополнительно к изложенной структуре были выделены психофизиологические предпосылки развития и проявления толерантности, в качестве которых рассматриваются особенности протекания нервных процессов, сила, скорость, устойчивость и переключаемость нервной системы.

Методика исследования. Целью эмпирического исследования выступило изучение особенностей проявления толерантности в педагогическом взаимодействии педагогами и студентами. Объект исследования - феномен толерантности в педагогическом взаимодействии. Предмет -особенности толерантности педагогов и студентов, являющихся субъектами педагогического взаимодействия.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее положение: толерантность - сложный комплексный феномен, включающий в себя поведенческий, эмоциональный, когнитивный, личностный компоненты и психофизиологические

предпосылки, которые характеризуются своеобразием выраженности и сопряженности у педагогов и студентов.

В исследовании приняли участие 204 педагога начального, среднего и высшего профессионального образования и 196 студентов ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Для изучения особенностей толерантности педагогов и студентов были использованы следующие психодиагностические методики, подобранные в соответствии с рассмотренной структурой толерантности: опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), тест эмпатических способностей (А.А. Меграбиан), методика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), тест уверенности в себе (В.Г. Ромек), опросник формальнодинамических свойств (В.М. Русалов).

Результаты исследования и их обсуждение. Демаркация педагогов по подгруппам относительно стажа педагогической деятельности (основание - положение об этапное™ процесса профессионального развития на основании отношения личности к профессии, Н.С. Глуханюк, 2000) и сравнительный анализ не дал значимых статистических различий в показателях выраженности компонентов толерантности. В зависимости от стадии профессионального становления (профессиональная подготовка или профессионализация) были сформированы две большие подгруппы: студенты и педагоги со стажем работы, превышающим 2 года.

Результаты диагностики показали, что и педагоги и студенты обладают средним уровнем выраженности мышечного тонуса (моторная эргич-ность), гибкости и скорости двигательных операций, педагоги отличаются негибкостью мышления, тенденцией к стереотипным мыслительным операциям (интеллектуальная пластичность), коммуникативны, характеризуются средней скоростью речевой активности. У студентов несколько более выражены показатели моторной сферы, средняя скорость умственных процессов, высокая потребность в коммуникации, установлении межличностных контактов. Поведенческий компонент толерантности участников исследования характеризуется преобладанием уверенности в себе и инициативой в социальных контактах в группах студентов, социальной смелости — в группах педагогов. Приоритет в когнитивной сфере распределился таким образом, что педагоги склон-

ны использовать себя в качестве эталона для оценки других, категоричны и консервативны, но более терпимы к проявлению физического или психического дискомфорта окружающих (например, заикание при сильном волнении). Студенты стремятся воздействовать на партнеров по общению, но умеют сдерживать негативные чувства при столкновении с проявлениями некоммуникабельных качеств партнеров. Личностный компонент толерантности, а именно такие показатели самоотношения, как самоуважение, саморуководство и самопоследовательность, самопонимание, внимание к оценкам со стороны окружающих и самообвинение характерны для педагогов. Студенты отличаются аутосимпатией, самоинтересом, уверенностью в своих силах, самопринятием и ожидают положительное отношение со стороны окружающих.

На основании полученных результатов можно говорить о специфике проявления толерантности у педагогов и студентов. Исключение составляют показатели эмоционального компонента, в обеих группах эмоциональная эмпатия преобладает над действенной, что говорит о тенденции к проявлению сочувствия и сопереживания, нежели к содействию при решении каких-либо проблем.

Выборка характеризуется нормальным распределением и для установления достоверности различий между группами педагогов и студентов использовался параметрический Т-критерий Стьюдента.

Таким образом, во взаимодействии педагоги проявляют авторитаризм, категоричность, консерватизм (Тэмп=3,045, р=0,01), что частично обусловлено влиянием педагогической деятельности на личность, социальной ролью и профессиональным статусом в общении с обучаемыми, с другой стороны, они могут являться следствием традиционной системы субъект-объект-ного взаимодействия в учебном процессе, отсутствия диалога в обучении. Студенты менее адаптивны (Тэмп=2,111, р=0,01), склонны проявлять негативное отношение к физическому или психическому дискомфорту окружающих (Тэмп=2,790, р=0,01), что возможно детерминировано возрастными особенностями данной группы и социальной ситуацией развития. По показателям эмоционального компонента толерантности достоверных различий в группах педагогов и студентов не выявлено. Это может свиде-

тельствовать о том, что данный компонент является устойчивой характеристикой и характерен для людей, выбирающих профессии педагогического профиля. Высокий уровень выраженности уверенности в себе, свойственный группе студентов (Тэмп=2,151, р=0,05), связан с решением определенных задач данного возрастного этапа, для позитивного завершения которого необходима социальная активность, инициатива, позитивное отношение к себе. Различия в уровне выраженности формально-динамических свойств в изучаемых группах обусловлены психофизиологическими особенностями возрастных категорий: педагоги чувствительны к затруднениям в моторной сфере (Тэмп=3,043, р=0,01) и склонны к интеллектуальной деятельности (Тэмп=2,928, р=0,01), студенты обладают высокими показателями коммуникативной активности (Тэмп=2,844, р=0,01), скорости моторных действий (Тэмп=3,183, р=0,01), гибкостью мышления (Тэмп=2,155, р=0,05).

Таким образом, по результатам сравнительного анализа выявлены особенности когнитивного, поведенческого, личностного компонента толерантности и психофизиологических предпосылок у педагогов, выполняющих профессиональную деятельность не менее 2 лет и студентов, находящихся на этапе профессиональной подготовки к ней.

Сопряженность компонентов толерантности у субъектов педагогического взаимодействия (педагоги и студенты) изучалась на основании установления взаимосвзязей между комопнентами толерантности (корреляционный метод Пирсона).

По результатам проведенного корреляционного анализа было установлено, что от возможного количества корреляций (703 корреляционные взаимосвязи), в группе педагогов выявлено 125 связей, что составляет 18%, а в группе студентов - 67, что составляет 9%, т.е. в два раза меньше. Таким образом, толерантность в группе педагогов представляет собой сложный комплексный феномен, характеризующийся множеством взаимосвязей между компонентами и соответственно менее подверженный психологическому воздействию. Небольшое количество корреляционных связей между компонентами толерантности в группе студентов свидетельствует о разрозненности, а также более широких возможностях формирования данного психологического конструкта.

В связи с тем, что показатели толерантности в группе педагогов коррелируют между собой посредством множества взаимосвязей, для выделения группировок которые теснее связаны между собой (факторов) был проведен факторный анализ, методом максимального правдоподобия (Maximum likelihood). Факторный анализ показателей толерантности в подгруппе студентов не проводился из-за незначительного количества взаимосвязей и невозможностью объединения их в факторы.

Результаты факторного анализа подтвердили комплексность толерантности и выделили следующие ее компоненты: особенности нервной системы, отношение к себе, отношение к другим людям, эмоциональная чувствительность и адаптационные возможности личности, что практически соответствует предложенной на основе теоретико-методологического анализа структуре данного феномена.

В качестве результатов проведенного нами исследования особенностей толерантности педагогов и студентов, как субъектов педагогического взаимодействия можно выделить:

1. Определение дефиниции и структурных составляющих толерантности. Толерантность педагога- сложный феномен, который рассматривается в различных аспектах и понимается как принятие индивидуальности другого человека и собственной личности, умение понимать эмоциональные состояния людей, стремление к диалогу и сотрудничеству во взаимодействии, отказ от доминирования и насилия. Структура это психологического феномена состоит из личностного, когнитивного, поведенческого, эмоционального компонентов и психофизиологических предпосылок, которые при создании определенных условий педагогического взаимодействия развиваются и формируются.

2. Специфику выраженности компонентов толерантности педагогов и студентов. Наиболее значимые различия обнаружены в показателях когнитивного, поведенческого компонентов и психофизиологических предпосылок, наименее — в личностном и эмоциональном компоненте, что свидетельствует об отличительных особенностях толерантности педагогов и студентов, и, следовательно, выходу на возможности ее формирования в процессе профессиональной подготовки.

3. Качественное и количественное своеобра-

зие взаимосвязей показателей компонентов толерантности в группах педагогов и студентов. Факторный анализ позволил подтвердить комплексность изучаемого феномена в группе педагогов.

Таким образом, опираясь на полученные результаты о своеобразии и специфичности ком-

понентов толерантности у педагогов и студентов, как субъектов педагогического взаимодействия, становится возможным определение условий и методов формирования толерантности на этапе профессиональной подготовки.

УДК 159.922.7 X 81

Е. В. ХЛЫБОВА

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается место социометрического статуса в процессе социализации в подростковом возрасте, приводятся основные сравнительные результаты исследования социометрического статуса в группе младших и старших подростков.

Ключевые слова: социометрический статус, социализация, межличностные отношения, групповые нормы и ценности.

В подростковом возрасте происходит существенное расширение сфер социальной активности и изменение их значимости. Подросток оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Межличностные отношения формируют у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права, а так же являются важным информационным каналом. Взаимоотношения, которые складываются у подростка в процессе обучения и общения в классе являются одним из факторов, влияющих на процесс его социализации [3]. В процессе общения со сверстниками происходит присвоение значимых для общества норм и ценностей, и их индивидуальная модификация. В установлении взаимоотношений подростков большую роль играют успехи в среде сверстников [6].

Общение со сверстниками является своеобразной формой воспроизведения, освоения отношений, ему так же принадлежит важная роль в формировании личности. Общение происходит в процессе совместной деятельности и осуществляется в разнообразных межличностных отношениях, как в случае положительного, так и в случае

отрицательного отношения одного индивида к другому. Вместе с официальной структурой общения, в классе, как в социальной группе, имеется психологическая структура неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Степень принятия членов группы, симпатии, антипатии определяют положение подростка в группе, социометрический статус [5].

Социометрический статус - это положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений. Он определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Подросток может быть удовлетворен либо не удовлетворен своим положением, которое обладает определенной устойчивостью, а с возрастом показатель стабильности общения ребенка в структуре эмоциональных взаимоотношений одноклассников увеличивается [3]. Исследования показывают, что социометрический статус связан с возрастом, уровнем развития груп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.