Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-■mail: [email protected]
Луткова Алена Михайловна,
магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,
Doctor of Psychology,
Academic Title of Professor,
Professor, Department of Theoretical
and Applied Psychology,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Lutkova Alena Mikhailovna,
Master student,
Department of Theoretical and Applied Psychology,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 151.8 ББК 88.4
В.И. Долгова, Е.В. Мельник
психологическая структура
эмпатии фасилитатора
В статье говорится, что психологическая структура эмпатии фасилитатора может состоять из трех компонентов: когнитивного (понимание состояния других людей без изменения своих состояний); эмоционального (аффективного) - сопереживание и сочувствие; поведенческого (действенного) - активная поддержка других людей; что высокую профессиональную эмпатий-ность следует связывать с процессами самопознания мотивов, индивидуального стиля деятельности, уровня эмпатии и самооценки психолого-профессиональных качеств; со специальным обучением самоанализу, методам развития сензитивности, приемам эмпатического поведения.
Ключевые слова: фасилитатор, эмпатия, психологическая структура, понимание сопереживание, сочувствие, активная поддержка, мотивы, индивидуальный стиль деятельности, конфликт.
V.I. Dolgova, E.V. Melnik psuchological structure of facilitator empathy
The article shows that the psychological empathy facilitators structure may consist of three components of cognitive (understanding of the status of other people without changing their states); emotional (affective) - empathy and compassion; behavioral (effective) - the active support of other people; that high professional empathy should be associated with the processes of self-motivation, individual style of activity, level of empathy and self-psychological and professional qualities; special education self-analysis, methods development of sensitive, empathic behavior techniques.
Key words: facilitator, empathy, psychological structure, understanding empathy, empathy, active support, motivation, individual style of activity, conflict.
т ш
го ш
£ о
т
Эмпатии придается большое значение в процессах, связанных с психолого-педагогическим сопровождением (фаси-литацией) развития личности, оптимизацией межличностного общения [5].
Под эмпатией понимают личностные свойства, детерминирующие профессиональные коммуникативные компетенции; эмоциональный отклик на переживание других людей, понимание, сочувствие и сопереживание, а также активную помощь партнерам по межличностному общению [13].
Модели межличностного общения связаны с доминантами людей и зависят не от рациональных построений, а от эмоций, интуитивности, нравственных императивов.
Познание, не наполненное сочувствием, сопереживанием и ответственностью перед окружающими, можно считать безнравственным. Для сознания и поведения должен быть установлен вектор универсальной нравственной нормы, принятия личности и интересов ближнего [1; 6].
В процессе исследования психологической структуры эмпатии, на примере выраженности её у студентов факультета психологии, необходимой для формирования коммуникативных компетенций фасилитации, проявилась невыраженная связь между уровнем самооценки, общим уровнем эмпатии, с одной стороны, и выбором способов управления конфликтом.
Механизмы управления конфликтом отличаются сложностью, нелинейностью и могут зависеть от принадлежности к полу.
Мужчинам характерно увеличение уровня избегания конфликта со снижением уровней самооценок, повышением эмпатии к ученикам во время учебных практик.
Женщинам характерно снижение уровня ориентации на пассивное разрешение конфликтов при повышении самооценки. Выявлено, что самые низкие значения уровней эмпатийности имеют авторитарные личности [12].
Выявлены и обоснованы инвариантные качества личности, которые задают
ведущие компоненты фасилитационной деятельности [11]:
• когнитивно-творческий - креативность;
• личностно-деятельностный - самопознание, самооценка;
• мотивационно-ценностный (смысловой) - интеллектуально-нравственная позиция;
• рефлексивно-перцептивный - эмпа-
тия;
• инструментально-технологический - профессионализм.
Эмпатия, наряду с рефлексией, гибкостью, общительностью, способностью к сотрудничеству стимулирует эмоциональный комфорт, интеллектуальную активность, творческий поиск, содействует взаимопониманию в отношениях с учеником [10]; учащиеся больше ценят фасилитаторов, способных конгруэнтно выражать эмпатию [8].
В то же время сами ученики, особенно подростки, характеризуются противоречивостью и неустойчивостью эмпатии, одновременно представляя собой наиболее сензитивный отроческий период для её развития [4]).
Основу сопереживания создают потребности собственного благополучия, а сочувствию соответствует стремление к благополучию других. Выявлены закономерности протекания эмпатического процесса в системах «индивид - индивид» и «культура - культура» [2].
Студенты общаются с однокурсниками, преподавателями и учениками; эм-патия в отношениях может проявляться по-разному [3; 7].
В процессе нашего исследования психологической структуры эмпатии использовались аналитико-синтетические, сравнительно-сопоставительные методы и моделирование; методы пилотажного исследования, наблюдения, беседы, эксперимента, экспертизы.
Применялись психодиагностические методики анализа профессиональных коммуникативных компетенций психолога В.И. Долговой, Е.В. Мельник; оценки уровней общения В.Ф. Ряховского; диагностики эмпатии И.М. Юсупова; определения выявления коммуникативных и
организаторских склонностей Б.А. Фе-доришина; оценки коммуникативных умений и диагностики «помех» в эмоциональных контактах В.В. Бойко.
Изучение методов эмпатического (активного) психолого-педагогического сопровождения послужило основой разработки программы обучения студентов навыкам эмпатии в процессе фасилита-ционной деятельности [9].
Программа рассчитана на 60 академических часов и состоит из 16 занятий. Два первых занятия представляют собой лекции по два часа и направлены на формирование знаний, каждому практическому занятию отводится 4 часа. Занятия включают в себя активное социально-психологическое обучение, социально-психологические тренинги, комплексы
ролевых и деловых игр, групповые дискуссии, etc.
Методами математической статистики вычислены различия средних величин для двух выборок (t-критерий Стьюдента); достоверность сдвига в значениях исследуемого признака (Т-критерий Вилкок-сона), ранговая корреляция Спирмена.
В одной статье мы не можем показать все результаты, поэтому остановимся только на тех, которые получили с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.
Было получено 29 значений г в
* s эмп
диапазоне от 0,14 до 0,56.
Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (rs ), устанавливающие связь между уровнем эмпатии и уровнями исследуемых компетенций и отношений представлены на рис. 1.
Рис. 1. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (г. эмп), устанавливающие связь между уровнем эмпатии и уровнями коммуникативных
компетенций и отношений
Цифрами на оси абсцисс обозначены знания, умения, владения, отношения по профессиональной коммуникативной компетентности.
Знания: 1 - «собственные перцептивные умения»; 2 - «вербальные средства общения»; 3 - «невербальные средства общения»; 4 - «собственные личностные черты, затрудняющие общение»; 5 - «коммуникативные способности»; 6 - «правила регуляции коммуникативного поведе-
ния»; 7 - «коммуникативные барьеры»; 8 - «методы развития коммуникативной компетентности»; 9 - «средства регулирования коммуникативного поведения.
Умения: 10 - «адаптация в разных ситуациях»; 11 - «установление и поддержание необходимых контактов с людьми»; 12 - «исполнение различных социальных ролей»; 13 - «адекватное восприятие личности другого человека»; 14 - «влияние на окружающих»;
го ^
о
I-
го I-
го £
н
о
к
го ^
о ф
т
DD Ш
(0 ca
£ о
m
Владения: 15 - «вербальным набором средств общения»; 16 - «невербальным набором средств общения»; 17 - «успешное функционирование в социуме»; 18 -«преодоление трудностей в общении»; 19 - «оценивание межличностных ситуаций»; 20 - «анализ межличностных ситуаций»; 21 - «планирование собственных коммуникативных действий»; 22 - «организация межличностного пространства в общении».
Отношения: 23 - «к себе»; 24 - «к профессии»; 25 - «к ученикам»; 26 - «к родителям учеников (воспитанников)»; 27 -«к руководителям»; 28 - «к сотрудникам»; 29 - «к конфликту».
Из рисунка 1 видно, что одни эмпирические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена меньше г, критического, а другие превышают его. Корреляционная связь достоверна между уровнем эмпатии и уровнями всех отношений, однако, не все профессионально-коммуникативные компетенции обладают такими же характеристиками.
Так, студенты экспериментальной группы отличаются положительной динамикой уровней компетенции и отношения:
• знают собственные личностные черты, которые затрудняют общение (Тэмп = 285,5);
• знают вербальные средства (Тэмп = 306) невербальные средства общения (Тэмп = 296);
• владеют приемами вербальных средств (Тэмп = 197,5),
• проявляют эмпатию (Тэмп = 226) и преодолевают трудности в общении (Тэмп = 222,5);
• относятся к себе (Тэмп = 218);
• к ученикам и воспитанникам (Тэмп = 208,5);
• к педагогической профессии (Тэмп = 226).
Реже наблюдаются проявления положительных изменений в тех знаниях, умениях и владениях, которые:
• раскрывают коммуникативные барьеры (Тэмп = 358);
• устанавливают и поддерживают число необходимых контактов с окружающими (Тэмп = 437,5),
• адекватно воспринимают личность другого человека (Тэмп = 417,5);
• оценивают межличностные ситуации (Тэмп = 386);
• относятся к руководителям (Тэмп = 468);
• к конфликту (Тэмп = 452).
Студенты экспериментальной группы отличаются достоверными преобладающими положительными изменениями в уровнях эмпатии. Среднее значение повысилось на 4,2 балла; в контрольной -уменьшилось на 2,5 балла.
Численность студентов с показателями высокой и выше среднего общительностью в экспериментальной группе выросла на 10,7%; с показателями ниже среднего уровня снизилась на столько же (10,7%).
Средние значения по коммуникативным умениям в экспериментальной группе увеличились на 1,52 баллов, в контрольной группе снизились на 0,55 балла.
Показатели высоких и выше средних значений возросли на 14,3%; с низких и средних уровней коммуникативных компетенций уменьшились на 14,3%.
Результаты, полученные методом ранговой корреляции Спирмена, показали, что корреляционные связи между эм-патией и профессиональными коммуникативными компетенциями достоверны на уровне значимости (р < 0,05).
Их сравнение с применением t-критерия Стьюдента выявило статистически значимую разницу между уровнями, которые заняло большинство знаний, умений и владений, а также всех отношений.
Проведенный анализ раскрывает общую психологическую структуру эмпатии. Психологическая структура эмпа-тии может состоять из трех компонентов: когнитивного (понимание состояния других людей без изменения своих состояний); эмоционального (аффективного) - сопереживание и сочувствие; поведенческого (действенного) - активная поддержка других людей.
Высокую фасилитационную эмпатий-ность следует связывать с процессами самопознания мотивов, индивидуального стиля деятельности, уровня эмпатии и са-
мооценки психолого-профессиональных качеств; со специальным обучением самоанализу, методам развития сензитивно-сти, приемам эмпатического поведения.
Библиографический список
1. Борисов, Д.Д. Продуктивная и деструктивная роль эмпатии в структуре эмоционального интеллекта [Текст] / Д.Д. Борисов // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. - 2016. -№ 6 (34). - С. 130-136.
2. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. исторический обзор и современное состояние проблемы [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 47-52.
3. Даудова, Д.М. Эмпатия как психологический механизм саморазвития личности будущего психолога [Текст] / Д.М. Даудова, Д.К. Аминова, А.А. Цахаева // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3. - № 4. - С. 49-51.
4. Еремкина, О.В. Психолого-педагогическая диагностическая культура учителя [Текст] / О.В. Еремкина // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография; отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2015. - С. 200-214.
5. Колтаков, Г.С. Роль эмпатии в науке и обществе [Текст] / Г.С. Колтаков // Психология: традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции. - М.: Асгард, 2016. - С. 1-3.
6. Медведева, Т.Н. Особенности проявления эмпатии и толерантности у педагогов различных образовательных учреждений [Текст] / Т.Н. Медведева, Л.В. Фомина // Современные научные исследования: теоретический и практический аспект: сб. статей Международной науч.-практ. конф. / отв. ред.: Сукиасян Асатур Альбертович. - Уфа: БашГУ, 2016. - С. 225-228.
7. Новак, Н.Г. Изучение эмпатии как фактора профпригодности студентов-психологов [Текст] / Н.Г. Новак, Н.М. Ткач // Наука - образованию, производству, экономике материалы XXI (68) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 т. Т. 1. - Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2016. - С. 37-39.
8. Пархоменко, М.А. Влияние эмпатии преподавателя на развитие его коммуникативной компетентности [Текст] / М.А. Пархоменко // Научная перспектива. - 2016. - № 1. - С. 83-85.
9. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам. - СПб.: Питер, 1999. - 376 с.
10. Синягина, Н.Ю. Образование и воспитание личности: этапы и ракурсы [Текст] / Н.Ю. Синя-гина, Е.Г. Артамонова // Образование личности. - 2016. - № 1. - С. 10-11.
11. Сычёва, М.В. Эмпатия как профессионально значимое качество современного учителя [Текст] / М.В. Сычёва, А.В. Борисов // Новая наука: Современное состояние и пути развития. -2016. - № 3-1 (68). - С. 61-63.
12. Тюлин, М.Ю. Эмпатия как важнейшее качество педагога в искусстве внутренних трансформаций субъектов образования [Текст] / М.Ю. Тюлин // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 51--56
13. Шнайдер, М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека [Текст] / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования. - 2016. - № 2. - С. 60-65.
References
1. Borisov D.D. Productive and destructive role of empathy in the structure of emotional intelligence. Molodezhnyi Nauchnyi Forum: Gumanitarnyie nauki, 2016. № 6 (34). P. 130-136. [in Russian].
2. Gavrilova T.P. The concept of empathy in foreign psychology. historical overview and current status of the problem. Voprosypsikhologii, 2009. № 2. P. 47-52. [in Russian].
3. Daudova D.M., Aminova D.K., Tsakhaeva A.A. Empathy as the psychological mechanism of self-development of the future psychologist. Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovanaia, 2016. T. 3. № 4. P. 49-51. [in Russian].
4. Eremkina O.V. Psycho-pedagogical culture of teacher diagnostic. In the book: The conceptual apparatus of pedagogy and education collective monograph. Ed. E.V. Tkachenko, M.A. Galaguzova. Ekaterinburg: Uralskogi gosudarstvennogiy pedagogicheskogiy universitet, 2015. P. 200-214. [in Russian].
го ^
о
I-
ro I-
ro £
H
о
к го
О ф
т
5. Koltakov G.S. The role of empathy in science and society. Psychology: tradition and innovation of the II International Scientific Conference. M.: Asgard, 2016. P. 1-3. [in Russian].
6. Medvedev T.N., Fomina L.V. Features displays of empathy and tolerance among teachers of different educational institutions. Modern scientific research: theoretical and practical aspect of the collection of articles of the International scientificpracticalconference. Editor: Sukiasyan A. A.. Ufa: Bashkir State University, 2016. P. 225-228. [in Russian].
7. Novak N.G., Tkach N.M. The study of empathy as a factor of professional suitability of psychology students. Science - education, manufacturing, materials economy XXI (68) of the Regional scientific-practical conference of teachers, researchers and graduate students: in 2 volumes. Vitebsk: Izd-vo VGU im. P.M. Masherova, 2016. P. 37-39. [in Russian].
8. Parkhomenko M.A. Influence of empathy of the teacher on development of communicative competence of its. Nauchnaiaperspectiva, 2016. № 1. P. 83-85. [in Russian].
9. Rudestam K. Group psychotherapy. SPb.: Peier, 1999. P. 376. [in Russian].
10. Sinyagina N.Y. Artamonova E.G. Education and up-bringing of the individual: stages and perspectives. Obrazovanie lichnosti, 2016. № 1. P. 10-11. [in Russian].
11. Sycheva M.V., Borisov A.V. Empathy as professionally significant qualities of the modern teacher. Novaia nauka: Sovremannoie sostoianie i puti razvitia, 2016. № 3-1 (68). P. 61-63. [in Russian].
12. Tyulin M.Y. Empathy as the most important quality of the teacher in the art of internal transformations of subjects of education. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Pedagogy and Psychology, 2013. № 2. P. 51-56. [in Russian].
13. Schneider M.I. Empathy as a form of reflection of another person. Gumanizatsia obrazovania, 2016. № 2. P. 60-65. [in Russian].
m ni
(0 ca
e
ç
о d
GÛ
Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail. [email protected]
Мельник Елена Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail. [email protected]
Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,
Doctor of Sciences (Psychology),
Academic Title of Professor,
Professor, Department of Theoretical
and Applied Psychology,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Melnik Elena Viktorovna,
Candidate of Sciences (Psychology),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Theoretical
and Applied Psychology,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]