Научная статья на тему 'ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ'

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОРАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕРПИМОСТЬ / TOLERANCE / TRADITION / GLOBALIZATION / SOCIAL RELATIONS / MORAL TOLERANCE / RELIGIOUS TOLERANCE / CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Джанобилова М.К.

В статье Джанобиловой М.К., «Толерантность как качество культуры личности» раскрыты сущность, содержание, формы толерантности. Дан объемный анализ толерантности как культурной нормы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Джанобилова М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE AS THE QUALITY OF PERSONAL CULTURE

The article by Dzhanobilova, M.K., “Tolerance as a Quality of a Personality Culture” reveals the essence, content, and forms of tolerance. The volume analysis of tolerance as a cultural norm of society is given.

Текст научной работы на тему «ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

УДК: 327:341.332 (575.1)

Джанобилова М. К. старший преподаватель Бухарского Государственного Университета ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье Джанобиловой М.К., «Толерантность как качество культуры личности» раскрыты сущность, содержание, формы толерантности. Дан объемный анализ толерантности как культурной нормы общества.

Ключевые слова: Толерантность, традиция, глобализация, социальные отношения, моральная толерантность, нравственная толерантность, религиозная терпимость.

Djanobilova M.K.

Senior teacher Bukhara state University TOLERANCE AS THE QUALITY OF PERSONAL CULTURE

Summary: The article by Dzhanobilova, M.K., "Tolerance as a Quality of a Personality Culture" reveals the essence, content, and forms of tolerance. The volume analysis of tolerance as a cultural norm of society is given.

Key words: tolerance, tradition, globalization, social relations, moral tolerance, religious tolerance, moral tolerance, moral tolerance, culture, religious tolerance.

Если попытаться коротко охарактеризовать суть толерантности, то следует в первую очередь подчеркнуть, что это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Толерантность имеет разные формы: личная, общественная, (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании) государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий отличных от наших.

Следование в быту толерантным моральным установкам может способствовать созданию для человека комфортных условий существования, нейтрализации агрессивных, конфликтных взаимоотношений. В то же время подобное поведение - показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеру поведения путем контактов с иными воззрениями и практическими

действиями. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствие боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия. При том, что основным фактором установления толерантности являются объективные внешние условия существования индивида или социальной группы, в каждом отдельном случае играют свою роль и индивидуально психологические особенности личности, ее природная склонность и к терпимости и согласию.

Терпимость базируется на признании, уважении универсальных прав и основных свобод человека. Уважительный компонент в толерантной культуре - личной, общественной или межгосударственной - обусловлен принятием и правильным пониманием, как сказано в Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 году - «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». А этому способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений, позволяющие видеть не только различия в плюралистическом мире, но и единство в многообразии. Очевидно, что лишь при следовании подобным ориентирам есть шанс достичь согласия и мира между различными индивидуумами, общественными стратами, государствами, цивилизациями.

Следование требованиям терпимости исключает примиренчество к нарушениям правовых и нравственных норм, особенно характерным для ее антипода - экстремизма. Так, аморально и преступно мириться с различными формами противоправного насилия, социальной

несправедливости, с нарушителями общественной безопасности, с террористической деятельностью, с нарушениями прав и свобод человека и гражданина, с разжиганием социальной, расовой, национальной или религиозной розни и осуществлением в связи с ней актов насилия и вандализма, с унижением национального достоинства, с попытками насильственного изменения основ конституционного строя и подрыва государственной целостности страны. Подобные антиобщественные действия представляют суть экстремизма [1].

Особо следует подчеркнуть, что основные характеристики экстремизма прямо противоположны принципам терпимости. Например, если экстремистская деятельность включает пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан в зависимости от их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, то принцип терпимости исходит из того, что люди, различаясь по своей природе, внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям обладают нерушимым правом сохранять свою индивидуальность, одинаково пользоваться универсальными правами и основными свободами человека.

Историческая ограниченность познания, относительность знаний, особенно связанных с убеждениями, с гуманитарными и общественными

воззрениями, подчеркивают важность соблюдать терпимость к иным подобным взглядам, оставаясь при своих убеждениях и не уступая чужим воззрениям, но избегая насилия, столкновения, ибо принципиальность при отстаивании своих убеждений вовсе не тождественна правовой нетерпимости к инакомыслию. Признание права на различие - основа толерантности, в особенности признание прав меньшинства, действующего, в свою очередь, в рамках закона и не нарушающего прав других людей.

Необходимость соблюдения членами разных социальных общностей, у которых могут быть различные интересы, определенных правил поведения, основанных на компромиссе, взаимных уступках, терпимости, представляется очевидной. Но практика свидетельствует о том, что толерантность труднодостижима в силу существования разных интересов, воззрений, традиций, предпочтений, амбиций. Их носители подчас догматически абсолютизируют свои представления, нарушая при этом признанные мировым обществом правовые и нравственные нормы. На нашей планете нет такого общества и такой страны, где бы в полной мере осуществлялись толерантные принципы человеческого общежития. Свидетельства же об их попрании наблюдается часто и повсеместно. Трудности воплощения в жизнь принципов толерантности, тем не менее, не останавливали и не останавливают деятельности их убежденных поборников - как выдающихся людей, глубоких мыслителей, обосновавших этику и практику ненасилия (Ганди, Толстой, Кинг, Алишер Навои) так и современных международных организаций. (ООН, ЮНЕСКО).

Распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу предполагают наличие целого комплекса условий - субъективных и объективных. Здесь в той или иной мере оказывают свое воздействие многообразные факторы - исторические традиции, ментальность различных слоев народа, политическая воля и особые интересы центральной и региональных элит, степень правовой и политической культуры граждан, наличие соответствующего

законодательства и эффективность деятельности правоохранительной системы, социально экономические условия, характер взаимоотношений между этносами и религиозными общностями, их открытость другим культурам, отношение к социально уязвимым слоям, мигрантам и другим маргинальным группам, позиция представителей интеллигенции, особенно работающих в средствах массовой информации и т.д. Исключительное значение имеет школьное и вузовское воспитание, призванное формировать молодых людей, открытость к другим культурам, способность ценить свободу личности, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Для постепенного распространения в нашем обществе духа и принципов толерантности большое значение имеет повсеместное утверждение в нем свободы совести, отношение к последователям любого

религиозного или светского течения, мировоззренческих систем без их дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку.

Современное законодательство Республики Узбекистан в принципе обеспечивает равенство различных религиозных объединений перед законом, исключает дискриминацию по религиозным мотивам, создает условия для обстановки терпимости, взаимного сотрудничества последователей всех религий разных направлений. Уместно подчеркнуть, что эффективность любого закона во многом зависит от заинтересованности граждан в его реализации, от осознанной потребности в его применении [2].

Сегодня в Узбекистане в дружбе и согласии проживают представители более 130 наций и народностей. Правительство Узбекистана прилагает большие усилия для сохранения и развития национальных традиций, возрождения родных языков и культур проживающих в республике народов и национальностей. На сегодняшний день в Узбекистане официально зарегистрировано свыше 2250 религиозных организаций, 16 религиозных конфессий. За годы независимости были построены и реставрированы сотни церквей, синагог и молельных домов. Для общественного настроения,

разделяемого подавляющей частью населения страны, характерны лояльное отношение к людям других верований и убеждений, готовность к терпимости, доброжелательности, сотрудничеству в разных сферах - от быта до политики.

В воспитательном процессе особую роль призвана выполнить интеллектуальная элита, представители различных групп интеллигенции, особенно занятых в средствах массовой информации. Нет необходимости подробно говорить о том, что в системе культурно - просветительских средств утверждения толерантных установок трудно переоценить значение радио и телевидения, печати, электронных средств информации. Поэтому в сфере этно конфессиональных отношений многое зависит от взвешенного, деликатного тона устных и письменных выступлений публицистов.

Общество заинтересованно в том, чтобы у его членов, особенно у молодежи, формировалось мышления открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубежденности друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Вместе с тем общество выступает за жестокое пресечение любых экстремистских действий, за неотвратимость наказаний их вдохновителей и участников.

Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности и одновременно активного неприятия проявлений экстремизма - долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов и общественных, в том числе молодежных организаций, но и от системы образования воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры.

Использованные источники:

1. Мчедлов М.П. Терпимость - свойство культуры, путь к гражданскому согласию // Свободная мысль. 2014. № 5. С.59-69.

2. Муртазаева Р.Х,. Толерантность как интегрирующий фактор в многонациональном Узбекистане.-Т.: Узбекистон, 2017. -150 с.

УДК 334.7.009. 02

Джураева З.А., к.э.н. Джураева Д.М. студент магистратуры 2-го курса ПИТУТ имени академика М. Осими.

Таджикистан, г.Худжанд КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ

ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ

Аннотация. В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности предприятия, раскрыта ее экономическая сущность, приведены уровни обеспечения конкурентоспособности, выявлены различные факторы, влияющие на уровень конкурентной борьбы предприятий, и принципы, соблюдение которых обеспечит устойчивые позиции предприятия на рынке.

Ключевые слова: уровень конкуренции, предприятие, конкурентоспособность, факторы, принципы, рыночная экономика

Dzhuraeva Z. A. Ph.D. senior teacher, Dzhuraeva D. M. master student

COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE: ESSENCE OF FACTORS

AND PRINCIPLES

Annotation. In the article the concept of competitiveness of the enterprise, and reveals its economic essence, given the levels of competitiveness identified various factors affecting the level of competitive struggle for the enterprises, and the principles, the observance of which will ensure a stable position of the enterprise market.

Keywords: level of competition, enterprise, competitiveness, factors, principles, market economy.

В постоянно меняющихся экономических условиях проблема повышения конкурентоспособности является актуальной для промышленных предприятий. Для того чтобы предприятие достиг эффективных результатов своих работ на сегодняшний момент необходимо им приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям, а это в свою очередь требуют разработки инновационных концепций развития предприятия и повышения его конкурентоспособности. Для этого необходимо изучение экономической категории конкурентоспособности, ее признаков и особенностей. При отсутствии необходимых теоретических и практических знаний механизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.