Северо-Кавказский юридический вестник. 2024. № 3. С. 63-68 North Caucasus Legal Vestnik. 2024;(3):63-68
Проблемы теории и истории права и государства
Научная статья УДК 34.01+37.01
https://doi.org/10.22394/2074-7306-2024-1-3-63-68
Толерантность и правовая грамотность современной молодежи
Имани Мусабиевна Магомадова
Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены такие понятия, как толерантность и правовая грамотность, проведен анализ становления понятия «толерантность». Выявлены роль и значение образовательной среды и правовой грамотности в формировании толерантной молодежи, а также перечислены основные способы повышения правовой грамотности у молодежи и школьников, решения проблем правовой безграмотности подрастающего поколения. По нашему мнению, актуальность рассмотрения вопроса толерантности связана с глобальностью изучаемого вопроса, так как от толерантного общества зависит общественный порядок и международное мирное сосуществование. Вражда разных групп, наций, государств становится причиной междоусобиц, многочисленных войн, которые протекают на протяжении длительного времени. По нашему мнению, правовая грамотность выступает как локомотив в обеспечении высокого уровня толерантности у подрастающего поколения, а следовательно, в будущем и всего общества, что положительно сказывается на межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и международных отношениях во всем мире в целом. В данной статье также выделены пути достижения толерантного отношения молодежи друг к другу в процессе получения знаний, повышения уровня правовых знаний, умений и навыков, где каждый педагог ставит перед собой цель сформировать у обучающихся терпимое отношение к различным мнениям, воззрениям, устоям и т.д. Ключевые слова: толерантность, правовая грамотность, правовое образование, правовое воспитание, правовая безграмотность, правопонимание, образовательная среда, правовые знания, терпимость, мировоззрение, вероисповедание, законопослушный гражданин, международное сотрудничество
Для цитирования: Магомадова И. М. Толерантность и правовая грамотность современной молодежи // Северо-Кавказский юридический вестник. 2024. № 3. С. 63-68. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2024-1-3-63-68. EDN UJGTZQ
Problems of the Theory and History of Law and State
Original article
Tolerance and legal literacy of modern youth
Imani M. Magomadova
Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers such concepts as tolerance and legal literacy, analyzes the formation of the concept of "tolerance". The role and importance of the educational environment and legal literacy in the formation of tolerant youth are revealed, and the main ways of improving legal literacy among young people and schoolchildren, solving the problems of legal illiteracy of the younger generation are listed. In our opinion, the relevance of considering the issue of tolerance is related to the globality of the issue under study, since public order and international peaceful coexistence depend on a tolerant society. The hostility of different groups, nations, and states becomes the cause of internecine strife, numerous wars that have been going on for a long time. In our opinion, legal literacy acts as a locomotive in ensuring a high level of tolerance among the younger generation, and therefore, in the future, of the whole society,
© Магомадова И. М., 2024
EDN UJGTZQ
which has a positive effect on interethnic, interethnic, interfaith and international relations throughout the world as a whole. This article also highlights ways to achieve a tolerant attitude of young people towards each other in the process of gaining knowledge, improving the level of legal knowledge, skills and abilities, where each teacher sets himself the goal of forming a tolerant attitude among students towards different opinions, views, foundations, etc.
Keywords: tolerance, legal literacy, legal education, legal understanding, educational environment, legal knowledge, worldview, religion, law-abiding citizen, international cooperation
For citation: Magomadova I. M. Tolerance and legal literacy of modern youth. North Caucasus Legal Vestnik. 2024;(3):63-68. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2074-7306-2024-1-3-63-68. EDN UJGTZQ
Самый высокий результат образования - толерантность.
Х. А. Келлер
Несмотря на длительный процесс становления межличностных и международных отношений, процесс толерантного восприятия мира остается актуальным и уязвимым. Желание и стремление понять и принять «чужой», «иной» мир для общества является пассивным моментом. Так как толерантность является социально-правовой ценностью, пассивное отношение к проблемам толерантности недопустимо, особенно для подрастающего поколения.
Согласно Декларации принципов толерантности, принятых ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность признается ценностью и социальной нормой гражданского общества1.
Толерантность - понятие, широко используемое в современном обществе и особо значимое для молодежи как фактор, показывающий уровень сформированности правопо-нимания и правосознания. При этом формирующим элементом толерантности является правовая грамотность, правопослушание и активная гражданская позиция. Проблема толерантности стала крайне актуальна в условиях сложной геополитической обстановки в мире. Толерантность является объектом дискуссий в интернет-пространстве, СМИ, областью исследования педагогов, философов, психологов, социологов и правоведов.
По мнению Щукина А. М., толерантность представляет собой определенную ценностную основу существования как личности, так и общества, именно ценности позволяют обществу выйти за пределы своей культуры, оценивать себя извне. Необходимость соблюдения членами разных социальных общностей, у которых могут быть различные интересы, определенных правил поведения, основанных на компромиссе, взаимных уступках, терпимости, представляется очевидной. Но практика свидетельствует о том, что толерантность труднодостижима в силу существования разных интересов, воззрений, традиций, предпочтений, амбиций. Поэтому рассмотрение феномена толерантности в перспективе ценностной ориентации человеческого существования позволяет понять саму толерантность в качестве одной из важнейших аксиологических форм, организующих совместную человеческую жизнедеятельность [1, с. 128]. Совместное человеческое существование было бы наполнено войнами, агрессией, межнациональными конфликтами без толерантности. Толерантность исторически ставит во главе угла вопрос формирования уважительного отношения к чужим ценностям, мнениям и воззрениям.
Толерантность была объектом исследования многих ученых и деятелей, таких как: П. Флоренский, Н. Бердяев, Д. Локк, П. Бейль, Вольтер, И. Гете, В. М. Золотухин, В. А. Лекторский, М. Л. Мчедлов, Л. В. Скворцов, и др.
Термин «толерантность» происходит от латинского tolerantia, что означает терпеть, терпимость, выносить. Причиной появления данного термина был распад христианства на католицизм, православие и протестантизм, что стало причиной появления в обществе различных воззрений.
Понятие «толерантность» впервые в научном обороте использовал французский деятель и философ де Траси, который вначале трактовал данный термин как «терпеливость»,
1 Декларация принципов толерантности: утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Век толерантности: Науч.-публицист. вестник. М.: Изд-во МГУ, 2001 г.
Проблемы теории и истории права и государства
Магомадова И. М. Толерантность и правовая грамотность современной молодежи
а затем он трактовался как «терпимость». Наиболее полное объяснение данного феномена было в работах Дж. Локка, в частности в его «Письме толерантности». Британский философ определял толерантность как способ приобщения человека к вере. Долгое время толерантность была синонимом понятия «веротерпимость». К концу XIX в. окончательно под толерантностью начали подразумевать терпимость ко всем социальным явлениям общественной жизни, в том числе и вероисповеданию.
В широкий научный оборот термин «толерантность» вошел в XVIII в. В России понятие «толерантность» начали использовать в либеральных изданиях только в XIX в. Впервые этот термин был использован в «Малом энциклопедическом словаре» в 1903 г. Толерантность объяснялась как терпимость к иным религиозным воззрениям. А с 1930-х гг. термин «толерантность» вообще исчез из лексикона и только в начале 1990-х гг. широко вошел в общественную жизнь россиян, чему способствовало появление на политической карте нового государства и принятие Конституции РФ. Новое демократическое общество начало активно использовать данный термин во всех сферах общественной жизни страны.
Термин «толерантность» не имеет единого определения, так как ученые разных сфер дают неодинаковую трактовку данному понятию, что дает возможность широкого толкования и создает почву для выделения различных видов толерантности. Поэтому в зависимости от сфер исследования выделяют следующие виды толерантности: политическая, физиологическая, религиозная, гендерная, возрастная, образовательная, межнациональная, межклассовая, маргинальная, расовая и т.д.
Так, например, в словаре русского языка Д. Н. Ушакова понятие «толерантность» означает терпимость, т.е. свойство, умение терпимо относиться к чему-либо, терпеть что-нибудь. Например, «религиозная терпимость» и «преступная терпимость к врагам» и др. в современную эпоху - эпоху массовых коммуникаций. Здесь особенно актуальна межличностная толерантность, когда необходимо терпеть, ограничивая, сдерживая себя в совершении определенных выпадов по отношению к другому лицу, субъекту, с которым в данный момент в чем-то не согласен, т.е. имеются разногласия [2].
В энциклопедии по социологии можно встретить такое определение этому понятию: «Толерантность (лат. Ш1егапйа - терпение) - терпение к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям и идеям» [3, с. 1128-1129].
В политологическом словаре имеется следующая трактовка: «Политическая толерантность - позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах; в случае, если эти силы находятся у власти, политическая толерантность проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции в конституционных рамках, толкуемых с максимальной широтой [4, с. 375].
Все вышесказанное говорит о том, что толерантность - это многоаспектное явление. В основном многие ученые сходятся во мнении, что толерантность - это терпимое отношение к иному, под которым понимается образ жизни, социальный статус, сфера общественной жизни, язык, духовная и материальные сферы, религия и др. Но мы будем рассматривать толерантность с точки зрения педагогико-правового аспекта как фактора, воспитывающего законопослушного гражданина.
Изначально толерантность раскрывалась как терпимость к различным воззрениям, вероисповеданию, образу жизни, национальности, этносу, языку и т.д. Но использовать терпимость как синоним толерантности будет, по нашему мнению, искаженным и недостаточно раскрытым. Терпеть что-либо - это как делать с усилиями, нехотя. Человек терпит боль, несправедливое отношение, насилие и др., но будет ли в данном случае это толерантностью, если человек терпит, т.е. делает это против своего желания? По нашему мнению, толерантность - это все-таки понимание и осознание наличия иного, другого, отличного от твоего мнения, мировоззрения и представления. Только в данном случае мы можем говорить о толерантности. И наша цель, как педагога и наставника, научить молодежь воспитывать в себе уважение, соблюдение и принятие прав и свобод представителей разных
конфессий, религий, национальностей, социальных слоев, групп, общностей и т.д. Поэтому феномен «толерантность» - это ни что иное, как важный правовой компонент и ценностная установка человеческого сосуществования.
По мнению Д. С. Батарчука, объективно толерантные отношения вынужденно устанавливались и длительное время сохранялись между разными государствами, этносами, культурно-историческими образованиями с древнейших времен. Однако широкое употребление понятия «толерантность» началось в эпоху религиозных европейских войн, когда стало очевидным, что ни католики, ни протестанты не в силах одержать победу в борьбе друг с другом. Тогда они вынуждены были согласиться на компромисс, допускающий возможность их взаимного сосуществования. В более поздние исторические эпохи принцип толерантности значительно расширил свое содержание и получил распространение в культурах многих народов [5, с. 130]. Действительно, толерантность - это не внезапно возникший термин, это длительный процесс, представляющий собой видоизменяющееся явление, из которого мы можем сделать вывод, что в дальнейшем толерантность будет структурно меняться, но основная суть и значение будут сохраняться веками.
Петрухина А. С. считает, что современный социум, основывающийся на принципах соблюдения прав человека как культурной и правовой ценности, давно признал необходимость формирования толерантности для эффективного взаимодействия между различными группами, слоями, когортами населения. Термин «толерантность», появившийся в медицине для обозначения проявлений физиологических реакций организма («привыкание» к лекарству, неспособность вырабатывать антитела или неспособность отторгать чужеродные органы, толерантность к физической нагрузке и др.) «перекочевал» в дальнейшем в социальные и гуманитарные науки [6, с. 565]. Это стало не иначе как интеграция понятия «толерантность» во все сферы жизни общества. Данный термин интегрировал и в систему образования.
Основным способом формирования и развития такого феномена среди молодежи, как толерантность, является устойчиво сложившаяся современная система правового образования и правового воспитания.
По мнению Н. А. Калининой, именно от качества образования зависит выбор ценностных установок и убеждений в становлении личностных и профессиональных компетенций. От толерантности в образовательном процессе зависит духовное состояние общества, патриотизм в защите национальной культуры, ценностей и традиций и принятии других идеологий. Перечисленные факторы создают необходимость улучшения не только образовательной среды, но и процессов, связанных со становлением личности [7, с. 14]. По нашему мнению, образовательная среда, качественная и здоровая в первую очередь, и станет той самой составляющей в становлении личности подрастающей молодежи. Мы должны понимать, что, в данном случае мы говорим о становлении личности «не для красного словца», а именно о полезной (социально активной), адекватной, анализирующей, отдающей отчет своим действиям, соблюдающей чужие права и осознающей свои обязанности. И основной груз ответственности по воспитанию толерантной молодежи будет возложен на правовое воспитание и правовое образование как неотъемлемые компоненты образовательного процесса.
Несмотря на развитость информационных технологий, вопрос правовой безграмотности и толерантности современной молодежи остается открытым. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, подтверждающие отсутствие элементарных знаний своих прав, обязанностей. Современная молодежь не владеет в полной мере навыками отстаивания и защиты своих прав. Все вышесказанное говорит о наступлении нежелательных и негативных последствий, приводящих к социальной напряженности в обществе.
Самой значимой и большой социальной группой является молодежь, которая устойчиво поддается влиянию внешних раздражителей. В современных сложных геополитических условиях правовая грамотность подрастающего поколения становится флагманом в формировании миропорядка, правового государства и толерантного общества. От юридически грамотного подрастающего поколения зависит национальная и общественная
Проблемы теории и истории права и государства
Магомадова И. М. Толерантность и правовая грамотность современной молодежи
безопасность страны, социальное благополучие, формирование системы правовых ценностей и т.д., а значит, и толерантное отношение ко всему окружающему.
В чем же проявляется роль правовой грамотности и правовых знаний в воспитании толерантной молодежи? Под правовой грамотностью мы будем понимать объем правовых знаний, умений, навыков, ценностей, которыми должен обладать любой гражданин РФ. Но правая грамотность не сводится к простому пониманию юридических терминов и нормативно-правовых актов - это прежде всего способность активного участия в мире взаимоотношений между различными группами, общностями. И таким образом, способность юридически грамотного студента быть толерантным, выступать с активной гражданской позицией выше, чем у студента, обладающего низким уровнем правовой осведомленности. Это единственный путь воспитания уважения разных мнений, позиций, представлений, соблюдения чужих прав и свобод, независимо от национальности, этнической принадлежности и вероисповедания.
Необходимость улучшения качества правовых знаний у молодежи остается актуальной проблемой. Поэтому, по нашему мнению, введение в учебную программу предметов правового цикла является первостепенной задачей, независимо от уровня системы образования и профиля подготовки. Основная работа должна проводиться с выпускниками школ и студентами, так как они являются потенциальными представителями будущего нашего государства.
По мнению Насакиной Л. Н., формирование правовой грамотности молодежи и школьников предполагает выполнение следующих пунктов:
- обогащение учащихся знаниями наиболее существенных положений нормативно-правовый актов, увеличение их правовой осведомленности, получение информации о ныне важных аспектах права;
- выработка системы представлений и мнений, связанных с правом, и определяющих отношение человека к требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих его действия в определенных правовых ситуациях;
- воспитание у школьников уважения к правовой системе и государству, создающему ее, понимание необходимости соблюдения требований нормативно-правовых актов;
- развитие у молодежи умений и навыков правового поведения;
- развитие у учащихся нетерпимого отношения к нарушениям закона и преступным действиям, стремление противиться этим отрицательным явлениям, умение противодействовать им;
- преодоление в правовом сознании неверных представлений, сформировавшихся под влиянием отрицательных явлений социализации [8, с. 41].
По нашему мнению, к данному перечню желательно добавление активного участия молодежи в межнациональных и международных проектах и форумах, где встречаются учащиеся или молодежь разных национальностей, вероисповедания и др. И такое приобщение к другой культуре, религии создает положительную почву для дальнейшего сотрудничества, так как уважение и принятие «иного» или «чужого» возможно только в сотрудничестве и общении. Например, у нас складывается негативное представление о чем-либо, пока мы не узнаем все поближе, не познакомимся, не попробуем. Например, в путешествии до момента поездки у нас одно представление, а после - мы в восторге от кухни, обычаев, культуры, у нас есть желание кому-то рассказать об этом народе или государстве, мы рекомендуем поездку в данную страну и т.д. Также у молодежи - чтобы развить чувство уважения, толерантного и положительного отношения, нужно общение.
Таким образом, толерантность и правовая грамотность - неразрывно связанные два социальных феномена. Молодежь, обладающая достаточной правовой грамотностью, это толерантная и гуманная личность, в первую очередь. Формирование толерантности - это путь к свободной личности, обладающей психологической готовностью к взаимодействию с людьми другой нации, культуры, социальной среды, религии и др.
В заключение хотелось бы привести высказывание В. А. Лекторского: «Терпимость ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории - не просто отвлеченный философский идеал, а совершенно практическое условие выживания. ... Если не культивировать терпимость, остается только взаимное уничтожение. Сегодня сделать это не так уж и трудно» [9, с. 49-50].
Список источников
1. Щукин А. М. Толерантность в системе правовых ценностей молодежи // Новые технологии. 2011. №4. С. 127-131.
2. Толковый словарь русского языка (Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова). Т. Х. М., 1940.
3. Бальцевич В. А., Бальцевич О. Я. Толерантность / Социология. Энциклопедия. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 1128-1129.
4. Политология: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993. 432 с.
5. Батарчук Д.С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестник ТГПУ. 2010. №5 (95). С. 129-134
6. Петрухина А. С. Психологические особенности толерантности: сущность понятия, характеристика, типы. Толерантное мировосприятие // Молодой ученый. 2019. № 49. С. 564-566.
7. Калинина Н. А. Толерантность в системе философских оснований образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 4 (59). С. 14-17.
8. Насакина Л. Н. Правовая грамотность среди школьников и молодежи как основа национальной безопасности // Научный журнал «Дискурс». 2017. № 8 (10). С. 41-52.
9. Лекторский В. А. Толерантность как философская проблема // Образовательная политика. 2000. № 2 (52). С. 49-57.
References
1. Shchukin A. M. Tolerance in the system of legal values of youth. New technologies. 2011;(4):127-131. (In Russ.).
2. Explanatory dictionary of the Russian language (Edited by Prof. D.N. Ushakov). Vol. X. Moscow; 1940. (In Russ.).
3. Baltsevich V. A., Baltsevich O. Ya. Tolerance. In: Sociology. Encyclopedia. Minsk: Book House; 2003: 1128-1129. (In Russ.).
4. Political Science: Encyclopedic Dictionary. Moscow: Publishing House of Moscow Commercial University; 1993. 432 p. (In Russ.).
5. Batarchuk D.S. Tolerance as a socio-psychological phenomenon of an ethnically diversified society. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2010;5(95):129-134. (In Russ.).
6. Petrukhina A. S. Psychological features of tolerance: the essence of the concept, characteristics, types. Tolerant worldview. Young scientist. 2019;(49):564-566. (In Russ.).
7. Kalinina N. A. Tolerance in the system of philosophical foundations of education. Humanities and socio-economic sciences. 2011;4(59):14-17. (In Russ.).
8. Nasakina L. N. Legal literacy among schoolchildren and youth as the basis of national security. Scientific journal "Discourse". 2017;8(10):41-52. (In Russ.).
9. Lektorskiy V. A. Tolerance as a philosophical problem. Educational policy. 2000;2(52):49-57. (In Russ.).
Информация об авторе
И. М. Магомадова - старший преподаватель кафедры права, Чеченский государственный педагогический университет.
¡nformation about the author
I. M. Magomadova - Senior lecturer of Department of Law, Chechen State Pedagogical University.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 06.08.2024; одобрена после рецензирования 26.08.2024; принята к публикации 27.08.2024.
The article was submitted 06.08.2024; approved after reviewing 26.08.2024; accepted for publication 27.08.2024.