Научная статья на тему 'ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомадова Имани Мусабиевна

В данной статье рассмотрены понятие и характерные черты, правосознания и правовой культуры, раскрыты суть и содержание данных терминов. Автор поднимает вопрос о формировании правовой культуры образовательных организаций и образовательного процесса в целом, так как образовательная среда является важнейшей категорией и спусковым механизмом в формировании, становлении, развитии и распространении правовой культуры и правосознания в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AWARENESS AND LEGAL CULTURE AS THE MOST IMPORTANT COMPONENTS OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

This article examines the concept and characteristic features of legal consciousness and legal culture, reveals the essence and content of these terms. The author raises the question of the formation of the legal culture of educational organizations and the educational process as a whole, since the educational environment is the most important category and trigger mechanism in the formation, formation, development and dissemination of legal culture and legal awareness in modern society.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 3. С. 85-89 North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(3):85-89

Проблемы теории и истории права и государства

Научная статья УДК 34.01:37

doi: 10.22394/2074-7306-2022-1-3-85-89

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Имани Мусабиевна Магомадова

Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Чеченская Республика, Россия, [email protected]

Аннотация. В данной статье рассмотрены понятие и характерные черты, правосознания и правовой культуры, раскрыты суть и содержание данных терминов. Автор поднимает вопрос о формировании правовой культуры образовательных организаций и образовательного процесса в целом, так как образовательная среда является важнейшей категорией и спусковым механизмом в формировании, становлении, развитии и распространении правовой культуры и правосознания в современном обществе.

Ключевые слова: правовое сознание, правовая культура, образовательное пространство, образовательная среда, образовательный процесс, внеурочная деятельность, толерантность

Для цитирования: Магомадова И. М. Правосознание и правовая культура как важнейшие составляющие современного образовательного процесса. 2022. № 3. С. 85-89. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-3-85-89

Problems of the Theory and History of Law and State

Original article

LEGAL AWARENESS AND LEGAL CULTURE AS THE MOST IMPORTANT COMPONENTS

OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Imani M. Magomadova

Chechen State Pedagogical University, Grozny, Chechen Republic, Russia, [email protected]

Abstract. This article examines the concept and characteristic features of legal consciousness and legal culture, reveals the essence and content of these terms. The author raises the question of the formation of the legal culture of educational organizations and the educational process as a whole, since the educational environment is the most important category and trigger mechanism in the formation, formation, development and dissemination of legal culture and legal awareness in modern society.

Keywords: legal consciousness, legal culture, educational space, educational environment, educational process, extracurricular activities, tolerance

For citation: Magomadova I. M. Legal awareness and legal culture as the most important components of the modern educational process. North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(3):85-89. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-3-85-89

Правосознание и правовая культура два важнейших ориентира и показателя уровня сформированности гражданского общества и правового государства. Правосознание и правовая культура как неразрывные цепочки, и взаимодополняющие элементы, стали неотъемлемыми составляющими современного образовательного процесса разных уровней. В данной статье мы будем рассматривать роль и значение правосознания и правовой

© Магомадова И. М., 2022

Problems of the Theory and History of Law and State

Magomadova I. M. Legal awareness and legal culture as the most important components of the modern educational process

культуры в образовании. Круг субъектов правовой культуры и правового сознания очень широк, но мы остановимся на правовой культуре и правосознании учащихся и образовательных учреждений.

Россия в лице государства и лидеров общественного мнения в конце ХХ в. провозгласила построение правового государства и гражданского общества. Эффективность подобных преобразований напрямую зависит от уровня правовой культуры российского общества, что нашло официальное закрепление в Основах государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан, в которых говорится: «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов»[1]. Таким образом, основными признаками правового государства на современном этапе развития общества стали правовая культура и правовое сознание. А уровень правового сознания и правовой культуры учащихся образовательных учреждений стали важнейшими ориентирами для всего общества.

Для определения роли правосознания и правовой культуры, необходимо определить в чем суть данных терминов. В. С. Нерсесянц считает, что «правовая культура - это социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывает всю совокупность важных ценностных компонентов в правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии» [2, с. 406-407]. Л.Д. Соломенко определяет как способность человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и за последствия его реализации [3. с. 55]. Мы делаем вывод, что правовая культура - это, показатель уровня правового сознания и правового развития. В отличие от общей правовой культуры, правовая культура учащихся будет его видом, представляющая собой меру освоенности и практического использования правовых знаний и правовых ценностей.

Правосознание является важнейшим составляющим правовой культуры, на которую она опирается. Правосознание - отношение к правовой действительности, иначе говоря, это процесс усвоения правовых знаний, умений, навыков и ценностей.

Представить современный образовательный процесс без правового сознания и правовой культуры невозможно. Это два вектора и два важнейших ориентира. Если несколько десятков лет назад, получение знаний была основной задачей любого образовательного учреждения, то на сегодняшний день формирование правосознания учащихся, а соответственно и правовой культуры встали вровень с получением знаний.

Правовое воспитание длительный процесс. Он начинается практически с детства и продолжается всю человеческую жизнь. Французский материалист XVIII века Гальвеций говорил, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание. Но самый благодатный период - молодые годы, когда центральная нервная система человека отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью. Формирование правового сознания и правовой активности - дело не одного дня. Результаты правового воспитания обнаруживают себя не так быстро, как результаты обучения. Для того, чтобы можно было сказать что-то определённое о результатах правового воспитания необходимо длительное наблюдение за воспитуемым, причём в различных условиях, в различной обстановке [4, с. 143]. Правосознание и правовую культуру учащихся необходимо поэтапно и целенаправленно формировать. Важнейшей сферой, где происходит реализация и трансформация правовой культуры стала образовательная среда. И на образовательные учреждения возложена основная миссия в формировании и становлении правовой культуры общества в целом.

Левитан К. М. пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек «с молоком матери» впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает

навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни [5]. Таким образом, формировать представление о правовой действительности необходимо начинать в дошкольных образовательных учреждениях, что очень хорошо реализуется на практике педагогами. Например, простое объяснение правил дорожного движения, на примере светофора, закладывает у ребенка основы правовой действительности и формирует правовое сознание на всю оставшуюся жизнь.

Если говорить о поэтапном формировании правовой культуры, то следующим этапом будут общеобразовательные учреждения. Учащихся общеобразовательных учреждений очень важно погружать в правовую среду с первых классов, не дожидаясь до начала предметов, где идет правовой цикл. В чистом виде право в школах не изучается, правовые темы содержатся в программе по обществознании. Начиная с 7 класса, учащихся знакомят со всей правовой системой и системой государственного устройства. Таким образом, основы, заложенные в начальной школе, в дальнейшем развиваются в старших классах.

Проведение только монотонных занятий, конечно к результату не приведет. Должна быть хорошо развита и внеурочная деятельность. Очень положительно влияют на формирование в образовательном процессе правовой культуры и правосознания, проведение различных викторин, правовых олимпиад, экскурсий, конференций и т.д. Общеобразовательные учреждения должны систематически организовывать и участвовать в мероприятиях, имеющих правовую направленность. Учащиеся участвуют в данных мероприятиях, становятся самостоятельными в правовом поле, лояльными к закону и правопорядку, что станет в дальнейшем составляющими правосознания и правовой культуры подрастающего поколения.

Очень положительно влияют на формирование правового сознания учащихся проведение периодических встреч с представителями правоохранительных органов, общественных движений и религиозных организаций. Беседа с данными представителями будет для учащихся ориентиром в правовом поле, показателем правовой действительности.

Усвоение юридических знаний является очень важным показателем в формировании правовой культуры, как с точки зрения его самоценности для данных целей, так и с точки зрения его влияния на другие показатели. При этом, нельзя не отметить и тот факт, что юридические знания были и остаются тем компонентом, который в наибольшей степени понятен и освоен в контексте обучения. Однако, очевидно, что одним усилением зна-ниевой составляющей, нельзя добиться положительных результатов в формировании правосознания. К примеру, такой показатель, как отношение к правовой действительности и практике реализации правовых норм, формируется не только, и даже не столько, при непосредственном обучении детей, сколько в процессе их жизни, в том числе школьной, когда они в своей деятельности сталкиваются с необходимостью соблюдения установленных норм, в том числе ещё и наблюдать степень соблюдения этих норм педагогическими работниками, администрацией школы, родителями, другими обучающимися, оценивают степень соответствия данных норм, как действующему законодательству, так и здравому смыслу [6].

Что же касается высшей школы, то здесь будет более углубленное изучение правовых основ, не только на правовых и юридических профилях, но и на неюридических специальностях. Например, в Чеченском государственном педагогическом университете практически на всех первых курсах различных специальностей, в образовательную программу включены такие предметы, как: «Права человека» и «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности».

В Чеченском государственном педагогическом университете также хорошо развита внеурочная и профилактическая деятельность. Систематически проводятся круглые столы, конференции, олимпиады, семинары, дебаты на правовые темы. Кафедрой правовых дисциплин ежегодно проводятся конференции и круглые столы ко Дню Конституции

Problems of the Theory and History of Law and State

Magomadova I. M. Legal awareness and legal culture as the most important components of the modern educational process

Российской Федерации, Чеченской Республики, отмены режима контртеррористической операции (КТО) на территории Чеченской Республики, Дню народного единства. В данных мероприятиях активное участие принимают студенты разных специальностей и профилей.

В Чеченском государственном педагогическом университете с 2015 года функционирует Центр гармонизации межэтнических отношений, в работе которого основное участие принимают студенты. Приоритетной задачей центра является развитие и укрепление межэтнических отношений между студентами разных национальностей. Центр выполняет важную деятельность по формированию толерантности у учащихся, без которого невозможно формирование правосознания и правовой культуры студентов.

При Чеченском государственном педагогическом университете создан Координационный центр формирования активной гражданской позиции и противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Роль данного центра неоценима, не только с точки зрения повышения правосознания и правовой культуры учащихся, но и с точки зрения того, что проблема терроризма и экстремизма является особо актуальной для Чеченской Республики. Поэтому университет ставит основной своей задачей проведение профилактических и воспитательных работ. Данный центр проводит мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение терроризма и экстремизма, создание гражданской идентичности, толерантности к различным национальностям, религиям, социальным группам. Создавая такие центры, любые образовательные учреждения упрощают себе работу по формированию и укреплению правосознания и правовой культуры учащихся.

В настоящее время работа всех образовательных учреждений направлена не только на формирование профильных знаний и умений, но и навыков в правовой среде. Деятельность по формированию правовой культуры и правового сознания не должна состоять только в разъяснении одних прав, которое чревато ложным представлением о системе прав человека, но и должно быть сформировано стойкое представление об обязанностях человека и гражданина, и наступающей ответственности при несоблюдении этих обязанностей.

На современном этапе своего развития, образовательная среда пронизана элементами правосознания и правовой культуры, без которых невозможно дальнейшее развитие образования. Чтобы отвечать современным экономическим, социальным и политическим требованиям, система образования проводит целенаправленную и систематическую работу по правовому просвещению учащихся не только в урочное, но и в неурочное время.

Таким образом, мы видим, что существование по отдельности образовательного пространства и всей профилактической работы по формированию и развитию правовой культуры невозможно. Они переплетаются, работают в тандеме. Так как, образовательный процесс не обходится без работы по формированию правовой культуры и правового сознания, так и правовая культура нуждается в образовательном пространстве, как в почве, для своего дальнейшего развития, дающей положительные правовые результаты.

Список источников

1. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков: Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. Великий Новгород, 2001. 192 с.

2. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2001.

3. Соломенко Л. Д. Формирование правовой культуры учащихся / Внимание «Опыт» // Практика административной работы в школе. 2003. № 3. С.54-58.

4. Кистяковский Б. А. Право и метод / Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.

5. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. М.: Норма, 2008. 432 с.

6. Егоров И. А., Умняшова И. Б. Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 16-22. doi: 10.17759/chp.2017130303

References

1. Kovaleva I. V. Values of legal culture in the representations of Russian society of the late XIX - early XX centuries: Dis. ... cand. philos. sciences: 24.00.01 Veliky Novgorod, 2001. 192 p. (In Russ.)

2. Problems of the general theory of law and the state: textbook for universities / under the general editorship of V. S. Nersesyants. Moscow: NORM; 2001. (In Russ.)

3. Solomenko L. D. Formation of legal culture of students / Attention "Experience". Practice of administrative work in school = Practice of administrative work at school. 2003;(3):54-58. (In Russ.)

4. Kistyakovsky B. A. Law and method. In: Russian Philosophy of Law: Philosophy of Faith and Morality: An Anthology. St. Petersburg; 1997. (In Russ.)

5. Levitan K. M. Legal pedagogy: textbook. Moscow: Norm; 2008. 432 p. (In Russ.)

6. Egorov I. A., Umnyashova I. B. The problem of the formation of legal awareness of students in the context of decentralization of regulatory regulation of educational activities organizations. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural and historical psychology. 2017;13(3):16-22. (In Russ.)

Информация об авторе

И. М. Магомадова - старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического университета.

Information about the author

I. M. Magomadova - senior lecturer of the Department of Legal Disciplines of Chechen State Pedagogical University.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 01.07.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 13.07.2022.

The article was submitted 01.07.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 13.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.