Научная статья на тему 'ТОЛЕРАНТНОСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Д.И. Петросян, И.В. Свинцов ТОЛЕРАНТНОСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Толерантность - одна из базовых ценностей гражданского общества. Именно она является формой признания за каждым права на собственные убеждения, верования, интересы и привычки. Феномен толерантности, первоначально означая главным образом веротерпимость, вырастает до требования компенсировать и смягчать непримиримые социальные, политические и мировоззренческие противоречия. Признавая равные права на существование всех самостоятельных философских и моральных взглядов, не давая одним из них возвыситься над другими, принципы толерантности служат защите духовной свободы индивида в плюралистическом обществе. Призывая к достижению взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления и насилия, данная ценность предполагает установление в обществе согласия по поводу тех принципов, которые обеспечивают поддержание и сохранение гражданского мира.

Очевидно, что в постперестроечной России формирование толерантных отношений является одним из основных сюжетов процесса общественной трансформации. Значимость утверждения принципов толерантности в современной России многократно усиливается, с одной стороны, отсутствием соответствующих традиций, многолетним культивированием подозрительного и непримиримого отношения к любым отклонениям от установленных норм, а с другой - разнообразием самого российского социума, в котором объективно представлены носители различных национальных, религиозных и культурных ценностей.

Соотношение между толерантностью и нетерпимостью в массовом сознании российской молодежи представляет в данном контексте особый интерес. Терпима ли современная молодежь? Отличаются ли молодые люди, мировоззрение большинства которых сформировалось уже в плюралистическом

обществе, большей терпимостью, чем поколение их родителей? По отношению к кому и к чему проявляется наибольшая нетерпимость россиян? Вот основные вопросы, которые обусловили тему настоящего исследования .

Целью исследования явилось определение уровня политической, национальной, религиозной, гражданской, культурной терпимости российской молодежи. Остановимся на некоторых направлениях нашего исследования.

Общая оценка уровня толерантности россиян

В ходе исследования респондентам предлагалось оценить: терпимо или нетерпимо относятся россияне к определенным группам и меньшинствам. Результаты исследования свидетельствуют, что уровень толерантности своих сограждан как молодежь, так и представители старшего поколения оценили довольно высоко. Иностранцы, граждане России других национальностей, люди придерживающиеся других политических взглядов, исповедующие другие религии, имеющие физические и психические недостатки - ко всем к ним, по мнению большинства опрошенных, россияне относятся терпимо. Лишь две группы, по мнению респондентов, чаще всего вызывают у россиян нетерпимое отношение к себе - представители сексуальных меньшинств (43% молодежи и 50% респондентов старше 40 лет) и выходцы с Кавказа (64% и 57%). Показательно, что подчеркивая нетерпимое отношение к "кавказцам", 80% молодых людей и 78% представителей старшего поколения считают, что сама по себе принадлежность гражданина России к другой национальности не вызывает нетерпимого отношения к нему. Это позволяет предположить, что за нетерпимым отношением к выходцам с Кавказа стоят не столько даже националистические

Исследование проведено "Среднерусским консалтинговым Центром" в сентябре - ноябре 2003 г. при поддержке Московского представительства фонда им. Ф. Эберта. Всего методом анкетирования опрошено 1608 чел., в том числе 1198 чел. в возрасте от 15 до 30 лет (основная группа), а также 410 чел. в возрасте свыше 40 лет, которые составили контрольную группу для проведения сравнительного анализа установок молодежи и старшего поколения россиян. Исследование проводилось в Архангельской и Владимирской областях, в Республике Башкортостан и в Приморском крае.

фобии, сколько социальные, социокультурные, религиозные и политические противоречия.

Отличия данных по регионам не очень велики, однако показательны. Молодежь многонационального Башкортостана оценила уровень терпимости россиян по всем позициям чуть выше, чем молодежь других регионов, населенных в основном русскими. Особенно обращает на себя внимание то, насколько реже других молодые жители Башкирии отмечают нетерпимое отношение к выходцам с Кавказа (минус 0.08 против минус 0.45 в среднем по выборке). Отметим, что лишь среди башкир доля уверенных в терпимом отношении к кавказцам превышает долю считающих, что россияне относятся к ним нетерпимо (50% против 32%). Проживающие в Башкирии русские и татары более солидарны с представителями других регионов, однако и они реже отмечают нетерпимое отношение (45 - 47% против 64% в среднем по выборке).

Молодежь Владимирской области выделяется большей нетерпимостью. Здесь к выходцам с Кавказа подчеркивают нетерпимое отношение чаще всего (минус 0.73), неприязнь к представителям сексуальных меньшинств владимирцы также отмечают чаще, чем молодежь других регионов (минус 0.30 против минус 0.10 в среднем по выборке).

Толерантность в сфере национальных отношений

Россия - многонациональная страна и отрадно, что лишь 16% молодых людей и 19% представителей старшего поколения находят в этом больше отрицательного, чем положительного (табл. 1). Треть молодежи (33%) считает, что в многона-циональности России больше положительного, т.к. разные народы обогащают друг друга. Другая треть (35%), соглашаясь с тем, что в многонациональности России много положительного, опасается возможности межнациональных конфликтов. Среди старшего поколения сторонников второй точки зрения чуть больше (37%).

Обратим внимание на распределение ответов в Республике Башкортостан. Как и следовало ожидать, в многонациональной Башкирии реже, чем в регионах с преобладанием русского населения, считают, что одни народы России живут за счет других и многонациональный характер страны - факт отрицательный (4%). В то же время среди молодежи Башкортостана значительно больше, чем в других регионах, за-

труднившихся с ответом на данный вопрос (26% против 16% в среднем по выборке). Подчеркнем и то, что в Башкортостане довольно много опасающихся возникновения межнациональных конфликтов - 39% (в момент проведения опроса в республике полным ходом шла кампания по избранию президента и конкуренты М. Рахимова разыгрывали карту противостояния башкир и татар).

В этой связи важно отметить, что именно живущие в Башкортостане татары чаще всего выражают опасения по поводу того, что совместное проживание разных национальностей, хотя и положительно само по себе (54% против 47% русских и 24% башкир), но таит угрозу межнациональных конфликтов. Башкиры чаще представителей других национальностей поддерживают точку зрения, что в многонациональности России больше положительного, поскольку разные народы обогащают друг друга (48% против 31% русских и 27% татар). Показателен и следующий результат: ни один из числа опрошенных башкир и татар не согласились с тем, что в многонациональной России одни народы живут за счет других, в то время как среди русских, живущих в Башкирии, эту точку зрения разделили 8 - 9%.

Чаще всего негативное отношение к факту многонациональности России высказывает молодежь Владимирской области - 40% видят в этом угрозу возникновения межнациональных конфликтов, а 24% вообще считают, что одни народы живут за счет других. Наибольшую терпимость по поводу совместного проживания разных народов в одной стране проявили приморцы, 39% которых посчитали, что это приводит к взаимному обогащению наций.

Довольно положительно оценив тот факт, что Россия является многонациональным государством, почти половина молодежи (47%) считает, что в стране часто встречаются случаи дискриминации по национальному признаку (табл. 2). Треть молодежи полагает, что такие случаи встречаются редко (34.1%). Еще 14% убеждены, что случаев дискриминации по национальному признаку практически не бывает. Позиция старшего поколения принципиально не отличается от оценок молодежи.

Вновь отметим, как выделяется на общем фоне молодежь Башкортостана. Показательно, что именно в многонациональной республике, где случаям дискриминации по национальному признаку, казалось бы, суждено иметь место особен-

но часто, лишь 17% молодежи признают их распространенным явлением (почти в 3 раза меньше, чем в среднем по выборке). Почти треть молодежи Башкортостана утверждает, что случаи национальной дискриминации практически не встречаются (30%). Даже вариант ответа "подобные случаи если и бывают, то редко" в Башкортостане выбирают чаще, чем в других регионах (45.5%).

Конечно, на оценку распространенности случаев дискриминации оказывает влияние национальность респондентов. Так, каждый пятый из числа опрошенных башкир указал, что вообще не знает что такое дискриминация по национальному признаку (20%). А русские и татары вдвое чаще представителей титульной нации республики отмечают, что случаи национальной дискриминации имеют место часто - 20% против 10% (хотя и это заметно меньше, чем в других, преимущественно русских, регионах). По-видимому, жители мононациональных регионов России несколько преувеличивают количество случаев дискриминации, а жители многонационального Башкортостана, наоборот, несколько занижают.

Заметно отличается молодежь Башкирии от своих сверстников из других регионов и в оценке значимости различных проявлений дискриминации по национальному признаку (табл. 3).

Молодежь в целом считает, что национальная дискриминация проявляется прежде всего в отношении к представителям других национальностей как к людям "низшего сорта" (49 -55%), в оскорблении лиц другой национальности на бытовом уровне (49 - 50%) и в физическом насилии по отношению к лицам других национальностей (36.5%). Молодые жители Башкортостана все три варианта отмечают заметно реже (соответственно 21%, 26% и 28%), больше уделяя внимание явно недооцененным молодежью других регионов ограничениям при поступлении в учебные заведения (28% против 4 - 9% в других регионах) и при продвижении на руководящие посты (26% против 11 - 17%).

Важно подчеркнуть, что лишь 17% молодежи видят проявление национальной дискриминации в открытом существовании организаций, пропагандирующих националистические идеи. Чаще этим обеспокоены молодые владимирцы и архангелогородцы (19 - 21%). Представители старшего поколения, которые в целом выстраивают иерархию проявлений дискриминации так

же, как и молодежь, усматривают угрозу в открытом существовании националистических организаций чаще (23%).

Мера межнациональной терпимости и нетерпимости особенно наглядно проявляется в отношении респондентов к бракам между людьми разных национальностей. Подавляющее большинство молодежи (73%) и большая часть представителей старшего поколения (67%) не видят в таких браках ничего плохого. Еще 15% молодежи и 18% представителей старшего поколения считают такие браки допустимыми, хотя и подчеркивают, что вступившие в них испытывают серьезные проблемы. Лишь каждый десятый среди молодых людей (11%) и каждый седьмой из тех, кому за 40 (15%), категорически выступают против смешанных браков, считая, что брак следует заключать только с представителем своей национальности. Настораживает, однако, что, по сравнению с 2001 годом, и среди молодежи, и среди представителей старшего поколения доля выступающих против браков между людьми разных национальностей выросла почти в два раза (с 6% до 11% и с 8% до 15%). Мужчины и женщины проявляют равный уровень терпимости в отношении к бракам между людьми разных национальностей. Они в равной степени часто отмечают, что в смешанных браках нет ничего плохого (по 73%). Мужчины чуть чаще выступают с осуждением таких браков (13% против 9%), а женщины - чуть чаще считают, что вступившие в брак с человеком другой национальности наживают себе серьезные проблемы (16% против 13%).

Нельзя не отметить и того, что чаще всего против смешанных браков выступают в многонациональном Башкортостане (17.5%). Причем башкиры и татары реже русских отвечают, что не видят в браках между людьми разных национальностей ничего плохого (66 - 69% против 76% русских). Возможно, определенную роль играет мусульманский фактор, однако в поддержку смешанных браков высказалось все же значительное большинство представителей всех трех национальностей.

Одним из проявлений национальной нетерпимости является представление о том, что патриотом России может быть только русский. Приходится признать, что точка зрения, ограничивающая все национальности, кроме русской, в праве на патриотизм по отношению к России довольно распространена - ее разделяет каждый четвертый респондент вне зависимости от возраста. И все же подавляющее большинство сходится на

том, что патриотом России может быть не только русский, но любой ее гражданин, какой бы национальности он ни был.

Само понятие патриотизма для большинства перестало быть связанным с ярлыком национализма, шовинизма, изоляционизма и ксенофобии; под патриотизмом понимаются прежде всего любовь к Родине и вера в ее будущее.

Толерантность в сфере религиозных отношений

Подавляющее большинство молодежи проявляет довольно высокий уровень терпимости в сфере религиозных отношений. Отвечая на вопрос о том, допустимо ли существование в России различных религиозных конфессий (православие, ислам, иудаизм, протестантизм, католичество и т.п.), только 20% избрали отрицательный вариант ответа, пояснив, что каждый народ имеет свою веру, которая и должна быть основной (табл. 4). Почти половина молодежи (48%) считает равноправное существование разных конфессий вполне допустимым при наличии жесткого контроля над деятельностью различных сект. И почти каждый третий (31%) допускает существование в России любых конфессий без всяких оговорок, считая, что люди сами решат, какую веру выбрать.

Таким образом, доля нетерпимых по отношению к конфессиональному многообразию соответствует доле нетерпимых в сфере национальных отношений. Старшее поколение поддерживает нетерпимое отношение к равноправному существованию разных конфессий в России чаще молодежи - 27%.

Однако если обратить внимание на региональные отличия, становится ясно, что среди молодежи Архангельской и Владимирской областей нетерпимых лишь немногим меньше, чем среди тех, кому за 40. В Архангельской области за приоритет одной религии высказались 26.5% молодых респондентов, а во Владимирской - 24%. Таким образом, в отдельных регионах приоритет одной религии над другими поддерживает четверть населения, что уже не так мало (кстати, именно такая доля молодежи выразила негативное отношение к равноправному существованию различных конфессий в 1999 г.).

Приморцы и, особенно, молодые жители Башкортостана, оказались более терпимыми. В Башкортостане, где сосуществуют ислам и православие, за приоритет одной религии высказались лишь 8% молодежи. Нельзя, однако, не отметить, что терпимыми в Башкирии оказываются, по сути дела, только рус-

ские, среди которых в пользу приоритета одной конфессии высказались лишь 6%. Среди молодых татар против равноправного существования конфессий высказались 12% респондентов, а среди молодых башкир - те же 20%, что и в среднем по выборке. Так что русские, живущие в мусульманской среде, проявляют не только большую терпимость, чем живущие рядом башкиры и татары, но и большую терпимость, чем русские, живущие в православных регионах.

Интересно, что на отношение к допустимости равноправного существования разных конфессий почти не влияет уровень религиозности. Во всяком случае, молодые люди, называющие себя верующими, выступают за приоритет одной религии ничуть не чаще неверующих (по 21%). Скорее всего это связано с тем, что реальный уровень религиозности явно ниже заявленного.

Толерантность по отношению к людям с физическими и психическими недостатками

Доля респондентов, испытывающих негативные чувства при встрече с людьми, имеющими физические или психические недостатки (табл. 5), относительно невелика - неприязнь испытывают 5%, еще 1.5% ощущают при этом чувство собственного превосходства над людьми, обиженными судьбой. Эти цифры еще ниже у респондентов контрольной группы.

Толерантность общества к инвалидам - это терпимость, основывающаяся на жалости (51% респондентов, как среди молодежи, так и среди тех, кому за 40, испытывают это чувство при встречах с людьми с физическими или психическими недостатками). Чаще других это характерно для владимирской молодежи (59%). Почти каждый третий респондент (30%) относится к таким людям так же как и ко всем другим, не испытывая никаких особых чувств и проявляя таким образом высшую степень толерантности. Впрочем, отношение респондентов к людям с физическими недостатками довольно резко отличается от отношения к людям с психическими недостатками, и степень толерантности, соответственно, разная.

Респондентам задавался вопрос: каким должно быть отношение общества к людям с физическими недостатками (табл. 6) и к людям с недостатками психическими (табл. 7). Отметим, что при ответах на этот вопрос очень незначительная доля респондентов проявила безразличие (3-6% по разным возрастным

группам). Половина респондентов (50%) полагают, что людям с физическими недостатками следует создавать особые благоприятные условия для адаптации в обществе - соответствующим образом обустраивать городскую среду, оказывать помощь в получении образования и в трудоустройстве (50%), еще свыше трети респондентов считают, что к ним следует относиться так же, как к здоровым людям, чтобы они чувствовали себя полноценными членами общества (37%). Каждый десятый (10%) поместил бы таких людей в специализированные медицинские учреждения (дома инвалидов), где о них будут заботиться.

Совсем иным, по мнению респондентов, должно быть отношение общества к людям с психическими недостатками. Наибольшая доля опрошенных (43%), причем как среди молодежи, так и среди представителей старшего поколения, считают, что их следует изолировать от общества в специализированных учреждениях, где о них будут заботиться. Но почти столь же велика (40.5%) доля респондентов, полагающих, что таким людям следует создавать особые благоприятные условия для адаптации в обществе, то есть оказывать помощь в получении образования, занятии творчеством, спортом, создавать специальные рабочие места. Молодые люди выбирают такой вариант ответа несколько чаще, чем представители контрольной группы (38%).

***

Подводя итог, подчеркнем, что россияне - как молодежь, так и старшее поколение - довольно высоко оценивают уровень толерантности своих сограждан. Иностранцы, граждане России других национальностей, люди, придерживающиеся других политических взглядов, исповедующие другие религии, имеющие физические и психические недостатки - ко всем к ним, по мнению большинства опрошенных, россияне относятся терпимо. Лишь две группы, по мнению респондентов, чаще всего вызывают у россиян нетерпимое отношение к себе - представители сексуальных меньшинств (43% молодежи и 50% людей старше 40 лет) и выходцы с Кавказа (64% и 57%).

Как показывают результаты исследования, уровень толерантности россиян действительно находится на достаточно высоком уровне. В целом доля нетерпимых по отношению к тем или иным группам и меньшинствам колеблется от 10% до 25%.

Чаще всего нетерпимость проявляется по отношению к представителям сексуальных меньшинств и к людям с психическими недостатками - здесь доля нетерпимых достигает едва ли не половины опрошенных, поскольку добавляются молодые люди, терпимые в других вопросах.

Показательно, что наиболее толерантной оказалась молодежь многонационального и многоконфессионального Башкортостана, а самыми нетерпимыми - молодые владимирцы, жители Центральной России. Важно отметить, что от старшего поколения молодежь практически не отличается ни более высоким уровнем толерантности, ни более высоким уровнем нетерпимости. Уровень толерантности, как оказалось, вообще мало связан с возрастом или уровнем образования. Определяющими факторами значительно в большей степени являются показатели социального самочувствия. Крайне важно, что во всех сферах взаимоотношений наиболее высоким уровнем нетерпимости отличаются люди, неудовлетворенные жизнью и своим материальным статусом, негативно и с тревогой оценивающие ситуацию в стране, считающие себя несвободными. В этом смысле высокий уровень толерантности россиян объясняется тем, что на протяжении последних трех лет уровень социального самочувствия находится на стабильно высоком уровне.

Наконец, группа неудовлетворенных однородна в том смысле, что нетерпимые по отношению к одним меньшинствам, нетерпимы и по отношению к другим. По существу, нетерпимые в национальном вопросе, в сфере религиозных отношений, в отношении к иностранным государствам и к их гражданам, противники равенства полов и испытывающие неприязнь по отношению к сексуальным меньшинствам и лицам с физическими недостатками - оказываются одними и теми же людьми.

Приложение

Условные обозначения: С - в среднем по выборке А - Архангельская область В - Владимирская область П - Приморский край Б - Республика Башкортостан Р40 - респонденты старше 40 лет

Таблица 1

Оценка респондентами того факта, что Россия является многонациональной страной

(в процентах от общего числа ответивших на вопрос)

Варианты ответа Молодежь 15-30 лет Р40

С А В П Б

В этом больше положи- 32.9 34.0 27.5 38.6 31.3 30.8

тельного - разные народы обогащают друг друга Много положительного, но 35.1 33.0 39.9 28.9 38.7 37.4

это может привести к меж-

национальным конф-

ликтам

В этом больше отрица- 16.1 17.9 24.2 18.5 4.0 19.1

тельного - одни народы

живут за счет других Затруднились с ответом 15.9 15.1 8.4 14.1 25.9 12.7

Ответили на вопрос, чел. 1180 291 298 298 297 409

Таблица 2

Мнение респондентов о распространенности случаев дискриминации по национальному признаку в России

(в процентах от общего числа ответивших на вопрос)

Варианты ответа Молодежь 15-30 лет Р40

Такие случаи: С А В П Б

Часто встречаются 46.7 58.7 62.0 49.7 17.1 39.9

Редко встречаются 34.1 27.6 27.8 35.0 45.5 38.9

Практически не встреча- 13.6 7.7 6.4 11.0 28.8 15.1

ются

Не знают, что это такое 5.6 5.9 3.8 4.3 8.6 6.1

Ответили на вопрос, чел. 1180 286 295 300 299 403

Таблица 3

В чем в первую очередь выражается дискриминация по национальному признаку (в процентах от общего числа ответивших на вопрос, можно было выбрать несколько вариантов ответа)

Варианты ответа

Молодежь 15-30 лет

С А В П Б

29.0 31.8 37.4 29.9 16.3

16.4 11.1 17.6 11.0 26.3

Р40

Ограничения при приеме на работу

Ограничения при продвижении на руководящие посты

Ограничения при поступлении в учебные заведения

Трудности в выстраивании политической карьеры

11.7 8.6 7.3 4.1 27.8 9.4

10.9 13.9 10.0 9.3 10.4 11.2

Ограничения в развитии 13.1 11.1 14.5 12.4 14.4 11.7 нац. меньшинствами культуры, языка, религии

Открытое существование 17.0 20.7 19.4 14.1 13.7 22.8 организаций, пропагандирующих националистические идеи

Отношение к представите- 44.3 48.9 50.5 55.0 21.5 40.4 лям некоторых национальностей как к людям "низшего сорта"

Оскорбления лиц других 44.1 49.3 50.2 50.2 25.6 43.1 национальностей на бытовом уровне

Физическое насилие по от- 36.5 32.5 45.7 39.2 28.1 24.9 ношению к лицам др. национальностей

Ответили на вопрос, чел. 1150 280 289 291 270 394

Таблица 4

Отношение респондентов к равноправному существованию в России различных религиозных конфессий

(в процентах от общего числа ответивших на вопрос)

Варианты ответа Молодежь 15-30 лет Р40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С А В П Б

Да, в России должны су- 31.4 28.6 26.8 34.4 35.6 29.5

ществовать все конфес-

сии, а люди сами решат, какую выбрать Существование разных 48.1 44.6 49.0 43.1 55.7 42.4

конфессий допустимо, но

надо жестко следить за

деятельностью множества

сект

Нет, каждый народ имеет 20.1 26.5 24.2 21.7 8.4 27.0

свою веру, которая и

должна быть основной

Ответили на вопрос, чел. 1182 287 298 299 298 403

Таблица 5

Чувства, испытываемые респондентами при встрече с людьми с физическими или психическими недостатками

(в процентах от общего числа ответивших на вопрос, допускалось несколько вариантов ответа)

Варианты ответа Молодежь 15-30 лет Р40

С А В П Б

Жалость 50.7 52.9 58.9 55.1 35.8 51.4

Неприязнь 4.9 6.2 4.3 6.8 2.4 3.5

Собственное 1.5 3.1 1.3 1.4 0.3 0.7

превосходство

Ничего особенного, 29.7 25.6 28.1 27.0 37.8 32.6

относятся к ним как ко

всем другим

Другие чувства 2.0 2.1 0.7 3.0 2.4 2.7

Затруднились ответить 12.5 11.8 7.0 10.1 20.9 8.4

Ответили на вопрос, чел. 1180 289 299 296 296 405

Таблица 6

Каким должно быть отношение общества к людям с физическими недостатками (инвалидам)

(в процентах от общего числа ответивших на вопрос)

Варианты ответа Молодежь 15-30 лет Р40

С А В П Б

Следует относиться так 36.8 39.8 36.9 35.2 35.3 37.6

же, как к здоровым людям,

чтобы они чувствовали се-

бя полноценными членами общества Им следует создавать осо- 49.7 52.6 54.6 45.6 46.1 49.1

бые благоприятные усло-

вия для адаптации в обще-

стве

Их следует помещать в 9.8 8.0 10.2 14.1 6.8 12.5

специализированные ме-

дицинские учреждения, где о них и позаботятся

Мне это безразлично 6.0 2.1 2.0 6.4 13.2 2.8

Ответили на вопрос, чел. 1175 289 293 298 295 399

Таблица 7

Каким должно быть отношение общества к людям с психическими недостатками

(в процентах от общего числа ответивших на вопрос)

Варианты ответа Молодежь 15-30 лет Р40

С А В П Б

Следует относиться так 12.2 7.7 12.4 7.8 20.5 15.1

же, как к здоровым людям,

чтобы они чувствовали се-

бя полноценными членами общества Им следует создавать особые благоприятные усло- 40.5 42.1 40.9 34.9 44.1 38.0

вия для адаптации в обще-

стве

Их следует изолировать от общества в специализиро- 43.1 50.9 45.3 53.6 22.9 42.7

ванных учреждениях, где о них будут заботиться Мне это безразлично 5.8 2.1 2.3 5.4 13.1 3.2

Ответили на вопрос, чел. 1175 285 298 296 297 403

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.